Совсем нет | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Точно да | |
Я хочу поступить в МГУ им. М.В.Ломоносова | ü |
ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
№1. МЕСТО ВАШЕГО ОБУЧЕНИЯ?
1. Школа, гимназия, лицей
2. Техникум, колледж
3. ВУЗ
4. Другое
№2. КАК ВЫПРЕДПОЧИТАЕТЕ ПРОВОДИТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ? (ОТМЕТЬТЕ НЕ БОЛЕЕ 3Х ВАРИАНТОВ)
- Спорт
- Чтение книг, журналов, научных статей
- Просмотр фильмов, телепередач, телесериалов и тд
- Компьютерные игры
- Волонтёрство/благотворительность
- Саморазвитие (кружки, секции, самостоятельное образование и тд)
- Другое
У каждого из нас, как правило, в процессе обучения появляются преподаватели, которым мы отдаем свое предпочтение (нам нравится стиль его обучения, то, как он общается с учениками, его человеческие качества и т.д.). |
№3. ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПРЕПОДАВАТЕЛЬ(ЛИ), КОТОРОМУ ВЫОТДАЕТЕ СВОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ?
- Да, есть
- Нет, отсутствуют
№4. КАК БЫВЫОЦЕНИЛИ ПОПУЛЯРНОСТЬ ДАННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ(ЕЙ) В ВАШЕМ УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПО ДЕСЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ (ГДЕ 1-СОВСЕМ НЕ ПОПУЛЯРЕН, 10-ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРЕН)
СОВСЕМ ОЧЕНЬ
непопулярный популярный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№5. НАСКОЛЬКО СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВАС ОКАЗЫВАЕТ ЛИЧНОСТЬ ДАННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ?
Совсем нет | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Точно да | ||
5.1 | Я хочу перенять некоторые черты преподавателя | ||||
5.2 | Я советуюсь с преподавателем (не только на учебные темы) | ||||
5.3 | Для меня важно мнение преподавателя | ||||
5.4 | Я прислушиваюсь к советам, которые даёт преподаватель | ||||
5.5 | Я стараюсь оправдать надежды преподавателя, найти с ним общий язык | ||||
5.6 | Я стараюсь поступать в соответствии с тем, как рекомендовал преподаватель |
|
№6. СООБЩАЕТ ЛИ ВАШ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ О ПРОВЕДЕНИИ КАКИХ-ЛИБО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ И ВОЛОНТЁРСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ?
- Да, практически постоянно
- Скорее да (сообщает только о самых значимых)
- Скорее нет (очень редко, не считает нужным)
- Совсем нет (никогда не слышал от него такой информации)
№7. СКОЛЬКО РАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЧАСТВОВАЛ В ВОЛОНТЁРСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ?
1. 5 и более раз
2. 3-4 раза
3. 1-2 раза
4. Ни разу не принимал участия
5. Затрудняюсь ответить
№8. ПРОВОДЯТ ЛИ ВАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВРЕМЯ СОВМЕСТНО С УЧЕНИКАМИ ВНЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА?
- Да
- Нет (переходите к вопросу №10)
№ 9. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ В СРЕДНЕМ ОНИ НА ЭТО ТРАТЯТ (укажите примерно в часах)?
№10. КАК ЧАСТО ОРГАНИЗОВЫВАЛИ ВАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПОСЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ТЕАТРОВ, МУЗЕЕВ, ВЫСТАВОК И ПР.) СОВМЕСТНО С УЧЕНИКАМИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ?
1. Четыре и более раз
2. Ходили несколько раз (не меньше двух)
3. Было как-то раз
4. Совсем не организовывали
№11. ПРИНИМАЮТ ЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ УЧАЩИХСЯ (ПОМОГАЮТ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАПУСТНИКОВ, КОНЦЕРТОВ, ПОЭТИЧЕСКИХ ВЕЧЕРОВ, КВНОВ И ПР.)
1. Да
2. Нет
№12. ПРЕДЛАГАЮТ ЛИ ВАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВАМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КАКИХ-ЛИБО ВОЛОНТЁРСКИХ АКЦИЯХ ИЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ? ЕСЛИ ДА, ТО УКАЖИТЕ В КАКИХ?
1. Нет (переходите к вопросу №13)
2. Да
№12.1. УКАЖИТЕ, В КАКИХ ИМЕННО ВОЛОНТЁРСКИХ АКЦИЯХ ИЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ:
|
№13. КАК ЧАСТО ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПО ПОВОДУ ВАШЕЙ УЧЁБЫКОНТАКТИРУЮТ С ЧЛЕНАМИ ВАШЕЙ СЕМЬИ (ВСТРЕЧАЛИСЬ ЛИЧНО, РАЗГОВАРИВАЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ) ЗА ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ?
1. Совсем не связывались
2. Один раз встречались (созванивались)
3. Два-три раза созванивались (встречались)
4. Связываются почти каждый день (4-5 раз)
5. Затрудняюсь ответить
№14. ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЖЕЛАНИЕ ОБЩАТЬСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВНЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (ДЕЛИТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, СПРАШИВАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ СОВЕТЫ, ОБСУЖДАТЬ ДОСУГ, ПРОБЛЕМЫИ Т.Д.)?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
№15. ПРИНИМАЕТЕ ЛИ ВЫУЧАСТИЕ В ВОЛОНТЁРСКИХ АКЦИЯХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ?
1. Да
2. Нет (Если нет, переходите к вопросу №16)
№ 15.1 КАК ЧАСТО ВЫПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ/ВОЛОНТЁРСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 НЕДЕЛИ?
1. Участвовал 1 раз
2. Участвовал 2-3 раза
3. Участвовал более 3-х раз
4. Затрудняюсь ответить
№16. НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ ЗАНИМАТЬСЯ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?
1. Да
2. Нет (Если нет, переходите к вопросу № 17.)
3. Затрудняюсь ответить
№16.1. ОЦЕНИТЕ ПО 10-ТИ БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ, НАСКОЛЬКО ВАМ НРАВИТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
СОВСЕМ ОЧЕНЬ
НЕ НРАВИТСЯ НРАВИТСЯ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№17. ЕСЛИ ВЫДО СИХ ПОР НЕ УЧАСТВОВАЛИ В ПОДОБНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ХОТЕЛИ БЫВЫПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В ЭТОМ?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
Как правило, на досуге занимаясь различными делами, мы можем приобрести новые навыки и умения, которые будут полезны для реализации нашего потенциала и задуманных планов в будущем, а также могут принести определённую пользу обществу. |
|
№18. СКОЛЬКО ВЫПРИОБРЕЛИ ПОДОБНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА?
1. Достаточно много (10 и более)
2. Скорее много, чем мало(5-9)
3. Скорее мало, чем много(1-4)
4. Совсем не получил навыков
№18.1 ПЕРЕЧИСЛИТЕ КАКИЕ ИМЕННО НАВЫКИ И УМЕНИЯ?
№19. ХОТИТЕ ЛИ ВЫПРИМЕНЯТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАВЫКИ И УМЕНИЯ?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
№20. ЕСЛИ БЫВАМ ПРЯМО СЕЙЧАС ПРЕДЛОЖИЛИ ОКАЗАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ (БЕЗ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ) В РАЗГРУЗКЕ ГРУЗОВИКА С ВЕЩАМИ ВАШЕГО НОВОГО СОСЕДА ПО ЛЕСТНИЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ, ВЫБЫСОГЛАСИЛИСЬ?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
№21. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫО ПРОВЕДЕНИИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ КАКИХ-ЛИБО ВОЛОНТЁРСКИХ АКЦИЙ ИЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАЙОНЕ, ГДЕ ВЫПРОЖИВАЕТЕ ИЛИ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, В КОТОРОМ ВЫУЧИТЕСЬ?
1. Нет
2. Да
№21.1 УКАЖИТЕ КАКИЕ ИМЕННО:
№22. ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПО 10-ТИ БАЛЬНОЙ ШКАЛЕ КАК В ВАШЕМ КОЛЛЕКТИВЕ ОТНОСЯТСЯ К ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ГДЕ 1 –СОВСЕМ НЕГАТИВНО, А 10 – ПОЗИТИВНО, ПОДДЕРЖИВАЮТ, РАЗДЕЛЯЮТ ПОДОБНЫЕ ВЗГЛЯДЫ.
НЕГАТИВНО ПОЗИТИВНО
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№23. КАК БЫВЫОЦЕНИЛИ, НА СКОЛЬКО, СИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС СТАРШИЕ ЧЛЕНЫСЕМЬИ ПРОЯВЛЯЮТ К ВАШЕЙ УЧЁБЕ (старшие члены семьи – те, кто старше Вас, включая сестёр и братьев)?
Совсем нет | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Точно да | ||
23.1 | Интересуются моей учебой | ||||
23.2 | Помогают с выполнением домашнего задания | ||||
23.3 | Проявляют желание контактировать с преподавателем | ||||
23.4 | Рекомендуют мне дополнительную литературу по необходимым темам | ||||
23.5 | Им интересно слушать и вникать в то, что я изучаю |
№24. ВСЕ ЛИ СТАРШИЕ ЧЛЕНЫВАШЕЙ СЕМЬИ ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС К ВАШЕЙ УЧЕБЕ?
1. Почти все
2. Некоторые
3. Только один
4. Совсем никто не проявляет интерес
5. Затрудняюсь ответить
№ 25. КАК ВЫПРЕДПОЧИТАЕТЕ ПРОВОДИТЬ ДОСУГ?
1. Совместно с семьёй и друзьями
2. Совместно с семьей
3. Совместно с друзьями
4. Предпочитаю уединение
№26. КАК ЧАСТО ЗА ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ВЫПРОВОДИЛИ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СО СВОЕЙ СЕМЬЁЙ (не только в праздники, но и просто разговоры по душам, совместные чаепития и т.д.)?
1. Скорее часто (почти каждый день)
2. Скорее редко (провели друг с другом немного времени)
3. Никогда (мы не проводим время вместе/ каждый занимается своими делами/ нет возможности собраться вместе)
4. Не было совсем свободного времени
№27. КАК В ВАШЕЙ СЕМЬЕ ПРИНИМАЮТСЯ ВАЖНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО БУДУЩЕГО РЕШЕНИЯ?
1. Почти всегда решение принимают родители
2. Родители могут принять во внимание мою точку зрения, интересы, желания
3. Мы всё решаем совместно, советуемся друг с другом
4. Я принимаю решения самостоятельно, иногда, прислушиваясь к мнению родителей
5. Я всегда решаю все самостоятельно, не принимая во внимание мнение родителей
№28. КАК ЧАСТО ЗА ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ У ВАС ВОЗНИКАЛИ КОНФЛИКТЫС РОДИТЕЛЯМИ?
1. Более 5 раз
2. 3-4 раза
3. 2-3 раза
4. 1 раз
5. Не было таких конфликтов
6. Затрудняюсь ответить
№29. УКАЖИТЕ, КАК ЧАСТО ВЫКОНФЛИКТУЕТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЧИНАМ:
Очень редко (не больше 1 раза в неделю) | Скорее редко, чем часто (не больше 3 раз в неделю) | Скорее часто, чем редко (4-5 раз в неделю) | Очень часто (почти каждый день) | ||
29.1 | Опоздания на учебу | ||||
29.2 | Нарушения дисциплины | ||||
29.3 | Пропуски занятий без уважительной причины | ||||
29.4 | Невыполнение домашних заданий | ||||
29.5 | Плохие отметки | ||||
29.6 | Конфликтность с преподавателями |
№30. КАК БЫВЫОЦЕНИЛИ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ?
1. Семья не испытывает совершенно никаких трудностей, при желании может себе позволить квартиру, дачу, автомобиль
2. Семейных средств хватает на всё, но приобретение новой квартиры или дачи - затруднительно
3. Семья может позволить себе крупную бытовую технику, но испытывает затруднение при покупке таких предметов, как автомобиль
4. Денег в семье хватает на еду и предметы первой необходимости (бытовая химия, одежда), но приобретение бытовой техники (стиральная машина, холодильник) – затруднительно
5. Семейных денег хватает на еду, но не хватает на приобретение одежды
6. Денег в семье не хватает даже на еду.
№31. ВАШ ПОЛ?
- Мужской
- Женский
№32. СКОЛЬКО ВАМ ПОЛНЫХ ЛЕТ?
№33. МЕСТО ВАШЕГО РОЖДЕНИЯ?
Спасибо за сотрудничество!
§4. Схема заданий статистической обработки предполагаемых статистически значимых связей между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемых с помощью эмпирических индикаторов
Задание 1: получить данные одномерного линейного распределения ответов на следующие вопросы: с 1 – по 30.
Задание 2: получить данные парного распределения ответов на следующие вопросы, измеряющие состояние показателей в приведенных ниже гипотезах-следствиях: с 1 – по 30.
Гипотезы – следствия:
1) Чем больше у преподавателя дополнительных инициатив и предложений относительно участия в волонтёрских акциях и организации благотворительных мероприятий, вне учебного плана, тем чаще учащиеся принимают участие в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях.
Дополнительные инициативы преподавателя | Частота участия в волонтерских акциях | |
№ Вопроса: 6, 10, 12, 12.1 | № Вопросов: 15, 15.1 |
2) Чем больше преподаватель принимает личное участие в мероприятиях учащихся, тем выше желание подростка оказывать окружающим посильную помощь.
Участие преподавателя в мероприятиях учащихся | Желание подростка оказывать посильную помощь | |
№ Вопроса: 7, 11 | № Вопросов: 20 |
3) Чем ниже желание учащегося вступать в коммуникацию с преподавателем вне учебных занятий, тем ниже у учащегося уровень психологической удовлетворённости досуговой деятельностью.
Желание учащегося вступать в коммуникацию с преподавателем | Уровень психологической удовлетворённости | |
№ Вопроса: 14 | № Вопросов: 16, 16.1 |
4) Чем меньше времени преподаватель проводит со своими учениками вне учебного плана, тем у учащихся меньше знаний о проведении благотворительных мероприятий и волонтёрских акций.
Количество совместно проведенного времени преподавателя и ученика | Количество знаний о благотворительных мероприятиях | |
№ Вопроса: 8,9 | № Вопросов: 21, 21.1 |
5) Чем чаще преподаватели лично принимают участие в благотворительных/волонтерских мероприятиях, тем чаще учащиеся принимают участие в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях.
Частота участия преподавателей в волонтерских мероприятиях | Частота участия молодежи в благотворительных мероприятиях | |
№ Вопроса: 11 | № Вопросов: 15,15.1 |
Вспомогательные гипотезы-следствия с использованием контрольной переменной:
Влияние контрольной переменной на независимую:
5) Чем выше материальное положение в семье, тем чаще подросток принимает участие в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях.
Материальное положение семьи | Частота участия в волонтерских акциях и мероприятиях | |
№ Вопроса: 30 | № Вопроса: 15, 15.1 |
6) Чем ниже конфликтность внутри семьи, связанная с обучением подростка, тем выше у подростка уровень психологической удовлетворенности своей досуговой деятельностью.
Конфликтность внутри семьи | Предпочтения в проведении досуга | |
№ Вопроса: 28,29 | № Вопроса: 16, 16.1 |
7) Чем ниже директивность в характере взаимоотношений между ребёнком и родителями в семье, касающихся принятия решений относительно обучения ребёнка, тем выше уровень популярности волонтёрской деятельности среди учебного коллектива, в котором находится подросток.
Директивность в характере взаимоотношений между ребёнком и родителями в семье | Популярность волонтёрской деятельности среди учебного коллектива, в котором находится подросток | |
№ Вопроса: 27 | № Вопроса: 22 |
8) Чем выше вовлеченность старших родственников в процесс обучения ребенка, тем больше присвоенных навыков у подростка в результате досуговой деятельности.
Вовлеченность старших родственников в процесс обучения ребенка | Количество присвоенных навыков у подростка в результате досуговой деятельности | |
№ Вопроса: 23 | № Вопроса: 18, 18.1 |
Вовлеченность старших родственников в процесс обучения ребенка | Количество присвоенных навыков у подростка в результате досуговой деятельности | |
№ Вопроса: 24 | № Вопроса: 18, 18.1, 19 |
Влияние контрольной переменной на зависимую:
4) Чем ниже директивность в характере взаимоотношений между ребёнком и родителями, касающихся принятия решений относительно обучения ребёнка, тем выше желание учащегося вступать в коммуникацию с преподавателем, вне учебных занятий.
Директивность в характере взаимоотношений между ребёнком и родителями в семье | Желание учащегося вступать в коммуникацию с преподавателем вне учебных занятий | |
№ Вопроса: 27 | № Вопроса: 14 |
5) Чем выше совместность досуга родителей и детей, тем больше преподаватель контактирует с членами семьи учащегося.
Совместность досуга родителей и детей | Частота контактов родителей и преподавателя | |
№ Вопроса: 26 | № Вопроса: 13 |
6) Чем выше вовлеченность старших родственников в процесс обучения ребенка, тем выше желание учащегося вступать в коммуникацию с преподавателем, вне учебных занятий.
Вовлеченность старших родственников в процесс обучения ребенка | Желание учащегося вступать в коммуникацию с преподавателем вне учебных занятий | |
№ Вопроса: 23,24 | № Вопроса: 14 |
Вывод: В данном параграфе был разработан инструментарий исследования (анкета), а также построена таблица предполагаемых статистически значимых связей между показателями в гипотезах-следствиях, выявленных через эмпирические индикаторы.
§5. Построение выборочной совокупности исследования
После построения инструментария исследования (анкеты), необходимо перейти к построению выборочной совокупности. Генеральной совокупностью данного исследования являются все учащиеся старших классов школ гимназий, лицеев и техникумов, а также студенты вузов города Москвы.
Для построения выборочной совокупности исследования был использован один из видов направленного отбора – метод целевого отбора. В данном случае применяется разновидность данного метода – стихийный отбор. Данный метод уместно использовать в пилотажных и срочных исследованиях. При данном виде отбора наблюдению подвержены доступные кадры генеральной совокупности.
Для данного исследования выборочная совокупность – это учащиеся двух физико-математических лицеев, учащиеся двух гимназий с углублённым изучением иностранных языков, студенты градостроительного техникума, студенты МГУ им. М.В. Ломоносова, а также учащиеся театральной студии, принявшие участие в нашем опросе.
Вывод: В данном параграфе был обоснован выбор способа формирования выборочной совокупности – метод целевого отбора. На основе этого метода был произведён выбор единиц исследования (учащиеся двух физико-математических лицеев, учащиеся двух гимназий с углублённым изучением иностранных языков, студенты градостроительного техникума, студенты МГУ им. М.В. Ломоносова, а также учащиеся театральной студии).
§6. Обоснование организации полевого исследования
Для проверки инструментария было проведено пилотажное исследование – опрошено 20 респондентов. Некоторые вопросы были уточнены и подкорректированы (вопросы № 2, 15.1, 19, 23, 29). Результат пилотажа показал, что окончательный вариант анкеты разработан грамотно, вопросы понятны и конкретны, респонденты их адекватно воспринимают. Таким образом, был сделан вывод о том, что инструментарий работает правильно.
Непосредственно перед проведением полевого исследования нами был получен разрешающий документ – письмо-разрешение на прохождение социологической практики.
Для получения статистических данных было опрошено 150 респондентов.
Полевое исследование было проведено среди учащихся двух физико-математических лицеев, учащихся двух гимназий с углублённым изучением иностранных языков, студентов градостроительного техникума, а также учащихся театральной студии за две недели методом раздаточного группового анкетного опроса. Опрос проводился во время и после занятий.
В ходе проведения полевого исследования было обеспечено следующее:
- присутствие анкетеров при заполнении анкеты, что обеспечивало подробный инструктаж и определенный контроль над заполнением анкет;
- заполнение анкет именно теми людьми, которые удовлетворяют требованиям выборки;
- анонимность ответов респондентов;
- численность аудитории составляла от 15 до 25 человек;
- был максимально снят эффект группового давления, посредством поддержания дисциплины в аудитории.
Учащиеся остались довольны нашим опросом, многие из них поблагодарили нас и пожелали успешной защиты проекта.
Вывод: В данном параграфе были описаны основные этапы подготовки и реализации полевого исследования.
Раздел V. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (СО СТОРОНЫОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) НА СТРУКТУРУ И КАЧЕСТВО ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫСОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
(Аналитическая часть на примере выбранного эмпирического объекта исследования)
§1 Общая характеристика эмпирического объекта на основе проведенного полевого исследования
В этом параграфе будет кратко охарактеризован процесс проведения полевого исследования и сделаны некоторые первичные выводы по эмпирическому объекту данного социологического исследования – студентам второго курса экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Полевое исследование было проведено за четыре дня методом группового раздаточного опроса во время занятий в школах №1384, №1877; лицеях № 2010 и № 1955, гимназии № 762, Градостроительном Техникуме и театральной студии.
В основном респонденты были готовы к сотрудничеству. Сложности возникали только при первом моменте установления коммуникации, затем учащиеся с интересом отвечали на вопросы, некоторые стремились давать рекомендации. Из чего можно сделать вывод, что тема респондентов взволновала, не оставила подавляющее большинство равнодушными. Некоторые студенты были недовольны и отнеслись достаточно несерьёзно к заполнению анкет. Однако, это объясняется особенностями становления личности у подростков.
Многие вопросы респондентам, понравились. Не смотря на то, что анкета, включала в себя множество вопросов, которые требовали от учащихся собранности, честности, некоторой напряжённости, атмосфера в ходе опроса была непринужденной и благоприятной. Некоторые респонденты отказались отвечать на часть вопросов, касающихся их обучения и отношений с родителями и старшими родственниками, посчитав их слишком личными даже для того, чтобы освещать в анонимной анкете. Однако количество данных респондентов было крайне мало. Даже если некоторые участники высказывали некоторые сомнения относительно пользы данного исследования, они отнеслись к анкетёрам с уважением и достаточно полно и развёрнуто отвечали на все, представленные в анкете вопросы. В целом, вопросов по организации и структуре анкеты было мало. Следовательно, вопросы анкеты студентам были понятны, и у основной массы затруднений в ходе заполнения не возникло.
Стоит отметить, что большинство респондентов очень вдумчиво заполняли анкету, что свидетельствует о высокой доли ответственности, с которой они отнеслись к опросу. Респонденты активно обсуждали вопросы анкеты после её заполнения. Во время самого заполнения анкет учащихся любые попытки обсуждения настойчиво пресекались анкетёрами. Респондентов несколько расстроил только тот факт, что они не смогут в полной мере ознакомиться с результатами данного исследования.
Вывод: В данномпараграфе был кратко охарактеризован процесс проведения полевого исследования и описана некоторая общая характеристика эмпирического объекта исследования.
§2 Анализ эмпирических данных, не относящихся к зависимой, независимой и контрольной (факторной) переменным (описание блока социально-демографических вопросов)
Прежде всего, перед тем как приступить как описанию и анализу зависимой и независимой переменных на основе эмпирических данных, необходимо описать эмпирический объект данного исследования, т.е. учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д., о которых было сказано ранее.
Для этого проанализируем часть вопросов социально-демографического блока, а также вспомогательных вопросов, которые не вошли в состав блоков, относящихся к зависимой, независимой и контрольной переменным.
В последующих параграфах будут приведены частотные распределения ответов респондентов на вопросы анкеты - количество человек, так или иначе ответивших на каждый вопрос и их процент от общей массы респондентов, включая пропущенные ответы (исходные таблицы: см. Приложения).
В рамках данного исследования было опрошено 160 учащихся школ, колледжей, техникумов и т.д. в возрасте от 12 до 19 лет. Было аннулировано 3 анкеты (анкет, в которых более 30% информации респондентами не было заполнено).
Теперь перейдём к анализу полученных результатов.
Большинство опрошенных – девушки (102 человека), что составляет 65% от общего числа всех опрошенных; количество юношей – 55 человек (что составило 35% респондентов); среди респондентов, не оказалось таких, которые бы не указали свой пол.
Средний возраст респондентов – приблизительно 16 лет (20,4% от общего числа опрошенных). Среди респондентов не было тех, кто не указал свой возраст.
Большая часть опрошенных – учащихся школ: 76 человек (48,4% от общего числа опрошенных). Учащиеся лицеев составляют 21% от общего числа опрошенных (33 человека), учащиеся гимназий – 19,1% (30 человек), учащиеся Техникумов – 11,5% (18 человек). Средний возраст учащихся школ составляет 15,57 года (что приблизительно совпадает со среднем возрастом всех опрошенных респондентов), а средний возраст опрошенных учащихся техникумов составляет 19,44 года (что несколько превышает средний возраст всех опрошенных респондентов.
Так же стоит отметить, что основным местом рождения большинства опрошенных является город Москва – 113 человек (это составляет 72%); так же в опросе принимали участие приехавшие в Москву из других городов и сел России – 44 человека (28%), больше всего из Вологды (7% от общего числа опрошенных); респондентов, не указавших место своего рождения не было.
Кроме блока социально-демографических вопросов, в данном исследовании был сформирован блок вспомогательных вопросов, позволяющих не только установить коммуникацию с респондентом, но так же получить данные, дополняющие портрет респондента в рамках данного исследовательского проекта.
Большинство опрошенных респондентов (80 человек) предпочитают проводить своё свободное время за просмотром фильмов, телепередач, телесериалов и т.д., - это составляет 23,2% от всего объёма выборки. На втором месте по популярности по результатам проведённого опроса оказалось чтение книг, журналов, научных статей – 19,1% (66 человек) респондентов предпочитает так проводить свой досуг. Волонтёрской же деятельностью или благотворительностью в своё свободное время предпочитает заниматься всего 11 человек из всех опрошенных, что составило 3,2% от общего числа респондентов. Примечательно, что ни один человек из всех опрошенных не занимается спортом в своё свободное время. Таким образом, можно сделать вывод, что для участников опроса характерны пассивные виды досуга, направленные на развитие духовной сферы, рекреацию и развлечение. Кроме того, можно сказать, что в данном эмпирическом объекте представленная структура досуга характеризуется относительной бедностью.
Так же респондентам было предложено ответить на вопрос, касаемо партнёров, с которыми они предпочитают проводить досуг. Так большинство респондентов предпочитают проводить своё свободное время совместно с родителями и друзьями (85 человек, что составляет 54,1% от общего числа всех респондентов)
Совместно только с друзьями (отдельно от семьи) предпочитают проводить своё свободное время – 43 человека (27,4%), уединение предпочитают 20 человек (12,7%). В меньшинстве оказались респонденты, предпочитающие проводить досуг исключительно в компании семьи, их численность составляет 9 человек (5,7%). Таким образом можно сделать вывод, что в целом большинство опрошенных предпочитают сбалансированное сочетание общения с близким кругом: семьёй и друзьями.
Вывод: В данном параграфе был описан эмпирический объект исследования (учащиеся школ, лицеев, гимназий, техникума) посредством анализа блока социально-демографических вопросов, а также вопросов, не относящиеся к зависимой, независимой и контрольной переменным.
§3. Особенности досуговой культуры современной студенческой молодежи (на примере учащейся молодёжи г.Москвы) (Описательный анализ состояния социального явления, рассматриваемого как источник определения зависимой переменной исследования – уровня вовлечённости в волонтёрскую деятельность)
В этом параграфе изложены результаты исследования, касающиеся проблем формирования структуры и качества досуга посредством вовлечённости в волонтёрскую деятельность, включающую эмоциональное и интеллектуальное развитие, усвоение норм, принятых в обществе. Таким образом, то есть в данном параграфе основной задача заключается в рассмотрении зависимой переменной, ее анализ через полученные эмпирические сведения, посредством описания показателей данной переменной.
Для каждой переменной были составлены показатели, к каждому из которых был составлен ряд индикаторов. Говоря о состоянии объекта, в первую очередь необходимо проанализировать индикаторы.
В таблице приведены частотные распределения ответов респондентов на вопросы анкеты, которые касаются измерения зависимой переменной (исходные таблицы: см. Приложение 2).
В составленной анкете индикаторы зависимой переменной прослеживаются через вопросы: 15, 15.1, 16, 16.1, 17, 18, 18.1, 19, 20, 21, 21.1, 22.
Эмпирический индикатор | Градуированный эмпирический индикатор | Ответы, % | |
*Количество приобретенных навыков и способности в результате досуговойдеятельности | достаточно много | 34,9 | |
скорее много, чем мало | 34,9 | ||
скорее мало, чем много | 12,7 | ||
совсем не получил навыков | 17,5 | ||
нет ответа | |||
*Наличие желания студента использовать полученные навыки и умения | да | 77,8 | |
нет | 1,6 | ||
затрудняюсь ответить | 20,6 | ||
Наличие участия учащегося в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | да | 40,13 | |
нет | 59,87 | ||
Нет ответа | |||
*Частота участия в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | очень часто участвует в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | 15,9 | |
довольно часто участвует в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | 34,9 | ||
редко участвует в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | |||
Затрудняюсь ответить | 28,6 | ||
нет ответа | 1,6 | ||
Наличие желания у ученика участвовать в благотворительных мероприятиях и волонтёрских акциях | Да (есть желание)*** | 54,26 | |
Нет (нет желания) | 21,28 | ||
затрудняюсь ответить | 24,47 | ||
*Наличие психологической удовлетворенности от занятий волонтёрством | Да | 73,02 | |
Нет | 1,6 | ||
Затрудняюсь ответить | 22,4 | ||
*Уровень психологической удовлетворенности от занятий волонтёрством | очень высокий уровень | 41,3 | |
скорее высокий, чем низкий | 38,1 | ||
средний уровень | 15,9 | ||
скорее низкий, чем высокий | 4,8 | ||
очень низкий уровень | |||
Наличие желания у учащегося оказывать посильную помощь окружающим | Да | 71,34 | |
Нет | 10,19 | ||
затрудняюсь ответить | 18,47 | ||
Наличие у ученика знаний о проведении благотворительных мероприятий и волонтёрских акций, по месту жительства подростка | Да | 18,5 | |
Нет | 81,5 | ||
нет ответа | |||
Уровень популярности волонтёрской деятельности среди учебного коллектива, в котором находится подросток | очень высокая популярность | 29,3 | |
скорее высокая, чем низкая популярность | 31,2 | ||
нейтральное отношение | 31,2 | ||
скорее низкая, чем высокая популярность | 5,7 | ||
очень низкая популярность редко | 2,5 | ||
Наличие знаний о проведении конкретных благотворительных мероприятий и волонтёрских акций | дали ответ | ||
не дали ответ | |||
Навыки, присвоенные в результате волонтёрской деятельности | дали ответ | ||
не дали ответ | |||
Итак, опираясь на полученные данные, можно сделать некоторые выводы о состоянии объекта данного исследования, то есть вовлеченности учащейся молодёжи в волонтёрскую деятельность (учащиеся московских школ, лицеев, гимназий и Техникума).
Теперь непосредственно переходим к описанию самой зависимой переменной исследования.
Исходя из полученных первичных данных по 157 респондентам, проанализируем общую тенденцию включённости учащихся в волонтёрскую деятельность.
Оказывается, что только 40,13% опрошенных студентов принимают непосредственное участие в волонтёрской деятельности – пол