Мышления
Третий, приемлемый, вариант текста не возникает внезапно в законченном виде. Автор медленно плетет его, как паутину, пока пишет первые два варианта.
Джеймс Э. Миченер, писатель [20]
Редко бывает, чтобы составитель служебной записки P&G всего трижды переписывал ее. Для начинающего помощника менеджера торговой марки обычная практика — переписывать служебную записку от 15 до 20 раз. И даже после того как непосредственный начальник новичка (т.е. менеджер торговой марки, или бренд-менеджер) пропустит ее дальше по инстанциям, записку могут шесть и более раз возвращать назад с требованием переписать ее. Таким образом, даже бренд-менеджер, составлявший служебные записки уже на протяжении нескольких лет, продолжает изучать стиль мышления высшего руководства компании и требования, предъявляемые им к служебным запискам подчиненных.
Многие считают принятый в P&G процесс многократного переписывания служебных записок слишком трудоемким. Но в то же время никто не жалеет, что прошел через это горнило. Получив степень магистра делового управления, Пол Кэдин проработал в службе управления торговыми марками три года. Он дает типичную оценку своему опыту: «Самые простые предложения ваш босс забракует раз десять, пока разрешит отправить записку дальше по инстанциям- Нас все-таки учили правильно мыслить. Тогда мне это казалось пустой тратой времени, просто мучением. Сегодня же я понимаю — это была моя лучшая школа. Я привык мыслить так же эффективно, как нас учили излагать свои мысли на бумаге. Логическое изложение мысли даже важнее, чем способ выразить ее словами. Обсуждая с кем-то деловой вопрос, ты, если мыслишь эффективно, говоришь кратко, поэтому собеседнику проще понять тебя».
|
Редактирование служебной записки позволяет выявить слабые логические связи между ее частями. Проходя через тот же процесс, который предстоит пройти читателю, т.е. соотнести решение с проблемой, обоснование с решением и варианты с обоснованием, составитель служебной записки может лучше обосновать свои рекомендации, уточнить их или изменить. Удачная идея может стать еще лучше, а неудачная обнаружится, после чего от нее можно отказаться или преобразовать ее в удачную в процессе редактирования.
Вышестоящие менеджеры тоже активно участвуют в процессе. Они читают пришедшие служебные записки с карандашом в руках. И не просто оставляют на полях свои комментарии или вопросы — они редактируют. Возможно, вставят предложение или несколько пояснительных слов, а автор записки потом может согласиться, не согласиться или отредактировать внесенную начальником поправку. Читать служебную записку с карандашом в руках эффективнее, чем критиковать автора или отвечать ему. Редактируя текст, читатель лучше понимает изложенные в записке мысли и реагирует на них.
Миф об одностраничной служебной записке
Прославленная одностраничная служебная записка P&G — на самом деле миф. Записки, которые готовятся на уровне бренд-менеджеров и их помощников, обычно имеют три-четыре страницы. Тем не менее, они действительно краткие. Все не относящиеся к делу слова безжалостно удаляются так же, как не относящиеся к делу вопросы и аргументы, пусть даже истинные.
Однако сопроводительная записка почти всегда занимает одну страницу или меньше. В ней содержится краткое изложение исходной служебной записки, а в сопроводительной записке следующего уровня — краткое изложение предыдущей сопроводительной записки. Даже размер листка бумаги для сопроводительной записки уменьшается по мере роста служебного положения менеджера, готовящего очередную сопроводительную записку. Это очень эффективный способ передачи информации. Каждый менеджер сообщает вышестоящему руководителю только необходимые второму сведения, отсекая детали. Но исходная служебная записка постоянно прикреплена к очередной сопроводительной на тот случай, если читатель захочет с ней ознакомиться.
|
ПИСЬМА К МАМЕ
Одно время в компании P&G в учебных целях распространяли набор так называемых «писем к маме», написанных вымышленным помощником менеджера торговой марки. Эти письма демонстрируют, как исходный текст постепенно приобретает привычный вид служебной записки P&G.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
Дорогая мама!
Ну вот я и в Цинциннатти. Не уверен, что написал название этого города правильно. Сомневаюсь в двух «т» в конце. Ты же знаешь, что в школе я никогда не был силен в правописании. Как, впрочем, и в арифметике.
Завтра мой первый рабочий день в компании Procter & Gamble... Думаю, что с моим образованием, которое я получил в бизнес-школе, с работой справлюсь легко. Жду-не дождусь увидеть их структуру* чтобы решить, президентом какой маленькой дочерней компании мне стать.
В гостинице, в которой они поселили меня на время прохождения собеседований, мне, мама, больше жить не придется. Сказали, что я должен сам снять себе жилье. И на обед меня тоже никто из руководства не пригласил. Наверное, просто по недосмотру какого- то мелкого клерка. Могу поспорить, что они скоро исправятся, а ему влетит!