При разработке концептуальной модели необходимо дать определения понятий, которые впоследствии будут применены для исследования объекта, а имен – процесса культурного развития современной учащейся молодежи.
А) Досуг – это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости (А.С. Батнасунов[11]).
Б) Досуг – та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность (А.И. Кравченко[12]).
Молодежь – большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования (Кабадейцева[13]).
Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата
|
Путем обобщения простых понятий сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться как источник формирования зависимой переменной.
Сущностное определение:
Досуговая культура молодежи – это элемент свободного времени, включающий в себя деятельность, направленную на достижение определенных целей, удовлетворение личных потребностей и самосовершенствование молодежи как большой общественной группы имеющей специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется социальным положением.
Родовой признак: один из возможных типов деятельности молодежи
Родовое понятие: совокупность типовмолодежной деятельности.
Беря за основу сущностное определение,дадим содержательное определение с указанием видовых признаков, которые позволят выделить данное понятие среди других.
Содержательное определение:
Досуговая культура молодежи – это элемент свободного времени, включающий в себя деятельность, направленную на достижение определенных целей, удовлетворение личных потребностей и самосовершенствование молодежи как большой общественной группы, имеющей специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется социальным положением и системой ценностей, форм общения, которые, в свою очередь, характеризуют ее жизнь в процессе разнообразной деятельности, формирующей индивида как личность.
Видовые признаки:
ü Определенная социальная деятельность, в процессе которой формируется личность.
ü Деятельность, дающая полную свободу действий в процессе воспитания индивида.
|
Пример: в качестве примера можно привести досуговую деятельность молодежи, которая способствует саморазвитию (чтение научной и художественной литературы, просмотр познавательных телепередач), развитию культурного мировоззрения (походы в театр, кино, филармонии), а также несет развлекательный характер (компьютерные игры, социальные сети, прослушивание музыки).
Далее сформулируем рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нём только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.
Рабочее содержательное определение.
Досуговая культура молодежи – это структурный элемент свободного времени, который включает в себя деятельность, позволяющей развиваться духовно и физически, основываясь на социокультурных потребностях молодежи как социально-демографической, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования, а также системой ценностей, которая характеризует её жизнь в ходе свободной деятельности, задаваемой в процессе воспитания и обучения личности.