Джон Смей л, бывший генеральный директор PdcG
Эд Харнесс так определил искусство соблюдения принципов: «При принятии непростого решения, согласующегося с принципами, обычно приходится идти на краткосрочные жертвы, чтобы придерживаться нравственных норм».
В конце 1960-х годов в обществе разгорелась дискуссия о стиральных порошках, содержащих фосфаты [23] . Сообщалось, что эти химические вещества повышали загрязнение окружающей среды в Канаде и США в бассейне Великих озер. Качество воды в Великих озерах ухудшалось, в основном, из-за недостаточной очистки канализационных стоков и утечки сельскохозяйственных отходов и удобрений. Международная комиссия назвала фосфаты одной из причин экологической проблемы. Общественность обрушила свой гнев на эти химические соединения, поскольку цель была слишком очевидной и доступной. Например, домохозяйки могли уменьшить использование стиральных порошков с фосфатами (или вообще отказались бы от них) и даже потребовали от местных властей запрета на эти моющие средства.
Некоторые производители порошков попытались «нагреть руки» на обеспокоенности общественности и предложили покупателям товар, не содержащий фосфатов. Правда, такие порошки стирали плохо. И, что еще хуже, имели высокое содержание щелочных и других едких веществ, а значит, были потенциально вредными для людей.
P&G отказалась потворствовать истерии потребителей и производить низкокачественный, и даже вредный для человека, порошок. Когда штаты Нью-Йорк и Индиана, а также несколько городов, включая Чикаго, приняли законы, запрещающие использование марок с содержанием фосфатов, P&G просто изъяла упомянутые порошки с этих рынков.
|
Свою позицию компания объясняла тем, что содержащие фосфаты порошки лишь незначительно загрязняют окружающую среду. Она оказалась права. Впоследствии, когда была усовершенствована очистка канализационных стоков и качество воды в Великих озерах улучшилось, международная комиссия смягчила свои выводы, сообщив, что только два процента от общего содержания фосфора в этих озерах обусловлены стиральными порошками. После чего P&G возобновила продажи своих марок.
Итак, компания потеряла часть сбыта. И руководству пришлось пережить нелегкие времена. Но зато Procter &
Gamble не поступилась своими принципами заботы о потребителях, качестве продукции и порядочности.
(О Ш]рт
Уважайте своих служащих
Насколько для компании важна культура, настолько же важны и ее сотрудники. В конце концов, без людей не было бы культуры.
В четырехстраничной декларации P&G о цели компании, ее основных ценностях и принципах в верхней части страницы «Основные ценности» начертано: «P&G — ЭТО ЕЕ ЛЮДИ И ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В ИХ ЖИЗНИ». Для руководства компании это утверждение — мантра. При каждом удобном случае — в докладах, корпоративных заявлениях, ежегодных отчетах, даже в некоторых выпусках новостей — P&G отмечает профессионализм, ответственность, лидерские качества, инновационный дух, настойчивость, творческое мышление, решимость, преданность делу, трудолюбие, высокие производственные показатели и энергию своих служащих. Частью мантры служат часто цитируемые слова президента P&G Ришара Дюпре, сказанные им в 1947 году: «Если нам оставят наши деньги, здания и марки, но заберут наших людей, компания рухнет. Но если поступят наоборот — заберут деньги, здания и марки, оставив людей, — то мы за десять лет все восстановим».
|
Первопроходцы цивилизованных отношений
С работниками
У P&G богатая история облегчения участи рабочих [24] . В 1880-х годах компания первой ввела пятидневную рабочую неделю и, к удивлению многих в американской промышленности, программу участия служащих в прибылях компании. Конечно, руководство было заинтересовано в этом. Обе льготы должны были повысить производительность труда, что компенсировало бы затраты на их введение. Тем не менее в то время руководство компании действительно было настроено на мотивацию своих служащих. Оно стремилось подчеркивать «неразделимость интересов» фирмы и ее работников.
То, что служащие и пенсионеры P&G владеют приблизительно 25% акций компании, не просто символ неразделимости интересов фирмы и ее работников. Это еще и очень действенный стимул для служащих, побуждающий их заботиться о благосостоянии компании. Недавно компания предложила распределить среди своих работников еще большую часть акций.
Следующий факт. Тогда как многие компании имеют программы фондовых опционов для высшего руководства, P&G предлагает такую же программу для всех служащих. Каждый человек, на 15 мая 1998 года состоявший в штате компании, имеет право в любой момент в течение последующих десяти лет купить сто акций P&G по курсу на указанную дату. Это вовсе не малозначащий жест; если компания реализует свои планы, совокупная стоимость опционов достигнет миллиарда долларов.
|
С заботой о людях
Забота P&G о своих служащих проявляется по-разному. Например, бывший работник компании Тим Бентон получил серьезную травму, из-за чего 18 месяцев был вынужден передвигаться на костылях. Ему потребовались особая хирургическая операция в Атланте и длительная послеоперационная реабилитация. «Меня очень поддерживали мои товарищи по работе и компания, — вспоминает то тяжелое время Тим. — Думаю ли я, что компании было какое-то дело до проблем некоего Тима Бентона? Думаю, да. Их действия, неравнодушные и неформальные, доказывают это».
Одну из самых щемящих личных историй рассказала Кэтлин Диллон Кэрролл, бывшая бренд-менеджер. Семья Кэтлин состояла из матери и трех младших сестер подросткового возраста, которые вчетвером жили в Шербурне (штат Нью-Йорк). «Когда у матери диагностировали смертельную болезнь, компания устроила так, чтобы я могла почаще бывать с мамой и сестренками. У P&G есть завод в Норвиче, в 12 милях от городка, где жили мои родные. Корпоративный самолет совершает регулярные рейсы между Цинциннати и Норвичем, и мне разрешили летать на нем каждый раз, когда есть свободное место. О трагедии моей семьи узнал Джон Пеппер и тоже разрешил летать. Мало того, что меня поддерживали — в то страшное время я даже получила повышение по службе! Для моей мамы такое отношение компании к нам значило даже больше, чем для меня. Она очень переживала, что из-за ее болезни мне придется пожертвовать своей карьерой. А весь последний месяц перед смертью мамы я вообще не работала, но мне заплатили за это время. Компания очень облегчила мою чрезвычайно тяжелую личную ситуацию.
Это подлинно гуманное отношение к людям. Своими действиями компания доказала, что построена на подлинных ценностях. В моих глазах P&G навсегда останется благороднейшей организацией».
Принимайте на работу только лучших кандидатов
Из лучших кандидатов получаются лучшие служащие.
Поскольку в P&G строго придерживаются правила выдвигать на руководящие посты людей из числа собственных сотрудников, то эффективный наем лучших кандидатов — это вопрос благополучия и выживания. Ведь изначально известно, что следующее поколение руководства будет состоять из сегодняшних «новобранцев».
К найму персонала P&G относится очень серьезно, уделяя этому много сил и времени. У нее налажены крепкие связи с колледжами и факультетами. Служба персонала регулярно просматривает студенческие резюме, чтобы выявить многообещающих кандидатов, включая тех студентов, кто не записался на собеседование. Высшие руководители P&G выступают в колледжах с докладами. И рядовые менеджеры на всех уровнях тоже вовлечены в процесс поиска кандидатов и собеседования с ними.
В P&G разработали тесты для оценки лидерских качеств претендента и способностей решать проблемы. Эти тесты были опробованы на успешных руководителях P&G разного уровня. Процесс собеседования тоже основательно продуман; он целенаправленный и предназначен для определения поведенческих характеристик человека. Ответственные за наем персонала сотрудники компании изучают профессиональный опыт и достижения кандидата, в которых ищут свидетельства наличия у него лидерских качеств, умения решать проблемы и определять приоритеты, инициативности, исполнительности и умения работать в команде. О результатах анализа кандидатов они сообщают высшему руководству. Сами методы оценки не остаются неизменными. Их постоянно анализируют и при необходимости совершенствуют.
Компании, которые пополняют ряды своих руководителей специалистами со стороны, а не «взращивают» их из собственных кадров, относятся к начальному профессиональному уровню претендентов на занятость менее требовательно. И таким образом закладывают основы вечной «текучки кадров» среди руководителей среднего и высшего звена.
Наставничество
Босс говорит подчиненному, что нужно сделать, а наставник помогает подчиненному учиться, пока тот выполняет задание.
В P&G уделяют большое внимание профессиональному развитию своих служащих, поэтому руководители всех уровней должны рассматривать любой случай взаимодействия со своими подчиненными как возможность для наставничества.
Выть эффективным менеджером в P&G означает две вещи: содействие развитию бизнеса и содействие развитию организации. Последнее, в свою очередь, определяют как ответственность не только за собственный профессиональный рост, но также и за профессиональный рост своих подчиненных. В развитии подчиненного заинтересован и сам подчиненный, и его начальник; роль же начальника заключается в стимулировании профессионального роста.
Во всем мире данный процесс построен по так называемой Системе планирования работы и развития (W&DP). W&DP работника привязана к программе OGSM («Objectives, Goals, Strategies and Measures» — «Задачи, цели, стратегии и методы») его отдела, a OGSM отдела привязана к OGSM региона и компании в целом.
W&DP состоит из четырех компонентов.
❖ Сравнение плановых показателей прошлого года с фактическими результатами.
❖ Направления дальнейшего роста и развития.
❖ Ближайшие и долгосрочные интересы карьеры.
❖ План развития и обучения на будущий год.
W&DP ежегодно пересматривают, а в течение года регулярно корректируют, когда требуется отразить развитие и смену приоритетов. Руководитель, управляющий этой программой для подчиненного, анализирует информацию, поступающую от тех внутренних и внешних источников, которые имеют дело с данным служащим. Как видно из названия системы, упор делается скорее на развитии, чем на оценке. (Правда, человек, для которого
составлена W&DP, может воспринимать ее по-другому, поскольку именно на ее основе руководство принимает решения о повышении по службе и увеличении зарплаты.)
В дополнение к формальной процедуре пересмотра и корректировки руководителям также рекомендуется заниматься неформальным и постоянным наставничеством. В одном внутреннем циркуляре генеральный директор Джон Пеппер дал следующие советы.
❖ Используйте каждый случай общения со своими подчиненными как возможность для наставничества.
❖ Поясняйте принципы, а не только детали обсуждаемого дела.
❖ Открыто говорите об ошибках и будьте для своего подопечного «подстраховкой ».
❖ Назовите своему подопечному других лиц в компании, к которым он может обратиться за советом или с которых ему следует брать пример в освоении профессии.
Открывайте в людях лидерские качества |
Мудрый руководитель поощряет своих подчиненных брать на себя ответственность и принимать решения. |
❖ Спрашивайте у своего наставника, как вам стать лучшим наставником.
Надо работать так, чтобы наши служащие не чувствовали чрезмерного контроля над собой.
Джон Смейл, бывший генеральный директор P&G
В P&G содействуют тому, чтобы служащие брали на себя активную лидерскую роль. В своей книге What America Does Right Роберт Уотерман описывает P&G как компанию, которая первой начала поощрять в своих служащих лидерские качества, умение брать на себя ответственность и принимать решения.
Главным архитектором структуры этой системы был Дейв Свонсон. Он поступил на работу в P&G в начале 1950-х годов как свежеиспеченный магистр химического машиностроения. Когда он еще учился в Массачусетсском технологическом институте, его заинтересовали и захватили идеи профессора Слоуновской школы бизнеса Дугласа Мак-Грегора. Этот ученый резко критиковал систему управления по принципу «приказывай и контролируй исполнение». Он создал теорию, согласно которой каждому работнику нужно предоставлять возможность делать свой вклад в процветание компании.
Приблизительно через восемь лет после поступления на работу в P&G Свонсону выпал шанс поэкспериментировать со своей теорией. Он участвовал в проектировании нового завода по производству синтетических моющих средств в Аугусте (штат Джорджия) и привлек к работе Мак-Грегора.
На новом предприятии Свонсон и Мак-Грегор предусмотрели возможность очень свободной, ничем не сдерживаемой передачи информации и контроля по инстанциям вверх, вниз и даже горизонтально. Они подчеркивали, как важно всем служащим фирмы освоить новые навыки управления. Их задачей было оставить на заводе в Аугусте как можно меньше элементов командно-административной системы управления. «Мы хотели избавиться от устава, заменить мандаты принципами, — вспоминает Свонсон, — чтобы люди научились брать на себя ответственность».
Задуманное удалось и оправдало себя. Производительность труда на новом заводе выросла на 30%, поэтому экспериментальную систему управления распространили на другие предприятия компании Procter & Gamble.
В своей книге Уотерман описал еще один завод P&Gy в Лиме (штат Огайо). Это хороший пример того, какой стала инновационная система управления сегодня. Руководители предприятия только формулируют то, что должно быть сделано. Например, следует ускорить вывод нового товара на рынок, улучшить поставки в сеть универмагов Wal-Mart и ассортимент товаров. Как это сделать — дело «техников» (так в P&G называют рядовых служащих) и команд, перед которыми поставлена задача. Если исполнители не понимают целей, сформулированных руководством, или не согласны с ними, их возражения только приветствуются. Это важно, поскольку иногда именно служащие, которые «варятся» в гуще событий, видят то, что ускользает от сидящих в своих кабинетах руководителей. В таком случае цели могут быть изменены. Если же руководство не меняет цели, оно объясняет это служащим, чтобы они приняли планы начальства как данность и работали над их реализацией.
Структура компенсации (денежных вознаграждений) — еще одна часть системы стимулирования служащих брать на себя ответственность за общее дело. Она называется «система оплаты в зависимости от уровня профессионализма». Людям платят за то, что они знают и что умеют делать, а не за положение в традиционной служебной иерархии. Все вознаграждение представляет собой заработную плату; отсутствуют особые бонусы за выдающиеся личные достижения. Для признания заслуг человека предусмотрены другие формы, но денежная компенсация трудовых затрат привязана к уровню квалификации и профессионализма.
Существует пять уровней компенсации, привязанных к «квалификационным блокам». Чтобы перейти на следующий уровень, техник должен продемонстрировать своим товарищам по команде определенные знания производственных процессов и заводских систем. Команда, состоящая из человека, теснее всех работавшего с кандидатом, еще одного, уже имеющего данную квалификацию, менеджера отдела, других квалифицированных людей по выбору кандидата и собственно его самого, решает, достаточно ли квалифицирован кандидат, чтобы перейти на следующий уровень.
Один инженер, до поступления на завод в Лиме работавший менеджером производства в большой сталелитейной компании, сказал, что на его прежнем предприятии существовали жесткие должностные инструкции и руководства, которыми предписывалось, как следует выполнять ту или иную работу. В Лиме же действуют принципы, а не правила. Иногда это приводит к неприятным инцидентам, но зато работа стала интереснее и... человечнее.
Вникайте в дело
Побуждение сл>окащих*брать" на себя ответственность и лидерские функции вовсе не означает, что руководители должны самоустраниться от дела. Менеджеры P&G большую часть своего рабочего времени проводят в «машинных залах» компании. Это называется «вникать в дело». Или — «быть играющим тренером».
Эд Харнесс назвал руководителей, вникающих в дело, одной из важных характеристик P&G\ «Мы ожидаем, что на всех уровнях наши менеджеры вникают в особенности работы своих подчиненных». Так, высшие руководители компании регулярно посещают научно-исследовательские и производственные помещения, а также выезжают в магазины с проверками и посещают потребительские фокус-группы. Как сказал один старший менеджер, он старается не менее двух часов в месяц проводить на месте оператора телефонной службы поддержки потребителей. Так ему удается пообщаться с клиентами компании, которые звонят по напечатанным на упаковке товаров P&G бесплатным номерам, начинающимся на 800. Возможно, старшие менеджеры и не знают о конкретной марке столько же, сколько ее бренд-менеджер, но зато они могут ответить на очень каверзные вопросы потребителей.
Здесь оказывается весьма кстати уже известная нам служебная записка P&G. Руководители получают регулярные отчеты, такие как анализ сбыта и рыночной доли или результаты исследований рынка, и это помогает им быть «в курсе дела». В дополнение к информационным отчетам имеются рекомендации, поступающие от низовых звеньев руководства к верхним. А поглотить огромные объемы информации помогают прикрепленные к исходным служебным запискам краткие сопроводительные, в которых содержатся только самые важные сведения.
Чистый эффект «проникновения в дело» имеет две стороны. Во-первых, используется совокупный опыт руководителей всей должностной вертикали. Даже если некоторое решение принято на нижнем уровне, старший менеджер, не колеблясь, попросит привести ему обоснование этого решения, если оно достаточно важное. Во-вторых, появляется гарантия, что решения принимаются по рациональным, стратегическим причинам. Например, рекомендации начать новую телевизионную рекламную кампанию не будут одобрены только потому, что бренд-менеджеру «это кажется разумным шагом». Он должен обосновать и защитить свои рекомендации. •
(Qmjpmr Ш
Вознаграждайте за хорошую работу, а не только за результаты
Результаты очень важны, но это не единственный критерий хорошей работы.
Менеджеров P&G оценивают по двум критериям: рост компании и рост служащих. Для каждого отдельного человека устанавливают реалистичные индивидуальные цели. Его карьерный рост зависит, в первую очередь, от того, насколько измеримые результаты близки к намеченным целям. Но при этом учитываются обстоятельства, повлиять на которые человек не в силах.
Для достижения целей отводится достаточно времени. Если для получения ощутимых результатов требуются три года, то соответственно сдвигаются сроки проверки. При этом принимаются во внимание уважительные причины и факторы, которые служащий не в силах изменить. Если он не получил запланированные показатели, не обязательно, что его накажут. И напротив: даже когда служащий выполнил все намеченное, считается, что он плохо поработал, если упущены какие-то удобные возможности.
В других компаниях оценивают только результаты. Никакие оправдания не принимаются. В одной статье в New York Times описана децентрализованная система компании ConAgra 9 которой предусмотрены щедрые вознаграждения менеджерам при достижении ими запланированных годовых финансовых показателей. Не выполнивших это условие сотрудников безжалостно увольняют. За пять лет в подразделении замороженных продуктов компании ConAgra сменилось четыре менеджера. Корпоративная культура предусматривает почти полную автономию менеджеров, достижение ими краткосрочных результатов и использование любых возможностей для получения прибыли. В отличие от культуры P&G здесь нет стимула рассматривать долгосрочные эффекты своих действий, добиваться понимания и участия со стороны высшего руководства, сотрудничать с другими подразделениями компании и «поступать правильно» [25] .
Гибкие планы продвижения по службе
Список основных кандидатов на высокие руководящие должности следует постоянно пересматривать. В этом вопросе нужна гибкость. Формальное повышение согласно однажды утвержденному долгосрочному плану не допускается.
Производственные показатели и карьерный рост служащих — темы постоянного обсуждения среди менеджеров P&G. Посещая производственные предприятия или офисы филиалов, они сначала интересуются персоналом, а потом рабочими вопросами. И на самом высоком уровне корпорации исполнительный комитет, включая генерального директора и приблизительно 30 высших руководителей компании, собирается еженедельно, чтобы рассмотреть вопросы, связанные с персоналом и производством. Компания уделяет большое внимание тому, чтобы у нее всегда был достаточный резерв кандидатов на повышение. Это обязательное условие для успеха системы формирования руководящих кадров из собственных служащих.
Помимо того, что P&G ищет в своих рядах самых способных людей для заполнения вакантных позиций, компания также старается создать для служащих такие рабочие ситуации, в которых их индивидуальный профессиональный рост будет максимальным. Поэтому работникам часто делают неожиданные карьерные предложения, даже если они сами такого повышения не желали. Приведем слова Эда Арцта: «Мы часто бросаем хороших ребят в яму со змеями. Главное — объяснить менеджерам, что мы поступаем так ради их же пользы. Человек развивается только в борьбе, преодолевая враждебные обстоятельства. Но чтобы принять неприятное и сложное назначение, служащий должен верить компании, доверять ей... Мы не любим обещать. Не хотим давать обещаний, которые не сможем выполнить. Мы любим, чтобы у нас был выбор. Возможно, нам придется назначить человека на более низшую должность, чем предполагалось раньше. Но чтобы человек принял такое наше решение, он должен доверять и своему руководителю, и компании в целом. А мы обязаны, в конце концов, вознаградить его за это доверие» [26] .
Бережное отношение к новым идеям
Новые идеи, потенциал которых не заметен сразу, часто никем не поддерживаются и могут затеряться в большой организации. Поэтому им нужны защитники (отдельные энтузиасты или группы таковых), которые будут претворять эти идеи в жизнь. В P&G понимают, что необходимо поддерживать поборников новых идей, если это подлинно новые идеи, а не просто небольшие инновации. Ведь компании нужны новые крупные марки.
P&G придерживается такого ориентира: за десять лет увеличивать объем продаж на 35 млрд. долл. Реализовать эти амбициозные планы только лишь за счет небольших инноваций и роста существующих марок невозможно. Конечно, помогает глобальное распространение продукции компании на еще не полностью развитых рынках, но одного этого недостаточно для решения поставленной задачи. Компании нужно разрабатывать новые крупные марки, способные приносить миллиарды долларов.