По вопросам приобретения книг «Эксмо» зарубежными оптовыми 3 глава




Если в общем электрическом напряжении гроз иногда про­является антигравитационное влияние на объекты, кто-ни­будь, возможно, найдет способ заряжать антигравитацией ле­тательные аппараты и авиаторов. Если всякая работа состоит в преодолении гравитации, кто-нибудь имеет шанс совершить великое открытие в пользу всеобщей лени. Лифты небоскре­бов могут работать с половинным от нынешнего усилием. Вот идея, позволяющая совершить революцию в промышленнос­ти, но мне теперь некогда совершать революции, так что я от­даю свою идею миру со щедростью человека, который отде­лывается от ненужного ему добра.

Но таинственные исчезновения?

Мы приводим данные по таинственным исчезновениям.

Если бы я мог апеллировать к тому, что обычно называют здравым смыслом, я бы спросил, не случалось ли, чтобы не-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 35

что, таинственно появляющееся в одном месте, так же таин­ственно исчезало в другом.

«Annals of electricity» (6-499), Ливерпуль, 11 мая 1842 го­да, — «ни ветерка». Внезапно развешанное на веревках белье в едином порыве взмывает вверх. Оно движется медленно. Судя по дыму из труб, ветер над землей дует к югу, но белье направ­ляется на север.

Вот другой случай — несколькими неделями позже. Лон­донская «Times» (5 июля 1842 года) — светлый ясный день в Капарде, Шотландия, 30 июня, — женщины развешивают бе­лье. Резкий удар грома, и белье с веревок взмывает вверх. Часть падает на землю, но остальное продолжает движение и исче­зает. Имел место некоторый отбор, каковой заинтересовал меня, будучи, возможно, связан с нашими наблюдениями. Хотя действовала мощная сила, она не затронула ничего, кроме за­хваченного белья. Я задумался и о звуке взрыва, главным обра­зом потому, что эта подробность согласуется с подробностя­ми еще одной истории. Мое внимание привлекла близость этих двух событий по времени. Их разделяет несколько недель, а следующее подобное сообщение я нашел только семьдесят семь лет спустя. Разумно предположить, что в Капарде некто прочитал о ливерпульской истории и разыграл подобное же происшествие в своем городе. Другое, не столь разумное пред­положение — что кто-то в 1842 году открыл тайну телепорта-ции и, чтобы избежать ненужного внимания в одном и том же месте, экспериментировал в разных местах. Мне представля­ется достаточно вероятным, что, если телепортация существу­ет, люди способны узнать о ней и использовать ее.

— Достаточно вероятным? — спросит спиритуалист. — Не­ужели он никогда не слышал о «rapport»?

Однако я, пусть по узости мысли или консерватизму, ни­когда не обращаюсь за данными к спиритическим сеансам. Я собирал заметки о «таинственных ограблениях», подумав, не могли ли грабители использовать телепортацию в преступных Целях. Что касается «аппорта», если медиум может перенести морскую раковину из моря в свой кабинет, он мог бы извлечь и вклад из банка в пользу своего кармана. Если он это может, но не делает, с какой стати он стал медиумом? Просматривая


36 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

газеты, я внимательно искал что-либо похожее на сообщение о медиуме, который таинственным образом разбогател в го­роде, где обнаружилась недостача в банке: служащих банка об­винили в растрате и вынесли приговор, однако убедительных доказательств их вины не нашлось. Хотя обычно мне удается найти данные в «доказательство» всего, что мне хотелось бы «доказать», подобных сообщений я не нашел и потому скеп­тически отношусь к «аппорту» и считаю, что медиумы, подоб­но мне и большинству людей, не совершают преступлений потому, что не обладают выдающимися способностями. Впро­чем, возможно, существуют адепты преступления, не извест­ные как медиумы.

В июне 1919 года в Ислипе, Нортхемптон, Англия, про­изошло событие, подобное происшествиям в Ливерпуле и Ка-паре. Лондонская «Daily Express» (12 июня 1919 года) — гром­кий грохот — все белье из бельевой корзины взлетает в воз­дух. Затем белье упало на землю. Возможно, это была неудачная попытка телепортации.

Лондонская «Daily Mail» (6 мая 1910 года) — феномен в ок­рестностях Кантилланы, Испания. С десяти часов утра до по­лудня 4 мая с некого места на земле взлетали вверх камни. Слы­шались громкие разрывы. «На этом месте найдены следы из­вержения вулкана и полагают, что образовался новый кратер». Но мне не удалось найти сообщений о вулканической актив­ности в Испании как в это время, так и в любое другое. Мне вспоминается, что громкий грохот часто сопровождает дея­тельность полтергейста.

В «Nile's Weekly Register» (4 ноября 1815 года) сообщение о камнях, которые поднимались с поля под Улбертоном в окру­ге Ульстер, Нью-Йорк — видели, как эти камни, поднявшись на три-четыре фута от земли, затем двигались по горизонтали на расстояние тридцать-шестьдесят футов.

В открытом поле случались водяные дожди на строго оп­ределенном участке из неизвестного источника. Мы выслуша­ем некоего доктора Нила. Он отловил не каких-нибудь не­определенных насекомых, а конкретно Proconia undata Fab. У каждой тайны есть свой рыботорговец. Рассматривая его как фигуральное выражение, ему не обязательно торговать рыбой. Он может носить имя Смит, ОЪрайен или Proconia undata Fab.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 37

Но обычно считается, что в Англии в зимний период чле­ны семейства Proconia не проявляют активности и не годятся для объяснений. В «Chorley Standard» (Ланкастер, 15 февраля 1873 года) описывается волнение в городке Экклстон. В Банк-хаус, где проживали две пожилые женщины и их племянница, начиная с 1 февраля текла вода, казалось, с потолка. Промокла мебель, обитательницы дома встревожились. Казалось, что капли падают с потолка, но «на самом потолке незаметно было ни малейших следов сырости, он выглядел совершенно сухим». См. выше историю мистера Гроттендика, о появлении под по­толком или крышей объектов, не оставлявших следов по­вреждения материала. Снова открытость. Дом набит соседями, собравшимися посмотреть на дождь. Эти факты осложнят су­ществование медиумам-спиритам, настаивающим на соблюде­нии особых условий, замкнутости или по крайней мере полу­мрака в случаях, когда медиуму докучают скептики или хотя бы вежливо сомневающиеся поклонники. Если кому-то из них и устроили взбучку, то сравнительно немногим. В этом доме никто не запирался в кабинете. Там не было логиков. Никто не доказывал со всей убедительностью, что, скажем, химику нуж­ны особые условия, иначе его реакции не пойдут. Никто не на­помнил, что, например, для проявления фотографии необхо­димы особые условия, темнота или полумрак.

На мой взгляд, похоже, что в том, что вольно именуют При­родой, телепортация существует повсюду как средство распре­деления предметов и материалов и что люди иногда овладева­ют этой силой, большей частью бессознательно, но иногда и в результате исследований и экспериментов. Говорят, что у ди­ких племен имеются «вызыватели дождя», и, возможно, среди дикарей найдутся мастера телепортации. Несколько лет назад я бы сверху вниз взглянул на того, кто сказал бы мне это, одна­ко многие из нас уже не столь склонны осуждающе цокать язы­ком, как в былые времена. Возможно, в цивилизованном об­ществе, научившемся делать запасы, способность вызывать Дождь отмерла за ненадобностью и все же иногда еще прояв­ляется.

Возможно, читая то, что большинство читателей сочтут глу­пыми байками о падении камешков, мы пророчески ощущаем присутствие космического созидания — или что некогда сама


38 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

эта Земля создавалась потоками камней, телепортированных из иных частей Вселенной. Грохот падающих островов — гру­дами наваливаются континенты — и затем — космическая шутка — или жалкие остатки великого действа — сила, неког­да воздвигавшая пики Скалистых гор, ныне швыряется камеш­ками в крестьян под Трентоном в Нью-Джерси.

Итак, я допускаю существование силы и использование ее, большей частью бессознательное, человеческими существами. Возможно, если некто является тем, что, как нам кажется, под­разумевается под словом «медиум», и горячо ненавидит кого-либо, он способен усилием воображения направить посред­ством телепортации град камней на своего врага.

Вода падает на дерево в Оклахоме. Об этом рассказывает журнал по энтомологии. Вода падает в доме в Экклстоне. Я про­чел об этом в спиритуалистском издании, хотя за фактами об­ратился к газетам. Такова изоляция, или специализация орто­доксального подхода. Я рассказываю о падении воды на дере­во в Оклахоме и о падении воды в доме в Экклстоне и считаю, что оба феномена суть проявления одной силы. Я пытаюсь снести несправедливо прочерченные границы; вывести фак­ты из-под узкого луча зрения спиритуалистов, астрономов, ме­теорологов, энтомологов; я также отрицаю исключительное право на слово и мысль метафизиков и богословов. Но я заин­тересован не только в объединении, но и в совмещении неко­торых несообразностей и в обнаружении их общности. Я силь­но ощущаю ту свежую силу, которая исходит от сочетания чуж­дых друг другу идей. Это экзогамия мысли — оплодотворение извергающегося вулкана дождем лягушек — или смешение съедобной субстанции, падающей с неба, с необъяснимым появлением Калиостро. Но я — первопроходец, а не пурист; такая попытка представить друг другу блудные мысли может обладать евгенической ценностью, как романтическая любовь для иных домов, пользующихся недоброй славой. Я, разумеет­ся, не надеюсь совместить промискуитет с респектабельнос­тью. Но, возможно, впоследствии некоторые из этих союзов будут заверены свидетельствами установленного образца.

Иной раз в том, что я называю «телепортацией», кажется, существует агент-посредник, а иной раз нет. То, что агент не обязательно должен быть человеком и не имеет никакого от-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 39

ношения к «душам усопших», подтверждается, я полагаю, если мы согласимся с существованием «оккультных способностей» у деревьев. Где-нибудь в другом месте мне покажется более яс­ным выражением моей мысли пример голубя, летящего к дому, или стай перелетных птиц в качестве примера телепортации или квазителепортации. Сколько я могу судить, «посредниче­ство» детей упоминается так часто потому, что «оккультные силы» на ранней стадии развития человечества были более вы­ражены и гораздо более необходимы для существования че­ловеческих сообществ, нежели теперь, когда политические и технические механизмы установились и даже, в некотором роде, работают; так что в детях как атавизм проявляются силы, которые человечество в основном переросло.

Хотя в настоящее время я не числюсь любимцем святых от­цов, но ожидаю со временем причисления к лику святых, по­скольку в моей общей идее сквозит представление, что все рас­сказы о чудесах — не ложь или не совсем ложь и что в условиях средневековья на Среднем Востоке во множестве совершалось то, из чего мы ныне в значительной степени, если и не совсем, выросли. Всякий, кто принимает доктрину относительности в широком смысле, должен согласиться, что феномен, суще­ствующий относительно одной эпохи, может не существовать или быть не так выражен относительно другой эпохи. Я более или менее допускаю все, во что благочестиво веруют люди ре­лигиозные. В собственных глазах я предстаю модернизацией старомодного атеиста, одним махом отрицавшего все, что не укладывалось в его неверие.

Возможны, конечно, и другие объяснения «оккультных спо­собностей» детей. Например, что в детях иной раз проявляет­ся не атавизм, а опережющее развитие, предвещающее фор­мирование человеческих способностей в будущем, — посколь­ку их умы не стеснены догмами. Затем они поступают в школу и лишаются своего превосходства над взрослыми. Редкие вун­деркинды переживают школьное обучение.

Выдающееся предположение, которое, однако, как и мно­гие другие предположения, я здесь не имею возможности раз­вивать — что если телепортация существует, то ее можно ис­пользовать. Ее могут использовать с преступными целями или использовать в коммерции. Грузы, доставляемые без кораблей


40 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

и поездов, могут быть видением будущего. Возможна телепор-тация с планеты на планету.

В целом, так много фактов связаны с шутками, розыгры­шами и легкомыслием, что я задумываюсь о происхождении многих практических изобретений от игры и игрушки. Сегод­ня совершенно серьезные миллиарды долларов извлекаются из игр и игрушек, которые заставили работать. Миллиарды смешков и ухмылок породили самодовольную серьезность толстого банковского счета. Впрочем, это лишь рассуждение, в котором нет ничего, кроме логики и доказательств, к тому же миллиарды смешков так и не превратились ни во что более существенное — хотя с чего я взял, что существует что-то бо­лее существенное, чем смех?

Если в других мирах или в других частях нашего относи­тельно малого мира есть существа, значительно опередившие жителей Земли, то, возможно, эти существа уже телепортиро-вались на нашу Землю. И не нашли на ней ничего интересно­го. Или, возможно, самые отсталые из них почувствовали себя здесь как дома и решили задержаться или даже остаться на­всегда. Я представляю этих ребят отбросами своего общества; конечно, они скрывают свое происхождение; выглядят, может быть, чуточку иностранцами; их притягивает варварство, дав­но отринутое их собственной расой. Чувство, которое време­нами манит из иных миров на нашу Землю, представляется мне сродни желанию, возникающему временами у многих из нас, отправиться на острова Южных морей и вести жизнь дикарей. Отверженные, перенесенные на эту Землю не предадутся — кроме совсем уж отсталых — тому, что мы называем порока­ми, а, скорее, тому, что в их прогрессивном обществе считает­ся неприличным или по крайней мере непечатным. Они по­грязнут в нашей религии... Они, утратив всякое чувство при­личия, станут профессорами колледжей. Падению стоит только начаться, а там покатишься. Они кончат тем, что ста­нут членами Конгресса.

Есть и другая точка зрения, для которой я как раз подби­раю материалы.

«New ^кЬгк Times» (6 декабря 1930 года) — «Множество по­гибших: 300 человек в Бельгии поражено ядовитым туманом, паника охватила страну. Происхождение его остается тайной.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 41

Вспоминаются сцены военных действий». Возможно, это и были военные действия.

По большей части научные объяснения оказались таковы, каких и следовало ожидать, однако в «New York Telegram» (6 де­кабря) цитируются слова профессора X. X. Шелдона: «Если в долние Мойсе действительно распространился ядовитый ту-ман, с научной точки зрения правомерен вывод, что это пред­намеренное деяние неких мужчин или женщин».

Возможно, обитатели иных миров, или иных частей наше­го существования-организма, объявили войну этой Земле и сбрасывают на нее, порой под покровом тумана, ядовитые газы. Я располагаю сообщениями, которые как будто указыва­ют на нечто в этом роде, однако с неохотой отказываюсь от этой интересной идеи в приложении к событию 5 декабря 1930 года, поскольку оно связано с другим феноменом, о ко­тором я расскажу позже.

Всего через две недели после трагедии в Бельгии появля­ется рыботорговец. Автор редакционной колонки в «New^brk Herald» (19 декабря 1930 года) начинает процесс догматиза-ции, уничижения и затуманивания, каковой неизменно при­меняется к событиям, не укладывающимся в основную норму так называемого знания. «Можно заподозрить, что ищущий сенсаций газетчик, подсчитывающий умерших сумрачным днем в дымном заводском городке на реке Аллжени, способен сочинить историю, недалеко ушедшую от бельгийской».

В Бельгии погибло семьдесят семь мужчин и женщин. Ина­че говоря, для всех этих событий всегда найдется обыденное объяснение, стоит только призвать на помощь свой здравый смысл.


Л

евятого января 1907 года мистер Маклафлин из город­ка Маллиган в округе Дерри, Ирландия, не зажигал красного фонаря. Ни он, ни его сестра, ни племянница, ни служанка. Они не запирались в особой камере или кабине­те. Но представление, разыгравшееся в их доме, выглядело так, будто они слишком хорошо умели пользоваться фосфо-ресцентной краской, а мистер Маклафлин нацепил фальши­вые усы. Феномен проявился при дневном свете и в атмосфе­ре, настолько лишенной мистицизма, что в ней наличество­вали свиньи и соседи. Если медиум-спирит умеет исполнять свои трюки, то ему ни к чему особые условия, как химику ни к чему гасить свет, начинать проведение реакции с пения гим­на и запрашивать, присутствует ли здесь химическая сущ­ность, обладающая связью с субстанцией, известной под име­нем «водород»..

Мистер Маклафлин чистил дымоход от сажи. Я задумыва­юсь, нет ли тут связи. Сообщают, что феномен возник немед­ленно после чистки. Появилась струя сажи из не поддающего­ся определению источника. Сажа полетела по комнате и из комнаты в комнату, независимо от направления сквозняков, иногда против движения сквозняка. Имел место также поток камней, или бомбардировка. Около тридцати стекол были вы­биты камнями, при свете дня, некоторые — в присутствии со­седей. Так рассказывают корреспонденты «Deny Journal» и «Coleraine Constitution», которых послали расследовать проис­шествие. Возможно, в этом доме была девочка 14 или 15 лет, но что касается возраста племянницы мистера Маклафлина и его служанки, мне не известно никаких подробностей.

Общепринятый научный, или рыботорговский, прием тре­бовал бы изобрести какое-то объяснение для золы и забыть о


ВУЛКАНЫНЕБЕС 43

камнях. Будь у людей получше память, науки было бы гораздо меньше. Поток камней можно объяснить проделками сосе­дей — если забыть о золе.

Наши факты испытывают на себе иго двух тираний. С од­ной стороны, спиритуалисты произвольно посягают на все странные события, приписывая их «усопшим». С другой — дог­матическая наука выносит приговор всему, что не втискива­ется в ее систему. Ученый подбирает ответ на задачу, как жен­щина в лавке подбирает по цвету ленточку к платью. Спирит заглатывает все подряд, руководствуясь лишь чувствами. Один слишком разборчив, другой слишком непритязателен. Воз­можно, в сравнении с этими двумя мы когда-нибудь будем счи­таться образцом хороших манер.

i Дождь лягушек, и червей, и улиток — а теперь еще и дождь ногтей. «St. Louis Globe Democrat» (16 декабря 1888 года) — де­пеша из Браунсвилля, Техас, — что в ночь на 12-е на маяке мыса Изабель, где проживает миссис Шрайбер, вдова недавно скон­чавшегося смотрителя, просыпался дождь ногтей. На следую­щий вечер, после наступления темноты, дождь повторился. Для разнообразия сыпались еще и комья земли и раковины уст­риц. Бомбардировка затянулась. Собравшиеся люди видели, как сыплются в основном ногти, но не смогли найти источни­ка, откуда они сыпались.

В «Human Nature» (март 1871 года) история зерна, выле­тавшего из запертого ларя в Бахмане, Вирджиния. Но в этом случае, говорят, видели привидение, а я стараюсь не втягивать призраков в свои истории.

Случались денежные дожди в общественных местах. Я скру­пулезно переписываю газетные сообщения, но, верно, с моей скрупулезностью что-то случилось, потому что я убрал выпис­ку, не записав в каталог, и теперь мне ее не найти среди при­мерно 60 000 других. Одна история касалась монет, которые несколько лет назад несколько дней падали временами на Тра­фальгарскую площадь в Лондоне. Желающие подобрать монет­ки мешали движению, так что вмешалась полиция, но в здани­ях, окружающих площадь, ничего не нашли. То там, то здесь звенела монетка, зеваки бросались подбирать, и полиции это нравилось все меньше и меньше. Полиция провела расследо­вание.


44 чарльз форт

Может быть, это экспериментировал кто-то, обучающий­ся телепортации. Мне бы и самому это показалось увлекатель­ным, если бы не обходилось так дорого.

Какой-то скупердяй несколько лет назад в Лондоне забав­лялся с пенни. «New York Evening World» (18 января 1928 года) — дождь медных монет и кусочков угля в доме в Баттерси, в Лон­доне, где проживает семья Робинсонов. «Робинсоны — образо­ванные люди и не допускают мысли о сверхъестественном вме­шательстве. Однако они в полном недоумении и заявляют, что феномен имел место в замкнутых помещениях, что исключает возможность подбрасывать предметы извне».

В настоящее время мало надежды, что такие феномены уда­стся понять, поскольку все теперь — логики. Почти всякий рас­суждает так: «Это не сверхъестественное вмешательство, сле­довательно, описываемое явление не происходило». Однако сквозь иные замкнутые черепа, почти без посредства ушей, глаз и носов, говорящих нам обычно то, что им положено говорить, проникает мысль, что потоки монеток и кусочков угля могут быть столь же естественны, как потоки воды. Те, кто уже до­стигли этой стадии посвящения, могут перейти к следующим стадиям того, что с нами творится.

30 августа 1919 года — дом приходского священника в Су-онтон-Новерс, близ Мелтон-Констебл в Норфолке, Англия. С потолка и из.стен «прыскает» нефть. Решили было, что дом стоит над нефтяным источником и жидкость просачивается наверх, однако лилась не сырцовая нефть — это были пара­фин и бензин. За нефтью последовал водяной дождь. Нефть лилась из одной точки со скоростью примерно кварта за де­сять минут. С ней капал метиловый спирт и масло сандалово­го дерева. В сообщении, датированном 2 сентября, говорится, что под источник поместили емкости и набрали около 50 гал­лонов нефтепродуктов. Из тринадцати дождей, пролившихся 1 сентября, два были водяными.

В этой истории очень важно отметить, что нефть и вода появлялись в таких количествах, что священник, преподобный Хью Гай, вынужден был перебраться вместе с мебелью в дру­гой дом.

«Times» (9 сентября) — «Разгадка норфолкской тайны». Нам говорят, что мистер Освальд Уильяме, «иллюзионист», или вол-


ВУЛКАНЫНЕБЕС 45

щебник сцены, со своей женой провел расследование и уви­дел, как пятнадцатилетняя служанка вошла в дом, несколько дней простоявший пустым, и выплеснула стакан воды, кото­рую они заранее подсолили, на потолок, а потом закричала, что снова пошел дождь. Они перекрыли все водоснабжение в доме, а вокруг расставили воду в мисках и стаканах, заранее подсолив ее, чтобы можно было идентифицировать.

По словам мистера и миссис Уильяме, они из укрытия подсмотрели, как девушка выплеснула воду, после чего вы­скочили из тайника и предъявили ей обвинение. К большому удобству науки и совершенно не принимая во внимание мыслительные способности читающей публики, мистер Уиль­яме пересказал эту историю репортерам, триумфально за­вершив ее сообщением, что девушка призналась. «Она при­знала, что проделывала это, и наконец сломалась и выложила все начистоту».

«Times» (12 сентября) — девушка опрошена представите­лем норфолкской газеты — отрицает, что признавалась, — от­рицает, что устраивала какие-либо фокусы, — отрицает, что Уильямсы прятались в тайнике, — говорит, что действительно заходила в дом с мистером и миссис Уильямсами, и что на по­толке появилось мокрое пятно, и что ее облыжно обвинили в выплескивании воды.

«Согласно утверждениям девочки, она ни разу не остава­лась одна на кухне». Лондонская «Daily News», (10 сентября). «Она настаивает, что стала жертвой обмана и что на нее ока­зывали сильное давление, вынуждая признаться, что она вы­плеснула соленую воду на потолок». «Мне сказали, — расска­зывает она, — что если я сию минуту не скажу, что это сделала, то отправлюсь в тюрьму. Я сказала, что я этого не делала».

Интересуясь способами сокрытия фактов, я собирал све­дения о том, какими способами «давят» на девочек. В лондон­ских газетах не появилось никаких подробностей «давления». «Norfolk News» (8 ноября) — что на сессии суда Холт Петти раз­биралось дело девочки Мэйбл Луизы Филлипо — в других от­четах имя пишется как Филлипс — с жалобой на мистера Ос­вальда Уильямса, обвинявшегося в том, что угрожал ей. Девоч­ка рассказала, что миссис Уильяме несколько раз ударила ее по лицу, а потом представляла ее лицо, покрасневшее от уда-


46 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

ров, как свидетельство вины. Миссис Филлипо свидетельство­вала под присягой, что, когда она пришла в дом священника, ее дочь тут же сказала, что ее побили. Преподобный Хью Гай был приведен к присяге, но не утверждал, что он в то время находился в доме. По показаниям из других источников, его в то время в доме не было.

Говорят, что судебная процедура в Великобритании превос­ходит то, что известно под этим названием в Соединенных Штатах. Я не могу назвать какую бы то ни было судебную про­цедуру превосходящей что бы то ни было. Мистер Гай, кото­рого там не было, засвидетельствовал, что он не видел, как де­вочку били, и я не нашел упоминаний, чтобы адвокат девочки возражал против этого свидетельства. Дело было закрыто.

А вот документ, закрывающий расследование. Это письмо мистера Гая, опубликованное в «Times» 13 сентября. Мистер Гай пишет, что пробовал на вкус воду с потолка и она оказалась солоноватой, поэтому он придерживается мнения, что ее вы­плеснула девочка. Очень вероятно, что в воде было немало соли, если вспомнить, сколько солонины и ветчины висит под потолком каждой кухни.

Если верить мистеру и миссис Уильяме, девочка призна­лась. Но см. письмо мистера Гая в «Times» — девочка не при­знавалась.

Значит, согласно письму мистера Гая, Уильямсам доверять невозможно. Однако мы увидим, что нельзя доверять и мисте­ру Гаю. Конечно, я собираюсь под конец поговорить о фото­графии, но и фотографии нельзя доверять. Я не вижу, как наш способ рассуждений может к чему-то привести, если ни на одно явление невозможно положиться. Я придерживаюсь мне­ния, что, если мы вступаем в эпоху пересмотра взглядов на факты, которые в прошлом считались презренными и достой­ными осмеяния, ожидается единовременный поворот множе­ства умов в их пользу, и то, что эти умы полагали логическим рассуждением, станет лишь дополнением к общей умственной склонности.

Расследование прекратил мистер Гай. Следующее место из его письма послужило прекращению расспросов и исчезно­вению тайны: «совсем немного нужно было, чтобы устроить безобразие».


ВУЛКАНЫНЕБЕС 47

Смысл этого утверждения в том, что хотя галлоны или баррели нефтепродуктов стоимостью в сотни долларов невоз­можно приписать проделками девочки, зато «совсем немно­го» — вполне возможно.

Потоки лягушек — потоки червей — потоки лжи — читаем:

Лондонская «Daily Express» (30 августа): «Приходской свя­щенник в ответ на запрос "Daily Express" о последних ново­стях сообщил следующее:

"Редактору «Daily Express»:

В понедельник прибыл технический эксперт. Капель объяс­няется выделением 8 августа бензина, метилового спирта и па­рафина. Дом покинут: опасные испарения, затронуты все по­мещения. Скорее ливень, чем капель... Гай"».

Согласно другим сообщениям, пролилось значительное ко­личество жидкости. В лондонской «Daily News» опубликованы доклады архитектора и химика с описаниями обильного ис­течения ее. В норвичских газетах сходные отчеты. Например, представитель одной нефтяной компании, которого попро­сили высказать свое мнение, посетил дом и собрал в таз два галлона нефтепродуктов, натекших за четыре часа из одной точки. Мне не удается вообразить, каким образом девочка мог­ла устроить такой фокус. Пока нефтяник, например, проводил свое обследование, дом был полон народа. Но кажется, бессоз­нательно она действительно была к этому причастна. Первая капель обнаружилась в ее комнате. Потолок сначала просвер­лили, потом сняли, но не обнаружили никакого объяснения. Затем еще один волшебник сцены, мистер Н. Маскелин, отпра­вился в дом в Суонтон-Новерс в расчете обнаружить секрет трюка. Возможно, появление конкурента и заставило поторо­питься мистера Уильямса. Но мистер Маскелин не нашел ника­кого объяснения тайне. По его словам — «Daily Mail», 10 сен­тября, — за то время, что он вел наблюдения, «оно текло бар­релями».

Насколько эффективно для прекращения расспросов слу­жит история о девочке и «совсем немного нужно», видно по тому влиянию, которое она оказала на Общество психических исследований. См. «Journal of S. P. R.» (октябрь 1919 года). Пись­мо мистера Гая в «Times» закрывает вопрос. Ни следа противо­речащих ему утверждений. Общество не начинает расследо-


48 чарльз форт

вания. «Немногое» можно объяснить так, как положено объяс­нять, а «баррели» следует предать забвению. Дело закрыто.

Если преподобный Хью Гай сначала называет «ливнем» то, что заставило его перевезти все свои столы, кресла, кровати, ковры и все прочее — к чему я отношусь вполне серьезно, по­тому что сам не так давно занимался переездом, — а затем го­ворит о «совсем немногом», почему никто не попросил его объяснить такое противоречие?

Я написал мисгеру Гаю, попросив у него объяснений и ддя порядка затребовав уведомления о вручении письма. Ответа я не получил.

В лондонской «Daily Mail» (3 сентября 1919 года) представ­лены две фотографии нефти, капающей с потолков в двух раз­ных комнатах. Отчетливо видны крупные капли.


К

ровь, источаемая «святыми образами». Я держусь мнения, что, хотя доказать что бы то ни было невозможно — поскольку, если все феномены есть про­должение друг друга, не существует в конечном счете никаких феноменов, — назвать доказанным можно все, что угодно, — поскольку, если все феномены являются продолжением друг друга, то самая нелепая чушь так или иначе связана с самыми устоявшимися верованиями. Будь у меня время на лишнюю работу, я бы предложил читателям выдумывать безумные тео­рии и присылать их мне, а я бы выбирал из них самые безум­ные и в изобилии подбирал бы данные, которые представили бы их в разумном виде для всякого, кому хочется считать их разумными.

В прежние времена я считал рассказы о «святых образах, источающих кровь», не менее смехотворными, чем все про­читанные мною учебники по астрономии и географии, а так­же и трактаты по механике и экономике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: