Ислам (Покорность).
Иман (Вера).
Ихсан (Совершенствование).
Все они были упомянуты в так называемом «Хадисе Джабраила».
От Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах):
بينما نحن جلوس عند رسول الله صلى الله عليه وسلم ذات يوم، إذ طلع علينا رجل شديد بياض الثياب، شديد سواد الشعر، لا يرى عليه أثر السفر ولا يعرفه منا أحد، حتى جلس إلى النبي صلى الله عليه وسلم فأسند ركبتيه إلى ركبتيه ووضع يده على فخذيه وقال: يا محمد، أخبرني عن الإسلام؟ فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: الإسلام أن تشهد أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله صلى الله عليه وسلم، وتقيم الصلاة، وتؤتي الزكاة، وتصوم رمضان، وتحج البيت إن استطعت إليه سبيلا. قال: صدقت. قال عمر: فعجبنا له يسأله ويصدقه. قال: فأخبرني عن الإيمان؟ قال: أن تؤمن بالله وملائكته وكتبه ورسله واليوم الأخر وتؤمن بالقدر خيره وشره. قال: صدقت. قال: فأخبرني عن الإحسان؟ قال: أن تعبد الله كأنك تراه فإن لم تكن تراه فإنه يراك
|
«Как-то мы сидели у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В это время появился человек в ослепительно белой одежде, с черными волосами.
На нем не было следов путешествия но и никто из нас его не знал. Человек медленно подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сел рядом с ним, прижав к его коленям свои, а затем сказал:
- О, Мухаммад! Поведай мне об Исламе!
- Ислам – свидетельство того, что нет Бога, кроме Аллаха и Пророк его Мухаммад, выстаивание молитвы, выплата Закята, пост в месяц Рамадан, совершение паломничества к запретному Дому если у тебя есть возможность».
- Ты прав.
Говорит Умар: «Мы все удивились незнакомцу: сначала спрашивает, а потом подтверждает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Вот он снова обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):
- Поведай мне о Вере.
|
На что тот ответил:
- Это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его Пророков, в Судный день и в добрую и злую судьбу.
- Ты прав, - опять сказал незнакомец. – А что есть Совершенство?
- Совершенство предполагает поклонение Аллаху так, как будто ты Его видишь; если даже ты Его не видишь, то Он видит тебя». (Муслим)
Тема №7
Определение Имана
Лексическое значение слова «вера» (иман) - подтверждение и принятие слов, сказанных неким человеком, твердая убежденность в них всем срдцем, без малейшего колебания и сомнения, усвоение их с душевным спокойствием и доверием.
Терминологическое значение слова «иман» - верить всем сердцем в религиозные предписания, переданные Всевышним Аллахом через своего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и иметь глубокую убежденность в них, а также принимать без колебаний сообщения Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и искренне верить в их истинность, подлинность и справедливость. Уверовавшего человека называют «мукмин». Это определение ученых Ахли Сунна. Согласно их мнению:
Ахли Сунна валь-джамаа - последователи Корана, Сунны Пророка Мухаммада
(саллаллаху алейхи ва саллям) и Иджмы - единогласного мнения суннитских
ученых-муджтахидов.
Тема №8
Виды веры
1. Иджмали иман - вера во все, что донёс до нас наш Пророк (с.а.в.), в откровениях от Всевышнего Аллаха. Если человек, зная смысл и веруя в него, скажет слова шахада (свидетельство веры), его вера будет иджамали. Слова шахады: «Ашхаду алля иляха илляллаху ва ашхаду анна Мухаммадэан ‘абдуху ва расулюх» (Перевод: Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник).
|
2. Тафсили иман - вера во все, что донес до нас Пророк (с.а.в.) от Всевышнего Аллаха, с доказательствами. Иначе говоря, знание шести условий веры; что намаз, ураза, закят, хадж являются обязательными, и что такие деяния как распитие спиртного, игра в азартные игры, убийство человека, зина (прелюбодеяние) запрещены, а также распозновать разрешённое — халяль и запретное — харам.
Например, на базар принесли различные вещи какого-то человека. О том, что это имущество принадлежит этому человеку можно понять двумя способами. Первый из них иджмали, просто знать. Человек подумает: «Такое большое количество ценного товара может быть только у этого человека. У других нет богатства, чтобы обладать этим». Но подобное знание не спасет человека от сомнений. Если кто-нибудь придет и скажет: «Тот товар, которьпй привезли на базар не принадлежит тому человеку, которого ты знаешь, а принадлежит другому», в этот момент человек начнет сомневаться и может поверить сказавшему это.
Второй человек, уверовавший верой тафсили, обнаружит на каждой вещи метку того хозяина, и обладая такими знаниями удалиттся от сомнений, ни один человек не сможет его обмануть. Если придет какой-нибудь человек и скажет: «Это вещи другого человека», - он сразу возразит ему: «Нет, это имущество не того-то, а такого-то человека. Я своими глазами видел метки на каждой его вещи «. Вот и разница между иджмали иманом и тафсили иманом. Человек, уверовавший верой иджмали, скажет: «Эти миры вместе с тем что в них есть, сотворил Всевышний Аллах, никто кроме Аллаха не сможет сделать это». Но человек имеущий такую веру как и в приведенном выше примере не сможет оградить себя от сомнений. Придёт кто-нибудь и скажет: «Аллах не создавал миры» и вера этого человека будет поколеблена. А человек уверовавший верой тафсили на каждой вещи обнаружит печать существования одного Аллаха. У такого человека вера будет очень сильной, и никакой заблудшийся, философ не сможнт заложить сомнений в его вере. Напротив, если философ способен будет воспринять истину, то перед его доказательствами усомнится в истинности своей веры, и даже может поверить.
Тема №9
Может ли вера увеличиваться или уменьшаться
В том, во что человек должен верить, увеличение или уменьшение веры не бывает. Вещи, которым верил самый великий пророк Мухаммад (с.а.в.) и вещи, которым веруе какой-нибудь простой мусульманин, одинаковы. Известно то, во что должен верить человек, чтобы стать мусульманином, кроме этого больше ни во что верить не нужно. Человек не станет мусульманином, если не уверует хотя бы в одно из шести обязательных условий веры.