Пересмотр организационных структур и процессов




Но проблемы P&G были глубже. Рост производства ком­пании в 1980-х годах замедлился по сравнению с истори­ческими показателями. Упразднение стимулирования сбыта и отказ от чрезмерного товарного многообразия, как сказал Эд Арцт, были «атакой всего лишь на внешние симптомы более глубокой проблемы». Затраты компании все еще оставались чрезмерно высокими. Лучшие потреби­тели P&G в США платили бы на 725 долл. в год меньше, ес­ли бы довольствовались частными или более дешевыми марками. Показатели сбыта и рыночной доли большей час­ти марок P&G оптимизма не внушали; казалось, будто пот­ребители говорят компании, что цена ее товаров слишком высока для американской семьи среднего класса. К тому же P&G уступала основным конкурентам в рыночной борь­бе. В разгар массовых корпоративных поглощений конца 1980-х годов не таким уж невероятным казалось предполо­жение, что и Procter & Gamble может стать мишенью. Все более очевидным становилось то, что компании просто не­обходимо усовершенствовать свою деятельность.


Для этого была принята программа «Повышение гло­бальной эффективности». Группа из одиннадцати ко­манд изучила все аспекты деятельности компании. Она предложила более чем 150 рекомендаций, чтобы устра­нить дублирование, оптимизировать рабочие процессы и исключить затраты, непосредственно не повышающие потребительную стоимость товаров P&G.

Также была запущена жесткая программа реструкту­ризации. Из 147 заводов компании, разбросанных по все­му миру, закрыли 30. Штат сократили на 12%, упразднив 13 тысяч рабочих мест и сэкономив за счет этого 1,5 млрд. долл. в 1992-1993 финансовом году. Было уменьшено ко­личество уровней управления. Упрощены рабочие процес­сы. В результате цены почти всех марок P&G, которые продавались в США, снизились на 12-24%. Увеличились показатели роста и рентабельности как внутри США, так и за рубежом.

Деятельность компании по пересмотру своих рабочих процессов и оптимизации собственной организационной структуры достойна высокой оценки. Успешные компа­нии с сильной культурой и укоренившимися привычками часто очень упорно сопротивляются переменам. Но дис­циплинированный, долгосрочный, стратегический подход P&G, ее решимость сделать все необходимое, чтобы вер­нуть себе прежние позиции на рынке, привели к правиль­ным решениям. Штат сократили в основном за счет естественной текучести кадров, потребительная стоимость товаров выросла, акционеров порадовали улучшенными показателями доходов и рентабельности. К компании вер­нулась стабильность.

(Сшцрот М

Разные стили в разное время

В разное время у компаний возникают разные потреб­ности. И некоторые менеджеры лучше своих коллег мо­гут решать разнообразные задачи.

Конец 1970-х и 1980-е годы были не особенно удачными для P&G в отношении роста чистого дохода, прибыли на капитал и цены акций. Отчасти это объяснялось несколь­кими краткосрочными причинами, непосредственно не связанными с общим экономическим состоянием компа­нии. Это и снятие с производства тампонов Rely, и крупные капиталовложения в строительство фабрик по производ­ству одноразовых подгузников, и недавнее приобретение таких компаний, как Richardson-Vicks и Norwich Eaton Pharmaceuticals. Однако в целом текущее состояние ком­пании, а также ее будущее, не радовали.

Когда в 1990-м году пришло время назначить преемни­ка генерального директора Джона Смейла, то, исходя из традиций компании, самым вероятным кандидатом счи­тали Джона Пеппера. Он занимал пост президента — это предпоследняя ступень карьерной лестницы — и был вы­сококвалифицированным специалистом. Пеппер быстро прошел все этапы роста в службе управления марками и пользовался глубоким уважением коллег и рядовых сот­рудников.

Объявление о том, что следующим генеральным дирек­тором будет Эд Арцт, потрясло многих. Пеппер возглавил подразделение P&G International — эта должность перешла к нему от Арцта. Среди служащих компании ходили слу­хи, будто Смейл и совет директоров решили так: Пепперу всего 51 год, и у него впереди еще много времени, чтобы постоять у штурвала компании, к тому же ему еще нужно набраться опыта работы на зарождавшемся глобальном рынке.

Другие говорили, что Арцта выбрали потому, что в дан­ный момент времени требовался именно такой менеджер. По собственному определению Арцта, он был «бригадой по сносу зданий». «Когда что-то не работает или работает неправильно, — пояснял он, — я это ломаю, а потом вос­создаю заново» [31] . Нехарактерный для P&G стиль управле­ния.

За время работы в P&G Арцт накопил достаточно бога­тый опыт радикальных перемен [32] . Именно он в середине 1960-х «починил» подразделение бумажных товаров пос­ле того, как несколько попыток добиться роста этого приобретения окончились неудачей. Затем ему пору­чили «перетрясти» подразделение продуктов питания, а в 1970 году — подразделение кофе. Арцт определял ви­новных, после чего летели головы. За такие методы рабо­ты ему дали прозвище Князь Тьмы, которое он носил до конца своей карьеры. Он был решительным руководите­лем, автократом, чуждым поиску консенсуса. И хотя подчиненные считали, что Арцт превышает свои полно­мочия, никто не смел стать у него на пути. Он делал то, чего от него ожидали — вносил радикальные изменения, даже если приходилось поступать вразрез с корпоратив­ной культурой.

В 1972 году его ввели в совет директоров P&G, а не­сколько лет спустя он возглавил европейское отделение компании. В то время международные назначения еще не рассматривались как ступень карьерной лестницы, веду­щей к высшим руководящим должностям. Но компания уже начинала понимать долгосрочное значение междуна­родного рынка, и у нее как раз возникли проблемы в Евро­пе: застой в бизнесе и нежелание европейских менеджеров меняться. Нужен был человек, которому по силам ради­кально изменить ситуацию.

И Арцт реорганизовал европейское отделение. Он соз­дал матричную структуру управления, при которой ме­неджеры несут ответственность за товарные категории не только в своих странах, но и в регионе. Провел укрупне­ние структурных единиц и закрыл ряд заводов. В Вели­кобритании он сократил штаты на 13%. Нашел подобных себе молодых менеджеров, таких как Дерк Джэгер, кото­рого журнал Fortune описал как «всегда резкого, а иногда просто сердитого». В 1984 году Арцта назначили прези­дентом P&G International, и ему в заслугу можно поста­вить то, что P&G стала подлинно транснациональной компанией.

В 1990 году, когда внутренняя деятельность P&G пре­бывала в застое, все понимали, что вести дела как обычно уже нельзя. Арцта назначили генеральным директором, и он сразу же взялся за реструктуризацию компании. Многим это не понравилось. Заявление об уходе подали не-сколько руководителей высшего звена, а моральный дух рядового состава сильно пошатнулся.


Но в карьере Арцта на новом посту было темное пятно. Он превысил свои полномочия, когда, используя автори­тет и влияние P&G, получил доступ к информации о теле­фонных звонках сотрудников компании. И хотя Арцт сделал это с благой целью — «вычислить» в рядах компа­нии некоего информатора, снабжавшего секретными све­дениями репортера газеты Wall Street Journal, — при этом он нарушил принятый в P&G кодекс поведения. Арцт из­винился за свой поступок, но, как утверждают некоторые, так никогда и не оправился от этого удара по своей дотоле безупречной репутации.

Люди, близкие к P<6G, говорили, будто Арцт рекомен­довал в качестве своего преемника на посту генерального директора Дерка Джэгера, на то время возглавлявшего от­деление компании в США. Однако совет директоров выб­рал Пеппера, которого считали мастером консенсуса. То было его время.


ГЛАВА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: