СТРУКТУРЫ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.




(явления, РАССМАТРИВАЕМОГО КАК ИСТОЧНИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ зависимОЙ переменнОЙ исследования)

§1. Обоснование и выбор теоретического подхода к социологическому исследованию структуры досуга современной молодежи

Для исследования явления, служащего источником определения зависимой переменной, необходимо определить теоретические основы исследования и выделить основные понятия из теоретических подходов, которые будут использоваться при описании свойств объекта исследования и характера их взаимосвязи. Нами были выбраны следующие теории для обоснования зависимой переменной исследования:

· Теория эволюции понятия «досуга молодёжи» Кабадейцева О.В.
Эволюция понятия «досуга молодёжи»

В своей концепции Кабадейцева О.В. рассматривает определённые формы досуга как сферу растущего сопротивления стандартизации к рыночным отношениям. В современных условиях досуг становится главным жизненным интересом и главным основанием идентичности человека. Досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после выполнения непреложных непроизводственных обязанностей, специфическая сфера свободного времени человека, являющаяся временем «свободного самовыражения» его сущностных сил.

Содержание понятия досуга дуально:

üС одной стороны, выступает в качестве рекреационного средства, способного восстанавливать интеллектуальный, культурный, физический потенциал;

üС другой стороны, это средство, способствующее развитию всей совокупности духовных и физических качеств личности, исходя из её социокультурных потребностей. (Для изучения развития культурного развития молодёжи будет рассматриваться именно этот аспект)

По мнению Кабадейцевой О.В., в современном обществе существует 2 основных вида досуговой деятельности:

üСерьёзные составляющие –посвящение своего досуга общественно полезным занятиям, которые отличаются перспективой саморазвития, сложной структурой и предполагает завершённость исполнения (по мнению Кабадейцевой, именно этот вид досуга позволяет молодёжи активно социализироваться, культурно развиваться и самореализовываться в обществе)

üНесерьёзные или случайные составляющие – преобладание в препровождении свободного времени развлекательных и увеселительных составляющих.

Кроме того, Кабадейцева О.В. полагает, что для нормального функционирования молодёжи в обществе, её досуг обязан включать в себя обе составляющие в правильном соотношении.

Вывод: теория Кабадейцевой О.В. достаточно полно раскрывает понятие досуга в целом, но не отражает в полной мере понятия «культуры досуга», таким образом необходимо воспользоваться теорией Батнасунова А.С.

· Теория молодежного досуга Батнасунова А.С.

Теория молодежного досуга Батнасунова А.С.

По мнению Батнасунова А.С., культура досуга – это, с одной стороны, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств (например, характер, склад ума, организованность, вкусы, потребности и интересы, умения, желания, жизненные цели), которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время; а с другой, общественно-культурная составляющая свободного времяпрепровождения.

Батнасунов А.С. отмечает, что увеличение времени, посвященного досугу, порождает необходимость организации и регулирования досуга молодежи, так как это наиболее активная социальная группа и находится в стадии социального становления.

Формирование культуры досуга молодежи должно складываться из трех этапов:

1 - стимулирование в условиях досуга у молодых людей установок на участие в социально-культурном творчестве.

2 - непосредственное вовлечение молодежи в различные социально-значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов.

3 - материально-техническое, организационно - методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи.

Таким образом «организация досуга» – это создание и упорядочение объектов и субъектов управления досуговой сферы.

Вывод: Теория молодежного досуга Батнасунова А.С. дополнила теорию Кабадейцевой О.В. недостающими понятиями. Таким образом, необходимо дополнительно выделить понятие «молодёжи» необходимое для разработки концептуальной модели объекта теоретико-прикладного социологического исследования.

Воспользуемся определением теории социологии молодёжи и, в частности, определением, приведённым в социологическом словаре под редакцией академика Г.В.Осипова.

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14- 30 лет.

Вывод: теории молодежного досуга Кабадейцевой О.В., Батнасунова А.С. и точка зрения Осипова Г.В. наиболее полно раскрывает сущность тех понятий, которые используются при разработке концептуальной модели объекта теоретико-прикладного социологического исследования, позволяя оперировать такими основными понятиями, входящими в объект исследования как: «досуг», «досуговая культура», «досуговая организация», «молодежь».


§2. Обоснование, выбор и определение концептуальных понятий исследования процесса формирования досуговой культуры современной молодежи(концептуализация понятий)

Данный параграф направлен на разработку концептуальной модели объекта исследования. Эта концептуальная модель предназначена только для данного исследования и служит его основой. Исходя из теорий, выбранных в §1 (теория эволюции понятия «досуга молодёжи» Кабадейцева О.В., теория молодежного досуга Батнасунова А.С.), обоснован выбор и даны определения понятий, которые в дальнейшем используются для составления понятийной модели явления, рассматриваемого как источник определения зависимой переменной исследования: досуг, досуговая культура, молодежь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: