компании P&GX
Принцип — это не принцип, если за него не приходится чем-то расплачиваться.
Боб Голдстейн, бывший вице-президент P&G
По рекламе
Поступать правильно - значит поступать этично
Если заговорить с любым ныне состоящим в штате или бывшим сотрудником P&G об этике компании, то, вероятнее всего, он вспомнит ее добровольный отказ от тампонов Rely [13] . Когда в 1980 году увеличилось количество случаев синдрома токсического шока у женщин, медицинские учреждения тут же забили тревогу и предприняли все возможное для поиска их причины. Хотя средства массовой информации и центры охраны здоровья указывали на очевидную связь между этим заболеванием и использованием тампонов Rely, группа видных независимых ученых после предварительного изучения данных заключила: научные доказательства того, что причиной шока стало применение женщинами тампонов, отсутствуют. Генеральный директор P&G Эд Харнесс обратился к ученым с вопросом, могут ли они гарантировать непричастность Rely к всплеску случаев токсического шока. Таких гарантий эксперты дать не могли, по крайней мере, до тех пор, пока им не удастся досконально исследовать эту болезнь, на что потребуется время. У Харнесса времени не было, поэтому он сразу сказал: «Договорились, мы снимаем этот товар с производства». Слишком велик был риск, что именно Rely стали причиной болезни; на кону оказались бесценные доверительные отношения между компанией и ее потребителями.
Из наставления P&G по корпоративному поведению
Прежде чем выполнить какое-нибудь действие, вы должны утвердительно ответить на следующие вопросы.
❖ Поступаю ли я правильно с точки зрения принятых в нашей компании принципов?
|
❖ Получат ли мои действия одобрение со стороны строгой общественности?
❖ Поддержат ли мои действия репутацию P&G как этичной компании?
Если на все эти вопросы вы не ответили твердым «да», то лучше отказаться от запланированного действия.
Гораздо меньше людей знают о не столь драматичном, но не менее красноречивом примере следования принципу «Поступайте правильно», тоже связанном с тампонами Rely. Прекратив продавать и рекламировать этот товар,
P&G предложила рекламному агентству DMB&B, которое занималось маркой Rely, компенсацию3. Ведь агентство рассчитывало на комиссионное вознаграждение за общенациональную рекламу тампонов, которое должно было покрыть расходы таких затратных этапов рекламной кампании, как разработка рекламы и ее тестирование. DMB&B добросовестно выполняло свои задачи, поэтому P&G посчитала, что агентство не должно пострадать из-за решения компании-клиента больше не рекламировать снятую с производства марку. То был не просто благородный жест. Даже когда агентство отказалось принять компенсацию (тоже благородный поступок), компания P&G настояла на своем. Она была уверена, что поступает правильно.
Джим Шадт вспоминает еще один пример правильного поступка P&G. В 1989 году, будучи руководителем компании Cadbury Schiveppes Foods Ltd., он купил у Procter & Gamble торговые марки Orange Crush и Hires. Шесть месяцев спустя Эд Райдер, заведующий архивами P&G, доставил Шадту пакет с двумя оригиналами рисунков Нормана Рокуэлла. На них были изображены маленькие девочки с бутылками Orange Crush в руках. P&G получила эти рисунки одновременно с покупкой Orange Crush, но забыла о них в то время, когда вела переговоры о продаже этой марки компании Cadbury Schweppes Foods Ltd. «Люди из P&G чувствовали, — говорил Шадт, — что эти рисунки выступают частью активов Orange Crush. Они, конечно, могли бы оставить их себе, но, будучи очень честными, передали их нам совершенно безвозмездно».
|
Поступать правильно — значит быть объективным и придерживаться фактов
В реальной жизни быть объективным и придерживаться фактов непросто. Когда люди, в свое время работавшие в P&G в составе групп управления торговыми марками, переходили в другие компании, их поначалу шокировало, с какой готовностью «в мире за пределами P&G » слышат то, что хотят услышать, или — еще хуже — искажают факты в поддержку своей точки зрения. К сожалению, и в P&G не все сотрудники обладают «иммунитетом» против этого искушения. Известны случаи, когда некоторые амбициозные бренд-менеджеры умышленно искажали факты, чтобы вышестоящее руководство одобрило их рекомендации. Правда, эти истории обычно заканчивались громким разоблачением и наказанием. Поэтому необъективность и искажение фактов никогда не были нормой в P&G.
По мнению одного бывшего научного сотрудника компании Burke Marketing Research, в этом отношении между P&G и другими клиентами существовала значительная разница. Многие клиенты обычно выражали удовлетворение или неудовлетворение результатами, представленными им исследовательской компанией, в зависимости от того, как соотносились эти результаты с собственным мнением клиента — подтверждали его или противоречили ему. Некоторые сотрудники даже стремились «подправить» данные, чтобы они свидетельствовали в пользу интересующего клиента вывода. В то же время P&G, верную заветам доктора Пола Смелсера, заботили только точность и достоверность данных. Она ценила любые результаты, какими бы неприятными они ни оказались. Лучший ответ тот, который подтверждается фактами. На основе полученной информации компания предпринимала адекватные действия. Поступать правильно — это поступать так, как подсказывает тщательно проведенный анализ.
|
Поступать правильно — значит делать то, что выгодно компании в долгосрочной перспективе
Гэри Стайбел быстро делал карьеру и лишь недавно получил очередное повышение — стал менеджером торговой марки Duncan Hines (готовой к употреблению глазировки). В слепом тестировании эта марка выиграла у конкурирующего товара General Mills, после чего P&G построила первый завод для производства глазировки в количествах, необходимых для тестового рынка, и подготовила высококачественные рекламные материалы. Все было готово для начала пробных продаж.
Проработав в новой должности всего тридцать дней, Стайбел порекомендовал руководству прекратить производство марки. Гэри пришел к выводу, что объем ее производства слишком мал для системы P&G и потому не может компенсировать стандартные в этой компании затраты на рыночное тестирование. Даже если бы марка вышла на тестовый рынок, то, судя по предыдущему опыту конкуренции с General Mills, весьма вероятным был бы вывод этой компанией своего товара на общенациональный рынок. «Если Procter & Gamble, — писал Стайбел, — не готова отказаться от рыночного тестирования, снизить накладные расходы и вывести марку на общенациональный рынок как товар-расширение существующей линии, то лучше всего вообще прекратить производство этой марки».
Непосредственный руководитель Стайбела не согласился с его мнением и даже намекнул, что для недавно вступившего в должность бренд-менеджера выдвинуть такую рекомендацию равносильно самоубийству. Но Стайбел настоял на своем, и босс нехотя отправил предложение подчиненного по инстанциям, сопроводив его пояснительной запиской, в которой высказал свое несогласие с рекомендациями бренд-менеджера. Так же поступил и менеджер по рекламе, находившийся на иерархической лестнице на две ступеньки выше Стайбела. Однако менеджер подразделения согласился с результатами анализа и присоединился к рекомендации о снятии марки с производства. Он лично поздравил Стайбела с тем, что тот поступил правильно. Вскоре автор рекомендации получил повышение по службе и стал бренд-менеджером новых товаров подразделения продуктов питания и отвечал уже за пять торговых марок.