Пример — зубная паста с защитой от кариеса. Увидеть или почувствовать, как паста защищает от кариеса, невозможно, а узнать, действительно ли паста работает, можно лишь по прошествии достаточно длительного времени. Так почему потребитель должен верить утверждениям одной марки, когда о таких же преимуществах своего товара говорят ее конкуренты?
Классическим примером важности создания у потребителей доверия к утверждениям марок, чьи преимущества не видны «невооруженным глазом», служит история зубной пасты Crest. Благодаря скоординированным усилиям ученых Индианского университета и компании Procter & Gamble была разработана зубная паста, содержащая дву- фтористое олово и почти вдвое снижающая риск возникновения кариеса у детей. Это было триумфальным достижением отрасли потребительских товаров.
На тестовых рынках Crest появилась в 1955 году; ее рыночная доля составила 12% — достаточно, чтобы выводить марку на общенациональный уровень, но огорчительно мало для товара, появившегося в результате технологического прорыва и предлагающего потребителям очень важное и интересное для них преимущество. Более того, рекламная кампания «Смотри, мама, никакого кариеса!» с использованием рисунков Нормана Рокуэл- ла ясно сообщала потребителям о достоинствах нового товара и, как показали исследования, привлекла всеобщее внимание. Проблема заключалась в том, что у потребителей не было оснований верить рекламе, поскольку аналогичные утверждения они слышали и относительно пасты других производителей. Хотя конкуренты компании P&G не имели доступа к запатентованной формуле Crest, содержащей двуфтористое олово, они использовали в своих пастах фтористый натрий и на этом основании тоже обещали защиту от кариеса. А в результате Crest отвоевала только 10% общенационального рынка.
|
Приблизительно в то время, когда Crest выводили на тестовые рынки, P&G подала в Американскую стоматологическую ассоциацию результаты своих клинических испытаний. Прошло полных шесть лет, и компания наконец-то получила от Ассоциации — во многом благодаря настойчивости Джона Смейла — официальное подтверждение эффективности Crest. Теперь потребители поверили, что им действительно предлагают пасту, способную защитить от кариеса. Их отношение к этой марке изменилось. Объем продаж вырос втрое, и Crest сместила Colgate с позиции лидера рынка зубной пасты в США.
р—г»--------------------- Г—----- Г------ n-'»^- ----- gfi.^r "h.4.--------- - ------------- ^
МАРКА &ШОДМТ ИА РЫНОК
iz-'r у,"1 :... —у- v '------------- Li—:______ и__.______ —____ -—»______;____ ll—
?ш]рт Ш
Стремитесь к доминированию на рынке
Доминировать на рынке выгодно с практической точки зрения. Доминирующие марки обычно самые рентабельные, поскольку рекламные и административные расходы распределяются на больший объем товара. Доминирующие марки пользуются большим доверием потребителей, поэтому розничные фирмы предпочитают торговать именно такими марками. Но доминирование — это еще и философский вопрос. Некоторые компании изначально ориентируются на эффективность своих маркетинговых инвестиций. Они расходуют суммы не большие, чем определено точкой убывающей отдачи, поскольку хотят получить максимальную прибыль на каждый потраченный доллар. У P&G другой подход. Здесь стремятся, прежде всего, к лидерству на рынке, меньше думая о сиюминутной прибыли. Ради рыночного лидерства идут на крупные маркетинговые расходы. И часто они окупаются лишь через несколько лет.
|
Доминирование также вопрос принципа. Если P&G выходит на рынок с товаром, превосходящим по своим характеристикам продукцию конкурентов, то неужели компания не заслуживает статуса лидера рынка? На меньшее она не согласна, поскольку это считается поражением. А доминирование — это победа.
В речи на конференции Ассоциации национальных рекламодателей Вольфганг Берндт, исполнительный вице-президент по Северной Америке, выразил готовность компании вкладывать крупные средства в развитие марки. Для примера рассказал о том, как он лично участвовал в выводе на рынок Австрии марки Ariel. Принятая в P&G программа представления новой марки включает доставку потребителям на дом бесплатных образцов товара. Это чрезвычайно дорогостоящий маркетинговый инструмент, поэтому бесплатными образцами были охвачены приблизительно 40% всех домохозяйств. Компания ориентировалась только на тех потребителей, которые предположительно могли бы стать лояльными пользователями марки. В данном случае программа раздачи образцов оказалась чрезвычайно успешной, поэтому компания решила включить в нее еще 20% домохозяйств. Результаты снова были обнадеживающими, поэтому P&G не остановилась, пока все 100% домохозяйств не получили бесплатные образцы новинки. Пусть эта маркетинговая программа оказалась не самой экономически выгодной, зато самой эффективной для завоевания рынка. Ariel действительно стала доминирующей маркой в Австрии.
|
В других компаниях от маркетинга ожидают немедленной отдачи. Поэтому у них меньше предварительные инвестиции и меньшая потребность в дорогостоящем тестовом маркетинге и тонкой настройке маркетингового плана до вывода марки на общенациональный уровень. Для них отдача от маркетинговой деятельности — т.е. прибыль на каждый вложенный в маркетинг доллар — важнее, чем доминирование на рынке.
Стремитесь быть первыми
Первая марка в товарной категории обычно становится ее лидером. Xerox, Coca-Cola, Kleenex и Advil были марками-первопроходцами в своих категориях и сегодня стали практически нарицательными названиями. Tide, Pampers, Crest и Comet тоже были пионерами и в результате сегодня занимают лидирующие позиции как в умах потребителей, так и по рыночной доле. P&G — активная и прогрессивная компания. Она хочет изобретать вещи, никогда прежде не существовавшие. И первой представлять их на рынке.
Чтобы защитить свое первенство на рынке, P&G приходится соблюдать режим строгой секретности и тщательно следить за тем, чтобы конкуренты не разузнали ее идеи и планы. Стив Столлер вспоминает, какими чрезвычайными мерами безопасности сопровождались испытания товара Tide Sheets (стиральный порошок Tide в уже отмеренных порциях с добавлением фиксированного количества отбеливателя и смягчителя для ткани). Это было его первое задание в должности помощника бренд-менеджера. Посторонние допускались в офис, только когда там находились члены бренд-группы. Отсутствовали корзины для бумаги — все ненужные документы сразу же уничтожались на канцелярской бумагорезательной машине. С фабрики до места испытаний товар доставляли в грузовиках без опознавательных знаков, и в сопровождении охраны. Правда, вся эта секретность оказалась лишней, поскольку на тестовом рынке потребитель не принял новинку.
Прежде чем подвергнуть идею испытанию реальной конкуренцией на тестовом рынке, в P&G тщательно проверяют ее. В дополнение к товарным и концептуальным тестам с участием потребителей также широко используют смоделированные тестовые рынки, когда потребителям предоставляется возможность купить товар в декорациях бакалейного магазина, выстроенных на территории исследовательского центра.
Тем не менее, иногда, чтобы быть первой на рынке, P&G идет на оправданный риск.
Бывший «проктоид» Джон Колхаун вспоминает случай, демонстрирующий, насколько важно для P&G быть первой на рынке. Это также хороший пример того, как работает система управления марками.
Мы разработали еще один товар из уже существующей линии смягчителей для ткани Bounce. Новинка позволяла эффективно выводить застарелые пятна.
Правда, первые несколько месяцев на тестовых рынках товар не пользовался большим спросом. Как помощнику бренд-менеджера мне поручили разобраться, в чем тут дело. Советами мне помогал мой непосредственный босс.
Я обнаружил, что некоторые фундаментальные вещи, касающиеся товара, не согласуются с маркетинговым планом. Например, эффект выведения пятен проявляется только после нескольких стирок с добавлением этого средства. Значит, преимущество новинки потребитель замечает не сразу. Но когда мы организовали фокус-группы из людей, пользовавшихся смягчителем в течение нескольких месяцев, то услышали весьма лестные оценки нашего товара. «Невероятно! — говорили наши респонденты. — Я заметила, что постепенно уходят пятна, которые мне уже казались вечными».
Поскольку маркетинговым планом для тестовых рынков предусматривалась раздача бесплатных образцов товара для одноразовой стирки одной простыни, то мы заключили, что должны предложить потребителям дополнительные стимулы использовать новинку, а также провести более продолжительную рекламную кампанию. Это был более затратный план и к тому же еще не проверенный на тестовых рынках. Тем не менее, мы реко мендовали реализовать его в общенациональном масштабе, поскольку времени на более осторожные действия уже не оставалось. Как раз тогда мы вели напряженную конкурентную борьбу с компанией Lever и ее смягчителем для ткани Snuggle, и она добилась некоторого перевеса над нами. У них было достаточно времени, чтобы разработать собственный товар с эффектом выведения пятен. Если бы мы не начали продавать нашу новинку по всей стране, то упустили бы шанс стать первыми на рынке и восстановить свое лидерство в данной товарной категории. Один за другим все руководители «вертикали власти» соглашались с нашими рекомендациями и, что интересно, каждый из них при этом начинал убеждать в правильности плана своего непосредственного начальника. Короче говоря, мы вышли на общенациональный уровень и уже через год завоевали пятидесятипроцентную долю рынка.
Поступать правильно важнее, чем быть первыми
Поскольку в общенациональное представление своих марок P&G вкладывает большие деньги, она при этом хочет сделать риск как можно меньшим. Поэтому все предстоящие действия тщательно планируются. Представляя марку на тестовых рынках, P&G, как правило, удерживает ее там до тех пор, пока не удостоверится в успехе.
В нашей компании создана такая деловая среда, что порой может потеряться хорошая идея, зато и у неудачной очень мало шансов выжить.
Брэд Батлер, бывший председатель правления P &G[40]
Изредка P&G приходится выходить со своей маркой на общенациональный рынок, даже не получив на тестовом убедительного доказательства ее успешности. Так было в случае Bounce с эффектом выведения пятен. Но это исключение из правила. Потому что ряд преждевременных выводов марки на общенациональный рынок убедительно — и далеко не бесплатно — научил P&G осторожности.
Например, в 1983 году компания проверяла в Канзас- Сити линию мягкого печенья Duncan Hines. Всего в течение нескольких месяцев P&G захватила более 30% рынка на тестовых территориях. Окрыленная успехом, она вышла с этим товаром на общенациональный рынок, но первой там оказалась компания Nabisco с линией мягкого печенья Almost Home. Потребителям понравились 15 вкусовых разновидностей этого печенья, поэтому доля Nabisco на общенациональном рынке в этой товарной категории достигла 36%, a Duncan Hines достались только 5%. Возникает вопрос: следовало ли P&G раньше вывести свое новое печенье на общенациональный рынок, чтобы стать первой? Нет. На самом деле, следовало вообще отказаться от продаж по всей стране. Потребители вскоре вернулись к хрустящему шоколадному печенью, а мягкое печенье стало одним из крупнейших быстротечных увлечений последних лет. Сегодня на рынке нет ни Duncan Hines компании P&G, ни Almost Home производства Nabisco.
Подобный же опыт P&G получила с чипсами Pringles. Потребители хорошо приняли марку на тестовых рынках, и компания вложила большие деньги в подготовку к выводу чипсов на общенациональный уровень. Приблизительно через девять месяцев после начала продаж по всей стране эффект новизны пропал, и сбыт стал постепенно падать. Это продолжалось несколько лет. Поскольку P&G сделала поспешные выводы из первых успехов и сократила фазу проверки на тестовых рынках, она не успела обнаружить тенденцию к падению интереса потребителей к новинке. Хотя в конце концов марка добилась успеха, недостаточно продуманный выход на общенациональный рынок обошелся компании очень дорого.
В P&G считают перечисленное ниже ключевыми факторами эффективной телевизионной рекламы.
❖ Способность потребителей вспомнить рекламу и товар. Телевизионные рекламные ролики P&G> как правило, имеют простой сюжет и доступны для понимания и запоминания. В течение многих лет компания использовала в качестве единственного критерия эффективности рекламы способность потребителей вспомнить на следующий день после просмотра содержание ролика и показанный в нем товар. Этот показатель не потерял своего значения и по сей день, поскольку трудно убедить потребителей купить что- нибудь, если они не запомнили ни сам товар, ни того, что о нем говорили в рекламе. Однако в настоящее время в P&G придерживаются иного мнения: одного только этого показателя недостаточно, чтобы прогнозировать рост продаж после показа рекламы.
❖ Потенциал совершения пробной покупки. Лучшей возможной реакцией на рекламный ролик будет желание потребителя немедленно выбежать из дому и в ближайшем магазине купить показанную ему марку. Потенциал совершения пробной покупки измеряют, как разность между двумя уровнями намерения потребителя купить товар — до и после просмотра рекламного ролика.
❖ Убедительность и новизна. P&G внимательно прислушивается к тому, что зрители говорят о пробных вариантах ее телерекламы. Так, потребители хорошо
реагируют на ролики, которые они описывают как «убедительные», «интересные», «вызывающие желание купить товар на пробу», «умные», «занятные», «реалистичные», «не глупые», «не тупые» и не «все это мы уже видели тысячу раз».
Заявляйте о преимуществах марки во весь голос
• Все ролики P&G построены на освещении потреби- •
• тельских преимуществ марки. Эти преимущества должны •
• быть очевидны, каждая часть ролика подчеркивает их. •
О потребительских преимуществах кофе Folgers в роликах говорится с самого начала и до конца, в заключение звучит ключевая рекламная фраза: «Лучшая часть утреннего пробуждения — чашечка кофе Folgers». Каждый ролик из рекламной серии начинается с показа пробуждающегося утром мужчины; сюжетные сцены перемежаются показом того, как кто-то открывает банку, набирает ложечкой кофе, заливает в чашку кипяток. Мужчина встает с постели, ощущает аромат кофе и улыбается в предвкушении восхитительного бодрящего напитка. Чтобы объяснить, почему же эта марка столь хороша, показывают зерна «из местности, где растет самый лучший кофе». Затем герой ролика присоединяется к своей семье или друзьям, и всей компанией они наслаждаются кофе. Ведь общение с близкими тебе людьми — тоже приятная часть утреннего пробуждения. Таким образом, каждая сцена ролика подчеркивает мысль о том, как хорошо начинать утро с кофе Folgers.
В своих роликах P&G использует образность, ролик Folgers, в частности, тоже исполнен в таком ключе. Однако образность подчеркивает преимущества марки, а не подменяет их. Так называемая имиджевая реклама пытается создать вокруг марки ауру или помочь потребителям идентифицировать себя с товаром или с другими его пользователями. Она не столь прямая, как большая часть роликов P&G. Компания Nikey например, платит миллионы долларов всего лишь за то, чтобы ее марка ассоциировалась с известными спортсменами. В роликах Nike о потребительских преимуществах ее товаров не доворят. Там не говорят о марке и даже не показывают товар и упаковку — только одно слово «Nike» в конце ролика. Возможно, для компании Nike такой подход приемлем. Но P&G свои марки рекламирует иначе.
Ролик должен сразу же захватить внимание
зрителя
Рекламную паузу в телепередаче зрители часто используют, чтобы сходить в туалет, посмотреть, что показывают по другому каналу, или просто «подумать о чем-то своем». Поэтому ролик с самого начала должен захватить внимание тех зрителей, на которых нацелена реклама. И он должен непосредственно касаться преимуществ марки или тех проблем, которые она решает.
Ролики P&G обычно начинаются со словесной формулировки проблемы или ситуации, которую требуется разрешить. Это должно заинтересовать целевую аудиторию рекламы. Вступительная фраза, как правило, служит важнейшей частью начала ролика. А визуальная часть вступления играет важную вспомогательную роль — удерживает внимание зрителя. Потребитель видит говорящую домохозяйку (либо диктора) или связанную с товаром сцену (при этом звучит закадровый голос). Очень скоро становится понятно, что происходит на экране.
Ниже приведены вступительные фразы рекламных роликов P&G.
Самая младшая дочь в семье, я носила одежду, переходившую ко мне «по наследству» от старших сестер. (Стиральный порошок Tide.)
Мы приехали в Атланту на конкурс «Проверка запаха» от марки Gain. (Средства для стирки Gain с добавлением ароматизирующих веществ и смягчителя ткани.)