Хорошая служебная записка написана простым
и понятным языком
Хотя к написанию служебных записок в компании относятся очень внимательно, самая хорошая служебная записка не привлекает к себе внимания. Лучшие записки просты, понятны и не отвлекают читателя от содержащихся в них идей. В памяти читателя остается только прочитанное, и ничего лишнего.
Сотрудников P&G учат писать так же, как они говорят; благодаря этому служебные записки выдержаны в разговорном, доступном и приятном для чтения стиле. В прежние времена новичкам даже рекомендовали не писать первый вариант служебной записки собственноручно, а надиктовать его кому-нибудь. В наши дни большая часть новых сотрудников самостоятельно печатает на компьютере свои записки. Новое поколение свободно владеет текстовыми редакторами и разговорным стилем письменных сообщений, отточенным многолетним неформальным общением в чатах и по электронной почте.
После нескольких первых черновиков задачей процесса редактирования становится краткость (но не чрезмерная), чтобы не утратить разговорный стиль служебной записки.
Ключ к успеху в том, чтобы завладеть мышлением читателя. Служебные записки, как и любой другой вид эффективного обмена информацией, должны предвосхищать мысли читателя или предоставлять ему легкую для понимания и восприятия информацию. Читатель должен получать ответы на возникающие у него при чтении записки вопросы или замечания почти сразу из текста записки. Таким путем автор добивается согласия читателя со своими предложениями. Идеи в записке должны возникать естественно, как будто это мысли самого читателя.
л |
Том Уайгман вспоминает, как он впервые осознал важность контакта с читателем. Однажды, будучи еще помощником бренд-менеджера, он с несколькими своими коллегами беседовал за бокалом пива о служебной записке, над которой кто-то из них работал. Разговор зашел о том, как лучше сформулировать определенную фразу. «В этот момент Брюс Миллер, — говорит Уайгман, — сказал, что Гэри написал бы эту фразу так, и произнес вслух, как именно. Гэри Стайбел был одним из наших бренд-менеджеров. Затем Брюс произнес еще несколько вариантов все той же фразы, каждый раз удивительно точно подражая стилю написания служебных записок очередного бренд-менеджера. А надо сказать, что Брюс был первым помощником в нашей учебной группе. Он писал самые лучшие служебные записки. И тогда мы все поняли почему. Готовя служебную записку для подачи ее определенному руководителю, он писал ее в характерном для этого руководителя стиле. Неудивительно, что боссы неизменно
|
восклицали: "Бог мой, да это же идеальная записка!". Какой же ей еще быть, если бы он сам написал ее именно так!».
Если совещание абсолютно необходимо, готовьте его, как служебную записку
В P&G проводят не слишком много совещаний — по крайней мере, по сравнению с другими компаниями. Обычно совещания рассматривают как относительно неэффективный и затратный способ обменяться информацией или принять решения. И все же совещания собирают, чтобы провести «мозговой штурм», или окончательно утвердить решения и последующие действия, или обменяться информацией и скоординировать усилия сборной группы (составленной из представителей различных служб). При этом совещания в P&G гораздо более целенаправленные и организованные, чем в других компаниях. И так же, как квалифицированно подготовленная служебная записка может быть чрезвычайно эффективным инструментом передачи информации, предложения рекомендаций или инициирования каких-нибудь действий, эффективным будет и совещание, если оно хорошо организованное и краткое.
|
К большому количеству совещаний — и недостаточной распространенности письменной формы обмена информацией — приходится в первую очередь приспосабливаться
людям, воспитанным в корпоративной культуре и перешедшим затем работать в другие организации. С помощью служебной записки можно всесторонне изучить любой вопрос. На совещании это сделать труднее. Бывшим работникам P&G также кажется неудобным формат презентации, когда докладчик представляет исполненные по своему вкусу графики и другие материалы.
В качестве примера принятого в P&G формата совещаний рассмотрим одно из них, на котором рекламное агентство представляет бренд-группе образцы подготовленной рекламы. Подобно служебной записке, совещание тоже структурировано. Оно состоит из четырех связанных частей: формулировка целей, предпосылок, рекомендаций и обоснования.
Типичное совещание
Типичное совещание P&G по обсуждению вариантов рекламы начинается с того, что бренд-менеджер формулирует цель собрания, т.е. объясняет, какой результат нужно получить по окончании. Далее следует обзор цели и стратегии рекламы — его выполняет сам бренд-менеджер или его помощник. Затем слово берет непосредственный коллега бренд-менеджера из рекламного агентства, т.е. менеджер по работе с клиентом (клиент в данном случае — компания P&G). Он описывает процесс создания рекламы, который служит мостом между рекламной стратегией и собственно рекламой, для рассмотрения которой и созвано совещание.
|
Наступает очередь творческого (креативного) директора рекламного агентства или автора рекламных текстов, или обоих сразу. Они представляют разработанные их агентством рекламные материалы. Обычно они делают это страстно и с энтузиазмом, призванным убедить представителей P&G в том, что перед ними самые выдающиеся образцы рекламы из когда-либо созданных.
Воцаряется тишина. Бренд-менеджер, его помощник и менеджер по маркетингу (непосредственный начальник бренд-менеджера) что-то пишут в своих блокнотах.
Первым подает голос помощник бренд-менеджера. Он говорит не о том, понравилась ли ему реклама, а высказывает свое мнение относительно того, реализует ли она выбранную для данной марки рекламную стратегию. Он также анализирует содержание в рекламе необходимых и недопустимых элементов, о которых ему рассказывали в колледже рекламы P&G — обязательной для всех сотрудников службы управления торговыми марками учебной программе по оценке вариантов рекламы. Представители рекламного агентства имеют право отвечать на вопросы и замечания выступающего, они должны объяснить, как созданная ими реклама реализует рекламную стратегию для данной марки.
Наступает очередь самого бренд-менеджера. Он соглашается или не соглашается с выступлением своего помощника, с его оценками, и добавляет собственные наблюдения. Агентство тоже не молчит.
Следующим выступает менеджер по маркетингу со своими оценками. Часто в пример приводится прежний опыт другой рекламы P&G, а также субъективное мнение, которое называется «информированным суждением». На этом этапе со стороны агентства отвечает не любой сотрудник, а представитель руководства. Если среди присутствующих на совещании самым старшим по должности представителем P&G будет менеджер по маркетингу, то он высказывает окончательную оценку рекламе. Затем с резюме снова выступает бренд-менеджер, суммируя все наблюдения и оглашая выводы, решения и ближайшие действия.
Работники P&G обучены с должным уважением относиться к особому характеру творческого рекламного процесса, поэтому на протяжении совещания они воздерживаются от резкой критики работы рекламистов (как описано в секрете 74). Тем не менее, ввиду объективной и целенаправленной структуры совещания, о задачах, стратегии и конечной цели рекламы никто не забывает, хотя до определенного времени, представители P&G не все свои мысли высказывают вслух.
Основные принципы совещания P&G
В корпоративной Америке очень многие совещания плохо планируются и плохо проводятся. Существуют оценки, что эффективность совещаний в этой стране не превышает 30% от максимальной величины. Некоторые принятые в P&G основные принципы проведения совещаний универсальны, даже если в других фирмах совещания в целом выглядят иначе.
❖ Следует предварительно сформулировать, какого результата надеются достичь организаторы.
❖ Определить, кто и для чего должен присутствовать на совещании.
❖ Подготовить повестку дня; предварительно разослать ее участникам.
❖ Предложить участникам еще до совещания высказать свои комментарии и замечания к повестке дня.
❖ Открыть совещание обзором повестки дня, оглашением его задач и соответствующих предпосылок.
❖ Следить за тем, чтобы выступающие и все участники не отклонялись от темы обсуждения.
❖ Обеспечить активное участие в совещании всех присутствующих (безмолвные участники никому не нужны).
❖ Перечислить последующие действия и четко указать: кто, что, как и когда.
Используя краткую повестку дня, тщательно формулируя в начале совещания его задачи и назначив ответственного председателя, который будет поддерживать порядок, можно значительно повысить эффективность совещаний в любых компаниях.
лтл*н* опыта
_____________________ -_________,! >,............ ■■ Ч
(Офщшг
Обучение маркетингу фасованных товаров
• •
] К обучению в P&G относятся фанатично. От него зависит •
: будущее компании.:
«.
В P&G принята аксиома: «Лучшая учеба — на работе». Компания рассматривает свою ежедневную деятельность как непрерывное обучение и приобретение профессионального опыта. Руководители выступают для своих подчиненных «вечными наставниками», неформально давая им ценные советы и указывая на ошибки.
Кроме того, каждое подразделение имеет и официальную учебную программу. Например, в службе управления торговыми марками предусмотрены необходимые курсы и семинары для всех уровней профессионального мастерства, начиная с «Основных принципов рекламы» для помощников бренд-менеджеров и заканчивая «Лидерством в товарной категории» и «Трудными задачами» для директоров по маркетингу. Около десяти процентов рабочего времени помощника бренд-менеджера уходит на обязательную учебу.
И еще в каждом офисе P&G по всему миру имеются каталоги курсов, симпозиумов и семинаров, на которые может записаться любой работник, предварительно проконсультировавшись со своим руководителем о том, соответствует ли данное учебное мероприятие потребностям профессионального роста работника.
«Колледж P&G*
Колледж P&G — относительно новая программа, которую начал в 1992 году Эд Арцт. Ему, а также некоторым его коллегам, пришло на ум, что большая часть их мышления и рассуждений основана на опыте личного общения с представителями предыдущего поколения руководителей, такими как Ришар Дюпре, Нейл Мак-Элрой и Говард Моргене. Эти достойные господа рассказывали молодежи поучительные профессиональные истории, в том числе и те, которые в свое время им рассказали их предшественники. Говорили о том, что работает, а что — нет, и о том, куда движется компания. Арцт и его коллеги видели, как ценности и принципы, присущие предыдущим поколениям руководителей, применяются и для принятия совре- * менных производственных решений.
Но компания изменилась. Она разрослась, поэтому общение многих сотрудников с «людьми с одиннадцатого этажа» стало более ограниченным. Но еще важнее, что компания стала глобальной. Каждое следующее поколение руководителей большую часть своего времени будет проводить не в Цинциннати, где расположен головной офис Procter & Gamble, а в каком-то одном регионе — в Европе, на Дальнем Востоке или в Латинской Америке.
Таким образом, цель Колледжа P&G — передать опыт и принципы мышления старших руководителей компании новому поколению менеджеров. Причем делая это лично, а не раздавая брошюры и книги. Поэтому преподавательский состав Колледжа P&G включает генерального директора и высшее руководство компании.
Люди, принятые в компанию на работу, в первый свой год обязательно проводят несколько дней в Колледже P&G. Предусмотрены курсы для начинающих менеджеров, затем уровень обучения повышается по мере того, как новички растут по службе. Ежегодно через Колледж проходят около четырех тысяч сотрудников из всех служб компании и со всего мира.
? тщрш
Ежегодный «большой совет вождей»
Каждый год вожди индейских племен со всего мира собираются на земле своих предков.
Ежегодно в течение первой недели ноября компания проводит серию совещаний в Цинциннати. В них участвуют генеральные менеджеры со всего мира, а также многие руководители служб персонала филиалов — всего около 275 человек. Совещания проводятся для того, чтобы участники обменялись опытом, поделились своими историями успеха, проинформировали коллег о своих инициативах, результатах, прочих ключевых вопросах, освежили свои знания о целях и стратегиях компании. Один менеджер P&G описал эти ежегодные совещания как «приобщение » [21] .
Кульминацией недели становится мероприятие в зале «Колизей», что в деловом центре Цинциннати. Естественно, с докладами выступают два высших руководителя компании — генеральный и исполнительный директора; затем старшие менеджеры со всего мира дополняют картину глобальной деятельности компании. На этом грандиозном собрании присутствуют почти все сотрудники P&G из головного офиса в Цинциннати, а тысячи их коллег в 44 представительствах по всему миру смотрят спутниковую трансляцию действа.
ГЛАВА