Разработав содержательное определение предмета исследования, проведем типологический анализ. Для этого необходимо выбрать одно содержательное свойство в соответствии с теоретическими основами данного исследования.
В качестве основополагающий теорий выбрана теория социального контроля Кузнецовой Е.М. На основании данной теории, исследуемое явление можно типологизировать по такому критерию: как влияют на индивида социальные институты с которыми он находится в постоянном взаимодействии.
Основание типологии.
Проведём типологизацию свойств предмета исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной, выделив в нём наиболее значимое содержательное свойство – влияние социальных институтов, с которыми индивид или их группа (молодёжь) находится в постоянном взаимодействии (теория социального контроля Кузнецовой Е.М.).
Выделение типологических групп в исследовании.
Выделим типы социального контроля, исходя из того, какими институтами регулируется его внедрение и осуществление в обществе, исходя из теории Е.М. Кузнецовой.
Типы социального контроля:
ü Религиозный социальный контроль: вид социального контроля, основанный на использовании религиозных догматов для обеспечения легитимности социальных отношений
ü Политический социальный контроль: вид социального контроля, основанный на формировании общеобязательных правил политической деятельности
ü Правовой социальный контроль: вид социального контроля, основанный на принуждении к участию в социальных отношениях посредством формальных общеобязательных норм и правил поведения, нарушение которых влечет за собой ограничение индивидуальных прав и возможностей
|
ü Социоэкономический контроль: вид социального контроля, основанный на использовании денег как всеобщего эквивалента материальных, человеческих и иных разновидностей ресурсов, осуществим по отношению ко всем объектам социального контроля, поскольку напрямую связан с удовлетворением как индивидуальных, так и групповых потребностей разных уровней.
ü Социокультурный контроль: вид социального контроля, подразумевающий трансформацию культуры из проявления этнического образа жизни в элемент социального управления.
ü Идеологический социальный контроль: вид социального контроля, подразумевающий пропаганду социальных ценностей и приоритет интересов субъектов социального управления во всех сферах общественной жизни.
ü Образовательный социальный контроль: вид социального контроля, включающий в себя замещение межличностных процессов индивидуального научения социально-обусловленными процессами обучения и воспитания. С одной стороны, образовательный контроль подразумевает обучение, т.е. привитие профессиональных навыков, позволяющих выполнять определенные социальные роли, а с другой стороны, воспитание, т.е. привитие моделей поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, характерных для объектов социального контроля. Таким образом, система образования выступает в качестве наиболее эффективного инструмента долгосрочного изменения социальных ценностей.
Вывод: В данном параграфе была разработана концептуальная модель предмета исследования (влияние социального контроля (со стороны образования)). На основе простых концептуальных понятий, сформулированных в выбранной нами теории Т. Парсонса и Кузнецовой Е.М., было разработано сущностное определение социального контроля, из которого на основе выделения видовых признаков было сформулировано содержательное определение. Далее мы сформулировали содержательное определение, оставив в нём наиболее значимое содержательное свойство (влияние социальных институтов, с которыми индивид находится в постоянном взаимодействии). На его основе провели типологизацию предмета исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной, выделив такие типы социального контроля, как «религиозный контроль», «правовой контроль», «политический контроль», «информационный контроль», «информационный контроль», «социокультурный контроль» и «образовательный контроль».
|
§3.Операционализация концептуальных понятий исследования социального контроля со стороны семь как фактора досуговой культуры современной студенческой молодежи
После проведения процедуры типологизации содержательных свойств явления, рассматриваемого в данном исследовании в качестве независимой переменной, необходимо провести процедуру операционализации концептуальных понятий, описывающих данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий через свойства, которые поддаются непосредственному наблюдению.