Проектирование информационного обеспечения информационной управленческой технологии (или соответствующей проблемно-ориентированной информационной среды – сокращенно инфосферы) предусматривает решение трех основных типов проектных задач:
- внешнее проектирование инфосферы или макропроектирование;
- внутреннее проектирование инфосферы;
- проектирование архитектуры вычислительно-коммуникационной аппаратуры, поддерживающей обслуживание указанной среды. Это проектирование, в свою очередь, распадается на внешнее проектирование (обоснование требований к форме представления, скорости передачи, достоверности и т.д.) и внутреннее, которое определяет типаж и конфигурацию конкретной аппаратуры и общесистемного обеспечения, обслуживающих выполнение этих требований.
В данном случае проектирование инфосферы – это по своей сути проектирование системы первичных сбора и обработки данных.
Внешнее проектирование информационного обеспечения подразумевает:
- установление номенклатуры используемой информации;
- назначение требований к качеству этих данных (по достоверности, оперативности и полноте);
- определение источников получения информации;
- определение характера поставок информационных ресурсов;
- выявление ценовых условий по поставкам информационных ресурсов;
- введение некоторых специальных условий (в частности, связанные с авторским правом, ограничениями по конфиденциальности, ограничениями по применению и т.д.).
Внешнее проектирование информационного обеспечения с учетом того, что переход российской экономики на рыночную схему организации еще далек от завершения, должно предусматривать также и определение номенклатуры источников информации вплоть до конкретных типов документов.
|
Во многих случаях к внешнему проектированию информационного обеспечения также относят формы отображения сепарируемой информации и методы фильтрации информации.
В нашем случае последние два момента специально не обсуждаются по двум причинам. Во-первых, в силу информационно-советующего характера информационной управленческой технологии предусматривает предоставление административно-управленческому персоналу, возможно, включая ЛПР, возможностей по просмотру исходных данных практически только в виде факультативного режима или режима их подготовки к вычислительному эксперименту. Во-вторых, выходные фреймы и искажения информации (задвои, утраты, символьные ошибки и т.д.) для развитой системы весьма уникальны.
Внутреннее проектирование информационного обеспечения подразумевает решение следующих задач:
- выбор языкового (а более широко – программного) средства, поддерживающего процедуры передачи, первичной обработки, хранения, обновления и выборки данных;
- разработка алгоритмов первичного манипулирования информацией (в том числе статистической обработки, агрегирования, корректировки и размещения/выборки), если последние не реализуются через штатный инструментарий соответствующих общесистемных программных средств.
В связи с тем, что информационное обеспечение конкретной информационной управленческой технологии в части внутренней архитектуры (форматы данных, сетевые протоколы и пр.) должно в обязательном порядке стыковаться с глобальной информационной инфраструктурой управления, а создание последней, естественно, еще очень далеко от завершения, было признано целесообразным ориентироваться на:
|
- универсальные программные средства, обеспечивающие свободный экспорт-импорт символьной информации;
- алгоритмы статистической обработки информации и ее агрегирования.
Проектные решения в отношении информационного обеспечения определяются следующими факторами:
- составом исходных данных, который подразумевает перечень сведений, необходимых для выработки управленческих решений;
- формой исходных данных, задающей степень их подробности, способ компоновки и некоторые специальные свойства;
- расписанием или периодичностью представления либо обновления исходных данных;
- продолжительностью или другими условиями хранения поступившей информации;
- достоверностью или неопределенностью используемых исходных данных;
- затратами на создание и поддержание информационной инфраструктуры;
- первичными источниками информации в виде юридических или должностных лиц и отчетно-учетной, плановой документации и материалов технико-экономических обоснований, экспертиз и т.д.;
- экономической ответственностью за поддержание уровня функционирования информационной инфраструктуры.
Рациональность организации информационного обеспечения во многом определяет достижимый уровень эффективности управления и, в свою очередь, полностью определяется этим уровнем в части требований.
Поскольку неполнота, недостаточность и запаздывание исходных данных допускают их сведение к ошибкам в определении характеристик объекта управления и внешней среды, то, следовательно, имеется возможность проведения соответствующих вариантов и их сопоставления.
Затраты на повышение качества информации связаны с мероприятиями по приобретению технических средств регистрации и передачи данных, эксплуатации этих средств, обучению персонала и т.д.
Положительный эффект от улучшения качества информации выражается в повышении при прочих равных условиях качества управленческих решений. Важным моментом является то обстоятельство, что затраты и положительный эффект носят распределенный характер и возникают у нескольких лиц. Поэтому обоснование качества исходной информации может корректно проводиться только по критериям конечной технико-экономической эффективности, в частности, критериям прибыльности.