Ivory, Crisco, Tide, Bold, Cheer, Crest, Pampers, Downy, Cascade, Dawn, Prell, Zest — названия марок P&G обычно состоят из одного-двух слогов, легко произносятся и запоминаются, и их не спутаешь с другими названиями. Они часто означают некую характеристику, подсказывающую назначение товара. Это нужно, чтобы на начальном этапе существования новой марки потребители быстрее запомнили ее и сферу ее использования. Так, смягчителю для ткани хорошо подходит в качестве названия английское слово Downy, означающее «мягкий, как пух», а одноразовые подгузники Pampers на чистом английском языке говорят потребителю, как они заботятся о малыше и его комфорте.
и совершенствовать, реагировать на изменения рынка, разрабатывать для нее новые способы маркетинга. |
Общих слов в названиях компания P&G избегает. Здесь полагают, что названия, описывающие товар, — например
Упаковка — лицо марки
Логотип и элементы дизайна упаковки формируют визуальный символ марки. Изображение упаковки содержится в телевизионной и печатной рекламе, и именно ее видит потребитель, когда приходит в магазин. Дизайн упаковки товаров P&G самобытен, легко узнаваем и не загроможден лишними изобразительными элементами.
Послушаем Дона Бейкера, на протяжении многих лет возглавлявшего группу разработки дизайна упаковки: «Это — лицо марки, то, что запоминается. Когда упоминаешь марку, перед мысленным взором потребителя всплывает именно упаковка, поэтому к вопросу изменения ее дизайна нужно подходить осторожно. У марки должно быть лицо, по которому ее сразу узнают на магазинной полке».
Clean'n'Mild («Чисто и мягко»), — не выделяют его на фоне конкурентов. |
P&G также стремится включить в дизайн упаковки элементы, согласующиеся с позиционированием марки. Например, графика Tide означает, что это сильнодействующее моющее средство. Карапуз на упаковках Pampers и Charmin ассоциируется с нежностью и мягкостью. Форма флакона Mr. Clean говорит о сильном действии средства, поскольку соответствует позе со скрещенными на груди руками, в которой изображен сам персонаж «Мистер Чистота».
|
Для некоторых марок использованы рекламные фразы, указывающие на позиционирование товара. Это, например, «податливая мягкость» туалетной бумаги Charmin или «быстро впитывающие» бумажные полотенца Bounty. Но по большей части P&G воздерживается от рекламы на своих упаковках.
Логотип названия марки на упаковке P&G всегда легко читается. Если логотип изображен поверх других элементов дизайна, он по контуру обведен белой линией (если сам логотип темного цвета) или черной (если логотип светлый). Элементы дизайна упаковки обычно довольно просты, с ограниченным количеством ярких цветов.
На магазинной полке товар выделяется
упаковкой
Упаковка, если рассматривать ее отдельно, может казаться весьма отличной от других упаковок. Однако, попав на магазинную полку, она порой теряется среди «соседей». Чтобы этого не произошло, в P&G ближе к концу процесса создания упаковки готовят несколько ее вариантов и определяют, как они будут смотреться на полке. Выбирают вариант, наиболее сильно отличающийся от упаковки конкурирующих марок.
Яркие цвета, простая графика, не загроможденный лишними элементами дизайн способствуют тому, что упаковка отличается от «соседей» на магазинной полке.
|
Удачные примеры — графика упаковки шампуней Head & Shoulders, Pert Plus и бумажных полотенец Bounty. Такой же эффект может иметь и доминирующий цвет. Предлагаем читателю, когда он в следующий раз пойдет в бакалейный отдел, самому убедиться, как хорошо выделяется на фоне других моющих средств оранжевая упаковка стирального порошка Tide. Бросается в глаза и голубая упаковка Always в отделе женских гигиенических средств. А по белому цвету упаковки узнаются все товары линии Crest (уход за зубами).
Иногда желание придать упаковке выразительность на магазинной полке вступает в противоречие с необходимостью подчеркнуть позиционирование марки. «Ваш товар должен быть заметен на полке, — говорит Дон Бей- кер. — Но иногда этого трудно добиться, особенно если товар мягкого и нежного действия, как, например, духи или лосьон для рук. Та же ситуация с туалетной бумагой и бумажными полотенцами, упаковка которых должна говорить о мягкости товара».
О том, как товар будет смотреться на магазинной полке, приходится думать и в случае разработки нескольких вариантов марки. Разработчики преследуют двойную цель: в упаковке всех вариантов должны присутствовать общие доминирующие визуальные элементы, но в то же время потребитель должен легко отличать один вариант от других.
?ш]рт Ш)
Понимайте глубинные интересы потребителя
• функциональные характеристики товара - это только ис-:: ходный пункт для разработки маркетинговой и рекламной:
• стратегий. Поняв потребителя, производитель также пой- •; мет, как наилучшим образом — выразительно и достовер- •: но—донести до него преимущества марки, а также какие:: именно потребители быстрее всего воспримут марку.:
Нет ничего плохого в прямом оглашении достоинств марки так же, как и в прямолинейной рекламе наподобие классического слогана болеутоляющего лекарства Anacin — «Для быстрого, быстрого, быстрого облегчения!». Реклама некоторых марок P&G тоже содержит прямолинейное восхваление функциональных характеристик.
Однако если узнать глубинные интересы потребителя, можно придумать более тонкие, увлекательные и захватывающие внимание способы сообщить о достоинствах марки. Для обнаружения «горячих клавиш» потребителей часто используют фокус-группы.