Венера Светловидова охраняла ворота на пляж. С важным видом она разгуливала возле железной решётки, то и дело поправляя красную нарукавную повязку.
Откуда-то из дебрей серебристого лоха вынырнуло трое девчонок из самого младшего, первого отряда. Они замерли в нескольких шагах почтительно взирая на дежурную.
— Почему твоя кофточка насквозь просвечивает? — спросила круглолицая девчушка с красным, шелушащимся носиком-пуговицей.
— Она нейлоновая, — с самодовольной усмешкой пояснила Венера.
— Ну что! Я же говорила, что кофточка нейлоновая! — торжествующе воскликнула курносенькая девчушка.
— Не кофточка, а блузка, — поправила Венера. — Мне её папа из-за границы привёз. Такой ни у кого в лагере нет.
— Ни у кого? Только у тебя?
— Да. Только у меня. Она очень дорогая.
— Так ты, значит, буржуйка?
Венера удивлённо взглянула на курносенькую и поджала губы.
— Почему это я — буржуйка?
— Потому что только буржуйки носят самые дорогие вещи, которых у других нет.
— Ты просто глупышка, — разозлилась Венера. — Болтает сама не знает что. И вообще, чего вы сюда пришли? Катитесь отсюда, мелкота!
— Ну, ну! Ты не очень-то задирайся!
Курносенькая решительно насупила белёсые, выгоревшие бровки.
— Сказано — брысь! — крикнула Венера. И подбоченившись, шагнула к девчонкам.
Те испуганно, словно мышата, юркнули в кусты.
— Буржуйка! Иксплотаторша! — задорно пискнула курносенькая из кустов.
— Эх ты, иксплотаторша! — передразнила Венера. Научись говорить правильно, а потом уж дразнись.
Она отошла к воротам и присела на кирпичный фундамент ограды. Настроение сразу испортилось.
Уже не впервые Венера Светловидова сталкивалась с непонятным: ей хотелось вызвать у ребят зависть, а они завидовать не хотели и только смеялись над ней.
|
Это Венере казалось очень странным, просто непонятным.
Светловидова вздохнула и рассеянно взглянула на пляж. От песчаного вала, ограждающего устье речушки, к лагерю шла какая-то девочка.
Венера вскочила, торопливо поправила красную повязку и встала в воротах.
Девочка была совсем маленькой и очень тощей, одни кости да кожа. Тоненькая, дочерна загорелая, в вылинявших серых шароварчиках и выгоревшей кофте с короткими рукавчиками, она походила на мальчишку. И лицо у неё было совсем как у мальчишки — тёмное, худощавое, с дерзкими карими глазами.
Девочка свернула к самым воротам, ведущим в лагерь.
— Куда? Сюда нельзя! — крикнула Венера.
Она не раз видела эту дерзкую, насмешливую «туземку» на пляже.
— Девчонка, мне надо повидать ваших пионеров — Игоря, или Алёшу, или Витьку Олейникова. Позови их, пожалуйста! — вежливо попросила девочка.
— Хм! — фыркнула Венера. Её чёрные большие глаза сверкнули недобрыми огоньками. — Во-первых, я — не девочка, а дежурная! Видишь повязку? — Венера показала на красную ленточку, завязанную на её руке. — А во-вторых, я вовсе не собираюсь выполнять просьбы всяких бродяжек.
— Это кто — бродяжка?! — Девчонка вытянула вперёд голову, и большой рот её сжался в узкую щёлку. — Это я — бродяжка?!
— Ну, проваливай, проваливай!
Венера небрежно оттолкнула девочку от ворот.
— Убери клешни, фуфыря! — совсем по-мальчишески выкрикнула девчонка. — А то как подвешу разок!
— Ух ты какая! — расхохоталась Венера.
Девочка была чуть ли не вдвое ниже её. Венера ни капельки не боялась её. И, ткнув ладонью в плечо, прикрикнула:
|
— Ну, иди отсюда!
Девочка покачнулась, и карие глаза её стали похожими на горячие угольки.
А в следующее мгновение что-то с силой дёрнуло Венеру за обе ноги, и она шлёпнулась спиной на песок, больно стукнувшись затылком. Возле носа её промелькнули тонкие загорелые ноги.
— Стой! Куда ты! Стой, тебе говорят!
Венера вскочила с песка. Но дерзкая девчонка уже неслась по аллейке к спальным корпусам, и её острые локти мелькали, как поршни паровоза.
— Стой! — закричала Венера, бросаясь за девчонкой. — Держи её!
Возле кустов слонялись ребята. Три девчонки из восьмого отряда сидели с книжками в тени тополей. Но никто не пытался задержать бегущую.
Возле столовой девочка нырнула вбок, в кусты.
Рассерженная Венера с разбегу проскочила дальше. И сейчас же тоже свернула в кусты.
За зелёной изгородью из кустов сирени она увидела дерзкую девчонку. Ещё задыхаясь от бега, сверкая белоснежными зубами, она что-то рассказывала Игорю Валявскому и Витьке Олейникову.
— Явление второе, — проговорил Витька. — Планета Венера, сорвавшаяся со своей орбиты!
— Я тебе сейчас всыплю! — в ярости закричала Венера, бросаясь к девчонке.
Игорь Валявский шагнул ей навстречу и схватил за руки.
— Матч бокса отменяется из-за разности весовых категорий, — сказал он.
— Она психобольничная? — весёлым голоском прочирикала девчонка из-за спины Игоря.
— Нет, Маринка! На неё только временами находит, — с усмешкой пояснил Витька.
— На тебя самого находит! — взвизгнула Венера.
|
Игорь с трудом удерживал её за руки. Она вырывалась круглое лицо её налилось кровью.
— Синьорита планета Венера, — самым вежливым голосом заговорил Витька. — Я имею честь предупредить вас, что, если вы не успокоитесь, то на вашей поверхности и в нейлоново-капроновом покрове произойдут неприятные… я бы даже сказал, ужасные изменения! Отпусти её, Игорь… Ожидается космическая катастрофа.
Игорь разжал руки. Венера, злая, встрёпанная, сжав кулаки, шагнула к Витьке. Тот со скучающим, безмятежным видом насвистывал:
— Капитан, капитан улыбнитесь…
— Ну, хорошо, — выдохнула Венера. — Ладно, хулиганы! Я сейчас иду к дежурному по лагерю. Вас всех, всех надо отправить в милицию.
— Фу, как это нелепо! — Витька сморщился, словно от зубной боли. — Бывшая богиня Венера вдруг топает в милицию.
Светловидова скрылась за углом столовой. И тогда Игорь спросил хохочущую Маринку:
— Что же всё-таки произошло, Маринка? Зачем мы тебе потребовались?
— Колька меня послал до вас, — пояснила девочка. — Ему самому некогда, он наш виноград опрыскивает. А мне велел найти вас и сказать, что за горсоветом, на пустыре, как и в прошлом году, ямы роют.
— Ямы?! Какие ямы? — удивился Витька.
— Ну, эти самые… Научные ямы.
— Ничего не понимаю! — пожал плечами Игорь. — Какие научные ямы?
— До вас доходит, как до телеграфного столба песня! — рассердилась Маринка. — Я же вам русским языком поясняю: приехали учёные, раскапывают старинный город… И уже говорят, нашли какие-то крынки. И ножи, и фигурки. А их сделали еще древние люди две тысячи лет назад. Вот Колька и говорит — иди расскажи об этом. Может быть, они туда экскурсию сделают…
— Ну, вот теперь всё понятно. Маринка! Спасибо! Большое спасибо тебе! — поблагодарил Витька.
— А что?! Это же здорово, пойти посмотреть, как раскапывают старинный город! — обрадовался Игорь. — Надо сейчас же сказать нашей Алле.
— Да! Это как раз то, что мне надо! — сказал Витька, всё ещё не решивший, как поступить со своими находками.
Кусты раздвинулись, и перед ребятами оказался Арташес Геворкович в сопровождении торжествующей Венеры Светловидовой. Дремучие брови физрука были строго нахмурены.
— Вот она, Арташес Геворкович, — слезливым голосом зачастила Венера. — Это она меня с ног сбила… Меня, дежурную! А Олейников и Валявский за неё заступаются.
— Эта?! — Брови Арташеса Геворковича удивлённо взметнулись. — Вот эта самая девчоночка тебя сбила с ног?
— Ну да! Я ей говорю: «нельзя», а она как дёрнет меня за ноги! А я как свалюсь на песок. Даже в глазах потемнело.
— Зачем же ты врёшь? Пионерка, а врёшь! — Маринка покачала головой. — Это же стыдно — врать и наговаривать.
— Значит, ты её не сбивала с ног? И в глазах у неё не темнело? — весело спросил Арташес Геворкович.
— Ну, с ног я её, конечно, сбила, — призналась Маринка. — И о песок она шлёпнулась затылком, это верно. Только как было дело? Я подхожу к ней — тихо, мирно. И вежливо прошу: «Девочка, позови Алёшу или Игоря». А она бросилась на меня, как дикая кошка, и стукнула в плечо. А мне обязательно надо поручение выполнить… Ну, и тогда…
Маринка замолчала, надулась и уставилась в землю.
— И тогда ты тихо, мирно и вежливо сбила её с ног! — Арташес Геворкович рассмеялся. — Вот видишь, Венера, что значит отсутствие спортивной закалки. Девочка-то, наверное, вдвое легче тебя и слабее, а легко с тобой управилась.
— Она же не имела права, Арташес Геворкович.
— А ты имела право бить её в плечо? Кто тебе давал такое право? — строго спросил физрук. Затем он посмотрел на Маринку. — Что же это за срочное поручение у тебя было? От кого?
— От брата… От Кольки…
Маринка всё ниже опускала голову.
— От какого Кольки?
— Это же, Арташес Геворкович, сестрёнка нашего проводника, — подсказал Игорь. — Помните, на Сарынсу с нами ходил? Он сообщил, что учёные приехали, древний город раскапывают… И даже посуду какую-то уже нашли…
— А! Это интересно! Очень интересно! — Арташес Геворкович взглянул на Венеру и покачал головой. — А ты не хотела вызвать ребят! Да ещё драку затеяла…
Круглое лицо Светловидовой стало пунцовым. Но чёрные глаза по-прежнему были злыми и колючими. Она обиженно поджала губы.
— Ну, вот! Я же теперь и виновата!
— Конечно, и ты виновата! — сухо проговорил Арташес Геворкович. — И очень плохо, что ты не умеешь признавать собственных ошибок! Трудно, очень трудно бывает в жизни такому человеку, который всегда считает одного себя правым!
Голос далёких времён
Шестой отряд собирался на экскурсию. Подтянутые, аккуратно одетые мальчишки и девчонки строились около выхода на пляж, и Зина Симакова в последний раз проверяла — всё ли в порядке.
— Кто тебе рубашку гладил? — недовольно спросила она Игоря Валявского.
— Я сам!
— Оно и видно! — Зина покачала головой. — Так поёрзал, поёрзал утюгом — и думает, что выгладил. Вернёмся, зайдёшь ко мне. Покажу, как надо гладить.
— Хорошо, Зинуха, — покорно согласился Игорь.
Быть может, в другое время он стал бы спорить против этого девчачьего диктата. Даже Зине Симаковой не полагаюсь унижать мальчишескую гордость. Но сейчас такой спор мог окончиться тем, что Зина оставила бы его в лагере. А этого Игорь не хотел и боялся.
— Вера! Опять у тебя галстук, словно корова жевала! — возмутилась Зина.
— Я же к сбору готовилась, репетировала, — пояснила Вера Сидоренко.
— Это что же, ты каждому встречному станешь объяснять, что тебе некогда было сегодня погладить галстук? — не повышая голоса, спокойно спросила Зина. — Ты же весь наш отряд опозоришь! Беги в корпус, возьми мой галстук. Тот шёлковый. Он на верхней полке в тумбочке лежит.
Вера помчалась к спальному корпусу.
— Давайте, ребята, как решили, так своё решение выполнять будем на все сто! — громко сказала Зина. — Ведь что мы постановили? Растяп и нерях в походы не брать. А сегодня опять у многих грязные рубашки. И шапочки надеты кое-как. — У нескольких мальчишек она поправила синие шапочки-«испанки» с чёткой белой надписью: «П/л «Спутник». — Значит, не обижайтесь, если кое-кто к следующему походу допущен не будет.
— Это, конечно, правильно, Зина, — заговорил Алёшка Комов, — только уж больно быстро здесь рубашки пачкаются. В прачечной уже ругаются.
— А язык у тебя, Алексей, имеется? Сказал бы мне. Что нам, девчонкам, трудно рубашку выстирать?
Зина продолжала обход под почтительными взглядами мальчишек и девчонок, толпящихся вокруг шестого отряда.
— Это куда же вы сегодня топаете? — с откровенной завистью спросил у Альберта долговязый Серёжка-Портос. — Опять в поход?
— Нет. Сегодня мы идём в город. Там учёные делают раскопки.
— Раскопки? — не понял долговязый.
— Ну да! Всякие древности ищут.
— И нашли?
— Да. Говорят, уже нашли.
— И золото, наверное?
— Не знаю… Может быть, и золото.
Альберт осмотрелся по сторонам и тихо спросил:
— Ну, а у вас как? Смотрите?
— Во все глаза. Вчера на лодках ездили, так д’Артаньян заставил Зинку-Арамиса прямо в воду прыгнуть.
— Это же зачем — в воду?
— Венера на берегу осталась. Так вот, чтобы не упустить.
Альберт внимательно взглянул на длинного Портоса и опросил:
— А может, почудилось вам всё это?
— Что — почудилось?
— Да вот… насчёт этого… убийства.
— Да что ты!! — загорячился Сергей. — Это же точно! А что так долго ничего нет, так это же ничего не значит. Готовятся, наверное, бандюги.
Запыхавшаяся Вера Сидоренко заняла своё место в строю.
— Шагом марш! — подала команду Алла.
И отряд под завистливыми взглядами оставшихся в лагере, зашагал по тёмному, влажному песку пляжа.
— Это что за базар? — загремел от прачечной голос тёти Тонны. — Чего вы здесь столпились? В отрядах проводятся разные мероприятия, а они глазеют на шестой отряд.
Тётя Тонна приближалась к ребятам с самым строгим видом.
— Антонина Михайловна! — крикнул Портос. — А когда мы, седьмой отряд, в поход пойдём?
Старшая вожатая недовольно покосилась на него:
— Вот вы какие ненасытные! А кто по морю катался?
— Так то по морю!
— А мы в поход хотим…
— И чтобы у костра ночевать.
— Пойдёте, пойдёте! На следующей неделе, после костра. Но не думайте, что это уж такое удовольствие идти по жаре и глотать пыль… Всем разойтись по отрядам! Все по местам!
А шестой отряд уже шагал по городской улице, залитой ярким солнечным светом. И прохожие с удовольствием и уважением смотрели на ряды ребячьих лиц, на синие шапочки-«испанки», на крепкие, загорелые ноги ребят.
Витька Олейников шёл рядом с Верой Сидоренко, скучный и насупленный. Напрасно Вера заговаривала с ним — он отвечал сердито и невпопад.
Витька всё ещё злился на друзей, которые явно считали его виноватым и не понимали, почему он не хочет мириться. Ведь это же очень трудно, признавать себя виноватым!
«Ну, ничего! Что вы скажете, когда я покажу учёным свои находки? Может быть, их отправят в самый главный музей!» — успокаивал себя Витька.
И всё время ощупывал в кармане свёрток со своими находками.
Обширный, поросший бурьяном пустырь за зданием новой гостиницы был перерезан рыжими канавами свежих раскопов. Участники экспедиции, дочерна просмолённые солнцем парни и девушки — студенты столичного университета, сосредоточенно копались в земле.
Из небольшой палатки, разбитой под старой шелковицей, вышла уже немолодая, худощавая женщина в очках. Она взглянула на часы и улыбнулась:
— Ну, молодцы! Явились точно в назначенное время… А точность — это вежливость королей, как говорится. — Зоркие внимательные глаза, женщины ласково смотрели на ребят. — Здравствуйте! Я — начальник экспедиции Ольга Фёдоровна!
— Здравствуй-те! — дружно ответили ребята.
— Я думаю, что мы сейчас сделаем так… Прежде всего, вы сядете вон там, в тени под шелковицей. А я вам расскажу о наших раскопках, — предложила Ольга Фёдоровна. — Садитесь, ребята, кто где стоит! У нас по-походному! Клава! Дайте мне, пожалуйста, наши экспонаты!
Маленькая кругленькая девушка вынесла из палатки какие-то бумажные свитки и деревянный ящик. Она недовольным взглядом окинула ребят и снова скрылась в палатке.
Ольга Фёдоровна лукаво подмигнула ребятам.
— Наша Клава очень строгая и считает, что я не должна тратить время на разговоры с вами. Но я так не считаю… — Лицо Ольги Фёдоровны стало серьёзным и задумчивым. — Места, где мы сейчас с вами находимся, ребята, были заселены ещё в древнейшие времена. Но сейчас мы обнаружили здесь остатки города, процветавшего тут приблизительно две тысячи лет назад, во время древнего Боспорского царства…
Ольга Фёдоровна говорила тихо и неторопливо. Но так получалось, что её рассказ словно перенёс ребят в прошлое, в таинственный, древний город Горгиппию.
Этот город стоял на высоком морском берегу и был окружён толстой стеной из желтоватого камня-известняка. Из этого же камня были построены дома в городе — и просторные, высокие дворцы местных богатеев и знати, и скромные домики ремесленников и виноградарей.
Жёлтыми каменными плитами были вымощены городские улицы, облицованы ступени, ведущие в порт, где приставали корабли, гружённые различными товарами. Город вёл торговлю далёкими странами — с Грецией, Италией и даже Египтом.
— Мы ведём раскопки древнего города уже несколько лет, — сообщила Ольга Фёдоровна. — Очень плодотворным для нас является этот год. — Она раскрыла ящик. — Мы нашли много греческих сосудов-амфор. А вот это — светильник, привезённый сюда из Египта. Как видите, он представляет собой кораблик, в который наливалось масло и помещался фитиль.
Начальник экспедиции передала ребятам маленькую, но очень тяжёлую лодочку жёлтого цвета. Это было удивительно и странно — держать в руках предмет, изготовленный два тысячелетия назад! По обеим сторонам лодочки были вычеканены изображения худощавых людей в набедренных повязках, с длинными носами и косым разрезом глаз.
— А вот ещё одна, более ценная находка.
Ольга Фёдоровна передала ребятам черепок из тёмной обожжённой глины. Этот черепок, очевидно, был частью большой вазы. Умелая рука неизвестного древнего мастера изобразила на его поверхности бородатого человека в остроконечном колпаке, державшего за узду вздыбившегося могучего коня с развевающейся гривой. Чуть в стороне стоял другой человек — белолицый, с прямым носом, образующим одну линию со лбом. Весь рисунок был покрыт каким-то прозрачным лаком, сверкающим и гладким. В тех местах, где рисунка не было, черепок отливал густой глянцевой чернотой.
— Как же это так, Ольга Фёдоровна? — удивился Игорь. — Там такая красивая лодочка, а вы говорите ценности не имеет. А простой черепок имеет ценность?
— Да, ты прав, мальчик. — Ольга Фёдоровна кивнула головой. — Что такое этот светильник? Только кусок металла. Но никакой исторической ценности он не представляет, потому что подобные светильники десятками находили и в египетских пирамидах, и в других древних погребениях. А вот то, что ты называешь глиняным черепком — это действительно ценность. Во-первых, это — свидетельство высокого мастерства местных горгиппийских ремесленников. Во-вторых, рисунок воспроизводит перед нами живую сцену из жизни древнего города — один из представителей местных кочевых племён — зих или меот — привёл на продажу коня. А житель города, очевидно грек, покупает этого коня. Ну и, в-третьих, очень интересно было бы раскрыть секрет изготовления удивительно прочного лака, которым была покрыта поверхность вазы. Ведь этот черепок около двух тысяч лет пролежал в земле. И всё же лак, как видите, предохранил рисунок от порчи и сохранил свой блеск и прозрачность, — Ольга Фёдоровна достала из ящика ещё маленькую глиняную статуэтку. — Вот ещё любопытный образец мастерства горгиппийских ремесленников. Эта терракотовая фигурка удивительно пропорциональна и пластична.
Она передала статуэтку Зине Симаковой. Это была обожжённая, но ещё не покрытая лаком фигурка кудрявого, крутолобого мальчугана. Он сидел на земле, скрестив ноги и опершись подбородком на руку, лицо его было грустным и задумчивым. Казалось, этот глиняный мальчик, чьё изображение дошло из глубин веков до наших дней, напрасно старается поведать ребятам скрытую заветную тайну.
— Вот здорово! — восхищённо воскликнул Алёшка Комов. — Так и кажется, что этот пацан вот-вот заговорит.
«Вот посмотрим, что вы сейчас скажете!» — подумал Витька Олейников, вытаскивая из кармана свой свёрток.
— Ольга Фёдоровна! — громко сказал он. — Вот посмотрите-ка, что я нашёл! Это тоже, наверное, самые древние древности!
С нарочито безразличным видом он развернул платок и вместе с находками положил его на ящик, И с удовольствием заметил, как качнулись к ящику заинтересованные ребята. Верка Сидоренко даже выкрикнула:
— Ой, мамочки!
Ольга Фёдоровна неторопливо взяла фигурку коня, мельком оглядела её и небрежно положила на ящик. Зато монета сразу же заинтересовала её. Сначала она разглядывала её, близко поднеся к очкам. Потом откуда-то, ребята даже не заметили откуда, она достала маленькую складную лупу. Несколько раз она переворачивала монетку, явно любуясь ею.
— Где ты нашёл это, мальчик? — наконец спросила Ольга Фёдоровна.
— На откосе, возле речки Сарынсу… Мы туда в поход ходили.
Витька с гордостью посмотрел на товарищей.
— Так где же там лежала эта монетка? — допытывалась Ольга Фёдоровна.
Витька с удивлением взглянул на неё. Ему казалось, что главное — это сама монета. А зачем его спрашивали, где она лежала, Витька не понимал.
— Там откос есть над морем. А над ним дерево свесилось. Так вот, возле этогодерева — промоина. В ней и монетка, и эта медная лошадка была.
— Лошадка не медная, а золотая, — равнодушным тоном поправила Ольга Фёдоровна. — Но она ценности не имеет. А вот монета…
В толпе ребят пробежал шепоток.
— Простите, Ольга Фёдоровна, — вмешалась в разговор Зина. — Непонятно как-то: золото цены не имеет, а маленькая монетка — это ценность.
— Да, девочка, ты права, — подтвердила Ольга Фёдоровна, всё ещё разглядывая монетку. — Эта самая лошадка — довольно примитивная статуэтка, их сотнями отливали ремесленники Горгиппии. А вот монета — это действительно редкость. Она выпущена примерно в 1078 году Тмутараканским князем Олегом. Было в древности в районе теперешней Тамани русское княжество Тмутараканское… и вдруг монета этого княжества оказывается здесь, на берегу речки.
— То место Старыми Могилками называется, — перебил Ольгу Фёдоровну Витька. — Нам об этом дедушка Биштов рассказывал.
Он выкрикнул это и поспешно бросил взгляд на Алёшку — не заметил ли тот, что он проговорился о своём присутствии на беседе у костра. Но Алёшка даже не посмотрел на него, увлечённый разговором с Ольгой Фёдоровной.
— Старые Могилки? — переспросила Ольга Фёдоровна. — Это интересно! Мы обязательно побываем там. Вообще, ребята, я хочу предупредить: если обнаружите что-нибудь интересное — не трогайте, зовите специалистов-археологов. Важна не только какая-нибудь древность, но и то, как она лежит, что находится с нею рядом. Конечно, сейчас ваш товарищ поступил правильно, подобрав эти вещи — первым же дождём их смыло бы в море.
— Ольга Фёдоровна, а чем же интересна эта монетка? — спросил Алёшка.
— Русская монетка оказалась рядом с золотой горгиппийской статуэткой на месте древнего поселения. О чём это говорит?
— О торговле. О том, что русские торговали жителями этого поселения! — закричал Игорь.
— Верно!
Ольга Фёдоровна бережно завернула монетку в бумажку.
— Находки твои мы занесём в коллекцию нашей экспедиции, — сказала она Витьке. — Ты не возражаешь?
— Конечно, нет! Берите, — ответил он.
Ольга Фёдоровна заботливо уложила монетку и золотого коня в ящик. Потом она развернула скрученный трубочкой бумажный лист и подняла его.
— Ну, а теперь поговорим о наших раскопках. Вы видите план вскрытой нами за несколько лет части древнего города. Вот здесь находился дом какого-то знатного горожанина, окружённый садом. — Ольга Фёдоровна указала в правый верхний угол плана. — А сейчас мы раскапываем улицу, когда-то заселённую мастерами-литейщиками, ювелирами, гончарами.
Сквозь толпу ребят протиснулась черноволосая девушка в спортивных шароварах и голубой майке.
— Ольга Фёдоровна! — взволнованно заговорила она. — Идёмте скорее, Ольга Фёдоровна! Кажется, мы нашли что-то очень интересное…
— Что именно, Соня?
— Какую-то статую… Идёмте!
Ольга Фёдоровна вскочила.
— Идёмте, ребята! — уже на ходу пригласила она. — Идёмте посмотрим…
По узкой, наклонной траншее мальчишки и девчонки спустились в раскоп. Их ноги ступали по звонким, стёршимся каменным плитам, настланным людьми двадцать веков назад. По обеим сторонам высились остатки стен строений, сложенных из этого же желтоватого, пористого камня.
В самом конце раскопа, у отвесного обрыва, из которого выступали серые камни или черепки, толпились участники экспедиции.
— Разрешите! Пропустите! — отрывисто проговорила Ольга Фёдоровна.
Ей уступили дорогу. Быстрым шагом она прошла к обрыву и легко вскочила на ящик. Несколько мгновений она всматривалась в выступавшие из слежавшейся серой земли белёсые бугорки. Затем, не глядя, протянула назад руку и коротко, внезапно охрипшим голосом, сказала:
— Жёсткую кисть…
Кто-то сунул ей в руку обычную кисточку, какой работают художники.
Тонкая, но крепкая рука археолога начала быстро, но осторожно махая кистью, выметать из обрыва крошечные кусочки земли. И перед удивлёнными ребятами стало всё яснее вырисовываться лицо человека, вырезанное из мягкого камня. Это лицо было широким, чуть скуластым, с немного курносым носом и большим, твёрдым ртом. Над выпуклым лбом поднимался остроконечный колпак с отворотами. Щёки и подбородок были покрыты окладистой бородкой, вырезанной так тонко, что можно было разобрать даже отдельные волоски.
— Мягкую кисть, — проговорила Ольга Фёдоровна.
Теперь кисточка сметала остатки пыли и земли, залёгшие в мелких углублениях и порах камня. И с каждым взмахом руки археолога лицо статуи словно оживало. Это было сильное и властное, чуть лукавое и смелое лицо неизвестного древнего воина или властителя. Плавный размах бровей придавал каменному лицу выражение уверенности и покоя. Но тонкая поперечная чёрточка над переносицей говорила о тайных заботах и тревогах. Глаза были чуть сужены в лукавом и коварном прищуре. Рот улыбался, но в его опущенных уголках ощущалась властность и беспощадность.
— Сильное лицо! — проговорил кто-то из археологов.
— А главное — это не грек, не эллин, — уверенно заявил юноша в больших очках. — Это какой-то местный военачальник или наместник. Нос картошкой, борода, головной убор, весь склад лица не имеют ничего общего с обликом греческих вельмож.
Ольга Фёдоровна уже очищала шею и грудь статуи. Неверные взмахи кисти говорили о том, что она устала.
— Разрешите я сменю вас, — предложил юноша в очках.
— Да, пожалуйста, Боря… — Ольга Фёдоровна слезла с ящика и передала юноше кисточки. — Только осторожнее! Как можно осторожнее.
Устало улыбаясь, она поправила очки. И, очевидно, только теперь вспомнила о ребятах.
— Вы ещё здесь? — удивилась она. — Простите меня, ребята, но нашу беседу пока придётся прервать. Как видно, нам сегодня удалось сделать важное открытие.
— Кто это? Чья это статуя, Ольга Фёдоровна? Она давно лежит в земле? — стали сыпать вопросами ребята.
Археолог протёрла очки.
— Я пока ничего не могу сказать вам, ребята. Ясно только одно: эта статуя — произведение талантливого горгиппийского скульптора. И изображает она не греческого вельможу, а какого-то местного жителя… Давайте встретимся с вами немного позже, ребята. А сейчас, простите меня. До свиданья!
Ольга Фёдоровна схватила кисточку и принялась очищать от земли статую.
По звонкой каменной мостовой ребята направились к выходу из раскопа.
— Как это интересно! — почему-то сдерживая голос, шёпотом проговорила Зина Симакова. — Наверное, нет интереснее специальности, чем археолог.
37. Хорошо, когда рядом друзья!
Витька Олейников стоял возле решётки, ограждающей территорию лагеря, и смотрел на море.
Ведь на море можно смотреть сотни раз и каждый раз находить что-то новое.Оно может смеяться и хмуриться, быть ласковым и грозным, задумчивым и буйно весёлым. Вот лежит оно безмятежно спокойное, улыбающееся всеми лучиками волн-морщинок. И вдруг набежит на солнце лёгкое облачко. И сразу кажется, что море задумалось или вспомнило что-то тяжёлое и неприятное.
А сколько интересного и увлекательного может подметить человеческий глаз на море! То проплывёт белоснежный красавец лайнер. То пробежит, деловито дыша мотором, трудолюбивый работяга-сейнер. То из-за мыса выползет какое-то неуклюжее длиннохоботное чудовище, подойдёт к пристани и начнёт с лязгом вытаскивать со дна моря огромные ковши песка и гальки.
В последнее время Витька Олейников особенно полюбил уходить к морю, потому что на сердце у него было тоскливо и нехорошо. Среди ребят он выглядел прежним насмешливым и колючим Витькой Олейниковым — отчаянным, зубастым парнем, с которым старалась не связываться даже въедливая тётя Тонна. Но под этой обычной внешностью скрывалось беспокойство и растерянность. Витька боролся с самим собой. Совесть мучила его, убеждала помириться с Алёшкой Комовым, доказывала, что не прав-то сам он, Витька Олейников. Но мальчишеский гонор заставлял его задирать нос и не откликаться на попытки Алёшки примириться с ним. Этот проклятый гонор поссорил его и с Альбертом Мяги и с Игорем Валявским. Альберт и Игорь несколько раз пытались помирить бывших друзей, но Витька отвергал все эти попытки. И тогда Игорь и Альберт открыто стали показывать, что тоже обижены на Витьку. Они спорили, играли, читали, фантазировали вместе с Алёшкой. А с Витькой разговаривали спокойно и холодно, как с человеком, которого только что увидели в первый раз. Правда, они не раз приглашали Витьку сыграть с ними в волейбол или сходить на рыбалку. Но каждый раз словно подчёркивали, что идут с Алёшкой Комовым. И Витька отказывался.
Сейчас Витька следил из-за решётки за манёврами двух парусных лодок и думал о самом себе и об Алёшке. Лодки, как это ни странно, ходко шли под парусами одна навстречу другой, хотя как будто бы парусники могли идти только туда, куда дует ветер.
«Чёрт меня дёрнул тогда выругать дедушку Биштова! — думал Витька. — Ведь, правда, он оказался мировым дедом. А из-за этого дурацкого слова «мухомор» всё и пошло».
Витька стал искать доказательства, что неправ не он, а Алёшка. Но этих доказательств почему-то он найти не мог. И, наверное, поэтому настроение у него портилось всё больше.
— Сижу за решёткой,
В темнице сырой.
Вскормленный на воле
Орёл молодой…
— насмешливо пропел за его спиной задорный голос.
— Здорово, орлёночек!
Витька сердито покосился на незаметно подобравшуюся Веру Сидоренко.
— Что-то ты осмелела не в меру. — Витька прищурил глаза и насупил брови. — Беги лучше!
— Фу! — Верочка передёрнула плечами. — Меня за тобой послала Зина Симакова. Приказано немедленно явиться на совет отряда.
— Что там ещё случилось? — удивился Витька.
— Придёшь — узнаешь. Но иди сейчас же, тебя ждут.
Вера повернулась и побежала к спальным корпусам — веселая, задорная, что-то напевающая от избытка хорошего настроения.
— Стрекоза бесхвостая, — процедил ей вслед Витька.
И неторопливо зашагал по песчаной тропинке.
В крайней палате, где жила вожатая Алла, уже собрался весь совет отряда. Ребята облепили аккуратно заправленную кровать, тесно сдвинутые табуретки. Они сидели даже на полу около двери. Лёгкий ветерок шевелил шторку на окне.
— Звали? — от порога спросил Витька.
И вдруг заметил Игоря и Альберта. Они сидели на кровати и как-то странно смотрели на него.
— Да, звали, — Зина Симакова кивнула головой. — Садись, Олейников.
Она кивнула на стоящую у стенки незанятую табуретку.
«Что случилось?» — обеспокоенно раздумывал Виктор, стараясь припомнить за собой какую-нибудь новую шкоду.
Большие карие глаза Аллы тревожно и строго смотрели на него.
— Мы хотим поручить тебе важное и ответственное, Виктор, — заговорила вожатая.
— Какое? — насторожённо спросил Виктор.
Ему казалось, что здесь его ждала неизвестная.
— Очень серьёзное, Олейников, — подхватила Зина. — Николай Серапионович поручил нам подготовить сбор дружины, посвящённый местным героям, совершившим подвиги о время Великой Отечественной войны. Надо установить, кто такой Владимиров, именем которого названа одна из центральных улиц города. И ещё надо узнать, кто такой Петя Лебедев, похороненный в братской могиле в центре сквера.
— Хорошо бы найти очевидцев их подвигов. И чтобы они выступили на нашем сборе с рассказами о героях, — подсказала пионервожатая. — И фотографии героев надо бы разыскать. Ну и, конечно, внести свои предложения по порядку проведения сбора.
— Да, работёнки здесь хватит, — солидным тоном проговорил Витька. Он решил, что в помощь ему совет отряда назначит Альберта и Игоря, ведь недаром же их тоже вызвали сюда. — Одному никак не управиться.
Алла и Зина переглянулись.
— Правильно! Одному такое дело не поднять. — Алла кивнула головой. — Совет отряда решил создать инициативную группу юных следопытов по подготовке этого сбора. Тебя мы хотим назначить председателем этой группы. И в помощь дадим Альберта Мяги и Игоря Валявского.
— Хорошо! — согласился Витька.
— А твой заместитель уже действует, — сказала Зина. — Сегодня он пошёл к бывшей партизанской разведчице. Адрес её нам дали в местном музее. Надо думать, что она хорошо знает и Петю Лебедева и Владимирова.
— Конечно, — согласился Витька. — А кто пошёл к разведчице?
— Алексей Комов, — ответила Алла.
Небольшие, яркие глаза смотрели прямо и требовательно. Витька растерялся, не зная, как ему поступить.
С одной стороны, он ощутил радость от того, что таким образом глушилась нелепая ссора, и он опять будет вместе с Алёшкой. Но вместе с тем в нём поднималось злое, нехорошее упрямство — ведь Алёшка, конечно, не станет извиняться перед ним. Ну и получится, что во всём виноват был он, Виктор Олейников. А, впрочем, ведь он и действительно виноват перед Алёшкой, перед ребятами. Но признаться в этом? Нет! Ни за что!
— С Алёшкой Комовым я не согласен, — упрямо уставившись в пол, проворчал Витька.
— Почему?
Голос Аллы прозвучал неожиданно строго и жёстко.
— Мы поссорились с ним.
— А кто виноват в этой ссоре?
Витька молчал, всё так же по-бычьи нагнув голову.
— Ты, Витька, есть глупый-глупый! — заговорил Альберт. — Совсем глупый! Как пень! Ты сам обидел Алёшку и ещё сам же дуешься, как крыса на крупу.
— Разве плохо нам всем было, когда мы дружили? — тихо спросил Витьку Игорь. — Нет, ты не отмалчивайся. Ты скажи — плохо? Всем было хорошо! И наша палата была самая весёлая, самая дружная. А ты, только ты поломал нашу дружбу.
— Что же ты молчишь, Виктор? — спросила Алла. — Неужели ты думаешь, что все ошибаются и только ты один прав? Это только трусы, самые последние трусы боятся признать, когда они не правы. Неужели ты и есть такой?
Витька вздохнул. И вдруг, словно сбрасывая с себя тяжёлый груз, облегчённо повёл плечами и вскинул голову.
— Конечно, вы говорили правду, ребята! — заговорил он. — И ты, Альберт, и Игорь, и Алла. Я действительно вёл себя, как самый последний дурак. Но больше этого не будет! Я согласен работать с Алёшкой Комовым… Но… — Витька на мгновение замолк и снова вздохнул. — А прежде я извинюсь перед ним. При всех пойду — и извинюсь.
— Да этого не надо вовсе, Витька, чудила! — неожиданно прозвучал голос Алёшки Комова.
Виктор обернулся. Алёшка — загорелый, худущий, улыбающийся, старый друг, голубоглазый мечтатель Алёшка стоял в дверях. Алексей шагнул вперёд и радостно сжал руку Виктора:
— Считай, что ссоры никакой не было!
— Как хорошо! Как здорово! — крикнула от дверей неизвестно откуда взявшаяся Вера Сидоренко.
И все, и даже Алла, захлопали в ладоши и заулыбались друзьям.
Потом Зина Симакова снова приняла деловой вид и спросила Алексея:
— Ну как? Был у разведчицы?
— Был. Но не застал её дома. После обеда снова схожу к нему.
— Вместе сходим, — предложил Виктор.