Стратегическое мышление - это основанный на информации подход к повышению стоимости активов и укреплению конкурентных преимуществ для достижения результатов, согласующихся с долгосрочными целями.
Бывшая помощница бренд-менеджера P&G Шерил Бэчелдер очень хорошо и емко выразила эту мысль такими словами: «Я отношусь к P&G с большим уважением.
Прежде всего потому, что они к любому вопросу подходят стратегически. Действуют ли они как транснациональная корпорация на глобальном рынке или реализуют какую- нибудь частную программу — например, продают отбеливатель для всех типов ткани Biz отдельному потребительскому сегменту — они всегда применяют стратегический подход. В других компаниях, в которых мне довелось поработать после ухода из P&G, я подобного не видела. И большую часть личного успеха я объясняю именно приобретенным в P&G навыком мыслить стратегически».
Вот слова еще одного бывшего служащего Procter & Gamble: «Лучшего первого рабочего места нечего было и желать. Я научился работать целеустремленно, основательно, решая четко сформулированные задачи. Теперь я знаю, как составлять план действий, выделять главные направления и определять круг лиц, которых следует привлечь для выполнения работы. Я могу проводить маркетинговый анализ и оценивать рекламу в контексте поставленных целей, а не просто в порыве «давайте-ка проверим еще одну идейку». Благодаря этим навыкам в компании, где я работаю в настоящее время, я инициировал и создал процедуру развития персонала, состоящую из таких этапов, как поиск и отбор кандидатов: интервью, оценка профессиональной пригодности и, по возможности, продвижение по службе собственных сотрудников компании. У меня есть ясное понимание цели. Когда знаешь, что делать, действуешь осознанно и сразу замечаешь, насколько неопределенно и узко мыслят люди в других организациях».
|
Бывший генеральный директор Эд Арцт, беседуя с аспирантами Уортонской школы, так подытожил роль стратегического мышления в P&G\
Одним людям стратегическое мышление дается легче, чем другим. Это не врожденный навык. Ему можно научиться, но требуется жесткая личная дисциплина. Объясняется ситуация тем, что наши природные склонности, а порой и наши убеждения, не всегда стратегические...
Некоторые менеджеры могут с большим усердием разра ботатъ... проигрышную стратегию. Просто у них поверхностные знания о бизнесе, в котором они заняты, ошибочные представления о собственной компетенции и ограниченное понимание открытых перед ними возможностей.
Стратегическое планирование — это комплексный процесс, необходимый для того, чтобы определить направление движения компании или отдельного бизнес-проекта, конечную цель этого движения и способ ее достижения. Стратеги ческое планирование — по определению процесс избира тельный. Мы выбираем из ряда возможных сценариев...
И все это нужно для победы. Для получения конкурентного преимущества за счет перераспределения ресурсов, внедрения новинок, ухода от столкновения с конкурентами и тех мер, которые им, нашим конкурентам, будет трудно повторить.
Я советую вам учиться мыслить стратегически, и именно так обдумывать все важные решения своей жизни. Не существует лучшего способа попрактиковаться в стратегическом мышлении, чем делать это применительно к себе и своей жизни. Порой это даже захватывает. Например, постарайтесь думать стратегически о своей профессиональной карьере, досуге, финансах, общественной или волонтерской деятельности, даже о своей социальной жизни. Другими словами, обо всем том, о чем каждому из нас приходится постоянно и много думать.
|
Принятая в P&G модель стратегического мышления приведена ниже.
о тз Э X ш I I § |
Модель стратегического мышления в компании JSrocter&Uamble
Постановка задачи | Разбить проблему на части и проанализировать их по отдельности | Обзор ключевых результатов | Анализ проблемы в целом | Оценка вариантов | Рекомендовать следующие шаги |
Задача | Обзор рыночного | ♦ Корень проблемы — в районах на юге Калифорнии ♦ По всему Западному побережью чрезвычайно эффективно стимулирование сбыта полотенец ScotToweis ♦ ScotToweis широко представлены в каналах распространения, обслуживающих юг Калифорнии ♦ Лояльность потребителей латиноамериканского происхождения к марке Bounty низка ♦ Проверки магазинов и визиты в розничные фирмы показали, что складские запасы Bounty в розничных каналах, обслуживающих латиноамериканское население, почти на исходе | ♦ Провести фокус-группы, этнические исследования, чтобы выявить возможности увеличения сбыта нашей марш потребителям латиноамериканского происхождения. Проверить на фокус-группах варианты рекламы, выбор средств распространения рекламы, мероприятия по стимулированию сбыта ♦ Совместно с отделами сбыта и стимулирования сбыта разработать программы повышения покупательской активности целевых потребителей | ♦ Обзор прошлого опыта других марок ♦ Проконсультироваться со службой сбыта и специалистами по маркетингу для потребителей латиноамериканского происхождения ♦ Проанализировать затраты и прибыль разных вариантов | ♦ Показать, как рекомендуемые действия соответствуют ближайшим и долгосрочным целям марки Bounty и подразделения бумажных товаров ♦ Обеспечить условия для успешного выполнения плана ♦ Перечислить, какие следует выполнять измерения, указать критерии успеха, привести обоснование затрат ♦ Перечислить следующие шаги, обеспечить проверку исполнения |
Улучшить ситуацию с бумажными полотенцами Bounty на рынке Западного побережья Обоснование ♦ Западное побережье — это важный рынок для роста марки Bounty ♦ Продажи и рыночная доля этих полотенец упали ниже плановых показателей ♦ Западное побережье — стратегический рынок для подразделения бумажных товаров | положения Bounty наЗапалнрм побережье ♦ Рыночная доля и отгрузка товара: эта проблема объясняется особенностями данного региона или марки Bounty? ♦ Обзор конкурентов ♦ Номенклатура продукции конкурентов ♦ Реклама ♦ Средства размещения рекламы ♦ Стимулирование сбыта ♦ Цены ♦ Анализ каналов распространения ♦ Обзор результатов исследования потребителей Поиск других идей | ||||
♦ Через отдел сбыта ♦ Проверка магазинов ♦ Визиты в розничные фирмы ♦ Фокус-группы |
?<шщрт Ш
|
Победа превыше всего
Победить — это не только взять верх над конкурентами. Это также достичь собственных целей, превзойти свои предыдущие достижения, максимально реализовать свой потенциал. Побеждать — значит расти. В компании Procter & Gamble победа служит синонимом отношения к работе и образом жизни.
На корпоративном уровне выиграть — означает найти такие инновации и улучшения товара, которые позволят постоянно на шаг опережать конкурентов. А если компания уже выступает лидером рынка, то лучший способ сохранить за собой первую позицию — это не дрейфовать безмятежно, пока тебя догоняют, а изо всех сил развиваться и совершенствоваться. Победа также означает понимать потребителей и конкурентную среду, чтобы внедрять инновации разумно и стратегически.
На личном уровне под победой не подразумевается поражение ближнего своего. Бывший бренд-менеджер P&G Брюс Миллер говорил: «Мы не участвуем в игре на вылет. Наш бизнес больше похож на гольф, чем на теннис. Ты играешь против себя самого и ловушек игрового поля, а не против парня за сеткой или в соседнем офисе. Прояви себя лучшим образом, и если ты сыграешь достаточно хорошо, то непременно станешь победителем. Возможно, ты не достигнешь конкретной поставленной перед собой цели, но компания достаточно велика и гибка, поэтому ты все равно будешь продвигаться вверх и вперед по пути, соответствующему твоему таланту. В этом и состоит личная победа».
Миллер припоминает историю одного помощника бренд-менеджера, который, по его собственным словам, делал блестящую карьеру; он все время ходил гоголем, будто ухватил бога за пейсы. Приблизительно в то время, когда его учебная группа должна была перейти к тренировочным продажам, амбициозного помощника бренд- менеджера вызвал на разговор «за закрытыми дверями» его непосредственный начальник. Товарищи по группе предположили, что его ожидает повышение по службе. Но оказалось, что руководитель разглядел за показухой карьериста отсутствие подлинной компетентности и вызвал его для обсуждения других (менее привлекательных) карьерных перспектив внутри компании или даже за ее пределами. Мораль сей истории, по мнению Миллера, такова: победа заключается в личных профессиональных достижениях и результатах, а не в попытках не отстать от своего коллеги.
Для бывшего генерального директора Эда Арцта победа равнозначна профессионализму:
Речь идет о владении основами профессии. Без них невозможно преуспеть в искусстве управления. Необходимо овладеть основными принципами дела, которым ты занят, освоить свои функциональные обязанности и научиться управлять людьми. Если этого не сделать, то рано или поздно станешь просто наемным работником, и твое некогда блестящее профессиональное положение поблекнет.
Но для овладения основами любой профессии, в искусстве ли, спорте или бизнесе, требуется готовность идти на большие жертвы, соглашаться на бесконечные повторения и постоянный поиск лучших методов работы....Профессионал, стремящийся к совершенству и желающий овладеть осно вами избранного им дела, согласен ради этого на любые лишения, радуется любому приобретенному опыту, не гнушается рутинной работой... Все начинается с отношения к своей профессии, стремления достичь ее вершин, выбора пути победителя как своего жизненного пути... Желающим стать успешными менеджерами я настоятельно рекомендую придерживаться такого отношения [14] .
(0®щр<мг Ш