Даже самое лучшее можно улучшить
Усовершенствовав товар, продолжайте его совершенствовать.
Нас толкает вперед неудовлетворенность
Достигнутым.
Нейл Мак-Элрой, бывший генеральный директор
P&G [8]
Процесс никогда не прекращается. P&G непрерывно совершенствует все свои торговые марки. Например, формулу и упаковку стирального порошка Tide улучшали более 70 раз.
В истории зубной пасты Crest было несколько поворотных моментов. В конце 1955 года под этим названием появилась первая зубная паста с двуфтористым оловом, затем — с фтористым натрием, более эффективным средством против кариеса. Ученых это не удовлетворило, и они задумали создать пасту, которая предотвращала бы образование зубного камня. Но задача осложнялась тем, что вещество зубного камня взаимодействует с зубами почти так же, как и фториды. Значит, любое вещество, воздействующее на зубной камень, также воздействует на фториды. Тем не менее выход нашли. Растворимый пирофосфат уменьшает образование зубного камня, не воздействуя на фтористые соединения. Газета Wall Street Journal назвала изобретение зубной пасты Crest с защитой от зубного камня одним из «значительных событий десятилетия». По лицензии
P&G растворимый пирофосфат также стали включать в свои зубные пасты основные конкурирующие марки.
Что следующие названия означают для читателя? Chevrolet, Marlboro, Coca-Cola, Avis, Sony, Anacin, Motorola, Timex, Nike, Listerine, Pepperidge Farms, Sears.
Скорее всего, наш читатель знает, к каким товарным категориям принадлежат эти марки и чем они отличаются от других марок. Возможно также, что у читателя имеется собственное (положительное или отрицательное) мнение о каждой из них, независимо от их функциональности. Procter & Gamble стремится к тому, чтобы потребители так же хорошо знали все ее торговые мэрки и имели к ним такое же глубокое эмоциональное отношение.
|
(Садцрмг Ш
Потребители покупают товары, но выбирают марки
У потребителей формируется отношение к маркам, а не к товарам и компаниям-производителям, функциональность товара — т.е. его назначение и то, как он этому назначению соответствует — выступает его ключевой характеристикой. Но у марки также имеются отчетливо выраженная индивидуальность и репутация, которые и формируют эмоциональное и доверительное отношение к ней потребителя и отличают ее от конкурентных марок.
Некоторые компании сами по себе выступают торговыми марками, например Sony, Ford, Levis, Hewlett-Packard, Apple и Coca-Cola. Даже компании-производители фасованных товаров иногда используют свое название в качестве торговой марки. Например, зубная паста Colgate, жидкое моющее средство Palmolive, брусковое мыло Lever 2000, детская присыпка Johnson's, зубная паста Arm & Hammer, зерновые хлопья Kellog's, кетчуп Heinz, шоколадные батончики Hershey's, бритвы Gillette, отбеливатель Clorox и суп Campbell's. Но название P&G не ассоциируется с торговыми марками компании, поскольку она сама этого не хочет. У нее другой подход: она отдает каждой новой марке немного своей славы («Новинка от Procter & Gamble! »), но только на первые шесть месяцев и только в качестве заключительного аккорда рекламной кампании. После этого каждая марка P&G должна действовать на рынке самостоятельно и самостоятельно создавать отношения с потребителями.
Предъявляемое к каждой марке требование быть самостоятельной отражает фундаментальную веру P&G в уникальность отдельных марок и их значение для формирования лояльности потребителя. Эд Арцт, бывший генеральный директор P&G, говорил: «Наш бизнес основан на лояльности потребителей к марке. Потому что молодая мама каждую неделю думает, подгузники какой марки покупать для своего первенца. Большая часть потребителей приобретает стиральный порошок десять- двадцать раз в году. И все эти ситуации чреваты тем, что потребитель решит купить марку нашего конкурента».
|
Капитал торговой марки — следствие доверия
Отношение потребителей к марке часто называют «капиталом торговой марки». Поясним на примере» Некая мама выбирает в магазине зубную пасту для своих детей. На полке лежат две: Summit, которую она увидела впервые, и Crest. Обе обещают защиту от кариеса.
Скорее всего, женщина выберет зубную пасту Crest. Ведь о Summit она никогда не слышала, так почему она должна верить обещаниям этой новинки? Однако Crest ей известна многие годы. Эта паста привычна. О том, что Crest защищает зубы от кариеса, покупательница знает очень давно. По ее мнению, эта марка серьезная, от нее можно не ждать неприятных сюрпризов. Это успешная марка. Да что там говорить: сама нынешняя мама в детстве чистила зубы пастой Crest. По всем перечисленным причинам она доверяет этой торговой марке. (К слову, рекламная кампания «Я — ребенок, выросший с Crest» была построена по аналогичному сценарию. Типичная мама рассказывала с телеэкрана о том, что она сама в детстве пользовалась Crest и теперь покупает эту зубную пасту для своих малышей.)
|
У потребителей формируется субъективная привязанность к маркам, и они часто преувеличивают реальные различия между конкурирующими товарами. Дело здесь не просто в большем доверии к знакомой марке, чем к незнакомой. Исключительное отношение к любимому бренду не могут поколебать даже другие известные и крупные марки. Потребитель, лояльный к Crest, не купит зубную пасту Colgate и даже слышать не захочет заявлений последней о ее конкурентных преимуществах. Точно так же сторонник Colgate относится к Crest.
P&G заботится о капитале торговых марок. Компания весьма последовательна в своих действиях, представляя собственные марки потребителям, и осторожно относится к любым предложениям об изменении знакомых потребителям атрибутов марки — ее логотипа, оформления упаковки, цветовой гаммы и запаха. Например, много лет назад руководство P&G весьма недоброжелательно встретило предложение о выпуске новой разновидности зубной пасты Crest — мятной — в дополнение к уже существовавшей с запахом растения зимолюбка. Бренд-группа выполнила рыночное тестирование мятной разновидности Crest, по запаху очень схожей с аналогичной мятной Colgate. Хотя в ходе этих испытаний компания получила значительный рост объема продаж, Говард Моргене, генеральный директор P&G в то время, беспокоился, что новинка «размоет имидж» марки. Мятную разновидность не выпускали за пределы тестового рынка еще несколько лет до тех пор, пока окончательно не поняли, что запах зимолюбки на самом деле не служит определяющим элементом индивидуальности зубной пасты Crest.
©тщрт 18