Объяснение общей схемы концептуальной модели исследования




Выбрав из теории понятия для конструирования концептуальной модели исследования, в том числе независимой и зависимой переменных, следует подробно объяснить общую концептуальную схему предмета исследуемого явления.

Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.[18]

Одним из важнейших составляющих явления социализации является процесс усвоения и принятия личностью норм, ценностей и установок, приемлемых в соответствующем обществе. Для данного процесса характерны различные элементы, в число которых входит «досуговая культура». О.В. Кабадейцева подразделяет досуговую культуру на «серьезные» и «несерьезные», или случайные, составляющие. Для того чтобы молодежь могла нормально функционировать в обществе, в досуговой культуре должны присутствовать обе составляющие в правильном соотношении.

«Серьезные составляющие» имеют более важное значение, так как в основном они влияют на формирование у индивида корректных норм и правил поведения в обществе, а также формируют установки, связанные с общественно-полезной деятельностью (волонтёрство, благотворительность и т.д.). Именно поэтому нами был выбран данный тип досуговой культуры для проведения исследования.

На развитие и уровень культуры современной молодежи и в частности досуговой культуры молодёжи влияет целый комплекс различных факторов, среди которых выделяется социальный контроль, который регламентирует практически все сферы жизни индивида, и заключается в стандартизации поведения общества, формировании «желаемых моделей поведения». Таким образом, агентами социального контроля выступают различные социальные институты: политический, религиозный, образовательный, институт семьи и т.д. В соответствии с критерием соотнесённости контроля с социальным институтом можно выделить множество типов социального контроля: религиозный контроль, политический, правовой, социокультурный, социоэкономический, образовательный и т.д.

Образование как агент социального контроля играет важнейшую роль в процессе социализации молодёжи, усвоения данной социальной группой норм и установок принятых в обществе, овладения профессиональными навыками, полезными для жизни данного общества. Таким образом, образовательный контроль, как агент первичной социализации является, в данном случае, важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и уровень культуры современной молодёжи, преследующего цель не только воспроизводства уже существующих норм и ценностей общества, но и формирования новых. Образовательные учреждения не только выступают посредниками в процессе научения молодёжи, овладения ею необходимы для функционирования в обществе навыками, но и формирует особые модели ролевого поведения, межличностных отношений между «обучающимися» и «обучающими». Следовательно, агентом социального контроля выступает не только сам институт, но и каждый отдельный участник данных отношений. Иными словами, особенно важную роль в формировании молодой личности играет личность «обучающего», а также взаимоотношения, складывающиеся в процессе обучения между молодёжью и «обучающими». Таким образом, основным выступает фактор личного контроля, который накладывает значительный отпечаток на процессе социализации и формирующейся личности. Именно под влиянием этого контроля формируются мировоззренческие установки, личные позиции, намечаются пути самореализации и профессиональные ориентации индивида. Прочие виды социального контроля, конечно же, оказывают влияние на развитие и поведение индивида, однако для специфики такой социальной группы как молодёжь особой значимостью обладает фактор образования в понимании социального института.

Положительными сторонами влияния социального контроля образования на саморазвитие личности, увеличение её духовного и физического потенциала являются: социально-культурные функции направленные на сохранение и передачу традиций и обычаев, которые составляют содержание культуры, развитие чувства социальной ответственности, навыков саморазвития, передача накопленного духовного потенциала общества; социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала молодёжи; а так же множество других функций воспитательного характера, направленных на обеспечение комфортных условий функционирования молодёжи в обществе и развитие полезных навыков для самореализации в рамках норм действующих в данном обществе.

К негативным проявлениям влияния социального контроля образования на саморазвитие личности можно отнести следующий пример: жесткий контроль влечет за собой такие негативные явления, как авторитарность со стороны преподавателей («обучающих»), непослушание со стороны молодёжи, развитие замкнутости в себе, неуверенности в своих силах и т.д.

Для формулирования зависимой переменной исследования был выбран тип «серьёзные составляющие досуговой культуры», которому соответствует второй тип«досуговой деятельности» -закладываются культурные и духовные аспекты развития потенциала личности.

Для независимой переменной был выбран седьмой тип социального контроля – «образовательный контроль », который оказывает наибольшее влияние на культурно – ценностную ориентацию индивида, его ориентиры и стремления.

На основании полученных результатов можно сформулировать уточненный исследовательский вопрос.

Исследовательский вопрос:

Как влияет «социальный контроль со стороны образования» на «досуговую культуру современной молодежи»?

Промежуточный исследовательский вопрос:

Как влияет выделенная совокупность типов «социального контроля» на выделенную совокупность типов «досуговой культуры современной молодежи»?

Уточнённый исследовательский вопрос:

Как влияет подтип (типа «социальный контроль со стороны образования») – «степень влияния личности преподавателя на формирующуюся личность ученика» на подтип (типа ««серьёзные» составляющие досуговой культуры современной молодежи») – «волонтёрство» (в процессе формирования нравственных и культурных норм)?

 


Раздел IIб. Теоретические основы социологического исследования СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫСЕМЬИ КАК ФАКТОРА ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫСОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫОБРАЗОВАНИЯ

(явления, рассматриваемого как источник определения факторной контрольной переменной исследования)

§1. Обоснование и выбор теоретического подхода к социологическому исследованию социального контроля со стороны семьи как фактору досуговой культуры современной студенческой молодежи и социального контроля со стороны образования (на основе концепции контроля со стороны семьи, выбранной для формирования контрольной переменной)

Ввиду применения описательно-объяснительной модели социологического исследования и отсутствия в ней механизма, объясняющего причинно-следственную связь в гипотезе-основании, необходимо ввести контрольную переменную, с целью проверки наличия или отсутствия связи между независимой переменной и зависимой. Так же на основе контрольной переменной будет введена экспериментальная гипотеза.

В качестве теоретического источника для описания, рассматриваемого как источник построения контрольной переменной, будет использована концепция культуры досуга молодёжи О.В. Кабадейцевой, рассмотренная ранее. На основании данной теории будет происходить формирование контрольной переменной с введением новых понятий, наиболее полно раскрывающих взаимосвязь зависимой и независимой переменной посредством введения контрольной переменной.

По мнению О.В Кабадейцевой, на формирование культуры и структуры досуга молодёжи, как источника жизненных целей, ориентаций, ценностей очень сильное влияние оказывает социальный контроль, оказываемый, в частности, со стороны семьи.

В ходе формирования контрольной переменной особый интерес представляет непосредственно формирование собственного понятийного аппарата контроля со стороны семьи и пути его реализации при формировании культуры досуга молодежи. Следовательно, в данном исследовании явлением, представляющим интерес, является контроль со стороны семьи.

Вывод: концепция культуры досуга молодёжи О.В. Кабадейцевой является теоретическим основанием для формирования контрольной переменной – социального контроля со стороны семьи.

 


§2. Обоснование, выбор и определение концептуальных понятий исследования социального контроля со стороны государства как фактора досуговой культуры современной студенческой молодежи и социального контроля со стороны семьи (концептуализация понятий)

В данном параграфе будет обоснован выбор и даны определения следующих понятий, необходимых для составления понятийной модели явления, рассматриваемого как источник определения контрольной переменной исследования: социальный контроль, семья, молодёжь.

Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формирования контрольной переменной (формирование контроля со стороны семьи)

При разработке концептуальной модели необходимо сформулировать определения понятий, которые будут применены для исследования процесса формирования контроля со стороны семьи.

Социальный контроль – это целенаправленное управленческое воздействие субъекта социального контроля на объект с целью формирования у последнего желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров[19].

Семья – социальный институт, характеризующий­ся определенными социальными нормами, сан­кциями, образцами поведения, права­ми и обязанностями, регулирующи­ми отношения между супругами, ро­дителями и детьми. Основные функ­ции семьи: воспроизводство населе­ния и социализация.[20]

Молодёжь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы размыты и подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14—30 лет.

Обобщая простые концептуальные понятия, сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться как источник формирования контрольной переменной.

Сущностное определение:

Социальный контроль со стороны семьи – это целенаправленное управленческое воздействие особого социального института семьи, характеризующего­ся определенными социальными нормами, сан­кциями, образцами поведения, права­ми и обязанностями, регулирующи­ми отношения между супругами, ро­дителями и детьми, на молодёжь как особую социально-демографическую группу, переживающую период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к испол­нению социальных ролей взрослых, с целью формирования у молодёжи желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров.

Родовой признак: один из видов социального контроля, отражающий условия формирования молодого поколения.

Родовое понятие: совокупность всех видов социального контроля.

На основе сущностного определения разработаем содержательное определение, в котором укажем видовые признаки, позволяющие выделить данное явление (контроль со стороны государства) среди других.

Содержательное определение:

Социальный контроль со стороны семьи – это целенаправленное управленческое воздействие особого социального института семьи, характеризующегося определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, права­ми и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми, на молодёжь как особую социально-демографическую группу, переживающую период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых, с целью формирования у молодёжи желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров. Это целенаправленная деятельность, выражающаяся в системе наблюдения и проверки соответствия моделей поведения членов семьи ожидаемым моделям поведения в обществе, регулируемым нормами морали, традиции, права; характеризующаяся применением санкций неформального характера как положительного, так и отрицательного характера, с целью воспитания или обеспечения личности благоприятных условий развития.

Видовые признаки (особые признаки, позволяющие выделить данное явление среди других, входящих в общий класс):

ü подразумевает кровнородственные отношения между объектом и субъектом контроля

ü неформальный характер санкций

ü строится как на основе норм, традиций, ценностей и законов, принятых в данном обществе, так и на особом субстрате правил, традиций и форм взаимоотношений, принятых в каждой отдельной семье.

Из возможных видовых признаков мы выбираем третий.

Пример: В качестве примера можно указать такой вид контроля со стороны семьи, как поощрение детей за хорошее поведение, или наказание за плохую успеваемость в школе.

Далее необходимо сформулировать рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нем только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.

Рабочее содержательное определение:

Социальный контроль со стороны семьи – это вид социального контроля, целенаправленная деятельность, выражающаяся в системе наблюдения и проверки соответствия моделей поведения членов семьи ожидаемым моделям поведения в обществе, регулируемым нормами морали, традиции, права; характеризующаяся применением санкций неформального характера как положительного, так и отрицательного характера, с целью воспитания или обеспечения личности благоприятных условий развития, строящаяся как на основе норм, традиций, ценностей и законов, принятых в данном обществе, так и на особом субстрате правил, традиций и форм взаимоотношений, принятых в каждой отдельной семье.

Типологизация свойств объекта исследования - явления, рассматриваемого как источник определения факторной контрольной переменной

Разработав рабочее содержательное определение объекта исследования, проведем типологический анализ, одного выбранного содержательного свойства в соответствии с теоретическими основами исследования и отобранными понятиями для формирования контрольной переменной.

Основание типологии.

Проведём типологизацию свойств объекта – явления, рассматриваемого как источник формирования контрольной переменной, выделив в нём наиболее значимое содержательное свойство – контроль со стороны семьи.

Выделение типологических групп в исследовании.

Выделим типы (компоненты) контроля со стороны семьи по признаку функций, которые исполняет семья как социальный институт.

Типы «контроля со стороны семьи»:

ü «Контроль над экономической сферой жизнедеятельности семьи», характеризуется стандартизацией поведения и применением санкций в область организации хозяйственно-бытовой деятельности семьи (экономическая функция).

ü «Контроль над процессом социализации и обучения», характеризуется применением санкций в области развития, образования, социализации всех членов семьи (функция социализации).

ü «Контроль над развлекательно-рекреативной сферой жизнедеятельности семьи», характеризуется формированием особых моделей поведения и контроль за их осуществлением в области досуга, организацией свободного времени (развлекательно- рекреационная функция)

ü «Контроль над статусным соответствием», характеризуется формированием моделей поведения и контролем над их осуществлением в области этнических, традиционных, культурных аспектов, передача некоторых статусов по наследству.

Вывод: В данном параграфе была разработана концептуальная модель объекта исследования, выбранного для формирования контрольной переменной (контроля со стороны семьи). На основе «простых» концептуальных понятий, сформулированных в выбранной нами теории Кабадейцивой О.В., было разработано сущностное определение контроля со стороны государства, из которого на основе выделения видовых признаков было сформулировано содержательное определение. Далее сформулировано рабочее содержательное определение, включающее в себя наиболее значимое содержательное свойство («построение на основе как норм, традиций, ценностей и законов, принятых в данном обществе, так и на особом субстрате правил, традиций, и форм взаимоотношений, принятых в каждой отдельной семье»). На его основе была проведена типологизация объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования контрольной переменной, выделив определенные типы контроля со стороны семьи: «Контроль над экономической сферой жизнедеятельности семьи», «Контроль над процессом социализации и обучения», «Контроль над развлекательно-рекреативной сферой жизнедеятельности семьи», «Контроль над статусным соответствием».


§ 3. Операционализация концептуальных понятий исследования социального контроля со стороны государства как фактора досуговой культуры современной студенческой молодежи и социального контроля со стороны семьи

После проведения процедуры типологизации содержательных свойств явления, рассматриваемого в исследовании как зависимая переменная, необходимо провести операционализацию концептуальных понятий, описывающих данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий через свойства, которые поддаются наблюдению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: