уководители большей части подразделений P&G |
БРЕНД-МЕНЕДЖЕРА P&G
надеются и ожидают, что вновь принятые служащие всю свою профессиональную жизнь проведут в компании. От новичков также ожидают высокого качества работы и побуждают их добиваться его. Критериями карьерного роста выступают профессиональные заслуги и готовность кандидата к новой должности. Если же человек достиг своего пика и уже не прогрессирует, его все равно ценят и хотят, чтобы он продолжал работу в компании.
Но в службе управления марками ситуация другая. Все основные решения о марках поступают к высшему руководству именно через эту службу. В результате, как сказал один бывший работник компании, начавший свою трудовую деятельность в службе разработки товаров, а затем перешедший в службу управления марками, «здесь работа намного интенсивнее, а уровень конкуренции между сотрудниками гораздо выше». «Культура службы управления марками предполагает напряженную деятельность», — подтвердил другой. В этом подразделении существуют неписаные правила перехода на следующую карьерную ступень и концепция «либо ты растешь, либо уходишь».
Сотрудники службы отлично понимают, что от них ожидают максимальной самоотдачи. Поэтому они часто работают допоздна и по выходным. Один бывший руководитель P&G иронически заметил: «Покажи ребятам из службы управления марками линейку, и они, расталкивая друг друга локтями, помчатся к ней, чтобы помериться и сравнить себя с коллегами-конкурентами». Они не пропадут, даже если не выдержат темпа и сойдут с дистанции. Их с радостью примут в других подразделениях организации. Кроме того, людям, прошедшим школу службы управления марками P&G, обычно поступает много привлекательных предложений о трудоустройстве из других компаний.
|
Управление марками — работа не для каждого. Но большинство уроков, усвоенных на этой службе, применимо почти в любой профессиональной карьере.
Защищайте своего потребителя
Бренд-менеджер, умело использующий ресурсы компании на пользу потребителей, непременно добьется успеха в своей профессии.
Тому есть две причины. Во-первых, когда потребитель признает и принимает марку, то вслед за этим обычно растут продажи и рыночная доля. Во-вторых, именно такая деятельность сотрудников компании — «забота о потребителе» — поощряется корпоративной культурой P&G.
Когда говорит потребитель, все молча ему внемлют. Если бренд-менеджер предпринимает какие-то действия потому, что это нужно потребителю, компания включает зеленый свет.
Но порой приходится изрядно потрудиться, чтобы узнать и понять своего потребителя. Бренд-менеджеры не ограничиваются изучением отчетов об исследованиях потребителей; они лично наблюдают за тем, как проходят эти исследования, будь то работа фокус-групп или телефонные опросы потребителей. А некоторые даже сами проводят исследования. Как гласит корпоративное предание, бывший генеральный директор Говард Моргене по несколько месяцев в году лично обходил дома потребителей и беседовал с ними. И еще бренд-менеджеры читают письма пользователей товаров P&G. Они также наблюдают за тем, как потребители выбирают марки бакалейных товаров в магазине, часто начинают разговор и спрашивают, почему человек выбрал именно эту марку, о чем он думал в момент выбора. Они имеют доступ к базе данных исследований потребительских предпочтений, касающихся их марок. Бренд-менеджер может войти в такую базу данных и провести анализ необходимой ему информации.
|
(Содадхю Ш
Изучайте свое дело
: От бренд-менеджера ожидают, что он знает о вверенной: • ему марке больше, чем кто-либо другой в компании. •
Возможно, трудно знать больше о химическом составе марки, чем знают сотрудники научно-исследовательского подразделения, или о продажах марки в Пеории, чем региональный менеджер по сбыту, или о себестоимости товара, чем сотрудники службы снабжения. Но бренд-менеджер наверняка может знать больше о химическом составе своей марки, чем сотрудники служб снабжения и сбыта, или о себестоимости товара, чем региональный менеджер по сбыту и научные работники, или о продажах марки в Пеории, чем сотрудники научно-исследовательского подразделения и службы снабжения.
И уж наверняка бренд-менеджеру стоит знать о своей марке больше, чем знает его босс. Потому что в P&G его (бренд-менеджера) знания будут постоянно проверять. Все деловые разговоры основываются на фактах, и от бренд- менеджера ожидают, что он должен владеть последней и полной информацией о своей марке. Однажды Эд Арцт спросил американского менеджера по торговой марке Head & Shoulders, какова распространенность перхоти среди жителей Китая. Какое отношение эти сведения имели к обсуждавшейся в тот момент теме, было не ясно, и по меньшей мере один человек из присутствовавших при разговоре заподозрил, что у руководителя, задавшего странный вопрос, имелся скрытый мотив. Бренд-менеджер знал о распространенности перхоти в Китае ровно столько, чтобы сделать обдуманное предположение, поэтому вышел из щекотливой ситуации относительно невредимым. А также еще раз убедился в том, насколько важно досконально знать свое дело.
|
Добивайтесь ощутимых результатов
Ни один бренд-менеджер не получит в P&G повышения по службе, если не продемонстрирует инициативность и реальные результаты. «Развивает наш бизнес» — вот первый критерий, по которому в компании оценивают эффективность деятельности любого сотрудника, и от того, как именно он развивает бизнес компании, будет зависеть, получит ли этот сотрудник рекомендации для повышения по службе.
Одна из главных характеристик успешного бренд-менеджера — это его склонность быть не пассивным, а деятельным защитником своей марки. «Речь идет не просто о готовности [добиться результата], — поясняет бывший менеджер по маркетингу (следующая карьерная ступень после бренд-менеджера). — Мы говорим о потребности действовать активно, взять инициативу в свои руки и разрешить ситуацию».
Рассматривая кандидатуры на должность бренд-менеджера, в P&G прежде всего обращают внимание на инициативность человека. Конечно, важны ум и хорошее образование. Но это минимальные и обязательные условия допуска к конкурсу. Если на собеседовании кандидату трудно выполнить просьбу «Перечислите ваши личные профессиональные достижения», у него мало шансов получить предложение о работе в Procter & Gamble.
Специалисты по найму этой компании не просто проводят собеседования со всеми желающими. Они поддерживают личные контакты с директорами подразделений трудоустройства студентов и преподавателями маркетинга в университетах, чтобы заранее выявить самых перспективных выпускников. Они также просматривают резюме кандидатов, даже не помышляющих о работе в P&G. Специалисты по найму в первую очередь обращают внимание на личные достижения студента. Его лидерские качества, умение влиять на людей и добиваться реального результата важнее среднего балла по диплому.
Красноречивы воспоминания Дэвида Гросера о том, как его принимали на работу в P&G. Первыми к нему обратились представители компании незадолго до окончания им Келлоггской аспирантуры менеджмента. По результатам собеседования в стенах учебного заведения Дэвида пригласили в Цинциннати. Но у него уже были другие предложения о работе, а также некоторые предубеждения касательно P&G. И он решил прямо в лоб задать вербовщикам компании интересующие его вопросы. По окончании беседы с руководителем подразделения, в котором он, в конце концов, и стал работать, Дэвид сказал: «Говорят, будто в вашей компании все только тем и заняты, что дни напролет строчат ваши знаменитые служебные записки». Ответ оказался весьма неожиданным: «Дэвид, если ты не хочешь вместе с нами развивать наше дело, то и мы не хотим видеть тебя в наших рядах». «С этого момента, — вспоминает Дэвид, — мой интерес к компании начал расти. Они ждут от тебя лидерства, мышления и способностей добиваться результатов. Как я убедился впоследствии, это не пустые слова. Слухи о служебных записках оказались преувеличены. Просто в компании принято так обмениваться информацией и утверждать запланированные проекты. Но реализовать проект и довести его до конца должен лично ты, а не служебная записка».
Мудрый лидер окружает себя победителями
Лидерство как качество профессионала ценится высоко во всей компании, но в службе управления марками оно имеет особое значение. Успех бренд-менеджера зависит от его способности добиваться результатов в сотрудничестве с другими людьми и с помощью их поддержки. Формально сотрудники служб разработки товара, производства, создания упаковки, разработки мероприятий стимулирования сбыта, продажи товара розничным компаниям не подотчетны бренд-менеджеру. Он не уполномочен ничего от них требовать, но в то же время должен достигать своей цели любыми возможными способами — обычно предоставлением сотрудникам перечисленных служб интересных возможностей.
Лидерство в службе управления марками означает генерацию идей, которые реализуют другие люди.
Джей Стокуэлл понял, в чем заключается подлинная суть лидерства, только когда поступил на работу в P&G. Прежде он считал, что лидер — это человек, который приказывает и контролирует исполнение приказа. Такое представление у него сформировали семь лет службы в военно-морском флоте США, где он был пилотом боевого самолета Р-3 и командовал технической группой из офицеров и матросов. Он приказывал подготовить самолет, и, когда техническая группа выполняла приказ, вылетал на задание. В P&G все было по-другому. «Здесь вы, будучи бренд-менеджером, в одиночку ничего не сделаете, — говорит Джей Стокуэлл. — Вы абсолютно и полностью зависите от сотрудников других служб. Без них вы и коробки товара не отгрузите потребителям. Поэтому я думаю, что главный фактор успеха в службе управления марками — это лидерские качества. Конечно, нужно уметь думать и решать проблемы. Действовать творчески и новаторски. Устанавливать приоритеты. Но если вы не направите в нужное вам русло работу сотрудников других служб, то просто утонете».
Приведем еще воспоминания Кэти Риск Линдер, бывшей помощницы бренд-менеджера.
Важнейшими факторами успеха в службе управления марками были союзники и создание ситуаций, в которых они добивались бы успеха. Нам приходилось руководить людьми из других функциональных подразделений, направлять их. Это сотрудники служб маркетинговых исследований, сбыта, финансов, рекламного агентства. И если ваш непосредственный руководитель и даже вышестоящее начальство видели, что вы успешно справляетесь с этой работой, они предоставляли вам полную свободу действий. Подчеркну, что нам приходилось руководить не за счет формальной власти (ее у нас не было), а путем влияния, воздействия на людей. Именно через нас, службу управления марками, сотрудники перечисленных выше служб получали доступ к высшему руководству компании.
Нам бывает непросто добиться расположения со стороны других работников компании. У них существует по отношению к нам определенное предубеждение. По их мнению, люди из службы управления марками считают себя важными шишками. Но преодолеть это предубеждение необходимо. Если сотрудники не будут относиться к вам с симпатией, то своим бездействием они просто саботируют все ваши начинания и идеи.
Помню проект одного бренд-менеджера, который так и не был реализован. Не важно, была это хорошая или плохая идея — ее даже не рассмотрели, потому что менеджер службы разработки товаров ненавидел бедного бренд-менеджера всей душой. Ни личные достоинства бренд-менеджера, ни отличные идеи, ни положение в компании не имеют решающего значения. Своим проектом надо заинтересовать все участвующие в его реализации стороны.
«Суперзвездой» управления марками Кэти называет Уолтера Соломона, великолепно умевшего находить общий язык с другими людьми. Это был «уверенный в себе, обладавший живым умом молодой человек, легко рушивший барьеры между людьми благодаря своему веселому и дружелюбному нраву. Еще будучи молодым помощником бренд-менеджера, он научился вникать в технические вопросы, и его воспринимали как лидера проекта. Это делает ему честь, ведь завоевать симпатии технической группы обычно непросто».
Уолтера приняли на работу в P&G сразу после окончания института, и уже в возрасте 25 лет он стал бренд- менеджером. Сам он не помнит, чтобы как помощник бренд-менеджера обладал теми замечательными личными и профессиональными качествами, которые так поразили Кэти. Но затоон прекрасно запомнил поддержку со стороны других людей в его бытность менеджером по торговой марке Lilt — средства для выполнения укладки волос «перманент» в домашних условиях.
Lilt была уже давней, «уставшей» маркой. Она не поспевала за современными стилями и модой в укладке волос. Сбыт этого товара неуклонно снижался в течение уже длительного времени. И, что еще хуже, Lilt была мелкой, заброшенной маркой-«сиротой». Ей не уделяли особого внимания, поскольку не видели смысла тратить ресурсы на ее оздоровление.
Уолтер в качестве бренд-менеджера принялся за свое первое задание с энтузиазмом. Он знал, что ему надо переосмыслить подход к злосчастной марке и заручиться поддержкой других сотрудников компании.
Анализируя историю марки, Уолтер понял следующее: 80% продаж приходилось на небольшое количество розничных магазинов, в основном в сельской местности. И хотя для этих розничных торговцев Lilt была важной маркой, даже у них ее продажи падали. Далее приведем слова самого Уолтера.
Я должен был убедить сотрудников службы сбыта уделить внимание марке, бывшей своеобразным рекордсменом нашей компании — она имела самый малый объем сбыта. Их заботили крупные марки шампуней, но не это «несчастное» средство для домашней укладки волос. И мне удалось-таки заинтересовать наших сбытовиков. Вместе мы спросили наших широко представленных в сельской местности партнеров, таких как розничные магазины Wal-Mart и Dollar General; «Если бы вы хотели оживить эту товарную категорию, что бы вы сделали? Какую рекламу и мероприятия по стимулированию сбыта вы бы предложили?». Затем я связался с Burnett [рек ламное агентство Leo Burnett ] и предложил им позабыть о роскошных девушках-моделях, а направить свой взгляд за пределы их родного Чикаго, туда, где простираются поля, и поинтересоваться образом жизни ос новных потребителей Lilt ~ жен и дочерей фермеров. Сначала они встретили мое предложение без особого энтузиазма, поскольку практически ничего не зарабатыва ли на Lilt. Но потом их тоже захватила идея оживить эту марку, и они разработали рекламную кампанию, построенную на уважении к сельским жителям с их слав ными старомодными традициями, и даже восхищении их природной смекалкой, благодаря которой они делают дома отличные прически, не прибегая к услугам дорогих салонов красоты. Единой командой мы разработали маркетинговый план, утвердили его у высшего руководства, и уже в следующем году объем продаж Lilt вырос на 20%. Это была победа каждого из участников проекта. У сбытовиков неожиданно улучшились показатели, у розничных компаний вырос объем продаж, а телевизионный рекламный ролик, созданный агентством Leo Burnett, получил учрежденную компанией P&G награду «Реклама мирового класса», которую высоко ценят все агентства, независимо от размера рекламируемой марки.
Самому Уолтеру дополнительно поручили гораздо более солидную марку, Pantene, а через некоторое время он получил повышение по службе, став менеджером по маркетингу всех товаров по уходу за волосами. К тому времени P&G уже энергичнее выходила на глобальный рынок и стратегически сосредоточилась на доминирующих марках с потенциалом всемирного масштаба. В рамках этой новой стратегии компания отказалась от ряда своих малоперспективных марок, и Lilt, увы, стала одной из первых жертв. По иронии судьбы именно Уолтеру Соломону перед его уходом из компании поручили свернуть всю программу Lilt.
(Ссвпадхю f (Ш
Мудрый лидер помогает другим решать их проблемы
Лидерство может выражаться в том, что вы определяете задачу и помогаете другим ее решить.
Тереза Бэннон только что закончила Университет Нотр-Дам со степенью бакалавра гуманитарных наук и в возрасте 21 года поступила на работу в P&G как помощник менеджера по торговой марке одноразовых подгузников Luvs. Очень скоро она услышала о том, как добиваются успеха лучшие бренд-менеджеры и как уходят в небытие те, кто не вписался в систему компании. Чтобы реализовать свои идеи, поняла Тереза, необходимо наладить контакт с работниками других подразделений. Послушаем эмоциональный рассказ нашей героини.
Эти люди уже давно работали в компании и знали намного больше, чем я. Мне в каком-то смысле повезло. Во-первых, в бизнесе быть молодой и неопытной — не самая выгодная позиция. Однако еще хуже, когда профессионалы воспринимают тебя не только как молодую и неопытную, но еще и как туповатую. Вот этого я действительно боялась. Поэтому все свободное время посвящала изучению технологического процесса и вообще всего, имевшего отношение к моей работе. Во-вторых, не в моих правилах было пускать пыль в глаза и делать вид, будто я знаю лучшее решение проблемы. Я искренне прислушивалась к советам старших товарищей, а со своей стороны всегда была рада помочь им.
Особенно мне запомнилось одно совещание по оценке работы молодых сотрудников. На нем мужчина из службы технической поддержки, который мне в отцы годился, сказал моему боссу, что никогда и ни с кем ему не работалось так легко, как со мной. Что я, дескать, никогда не старалась выглядеть более умной и знающей, чем была на самом деле. Это совещание запомнилось мне по двум причинам. Во-первых, босс придавал очень большое значение данной мне характеристике. Я же на самом деле только что покинула студенческую скамью, была неопытным молодым специалистом и просто вела себя естественно. И во-вторых, я поняла, насколько внимательно твое непосредственное начальство прислушивается к тому, как тебя оценивают люди из других подразделений. Получается, что от их отношения к тебе во многом зависит твоя карьера.
Тереза помогала другим людям успешно справляться с их заданиями. Через два года и девять месяцев после того, как она поступила на работу в P&G, ее повысили по службе, и в свои 25 лет она стала самым молодым бренд-менедже- ром компании. В ее обязанности входило разрабатывать новые товарные и маркетинговые направления для женских гигиенических товаров под маркой Always; она возглавляла группу сотрудников старше ее в среднем лет на 20.
©квдр®» Ш
Будьте, как Бобо
Бобо — это изготовленный почти в натуральную величину пластмассовый клоун е тяжелым основанием. Иначе— кукла-неваляшка. Можно толкнуть Бобо, даже, образно выражаясь, сбить его с ног, но он все равно вернется в вертикальное положение. Успешные бренд-менедже- ры такие же несокрушимые, как Бобо.
Один бывший менеджер по маркетингу и ветеран с тринадцатилетним опытом работы в службе управления марками полагает, что успешность этой службы в P&G обусловлена наймом людей «талантливых, имеющих мотивацию и реагирующих на мотивацию. Если сказать им, что усилий оказалось недостаточно, они удвоят усилия. Им очень нужна высокая оценка их работы, и они не мыслят себя неудачниками».
Бывшая «проктоид» Жюлин Бек выразила эту мысль такими словами: «Даже если ваш босс отсылает назад ваши рекомендации, сопроводив их язвительными комментариями, а затем семь раз отменяет встречу, о которой вы, чтобы обсудить злосчастную служебную записку, договорились с таким трудом, то и тогда вы не должны опускать руки. Никто не решит эту проблему за вас. Если вам придется досидеть на работе до половины восьмого вечера и проводить босса до его машины, чтобы улучить минутку- другую и поговорить с ним, значит, это надо сделать».
Правила созданы, чтобы им подчинялись глупцы, а умные бренд-менеджеры только руководствуются ими
Успешный бренд-менеджер никогда не преступает закон, но при случае может нарушить однодругое правило. Если какое-то правило, процедура или даже приказ сверху вступает в противоречие с «тем, что правильно» для марки, успешный бренд-менеджер найдет способ обойти это препятствие, преодолеть его сверху или даже напролом, пусть даже с риском потерять свою работу. Рассмотрим альтернативный план действий. Если строгое следование правилу мешает бренд-менеджеру поступить правильно по отношению к своей марке и решить задачу, то в этом случае ему, возможно, придется искать себе новое рабочее место.
Недавно вступивший в должность менеджера по торговой марке Crisco Стив Дэннис проанализировал доступную ему информацию и сделал два предварительных вывода: во-первых, марка постепенно умирает, причем никакой программы, дающей надежду на ее оздоровление, нет, и во-вторых, потребителей интересуют рецепты с этим растительным разрыхлителем для теста. Стив и его бренд- группа предложили рекламировать рецепты с использованием Crisco по радио в тот отрезок дня, когда домохозяйки раздумывают над тем, что им приготовить для семейного ужина. Стив также решил, что у него нет шести месяцев, необходимых для прохождения всей процедуры получения разрешения на реализацию проекта. Поэтому он выполнил «пилотные испытания» своей рекламы на местной радиостанции в Цинциннати. Ему удалось обойти стандартную процедуру утверждения по инстанциям образца рекламы, программы ее производства и плана покупки рекламного времени, поскольку то были всего лишь «пилотные испытания» рекламы. К слову, прежде о таких испытаниях никто и не слышал, пока их не изобрел Стив Дэннис. Как бы то ни было, авантюра увенчалась полным успехом: реакция потребителей вдесятеро превысила ожидаемую. Пришла пора докладывать руководству о проделанной работе. Прекрасно понимая, что из-за своей самодеятельности он рискует карьерой, Стив представил своему боссу запись рекламного радиообъявления и результаты пробной рекламной кампании. Однако все обошлось. Никто из «вертикали власти» не придал значения нарушению установленного порядка, а через какое-то время в P&G утвердилась практика «пилотных испытаний» телевизионной рекламы как уже вполне узаконенная процедура.
Если вы не согласны со своим боссом, не отступайте
Если вы не добились результата только потому, что сделать это вам не позволил ваш босс, то это ваша проблема. Нет результата — значит, вы провалились как лидер. А если по желанию босса вы сделали нечто, с чем были не согласны, и в результате вашей уступчивости проект провалился, то... «смотри пункт первый» — это тоже ваша проблема. Итак, если вы уверены в правильности своего мнения, отстаивайте его изо всех сил.
В P&G начальство довольно терпимо относится к вольнодумству подчиненных. Здесь поощряют борьбу сотрудников за свое мнение. Генеральный директор Джон Пеппер красноречиво писал о том, как на всем протяжении его карьеры руководители давали ему «свободу слова». Эд Арцт даже подготовил рекомендации для руководителей о том, «как научиться услышать «нет». Он был суровым руководителем, которого многие боялись, но, тем не менее, любил, когда подчиненные аргументировано и четко доказывали ему ошибочность его мнения.
Джибби Кэри, бывший вице-президент по рекламе, считает искусство отстаивать свое мнение важным элементом корпоративной культуры P&G.
Это деликатная форма сопротивления попыткам начальства отобрать у подчиненных инициативу, хотя именно они должны владеть ею. В P&G очень серьезно относятся к аксиоме «Если на поле выходят тренеры, игра проиграна».
Много лет назад один из наших самых блестящих молодых сотрудников ушел из компании и стал членом Комитета по перевыборам президента Никсона. Но он там долго не продержался, потому что корпоративная культура Комитета была прямо противоположной всему, к чему он привык в Procter. Сомневаться в правоте руководства, отстаивать свое мнение считалось проявлением нелояльности. А это равнозначно краху политической карьеры. Незадолго до Уотергейтского скандала, ставшего пугающим примером злоупотребления властью, этот молодой человек ушел из Комитета. В P&G самые громкие имена уступают под давлением фактов и здоровых идей. Это справедливо для всех уровней руководства.
Рич Вонг на собственном опыте убедился, как полезно в P&G настаивать на своем. Вскоре после того, как в подразделении бумажных товаров его повысили до должности менеджера по торговой марке полотенец для лица Puffs, подразделение разработки новых товаров предложило простой в производстве товар-расширение существующей линии. Потребители хорошо приняли новинку на концептуальных тестированиях и тестированиях вслепую. И Рич подготовил рекомендации немедленно начать продажи новых полотенец на общенациональном рынке, поскольку конкурирующая компания Kimberly-Clark могла сразу же после появления новинки на пробном рынке скопировать этот товар. Эти рекомендации горячо поддержала служба сбыта. «Вариант был беспроигрышным», — вспоминает Рич.
Однако он столкнулся с неожиданной проблемой. Его босс отказался утверждать проект общенациональных продаж до тех пор, пока новинка не пройдет стандартную процедуру проверки на пробном рынке. В карьере этого человека, когда он еще работал бренд-менеджером в другом подразделении, был опыт очень успешного вывода на рынок нового товара; в подразделение бумажных товаров его перевели лишь недавно, повысив до уровня менеджера по маркетингу. Он быстро делал карьеру и не хотел раскачивать лодку своей новой должности. Конечно, потребовать провести тестовые продажи — вполне логичное решение и в стиле P<fcG. Однако Рич считал, что в данных обстоятельствах это было «неправильно» для данной марки.
Поскольку новый товар-расширение был важной частью годового плана, Рич настаивал на обсуждении вопроса с генеральным менеджером подразделения бумажных товаров. И ему выпала возможность выразить свою точку зрения. В результате генеральный менеджер одобрил начало продаж товара на стартовом рынке для проверки системы производства и распространения, а затем и выведение новинки на общенациональный уровень. Все прошло успешно. Значит, Рич Вонг поступил правильно.
Рич добавляет, что на кону стояло нечто большее, чем его отношения с боссом и репутация менеджера, умеющего добиваться поставленной цели. Он мог потерять доверие сотрудничавших с ним специалистов из других подразделений. Ведь именно он руководил проектом, к которому были причастны все эти люди. Предлагаем еще один фрагмент воспоминаний Рича Вонга.
Бренд-менеджер единолично отвечает за бизнес ре зультаты. И в организации все это знают. Будучи лидером, вы должны добиться, чтобы все причастные к проекту люди отдавали ему свою энергию. Уходя домой сразу по окончании рабочего дня, вы деморализуете всю организацию — службы маркетинговых исследований, сбыта, разработки новых товаров, производства, своих помощников. Они перестают верить, что вы доведете проект до успешного конца, что вам по силам протолкнуть верные бизнес-идеи.
Если ключевой человек в этой сложной системе не исполняет свою роль должным образом, то силу набирают бюрократические проволочки. Допустим, Дерк Джейгер [директор по текущим операциям ] объявляет, что маркетинговый бюджет должен расходоваться в первую очередь на программы раздачи бесплатных образцов и рекламу и что ему не нравятся купоны и скидки для оптовых торговцев. С этого момента последние два подхода возможны только с личного разрешения директора по текущим операциям, и каждый бренд-менеджер понимает, что для его личной профессиональной карьеры выгоднее действовать в соответствии с представлениями Дерка Джейгера. Но что делать в случае# если ваш товар не явный лидер в своей категории? В таких случаях расходы на финансирование скидок для оптовых торговцев и купонную программу для поддержки распространения до тех пор, пока не будет решена проблема с товаром» просто необходимы. Я знавал нескольких бренд-менеджеров, которые, попав в такую ситуацию, так и не отважились настоять на своих требованиях, и этим едва не погубили вверенную им марку.
В других компаниях бренд-менеджер — это всего лишь специалист по маркетингу, занятый рекламой, позиционированием марки, исследованиями потребителей и стимулированием сбыта. У него нет права пойти к руководителю производственного подразделения или другому лицу, принявшему решение, сказать «Мне это не нравится» и добиться изменений. Но в Procter & Gamble вы говорите с тем, с кем считаете нужным, и пользуетесь достаточной поддержкой, чтобы довести свой вопрос до высшего руководства и решить его. Можно даже добиться исключений из корпоративной политики, если это «то, что правильно» для марки.
(Сшцрот
«Обидеть художника может каждый»
Творчество — важная часть практически всего, что имеет отношение к марке, особенно дизайна упаковки, рекламы и стимулирования сбыта. Бренд-менеджер сильно зависит от людей, генерирующих творческие идеи. Этот процесс нельзя пускать на самотек; направлять и оберегать его — ключевая задача бренд-менеджера.
Творческие идеи субъективны, и строгим логическим анализом их не оценить. Очень часто творческая идея хрупка и уязвима; ее достоинства понимаешь не сразу, а лишь после того, как начнешь ее реализовывать или увидишь в более или менее законченном виде. Поэтому многие творческие люди чувствуют себя уязвимыми и легко обижаются. Одного только предчувствия критических нападок в свой адрес достаточно, чтобы у них опустились руки и пропало вдохновение. В P&G это понимают и стараются, чтобы такого не произошло.
«Раньше этому обучали отдельно. Это была часть корпоративной культуры, — вспоминает Пол Кэдин времена, когда еще помощником бренд-менеджера он учился работать с рекламистами. — Нужно нащупать особый подход к агентству, если хочешь найти с ними взаимопонимание в вопросах рекламы. Идет ли речь о дизайне упаковки или рекламной кампании, ты должен думать о ней не только как о средстве реализации целей рекламодателя, но и как о воплощении творческих устремлений сотрудников агентства. Я и по сей день руководствуюсь этим правилом. К сожалению, за пределами P&G лишь очень немногие рекламодатели относятся к творческим натурам с таким пониманием».
Процесс оценки компанией P&G предварительного варианта рекламы, подготовленной рекламным агентством, обычно начинают с того, что перечисляют особенно удачные находки и подтверждают их эффективность в реализации стратегии и творческой идеи рекламной кампании. Затем оценивают вещи, работающие не столь эффективно, как следовало бы. Здесь тоже нужно начинать с самого важного. Если благие намерения автора идей, которые рекламодатель считает неудачным, очевидны, их стоит по достоинству оценить и похвалить. Также нужно выделить элементы, которые можно исправить, но не следует указывать создателю рекламы, как именно это сделать. Представитель рекламодателя, критикующий предложенный ему на рассмотрение предварительный вариант рекламы, должен знать, когда остановиться. Обычно достаточно критики только по трем-четырем основным пунктам. Если дотошно перечислить все возможные замечания, то существует опасность деморализовать творческую натуру. Это может дать обратный эффект.
Образец рецензии бренд-менеджера P&G на подготовленный рекламным агентством предварительный вариант раскадровки (иллюстрированного сценария) нового телевизионного рекламного ролика для кускового мыла Zest
(Сначала — мнение бренд-менеджера о выводах, сделанных его помощником)
Я согласен с Линдой, что раскадровка отвечает нашей рекламной стратегии. В целом она ясно выражает основную мысль: Zest — это эффективное дезодорирующее мыло для потребителей любого возраста, и оно легко смывается.
(Теперь следует отметить три четыре положительных момента.)
Думаю, изобразительная часть ролика особенно эффективна. В частности, я восхищен такой идеей авторов: буква Z, сформированная из пены на прозрачной стенке душевой кабинки и означающая мыло Zest, смывается легче, чем пенная буква S, символизирующая обычное мыло [от англ. — «soap»]. Очень наглядно и естественным образом вписывается в сюжет будущего ролика.
Удачной, по моему мнению, будет сценка, изображающая, как мужчина в душе моет подмышки.
Предложенные вами состав актеров и распределение ролей придадут ролику выразительность. Это хорошо. В этом была одна из проблем нашей рекламы, и вы, как мне кажется, успешно ее устранили.
Также удачно найден тон разговора между мужчиной и его женой в начале ролика. Хотя в диалоге о том, не ошиблись ли они с выбором марки, купив мыло Zest, присутствует некоторая напряженность, невольно вспоминается поговорка «Милые бранятся — только тешатся».
(Переходим к трем-четырем элементам, которые совсем не удались или могут быть улучшены.)
Несмотря на предыдущее высказывание, меня все же несколько беспокоит то, о чем именно они говорят в начале. Хотя двусмысленность теста на беременность — идея остроумная, к тому же обеспечивающая логичный переход к разговору о мыле, она уводит нас от главной темы. Ведь известно, что ролики, в которых с самого начала го ворится о проблемах и преимуществах наших марок, работают хорошо, тогда как двусмысленность или вещи, интересные зрителю, но не имеющие прямого отношения к нашей марке, не всегда эффективны.
И еще я считаю начало слишком затянутым. Собственно на товар мы обращаем внимание лишь приблизительно на пятнадцатой секунде ролика.
И последнее замечание. Не уверен, что идея представить гель для душа Zest в конце ролика работает. Новый
товар появляется просто ниоткуда, а ведь надо, чтобы после ролика зритель запомнил логотип и общее содержание рекламы. Можем ли мы интегрировать тему геля для душа в основную часть ролика, не прерывая историю кускового мыла Zest? Или, может быть, нам стоит подумать об отдельной рекламе для геля?
(Подводим итоги.)
Я надеюсь, что мы разрешим все эти мелкие вопросы, поскольку основные идеи очень хороши, и ролик должен получиться выразительным и эффективным.
Чрезмерно импульсивных просим не беспокоиться
Предприимчивость часто называют обязательной чертой бренд-менеджера P&G. В компании это качество очень ценят, и еще на стадии набора персонала в службу управления марками пытаются определить, обладает ли кандидат предприимчивостью. Однако человек предприимчивый, но в то же время чрезмерно импульсивный, вряд ли преуспеет в службе управления марками P&G.