Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной




При разработке концептуальной модели необходимо дать определения понятий, которые впоследствии будут применены для исследования объекта, а имен – процесса культурного развития современной учащейся молодежи.

А) Досуг это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному вы­бору, а не по причине материальной необходимости (А.С. Батнасунов[11]).

Б) Досуг та часть свободного времени (оно явля­ется частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное вре­мя», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного вре­мени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность (А.И. Кравченко[12]).

Молодежь – большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования (Кабадейцева[13]).

Культурно-досуговая деятельность это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата

Путем обобщения простых понятий сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться как источник формирования зависимой переменной.

Сущностное определение:

Досуговая культура молодежи – это элемент свободного времени, включающий в себя деятельность, направленную на достижение определенных целей, удовлетворение личных потребностей и самосовершенствование молодежи как большой общественной группы имеющей специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется социальным положением.

Родовой признак: один из возможных типов деятельности молодежи

Родовое понятие: совокупность типовмолодежной деятельности.

Беря за основу сущностное определение,дадим содержательное определение с указанием видовых признаков, которые позволят выделить данное понятие среди других.

Содержательное определение:

Досуговая культура молодежи это элемент свободного времени, включающий в себя деятельность, направленную на достижение определенных целей, удовлетворение личных потребностей и самосовершенствование молодежи как большой общественной группы, имеющей специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется социальным положением и системой ценностей, форм общения, которые, в свою очередь, характеризуют ее жизнь в процессе разнообразной деятельности, формирующей индивида как личность.

Видовые признаки:

ü Определенная социальная деятельность, в процессе которой формируется личность.

ü Деятельность, дающая полную свободу действий в процессе воспитания индивида.

Пример: в качестве примера можно привести досуговую деятельность молодежи, которая способствует саморазвитию (чтение научной и художественной литературы, просмотр познавательных телепередач), развитию культурного мировоззрения (походы в театр, кино, филармонии), а также несет развлекательный характер (компьютерные игры, социальные сети, прослушивание музыки).

Далее сформулируем рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нём только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.

Рабочее содержательное определение.

Досуговая культура молодежи – это структурный элемент свободного времени, который включает в себя деятельность, позволяющей развиваться духовно и физически, основываясь на социокультурных потребностях молодежи как социально-демографической, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования, а также системой ценностей, которая характеризует её жизнь в ходе свободной деятельности, задаваемой в процессе воспитания и обучения личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: