III. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 7 глава




Этого-то и не ведал Адам.

Изначально Адаму была присвоена "истина и ложь", и он вполне мог жить в

Саду Эдена, руководствуясь средствами познания только этой пары понятий. И

вот ему как будто открываются новые перспективы, новая и дополнительная

степень познания, доступная лишь "богам" -- познания, то есть принятия в

себя глубинного знания добра и знания зла. Какое обогащение! Какие новые --

и огромные! -- возможности для продуктивной душевной работы, для

возложенного на него Богом труда возделывания души! Какая динамика

приращения мощи разума! И какое ускорение духовного роста -- вперед, к

зрелости, к духовной возмужалости, к полноте столь чаемой духовной свободы!

Вот тот голос в себе, который "услышал" Адам. Но это не был Голос

Бога. Свой собственный голос Адам принял за Голос Бога -- и послушался...

Не по злому умыслу Нахаша, не по слабоволию и духовной пассивности и не

по настоянию голоса жены своей свершился первый грех. Адаму казалось, что

так лучше и для него и для порученного ему Богом дела. Он подменил голоса,

он обольстился звуком своего голоса -- и обманулся. Никакого нового познания

он не получил. Самовластно присвоенное им "добро" и "зло", действительно,

стало свойственным ему, но смешалось в нем так, что нельзя было слышать и

видеть что "истина" и что "ложь". Адам лишился ориентира в эденской жизни.

Древо познания добра и зла оказалось не Древом знания, что есть добро и

что есть зло, а Древом самовольного принятия внутрь себя, хаотичного

присвоения и добра и зла. Что добро, что зло -- Адам не знает. В нем

неотъемлемо присутствует "результат добра" (йецер hа тов) и "результат зла"

(йецер hа ра), то есть доброе и злое. Теперь ему надо услышать (а не

познать или узнать), где доброе и где злое. Но услышать это можно только от

Бога... Все, что мог теперь Адам, -- это сделать "хагурот", опоясывания,

начать путь накопления голосов культуры, хоть как-то компенсировать

недостаток его религиозного слуха.

В качестве первого из "результатов зла" в себе Адам познал страх --

страх за себя и страх перед Господом. Он ужаснулся на себя и испугался

Господа. В этом "зле" есть, как видите, и "добро" страха Господнего. Адам

хотел как лучше, а оказалось стыд, страх, ужас, сокрытие лица Господа и свое

собственное сокрытие от Него. Полный тупик. Только Господь Бог -- Тот, Кто

ведет человека по жизни -- может теперь вывести его из тупика на Путь.

Возможность "грехопадения" Адама предусмотрена Господом. Ведь нельзя

сказать, что Адам был совсем не прав в своих расчетах продуктивности

духовной работы средствами познания добра и зла. Мудрецы говорят, что Древо

познания было ему запрещено не навсегда, что оно было бы разрешено в свои

сроки, при большей зрелости Адама. Так что Адам вкусил от Древа познания

преждевременно. В этом его вина.

И все же, включение в жизнь "результатов добра" и "результатов зла"

придает душе большее рабочее напряжение. В такого рода душевных страданиях

создаются условия для добывания все большей и большей полноты жизни. Туг, в

преодолениях и мучениях духовного роста, куется победа духа. Все это

совершенно справедливо, но... для Пути земной жизни, в ее условиях (в том

числе и в условиях дискретности жизни души) и в ее трудах, а не в условиях и

трудах Сада Эдена.

Съев от Древа познания, Адам тем самым выбрал себе Путь земной жизни,

где в дело идет и путаница доброго и злого, и разделение души на высшую и

низшую, и борьба с самостностью. Адамитам, сынам Адама, с их помраченным

религиозным слухом и затуманенным разумом, нельзя заселять Сад в Эдене. Да и

какое высшее, "истинно живое" духовное существо смогут теперь родить иш и

иша? Себе подобного? Каина? Нет, съевший от заповеданного Древа должен уйти.

Изгнание из Сада Эдена стало неизбежным.

 

VI. ИЗГНАНИЕ

 

 

 

 

Человек не в состоянии разрушить Замысел Бога. Но он в некоторой мере

свободен в выборе условий и путей исполнения этого Замысла. Человек может

идти столбовой или окольной дорогой, выбирать ясную или путаную трассу своей

жизни, решать продвигаться зряче или наощупь, плутая во тьме или идя на

Голос, устанавливающий его Путь.

В Саду Эдена человек, сам того не сознавая, избрал свое

жизнепрохождение. Грех Адама, во-первых, состоял в том, что он утратил то

естественное свойство религиозного слуха, которое в Саду Эдена вело его по

прямой дороге исполнения Воли Бога, перестал слышать Его Голос и ослушался

Его.

Во-вторых, грех Адама состоял в том, что человек "познал", принял в

себя путаницу взаимопроникающих "добра и зла", познал мнимое добро и стал

носителем "результата зла" и "результата добра". Он не только духовно оглох,

но и ослеп, зашорен разумом.

В-третьих, грех Адама состоял в том, что его воображение порочно

заработало, он устыдился себя, познал стыд, которого до того не ведал в

себе.

В-четвертых, грех Адама состоял в том, что он впустил в себя Нахаша,

стал самостным душевным существом, обрел ложное самоощущение. Его нефеш из

характерной стала самоличностной, самодостаточной и самовольной.

В результате "грехопадения" изменился статус, звучание и значение

животной души человека, его нефеш. Этот роковой результат виден в

глубокомысленной символике первой буквы алфавита, буквы "алеф". В этой букве

мудрецы даже видят графический символ Начала (Главы) Творения, его "решит"

(см. Б. 1:1). В "алеф" есть и две точки (правая и левая, мужская и женская,

верхняя и нижняя) характеризующие изначальную двойственность, заложенную в

Творении -- есть и наклонная линия, "ракия", разделяющая верхнее и нижнее и

соединяющая два Света: Свет вне Мира и Свет внутри Мира. Этой же структурой

буквы "алеф" можно проиллюстрировать и то, что произошло с Адамом в Саду

Эдена.

Перемещенный в Эден человек изначально сформирован из двух "йод", двух

равноправных начал: левой, "женской" -- нефеш, и правой, "мужской" --

нешама. В результате греха Адама левая "йод" падает вниз и перевертывается

"хвостиком" вверх, правая "йод" остается там, где была, наверху. Адам

производит "опоясывание" -- проводит разделяющую линию. Но она есть

одновременно и объединяющая линия, единящая два формирующих человека начала.

"Йод" нешама соединяется с этой линией сверху, перевернутый же "йод" нефеш

энергично рвется подняться вверх, на соединение с нешама. "К нему стремление

твое", -- невольно вспоминаются слова, чуть ниже сказанные про женщину и

женское душевное начало в человеке.

В букве "алеф" не только падение и разделение, но и все еще

сохранившаяся целостность духовной структуры человека и стремление к ее

восстановлению, низа с верхом -- восходящий Путь падших людей.

После первого греха Господь Бог обращается к Нахашу, женщине и Адаму. К

Нахашу -- с проклятием. К Адаму и Хаве -- с изменением стратегии их

жизнепрохождения.

"И сказал Господь Бог женщине: "Что это ты сделала?" И ответила

женщина: "Нахаш соблазнил (hишиани) и я ела" (Б.3:13).

Словом "hишиани" женщина стремится передать иллюзорность произведенного

над ней действия: Нахаш "посулил мне нечто, что не оправдалось", он

"соблазнил" меня. И заметьте, Бог не вступает в объяснения с Нахашем. Он

проклинает его:

"И сказал Господь Бог Нахашу: "Раз ты сделал это -- проклят ты (арур

ата) перед всякой беhема и всяким зверем"

Понятие "арур", проклятие, противоположно понятию "браха",

благословение, давание блага. "Арур" означает вырванность, оторванность,

отрезанность от всего, что дает благо. Сравните со словом "арири",

бесплодный, не дающий порождений, лишенный благости продолжения себя. Нахаш

-- то начало самостности, на котором произрастает зло в человеке, --

проклят. Бог не уничтожает его, но отрывает его от источника мощи жизни и

лишает его способности совершенствовать себя дальше. Люди зря так часто

ссылаются на необоримость самостного начала в себе. Нахаш в человеке

ослаблен, оторван от источника собственных соков жизни, проживает в человеке

паразитом и вором, питающимся от его жизненных сил. Это уже не

"прямоходящее" духовное существо, которое способно ясно, открыто и без

надрыва заявить о себе.

"В извивании (гехон) своем ты будешь ползать, и прах (афар) ты будешь

есть все дни жизни" (Б.3:14).

Конечно, реальная змея не ест "прах", а питается мелкими животными.

"Прах" (афар) -- тут символ низменности. Господь лишает Нахаша вкуса к

жизни. Нахаш не получает наслаждения и блага от своей пищи. Он алчет, но

все, что потребляет он, -- низменно и

безвкусно, все, как прах, и все прахом. Таково, разумеется, и действие

самостного начала Нахаша в человеке.

"Гехон" -- не "брюхо", как обычно переводят, а "извивание". Змея для

человека -- образ чего-то отвратительного, неслышного, от чего он

инстинктивно отшатывается. Нахаш, как змея, ползает, извиваясь в нас. Всякий

его путь есть это построенное на обмане извивание во тьме. Технику

извивающейся хитрости Нахаша в нашем веке отчасти проследили и З. Фрейд и

его последователи.

"И вражду положу между тобой и женщиной и между твоим потомством и ее

потомством; она будет разить тебя в голову, а ты будешь поражать ее пяту"

(Б.3:15).

В некотором, для нас уже отвлеченном смысле Нахаш "вожделел" к женщине.

Теперь, напротив, между ними поставлена неотменимая вражда -- на все

поколения, навсегда. Эту извечную вражду к отвратительно извивающейся

низменности Нахаша знает (в себе и вокруг себя) всякая желающая душевного

здоровья женщина. Женщина, оказавшаяся во власти Нахаша, нравственно ужасна.

Нахаш и самоотречение, Нахаш и человеческое чувство ближнего несовместны.

"Шаф" -- резкий разящий бросок змеи, всегда неожиданный. Эти

внезапность и резкость есть и в действиях Нахаша в душе. Про него сказано,

что он "тешуфена акев" -- будет поражать пятку, бросаясь сзади. Он

подкрадывается как бы сзади, с неосвещенной сознанием стороны души, и

выбирает момент броска так, чтобы застать душу врасплох. Сам укус Нахаша ("в

пятку") не болезненный, но опасен по последствиям, по яду низменности и

эгоцентризма, проникающего затем в жизнеопределяющие центры души и

отравляющего их. Справиться с этим отравлением бывает трудно. Лучше не

допускать броска Нахаша, предупреждать его нападение.

Но сделать это непросто хотя бы потому, что Нахаш ничего членораздельно

о себе в душе не произносит, он шипит ("нашар") в ней и прячется в

бессознательности, предпочитая нападать на не сознающую опасность душу.

Бдительность души важна тогда, когда Нахаш еще не пробужден в ней. Человек

сам призывает его к себе, сам возбуждает его на себя своим воображением.

Разить Нахаша следует сразу же, как только раздалось его "шипение" в душе.

Иначе он возбудится, бросится и поразит. Тут -- борьба: кто кого и когда.

Такова ситуация внутренней жизни человека после рокового ослушания Адама.

"Потомство женщины" -- это все мы. Борьба с Нахашем неизменно входит в

общую задачу нашей жизни, и мужской и женской.

Но прежде всего женской. Нахаш особенно опасен для женщины, ему легче

отравить именно ее душу, вывести ее из свойственной ей духовной работы

любви. Бросок Нахаша ей следует предварять решающим волевым усилием, разя в

его управляющий центр, в "голову", сознавая меру грозящей ей опасности. Это

и подчеркнуто в 15 стихе третьей главы книги Бытия.

Древо познания -- Древо выбора Адамом его дальнейшего жизнепрохождения.

Вкусив от него, Адам избрал путь опытного познания добра и зла. Но Нахаш

самовольно вмешался в этот процесс выбора и не только искушал нарушить

заповедь Бога, но и внедрился в человека, испортил его животную душу, его

нефеш. Нахаш, действительно, грозная и дополнительная опасность, путающая

уже выбранное земное путепрохождение человека.

Но жизнесознанию Торы совершенно чужда мысль, по которой "первородный

грех" наложил на человека печать проклятия и сделал злое в его душе

неустранимым.

Адам не проклят. Проклят Нахаш. И душа, которую Всевышний вдунул в лицо

человека, его высшая душа, нешама, -- чиста. Но и на низшей душе человека

нет роковой несмываемой печати падения. В результате греха Адама и под

влиянием Нахаша исказилось рабочее взаимоотношение нефеш и нешама,

кардинально изменилось положение человека в Творении. Действия Адама и его

жены сделали их способными на злое, создали напряженный рисунок их жизни,

ввели смертность в их существование, запутали их разум и оглушили

религиозное чувство. Да, телесно человек стал иным. И животно стал другим.

Но духовно, в своей духовной сущности человек не переменился. Сохраняя ее в

себе, он в состоянии строить свою жизнь в соответствии с Замыслом Всевышнего

на него. Путь человека по жизни отягощен Нахашем, Нахашем обессиленным,

который усложняет труд человека на Бога, но не делает его задачу безнадежно

неисполнимой. Противодействуя человеку, Нахаш тем самым побуждает душу

больше напрягать себя и взводить духовную жизнь в себе, быть бдительным и

бороться. Что в Саду Эдена вовсе не было нужно.

Сам по себе факт, что Господь Бог разговаривал с Нахашем, что-то да

значит. И в шипении и в извивании Нахаш, как одно из правящих начал

животности, продолжает исполнять некоторую назначенную ему функцию. Недаром

мудрецы замечают, что есть только три существа, которые совокупляются лицом

к лицу: человек, которого на это благословил Бог, рыбы, благословенные на

размножение в Четвертый День Творения, и змеи...

 

 

Есть различие в том, как Господь Бог разговаривает с Нахашем, и как Он

разговаривает с Адамом и Хавой. То, что для Нахаша в чистом виде наказание,

проклятие, то для женщины -- урок, научение, лечение, лекарство, которое

соответствует ее болезни.

"А жене сказал: hарбэ арбэ (многократно умножу) ицвонэх (страдание

твое) веhеронэх (и беременность твою), бе-эцев телди ватин (в страданиях

будешь рожать потомков), ее элъ-ишех (и к мужу твоему) тшукатэх (стремление,

влечение твое), ее hу йимшоль бах (и он станет управлять тобою)" (Б.3:16).

Если раньше, в Саду Эдена, рождение "единой плоти" -- "бен", "сына",

нового высшего духовного существа -- было сопряжено с радостью, то теперь, в

иных условиях существования, воспроизводство потомства и в этом смысле

рождение сыновей ("ваним"), связано для женщины со страданиями. Это не

просто замена радости на горести в одной из сторон жизни, а страдания в том

самом процессе, к которому назначена женщина. Родовые страдания -- важнейшая

характеристика всей изменившейся ситуации человеческой жизни.

В тексте стиха 16 много разного рода страданий: страдания родов,

страдания беременности и самое общее "страдание твое", ицвонэх, подводящее

нас к ударному понятию нашей жизни: "ицавон".

Существуют различные толкования, разъясняющие смысл отдельных частей 16

стиха. Однако ясно, что перечисленные страдания женщины распространяются и

на деторождение, и, более того, на весь процесс взращивания детей. Конечно,

это не кара женщине. Страдание ращения детей -- благо женщины. Она --

"дерево, делающее плод" и в этих страданиях зреет плод от нее, от ее жизни.

Дети не даются готовыми, зрелыми, они рождаются на созревание, которое

обеспечивает женскую жизнь высшим смыслом и значением. Труд по становлению

сыновей всегда связан для матери со страданиями, в которых обогащается душа

ее. И здоровая женская душа не жалуется на такого рода страдания. Они есть

ее формирующие страдания, "ицавон" (от корня "эцэв", формировать).

Ицавон -- не физические только, а более всего душевные и духовные

страдания, страдания самопожертвования, отречения от своей самости, самый

яркий образчик которого -- материнская жертва.

Нахаш, внедрившись в душу женщине, выставил ударение ее сознания на

благо себе. Хава совершила то, что совершила, потому, что не смогла и не

умела отказываться от себя и своего блага. И тогда Бог вводит в жизнь

человека ицавон, формирующее страдание, основанное на внутридушевном порыве

преодоления самости. Высшие ценности нравственной жизни человека основаны на

подавлении Нахаша в себе. Нахаш, хоть и отрицательно, функционирует на благо

духовного роста. Так Господь Бог работает со Своими созданиями,

исправляя содеянное.

В истории создания человека начинается новая глава -- восхождение через

формирующие дух страдания, Путь ицавон.

В Саду Эдена есть все, что нужно человеку для прямого и радостного

восхождения, для положительной стратегии духовного роста. На Земле начался

другой, окольный путь -- через падения, преодоления препятствий внешней и

внутренней жизни, посредством отрицательной стратегии духовного роста.

Долго, мучительно, тяжело, срываясь и поднимаясь, погрязая и выбираясь,

мучаясь душою и выковывая дух свой в этих мучениях, человек проходит земной

Путь жизни. В лаборатории Эдена человек в самости души своей выявил свою

ущербность и недоделанность. Именно на этом ущербном месте самости и

сосредотачивается теперь дело воспитания человека Господом. Это дело

-- "hарбе арбэ ицвонэх", многим умножу страдание твое.

В Саду Эдена женщина прельстилась рассуждениями Нахаша и очаровалась

плодами запретного Древа. Люди сами выбрали дорогу обольщений и прельщений,

сами вступили на Путь ицавон, предполагающий самоизживание обольщений. Это

путь разочарований и разоблачений, узнавания "потом и опытом" того, что

можно было знать интуицией истины. Это путь, требующий отказа от мнимого

добра, от исключительного переживания блага себе (своему "я"), отказа от

самого себя, наконец. Путь этот соответствует тем нарушениям, которые в Саду

Эдена произошли в духовной структуре человека.

Раньше муж должен был "прилепиться" к жене, теперь, напротив, она

стремится к нему. Она без мужа не сможет теперь осуществить свою задачу

жизни. Тут имеется в виду не эротическое влечение, а стремления духовные,

душевные, психологические. Венец Творения, женщина, переходит в состояние

"hу йимшоль бах", он станет управлять тобой. И опять же, это не в наказание

ей. Это -- школа ее исправления и воспитания. На совместном

супружеском пути жизни муж -- у руля, он -- выбирает духовное направление и

в этом смысле правит. Его руководящее положение обеспечивается не особым его

преимуществом, а стратегией и назначением Пути ицавон самого мужчины.

 

 

 

Оправдываясь перед Господом, Адам указывал на два смягчающих его вину

обстоятельства: то, что он ел все же не от Древа, а от плода Древа, и то,

что он принял плод из рук той, которая создана после него и как существо

высшего порядка должна была хранить его, руководить им. Более того, в его

словах слышен упрек Богу: "hа иша ашер натата имади ", жена, которую Ты дал,

чтобы быть со мною, -- Ты Сам дал ее мне, чтобы она была со мною -- потому я

и принял плод от нее! На эту речь и отвечает Господь:

"А человеку сказал: "То, что ты послушал голос[8] своей жены

и ел от Древа, о котором я повелел, говоря (лемор): не ешь от него (мимену),

проклята земля ради тебя (арура hа адама баавурэха), с духовным страданием

(бе-ицавон) будешь ты есть (тохлена) все дни твоей жизни" (Б.3:17).

________________

[8] Обратите внимание: не слов -- голос!

 

Вина Адама именно в том, что, послушавшись голоса жены, он ослушался

Его Голоса. За это следует наказание, наложенное не на человека, а на место

обитания человека -- на Землю. Это проклятие не "из-за тебя" (как обычно

переводят слово "баавуреха") и не проклятие самого тебя, а проклятие "для

тебя", "ради тебя". Проклят не человек, а то, что "для него", его место

обитания, несущее постоянную угрозу для его жизни.

Господь Бог, видимо, учитывает и аргумент Адама, что он ел плод дерева,

а не "от дерева", как ему было сказано. Истоки этого недоразумения в

самовольстве Земли, которая на Третий День Творения вместо "эц при" вывела

"эц осэ при", сделала плод, специально предназначенный в пищу взятому от

Земли человеку. Цепь ослушании началась с Земли, завязана с ней и

завершилась грехом Адама. Господь разрывает эту цепь, вводя Землю в особое

состояние оторванности от духовных соков, идущих на нее сверху. Некогда

Земля в видах человека "вывела из себя" не совсем то, что требовалось, и

теперь она выводит "для человека" всякую нечисть: блох, комаров, вшей,

всяких микроскопических существ, доставляющих бессмысленные мучения людям,

инфицирующих и приводящих их к преждевременной смерти. Наказание человека --

не сама по себе его смертность (таков выбранный им самим Путь жизни), а

постоянная угроза смерти из-за проклятия его места обитания, Земли.

Кроме того. Земля произрастит "для человека" "ве-коц ве-дардар". "Коц"

и "дардар" -- два вида колючек: одни отталкивают ("коц") и другие цепляются

("дардар"). В целом это выражение символизирует некоторую сущностную

оторванность Земли от человека, ее проклятости "для него". В некотором

глубинном смысле Земля отталкивает настойчиво стремящегося овладеть ею

человека и цепляет, когда он стремится оторваться от нее.

"...и будешь есть ты траву полевую!" (Б.3:18).

Мы уже говорили, как важна для живого существа пища, которая делается

его плотью. Из этого стиха выходит, что человек по пище, телесно,

приравнивается к скоту, который ест то, что само по себе выведено Землею. Но

нет. Для человека предназначена не та трава и вообще не трава.

"В поте лица твоего ты будешь есть хлеб (лехем)..." -- не траву, а

"хлеб"!

Лицо (апаим), о котором сказано здесь, мы упоминали, когда

комментировали стих 7 второй главы. Это то лицо, которым человек рвется к

жизни и впитывает ее в себя. Это-то лицо, апаим, покрывается теперь потом

напряжения от усилий добывания "хлеба" в пищу. В человеческую жизнь включен

тяжкий труд добывания -- его радости и его страдания, удовлетворение и

разочарования, все победы и неудачи.

"Лехем" -- не только хлеб (это одно из прикладных значений слова), а

все то, что с боем вырывается человеком для себя у Природы или у других

людей. Лехем -- все то, что добывается в битве за существование.

Однокоренное слово -- "милхам", война, состояние войны. "Хлеб" -- добытое

пропитание, за которое в полном напряжении жизни борется человек на Земле. В

известном смысле эта борьба и делает его нужным Богу работником.

В понятии "лехем" по сути заключено все то, что и в значении понятия

"ицавон". Добывание "лехем" для мужчины такое же формирующее дух

страдание, как для женщины -- взращивание детей. Адамов Путь ицавон -- в

поте добывания хлеба насущного. Это -- его школа жизни, которую он

обязан проходить. Это -- его обучение страданиями борьбы за существование,

его воспитание трудом, требующим отречения от себя. Но почему же именно в

поле, сея, заботясь о посеве и собирая урожай?

Главная пища человека потому и называется "лехем", "хлеб", что, учит

пророк Ишайя (Исайя), душевная работа человека подобна труду взращивания

зерна в поле: так же сеется, так же всходит, также требует труда охранения и

взращивания. Работа человека на Земле по добыванию хлеба есть выражение и

отражение мужской работы духовного роста, работы внутри себя по созреванию и

добыванию того зерна, которое человек несет в себе.

Еще раз: питание соответствует духу того, кто получает питание. В Саду

Эдена человек был предназначен дать (родить) плод, "плоть единую", "сына".

Духовная работа человека в Саду Эдена вела к творению через рождение и

состояла во "взращивании и хранении" плода души. Работа эта не беструдна, но

подобна естественному процессу завязи и созревания плода на дереве. Модель

плодотворения была предложена Землей, предварительно принята Богом и

испытана Им в Саду Эдена на человеке. Нельзя сказать, что модель эта вполне

сработала. И теперь она для женщины значительно изменена, а для мужчины на

вооружение взята другая модель: высеивания, роста и созревания зерна,

добывания "лехем" потом и опытом свободноволящего человека -- творение через

ицавон. Произошла серьезная смена и модели творения и Пути жизни. Это еще

один, и важнейший, результат греха Адама и его жены.

У мужчины и женщины разные области одного и того же Пути жизни. Есть

мужская и есть женская школа духовного возрождения, и восхождения человека

на Земле. Специфически женское формирующее страдание -- в страдающей

(сострадающей) любви и более всего в выращивании детей. Специфически мужское

формирующее страдание -- в добывании разумом духовного хлеба, в работе

страдающего разума. Отсюда: "к мужу твоему стремление твое". Женщина не

может осуществить свою задачу жизни иначе, как будучи с ним в паре и под его

духовным руководством. И это не возвышение мужчины над женщиной, напротив,

на него возлагается вся полнота ответственности за нее, за то, чтобы уровень

ее жизни и жизни в ней -- и материально и духовно -- не опускался, а

постоянно подымался. Женщина же как была, так и остается хранительницей; это

есть ее обязанность и забота.

У женщины и у мужчины свой особый труд жизни, они самовластны и

самоценны в нем, но продолжают всегда быть вместе. Тем самым каждый из них,

не разрывая связь с другим, обретает то сознание себя и своего (своего

труда, пути, своих радостей и тягот), которое без Пути ицавон привело их к

ослушанию Бога. Мало того, каждый из них теперь способен обрести то высшее

знание, которые они преждевременно желали получить в Саду Эдена. На Земле

каждый из них в своем, особом труде жизни узнает через формирующие

страдания, что хорошо себе, что себе плохо. Как видите, Господь Бог

удовлетворяет все притязания Адама.

В поте лица твоего ты будешь есть хлеб до того, как ты вернешься в ту

землю, ибо из нее взят ты как прах и в прах вернешься" (Б.3:19).

Человек был взят из Земли, изъят из-под ее власти под непременным

условием слышания и слушания Его Голоса. Формирующие страдания добывания

хлеба, весь мужской Путь ицавон необходим из-за оглушения религиозного слуха

Адама. Как и предсказано Адаму, человек становится смертным, но не в Эдене,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: