По вопросам приобретения книг «Эксмо» зарубежными оптовыми 4 глава




Ну так что же случилось?

Мне пришло в голову, что рассказы о крови, текущей из «святых образов», вполне согласуются с нашей идеей теле-портации. Вследствие чего то, что мы прежде презирали, ав­томатически становится чем-то разумным. Хотя я временами злобствую по поводу научной методики, но сам нелицемерно придерживаюсь научного подхода к своим представлениям. Я столь же строго держусь фактов, как любой профессор кол­леджа или зулусский знахарь.

В качестве отправной точки предлагаю принять, что если потоки воды иногда появляются в неких точках внутри объек­тов, именуемых «домами», отсюда можно довольно плавно пе­рейти к допущению, что другие жидкости могли появляться в


50 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

точках, именуемых «святыми образами». Переход получится еще более плавным, если мы докажем, что в объекте, имену­емом «домом на Суонтон-Новерс» появлялись и другие жид­кости.

Телепортация возможна, и возможно, ее секрет уже столе­тия как известен посвященным. Может быть, священнослужи­тели, особенно в прошлом, когда они могли быть в некотором смысле полезны для общества, умели телепортировать крас­ную жидкость, или кровь, в точки на святых образах. Они мог­ли выступать как «агенты», способные проделывать это не со­знавая, каким образом добиваются результата. Если я могу до­пустить, что все наше бытие есть организм, то могу допустить также, что, если так называемое чудо способствует организа­ции его вещества в социальные структуры и их координации, то так называемые чудеса происходят. Единственная слабость этого доказательства в том, что оно упускает из вида отсутствие надобности в чудесах. Если требуется вера в чудеса, достаточ­но сказать, что чудеса случаются.

Мы выразим свою мысль в терминах некоторых других на­ших мыслей. Если аккуратно, чтобы не сказать изысканно, рас­положить идеи, этого вполне достаточно, чтобы впечатлить всякого, кто желает впечатлиться.

На открытой местности случались таинственные, или чу­десные, водяные дожди. Затем появлялись человеческие суще­ства, по-видимому выступающие агентами, и подобные же дожди начинались в домах.

На открытой местности происходят электрические явле­ния, известные как молнии. Общее сводится к частному, и че­ловеческие существа используют электричество в своих домах или в образах, которые у них называются машинами. Иначе говоря, электрики — опытные «агенты» в использовании силы молнии.

На открытой местности выпадают осадки из красной жид­кости.

В «La Nature» (25 сентября 1880 года) профессор Ж. Брюн из Женевского университета пишет, что под Джебель-Секра в Марокко он слышал рассказы о падении с неба крови. Он по­бывал в местности, из которой пришло известие об этом фе­номене. Он говорит, что, к своему изумлению, он обнаружил


ВУЛКАНЫНЕБЕС 51

там камни и растения, покрытые чешуйками красного блестя­щего вещества. Исследовав образец под микроскопом, он об­наружил, что вещество состоит из крошечных организмов, которые он определил как Protococcus fluvialis.

В определении можно усомниться. Мне оно не нравится. Легкость, с какой всякий пишущий подхватывает любое утвер­ждение личности, не присутствовавшей на месте событий, за­ражаясь ее заблуждениями, становится утомительной, но я, если уж пишу эту книгу, буду писать ее в победном тоне.

Итак, в определении можно усомниться. Для начала заме­чаем сообщение профессора Брюна, что организмы не имели особенностей названных им водорослей, а были простыми, внутреннее строение их вычленить не удалось.

Чтобы объяснить этот факт, профессор Брюн, по-видимо­му опомнившись от изумления, предполагает, что это были мо­лодые организмы. Но скопление исключительно молодых про­тококков столь же странно, как, скажем, огромное скопление в Центральном парке человеческих младенцев без присутствия их родителей.

Это объяснение есть сублимация склонности к сегрегации. Оно апеллирует к захвату, к утонченной дискриминации. Где-то в болоте, уверяет профессор Брюн, находилось множество протококков — зрелых, среднего возраста и детенышей — или, как он выражается: «всех размеров». Мимо пролетал смерч. На­хватав наугад крошечных водорослей, этот огромный грубый вихрь с микроскопической точностью отделил молодые про­тококки от старых, соответственно различиям в массе. В од­ном месте он выбросил осиротевших родителей, а под Дже-бель-Секра пролился дождь из маленьких красных сироток.

Опомнившись от уныния, в которое ввергла нас эта траги­ческая картина, вспомним, что из всех организмов простей­шие, или наименее сложно устроенные, — красные кровяные тельца. Так или иначе, вот вам классический ученый, призна­ющий, что с неба пролилась красная жидкость. У меня найдет­ся еще около дюжины сообщений о красных жидкостях, кото­рые не были окрашенными пылью дождевыми каплями. В не­скольких случаях вещество определяли как кровь.

Или что когда-то, давным-давно, или некогда, в древние времена к этой Земле по артериям пространства поступал


52 чарльз форт

красный поток примитивной плазмы, затопившей континен­ты, и из нее, согласно плану, цели, намерению или предназна­чению, правящему развитием всякого организма, развились высшие формы жизни...

И, что может быть, этот механизм не полностью прекра­тил работу, так что до сего дня сказываются последствия или чрезвычайно слабые проявления его действия...

И что если человеческое существо когда-либо выступало «агентом», направляющим эти потоки, то это всего лишь све­дение общего к частному

Когда-то давным-давно среди тех из нас, кто причисляет себя к просвещенному обществу, модно было отвергать все истории о «чудесах Лурда». К гонению на эти истории больше всего причастны врачи. За всякой всеобщей верой и всеоб­щим неверием прячется чей-то карман. Однако в наше время для объяснения этих чудес популярна идея самовнушения. И кое-кто из тех, кто не видит в этом деле своей выгоды, начи­нает размышлять. Я хочу указать на существующую тенден­цию отвергать и факты и объяснения просто потому, что объяснения кажутся непригодными. Многие из наших дан­ных оказываются в том же положении, что и феномены Лурда. Право на объяснения захватили богословы, спиритуалисты, а ученые, вместо того чтобы дать отпор узурпаторам, отрицают факты. Оттого ли, что мне хочется их допустить, или по иной причине, но я теперь допускаю, что феномен стигматов или источение крови из неких точек на живых образах действи­тельно имели место.

Те, кто отрицает феномен стигматов, скорее всего, не чи­тали или давно не читали историю Луизы Лато, к примеру Надо быть очень застарелым противленцем, чтобы не верить этой истории через полчаса после прочтения. Самую свежую исто­рию — Терезы Нейман из деревни Коннерсрут под Мюнхеном в Германии — см. в «New York Times» (18 апреля 1928 года). За последние годы были сообщения о нескольких подобных слу­чаях в Соединенных Штатах. Кровотечение из определенных точек на живых подобиях божьих приводит нас к кровотече­нию рисованных подобий. Если человек допускает существо­вание феномена стигматов, требуется не слишком чудовищ­ное напряжение для переноса явления от тела к статуе.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 53

«В субботу (21 августа 1920 года) все статуи и священные изображения в доме Томаса Дуона в Темплморе, Типперери, Ирландия, начали кровоточить». См. газетные сообщения от 24 августа.

Мальчик Джеймс Уолш, благочестивый юноша шестнадца­ти лет от роду, стал центром феномена, о котором сообщают изТемплмора. Возможно, кровоточащие статуи и образа — его шуточки.

Все мальчики и девочки — немножко злодеи. Это обобще­ние — из тех, в котором почти уверен, пока не начинаешь его внимательно рассматривать. После этого по причине единства всего оказывается невозможным определить мальчиков и де­вочек, потому что нельзя провести определенную границу между детьми и взрослыми. Также сливаются злодейство и доб­родетель. Что ж, не пытаясь ничего доказывать, скажу только, что если мальчики и девочки, фигурирующие в этой исто­рии, — злодеи, то это весьма искусные маленькие злодеи.

«Города в развалинах — страшное кровопролитие — бомбы и пожары — ужасающая цепь убийств — дьявольский ванда­лизм — жесткость и терроризм — виселицы, засады, налеты».

Какие бы ассоциации все это не вызывало, я ссылаюсь на положение в Ирландии в то время.

Вот один из газетных заголовков, рассказывающий о пос­ледних событиях: «Царство террора в Ирландии — ужасная резня — устрашающее количество убитых — геноцид — ужас и кровопролитие».

За пять дней до первого сообщения о феномене в Темпл­море на город был совершен налет. Сожгли ратушу, унич­тожили другие здания. Темплмор замер в ужасе. Все магазины закрылись. Мало кто осмеливался выйти на улицу. На дороге в Темплмор не было ни единой повозки. Часть города лежала в руинах. Забытое богом и покинутое божествами торговли место.

Я цитирую «Tiperrary Star»:

«В доме Дуона и его невестки миссис Майер, где жил и ра­ботал молодой Джеймс Уолш, одновременно начали кровото­чить статуи».

Новость просочилась из домов и разошлась по дорогам. Ее разносчики крались среди руин и опустошения. Они шмыга-


54 чарльз форт

ли от фермы к ферме, и люди выходили из домов. Они шли в Темплмор, чтобы увидеть. Они собирались гуртами. Дороги стали шумными. Звук копыт и скрип колес — люди, лошади, простые телеги и новенькие повозки горожан — рогатое сред­невековье — или новый крестовый поход на колесницах, с которых летят пивные бутылки — и анахронизм — всего лишь одна из самых смешных ошибок Жизни, Природы, или Орга­низма, или как там зовут того художника, который создает сей шедевр. Дороги забиты ревущими толпами. Цепочки народа превращаются в тысячеголовые колонны. Надежда и любопыт­ство, благочестие, и восторги, и желание устроить праздник: просто ради забавы, или чтобы писать письма в газеты, разоб­лачая фальшивку, или найти доказательство религиозного уче­ния — но вряд ли все это можно объяснить только в терминах человеческих чувств; это была громада, подобная иным изве­стным мне движениям жизни, о которых я еще расскажу. За­тем весть, взбудоражившая Ирландию, разлетелась по свету.

Ужас, внушавшийся этими поющими процессиями, воз­можно, объяснялся ритмом их маршей. Они пели свою песнь на долгом, долгом пути, и прибывающие пароходы подхваты­вали ее вместе с грузом. Туристское агентство Кука разослало запросы, могут ли гостиницы Темплмора принять 2000 палом­ников из Англии. Запросы рассылали шотландцы, англичане, французы — туристские агентства Соединенных Штатов, ев­ропейских стран и Японии. Волна, поднятая этим волнением, ударила в столовые горы Южной Африки, прибой захлестнул Кейптаун, народ сбивался в комитеты, которые высылали ко­миссии. Капли крови со статуэтки святого в Ирландии — и поток тюрбанов забивает дороги Индии — полки пилигримов выступают из Бомбея. Я далек от того, чтобы делать из этого религию, однако, то, что заправляло всем этим, сумело бы за­ставить шляпки покинуть Голливуд. Сумел ли кто-нибудь на­житься на красных чернилах или нет, скрыто волнами ис­тории. Американцы покидали Париж и Лондон ради городка, о котором мир прежде и не слыхивал.

Сообщали о других феноменах, которые могли быть про­явлениями телепортации. На земляном полу комнаты юного Уолша вмятина размером примерно в чайную чашку напол­нилась водой. Сколько бы ее не осушали — а из нее черпали


ВУЛКАНЫНЕБЕС 55

тысячи людей, — вода из неведомого источника неизменно возвращалась в точку появления.

Тема «святых источников» предстает передо мной как бо­гатое поле неисследованных данных. О чем я не подумаю —-всюду передо мной забытые и неисследованные факты. Ста­туэтки в комнате Уолша кровоточат и, как в историях о пол­тергейсте — или как в других случаях с полтергейстом, — не­видимая сила передвигает предметы.

Я обращаю внимание на рассказы о предметах, которые двигались в присутствии мальчика, потому что едва ли можно сказать, что они шли на пользу священнослужителям, зато можно сказать, что они обычны в оккультных феноменах, свя­занных с подростками. Я сейчас предлагаю объяснение темпл-морского феномена, столь же удовлетворительное, как любое произведение человеческого разума. Дарвин пишет книгу о видах. Но что представляет собой вид? Он не знает. Ньютон объясняет все в терминах гравитации. Но что такое гравита­ция? Здесь он останавливается. Я объясняю происшествия в Темплморе в терминах полтергейста. Есть вопросы? Но я тре­бую признать и во мне ученого.

Из Темплмора сообщают о чудесных исцелениях. Не вижу связи между телепортацией и исцелением: зато вижу, что если люди уверуют, что некое чудо, вроде нового зверя в зоосаде, обладает целительной силой, перед клеткой этого зверя оста­нется груда костылей.

Пешеходы, велосипедисты, автомобили, тележки с ослика­ми, шарабаны, калеки на тачках, кабриолеты, поезда, устрем­ляющиеся из Дублина вне расписания. Один из самых тихих старых городишек превратился в суматошное местечко. Из ближних и дальних селений доносят о забитых тысячами странников улицах. В селениях не хватает места. Обломки, выброшенные людской бурей, спят на ступенях домов. Полу­разрушенный Темплмор оброс лесом палаток. Этот новый па­латочный городок назван Пилигримсвиллем.

Я не нашел определенных сообщений о кровоточащих ста­туях. См. сообщения, появившиеся в различных номерах «Tipperary Star». Они вполне убедительны, или они — сказки для взрослых детишек. Я мог бы заполнить ими целые страницы, но это означало бы, что я придаю какое-то значение торжест-


56 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

венным заверениям или клятвенной присяге на Библии. Я, на­пример, отметил рассказ Дэниела Эгана, темплморского шор­ника, о сочившейся из статуи крови — но его свидетельство можно отнести за счет чувства гражданской ответственности. Плохим был бы он гражданином, если бы утверждал что-то иное, забыв о доходах, стекающихся в Темплмор. Городской аптекарь, человек, так сказать, образованный, утверждает, что видел феномен. Он разбогател на лекарствах для тех, кто про­студился, ночуя в чистом поле. Я полагаю, что многие из них благочестиво проделали дальний путь, но насморк заставил их обратиться от благоговения к пилюлям. Но вот на что я не на­шел ни намека — это на попытки Дуона или Майер брать день­ги за вход. Сперва они впускали в дом партии по пятьдесят че­ловек, и кто-нибудь с часами в руках восклицал каждые пять минут: «Прошу вас, время истекло!» Но вскоре Дуон и Майер выставили статуи в окно, на всеобщее обозрение. Перед ними целыми днями стояла толпа, а после наступления темноты всю ночь тянулись факельные шествия.

В Ирландии по-прежнему проливалась человеческая кровь, но статуи перестали кровоточить, или же прекратились рас­сказы о кровоточащих статуях. А вот вода, откуда бы она не поступала, продолжала скапливаться в той же точке в комнате мальчика Уолша. 25 сентября в «Tipperary Star» подсчитали, что за месяц Пилигримсвилль посетили миллион человек. Возбуж­дение в какой-то степени продержалось до конца года.

Их мирные шествия внушали ужас. Они шествовали по «ужасным следам кровопролития — диких картин в Ненаге — ужасам Баншо». Мимо сожженных черных полей, усеянных трупами, текли сотни тысяч распевающих гимны на своем дол­гом, долгом пути; проклиная фермеров, которые драли с них по два шиллинга за крутое яйцо, с молитвами, разнося курят­ники, перебирая четки, угоняя чужие велосипеды. «Мистер Джон Макдоннел подвез одного из паломников и был ограб­лен на 250 фунтов».

Но одно из этих полчищ вступает в городок На другой улоч­ке из дома выбегает человек: «Господи! Меня застрелили!» Не­вдалеке — ровная поступь марширующих пилигримов. Их те­чение столь же таинственно, кактелепортация вещества. Они могут быть признаком контроля организма или поддержания


ВУЛКАНЫНЕБЕС 57

равновесия даже в частях, пораженных бомбами, засадами и поджогами.

Но только безнадежно благочестивые способны испытать нечто, подобное преклонению, перед поддержанием такого равновесия, потому что, если в этом замешан бог порядка, зна­чит, он или оно — бог убийства. Впрочем, с эстетической точ­ки зрения эти явления иногда выглядят великолепно.

«Кровавое воскресенье в округе Корк!» Но в тот же день на каждой дороге Ирландии слышна мерная поступь.

Иногда на дороге появляется грузовик с солдатами. Из ку­стов летят пули, и борта грузовика сочатся кровью убитых людей. Невдалеке маршируют мужчины, женщины и дети. По дорогам растерзанной Ирландии мерно пульсируют потоки людей, людей, людей.


У

ткнувшись носом в грязь и склонившись до земли. Вот из каких положений стремится вырваться все живое. Одно из них — скорченная поза эмбриона; другое — в ретроградном поклонении или в движении пасущегося тра­воядного — шея, согнутая к земле. Ежедневное пережевывание жвачки на полях. Но пожиратель мяса избавлен от жвачки. Один из способов расширить кругозор — это взобраться на дерево, но есть и другой — подняться на задние лапы, оторвав­шись от травы. Бернард Шоу питается сеном и до сих пор вы­глядит отсталым в глазах мира, ушедшего далеко вперед.

Отвращение к вегетарианцам проявили цейлонские план­таторы в июле 1910 года. Я, очень вероятно, и сам не свободен от предрассудков. Может статься, я считаю грубым и скотским сам процесс питания. К чему останавливаться на вегетариан­стве? Вегетарианство — половинчатый идеал. Единственное занятие, достойное небес, — полное ничегонеделание. Толь­ко грубым животным пристало дышать.

Мы вносим свой вклад в список тревожных странностей. Вот одна на Цейлоне. Гигантские вегетарианцы поедали де­ревья.

Миллионы чужеземцев, большие африканские улитки (achatenf fulica) вдруг во множестве объявились в маленьком районе Калутара близ Коломбо. Самые большие раковины до­стигали шести дюймов в длину. Одна из них, весом в три чет­верти фунта, выставлена в музее Коломбо. Они массами скап­ливались в одном районе — четыре квадратных мили. Одно из самых важных обстоятельств — что это одно из самых густо­населенных частей Цейлона. Однако никто не видел этих «ги­гантских улиток», пока деревья вдруг не покрылись нароста­ми этих чудовищ. Это было так же удивительно, как если бы,


ВУЛКАНЫНЕБЕС 59

выйдя поутру на улицы Нью-Йорка, вы увидели бы на них гру­ды огромных бородавок В Коломбо показывали фотографию древесного ствола, на видимой части которого насчитывалось 27 улиток Земля была усеяна ими также густо, как деревья.

Их объяснили.

Как и съедобных улиток в Вустере: но у нас есть причины отказаться от свойственного нам легковерия относительно ис­тории сумасшедшего рыботорговца и его энергичных помощ­ников.

В «Zoologist» (февраль 1911 года) мистер Эрнст Грин, глав­ный энтомолог правительства Цейлона, объясняет. Десять лет назад мистер Оливер Коллет завез «несколько этих африкан­ских улиток» в местечко в пятидесяти милях от Калутара и вы­пустил их в своем саду. Затем, увидев, какой вред приносят эти чудовища, он уничтожил их, как он полагал, всех, однако он ошибался: несколько штук выжило. В Калутара жил туземец, у которого имелся родственник в другом местечке (Ватавелла). В мешке овощей, которые он привез из Ватавеллы, он нашел две таких улитки и выпустил их в Калутара. Эти миллионы — их потомство. Ни подписи, ни даты.

Все сообщения в «Ceylon Observer» в номерах от 27 июля до 23 сентября — о внезапном появлении великого множества улиток, и ни одного сообщения о том, что их замечали до того, как они появились миллионами. Этот вид улиток достигает полного роста за два года. Среди пришельцев имелись улитки всех размеров. «Невиданные прежде на Цейлоне». Как они туда попали, и доселе остается тайной. По сообщению мистера Гри­на, опубликованному в «Ceylon Observer» 2 сентября, рассказы не преувеличивают их количества: он описывает «гигантских улиток в огромном количестве»; «массы на сравнительно ма­лом участке»; «иноземную заразу». В этом районе расположе­но много плантаций, и даже если эти массы до поры таились в Джунглях, звук их жевания и треск сучьев, обламывающихся под их тяжестью, были бы слышны издалека.

Плантации — и непрестанное чавканье. Вегетарианцы сги­баются к земле — деревья склоняют вершины под тяжестью улиток И туземцы согнулись, как вегетарианцы, — они скло­няются перед захватчиками. Они бы не стали уничтожать ули­ток это был бы грех. Чума расползается — наросты обвалива-


60 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

ются с деревьев, оставляя на земле скелеты. Так бы это выгля­дело, если бы чума сумела загипнотизировать нацию и обгло­дать до костей упрямые толпы. Лихорадка, которая ползет и пожирает, — исчезает одежда и плоть — свалка костей.

Для неверных не осталось надежды. Обнаружив пропащую душу, в Калутара устраивали празднество и искушали ее двой­ной ценой. Плантаторы сгоняли язычников, которые непра­ведно сгребали улиток в кучи и сжигали их.

Одна из причин, по которой мы допускаем то, что нам хо­чется допустить относительно ворчестерского феномена, — это появление не только улиток, но и рачков, которые не впи­сывались в общепринятое объяснение. Одновременно с по­явлением улиток таинственно объявилось кое-что еще. Это были необыкновенно крупные чешуйчатые насекомые, кото­рых, по словам мистера Грина, «Ceylon Observer» (9 августа), никогда прежде не находили на Цейлоне.

Возможно, в сентябре 1929 года кто-то упустил аллигатора. Согласно некоторым свидетельствам ненадежности челове­ческого разума, нет ничего, что не было бы кем-то потеряно. Стоит заглянуть в рубрику «Пропажи и находки» — особенно в «Пропажи», чтобы в этом убедиться. «New 'fork American» (19 сентября 1929 года) — аллигатор длиной 31 дюйм убит в Хаккенсаке, Медоус, Нью-Джерси, Карлом Вайзом, прожива­ющим на Пирлесс-Плэйс, 14, в Норт-Бергене, Нью-Джерси. Однако мое внимание привлекло другое «таинственное по­явление» аллигатора, случившееся примерно в то же время. «New York Sun» (23 сентября) — аллигатор 28 дюймов длиной обнаружен Ральфом Майлсом в ручейке под Уолкоттом, штат Нью-Йорк.

В «Gentlevan's Magazine» (август 1866 года) кто-то расска­зывает о молодом крокодиле, которого примерно за 10 лет до того убили на ферме Овер-Нортон в Оксфордшире, Англия. В ноябрьском номере того же журнала К. Пратт, известный автор статей на тему старины, пишет, что тридцать лет назад под Овер-Нортоном был убит другой молодой крокодил. По словам мистера Пратта, в Овер-Нортоне видели еще одного крокодила. В «Field» (23 августа 1862 года) — заметка о чет­вертом молодом крокодиле, которого видели близ Овер-Нортона.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 6l

На мой взгляд, похоже на то, что около тридцати лет суще­ствовал поток переноса, осуществляющий отбор молодых кро­кодилов, скажем, где-то в Египте и увлекающий их в точку по­явления под Овер-Нортоном. Если под предназначением и функцией распределения жизни в органическом образовании мы подразумеваем нечто столь бессмысленное, как телепор-тацию молодых крокодилов в страну, где они не способны выжить, речь, очевидно, идет не об осмысленном функциони­ровании и предназначении. Возможно или весьма вероятно. Мне кажется, что бытие, способное отправлять молодых мяс­ников в медицинские училища и молодых пьяниц в художе­ственные студии, окажется способным переслать молодых крокодилов по адресу: Овер-Нортон, Оксфордшир, Англия. Стоит мне задуматься о том, что происходит в палатах Конг­ресса, и я готов наткнуться на свидетельства переноса коко­совых орехов в Гренландию.

Часто случаются внезапные, необъяснимые появления большого количества мышей. Осенью 1827 года миллионы мышей появились на полях округа Керн в Калифорнии. Округ Керн в Калифорнии составляет единое целое с остальным кон­тинентом, так что внезапное появление в нем мышей не слиш­ком таинственно.

В мае 1832 года мыши появились на полях Ивернессшира в Шотландии. Их было так много, что лисы забросили обыч­ные способы добычи пропитания и перешли на ловлю мышей. Мне представляется, что мыши не могли попасть в Шотлан­дию ни сушей, ни морем. Если они были мало известны в Ве­ликобритании, то их появление в таком множестве составля­ет тайну. Если они были вообще неизвестны в Великобрита­нии, то факт становится еще более интересным. Мыши были бурыми с белыми полосками вокруг шеи; кончики хвостов белые. В «Magazine of Natural History» (7-182) корреспондент пишет, что, изучив этот вид, не сумел найти его ни в одном определителе.

У меня есть четыре сообщения о змеях, которые якобы па-Дали с неба во время грозы. Мисс Маргарет Макдональд из Го-торна в Массачусетсе прислала мне описание множества пест­рых змей, одновременно появившихся на улицах Готорна по­сле грозы.


62 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

Наше представление о существовании потоков телепорта-ции заставляет меня особенно интересоваться повторениями в одной местности. 26 мая 1929 года в Англии прошла серия сильнейших гроз, кульминацией которой был потоп 29-го чис­ла, уничтоживший 50 домов в Луге, Линкольншир. Двадцать ше­стого числа в центральной части Лондона — на Гувер-стрит — у самого Британского музея перед домом доктора Мичи собра­лась толпа. Гувер-стрит расположена в Блумсбери. В пансио­нах Булмсбери останавливаются американские классные дамы, посещающие Лондон, и вне стандартов Блумсбери — обычно произносится «Блумсбри» — респектабельности не существует. Доктор Мичи вышел из дома и обратился к толпе с вопросом, что — если такое вообще возможно — могло при­влечь внимание в Блумсбери? Ему ответили, что во дворике за его домом видели змею.

Он, строго говоря, не проводил расследования. Он просто прошел в ту часть дворика, которую ему указали. Хотя в общем смысле доктор Мичи мог быть ученым не хуже других, я дол­жен подчеркнуть, что это не было научным расследованием. Он поймал змею.

Тварь получила объяснение. Сообщали, что это была над-жа-хаджа (naja haja), ядовитая змея из Египта. На Гувер-стрит се­лится много студентов с Востока, желающих жить поближе к Британскому музею и Университетскому колледжу: по всей ве­роятности, восточная змея сбежала от студента-востоковеда.

Я знаете ли, не видел, чтобы студенты из Египта держали у себя египетских змей, также как американские студенты обыч­но не держат у себя американских змей; однако возникшая ас­социация на кого-то могла произвести впечатление. На осно­вании собственного опыта и известных мне данных, я дога­дываюсь, что кто-то «определил» английскую гадюку как змею с Востока, чтобы связать ее с восточными студентами, после чего связал восточных студентов с восточной змеей, резонно рассудив, что если змею с Востока находят в местности, где водятся студенты с Востока, вероятно, восточная змея сбежа­ла от восточного студента. Как я достаточно часто указывал, все известные мне процессы рассуждения порождаются парте­ногенезом, и всякий рассуждающий состоит в родстве с Пла­тоном, Дарвином, Эйнштейном и дождевыми червями.


ВУЛКАНЫНЕБЕС 63

На следующий день собралась новая толпа: на этот раз в другой части Лондона, удаленной от Гувер-стрит (в Сайденхе-ме), в саду видели змею. Какой-то почтальон убил ее. Студен­ты с Востока не живут в Сайденхеме. Эта змея оказалась гадю­кой. «Daily Express» (28 мая).

29 мая на Стор-стрит, неподалеку от Гувер-стрит, мясник, мистер Дж. X. Хилл, выглянув из своей лавки, увидел на мосто­вой извивающуюся змею. Он поймал змею, которая, вероятно, была гадюкой, — ее изображение приводится в «Weekly Dis­patch» от 30 числа.

Возникло некоторое волнение, но оно было весьма уме­ренным в сравнении с тем, что творилось в более людной час­ти Лондона 2 июня. См. «Daily Express» (3 июня). Перед рим­ским католическим собором (Вестминстер) появилась гадю­ка. Из-за нее остановилось уличное движение, ее окружила толпа зрителей, подступающих и отступающих, отзывающих­ся на каждое ее движение столь несоразмерно, что станови­лось очевидно, что сила действия отнюдь не всегда равна силе противодействия. Трое мужчин прыгнули на нее. Об этом рас­сказывалось в «Westminster and Pimlico News» от 4 и 11 июня, и сообщалось, что еще одна гадюка, появившаяся в Вестминсте­ре, была поймана под дверным ковриком Морфет-мэншн. Примерно в то же время в далеком северном районе Лондона (Уиллсден) на поле была убита гадюка. «Times» (21 июня).

Здравый смысл подсказывает мне, что, вероятно, какой-то злонамеренный шутник разбрасывал повсюду ядовитых змей. Но еще более здравый смысл говорит мне, что на здравый смысл полагаться не стоит.

Я получал письма с описанием странных появлений жи­вых существ в цистернах с дождевой водой, куда они могли попасть не иначе, как упав с неба. Мистер Эдуард Фостер из Монтего-Бэй на Ямайке рассказывает мне о раках, обнаружен­ных в цистерне с дождевой водой в Порт-Антонио на Ямайке. Впрочем, подобные случаи можно объяснить в рамках обще­принятых теорий. Однако в лондонской «Daily Mail» (6 октяб­ря 1921 года) майор Хардинг Кокс из Ньювика в Суссексе рас­сказывает о еще более таинственном появлении рыбы. Около его дома осушили пруд и выгребли из него ил. Он простоял сухим с июля по ноябрь, когда в него снова пустили воду К маю


64 ЧАРЛЬЗ ФОРТ

следующего года пруд кишел линями. В один день выловили 37 штук Почти всякий, кто заинтересуется этим случаем, при­влечет объяснения икры, занесенной ветром или налипшей на лапки водных птиц, но я прямо выступаю с идеей, совер­шенно отличной от дарвинистских принципов биологиче­ского распределения. Майор Кокс, широко известный автор,, вероятно, перебрал все обычные объяснения, но остался в не­доумении. Эта история была бы не столь интересна, если бы не его заявление, что прежде в этом пруду вообще не водились лини.

Угри — таинственные создания. Возможно, их так называ­емый «способ размножения» на самом деле — телепортация. Согласно тому, что якобы известно об угрях, их повсеместное распространение невозможно списать на перенос икринок В «New York Times» (30 ноября 1930 года) корреспондент опи­сывает появление угрей в старых рвах и в горных каровых озе­рах, не имеющих связи с рекой. Угри способны передвигаться по земле, но я не знаю, насколько они искусные альпинисты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: