Принимать и выполнять обязательства очень важно для эффективного функционирования организации со множеством внутренних связей.
Выполнять обязательства — вопрос чести в P&G. Их принимают не спонтанно, а обдуманно, и относятся к ним очень серьезно.
В P&G остро чувствуют внутренние связи. Почти во всех решениях и действиях участвует много людей, различные отделы, службы. Корпоративная культура компании предполагает, что все эти стороны принимают на себя определенные обязательства и что они их непременно выполнят. Никто не хочет оказаться слабым звеном.
Планы действий, в которых участвуют взаимозависимые службы, часто согласовываются на совещаниях. Все знают цель совещания и готовы участвовать в нем и взять на себя необходимые обязательства. Люди приходят на совещания, зная, что можно и чего нельзя делать.
Сами эти совещания начинаются с обязательства прийти вовремя. В некоторых других компаниях начальник обычно так сильно занят, что непременно «задерживается» и появляется пред очи подчиненных позже назначенного времени. В P&G строго придерживаются правила: если начальник должен присутствовать на совещании, то он обязан успеть к началу. Очевидно, что подчиненные очень быстро усваивают эту хорошую привычку.
На совещании обычно обсуждаются различные вопросы и предложения. Это процесс, в котором активно участвуют все присутствующие, поскольку они знают, что именно здесь принимаются решения и намечаются дальнейшие действия. Уклончивость и фразы «Я постараюсь» здесь не в почете. На то, что принятые любым участником обязательства будут исполнены в срок, рассчитывают все остальные сотрудники (за исключением случаев когда человек, принявший обязательства, на самом деле не обладает достаточными полномочиями для их выполнения). Перевыполнение обязательств ценится высоко, а недовыполнение считается профессиональной неудачей. Генеральный директор P&G Джон Пеппер любит цитировать бывшего председателя правления компании Motorola Боба Гэлви- на, объяснявшего, как его учил выполнять свои обязательства родной отец: «Он избрал самый жесткий метод: он доверял мне».
|
Оценка профессиональной деятельности сопровождается такими же ожиданиями. Если подчиненный и его руководитель согласовали этапы личного профессионального роста первого, то обе стороны обязаны сделать все от них зависящее, чтобы намеченное было выполнено.
Особое внимание к деталям
Конкурентное преимущество часто зависит от постоянного внимания к деталям. Мелкие ошибки могут быть симптомом небрежности.
Квалифицированная борьба за миллионы отдельных покупателей означает, что нам жизненно необходимо искать небольшие преимущества, способные усилить малые различия между конкурентными товарами, и избегать мелких ошибок.
Эд Харнесс, бывший генеральный директор
компании P&G[17]
Нельзя действовать правильно изредка. Действовать правильно нужно постоянно.
Вине Ломбарди, бывший тренер Национальной
футбольной лиги[18]
В P&G оперируют двумя крайними оценками: идеально и небрежно — и редко ставят промежуточные.
Пол Кэдин вспоминает, как он, будучи помощником менеджера торговой марки Luvs, узнал о культивируемом в P&G внимании к деталям. Тогда ему накануне вывода на рынок города Колумбус (штат Огайо) нового товара поручили разработать и подготовить для представления службе сбыта все сопутствующие материалы. «Я должен был учесть сотни вещей — от презентационного набора для ключевых оптовых клиентов до нагрудных знаков продавцов. Не скрою, я проделал неплохую работу, и совместное совещание с представителями службы сбыта было очень успешным. И только мой непосредственный руководитель заметил, что я забыл подготовить макет таблички, которую нужно прикреплять к магазинной полке под коробками Luvs. Начальник не «слезал» с меня, пока я не устранил недоработку. Ты хорошо поработал, если выполнил задание на сто процентов. В этой компании другого стандарта не признают».
|
?mjpm Ш
Широта мышления
Инновационные товары, новые идеи и методы работы могут возникнуть благодаря широте мышления и урокам, усвоенным в других областях.
Вначале при изготовлении мыла и свечей P&G использовала стеарин на основе свиного жира и хлопкового масла. Когда цена свиного жира выросла, компания воспользовалась своим опытом в применении хлопкового масла и впервые разработала технологию изготовления упомянутых товаров с использованием исключительно растительных жиров. Затем опыт получения масла из хлопковых семян пригодился для производства арахисового масла и, что важнее, технологии обработки семян и орехов привели к разработке бумажных товаров.
Опыт изготовления мыла и стиральных порошков дал толчок к изучению содержания кальция в воде, что привело к пониманию соотношения в воде кальция и фторидов, а это, в свою очередь, дало знания о том, как с помощью зубной пасты можно предотвратить порчу зубов, и привело к изучению костной ткани для разработки таких лекарственных препаратов для лечения остеопороза, как Didronel.
|
Использовать в новой области можно даже рекламные идеи, поэтому P&G внедрила концепцию «исследуй и используй по-новому». Например, в компании имеется отдел изучения рекламы, анализирующий рекламу конкурентов со всего мира, а также собственную рекламу P&G. Бренд-группы используют этот ресурс, чтобы понять, какая реклама работает, а какая — нет, и какие рекламные методы можно использовать как уже зарекомендовавшие себя на практике. Недавним примером служит успешная кампания «Проверка запаха» для рекламы стирального порошка Gain в США, хотя концепцию этого проекта разработали в Лондоне для рекламы порошка Daz (тоже продукт P&G) в Соединенном Королевстве. В роликах кочующая группа тележурналистов предлагала домохозяйкам проверить запах выстиранного белья.
Более ранний пример. По результатам анализа заключили, что рекламный ролик чистящего средства Comet оказался особенно эффективным благодаря такому приему: в соревновании между Comet и конкурирующим товаром второму давали фору, но продукт P&G все равно работал лучше. С тех пор этот подход использовали неоднократно. В рекламе P&G бесчисленные товары-конкуренты получали фору, но продукция рекламодателя неизменно выигрывала.
Заключительный кадр рекламного ролика Downy изображает бутылку этого смягчителя для ткани, подпрыгивающего на стопке полотенец в замедленном движении. Точно так же замедленно взлетают и опускаются («подпрыгивают») волосы в рекламе шампуня.
Исследовательский центр товаров для гигиены построен на принципе широты мышления
Вероятно, лучшим примером того, как P&G узаконила «перекрестное опыление» идеями, служит учрежденный в 1995 году Исследовательский центр товаров для гигиены. Это расположенное в городе Цинциннати подразделение стало центром глобальной сети научно-исследовательских учреждений компании Procter & Gamble.
В Центре больше всего поражает экспозиция фотографий, сделанных мастером аэрофотосъемки Джорджем Герстером и мастером микрофотосъемки Манфредом Кейджем. С первого взгляда трудно сказать, видишь ты вулкан или пору кожи, микроскопическое изображение высыхающего льняного масла или вид с воздуха намибийской реки, впадающей в море. Эта экспозиция символизирует культивируемый в Центре процесс непрерывных открытий за счет умения по-новому взглянуть на известные вещи.
Само здание Исследовательского центра товаров для гигиены построено так, чтобы стимулировать «перекрестное опыление» идеями и широту мышления. Коридоры чрезвычайно широки, а между этажами вместо лифтов предусмотрены эскалаторы. Причиной такого архитектурного решения стали результаты исследований, которые показали, что для неформального общения сотрудникам приятнее собираться в широких коридорах, и беседа легче протекает на эскалаторе, чем в кабине лифта. Лабораторные и офисные помещения просторны — это должно стимулировать сотрудничество и взаимодействие. А рядом — уютные комнаты для переговоров и небольшие конференц-залы. Есть также «командные комнаты», которые используются как штабные для команд, собранных из представителей различных служб. Перед этими командами ставится задача максимально ускорить процесс воплощения идеи в рыночный товар. (Скорость очень важна. По расчетам P&G, для разработки и вывода на рынок нового лекарства требуется в среднем 359 млн. долл. и 12 лет. А это более чем 81 тыс. долл. в день!)
Руководство компании поощряет сотрудничество научных работников Исследовательского центра товаров для гигиены с другими исследователями империи P&G. Ведется особая база, в которую внесены данные об ученых и технологах научных учреждений компании, разбросанных по всему миру, с указанием их специальных знаний и научного опыта. P&G оборудовала центры для видеоконференций, в которых в случае необходимости ученые с разных концов планеты могут «встретиться лицом к лицу». Также имеется база данных «Ежемесячные отчеты о научных исследованиях в мире», благодаря которой ученые P&G получают необходимую информацию по разделам: авторы, регионы, секторы, категории, отдельные технологии и проекты.
Разработанный P&G препарат для лечения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки Helidac стал результатом сотрудничества того вида, какой поощряется в компании. Исходную идею подала женщина из группы исследователей, работавших над рецептурными лекарствами. Далее она сотрудничала с учеными, создававшими безрецептурное средство Pepto-Bismol, а также с австралийским исследователем, открывшим бактерию, провоцирующую образование язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Ожидайте неожиданного
Оперативность реагирования на действия конкурентов должна уравновешиваться потребностью избегать дорогостоящих ошибок.
У P&G репутация очень консервативной компании — особенно в глазах ее собственных менеджеров торговой марки, так и брызжущих энтузиазмом и жаждущих перемен. Но долгая история, в которой был ряд болезненных уроков, научила высшее руководство компании смотреть в отдаленное будущее и строго придерживаться отработанной процедуры выявления потенциальных проблем еще до принятия дорогостоящих решений.
Пробные продажи, пробные поставки, расширенное пробное использование товара потребителями в реальных бытовых условиях — это все принятые в P&G стандартные процедуры, поскольку даже после предварительной проверки и анализа товара может случиться неожиданное.
Например, первый опыт P&G в категории средств для чистки зубов был сопутствующим результатом разработанной в компании технологии синтетических моющих средств; компания создала зубную пасту Teel. Сначала пасту опробовали потребители, и она им понравилась: у Teel были приятный запах и привлекательный цвет, и она имела преимущество перед другими зубными пастами, поскольку не содержала абразивных материалов.
Затем Teel вывели на общенациональный рынок, где паста имела большой успех. Но, к сожалению, временный. Вскоре ее продажи стали падать в связи с тем, что индивидуальный химический состав слюны некоторых людей вызывал образование на зубах бесцветного налета. Дело в том, что потребительские испытания были недостаточно глубокими и не позволили выявить проблему заблаговременно. Компании пришлось убрать товар с рынка.
Более свежий пример в категории средств для чистки зубов подтверждает правильность терпеливого подхода компании к испытаниям. Зубная паста под названием White Сар не только отличалась более ярким вкусом по сравнению с Macleans и Ultra Brite, но также содержала двуфтористое олово. В концептуальных тестах и бытовом пробном использовании потребители приняли ее хорошо; рекламу тоже испытали и подготовили к размещению в массмедиа. Все ждали команды «Старт!». Но, к досаде и огорчению бренд-группы и рекламного агентства, согласно принятой в P&G процедуре еще предстояло провести расширенное испытание в торговых предприятиях. И вот на этой стадии обнаружилось, что та самая комбинация ингредиентов, которая обеспечивала функциональные преимущества пасты, разъедает материал, из которого изготовлен тюбик. Естественно, марку сняли с производства [19] .
ШТЖЛЫ: СЛУЖЕБНЫЕ ЗАПИСКИ
нштцмт
Записывайте свои мысли
Служебные записки - неотъемлемая часть корпоративной культуры P&G. Они выступают средством обмена информацией и принятия решений. Любая идея или рекомендация, представленная в письменном виде, приобретает особый вес, силу анализа и критического мышления.
Из всех подразделений P&G серьезнее всего к подготовке служебных записок относятся в системе управления торговыми марками, поскольку руководство компании большую часть решений принимает на основании информации и рекомендаций, поступающих к нему через эту систему. К оформлению и содержанию записок подходят критически; это делается для обеспечения точности и краткости изложения. Если мысль предложения из шести слов можно так же ясно и понятно выразить пятью словами, или если таблица передает необходимую информацию эффективнее, чем словесное описание, или подробные данные лучше привести в приложении, а не в основном тексте, или если имя прилагательное не передает желаемого впечатления, то служебную записку придется переписать. Слова с ошибками или столбцы цифр без итоговой суммы воспринимаются как небрежность составителя — к этому в компании относятся нетерпимо. Со временем сотрудники службы управления марками приобретают просто сверхъестественное чутье на грамматические и математические ошибки: сначала вылавливают их в собственных служебных записках, затем со снайперской точностью отмечают в записках, подготовленных подчиненными. Люди, перешедшие из P&G на работу в другие компании, поражаются относительной небрежности и неточности служебных записок в этих организациях.
Существует два основных вида служебных записок: информационные и рекомендательные. Первые включают анализ результатов исследований, отчеты о проверке магазинов, сводные данные об объемах продажи и рыночной доле, анализ конкурентов, наблюдения за фокус-группами, отчеты о состоянии товарных позиций и т.д.
Тем не менее основная служебная записка P&G (которой, кстати, уделяют очень пристальное внимание) — рекомендательная. Она должна содержать логически последовательные, тщательно продуманные предложения.
Любые дефекты логики, подтасовка данных или неподк- репленное фактами мнение вызывают безжалостную критику.
?ш]рт М
Служебная записка — шаблон для стратегического мышления
При подготовке служебной записки требуется аналитическое мышление. Оно должно быть не только ясным и всесторонним, но и соответствующим долгосрочным целям. В формате служебной записки P&G предложение подкрепляется его стратегическими обоснованиями.
Основные компоненты рекомендательной служебной записки обычно включают:
❖ цель;
❖ предпосылки;
❖ рекомендации;
❖ обоснование;
❖ обсуждение;
❖ ближайшие действия;
❖ приложения.
Цель — обычно это вступительное предложение, в котором сжато сформулирована цель предлагаемой рекомендации. (В примере служебной записки, приведенном ниже, также упоминается необходимое в текущем финансовом году увеличение финансирования, потому что эта мера служит важной частью запрашиваемого решения.)
Следующий раздел «Предпосылки» — очень важная часть рекомендательной записки P&G. Часто важнейшая. В других компаниях ей уделяют мало внимания либо вовсе игнорируют. Возможно, просто раздел «Предпосылки» им нужен меньше, чем компании P&G. Например, если в этих компаниях служебную записку читает меньшее количество человек и все они хорошо знакомы с рассматриваемым вопросом. Однако чаще всего недоработанный раздел «Предпосылки» свидетельствует о поверхностном понимании вопроса.
Этот раздел служебной записки компании P&G имеет две функции. Во-первых, он связывает вопрос, который рассматривается в записке, со стратегическими целями торговой марки или компании в целом. Во-вторых, в нем формулируется проблема, решение которой рекомендуют авторы записки. Раздел «Предпосылки» читают очень внимательно. Порой человек даже не продвигается дальше него. И это логично: если читатель не согласен с формулировкой проблемы, то зачем ему знать, какое решение предлагает автор записки?
В следующем разделе, который обычно называют «Рекомендации», предлагается решение проблемы, сформулированной в разделе «Предпосылки ». Далее следует «Обоснование», поясняющее причины рекомендаций. Затем идут различные разделы по усмотрению автора, например «Обсуждение », в котором автор отвечает на возможные вопросы читателя или обсуждает не рассмотренные ранее вопросы, оценивает риск и другие варианты, приводит нюансы своих рекомендаций. Последний раздел — «Ближайшие действия», за которым следуют «Приложения».
Обстоятельные служебные записки важны для такой компании, как Procter & Gamble, в которой одновременно ведутся работы над многими торговыми марками, а решения принимаются на основании фактов и прошлого опыта в соответствии с долгосрочными стратегиями.
ПРИМЕР СЛУЖЕБНОЙ ЗАПИСКИ P&G
12 февраля 1995 года
Подготовил: 4.JI. Декер Кому: Дж.О. Доуксу
Тема: План спасения полотенец Bounty в регионе к западу от Скалистых гор
Предлагаю план восстановления роста рыночной доли полотенец Bounty в регионе к западу от Скалистых гор (ЗСГ). Также прошу увеличить финансирование в текущем финансовом году на 150 тыс. долл. С этим планом согласна служба сбыта в лице мисс Джейн Доу.
Предпосылки
❖ Для подразделения бумажных товаров регион ЗСГ выступает стратегическим рынком; чтобы реализовать потенциал распространения и снабжения, необходимо увеличить объемы поставок на этот рынок. Подразделение бумажных товаров принимает на себя следующие обязательства.
— Ускорить рост рыночной доли ключевых марок.
— Продемонстрировать нашу решимость добиться успеха на этом рынке.
Для подразделения бумажных товаров регион ЗСГ относительно незрелый, и на нем все еще доминируют конкуренты.
❖ В последние четыре месяца не выполняется запланированный рост рыночной доли Bounty (см. таблицу).
Рыночная доля | 10/94 | 11/94 | 12/94 | 01/95 | 02/95 (прогноз) |
Плановый показатель | 22,6 | 23,1 | 23,6 | 24,0 | 24,4 |
Фактический показатель | 22,8 | 22,7 | 24,0 | 23,6 | 22,6 |
Процент исполнения | (101) | (98) | (Ю2) | (98) | (93) |
❖ Недовыполнение плана происходит исключительно в четырех районах в южной части Калифорнии.
Bounty | Brawny | ScotTowels | Отгрузка товара | |
Регион ЗСГ в целом (100%) | 22,6 (99) | 33,6 (97) | 20,2 (109) | 802 ед. хранения (105) |
4 района на юге Калифорнии (27%) | 18,8 (87) | 32,1(94) | 23,6 (117) | 216 ед. хранения (94) |
Баланс региона ЗСГ (73%) | 24,0 (104) | 34,4 (98) | 18,9 (104) | 586 ед. хранения (ПО) |
❖ Показатели продаж Bounty в четырех районах на юге Калифорнии ухудшаются из-за неразвитой и слабеющей торговли, а также из-за особенностей спроса потребителей латиноамериканского происхождения, проживающих на юге Калифорнии. Служба мониторинга торговли показала, что мероприятия по стимулированию сбыта полотенец ScotToweis оказались по всему региону ЗСГ чрезвычайно эффективными в каналах розничной торговли, обслуживающих латиноамериканскую общину, что пагубно отразилось на Bounty. Проверка магазинов подтвердила эти выводы и продемонстрировала плачевную ситуацию с Bounty. Как показано ниже, Bounty не находит спроса у потребителей латиноамериканского происхождения.
Исследование потребительского спроса (октябрь 1994 года) | |||
Лучшие рейтинги (по сравнению с октябрем 1993 года) | |||
Bounty | Brawny | ScotToweis | |
Потребители латиноамериканского происхождения в регионе ЗСГ | 29,6% (+0,5) | 43,7% (+2,2)* | 39,9% (+4,4) |
Другие потребители в регионе ЗСГ | 46,4% (+7,8) | 45,4% (-2,3)* | 40,17% (+1Д)* |
^Статистически не значимо при 95%-м доверительном интервале. |
Рекомендации
Нам надлежит немедленно развернуть рекламную кампанию и мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на латиноамериканскую общину в данном регионе и на каналы розничной торговли, обслуживающие эту общину. Для реализации плана потребуется 170 тыс. долл. в 1994/1995 финансовом году и 230 тыс. долл. в 1995/1996 финансовом году. В общенациональном масштабе это означает рабочую программу медийной рекламы и стимулирования сбыта общей стоимостью 4 млн. долл. Кроме запрошенных 150 тыс. долл. в текущем финансовом году, план будет финансироваться за счет внутреннего перераспределения ресурсов и ожидаемого роста объемов продаж при реализации настоящего плана.
Обоснование
❖ Нынешняя рекламная кампания Bounty не подходит для потребителей латиноамериканского происхождения. Проверка фирмой ARS эффективности рекламного ролика «Воссоединение семьи» среди потребителей латиноамериканского происхождения продемонстрировала низкие значения таких показателей: способность зрителей вспомнить показанный ролик; намерение купить рекламируемый товар; привлекательность рекламы. (Показатели приведены в сравнении с демонстрацией ролика «Воссоединение семьи» потребителям другого происхождения и с нормами для других основных роликов, демонстрируемых потребителям латиноамериканского происхождения.) Последующие личные опросы потребителей латиноамериканского происхождения показали:
— представляя в одном и том же ролике полотенца Basic Bounty и Extra Strength Bounty, мы несколько запутываем потребителей;
— потребители латиноамериканского происхождения не видят себя в семейных ситуациях, изображенных в ролике.
Мы устранили эти недостатки в новых вариантах рекламы, подготовленных специально для латиноамериканской общины. Рекламу (в черновой форме) проверили на отдельных потребителях и фокус- группах. В обоих случаях респонденты ее полностью поняли и восприняли как уместную и вызывающую интерес (см. Приложение 6).
❖ Опыт работы службы подготовки рекламы с восемью другими торговыми марками P&G показывает. что рекламные ролики. подготовленные спеии- ально для потребителей латиноамериканского происхождения. улучшают показатели проверки вариантов рекламы в два-четыре раза. а также значи- тельно повышают рыночные результаты товара.
❖ Предприятия розничной торговли бережно относятся к своим потребителям латиноамериканского происхождения. и потому они положительно реагируют на усилия тех производителей, которые спеииально ориентируются на этот рынок. Латиноамериканская община очень важна для розничных торговцев на юге Калифорнии. И.Л. Селлум из службы сбыта сообщает, что магазины Wal-Mart, Lucky s и Safeway выразили озабоченность низкими продажами Bounty. Он предупреждает: если не изменить ситуацию, то вскоре торговые компании откажутся от реализации нашего товара. В то же время он уверен, что фирмы розничной торговли охотно поддержат усилия производителя по проведению на этом рынке обновленной рекламной кампании, направленной на конечных потребителей, и мероприятий по стимулированию сбыта конечным потребителям и торговле.
❖ По моим прогнозам. результаты появятся через 28 месяиев или раньше. Учитывая, что рекомендуемая
программа увеличит объем продаж ровно настолько, чтобы можно было получить запланированный баланс по региону ЗСГ, предпринятые усилия дадут результат через 28 месяцев. В случае нашего бездействия следует ожидать серьезного ухудшения распространения и сбыта (Приложение 7).
❖ Программу можно развернуть и на других латиноамериканских рынках. Радио- и телевизионную рекламу, созданную для демонстрации на юге Калифорнии, а также материалы для ознакомления компаний розничной торговли с нашей программой, можно выборочно использовать на некоторых других латиноамериканских рынках за пределами Калифорнии (например в Техасе, Нью-Мексико и, возможно, в г. Нью-Йорке и на юге Флориды). Так мы пропорционально распределим производственные затраты и сконцентрируем маркетинговые усилия по марке Bounty на целевых рынках. При этом будут учтены различия между латиноамериканскими регионами на территории США.
Подробности плана, календарный график, ближайшие действия
Чтобы не допустить отказа от реализации нашей продукции, нам необходимо представить план действий торговых компаний как можно быстрее. В случае немедленного утверждения данных рекомендаций мы начнем представлять наш план торговым компаниям в конце марта, а первые выпуски радиорекламы выйдут в эфир 15 апреля, после чего в начале мая на экранах появится телереклама. По завершении первого этапа рекламной кампании в июне наши распространители пробных образцов начнут выборочно посещать потребителей у них на дому.
Одновременно мы разместим в магазинах розничной торговли специальные рекламные стенды. Подробности плана, календарный график и перечень ближайших действий приведены в Приложении 8.
Просим Вас разрешить реализацию предложенного плана.
ч.л.д.
Служебная записка выявляет ошибочное мышление — или подчеркивает блестящее
Служебная записка P&G — это логический, последовательный способ представить идеи, и поскольку все служебные записки в компании готовятся приблизительно по единому образцу то их формат всем сотрудникам хорошо знаком и удобен. Но это «удобство» нарушается, если в документе отсутствует необходимая связь между частями. В частности, если раздел Предпосылки не приводит естественным образом к рекомендациям, а они не поддержаны обоснованиями, то наружу «вылезают» дефекты мышления автора. При наличии всех логических связей позиция автора записки неуязвима.
Если в рекомендациях не указано конкретное решение проблемы или не учтены стратегические интересы марки, то в глаза бросается, что эти рекомендации не вытекают естественным образом из предпосылок. Стоит автору недостаточно тщательно продумать свои рекомендации, не рассмотреть всесторонне возможные риски и варианты действий — и формат служебной записки сразу же обнаружит эти недоработки.
Однако, если все пункты логически связаны между собой, рассуждения автора текут естественно и последовательно. Сотрудники P&G восхищаются мастерством составителя такой служебной записки. Порой больше внимания привлекает квалифицированно подготовленная записка, чем изложенные в ней идеи. Джин Пламмец вспоминает, как в его бытность помощником менеджера по работе с клиентами в рекламном агентстве Dancer- Fitzgerald-Sample его вызвал бренд-менеджер, чтобы похвалить за подготовленную служебную записку: «Он сказал не "Какая замечательная идея!", а "Какая прекрасная записка!». Думаю, его слова в точности отражают то значение, которое придают написанию служебных записок в моей бывшей компании Procter
« В P&G рассудили, — продолжает Джин, — что если определенным образом структурировать информацию, то люди воспримут ее легко, появятся интересные идеи, и станет понятно, какие идеи неудачны. Как мне думается, именно этот подход к изложению информации сделал компанию такой успешной. Они допускают меньше ошибок, поскольку выявляют их. еще до того, как эти ошибки будут сделаны. Так компания повышает свои средние показатели по сравнению с конкурентами».
©(щрс&чр Щ
Научившись писать служебные записки, вы научитесь мыслить
Одна из причин, по которым работники P&G столь одержимы служебными записками, заключается в следующем: они верят, что несовершенная записка служит симптомом несовершенного интеллекта. Сотрудники службы управления торговыми марками не продвинутся по карьерной лестнице, если не умеют эффективно обмениваться информацией- А написание служебной записки — это высший пилотаж в обмене информацией.
Служебная записка — это не только основа для принятия решений и обмена информацией, но и основное средство обучения. С ее помощью обучают маркетинговому мышлению. Опыт написания служебных записок становится горьким разочарованием для выпускника Гарварда, гордого своим дипломом магистра делового управления, подкрепленным к тому же дипломом с отличием по английскому языку из Принстона. На протяжении всех лет учебы ценилось его умение писать длинные, насыщенные богатым фактическим материалом рефераты и курсовые работы. Но в P&G другие требования. Цель служебной записки в этой компании — не продемонстрировать, как много знает автор, или сколько ссылок он может привести, а отфильтровать все лишнее и свести мысль к нескольким ключевым моментам, выразив их ясно, просто и убедительно.