Рассмотрим организационно-экономический и управленческий механизм страхования.
Страхование представляет собой правоотношения, связанные с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий), т.е. специального механизма их аккумулирования.
Система правоотношений страхования имеет договорную основу, хотя может подразумевать и законодательное вменение в качестве обязательственного ограничения.
В число субъектов в системе страхования входят:
- страхователи;
- страховщики;
- перестраховщики.
Страхователями являются лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями согласно действующему законодательству.
Страховщиками являются юридические лица, основным предметом деятельности которых является страховая деятельность (страховые организации – страховые компании и общества взаимного страхования).
Страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщикá). Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.
Следует отметить, что в общем случае страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц). Страхователи также вправе при заключении договоров страхования назначать лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению до наступления страхового случая.
|
Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:
- связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (эта система правоотношений – личное страхование);
- связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (эта система правоотношений – имущественное страхование);
- связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (эта система правоотношений – страхование гражданской ответственности).
Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах – т.е. быть добровольным или обязательным.
Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица – в виде страхового обеспечения.
|
Стоимостной базой для определения условий договора страхования является страховая сумма.
Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательством не предусмотрено иное.
При этом вводится ограничение, согласно которому страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем. Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, договор является недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора.
Размер страхового возмещения – величины стоимостного эквивалента объектов собственности, переуступаемых страховщиком страхователю или иному лицу, в пользу которого был заключен договор страхования, не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме. В том случае, когда страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.
|
В том случае, когда страхователь заключил договоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества (двойное страхование), то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков по страхованию этого имущества, не может превышать его страховой стоимости. При этом каждый из страховщиков выплачивает страховое возмещение в размере, пропорциональном отношению страховой суммы по заключенному им договору к общей сумме по всем заключенным этим страхователем договорам страхования указанного имущества.
Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения. Условия договора страхования также могут предусматривать предельный уровень страхового возмещения – так называемого лимита ответственности.
В договоре личного страхования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком. Страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.
Естественно, что договор страхования является возмездным и предусматривает оплату услуг страховщика страхователем.
В рамках страхования страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.
Размер страхового взноса рассчитывается нормативным методом через страховой тариф. Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании. Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон. В некоторых случаях страховой взнос именуется страховой премией.
Объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками (в этом случае имеет место так называемое сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика. Сострахование иногда именуют пуловым страхованием.
Как правило, договоры страхования носят достаточно типовой характер и при этом базовая версия договора страхования именуется правилами страхования.
Смысловая идея страхования состоит в том, что страховщик обеспечивает два вида статистически осредненных балансов:
- для себя, по детерминированным страховым взносам, с одной стороны, детерминированным собственным издержкам и прибылям и случайным страховым возмещениям, с другой;
- для страхователей, по их детерминированным страховым взносам, случайным рискам, с одной стороны, и детерминированным страховым возмещениям, с другой.
Страхование выполняет три основные функции:
- предупредительную – в рамках реализации страховщиками предупредительных мероприятий антирискового характера;
- накопительную – в контексте обеспечения доходов страхователям за счет депозитарного аспекта договоров страхования;
- компенсационную, предусматривающую возмещение фактических убытков.
► ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, Вы прочитали книгу, в которой были изложены основные понятия, принципы, методы и процедуры системного анализа, которые имели акцентированную спецификацию, связанную с их преимущественным применением в сфере управления организационно-экономическими объектами.
Использование аппарата системного анализа очень важно в любых условиях, однако применительно к современным условиям России имеет непреходящую ценность, ибо служит каркасом методологии управления. Управление же, в свою очередь, представляет собой критически важную сферу в современной России.
Это обусловлено тремя причинами.
Во-первых, если на общеэкономическом уровне переход к рыночной схеме организации экономики России в целом может быть признан почти что состоявшимся, то на конкретно-управленческом уровне он скорее еще и не начинался и даже мало-мальски не инициирован. Анонсируемые и применяемые на практике концепции, методы и инструментарий управления совершенно неадекватны современной управленческой ситуации и являются не столько рудиментами, сколько абсолютными анахронизмами. В наибольшей степени они в смысловом аспекте в наибольшей степени корреспондируются с той управленческой практикой, которая была характерна для центров человеческой цивилизации на заре становления машинного производства.
Во-вторых, Россия оказалась в состоянии длительного и жестокого системного кризиса своей экономики. Наложение объективных обстоятельств, субъективные деформации, ошибки и корыстные устремления вызвали структурные деформации всех составляющих отечественной экономики. Вследствие этого возник дефицит собственных ресурсов, превысил все допустимые рамки уровень рисковости, и сформировалась зона отторжения для контрагентов. Поэтому неизбежно признание того, что только принципиально новое качество управления позволит оптимально использовать сохранившиеся возможности для созидания полноценного жизненного пространства в России.
И, наконец, в-третьих, процесс глобализации мировой экономики уже фактически состоялся. Объективно произошла геоэкономическая качественная трансформация и практически сформировалась общепланетарная экономика с наднациональным зонированием по уровням развития социумов.
В этом смысле зона высокого управленческого и зона высокого экономического развития в будущем за ничтожными, экзотическими исключениями всегда будут совпадать.
Соответственно единственный способ для России стать страной с развитой экономикой – это стать страной с развитым управлением.
Всегда и повсюду при управлении приходится задумываться над поиском ответов на три глобальных вопроса: «Зачем делать?», «Что делать?» и «Как делать?», причем конечная ценность качества ответов на них резко убывает по мере их перечисления. Прочитав эту книгу, Вы сможете быстро и правильно отвечать на первый и самый важный из них, уверенно осознавать мотивацию и ожидаемые последствия своих и чужих действий, существенно приближаясь к решению второго, а также осмысленно подходить к решению третьего.
► БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ахундов В.М. Системный анализ в экономических исследованиях – М.: МАИ, 1987.
2. Росин М.Ф., Булыгин В.С. Статистическая динамика и теория эффективности систем управления / Изд. 2-е – М.: Машиностроение, 1981.
3. Саркисян С.А., Ахундов В.М., Минаев Э.С. Анализ и прогноз развития больших технических систем – М.: Наука, 1977.
4. Саркисян С.А., Ахундов В.М., Минаев Э.С. Большие технические системы – М.: Наука, 1983.
5. Форрестор Д. Основы кибернетики предприятий – М.: Прогресс, 1971.
6. Винер Н. Кибернетика – М.: Наука, 1983.
7. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа – М.: Наука, 1983.
8. Братухин А.Г., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Потенциал конверсии – М.: Машиностроение, 1992.
9. Дмитриев О.Н., Базадзе Н.Г. Организация предпринимательской деятельности в сфере наукоемкого производства в России – М.: МАИ и «Гном и Д», 2000.
10. Глушков В.М. Введение в АСУ – Киев: Техника, 1974.
11. Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем – М.: Мир, 1975.
12. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем – искусство и наука – М.: Мир, 1978.
13. Багриновский К.А., Егорова Н.Е. Имитационные системы планирования экономических объектов – М.: Наука, 1980.
14. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем // Изд. 2-е – М.: Наука, 1978.
15. Бусленко В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем – М.: Наука, 1979.
16. Дмитриев О.Н. Основы общей теории современной российской коммерческой организации – М.: «Гном и Д», 2003.
17. Хомяков Д.И. Нетрадиционные схемы поставки: проблемы и методы эффективного обоснования решений – М.: «Гном-Пресс», 2000.
18. Бодрунов С.Д., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Авиационно-промышленный комплекс России на рубеже XXI века: проблемы эффективного управления – СПб: Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», 2002.
19. Бодрунов С.Д., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А., Мантуров Д.В., Федорова О.Н. Проблемы, принципы и методы корпоратизации авиапромышленного комплекса России – СПб: Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» и «Петроградский и Ко», 2000.
20. Ковальков Ю.А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии маркетинга – М.: Машиностроение, 1994.
21. Дмитриев О.Н. Интеллектуальная информационная технология технико-экономического обоснования маркетинговых решений – М.: «Гном и Д», 2002.
22. Дмитриев О.Н. Аналитическое моделирование финансово-экономического потенциала предприятия и корпоративной структуры при формировании внутрифирменных и внутрикорпоративных стратегий – М.: «Гном и Д», 2002.
23. Бодрунов С.Д., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Авиационно-промышленный комплекс России на рубеже XXI века: проблемы эффективного управления // Книги 1, 2 – СПб: Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», 2002.
24. Дмитриев О.Н., Хомяков Д.И., Ершевич П.В., Архипов Ф.В. Оптимизация лизинговых операций – М.: «Гном и Д», 2002.
25. Агеева Н.Г., Дмитриев О.Н., Минаев Э.С. Менеджмент для инженера. Часть 1. Основы менеджмента // Учебник для ВУЗ’ов – М.: Высшая школа, «Доброе слово», 2002.
26. Дмитриев О.Н., Дергунов А.И. Внутрифирменное управление внутренним конкурированием подразделений и работников предприятия – М.: «Гном и Д», 2003.
27. Бодрунов С.Д., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Структурное оценивание последствий реализации управленческих решений в отношении предприятия – М.: «Гном и Д», 2003.
28. Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А., Константинова Н.В. Управление капитализацией государственного унитарного предприятия – М.: «Гном и Д» 2003.
29. Дмитриев О.Н., Екшембиев С.Х. Методологические аспекты организации самоуправления в рамках корпоративной структуры – М.: МАИ и «Доброе слово», 2003.
30. Dmitriev O.N., Dergunov A.I. Intrafirm Management Concerning Interdepartment and Interpersonal Competition within Scope of Enterprise – Russia, Moscow: Publishers Izdatelstvo «Gnom i D», 2004.
31. Канащенков А.И., Дмитриев О.Н., Екшембиев С.Х., Минаев Э.С. Организация самоуправления финансово-экономическим потенциалом корпоративной структуры – М.: МАИ и «Доброе слово», 2004.
32. Дмитриев О.Н., Гуткина А.В. Лизинговое тарифицирование для гражданских авиационных двигателей – М.: «Гном и Д», 2004.
► РУБРИКАТОР УЧЕБНОГО КУРСА
«СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ»
Ñ Цели и задачи изучения дисциплины
Изучение настоящей учебной дисциплины преследует следующие основные цели:
- получение обучающимися системы достаточных базовых знаний, навыков и умений в части методологии и инструментария анализа и синтеза основных видов обеспечения систем управления применительно к сложным объектам и системам, имеющим экономический характер, а также иным управленческим сферам, что позволит повысить качество подготавливаемых и принимаемых управленческих решений;
- привитие обучающимся прогрессивных стереотипов системного и рационально критического мышления в целом.
Основными задачами данного учебного курса являются:
- формирование у обучающихся научных, прогрессивных и устойчивых представлений о системном характере изучения организационно-экономических объектов, процессов и явлений, а также о разработке, применении и развитии управляющих систем различного назначения;
- наделение обучающихся способностями идентифицировать управленческие проблемы в сложных и неординарных условиях и распознавать причинно-следственную и закономерностную сущность этих проблем;
- обеспечение доступа обучающихся к прогрессивному базовому глоссарному и концептуальному управленческому инструментарию;
- привитие навыков и приемов системного изложения своих профессиональных воззрений и результатов профессиональной интеллектуальной деятельности, а также аргументированной научной дискуссии;
- приобретение опыта практического приложения полученных фундаментальных и научно-прикладных знаний при решении конкретных управленческих вопросов.
В результате изучения настоящей учебной дисциплины обучающийся должен:
- знать:
= базовые определения, понятия и аксиоматику системного анализа;
= общую структуру системы управления и концептуальные схемы управления, а также множество и особенности базовых режимов функционирования системы управления;
= этапность и наполнение содержательной постановки и формализации управленческих задач;
= содержательное наполнение решения управленческих задач;
= общие принципы моделирования и алгоритмизации;
= системотехнические особенности базовых сфер управления;
- владеть:
= методами процессорного и структурного анализа объектов;
= методами разработки систем идентификации состояния объектов;
= методами анализа и синтеза управляющих систем;
- уметь:
= оценивать ретроспективное, текущее и ожидаемое состояния организационно-экономических объектов с выявлением процессорных закономерностей и тенденций их функционирования и развития;
= экспертировать развернутые управляющие системы, осуществлять концептуальный инжиниринг и реинжиниринг управляющих систем различных уровней для организационно-экономической сферы.
Полученные знания и умения приложимы в следующих областях:
- при проектировании и применении управляющих систем федерального, регионального, внутрикорпоративного, внутрифирменного и внутриподразде-ленческого уровней, замкнутых на различные сферы экономики;
- при организации и осуществлении образовательных процессов, в том числе при организации групповых деловых игр;
- при осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований.
Ñ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КУРСОМ
Изучение курса системного анализа целесообразно осуществлять последовательно, следуя смысловой канве изложения в рекомендованной базовой учебной литературе. Необходимо помнить, что игнорирование или поверхностное изучение какого-либо раздела либо даже частного понятия может привести к искаженному восприятию или полному непониманию базовых конструкций системного анализа как научной теории.
Прохождение курса целесообразно сконцентрировать во времени, не делая слишком больших перерывов между изучением отдельных тем и выполнением контрольных заданий.
По мере изучения теоретической компоненты следует увязывать соответствующие теоретические – концептуальные, инструментальные и методические – построения применительно к реальным управленческим ситуациям производственного, бытового и иного характера, пытаться соотнести свое собственное сознательное восприятие событий, процессов и явлений с концептуальными конструкциями системного анализа, тем самым дисциплинируя свой интеллектуальный процесс. Целесообразно выбирать известные обучающемуся области, в которых он чувствует себя наиболее уверенно, понимая основные закономерности функционирования объектов исследования и представляя себе результаты их функционирования и развития. Впрочем, иногда полезно использовать и противоположный подход – разобраться с помощью системного анализа в закономерностях малоизвестного объекта исследований.
В случае возникновения осознанного или подсознательного концептуального неприятия учебного материала следует спокойно и критически разобраться в причинах возникшей озабоченности и попытаться выяснить причины усматриваемых расхождений. При этом необходимо к своим первоначальным суждениям и материалам публикаций относиться, возможно, критичнее, причем к собственной аргументации – в превосходной степени. Следует также помнить, что учебники, книги и статьи пишут живые люди, которые могут совершать ошибки и нередко делают это на практике. Кроме того, всякая публикация соотносится с хронологическим периодом ее появления. Поэтому противопоставление позиций должно подразумевать всестороннюю аргументацию различных точек зрения.
При изучении курса системного анализа следует иметь в виду его естественную сегментацию, а именно:
- позиционирование системного анализа и введение базовых понятий и установок;
- представление общей структуры системы управления и ее соотнесение с внешней средой, а также систематизация концептуальных схем управления;
- последовательное рассмотрение составляющих процесса обоснования управленческого решения – содержательной постановки, формализации и, наконец, решения управленческой задачи;
- декомпозиция управленческого потенциала по видам управленческих ресурсов с выходом на типовое видовое многообразие видов обеспечения управляющей системы и рассмотрение реализационного исполнения его основных составляющих;
- вынесенное рассмотрение особенных сфер управления, связанных с объектной и предметной локализацией объекта исследования.
Основным результатом изучения курса системного анализа как научной дисциплины признается вовсе не заучивание определений или запоминание методов, а воспитание системного характера мышления обучающегося, формирование у него системной мировоззренческой базы и концептуального восприятия самых различных управленческих проблем.
Ñ ПРОСПЕКТ ПРОГРАММЫЛЕКЦИОННОГО КУРСА
(общий объем – 36 часов)
ТЕМА 1. Место системного анализа в системе научных знаний
(2 часа)
Системный анализ как методология структурирования и канонизации проблем управления и способов их разрешения. Основные цели, задачи и потребительские продукты системного анализа. История развития системного анализа. Место системного анализа в системе экономических и управленческих теорий. Основные теоретические направления системного анализа.
ТЕМА 2. Базовая аксиоматика системного анализа
(3 часа)
Объект. Действительность. Внешняя среда. Субъект. Внешняя среда. Подобъект. Элемент. Декомпозирование. Концептуальная интерпретация объекта («черный», «серый» и «белый» ящики). Надобъект. Интеграция. Состояние. Процесс. Классификация. Воздействие. Основные виды воздействий. Взаимодействие. Связь. Виды связей. Подсвязь. Увязываемость объектов. Система. Подсистема и способы ее выделения из системы. Элементарная подсистема. Потеря системности. Наблюдаемость и управляемость объекта. Объект исследований. Объект управления. Виды объектов управления. Оперирующая сторона. Субъект управления. Управление. Целевая ориентация управления. Характер целей. Цели. Цели управления. Причины и содержание целевого конфликтования. Дерево целей. Результаты функционирования и развития объекта управления. Характеристики состояния объекта управления. Показатели состояния объекта управления. Правила и их виды. Управленческие воздействия как система мер и мероприятий и их формы. Управленческие решения. Входы и выходы объекта. Параметры управления.
ТЕМА 3. Общая структура системы управления
(4 часа)
Система управления. Прямой и обратный контуры управления. Управляющая система. Разомкнутый и замкнутый контуры управления. Обратная связь (отрицательная, положительная и смешанная). Процессор (оператор) объекта. Процессор объекта управления. Процессор управляющей системы. Процессор замкнутой системы управления. Процессная интерпретация управления. Объекты с конечной, бесконечной и нулевой памятью. Характер выходных переменных и их связь с входными. Разграничение систем управления по характеру времени. Непрерывные системы управления. Дискретные системы управления. Дискретность управления. Временной цикл управления. Иерархические системы управления. Особенный характер управленческих воздействий в иерархических системах управления. Адаптивные системы управления. Методологические схемы синтеза систем управления. Анализ и синтез системы управления.
ТЕМА 4. Управленческие особенности сложных экономических объектов и концептуальные схемы управления ими
(2 часа)
Экономический объект управления. Классификация экономических объектов управления. Понятие сложного объекта управления. Концептуальные методы (схемы) подготовки и принятия управленческих решений. Фатумное управление. Трансляционное управление. Стохастическое управление. Безальтернативное управление. Интуитивно-эвристическое принятие решений. Принятие стереотипных решений. Ситуационное управление. Управление на основе технико-экономического обоснования. Составляющие создания и функционирования управляющей системы.
ТЕМА 5. Содержательная постановка управленческой задачи
(3 часа)
Выбор объектной и предметной областей. Управленческая среда. Основные виды управленческих сред. Принципы эмулирования управленческих сред. Общие предположения и допущения. Формирование состава оперирующих сторон. Выбор субъекта управления. Выбор целей. Выбор целей управления. Выбор состава управленческих воздействий. Выбор состава воздействий внешней среды. Идентификация недопустимых состояний объекта управления и недопустимых управленческих воздействий.
ТЕМА 6. Формализация управленческой задачи
(7 часов)
Основные этапы формализации управленческой задачи. Формализационные предположения и допущения. Формирование множества показателей состояния. Представительность показателей состояния. Детерминизация показателей состояния. Формирование состава управленческих решений. Формирование состава внешних воздействий. Формирование системы ограничений. Критерий эффективности (оптимизации). Понятие Парето-оптимальности. Скаляризация векторного критерия (понятие и основные методы). Правило предпочтения, правило отсеивания, правило сравнения, правило останова. Формирование вариантов управленческих решений. Целевая функция. Общая и частные управленческие задачи. Пустое управленческое решение. Некорректность управленческой задачи.
ТЕМА 7. Основные виды обеспечения, характеристики и типы управляющих систем
(2 часа)
Понятие и множественность видов обеспечения управляющей системы. Конечнопользовательские характеристики управляющей системы. Управленческая технология. Информационный характер управленческих технологий. Открытые управляющие системы. Поколенческие типы информационных управленческих технологий. Выбор типа информационной управленческой технологии.
ТЕМА 8. Функциональная структуризация управляющей системы
(7 часов)
Кибернетический принцип управления. Функции управления. Вариантность множества функций управления. Состав и взаимодействие функциональных блоков. Модельное ядро системы. Основные режимы функционирования управляющей системы. Включение ЛПР в контур управления. Обязательность согласования функционирования управляющих систем. Жесткое управление. Локализованное (автономное) управление. Координированное управление. Сквозная интеграция. Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция.
ТЕМА 9. Топология математического инструментария
(4 часа)
Модель и алгоритм. Виды моделей. Требования к математическому инструментарию. Общие принципы математической идентификации. Концепции математической идентификации. Методы оценки текущего состояния. Методы прогнозирования. Методы сравнения. Методы анализа. Методы оптимизации. Отличие аналитического и имитационного моделирования. Этапы создания аналитической модели. Методы аналитического моделирования. Этапы создания имитационной модели. Методы имитационного моделирования. Системы программирования. Верификация математического инструментария.
ТЕМА 10. Специальные виды системного анализа
(1 час)
Структурный анализ. Функционально-стоимостной анализ. Структурно-функциональный анализ. Информационный анализ. Системный анализ программных сред.
ТЕМА 11. Системные принципы и методы риск-менеджмента
(1 час)
Понятия риска. Виды рисков. Представление риска. Обособленный и комплексированный риск-менеджмент. Методы управления рисками.
Ñ ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Тема 1 (Введение)
1.1. Правомерно ли системный анализ толковать как общую управленческую методологию?
1.2. Чем отличается системный анализ от теории автоматического управления и исследования операций?
1.3. Можно ли считать, что системный анализ является задающей (первичной) методологией при проектировании и исследовании систем управления?
1.4.Является ли системный анализ объектно- и предметно-ориентированной теорией или же он является универсальной теорией?
1.5. Какие отправные гипотезы выдвигаются в рамках системного анализа?
Тема 2 (Глава 1, раздел 1.1)
2.1. Можно ли выделить несколько действительностей?
2.2. Является ли локализация объекта объективной, субъективной или смешанной процедурой?
2.3. Могут ли быть признаны субъектом несколько абсолютно обособленных индивидуумов?
2.4. Зависит ли количество способов декомпозиции объекта от его характера (природы)?
2.5. Могут ли процедурно совпадать классификация и декомпозиция одного объекта?
2.6. Может ли воздействие изменять свой характер и параметры с течением времени?
2.7. Может ли осознание наличия связи вызвать изменение воздействия, обуславливающего эту связь?
2.8. Является ли ранжирование целей субъективной, объективной или смешанной процедурой?
Тема 3 (Глава 1, раздел 1.2)
3.1. Может ли иметь место ситуация, когда в системе управления выделяется несколько контуров обратной связи?
3.2. Является ли реализуемой ситуация, когда при некоторых условиях прямой и обратный контуры управления меняются местами в смысловом аспекте (объект управления становится управляющей системой и наоборот)?
3.3. Правомерно ли введение понятия элементарного процессора?
3.4. Является ли процессор замкнутой системы управления сложнее процессора объекта управления или управляющей системы?
3.5. Может ли быть детерминированная переменная сведена к недетерминированной?
3.6. Может ли изменяться характер обратной связи с течением времени?
Тема 4 (Глава 1, разделы 1.4 - 1.5)
4.1. Может ли с течением времени объект приобретать и терять экономический характер?
4.2. Достаточно ли наличия хотя бы одного из введенных признаков сложности объекта для признания его таковым?
4.3. Является ли множество концептуальных схем управления открытым или же оно замкнуто?
4.4. Каким образом можно было бы классифицировать множество концептуальных схем управления?
4.5. Может ли быть оптимизировано безальтернативное управление?
Тема 5 (Глава 1, раздел 1.6)
5.1. Допустимо ли сначала определиться с предметной, а затем – объектной локализацией объекта управления?
5.2. Является ли предметная область уникальной или же она вариантна?
5.3. Может ли эмулированная управленческая среда использоваться для осуществления фактического управления?
5.4. В каких случаях предположения трансформируются в допущения?
5.5. Является ли процедура выбора целей формально строгой или же она содержит субъективную компоненту?
5.6. Имеет ли смысл ранжировать управленческие воздействия на этапе содержательной постановки управленческой задачи?
5.7. Может ли быть сформирован динамический перечень недопустимых состояний объекта управления?
5.8. При каких условиях приемлемо включать воздействия на внешнюю среду в качестве управленческих воздействий?
Тема 6 (Глава 1, раздел 1.7)
6.1. Могут ли формализационные допущения и предположения ослаблять предположения и допущения, сформулированные при содержательной постановке управленческой задачи?
6.2. В каких случаях дискретные показатели состояния предпочтительнее непрерывных?
6.3. Почему нельзя отказаться от детерминизации показателей состояния?
6.4. Почему нельзя перенести детерминизацию на этап формирования критериев эффективности?
6.5. Могут ли быть ограничения взаимоисключающими?
6.6. Является ли процедура скаляризации критерия эффективности для конкретной управленческой ситуации однозначной?
6.7. Каковы позитивные и негативные последствия аналитического представления целевой функции?
Тема 7 (Глава 1, раздел 1.8)
7.1. В чем состоит мотивация выделения видов обеспечения управляющей системы?
7.2. Какова приоритетность конечнопользовательских характеристик управляющей системы?
7.3. Взаимосвязаны ли конечнопользовательские характеристики и показатели качества управляющей системы?
7.4. В чем состоят позитивные и негативные последствия изменения реактивности управляющей системы?
7.5. В чем состоят позитивные и негативные последствия обеспечения открытости управляющей системы?
Тема 8 (Глава 1, разделы 1.10 - 1.11)
8.1. Какова мотивация функциональной структуризации управляющей системы?
8.2. Каковы были бы последствия добавления какой-либо функции управления к числу типовых?
8.3. Какая из функций управления является наиболее важной?
8.4. В чем заключаются сравнительные преимущества и недостатки режимов функционирования управляющей системы?
8.5. Какие позитивные и негативные последствия можно усмотреть во включении ЛПР в работу по подготовке управленческого решения?
8.6. Может ли быть получено комплексное оптимальное решение из группы частных оптимальных?
Тема 9 (Глава 2, разделы 2.1–2.9)
9.1. При каких условиях модель может быть трансформирована в алгоритм?
9.2. В чем состоят позитивные и негативные последствия применения полунатурных моделей в экономическом управлении?
9.3. В чем состоят сравнительные преимущества и недостатки расширения ретроспективного горизонта при оценивании текущего состояния объекта управления?