Благополучие компании зависит от долгосрочной рентабельности.
В погоне за прибылью P&G действует решительно, без страха и упрека. Компания уверена, что от рентабельности зависят не только долгосрочные интересы ее работников, но и долгосрочные интересы потребителей и организаций, с которыми она сотрудничает. Без прибыли компания просто прекратила бы свое существование.
Еще в 1880-х годах Купер Проктер заявил о «неразделимости интересов» фирмы и ее работников. А в конце 1970-х годов эту же мысль повторил бывший генеральный директор Эд Харнесс: «Вот уже 140 лет, со дня своего основания, Procter & Gamble успешно работает на протяжении благодаря многим факторам. Ключевой среди них тот, что руководство компании всегда считало своей первейшей задачей достижение запланированных показателей прибыли и роста... Как утверждали наши мудрые предшественники, рентабельность и рост всегда идут рука об руку с честным отношением к собственным сотрудникам компании, потребителям и обществу, для которых работает компания».
Само по себе стремление P&G к рентабельности не уникально. Уникален тот долгосрочный взгляд на рентабельность, который исповедует компания. Руководство P&G не особенно переживает по поводу квартальной прибыли, что характерно для многих других фирм, и не тратит свои силы и энергию на то, чтобы «нравиться» акционерам и аналитикам Уолл-стрит. Компания придерживается такого мнения: прибыль обязательно будет, если принимать правильные деловые решения, последствия которых, кстати, длятся намного дольше календарного квартала.
За время своего существования P&G неоднократно смело инвестировала средства в различные проекты, жертвуя ради них краткосрочной прибылью. Например, когда компания разрабатывала новое синтетическое моющее средство, превратившееся после Второй мировой войны в торговую марку Tide, она столкнулась с необходимостью понести большие расходы на установку оборудования для непрерывной обработки сырья. При этом ее прежнее оборудование подлежало демонтажу до окончания срока эксплуатации как морально устаревшее, при этом серьезно нарушался процесс выпуска текущей продукции. Несмотря на трудности, P&G решила «заложить ферму и стать банкротом», как шутливо выразился Ришар Дюпре, генеральный директор компании в 1930-х годах. Эта фраза стала излюбленной корпоративной поговоркой. В течение следующего десятилетия компания направила на техническое перевооружение столько же денег, сколько потратила на эти цели за первые сто лет своего существования.
|
Еще пример. В 1984-1985 годах доходы компании значительно упали, что стало следствием установки по всему миру новых линий по производству одноразовых подгузников. Однако эти долгосрочные инвестиции окупились, хотя и годы спустя [11] .
Именно благодаря своей долгосрочной стратегии повышения рентабельности P&G занялась фармацевтическим бизнесом, не побоявшись обычных для этой отрасли высоких затрат и очень длительного (от неопределенного до бесконечного) времени, необходимого для разработки нового товара. Дело в том, что в фармацевтической отрасли инновации очень хорошо вознаграждаются, а инновации — сильная сторона компании Procter & Gamble.
Инвестиции P&G в создание доминирующих марок — еще одно следствие приверженности долгосрочным целям. Такие марки требуют значительных предварительных инвестиций, длительного времени для роста и достижения зрелости, но в долгосрочной перспективе они оказываются прибыльнее, недоминирующих марок.
|
Такой подход также объясняет, почему P&G безжалостно снимает с производства торговые марки, пусть даже здоровые, которые приносят ей доход ниже среднего или не вписываются в ее долгосрочные стратегические планы, — иногда просто избавляется от них. Из примеров последних лет можно упомянуть продажу товарной линии Duncan Hines и выход из совместного предприятия по продаже болеутоляющего средства Aleve. Эти товары не соответствовали стратегическим планам P&G по разработке глобальных торговых марок.
Нацеленность P&G на удаленную перспективу особенно контрастирует с политикой компаний, предпочитающих краткосрочную отдачу инвестициям в будущее. Известный пример такой «близорукой» корпорации — Colgate- Palmolive. Приведем несколько цитат из прессы.
Выпуск новых товаров, которые бы преуспели, требует наличия тонко настроенной маркетинговой машины. Colgate, как обнаружил новый генеральный директор компании Джордж Леш, так и не создала этой машины за 22 года правления, с 1938-го по 1960-й, Эдварда Литтла. Поэтому Леш дал ход авральной программе по созданию едва ли не за одну ночь того, что P&G любовно взращивала и доводила до совершенства на протяжении 30 лет.
Forbes, February 1, 1966.
Генеральный директор Дэвид Фостер, отчаянно пытавшийся увеличить текущую доходность компании, урезал бюджеты на рекламу и научно-исследовательскую работу — животворную кровь любой коммерческой организации. Коротко говоря, он брал взаймы у будущего, надеясь, что завтрашний день принесет с собой более сильную экономику, и его сегодняшние ошибки не будут иметь печальных последствий.
|
Fortune, September 24, 1979.
Генеральный директор Кейт Крейн тоже был типичным боссом компании Colgate, правящим жесткой, деспотичной рукой. «Наша корпоративная культура всегда была закрытой, — признал один бывший руководитель компании. — У «ас очень узкое видение будущего. Проработав в Colgate долгие годы, Кейт уже не мог и не хотел менять сложившийся здесь порядок вещей».
Fortune, May 11,1987.
Уолл-стрит любит компании предсказуемые и показывающие устойчивый рост прибыли. Но P&G с готовностью жертвует краткосрочным ростом ради долгосрочных перспектив, причем компания не желает пояснять Уолл-стрит свои действия, поскольку этим может раскрыть ценную информацию конкурентам.
История прохладных отношений между P&G и Уоллстрит довольно давняя. В XX веке компанию на 26 лет вообще исключили из листингов Нью-йоркской фондовой биржи, поскольку P&G не мудрствуя лукаво объявила: «По мнению совета директоров, если мы не будем публиковать свою отчетность, то это послужит интересам компании. Можем сообщить только, что за прошлый год дивиденды на обыкновенную акцию превысили 12%. Желающих получить более подробную информацию приглашаем обратиться в офис компании лично». Потом, правда, когда P&G отказалась от своей политики строгой секретности, ее восстановили в правах, но компания до сих пор не соответствует краткосрочным прогнозам Уоллстрит [12] . Нельзя сказать, будто руководство P&G вообще не интересуется ценой акций, особенно если вспомнить, что 25% акционерного капитала принадлежат работникам самой компании. Просто в Procter & Gamble уверены, что корпоративное благополучие зависит от долгосрочных показателей роста и прибыли.
ГЛАВА
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
PROCTER & GAMBLE
Ч |
то такое корпоративная культура? Это интегрированный набор верований, знаний, ритуалов и традиций. Результаты деятельности компании в значительной мере зависят от того, насколько развита ее культура. Ученые уже давно относят корпоративную культуру к числу факторов, обуславливающих успех или провал компании на рынке. Приведем примеры.
В книге Т. Питерса и Р. Уотермана-мл. «Б поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки» (Изд.: Вильяме, 2005) говорилось: «Во всех случаях без исключения доминирующая и целостная корпоративная культура была ключевым признаком здоровых и успешных компаний, которые мы изучили». В качестве примера упоминалась и P&G.
Книга Corporate Culture and Performance, опубликованная в 1992 году, содержала методологию оценки корпоративной культуры. О P&G сказано, что у этой компании чрезвычайно сильная культура — третья по силе среди 202 изученных фирм и, безусловно, намного превосходящая культуры конкурентов.
«Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением» (Изд.: Стокгольмская школа экономики
в Санкт-Петербурге, 2004) — это книга о 18 ориентированных на перспективу компаниях, за годы своего существования продемонстрировавших умение выживать, адаптироваться и уверенно достигать успеха. Красной нитью через всю книгу проходит мысль, что сильная культура, поддерживающая ключевую идеологию фирмы, — это фундаментальная характеристика компаний, ориентированных на долгосрочную перспективу; именно этим они отличаются от конкурентов. Несложно догадаться, что одной из 18 фирм, описанных в книге, была Procter & Gamble.
Руководящие принципы, изложенные в предыдущей главе, указывают направление деятельности компании P&G и выступают образующей частью ее корпоративной культуры. Во второй главе мы разберем некоторые верования, ценности, правила, ритуалы и отличительные корпоративные характеристики, поддерживающие ранее перечисленные принципы. Они развились с течением времени и характеризуют компанию в ее сегодняшнем виде.
(Duqpsv lift
Поступайте правильно
Поступать правильно не всегда удобно. Правду говоря, обычно правильный поступок не самое простое решение дилеммы - и не самое расчетливое. Однако поступать правильно — это принципиальный выбор; если компания придерживается такого принципа, то в долгосрочной перспективе обязательно выиграют все стороны.
Бесчестный поступок нельзя оправдать никакой потенциальной выгодой, какой бы большой она ни была. Цель не оправдывает средства, потому что неэтические средства, в конце концов, разрушат саму организацию, их использующую.