VIII ПОТЕРЯННЫЕ ПОКОЛЕНИЯ




 

 

 

 

Пятая глава книги Бытия открывается словами (Б.5:1):

"3е" (эта, это, вот) -- "сефер" (книга) "толдот" (порождение) "адам"

(человек).

"Сефер толдот" обычно понимается переводчиками как "книга рождений" и

передается словом "родословная"![12]. Однако, во всех других

случаях в Торе говорится "Зе толдот" (вот порождения). Так что слово "сефер"

(книга) в этом месте имеет самостоятельное звучание. На что и указывает

двоеточие в тексте стиха:

"Вот: книга..." То есть книга, которую предстоит прочесть, -- книга

Бытия.

_________

[12]Перевод Торы издательства "Мосад арав кук" (Иерусалим,

1975г.): "Вот родословная Адама". Перевод издательства "Шамир" (М. 1991г.):

"Это -- родословная книга человечества". Синодальный перевод Библии: "Вот

родословие Адама". Перевод И.Шифмана в его книге "Пятикнижие Моисееве" (М.

1993г.): "Это книга родословий Человека". -- ИБ.

 

Как таковая книга Бытия начинается только с пятой главы. До этого,

оказывается, было предисловие, в котором рассказывалось о "порождениях неба

и земли" (Б.2:4), о Каине и о его потомках. Все это предваряет основное

повествование и потому дано вкратце. Сейчас же начинается собственно

"книга", то есть некоторое целостное изложение, собранное из ряда отдельных

повествований, имеющих самостоятельное значение.

В грамматическом строе первой фразы пятой главы есть скрытое

сопряженное сочетание, из которого ясно, что книга эта о чем-то таком, что

может быть определено лишь общим понятием. Вот (зе) -- книга всех

последующих событий и явлений, Книга всего или Книга вообще, то есть Библия.

Все факты и явления в нашем существовании недаром складываются в нечто

целое и цельное -- как отдельные рассказы в книгу. Понятие Книги, которую

пишет Всевышний, появляется в особо важных местах Торы -- всем Бытием и

нашими жизнями Господь Бог пишет Свою Книгу. И Тора -- срез в нашем Мире той

Книги, которую Он пишет. И вот эта Его Книга, сообщает пятый стих, есть

"порождение человека". И добро, которое делает человек, и совершаемое им зло

-- все это пишет Книгу Бога.

Мы только что узнали о колоссальной и многовековой цивилизации каиниан,

об их драматической истории, которая вся закончилась ничем. Как такое может

быть в Божьем Мире? Нам дан ответ:

Книга эта -- вся порождение человеков; и худшие поколения имеют в ней

свое место. Все дальнейшее в ней суть рассказы о "порождениях человека", о

движениях его сердца и о его делах.

Тора прямо не посвящает нас в дела Неба и Земли и в тайны Бога. Потому,

что все -- в руках Неба, кроме свободы человека. В момент зачатия уже

решается, каков может быть человек: глуп или умен, силен или слаб. Но не

решается: будет ли он творить добро или творить зло. Это дело свободного

выбора каждого из людей. Вся Тора -- Книга о свободном выборе путей

человеческих. Книга Бытия создается руками человека. Она -- "толдот адам",

порождение человека. В некотором смысле она, следовательно, и его, человека,

Книга.

Как-то раз к Шамаю пришел прозелит и попросил объяснить всю Тору за

время, которое он выстоит на одной ноге. Шамай прогнал его и тот пошел к

Гиллелю. И Гиллель ответил ему: "Что должно быть тебе ненавистно (алеха), --

того не делай другому [13]. В этом вся Тора. Остальное же --

комментарий. Иди и учись".

__________

[13]Знаменитые слова Гиллеля часто приводятся в неточном

переводе: "не делай другому того, что тебе ненавистно". Но эта сентенция не

есть объяснение всей Торы, а, скорее, практическое правило нравственного

поведения, на которое люди часто опираются в своих спорах: "Что если тебе бы

так, как мне?!"

 

Самый сложный, самый зыбкий, но и самый свободный выбор сердца

человеческого -- решить, что вообще должно быть ненавистно, а что -- любо.

"Комментарий" же -- что именно и как именно надо любить, от чего конкретно

отвращаться и что в том или ином случае делать -- дан в Торе, в Научении.

Задача человека не в том, чтобы стереть Зло с лица Земли или со своего

лица, как предлагает стандартная этика, а в том, чтобы с помощью Его

Научения, Торы, поставить начало злого на свое место в Бытии и человеке и

тем сделать зло одним из творческих импульсов жизни и служения Богу.

Поэтому-то Гиллель и говорит: "Иди и учись".

Вспомним тут еще и другой знаменитый рассказ, о рабби Акиве, который

сказал: "Люби ближнего твоего, как себя. Это великое обобщение в Торе". На

что собеседник рабби Акивы ответил, что в Торе есть еще большее обобщение:

"Эта Книга -- порождение человека", ибо уже в следующей фразе того же стиха

пятой главы говорится о сотворении человека "в подобии Бога". Любить

ближнего надо потому, что он и ты -- оба в подобии Богу, что вы как бы

сверху замкнуты друг на друга через свое подобие Ему.

Главное обобщение Книги -- во всех смыслах -- в том, что центр

напряжения Мира проходит через свободноволящее сердце человека -- сейчас и

здесь. Книга Бытия, которую пишет Господь Бог, создается земными людьми. Как

каждый из нас решает, такова, в конечном счете, и будет эта Его Книга.

"Вот: книга, она порождение человека".

И далее:

"В день сотворения Богом человека, в подобии (би-дмут) Бога сделал

(аса) его" (Б.5:1).

Начало Его Книги -- в день сотворения Богом человека, а не сотворения

Им Неба и Земли. Человека, который сделан "в подобии" Бога. Как так?

Ведь мы читали, мы знаем, что человек не сделан, не завершен, не доделан.

Адам сотворен "ки-дмут", как подобие, в качестве Его подобия, с

задачей все более и более уподобляться Богу. Но здесь почему-то говорится

"би-дмут", в подобии -- самим подобием. Это несколько иное понимание

человека.

"Дмут", подобие, есть свобода свободно изменять себя и в этом смысле

порождать (толдот) самого себя и тем писать Книгу. Человек духовно

работающий, продуктивно использующий свою свободу для уподобления Богу, есть

в каком-то смысле человек сделанный. Тут совмещаются делание человека (как

подобия) и его сделанность (в подобии). Бог -- полный Хозяин в Своем Мире; и

подобно Ему человек призван быть свободным хозяином в своем. И, как Бог

управляет силами Своего Мира, так и человек должен суметь управлять силами

своего внутреннего мира. Мысль эту, как первую и главную, Господь

применительно к хатат сообщил разгневанному Каину. Таков же и общий смысл

управлением начала зла в человеке с позиции и с помощью Книги.

 

 

 

По смысловой нагрузке слова "познает" муж жену свою познает единожды, в

первую брачную ночь. Адам же "познал Хаву" дважды: один раз в Саду Эдена,

другой раз на Земле. Дело, рассказывает мидраш, вышло так. Адам встретил

Каина и неожиданно обнаружил, что с его сына снята одна сторона проклятия,

-- он уже не "неприкаян", а "осел" в земле Нод. Каин объяснил изумленному

отцу, что это результат его запоздалого раскаяния в содеянном. "Так ведь и я

могу раскаяться за свой грех!" -- осенило Адама; он покаялся перед Богом и

надолго разлучился с женою. После 130 лет, проведенных в трудах искупления,

Адам возвратился в мир и снова "познал" Хаву.

"И познал Адам снова свою жену. И родила сына (бен). И назвала его

именем "Шет", сказав: потому что поставил мне. Бог другое семя вместо

Гевеля, ибо убил его Каин" (Б.4:25).

Шет (Сиф) -- первый, кого Тора называет "бен", так как именно от него

строится ("бана") человечество. Шет назван так потому, что Бог, как

объясняет Хава, "поставил мне" ("шетли") другое семя вместо Гевеля и Каина.

Но объяснение имени еще не смысл имени. "Шет" -- не пассивно поставлен Богом

Хаве вместо ее сыновей, как она полагает, он -- активно действующее начало,

которое само устанавливает себя в Мире. Шет (буквально "фундамент") --

подлинный основоположник человечества. Однако вплоть до Потопа потомки Каина

и потомки Шета живут рядом на Земле.

На сто пятом году Шет родил Эноша (Еноса). Шет перерождается в Эноше,

который продолжает отца и по-своему возобновляет отца. И потому Энош также

назван "сыном". Человечество, собственно говоря, возводится на Эноше.

Поэтому люди в Торе называются не по именам Адама или Шета, а по имени Эноша

-- "эношим". Энош выражает принципиально иное, чем адамово, состояние духа

жизни в человеке. Что это за новое состояние видно из этимологии имени сына

Шета. "Энош" -- тяжело больной человек. "Энош" также и человек-насильник.

"Энош" указывает и на такого человека, сама жизнь которого в каком-то смысле

оборачивается для него наказанием (онеш). Энош возобновляет отца и деда, но

уже на далеко не здоровом основании. И вот что построилось на этом

основании.

От времени Каина до времени Ноаха (Ноя) -- огромная эпоха. За эти

многие века Господь не говорил с человеком, не обращался к нему. И люди,

"эношим", стали забывать Его. Четвертое поколение каиниан, как мы видели,

вообще утратило Богосознание. Примерно в то же время у людей поколения Эноша

все же осталось смутное представление о Нем, как о некой Высшей Силе, но

исчезло непосредственное чувство Господа и Его Имени. Отход человека от

Господа Бога и развитие без Него привело к тому, что появилась настоятельная

необходимость обращаться к человеку Именем Господа, призывать находящееся в

забвении Его Имя.

В эпоху Эноша человек "начал" думать так, как зачастую думает и по сей

день. Раз все в Мире служит Всевышнему, то и силы Мира как Его посредники не

менее важны для жизни людей, чем Он Сам. Отсюда такое распространение

получают языческие верования в идолов и в звезды, через послушание и

поклонение которым следует слушать Его и поклоняться Ему.

Звезды -- и зримое воплощение законов Мира и небесные сущности,

управляющие в нем и определяющие судьбу человека. Люди обращаются за помощью

к высшим небесным сущностям (а затем и к низшим, к своей плоти и плоти

Земли), пытаются повлиять на них или хотя бы распознать их веления и

предзнаменования. Это есть "служба звездам", начало всякого

идолопоклонничества по еврейским понятиям.

Процесс религиозного развития человечества по Библии, как видите, не

совпадает с теми представлениями, по которым человек вначале поклонялся

силам Природы, а потом "дорос" до монотеистических представлений. Библия

фиксирует не ход поступательного развития Богосознания в человеке, а

обратный процесс -- процесс забывания. Люди, "эношим", отстраиваются на

больном основании Эноша и им свойственно "забывать" Господа. И не по

слабости памяти, а потому, что забвение это зачем-то нужно людям... Вот

почему требование "помнить" (захор) -- первейшее требование духовной жизни.

Это не пассивное удержание в памяти, не "не забывай", а активный творческий

процесс, требующий постоянного и положительного усилия души. Забывающий, то

есть не желающий такого усилия -- гибнет. Необходимость такого рода

духовного усилия и выявилась впервые в эпоху Эноша.

От Эноша до Ноаха -- семь поколений. Мы увидим, что поколения эти

отчетливо перекликаются с поколениями каиниан. Впечатление такое, что тут

действует один и тот же сценарий падения через поколения, но осуществленный

в разных постановках. Возможно, что по этому же единому сценарию развивается

и драма европейской Истории Нового времени. Но, конечно, -- в еще одной,

новой "постановке".

И поколения Каина и поколения Эноша -- потерянные, стертые Потопом

поколения. Но если падение каинианских поколений определено

безответственностью человека перед Богом, то падения поколений Эноша

обусловлено поруганием Его духа в человеке. Каковы же ступени этого

поругания в допотопном человечестве?

Энош -- внук Адама. Третье поколение -- поколение Кейнана. С именем

Каина имя Кейнана связано понятием "обретения себе". Но Кейнан -- это

обретение имущества ("кейньян"). Духовно болезненное поколение Эноша логично

породило поколение служителей мамоны, всеми силами нацеленных на

приобретение капитала.

Если четвертое поколение от Каина носит имя Махияэля -- того в ком

стерт Бог, то четвертое поколение от Шета названо по имени Маhалальэля --

славящего Бога, восхваляющего Его. Это эпоха поверхностного мнимо-духовного

"религиозного возрождения", эпоха, выражающая себя в звуках голоса, но не в

глубинах сознания и не в делах. Это, видимо, и предрешает падение

последующих поколений.

Пятое поколение -- поколение Иереда. Имя это напоминает

взбунтовавшегося горожанина Ирада в каиновых поколениях. Но Иеред означает

"спуск", понижение, опускание, падение. Иеред, как и Ирад, отвернулся от

своего отца, от религиозных славословий Маhалальэля и остался вообще ни с

чем. Начался какой-то спуск, к духовной пустоте, к наинизшей точке всей

череды поколений от Шема. Затем вроде бы начинается что-то, что напоминает

подъем.

Иеред назвал своего сына так же, как Каин -- Ханохом. Вновь пришла пора

поколения восстановления, воспитания заново, просвещения и образования. Но

это воспитание и образование служит не строительству отчужденной городской

цивилизации, как для каиновых поколений, а совсем иным целям и задачам.

Поколение Ханоха-второго неразрывно связано со следующим, седьмым,

поколением Метушелаха (Мафусаила). Если потомок Каина Матушаэль призывал к

себе людские массы, то Метушелах, презирая толпу, гонит всех людей от себя.

В этом поколении главенствовали те, кто в одиночестве медитации

усовершенствовали и свой дух и тело, не признавая никакой другой

деятельности и внутренней работы. Сама педагогическая идея разного рода

уединенного самосовершенствования, по-видимому, исходила от учителей

поколения Ханоха. Последователи Ханоха и Метушелаха противопоставляли себя

распутным "сынам человеческим", как назывались люди последнего каинианского

поколения, и выделяли себя в особый, отделенный от всех человеческий род,

называя себя "сынами Божьими". В допотопные времена эти "сыны Божьи" были

судьями, духовными вождями и высшими нравственными авторитетами в своих

поколениях.

"И ходил Ханох с Богом после рождения Метушелаха 300 лет и родил

сыновей и дочерей" (Б.5:22).

После того, как родился сын, Ханох стал "ходить с Богом", что, как и в

других случаях, означает ходить с Богом в себе, для себя, в некотором особо

выбранном ограниченном пространстве души. Впрочем, Ханох тем не менее рожал

сыновей и дочерей:

"И было всех дней Ханоха 365 лет. И ходил Ханох с Богом -- и нет его,

так как взял его Бог" (Б.5:23,24).

В отличие от других патриархов, живших и восемь и девять столетий, в

отличие от своего сына, прожившего 969 лет, Ханох пробыл на Земле на

удивление мало. Что это значит? О Ханохе не сказано, как про остальных, что

"он умер".

По одному из преданий Ханох живым попал в Сад Эдена. Но хорошо ли и

нужно ли земному человеку попадать живым туда? Положим, Ханох, уйдя от мира,

достиг таких вершин, которых никто из смертных не достигал. И что же? -- "и

нет его" (веэйнену). Тут слышна оценка Ханоха и его заслуг. Ноах тоже "ходил

с Богом", но совсем иначе.

В европейском искусстве Ханоха (Еноха) представляют полубожеством.

Некоторые же еврейские мудрецы, вникая в Тору, видят Ханоха ханжой, но не в

смысле умышленного лицемерия, а "лоскутным одеялом" -- сегодня праведником,

завтра злодеем. Внутренняя опасность вхождения в такое состояние

подстерегает тех, кто, уйдя от людей, ведет образ жизни Ханоха. Всякий,

однако, получает то, что желает. Ханох хотел быть с Богом, и Бог задолго до

срока изъял его из жизни -- чтобы, как говорят мудрецы, не переметнулся...

Напомним, что в поколениях Эноша идет подспудный процесс поругания духа, и

Бог принимает меры.

Восьмое поколение -- поколение Лемеха-второго, в котором, как и в

поколении Лемеха-первого, все предшествующее развитие становится под удар.

Допотопное растление произошло именно в поколениях отца Ноаха --

Лемеха-второго, который умер за пять лет до Потопа и видел как Ноах строит

Ковчег.

Катастрофа началась на особом фоне и усугубилась особыми

обстоятельствами.

"И было" (вейhи) -- напомню, что так в Библии обычно начинается рассказ

о самых значительных или самых драматических событиях -- "когда стал человек

множиться на Земле, и дочери родились им" (Б.6:1).

Тут не просто демографический взрыв, а умножение численности за счет

большей рождаемости женщин. Создалась предельно напряженная сексуальная и

психологическая атмосфера. И что это были за женщины! В следующем стихе они

прямо называются "дочерьми человеческими", то есть женщинами из последнего,

погрязшего в распутстве каинианского поколения.

"И увидели сыны Божьи" "бней hа элоким) дочерей человеческих, что

прекрасны они, и брали себе жен, из кого только выбирали" (Б.6:2).

Широко распространенные романтические представления о соблазнении

небожителями земных женщин создают впечатление, что допотопное омерзение

рода человеческого произошло все-таки не по вине любимца Бога -- человека.

Но не боги Олимпа, не космические существа и не демоны растлили Землю и

человека на ней. Это сделали те благочестивые и благолепные ученики Ханоха и

Метушелаха, которые выделяли себя и звались "сынами Божьими". Это они,

праведники старшего поколения, нравственно непререкаемые, имевшие право

судить и обладавшие духовной властью, вдруг заразились всеобщей сексуальной

напряженностью, эротически прозрели, "увидели" из своего уединения

обольстительных каинианок и стали брать их в жены -- кого ни выберут, кто

только не приглянется им, даже чужих жен, отбирая их от мужей. Понятно,

какой пример и какой сигнал подали "сыны Божьи" всем остальным людям,

привыкшим почитать их и слушаться. С этого началось открытое поругание духа

Его в человеке. Образы благолепия смешались с похотливыми образами и оргии

стали элементами сакральной жизни.

В своем беззаконии "сыны Божьи" непримиримо столкнули в душе людей Его

дух и силы плоти человеческой. От такого противоборства в своей душе человек

эмоционально забурлил, стал человеком необузданных страстей, рушащих сам

Путь Древа жизни в человечестве. Тут прямая вина "сынов Божьих". Сколь

предусмотрительно, однако, Бог взял Ханоха "и нет его". Произошло это,

кстати, когда Лемеху было 120 лет, и он еще не родил Ноаха.

В допотопные времена человек, имея в своем распоряжении огромную

продолжительность жизни, не связанную со старческим упадком, мог все дни

жизни использовать в полную силу -- как на добро, так и на зло. В условиях

же поругания духа Бога -- когда "сыны Божьи" привели в столкновение дух и

плоть -- все огромные творческие возможности человека шли исключительно на

совершение злого. Вот почему Богу прежде всего пришлось сократить

продолжительность человеческой жизни до 120 лет.

"И сказал Господь: "Да не борется (или: да не судится) дух Мой в

человеке век (или: вечно), потому что он и плоть то же. И будут его дни 120

лет" (Б.6:3).

"Дух Мой" -- это та инстанция, которая судит человека, перед которой

человек ответственен. Таким образом, тема ответственности человека перед

Богом зазвучала иначе: как тяжба между Его духом и плотью человека. Чего не

должно быть, ибо такое противоборство равносильно поношению духа в душе. И

Господь предполагает изъять дух Свой, лишить человека Своего присутствия в

его душе. Пока Он дает ему для покаяния и исправления 120 лет, жизнь еще

одного поколения. Ноах за 120 лет знал о надвигающейся катастрофе. Тогда, по

преданию, уже были знамения, и мировой океан разливался и заливал треть

суши.

При Метушелахе и Лемехе-втором оказалось, что человеческая свобода

способна на поругание Его духа в плоти. И Бог говорит, что Он не будет

присутствовать в человеке вечно. Роковой момент. С этого момента контакт

между Богом и человеком слабеет. Начинается уход Шехины -- Присутствия Бога.

Присутствие это и контакт этот будет восстановлен только с Авраhамом.

Если жены Лемеха-первого (поработившего женщину) произвели на свет

родоначальников зла насилия, блуда и алчности, то каинианские жены "сынов

Божьих" в эпоху Лемеха-второго рожали "исполинов" (нефишим), обладавших

колоссальной природной силой и энергией. Такие же "богатыри" (гиборим) были

известны издревле, искони (Б.6:4), когда они, надо полагать, строили великую

каинианскую цивилизацию. Таким образом, сыновья "сынов Божьих" из рода Эноша

стали в один ряд с "богатырями" из рода Каина. Это-то сочетание и

объединение "исполинов" и "богатырей" решило судьбу допотопного

человечества, не использовавшего последнюю возможность исправления.

"И увидел Бог, что велико злое человека на Земле. И весь идеал (йецер)

замышлений. (махшавот) его сердца (либо) только зло весь день" (Б.6:5).

В сердце человеческом создаются представления о себе и Мире. В сердце

человеческом воздвигается идеал, который указывает направление всего

развития человека. Поступки можно искупить, мотивы и устремления воли --

исправить, но если зло коренится в побуждающем идеале сердца (йецер махшавот

либо), то это непоправимо. Бог увидел, что сам идеал сердца человеческого --

зло, и только зло. Зло (ра) -- то, что ломает. "Исполины" и "богатыри"

вместе установили в человечестве такие идеалы, которые окончательно сломали

его Путь жизни, привели человека в состояние полного беспутья.

"И растлилась (ветишахет) Земля перед лицом Бога и переполнилась

скверной (хамас)" (Б.6:11).

То, что прерывает человеческую жизнь как таковую называется "шхита".

То, что прерывает какой-либо путь -- будь то обрыв или яма -- называется

"шахт". Земля же произвела "ветишахет", то есть оборвала установленный путь

развития жизни. И сделала это "перед лицом Бога", в открытую. Почему? Да

потому, что растление есть возобладание сил плоти над силами души. А это не

то преступление, за которое по человеческим меркам можно судить и карать.

Растление не скрывает себя перед Богом потому, что не видит дурное в том,

что делается. Тут своего рода апофеоз "путаницы добра и зла".

Слово "хамас" -- то, чем наполнилась Земля -- обычно переводят

как "злодеяния" или "разбой". Но для понятия разбой в священном языке есть

другое слово, "газаль", означающее уголовное преступление, от которого

общество знает, как оградить себя. "Хамас" же -- это не криминал, а те

гадкие мелочи, чье множество передается в понятии "скверна". Это постепенное

и часто неприметное ежеминутное разложение, уголовно не наказуемое брожение

и гниение в обществе. Это хамство, наглость, бесстыдство, ругань,

нравственное уродство, надругательство, бесчестие, обманы, мразь и грязь --

все разного рода беспутства течения жизни. Нахаш, вспомните, разит "в пяту".

Человек совершает "хамас", когда гадит, сквернословит, когда глумится,

оскверняет, позорит, подличает. В сексуальной жизни это и беспорядочность

сношений и выведение семени зазря, не для зачатия и рождения. В

психофизиологической жизни это смешение мужского и женского; в общеприродной

жизни это нарушение закона "лемино", по роду их, скрещивание одного вида с

другим. Так, оказывается, выражается последняя степень поругания духа

Божьего в человеке. Даже молитва не подымается ввысь, когда на человеке есть

пыль хамаса. Именно растление такого рода, как мы увидим, побудило Господа

незамедлительно стереть все живое с лица Земли.

 

Поразительный момент: Господь изменяет, переменяет, перемысливает

(йинахем) Свой План. И при этом Он скорбит.

"И перемыслил (вайинахем) Господь, что сделал человека в Земле и

воскорбел (йитацев) к сердцу Его (эль либо)" (Б.6:6).

В сердце Господа -- любовь Его к человеку. Желающее радоваться о

человеке сердце Господа наполняется скорбью. Но возможен и иной перевод:

Господь воскорбел "к сердцу его" -- человека. Сердце -- это то, что влечет

человека, что делает выбор, что управляет душою: и это то, где помещается

его иецер.

Слово "йитацев" передает особое душевное состояние, когда от чего-либо

приходится в себе отказываться. И Господь в Себе скорбит о человеческом

сердце, установившем идеал зла.

"И сказал Господь: сотру человека, которого Я сотворил, с лица Земли,

от человека до животного, от всего ползающего до птицы небесной. Передумал Я

(нихамти), что сделал их" (Б.6:7).

И следом добавлено:

"Ноах же нашел (маца) милость в глазах Господа" (Б.6:8). Слово "маца"

означает, что Ноах нашел не случайно, а нашел, ища, -- чтобы Господь дал

милость (хэн), то есть то, что дается даже даром. Если бы Ноах не нашел

милость в глазах Господа, то не было бы исправления живой плоти Потопом, а

было бы ее уничтожение. Не будь Ноаха, и Бог, как при сотворении Земли,

обошелся бы с ней без суда. Но Ноах нашел милость, и потому Земля судится.

Человек и все живое вместе с ним стираются "с лица Земли", но не в небытие.

Допотопное поколение выводится из работы и у него нет участи в будущем Мире.

С этого места начинается новый раздел в Торе, который так и называется:

"Ноах".

 

* Раздел второй. НОАХ *

 

I. ПОТОП

 

 

Глава восьмого допотопного поколения Лемех на 182 году жизни "родил

сына" (бен). Девятое допотопное поколение -- поколение "сына", от которого,

как от Шета и Эноша, должно отстроиться человечество. И Девятый День в

Творении будет Днем Перетворения.

"И назвал его именем Ноах, сказав: "Этот утешит нас от дела нашего и от

страдания (ицвон) наших рук, от Земли, которую проклял Господь" (Б.5:29).

Со времен Каина и Шета Человечество мучительно билось, двигаясь, не

зная куда. И вот движение допотопных поколений пришло к результату. Слово

"ноах" означает движение, которое обрело смысл и пришло к своему завершению,

на конечную остановку и в этом смысле "успокоилось".

Изгоняя Адама из Эдена, Бог проклял Землю, и потому человек на Земле

проходит Путь ицавон, растет через формирующие его дух страдания, в которых,

по мысли Лемеха, Ноах приносит утешение людям.

"Вот (эле) порождения (толдот) Ноаха --Ноах: муж (иш) праведный

(цадик ), цельный (тамим) был в своих поколениях, с Богом ходит Ноах"

(Б.6:9).

"Эле" (вот) подразумевает отмену предшествующего. "Порождения неба и

земли" (Б.2:4) привели к "порождению Ноаха". Мы знаем, что Ноах родил трех

сыновей. И они суть "порождения Ноаха". Но в особом смысле. "Порождения

Ноаха" -- ясно сказано в Торе -- есть "Ноах". Своею жизнью Ноах породил

самого себя, стал цадик и тамим, ходил с Богом -- и "нашел милость" в Его

глазах. И к тому же родил трех сыновей. Все "порождения Неба и Земли" теперь

зависят от "порождений Ноаха".

Душу человеческую можно оценить по трем основным ее направлениям.

Первое -- вовне себя -- выражает отношение человека к другим людям. Высшее

выражение этого направления души -- цадик, праведник, человек добра, в

максимальной степени следующий всем этическим обязательствам, накладываемым

на человека в обществе. "Иш цадик" -- муж праведности, выдержавший все

нравственные испытания человеческой жизни.

Второе направление -- внутрь себя -- выражает отношение души к самой

себе. Вершина этого направления -- тамим[1], человек цельной души

(целостность -- душевное качество, противоположное тому качеству "лоскутного

одеяла", которое было характерно для Ханоха). Тамим -- человек овладевший

собой. Понятие "тамим" всегда рядом с понятием "дерех", путь, с восхождением

души не по прямой, а по ступеням восхождения. Тамим связывается и с верной

направленностью сердца (кавана), и с двигающими волю душевными мотивами, и с

поведением человека в закрытой от глаз других интимной сфере жизни. Тамим --

особая цельность души и особая целостность хождения человека на своем Пути

жизни.

Третье направление души выражает отношение человека к Богу; "ходить с

Богом" -- вершина этого направления.

Три совершенства Ноаха противостоят трем видам допотопного растления. В

противоположность праведности -- грабеж (газель), в общем смысле

развращенного отношения к другому. В противоположность цельности хождения по

жизни -- порок, разврат (гилуль), в общем смысле развращения путей жизни. В

противоположность хождению с Богом -- то, что называется "отчужденным

служением" (авода зара), идолопоклонство. Эти три типа растления внутренне

связаны.

"И родил Ноах трех сыновей: Шема (Сима), Хама и Иефета (Иафета)"

(Б.6:10).

Все патриархи рожали первенца, когда им не было 100 лет. Ноах же родил

Шема в 500 лет. Есть разные объяснения этому. Одно из них то, что Ноаху

нужно было твердо знать, в чем именно преступления его поколения, и родить

сыновей после речи Бога к нему и во исправление испорченных человеческих

качеств. Ноах ставит своих сыновей против растлений того мира. Имена сыновей

Ноаха указывают не столько на свойства каждого из них, сколько на три

исправления (тикун) трех указанных выше типов растления допотопного

человечества.

____________

[1]Эго слово обычно переводят как "совершенный",

"непорочный"

 

В противоположность "отчужденному служению" допотопных людей Ноах ходил

с Богом и назвал первенца своего Шемом. "Шем" значит "имя". На Шеме, как и

на Адаме, лежит специфическая человеческая задача давания имен, то есть

осознавания сущностей предметов и явлений. В работе самоуглубления и

одухотворения Ноах ищет средство против звездочетства и служения идолам и

животным. Шем должен установить верное отношение человека к Всевышнему и Его

Миру.

Хам должен установить верное отношение человека к самому себе, к своей

душе, восстановить целостность хождения человека по путям жизни. Хам --

душевное тепло, внутреннее согревание от самого себя. Именно душевный холод,

недостаток душевности и высокой эмоциональности (а никак не наоборот) ведет

к загрязняющему душу разврату. Во исправление предпотопной растленности (и

прежде всего растленности из-за нарушения закона несмешения видов, закона

лемино) Ноах в Хаме предполагал поставить заслон чистоты и тепла души

человеческой. Не все, к сожалению, удавалось Ноаху.

Иефет должен был установить правильные отношения между людьми. Иефет --

открытость человека навстречу другому человеку. Посредством душевной

раскрытости (и прежде всего -- культуры, творчества) Ноах предполагал

побороть общественную аморальность и душевную отчужденность человека от

человека. Решите: сколь и это удалось ему.

Во всяком случае несомненно, что три сына Ноаха -- его заслуга. Но есть

у него особая заслуга, благодаря которой он еще до рождения сыновей "нашел

милость в глазах Бога". В чем она?

В ситуации всеобщего растления человеку все же помогает свойственная

здоровой душе сила нравственного отталкивания. И в такой среде, благодаря

этому свойству, человеку посильно стать цадиком, праведником. Но вот

остаться душою "здоровым" (еще одно значение слова "тамим"), живя в такой

среде, быть непорочным на путях жизни, стать человеком цельной жизни,

человеком, овладевшим путями своими и восходящим по Пути, -- невероятно

трудно. Властвующие в обществе идеалы злого, атмосфера всеобщего растления

мотивов и побуждений почти автоматически индуцируется в душу, сбивая ее с

Пути, лишая ее целостности и цельности.

Ноах, нам сказано, "тамим был в своих поколениях", -- даже несмотря на

их полную развращенность. Но в этом замечании Торы есть и иной смысл: только

в отношении своего поколения Ноах был тамим... В некоторых других поколениях

он, быть может, таковым не считался бы. Качество цельности души и пути жизни

вообще определяется относительно общей атмосферы жизни, в которой родился,

вырос и живет человек.

 

 

 

Бог обращался к Адаму. Он разговаривал с Каином. Но с тех пор прошла

целая эпоха, за которую не было откровения Бога человеку. И вот, за 120 лет

до Потопа (Мабуля), когда всякая плоть уже извратила свой путь на Земле, Он

вновь, через полторы тысячи лет, обращается к человеку.

"И сказал Бог Ноаху: "Конец (кэц) всякой плоти пришел перед Моим лицом,

потому что Земля наполнилась скверной (хамас) от (из-за) них. И вот Я

(вэ-hинэни) их гублю (машхитам) вместе с Землею" (Б.6:13)

Вот, оказывается, как опасно наполнять Землю скверной!

К тогдашней катастрофе Земли вела совокупность причин. Но подписывался

приговор свыше все-таки за "хамас", за постоянное и ежеминутное растление в

крупном и мелочах. Кара за преступление перед Богом или людьми --

ликвидация; так произошло с Содомом и Аморой (Гоморрой). Мабуль же не кара,

а объективная необходимость, суровый ответ (hинэни) Бога на то, что Земля

наполнилась от людей ("от них") скверной.

Допотопные поколения извратили и душу свою и плоть. Дурен оказался весь

человек, не выдержавший столкновения духа и плоти в душе и выносивший идеалы

зла в сердце. Плотская сила жизни Земли оказалась слишком сильна для него. И

Господу Богу пришлось изменить, исправить, ослабить плотскую силу Природы.

Это и есть задача Потопа, Мабуля.

Мабуль -- не только всемирное наводнение, но глубинное перетворение

всей живой плоти на Земле. Затопившие Землю воды -- всего лишь одно из

явлений Мабуля. Да и само слово "мабуль" не имеет отношения к потокам воды.

Корень этого слова -- "наваль";

так называется и процесс приведения в негодность и процесс перехода от

жизни к смерти (ср. "нафаль" -- упал, пал, "навела" -- труп, "била" --

ветшать, стариться). Мабуль есть то, что производит увядание жизни. Конечно,

Мабуль приводится "водой по всей Земле" (Б.6:17), но этим Мир возвращается в

изначальное состояние, до разделения вод во Втором Дне Творения.

Мабуль -- не естественная природная катастрофа. Воды его -- "из-под

небес" (Б.6:17) и смывают так, что ничего живого не остается. Бог нарушает

Завет Свой, поставленный в Шестой День, нарушает его для установления

другого Завета -- с Ноахом.

Бог предписывает Ноаху сделать Ковчег (Тэва). Ковчег -- символ

преображенного послепотопного Мира; он устроен так же, как та Обите



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: