Наблюдаемые в принципе проявления типов социального контроля




Название типов Теоретическое определение типа Операциональное определение типа через в принципе наблюдаемые проявления
  «Религиозный контроль» Религиозный социальный контроль- вид социального контроля, основанный на использовании религиозных догматов для обеспечения легитимности социальных отношений   Религиозный социальный контроль – вид социального контроля, основанный на использовании религиозных догматов для обеспечения легитимности социальных отношений, стандартизирующий их и проявляющийся в виде реакции на соблюдение религиозных традиций, исполнение религиозных ритуалов и обрядов, уровень восприятия религиозных норм.
  «Политический контроль» Политический социальный контроль- вид социального контроля, основанный на формировании общеобязательных правил политической деятельности.   Политический социальный контроль -вид социального контроля, основанный на формировании общеобязательных правил политической деятельности, проявляющийся в уровне политической культуры членов общества, в политическом устройстве государства, в степени доверия общества государству, методах воздействия, воспитания государством общества.  
  «Правовой контроль» Правовой социальный контроль - вид социального контроля, основанный на принуждении к участию в социальных отношениях посредством формальных общеобязательных норм и правил поведения, нарушение которых влечет за собой ограничение индивидуальных прав и возможностей   Правовой социальный контроль - вид социального контроля, основанный на принуждении к участию в социальных отношениях посредством формальных общеобязательных норм и правил поведения, нарушение которых влечет за собой ограничение индивидуальных прав и возможностей, наблюдающийся в формах наказания за нарушение правовых норм данного общества, в положительных санкциях за соблюдение данных норм, в степени соблюдения правовых норм членами общества (на сколько охотно общество само соблюдает данные правовые нормы), качество право как закона.  
  «Социоэкономический контроль» Социоэкономический контроль – вид социального контроля, основанный на использовании денег как всеобщего эквивалента материальных, человеческих и иных разновидностей ресурсов, осуществим по отношению ко всем объектам социального контроля, поскольку напрямую связан с удовлетворением как индивидуальных, так и групповых потребностей разных уровней.   Социоэкономический контроль – вид социального контроля, основанный на использовании денег как всеобщего эквивалента материальных, человеческих и иных разновидностей ресурсов, осуществим по отношению ко всем объектам социального контроля, поскольку напрямую связан с удовлетворением как индивидуальных, так и групповых потребностей разных уровней, проявляющийся в реакции общества на обладание материальными благами, в соответствии понятия «престиж» обладанию деньгами, нормах, регламентирующих экономическую жизнь общества, степень зависимости экономической сферы жизни общества от моральных ценностей.
  «Социокультурный контроль» Социокультурный контроль - вид социального контроля, подразумевающий трансформацию культуры из проявления этнического образа жизни в элемент социального управления Социокультурный контроль – вид социального контроля, подразумевающий трансформацию культуры из проявления этнического образа жизни в элемент социального управления, наблюдающийся в направленности реакции относительно исполнения национальных обычаев и традиций, уровне культурного образования членов общества, в направленности принятых в обществе норм и моральных принципов, направленности реакции общества на этическое и эстетическое состояние каждого из членов общества.
  «Идеологическийконтроль» Идеологический социальный контроль -вид социального контроля, подразумевающий пропаганду социальных ценностей и приоритет интересов субъектов социального управления во всех сферах общественной жизни. Идеологический социальный контроль -вид социального контроля, подразумевающий пропаганду социальных ценностей и приоритет интересов субъектов социального управления во всех сферах общественной жизни, проявляющийся в стандартизации поведения членов общества относительно генеральной идеи развития данного общества, воспитании определённых ценностей и взглядов, идеологической инициативности, жесткости применяемых санкций, формировании иллюзорный целей.
  «Образовательный контроль» Образовательный контроль - вид социального контроля, включающий в себя замещение межличностных процессов индивидуального научения социально-обусловленными процессами обучения и воспитания Образовательный контроль – вид социального контроля, включающий в себя замещение межличностных процессов индивидуального научения социально-обусловленными процессами обучения и воспитания, проявляющийся в уровне качества усвоения обучающимся норм, ценностей, установок принятых в данном обществе, степени влияния личности преподавателя на формирующуюся личность обучающегося, степени усвоения профессиональных навыков обучающимся, степени доверия обучающихся к методам и действиям преподавателя, степени жесткости применяемых преподавателем санкций.

Из перечисленных выше типов социального контроля для исследования по критерию степени влияния на зависимую переменную исследования, выберем седьмой тип – «контроль со стороны образования».

Так как для исследования был выбран седьмой тип – «образовательный контроль», необходимо рассмотреть наблюдаемые проявления данного типа более подробно.

Типу «образовательный контроль » соответствует формирование нравственных ограничений, основанных на порядке, принятом в данном обществе, формальной определённости отношений между агентами контроля и объектами, общая направленность целей (агент преследует цель: научить, приучить, воспитать; субъект – научиться, приучиться, «воспитаться». Следовательно, можно выделить следующие его наблюдаемые проявления:

ü Уровень качества усвоения обучающимся норм, ценностей, установок, принятых в данном обществе

ü Степень влияния личности преподавателя на формирующуюся личность обучающегося

ü Степень усвоения профессиональных навыков обучающимися

ü Степень жёсткости применяемых преподавателем санкций

ü Степени доверия обучающихся к методам и действиям преподавателя.

Вывод: В данном разделе была проведена операционализация концептуальных понятий предмета исследования – явления, рассматриваемого в качестве источника формирования независимой переменной. Были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию степени влияния на зависимую переменную, выбран седьмой тип социального контроля – «образовательный контроль», в котором были указаны наиболее значимые наблюдаемые проявления данного типа.


§4. Обоснование и определение переменных исследования социального контроля со стороны образования как фактора досуговой культуры современной студенческой молодежи

На основе исследовательской базы, созданной операциональными понятиями, необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в исследовании социального контроля (в частности, со стороны образования), оказывающем влияние на досуговую культуру современной молодежи. Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для независимой переменной исследования.

Следовательно, операциональными понятиями, которые описывают характеристики социального контроля (образования), будут представленные в §3 наблюдаемые проявления типа «образовательный контроль». Эти операциональные понятия являются независимыми по отношению к переменным исследования досуговой культуры современной молодежи. Их изменение выступает в качестве явления причины изменения уровня досуговой культуры современной молодежи. В рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных, из-за ограниченности ресурсов. Поэтому необходимо отобрать кандидатуру в переменную, которая бы наилучшим образом смогла отобразить степень влияния явления причины (независимой переменной) на зависимую переменную исследования. В качестве независимой переменной исследования выберем степень влияния личности преподавателя на формирующуюся личность учащегося.

Вывод: В данном параграфе на основе обоснования и определения операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в независимую переменную, была выделена одна единственна, ввиду ограниченности ресурсов. Данная кандидатура была отобрана по критерию степени влияния на зависимую переменную. Таким образом, в данном исследовании, в качестве независимой переменной выступает – степень влияния личности преподавателя на формирующуюся личность учащегося.


           
   
 
 
   
 

 


Свойства (атрибуты) содержательного определения №1

       
   
 
Свойства (атрибуты) содержательного определения №2
 

 


               
   
 
     
   
 
 
 

 


 

               
   
 
     
 
   
?
 
 

 


 

 


 

 

 


 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: