К |
омпания P&G работает на международном рынке более чем полстолетия. Еще до Второй мировой войны компания вела зарубежную деятельность в Англии, Канаде, на Кубе, Филиппинах и в Индонезии. После войны ее международная деятельность резко расширилась. Тем не менее, она была всего лишь дополнением к бизнесу на рынке США. P&G по-прежнему оставалась американской компанией, судя по ее основной деятельности и способу мышления.
Но затем мир начал меняться. Политическая напряженность спала, торговые барьеры стали рушиться, все больше и больше компаний демонстрировали эффективность международной ориентации производства и распространения. Зарубежная деятельность P&G росла такими темпами, что к середине 1980-х годов стало понятно: приблизительно через десять лет она обгонит внутреннюю. Международный бизнес больше уже не был всего лишь дополнением к бизнесу на рынке США.
В то же время P&G потерпела коммерческую неудачу в Японии, и должна была решить, отказаться ли ей вообще от этого рынка или же вторично попытаться завоевать его. То было судьбоносное решение. Япония — второй по величине потребительский рынок в мире. Без хорошо
налаженного бизнеса в этой стране P&G никогда бы не стала подлинно глобальной компанией. Потому руководство решило сделать вторую попытку.
Развивать бизнес в глобальном масштабе — это современная стратегическая цель компании. Стратегии разработки и распространения марок и технологий теперь рассматриваются как глобальные, и таким же стало мышление высшего руководства. Двое последних генеральных директоров, Джон Пеппер и Эд Арцт, прошли хорошую школу в международном бизнесе, прежде чем заняли высший пост в компании. Дерк Джейгер, президент и дирек- тор по текущим операциям, голландец по происхождению, большую часть своей трудовой деятельности провел в Европе и на Дальнем Востоке.
|
Все высшее руководство компании ниже уровня директора по текущим операциям подверглось реструктуризации. Глав четырех регионов мира переместили на уровень исполнительных вице-президентов и подчинили Джэгеру. Глава отделения в США, Вольфганг Берндт, теперь стал всего лишь одним из этих четырех руководителей. Он родился в Чехословакии и достаточно долгое время работал в европейских филиалах P<fcG. Трое из четырех исполнительных вице-президентов начинали свою карьеру в ка- ком-либо зарубежном филиале компании, а их профессиональная деятельность в штате P&G осуществлялась в основном за пределами США.
Способность и готовность компании изменить свою управленческую структуру и глобализировать свои марки и технологии отражают долгосрочную, стратегическую адаптацию к глобальному рынку. Но ключевые ценности P&G не изменились.
ду | |
©шрмг т
Мир становится меньше. Используйте новые возможности
Мир становится меньше, а спрос на все более качественное удовлетворение основных потребностей человека растет.
Все в большем количестве стран капитализм становится приемлемой моделью экономики. Рынки открываются для частного предпринимательства. Торговые барьеры рушатся. Современные технологии связи сближают абсолютно разных людей. Жители слаборазвитых стран уже хорошо знают, каков уровень жизни в США и в остальном мире. Но и в этих государствах люди живут все лучше. Они носят обувь Nike, пьют Coca-Cola и хотят покупать только лучшие товары — те, которыми пользуются жители более развитых стран.
|
P&G с пользой для себя удовлетворяет эти универсальные потребности своими товарами. Людям во всем мире нужны чистящие и моющие средства для одежды, кухонной посуды, волос на голове, тела и зубов. Физиологические потребности человека, для удовлетворения которых требуются такие товары, как подгузники, женские гигиенические прокладки и туалетная бумага, одинаковы во всем мире.
Создавайте глобальные марки
Старайтесь удовлетворять универсальные потребности людей универсальными марками.
До середины 1970-х годов P&G фактически не мыслила в глобальном масштабе. Большая часть ее международной деятельности представляла собой распространение в других странах марок, уже зарекомендовавших себя в США, или местных марок, созданных филиалами P&G.
Но в конце 1970-х годов компания начала думать о транснациональном развитии своих марок и технологий на европейском рынке. Это был значительный поворот мышления, предшествовавший подлинной глобализации, время которой пришло приблизительно десять лет спустя. Для создания глобальных марок требовалось изменить систему управления филиалами компании, расположенными в разных странах.
В Европе, как и везде в мире, филиалы P&G были созданы по образу и подобию головной компании в США. Каждый филиал отвечал только за собственный объем сбыта и рентабельность, и в вопросах, какие марки и когда он хочет распространять в своей стране, имел достаточно широкую свободу действий. Автономия филиалов оправдывалась различиями в потребительских предпочтениях и местными рыночными условиями. Например, в случае моющих средств существовали различия между странами в уровне жесткости воды, типах используемых стиральных машин, законодательных ограничениях на ингредиенты этих средств и привычках потребителей. В результате стиральный порошок Ariel в одной только Европе имел девять формул. В разных странах его позиционировали как дающий низкую или высокую пену, как пригодный для стирки в горячей или холодной воде[33].
|
В конце 1970-х годов стало ясно, что значение некоторых различий между странами преувеличено. В конце концов, и внутри США тоже были различия в типах стиральных машин, жесткости воды и потребительских привычках, но эти проблемы как-то решались и без девяти различных формул. Кроме того, руководство компании начинало понимать, что автономия филиалов порождает две проблемы.
Во-первых, конкуренты в одних странах могут скопировать успешные решения P&G раньше, чем филиалы компании применят эти решения в других странах. Например, P&G начала продавать одноразовые подгузники Pampers на рынке Германии в 1973 году, а во Франции — только в 1978 году. Оказалось, было уже слишком поздно. Компания Colgate, увидев, как успешно одноразовые подгузники продаются в Германии, представила на рынке Франции аналогичный товар, названный Calline, причем по цвету упаковки, позиционированию и маркетинговой стратегии эти подгузники были подобны «Памперсам». К тому времени, когда P&G предложила французским потребителям свою продукцию, Calline уже завоевали доминирующую долю на местном рынке.
Во-вторых, слишком автономные филиалы были экономически неэффективны. Дублирование в каждом филиале научно-исследовательской работы, маркетинговых мероприятий и административных групп означало чрезмерные накладные расходы филиалов, которые были на 50% больше, чем в США. К середине 1970-х годов рыночный рост прекратился, затраты, обусловленные энергоносителями, выросли в связи с нефтяным кризисом, конкуренты стали агрессивнее и даже добились нескольких побед, поэтому рост прибыли и объема продаж P&G серьезно замедлился. Нужно было исправлять ситуацию.