Показатель | Индикатор | № вопроса |
Возраст | Количество лет | |
Пол | · Мужской · Женский | |
Место рождения | Город__________________ | |
Место обучения | · Школа, лицей, гимназия · Техникум (Колледж) · ВУЗ · Другое |
Вспомогательные показатели и индикаторы:
Показатель | Индикатор | № вопроса |
Предпочитаемый вид досуга | Какой вид досуга предпочитает учащийся · Спорт · Чтение книг, журналов, научных статей · Просмотр фильмов, телепередач, телесериалов и т.д. · Компьютерные игры · Волонтёрство/благотворительность · Саморазвитие (кружки, секции и т.д.) | |
Предпочитаемые партнёры по досугу | С кем предпочитает учащийся проводить своё свободное время · Совместно с семьёй · Совместно с друзьями · Совместно с семьёй и друзьями · Предпочитаю уединение |
Вывод: В данном параграфе был обоснован метод, используемый в исследовании – групповой раздаточный опрос; разработаны и проградуированы эмпирические индикаторы для независимой, зависимой и контрольной переменных, а также сформулированы показатели и индикаторы для блока социально – демографических вопросов.
§2 Итоговая таблица операционализации ключевых понятий
концептуальной модели предмета исследования
Концептуальные понятия | Операциональные понятия | Формат ответа и тип шкал | № вопроса | |||
Переменные | Градация переменных | Показатели | Индикаторы - инструменты | |||
Степень влияния личности преподавателя на формирующуюся личность учащегося(независимая переменная) | Степень влияния | Степень влияния популярности преподавателя на студентов | Наличие популярного преподавателя | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||
Степень популярности преподавателя | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Сила влияния популярности личности преподавателя на студентов | Оценочная шкала Интервальная шкала | |||||
Участие преподавателя в волонтёрских акциях и благотворительных мероприятиях | Частота участия преподавателя в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Время, совместно проведённое учениками с преподавателем вне учебного плана | Наличие времени, проведённого преподавателем совместно с учениками, вне учебного плана | Оценочная шкала Дихотомическая шкала Оценочная шкала Номинальная шкала Оценочная шкала Интервальная шкала | ||||
Количество времени, совместно проведённого учениками с преподавателем вне учебного плана | ||||||
Частота совместного посещения культурных мероприятиях преподавателя с учениками | ||||||
Личное участие преподавателя в мероприятиях учащихся | Наличие принятия личного участия в мероприятиях учащихся | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
Наличие у преподавателя дополнительных инициатив | Наличие у преподавателя дополнительных инициатив и предложений относительно участия в акциях, не включенных в учебный план | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
Частота объявлений со стороны преподавателя о проведении благотворительных мероприятий и волонтёрских акций | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
Количество мероприятий и акций, о которых рассказывает преподаватель | Оценочная шкала Номинальная шкала | 12.1 | ||||
Наличие контакта преподавателя с членами семьи учащегося | Частота контакта преподавателя с членами семьи учащегося | Оценочная шкала Интервальная шкала | ||||
Желание учащегося вступать с преподавателем в коммуникацию, вне учебных занятий | Наличие желания учащегося вступать с преподавателем в коммуникацию, вне учебных занятий | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
Степень вовлеченности учащейся молодёжи в волонтёрскую деятельность (зависимая переменная) | Степень вовлеченности | Присвоенные навыки и способности в результате досуговой деятельности | Количество приобретенных навыков и способностей в результате досуговой деятельности | Оценочная шкала Интервальная шкала | ||
Наличие желания студента использовать полученные навыки и умения | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | |||||
Навыки и умения, присвоенные в результате волонтёрской деятельности | Оценочная шкала Номинальная шкала | 18.1 | ||||
Участие в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | Наличие участия в благотворительных акциях и мероприятиях | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
Наличие желания у ученика участвовать в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | ||||||
Частота участия в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | Оценочная шкала Интервальная шкала | 15.1 | ||||
Психологическая удовлетворенность досуговой деятельностью | Психологическая удовлетворенность досуговой деятельностью | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
Уровень психологической удовлетворенности досуговой деятельностью | Оценочная шкала Интервальная шкала | 16.1 | ||||
Желание подростка оказывать посильную помощь окружающим | Наличие желания учащегося оказывать посильную помощь окружающим | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
Наличие знаний о проведении благотворительных мероприятий и волонтёрских акций, по месту жительства подростка | Наличие у ученика знаний о проведении благотворительных мероприятий и волонтёрских акций, по месту жительства подростка | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
Наличие знаний о конкретных мероприятиях и акциях | Оценочная шкала Номинальная шкала | 21.1 | ||||
Популярность волонтёрской деятельности среди учебного коллектива, в котором находится подросток | Уровень популярности волонтёрской деятельности среди учебного коллектива, в котором находится подросток | Оценочная шкала Интервальная шкала | ||||
Уровень строгости системы санкций, регулирующих успеваемость детей в образовательных учреждениях (контрольная переменная) | Уровень строгости | Материальное положение семьи | Уровень материального положения семьи | Оценочна шкала Порядковая шкала | ||
Вовлеченность старших родственников в процесс обучения ребенка | Уровень интереса, который старшие родственники проявляют по отношению к учебному процессу ребёнка | Оценочна шкала Порядковая шкала Оценочная шкала Номинальная шкала | 23.1 | |||
Количество старших родственников, принимающих участие в образовательном процессе | ||||||
Наличие желания общаться с преподавателем ребёнка | 223.3 | |||||
Наличие рекомендаций касательно учебной литературы со стороны старших родственников | 23.4 | |||||
Наличие у старших родственников интереса к конкретным темам, которыеизучает ребёнок | 223.5 | |||||
Наличие помощи с выполнением домашнего задания со стороны старших родственников | 23.2 | |||||
Совместность досуга родителей и детей | Степень совместности досуга родителей и детей | Оценочная шкала Интервальная шкала | ||||
Характер взаимоотношений между ребенком и родителем, касательно принятия решений относительно ребёнка | Степень директивности в характере взаимоотношений между родителями и ребёнком, относительно принятия решений, касающихся ребёнка | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
Конфликтность внутри семьи, связанная с обучением подростка | Степень конфликтности внутри семьи, связанной с обучением подростка | Оценочная шкала | ||||
Частота конфликтов из-за опозданий на учёбу | 229.1 | |||||
Частота конфликтов, возникающих из-за нарушения дисциплины Частота конфликтов, связанных с пропуском занятий | 29.2 29.3 29.4 29.5 29.6 | |||||
Частота конфликтов, связанных с невыполнением домашних заданий | ||||||
Частота конфликтов, связанных с плохой успеваемостью ребёнка | ||||||
Частота конфликтов, связанных с конфликтами ребёнка с его преподавателями |
Служебные вопросы и вопросы социально-демографического блока:
|
|
|
Показатель | Индикатор | № вопроса |
Возраст | Количество лет | |
Пол | · Мужской · Женский | |
Место рождения | Город__________________ | |
Место обучения | · Школа, лицей, гимназия · Техникум (Колледж) · ВУЗ · Другое | |
Состав семьи | · Полная (1-2 ребенка в семье) · Полная (3 и более детей в семье) · Неполная (1-2 ребенка в семье) · Неполная (3 и более детей в семье) |
§3. Разработка инструмента исследования (анкеты)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Тел. 939-27-95 |
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Просим Вас принять участие в социологическом опросе, посвящённом исследованию культурного развития молодёжи Москвы, а также участию молодёжи в волонтёрских мероприятиях.
Волонтёрство – любая деятельность, осуществляемая добровольно на благо обществу без расчёта на денежное вознаграждение (помощь в организации различных мероприятий, участие в форумах, благотворительная деятельность и пр.)Результаты опроса позволят сформировать представление о сложившейся ситуации в отношении влияния образовательных учреждений на досуг молодежи и выявить существующие в этой области проблемы.
Опрос проводится на условиях анонимности. Все результаты будут представлены только в обобщённом виде.
Заполнить анкету просто. Отвечая на вопросы, ОБВЕДИТЕ НОМЕР ОТВЕТА, наиболее точно отражающий ВАШЕ личное МНЕНИЕ.
НАПРИМЕР:
ХОДИТЕ ЛИ ВЫВ КИНО?
1. Да
2. Нет
Или:
Оцените КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ по десятибалльной шкале:
НИЗКИЙ СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ
УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Или: