Наблюдаемые в принципе проявления форм «досуговой деятельности» на определенном жизненном этапе личности в досуговой культуре молодежи




Название типов Теоретическое определение типов Операциональное определение через в принципе наблюдаемые проявления
  Серьезные составляющие досуговой культуры Серьёзные составляющие досуговой культуры – это часть общественно-культурной составляющей свободного времяпрепровождения, посвящённая общественно-полезным занятиям, отличающимся сложной структурой, перспективой саморазвития и завершённостью исполнения. Серьёзные составляющие досуговой культуры – это особые виды деятельности в структуре свободного времени, направленные на саморазвитие и реализацию общественно-важных и полезных качеств личности, проявляющиеся в посещении культурных центров (с целью развития определённых навыков), систематическом занятии спортом, чтении специальной литературы, волонтёрской деятельности, посещении развивающих курсов и тренингов, методическое занятие творчеством.
  Несерьезные составляющие досуговой культуры Несерьёзные составляющие досуговой культуры – это часть общественно-культурной составляющей свободного времяпрепровождения, характеризующаяся простой структурой, обладающая развлекательным или увеселительным характером, направленная на восстановление потенциала личности, расслабление и рекреацию.   Несерьёзные составляющие досуговой культуры – это особые виды деятельности в структуре свободного времени, направленные на восстановление духовных и физических сил индивида, развлечении, проявляющиеся в посещении развлекательных центров, культурных учреждений (с целью отдыха), времяпрепровождении с семьёй и друзьями, чтение развлекательной литературы, «шоппинг» (как вид досуга)

 

В соответствии с теорией Кабадейцевой для нормального развития и функционирования личности в обществе необходимо наличие сбалансированного комплекса обоих типов досугой культуры. Однако по критерию социальной значимости из вышеперечисленных типов «досуговой культуры» выберем первый тип – серьёзные составляющие досуговой культуры», основой которого является развитие внутреннего – интеллектуального и физического – потенциала индивида, направленного на созидание некоторых общественно полезных ценностей в рамках свободного времяпрепровождения, на базе саморазвития, самодеятельности, участия в организованных мероприятиях.

Далее будут рассмотрены более подробно наблюдаемые проявления данного типа. Особой характеристикой серьёзной составляющей «досуговой культуры» является её общественная значимость, структурированность, целенаправленность, а также формирование интересов и потребностей молодёжи в досуговой деятельности, направленных на непрофессиональное (т.е. выходящее за рамками выбранной профессии) саморазвитие и самореализацию, получение определённых навыков и умений. Таким образом, можно выделить следующие наблюдаемые проявления данного типа:

· Посещение культурных центров – вид досуговой деятельности, ориентированный на повышение духовного и интеллектуального потенциала личности, путём освоения достижений науки и искусства в широком смысле слова, для развития определённых качеств полезных как на профессиональном уровне, так и нет (но в этом случае должно иметь конкретную общественно значимую цель).

· Систематические занятия спортом – вид досуговой деятельности, направленный на развитие физического потенциала личности, выражающийся в методических, постоянных тренировках. Для исследования интерес представляет только те занятия спортом, которые имеют конкретную общественно значимую цель, например, участие в соревнованиях по лёгкой атлетике в сборной философского факультета.

· Чтение специальной литературы – вид досуговой деятельности, направленный на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, характеризующийся освоением книг особой тематики и жанра для развития определённых качеств и навыков, применимых и полезных для той социальной среды и ситуации, в которой находится индивид, вне его профессиональной деятельности.

· Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, организованное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Включает в себя формирование новых материальных и духовных ценностей, развитие в себе любви к окружающему миру. В данном случае рассматривается как вид досуговой деятельности, обладающий строгой структурой и конкретной целью.

· Посещение специальных тренингов и курсов – вид досуговой деятельности, направленный на непосредственное развитие особых навыков, знаний и умений личности, путём обучения, для реализации своего потенциала в рамках самодеятельности или организованных мероприятий имеющих общественную значимость.

· Методическое занятие творчеством – вид досуговой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных благ. В данном случае интерес представляет долговременное посещение секций, кружков, дополнительных занятий по развитию творческих навыков, целенаправленная деятельность, предполагающая итог и полезность творчества.

Вывод: В данном параграфе была проведена операционализация концептуальных понятий явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной (объекта исследования). Также были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию социальной значимости выбран первый тип досуговой культуры молодежи – «серьёзные составляющие досуговой культуры », в котором происходит развитие физического, духовного и интеллектуального потенциала индивида, направленного на созидание общественно полезных норм, ценностей и благ на базе самодеятельности, самостоятельных занятий и организованных мероприятий.


§4. Обоснование, выбор и определение переменных исследования досуговой культуры современной молодежи

Так как операциональные понятия создают только исследовательскую базу, необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в исследовании формирования досуговой культуры современной молодежи. Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для зависимой переменной исследования.

Итак, операциональными понятиями, которые описывают формы досуговой культуры современной молодежи в соответствии с типами «досуговой деятельности», будут вышеприведенные наблюдаемые проявления «серьезных составляющих» досуговой культуры молодежи. Эти операциональные понятия являются зависимыми по отношению к переменным исследования социального контроля. Его изменение выступает в качестве следствия изменения досуговой культуры современной молодежи.

Из-за ограниченности ресурсов в рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных. Необходимо выбрать такую кандидатуру в переменную, которая в наибольшей степени показывала бы социальную значимость объекта исследования. В качестве зависимой переменной исследования выберем вид «серьезного досуга» – волонтёрство, включающий формирование новых материальных и духовных ценностей, развитие в себе любви к окружающему миру.

Вывод: В данном параграфе было проведено обоснование и определение операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в зависимую переменную. Из приведенных кандидатур по критерию социальной значимости была выбрана зависимая переменная – волонтёрство, включающее формирование новых материальных и духовных ценностей, развитие в себе любви к окружающему миру.


Раздел IIа. Теоретические основы социологического исследования СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФАКТОРА ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫСОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

(явления, РАССМАТРИВАЕМОГО КАК ИСТОЧНИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕзависимОЙ переменнОЙ исследования)

§1. Обоснование и выбор теоретического подхода к социологическому исследованию социального контроля со стороны образовательных учреждений как фактора досуговой культуры современной молодежи

Исследование явления, рассматриваемого в качестве независимой переменной, требует выявления теоретических основ и выделения основных понятий из теоретических подходов, которые будут использоваться при описании свойств предмета исследования и характера их взаимосвязи. Авторами были выбраны следующие теоретические основы для обоснования независимой переменной исследования:

· Теория социального контроля Т. Парсонса

Теория Т. Парсонса для данного социологического исследования была выбрана ввиду того, что это теория наиболее полно описывает такое общественное явление как социальный контроль и охватывает не только психологическую, но и социальную сферу.

Сам термин«социальный контроль» обозначает совокупность норм и ценностей общества, выраженных в санкциях, применяемых для поддержания социального порядка, выраженных в сравнении реального поведения индивидов с ожидаемым.

По мнению, Т. Парсонса, каждый социальный институт характеризуется наличием определённых норм, которые выражаются и наблюдаются в виде набора определённых ролей, которые регламентируются наличием определённых прав и обязанностей, применимых к каждой конкретной роли. Таким образом, ожидаемое социальное поведение формируется из соответствия определённых норм определённым социальным ролям. Иными словами, социальный институт предполагает существование социальных ролей, деятельная составляющая которых определяется именно рамками норм, предписываемых тем же социальным институтом. В случае, если действия индивида не соотносятся с нормами его конкретной роли, или выходят за их пределы, как с негативными последствиями, так и с позитивными, активируется функция социального контроля, то есть возникает некоторая реакция со стороны общества. Отклонение поведения индивида от социальной нормы принято называть девиацией. Так как последствия могут носить как положительный, так и негативных характер, то и санкции будут иметь полярно различную направленность. В связи с этим Т. Парсонс исследовал три метода социального контроля (негативная составляющая):

· Изоляция – метод социального контроля, который осуществляется на основе полного отделения девианта от общества. В качестве примера можно привести душевно больных, помещаемых в сумасшедшие дома, или преступников в тюрьмах.

· Обособление – метод социального контроля, при котором обеспечивается ограничение контактов девианта с другими людьми, с целью снижения степени последствий их отклоняющегося поведения, в случае если поведение данных индивидов начинает соответствовать ожидаемому, и они готовы выполнять функции возложенной социальной роли, они могу вернуться в сферу полной жизнедеятельности общества.

· Реабилитация – метод социального контроля, с помощью которого общество готовит девиантов к возвращению в полноценную жизнь социума. Цель заключается в воспитании желания и умения соответствовать новым социальным ожиданиям, и нормальному функционированию в рамках конкретно их социальной роли. В некотором смысле образовательные учреждения применяют этот метод, когда готовят (социализирует) индивидов адекватно современным запросам общества.

В рамках деления методов на методы наказания и поощрения, можно выделить ещё и формальные и неформальные методы социального контроля (по критерию их нормативно-юридической закреплённости).

Неформальный контроль предполагает "неофициальность", т.е. не закреплён определённым законодательным или нормативным актом. Как правило, он применяется на базе правил морали, нравственности и этикета, принятых в данном обществе. Наиболее эффективен в малых группах.

Выделяют четыре типа неформального социального контроля:

· социальное поощрение

· социальное наказание

· социальное убеждение

· социальная переоценка норм

Все они осуществляются по средствам массовости или авторитетности. Наиболее популярный вид контроля в образовательных учреждениях.

Формальный контроль, напротив, осуществляется «официально», т. к. закреплён в официальном документе, законе, уставе, программе и т.д. Данный тип контроля активно применяется во всех сферах жизни общества, для урегулирования отношений между индивидами, обеспечения стабильности в обществе.

Вывод: данная теория полностью раскрывает понятие «социального контроля », но не даёт необходимых сведений для обоснования понятия «образования » и «образовательных учреждений ». Поэтому необходимо задействовать теорию, которая смогла бы восполнить этот недостаток, а также провести работу по объединению информации, содержащейся в данных теориях для рассмотрения понятий в необходимом для данного исследования ключе.

Ø Теория социального контроля Кузнецовой Е.М.

Данная теория касается механизмов управления общества, соответственно она рассматривает социальный контроль вообще, и социальный контроль образования в частности, как элемент социального управления. Так автор теории считает, что социальный контроль – это целенаправленное управленческое воздействие субъекта социального контроля на объект с целью формирования у последнего желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров.

Кузнецова Е.М. подразделяет 2 типа социального контроля по критерию реализации функций:

ü прямой контроль (основан на реализации интересов и потребностей осуществляющих его социальных институтов)

ü обратный контроль (основан на реализации интересов и потребностей общества в отношениях с социальными институтами)

Прямой социальный контроль, осуществляемый социальными формированиями, направлен на внедрение в общественное сознание желаемых поведенческих образцов и стереотипов. Необходимость в обратном социальном контроле со стороны общества возникает тогда, когда прямой контроль оказывается недостаточно эффективным. Данный процесс изначально всегда носит стихийный характер и основан на общности интересов членов общества. В данном случае социальный контроль образования относится к виду прямого социального контроля.

Социальный контроль характеризуется методами воздействия. Все виды воздействий на объекты социального контроля подразделяются на две группы: прямое воздействие и косвенное воздействие.

Первая группа осуществляется посредством целенаправленного изменения условий жизнедеятельности объекта, детерминирующих его поведение. Это могут быть меры экономического, управленческого, правового или иного прямого воздействия на объект социального контроля. Данные меры воздействуют на поведение объекта контроля, но не на его сознание.

Вторая группа – косвенные – осуществляется посредством целенаправленного воздействия на индивидуальное сознание объекта, как на причину его сознательного поведения, в условиях, детерминированных окружающей средой. Именно такое воздействие автор теории считает наиболее эффективным.

По институциональному критерию в данной теории выделяются следующие виды социального контроля:

ü Религиозный социальный контроль

ü Образовательный социальный контроль

ü Политический социальный контроль

ü Правовой социальный контроль

ü Социоэкономический контроль

ü Социокультурный контроль

ü Идеологический социальный контроль

В данном исследовании интерес представляет образовательный контроль. Под образовательным контролем подразумевается замещение межличностных процессов индивидуального научения социально обусловленными процессами обучения и воспитания.

По мнению Кузнецовой Е.М, образовательный контроль направлен на формирование личностных параметров поведения объектов социального контроля посредством специализированных социальных институтов, выступающих в роли его агентов.

С одной стороны, образовательный контроль подразумевает обучение, т. е. привитие профессиональных навыков, позволяющих выполнять определенные социальные роли.

С другой стороны, эта разновидность социального контроля подразумевает воспитание, т. е. привитие моделей поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, характерных для объектов социального контроля. Таким образом, «система образования выступает в качестве наиболее эффективного инструмента долгосрочного изменения социальных ценностей», обеспечивая их принятие на уровне индивидуального мировосприятия и сознательного поведения объектов социального контроля.

Так же автор теории выделяет 2 важные категории носителей отношений социального контроля:

1. Субъект социального контроля – некоторая общность или социальный институт, преследующий свои субъективные интересы.

2. Объект социального контроля – социальные группы, адаптирующиеся к объективным условиям, формируемой в процессе социального контроля социальной среды.

Вывод: Теория социального контроля Т. Парсонса и теория социального контроля Кузнецовой Е.М. дают возможность наиболее полно раскрыть сущность понятий, необходимых при разработке концептуальной модели предмета данного теоретико-прикладного исследования. В результате предоставлена возможность оперирования такими понятиями как «социальный контроль», «образовательный контроль», «объект социального контроля» и «субъект социального контроля» (для конструирования сущностного и рабочего определения), «прямое воздействие», «обратное воздействие» (для дальнейшего построения концептуальной модели предмета исследования).


§2. Обоснование, выбор, и определение концептуальных понятий исследования социального контроля со стороны образования как фактора досуговой культуры современной студенческой молодежи

Этот параграф посвящен разработке концептуальной модели предмета исследования. Исходя из теорий, выбранных в § 1, дадим обоснования выбора и сформулируем определения понятий, которые далее используются для составления понятийной модели явления, рассматриваемого как источник определения независимой переменной исследования: «общество», «контроль», «социальный контроль», «образовательный контроль».

Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной (влияния социального контроля (со стороны образования))

При разработке концептуальной модели необходимо сформулировать определения понятий, которые будут применены для предмета исследования, т.е. процесса влияния социального контроля (со стороны образования)на формирование досуговой культуры современной молодежи.

Контроль –это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет в результате работы организации[14].

Общество – это такой тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. [15]

Образовательный контроль - вид социального контроля, включающий в себя замещение межличностных процессов индивидуального научения социально-обусловленными процессами обучения и воспитания

Субъект социального контроля – некоторая социальная общность или институт, преследующая свои субъективные интересы.

Объект социального контроля – социальные группы, адаптирующиеся к объективным условиям, формируемой в процессе социального контроля социальной среды.[16]

Социальный контроль – это целенаправленное управленческое воздействие субъекта социального контроля на объект социального контроля с целью формирования у последнего желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров.

Социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. [17]

Далее необходимо сформулировать сущностное определение явления, рассматриваемого в качестве источника формирования независимой переменной, на основе обобщения простых концептуальных понятий.

Сущностное определение:

Социальный контроль образования – вид социального контроля, особая функция образования как социального института, характеризующаяся воздействием субъекта социального контроля на объект социального контроля при помощи совокупности норм и ценностей общества как социальной системы, с целью формирования у последнего желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров, отличающийся замещением межличностных процессов индивидуального научения социально обусловленными процессами обучения и воспитания направлен на формирование личностных параметров поведения объектов социального контроля посредством специализированных социальных институтов, выступающих в роли его агентов.

Родовой признак: один из видов влияния социального контроля (со стороны образования), которому группа отдает предпочтение.

Родовое понятие: совокупность всех влияний социального контроля.

На основе сущностного разработаем содержательное определение, в котором укажем видовые признаки, позволяющие выделить данное явление (влияние социального контроля) среди других.

Содержательное определение:

Социальный контроль образования – управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, воздействие субъекта социального контроля на объект, с целью формирования у последнего желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров, осуществляемого посредством формального контроля, регламентирующего деятельность образовательных учреждений; неформального контроля, направленного на межличностные отношения агентов социализации и субъектов, учебно-воспитательный процесс; формирование личностных параметров поведения, процесса социализации.

Видовые признаки: ( особые признаки, позволяющие выделить данное явление среди других, входящих в общий класс):

ü формальный контроль посредством правовых норм, регулирующих сферу отношений;

ü неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов, методов воспитания, авторитета;

ü социальный контроль в профессиональной образовательной деятельности и процессе обучения;

ü социальный контроль в образовании и частной жизни;

ü направленность на формирование личностных параметров поведения объектов социального контроля, посредством специализированных социальных институтов, выступающих в роли его агентов;

Пример: В качестве примера других родовых признаков можно указать следующие виды влияния социального контроля: прямое навязывание, пропаганда некоторых ценностных ориентаций и этических установок, догматов; утверждение своих взглядов на распределение ресурсов с использованием косвенного давления на участников группы, латентное распространение точек зрения, норм, установок, целей группы среди её участников.

Для визуализации соотношения родовых и видовых признаков построим следующую схему.

 

Социальный контроль:

 
 


Идеологический
социальный контроль Социальный контроль семьи

Социальный контроль
образования Социальный контроль
религии

(Видообразующие признаки)

Видовые признаки

Далее необходимо сформулировать рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нем только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.

Рабочее определение

Социальный контроль образования – управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, воздействие субъекта социального контроля на объект, с целью формирования у последнего желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров, осуществляемого со стороны образовательных учреждений посредством учебно-воспитательного воздействия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: