Если кто-то пытается съесть ваш обед, то уж лучше пусть это будет один из членов вашей семьи, а не враг. Если в товарной категории есть место более чем для одной марки, то уж лучше конкурировать с одной из собственных марок, чем с маркой другой компании.
В начале 1920-х годов, когда выпущенные конкурентами марки мыла, такие как Lux, Palmolive и Cashmere Bouquet, начали посягать на рыночную долю мыла Ivory компании Procter & Gamble, последняя приступила к продажам высокоплотного ароматизированного туалетного мыла Camay, превосходящего конкурирующие марки по функциональности. Но первые коммерческие результаты нового мыла разочаровали руководство P&G. Бренд Camay ненамного уменьшил продажи Lux, Palmolive и Cashmere Bouquet, продолжавшие преуспевать за счет Ivory. Вскоре руководство заключило, что новое мыло не может эффективно бороться с конкурентными марками, потому что P&G «слишком оберегает Ivory» и не допускает ее прямого столкновения с Camay. В результате этой истории была создана система управления торговой маркой, которая предусматривала наличие для каждой марки ее конкурента в самой компании. Журнал Time назвал такую систему «дракой без правил между марками P&G
Вообще говоря, не совсем точное определение. Марки P&G не столь схожи между собой, чтобы бороться за одного и того же потребителя. У брендов разные функциональные характеристики и отличительные — пусть даже только второстепенные — преимущества для потребителей.
Например, когда в 1946 году Tide выводили на рынок, его рекомендовали как первое «сильнодействующее» синтетическое моющее средство, как самый эффективный стиральный порошок. И он действительно был таковым, причем с большим перевесом над конкурентными марками. Но вскоре на рынке появились синтетические стиральные порошки иных производителей. Одни выступали прямыми конкурентами Tide, другие позиционировались как средства с характеристиками, дополняющими обычную традиционную стирку, например предназначенные для стирки с одновременным отбеливанием. Еще были порошки для других видов стирки, например для тонких тканей. Все эти марки конкурировали между собой, но при этом каждая подчеркивала свое основное преимущество. Поэтому P&G, вводя собственные конкурентные друг другу марки, часто первой среди производителей предлагала потребителям выбор. Так, на рынке США она представлена восемью разными торговыми марками стирального порошка.
|
Tide | Когда нужна чистота, нужен Tide | Era | Мощное средство против пятен |
Cheer | Ваши вещи не выцветут | Oxydel | Стирает отбеливает |
Bold | Стирает и смягчает | Ivory Snow | Для тонких и тканей |
Gain | Стирает и освежает | Dreft | Не раздражает нежную кожу малыша |
P&G также имеет шесть марок брускового мыла, четыре марки шампуня, три — легкого жидкого моющего средства, три — зубной пасты и две марки смягчителя для ткани. До тех пор, пока каждая марка имеет явное собственное преимущество для потребителей, P&G разрешает честную борьбу между ними на рынке. Компания отдает право решать, какая марка успешнее, потребителям, а не своему руководству. P&G скорее пойдет на каннибализм марок (когда несколько марок одного производителя отбирают друг у друга потребителей), чем отдаст свою рыночную долю компаниям-конкурентам.
Конкуренты только и ждут момента, когда P&G отступит от своих правил
|
Но поддерживать дисциплину внутренней конкуренции нелегко, и даже Procter & Gamble порой нарушает собственные правила. Например, принадлежащая этой компании торговая марка Pampers в конце 1970-х годов практически монополизировала товарную категорию одноразовых подгузников, добившись 70%-й рыночной доли. Когда несколько конкурентов начали продавать новинку — подгузники с резинками вокруг ножек ребенка, — P&G тоже выпустила такой товар под маркой Luvs. Но, видимо, компания столь благоволила к Pampers, что не упоминала в рекламе об основном преимуществе Luvs, поскольку это могло бы обратить внимание потребителей на недостаток «Памперсов». P&G просто позиционировала Luvs как товар, который принесет моральное удовлетворение маме, поскольку она, используя эти подгузники, обеспечит своему малышу особый комфорт за счет мягких и хорошо впитывающих влагу сборок ткани («Твоему малышу будет удобно в Luvs»). В отличие от типичных рекламных сюжетов P&G в ролике Luvs не была обозначена проблема, которую решает новый товар, отсутствовала демонстрация преимуществ этих подгузников по сравнению с ведущей маркой, т.е. Pampers. Неудивительно, что реклама оказалась не слишком эффективной.
Благодаря просчету P&G подгузники Huggies компании Kimberly-Clark отвоевали у «Памперсов» часть рыночной доли, правда, сначала совсем небольшую. Исследования потребительских предпочтений очень ясно показали Kimberly-Clark следующее: несмотря на важность удобства для ребенка, основной довод в пользу покупки подгузников с резинками вокруг ножек заключался в том, что они, в отличие от обычных одноразовых подгузников, не протекали. Вооруженная результатами этих исследований, компания повторно представила Huggies на рынке, теперь уже акцентируя внимание на отсутствии протекания. В рекламе Huggies сначала показали несчастных малышей, одетых в «отвисающие намокшие подгузники», в которых без труда узнавались «Памперсы». Затем зрители видели, какими счастливыми становились те же малыши, когда на них надевали подгузники Huggies с «мягкими, облегающими ножки резинками, исключающими протекание». Бренд Huggies легко обошел Luvs, стал лидером рынка одноразовых подгузников с резинками и отнял ту часть рыночной доли у Pampers, которая, несомненно, досталась бы Luvs, если бы компания Procter & Gamble не нарушила собственные правила.
|
Уцхвяв М