Мукаррабун или приближенные ангелы




Это в высшей степени самые почетные ангелы.

 

لَّن يَسْتَنكِفَ الْمَسِيحُ أَن يَكُونَ عَبْداً لِّلّهِ وَلاَ الْمَلآئِكَةُ الْمُقَرَّبُونَ

 

«Ни Мессия (Иса), ни приближенные ангелы не считают для себя зазорным быть рабами Аллаха».

(Сура «Ан-Ниса», 172 аят)

Кроме вышеперечисленных, есть еще и другие ангелы, которые выполняют следующие обязательства.

Некоторые ангелы вдохновляют людей и внушают им понятия о справедливости и истине.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хади­сов сказал так: «В человеке присутствуют, как внушения и вдохновения ангела, так беспокойство и подозрения, вызванные шайтаном. Шайтан за­пугивает человека, угрожая злом, клевеща на истину и справедливость. Ангел же советует человеку добро и благие деяния, утверждает истину и справедливость. Человек, в ком присутствуют вдохновения и внушения ангелов, пусть знает, что это от Аллаха. И такой человек должен благо­дарить Аллаха. Если же человек обнаружит в себе беспокойство и по­дозрения, вызванные шайтаном, то пусть он ищет спасения и защиты у Аллаха, чтобы сохранить себя от его происков». (Тирмизи)

Часть ангелов совершает молитвы в честь правоверных мусуль­ман:

 

وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا وَسِعْتَ كُلَّ شَيْءٍ رَّحْمَةً وَعِلْمًا فَاغْفِرْ لِلَّذِينَ تَابُوا وَاتَّبَعُوا سَبِيلَكَ وَقِهِمْ عَذَابَ الْجَحِيمِ

«(Ангелы)... молят о прощении верующим, [говоря]: «Господи наш! Ты объемлешь все сущее Милостью и Знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказа­ния Адом».

(Сура «Аль-Мукминун», 7 аят)

Есть ангелы, которые после прочтения Суры ««Аль-Фатиха»» вме­сте с совершающими молитву (намаз), произносят слово «Аминь» (Бухари)

Некоторые ангелы всегда присутствуют во время утреннего и предвечернего намаза.

Некоторая часть ангелов, спускается на землю во время чтения Корана.

Часть ангелов ищет и находит собравшихся для восхваления Ал­лаха. (Бухари Муслим)

Есть ангелы, которые просят милости у Аллаха для верующих и в особенности для ученых Ислама.

Некоторые ангелы внушают стойкость правоверным мусульманам.

 

إِذْ يُوحِي رَبُّكَ إِلَى الْمَلآئِكَةِ أَنِّي مَعَكُمْ فَثَبِّتُواْ الَّذِينَ آمَنُواْ

 

«[Вспомни, о, Мухаммад!], как твой Господь внушил ангелам, [по­гнанным в помощь мусульманам]: Воистину, Я - с вами. Так окажите же поддержку уверовавшим!

(Сура «Аль-Анфаль», 12 аят)

 

Также существуют ангелы, которые радуют мусульман вестью о рое, а неверующим - кяфирам бросают прямо в лицо:

 

وَذُوقُواْ عَذَابَ الْحَرِيقِ

 

«Вкусите теперь муки и страдания Ада».

(Сура «Аль-Анфаль», 50 аят)

Ангелы, которым поручено являться к зародышам во чреве матери, о чём говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«Посланник Аллаха, (с.г.в), который правдив и достоин дове­рия, сообщил нам, что каждый из вас формируется в чреве мате­ри, пребывая там в течение сорока дней в виде капли, в течение следующих сорока дней - в виде сгустка, и столько же - в виде кусочка плоти, после чего Аллах посылает к нему ангела, кото­рый вдыхает в него дух и получает веление записать четыре вещи: его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. (Бухари)

 

 

Тема №27

Джинн и шайтан

 

Слово «Джинн» является производным словом от арабского «Джан­ни», которое имеет значение: спрятать, скрыть, сделать неясным. Вомножественном числе слово «джинн» имеет форму «джинна». (Сура Ан-Нас 6 аят). «Джанн» является синонимом слова «джинн». На языке фарси «джинн» звучит, как «дэв» и «пэри».

Еще до ниспослания Корана арабы верили в существование невиди­мых и неосязаемых существ и называли их джиннами.

В терминологии существуют два значения слова «джинн»: Слово «джинн», обозначающее любые существа, скрытые, не­доступные для восприятия органами чувств человека, употребляется в противовес слову «инс», обозначающему род человеческий. По этому обобщающему определению и ангелы, и шайтаны относятся к миру джин­нов, т.е. к скрытому миру. Только слово «ангел» соотносится со словом «джинн», как частное с общим, т.е. любого ангела можно было бы назвать джинном (скрытым), но любого джинна ангелом назвать было бы нельзя. Однако перейдем к точному определению:

Джиннами называется один из трех существующих видов не ви­димых глазу существ. Рассмотрим их:

1. Ангелы - добродетельные, не грешащие, не вводящие человека в заблуждение, подчиняющиеся повелениям Аллаха создания из света.

2. Шайтаны - вводящие человека в заблуждение и направляющие его к совершению зла существа, имеющие ту же природу, что и джинны.

3. Джинны - находящиеся между двумя вышеуказанными группа­ми, со свойственными им как добродетельными, так и порочными черта­ми существа, созданные Аллахом из огня.

Поскольку джинны невидимы и неосязаемы, то источником сведений о них служит Священный Коран и достоверные хадисы. А здравый рас­судок не видит противоречащих этому доводов и находит их существова­ние возможным. То, что мы не видим джиннов, говорит лишь о том, что наши глаза созданы неспособными их видеть. В Священном Коране есть отдельная Сура «Аль-Джинн», повествующая о джиннах и состоящая из 28-и аятов. Джинны были созданы из огня раньше людей.

В Суре Ар-Рахман 15 аяте сказано:

وَخَلَقَ الْجَانَّ مِن مَّارِجٍ مِّن نَّارٍ

 

«И создал джиннов из чистого огня».

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنسَانَ مِن صَلْصَالٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ وَالْجَآنَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ

 

«Воистину, Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме. А до того [Мы сотворили] джиннов из палящего огня».

(Сура «Аль-Хиджр», 26-27 аят).

 

Джинны подобно людям едят, пьют, сочетаются браком, размножаются, среди них есть представители мужского и женского пола, они рож­даются, растут и умирают.Продолжительность их жизни гораздо длиннее человеческой. Джинны делятся на различные группы: некоторые из них праведные мусульмане.

 

وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ كُنَّا طَرَائِقَ قِدَدًا وَأَنَّا ظَنَنَّا أَن لَّن نُّعجِزَ اللَّهَ فِي الْأَرْضِ وَلَن نُّعْجِزَهُ هَرَبًا وَأَنَّا لَمَّا سَمِعْنَا الْهُدَى آمَنَّا بِهِ فَمَن يُؤْمِن بِرَبِّهِ فَلَا يَخَافُ بَخْسًا وَلَا رَهَقًا

وَأَنَّا مِنَّا الْمُسْلِمُونَ وَمِنَّا الْقَاسِطُونَ فَمَنْ أَسْلَمَ فَأُوْلَئِكَ تَحَرَّوْا رَشَدًا وَأَمَّا الْقَاسِطُونَ فَكَانُوا لِجَهَنَّمَ حَطَبًا

«Среди нас есть и праведные и неправедные; и мы следовали рапными путями. Мы знали, что мы не умалили силы Аллаха на зем­ца и не спасемся от Него бегством. Когда же мы услышали [призыв] | истинному пути (т.е. Коран), то уверовали в него. А тому, кто верует и Господа своего, нечего бояться ни ущерба [себе], ни притеснения, «роди нас есть и мусульмане, и отступившиеся [от Ислама]. Те, кто покорны [Аллаху], встали на прямой путь. А отступившиеся же (от Ислама), - они топливо для Ада».

(Сура «Аль-Джинн», 11-15 аят)

Джинны-мусульмане попадут в Рай вместе с правоверными людьми, джинны не мусульмане, вместе с неверующими из числа людей угодят и Ад Джинны созданы так, что могут принимать различные виды и формы, а также выполнять трудную физическую работу. Когда Пророк Сулейман (алейхис салям) повелел перевезти трон царицы Балкис из Йемена, то произошло следующее:

 

قَالَ عِفْريتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ

 

«Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия»

(Сура «Ан-Намль», 39 аят)

Пророк Сулейман (алейхис салям) в это время находился очень да­леко от Йемена. Способность джинна в столь короткое время доставить трон издалека свидетельствует о наличии у них огромной силы и скоро­сти. А то, что джинн беседовал с Пророком Сулейманом (алейхис салям), говорит о том, что они способны принимать облик, видимый человеком. Всевышний Аллах отдал джиннов в распоряжение Пророку Сулейману (алейхис салям). (Сура «Сад» 38/35-39; Сура «Саба» 34/12-13; Сура ««Ан-Намль»»27/38-39). Пророк Сулейман (алейхис салям) использовал их для вы­полнения сложных и тяжелых работ. (Сура «Саба» 34/12-13). Джинны не вла­деют знаниями о сокровенном. Однако так как они являются существа­ми метафизическими, им доступно знать и видеть многое, конечно в той мере, которая позволена им Всевышним Аллахом.

В Коране говорится о том, что джиннам неизвестно сокровенное:

«Когда же Мы послали ему (т.е. Сулейману) смерть, то об этом догадался лишь древесный червь, который источил его посох. Ког­да же он свалился [с трона], уразумели джинны, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных муче­ниях». (Сура Саба 14 аят).

Джинны, как и люди, созданы для выполнения определенных для них Всевышним Аллахом дел.

 

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

 

«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они покло­нялись Мне».

(Сура «Аз-Зарийят», 56 аят)

 

 

يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ وَالإِنسِ أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِّنكُمْ يَقُصُّونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِي وَيُنذِرُونَكُمْ لِقَاء يَوْمِكُمْ هَذَا قَالُواْ شَهِدْنَا عَلَى أَنفُسِنَا وَغَرَّتْهُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَشَهِدُواْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَنَّهُمْ كَانُواْ كَافِرِينَ

«[Аллах скажет в Судный день]: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники [Аллаха] из ваших [братьев], которые пересказывали вам Мои аяты и предупреждали вас о на­ступлении Судного дня?» Они ответят: «Мы свидетельствуем против самих себя». Жизнь в этом мире обольстила их, и они признались в том, что были неверующими».

(Сура «Аль-Ангам», 130 аят)

 

 

«Скоро Мы займемся вами, о, вы, [люди и джинны], обремененные [грехами]!»

(Сура «Ар-Рахман», 31 аят)

Пророк (с.г.в.) был направлен с пророческой миссией не только к людям, но и к джиннам. Поэтому, нашего Проро­ки (с.г.в.) называют «Расулюс-Сакалейн». Пророк (с.г.в.) рассказывал об Исламе джиннам, часть которых приняла его, и благодаря этому попадет в Рай, а часть отвергла, из-за чего попадет в Ад.(Сура Аль-Ахкаф 29-32 аят). Священ­ный Коран передает нам известие о том, что джинны слушали, как наш пророк (с.г.в.) читал Коран:

 

قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِّنَ الْجِنِّ فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآنًا عَجَبًا يَهْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَن نُّشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَدً وَأَنَّهُ

«Скажи [о, Мухаммад!]: «Дано мне в откровении, что сборище ДЖиннов подслушивало [чтение Корана] и они сказали: «Воистину, мы. слышали дивный Коран, который наставляет на истинный путь. Мы уперовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме Господа нашего».

(Сура «Аль-Джинн», 1-2 аят)

 

Сомнений в том, что джинны слушали Коран, читаемый нашим Пророкам (с.г.в.), нет. Однако существуют разногласия поводу того, видел или не видел джиннов собственными глазами пророк (с.г.в.). Согласно передаче Ибн Аббаса (р.г.) Благородный Посланник Аллаха (с.г.в.) не видел воочию джинов, согласно же мнению Ибн Масуда (р.г.) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) их видел.

Многобожники из ассирийцев, греков, римлян и арабов периода джихилии (невежества), возведя метафизические создания в степень Бо­жества, поклонялись, шайтану и джиннам, т.е. приписывали сотоварищей Аллаху. Кроме того, они занимались колдовством.

 

وَجَعَلُواْ لِلّهِ شُرَكَاء الْجِنَّ وَخَلَقَهُمْ وَخَرَقُواْ لَهُ بَنِينَ وَبَنَاتٍ بِغَيْرِ عِلْمٍ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يَصِفُونَ

 

«Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам, - а ведь [имен­но] Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и превыше того, что Ему приписывают».

(Сура «Аль-Ангам», 100 аят).

 

Шайтан

Шайтан - это взбунтовавшийся, заблудший и сбившийся с истинного пути джинн.

 

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ

 

«И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался, возгордился и стал неверующим».

(Сура «Аль-Бакара» 34 аят)

Этот аят не свидетельствует о том, что Иблис - ангел. Он является одним из джиннов. Благодаря его поклонению Аллаху он был возвышен и находился среди ангелов. Всевышний Аллах обратился с повелением ко всем присутствующим, большинство из которых составляли ангелы. Иблис, основываясь на том, что он был создан из огня, а Адам (алей­хис салям) из глины (Сура Аль-Араф 12 аят), а также на том, что он служил Всевышнему Аллаху еще задолго до появления Адама (г.с.), возгордился.

Иблис долгое время беспрекословно исполнял повеления Аллаха, но из-за того, что он не поклонился Адаму (алейхис салям), подвергся проклятию Господа и стал неверующим (Сура «Аль-Бакара» 34 аят). Шай­тан видел преимущество огня перед глиной, хотя на самом деле этого преимущества не существовало. Шайтан признавал, что и огонь, и глина были созданы Аллахом. Но он не хотел замечать, что Адам (алейхис салям) является наместником (халифом) Аллаха на земле, обладающим благородством, превосходством духа, различными талантами, способностями и другими добродетелями, дарованными ему Создателем.

Не истина двигала Иблисом, а его самолюбие. Поэтому он видел в Адаме (алейхис салям) лишь примитивный комочек глины, а себя – высоко взвивающимся пламенем. Таким образом, в нем проявилось высоко­мерие не только по отношению к Адаму (алейхис салям), но и к Самому Всевышнему Аллаху. Иблис превратился в непокорного, не выполняющего приказы Аллаха упрямца, претендующего на правоту в своих действиях обладающего огромным самомнением. Так Иблис стал первым созданием, чье собственное поведение привело к печальному концу.

Аллах изгнал Иблиса из Рая, отсрочив его наказание до Судного дня. А Иблис взялся сбивать с пути истины непокорных слуг Аллаха, превратив это свою обязанность.

 

«(Аллах) сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться в Раю. Изыди, ибо ты - из числа презренных». Иблис взмолился: Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен [род Адама]», них] сказал: «Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку», (Иблис) сказал: «За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему истинному пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]». [Аллах] сказал: «Изыди из Рая униженным,обесславленным! А теми, кто последует за тобой, Я заполню до отказа геенну огненную».

(Сура «Аль-Аграф», 13-18 аяты)

 

В Суре «Аль-Муджадаля», 19 её аяте, говорится следующее:

 

اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِمُ الشَّيْطَانُ فَأَنسَاهُمْ ذِكْرَ اللَّهِ أُوْلَئِكَ حِزْبُ الشَّيْطَانِ أَلَا إِنَّ حِزْبَ الشَّيْطَانِ هُمُ الْخَاسِرُونَ

 

«Шайтан овладел их [душами] и заставил предать забвению па­мять об Аллахе. Они - последователи шайтана. О, да! Воистину, сто­ронники шайтана, понесшие урон».

 

Всевышний Аллах предупредил нас о том, что шайтан - это враг человека, а также предупредил о его коварстве, кознях, хитростях и обма­не.

В Суре Фатыр 6 аяте говорится следующее:

 

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ

 

«Воистину, шайтан - ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателя­ми пылающего огня».

 

Шайтан, который в жизни отдаляет человека от истины и праведного пути, в Судный день оставляет человека наедине с его делами, говоря, что его не следует обвинять в грехах человека:

 

«И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал [данного] вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как зазывать вас [обольщениями на путь лжи]. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу прийти вам на помощь, а вы не можете помочь мне. Я непричастен к тому, что вы прежде поклонялись мне [наряду с Аллахом]». Воистину, нечестив­цам уготовано мучительное наказание».

(Сура «Ибрахим», 22 аят)

 

На каждого человека найдется один шайтан, пытающийся сбить его с праведного пути, подвигающий человека на нарушение запретов Аллаха. Для достижения своей коварной цели шайтан окутывает все злое, лож­ное и дурное пеленой таинственности и заманчивости.

«И вот назначили Мы каждому Пророку врагов-шайтанов из числа людей и джиннов. Одни из них обращаются к другим с краси­выми речами, обольщая [друг друга]. Если бы Господь твой захотел, они не стали бы так поступать. Так отвернись от них и не слушай их измышлений».

(Сура «Аль-Ангам», 112 аят)

 

Благочестивая Айша (радыйаллаху анха) (умерла в 58 г. Хиджры/678 г. н.э.) в связи с этим, рассказала следующее: «Однажды, Посланник Ал­лаха (с.г.в.) поздно вечером вышел из дома. Я почувствовала ревность. Чуть позднее он (с.г.в.) вернулся и, заметив мою ревность, спросил у меня:

- Что с тобой, Айша? Уж не приревновала ли ты меня?

Я ответила:

- Разве я могу такого человека, как ты, не ревновать?

Тогда Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал мне:

- Тебя, наверное, посетил твой шайтан.

Я спросила:

- О, Посланник Аллаха, разве рядом со мной присутствует шайтан?

Он (с.г.в.) сказал:

- Да.

- И что же, рядом с любым смертным находится шайтан?

- Да, находится.

Я снова спросила:

- И даже рядом с тобой, Посланник Аллаха? И услышала следующий ответ:

- Да, но мне Мой Господь помог, и он покорился мне» (Муслим)

У людей искренне верующих, совершающих богослужения и не нарушающих запретов Аллаха, нет причины опасаться влияния шайтанов.

«Когда ты читаешь Коран, то ищи прибежища от побиваемого камнями шайтана у Аллаха. Воистину, ему (т.е. шайтану) неподвластны те, Которые уверовали и уповают на Аллаха. Воистину, подвластны ему (т.е.шайтану) те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками».

(Сура «Ан-Нахль», 98-100 аяты)

 

Всевышний Аллах упомянул в Священном Коране лишь один раз о состояниях человека, когда он после совершения грехов, не испытывает сожаления и угрызений совести, и когда после соверше­ния грехов он сожалеет о содеянном (Сура Юсуф 53 аят; Сура Аль-Кыйама 2 аят). Однако Он многократно предупреждает о происках шайтана, призывает людей остерегаться его наущений и учит защите от него. Поэтому каждый, кто идет дорогой Посланника Аллаха (с.г.в.) имеет преимущество перед шайтаном. Ибо когда человек предупрежден и следует всем предписаниям Аллаха, он может достичь, как и праведный халиф Омар (р.г.) такой степени благочестия и набожности, когда сам шайтан будет бояться встрече с ним.

Наш Пророк (с.г.в.) сказал следующее в связи с этим: «О, сын Хаттаба Омар! Тебе не дано встретиться с шай­таном. Ибо когда ты идешь своей дорогой, он, увидев тебя, непременно свернет с твоего пути и пойдет другой дорогой» (Бухари)

Ученые-богословы усматривают сокровенный смысл создания шай­тана Всевышним Аллахом:

Аллах создал вещи вместе с их противоположностями, чтобы лю­дям была заметнее разница между ними. Шайтан был создан, как проти­воположность чистому и почтенному созданию - ангелу, наставляющему рабов Божьих на совершение, праведных и богоугодных дел:

Чтобы Имена Всевышнего Аллаха Карающий, Побеждающий, Сокрушающий, Справедливый, Уничтожающий, Возвышающий и подоб­ные им совершенные Имена стали очевидными, необходимо существо, через которое они проявятся. Если бы люди и джинны были по своей природе подобны ангелам, то тогда вышеперечисленные Имена не про­явились бы.

Если бы шайтан не был создан, то тогда такие совершенные Атрибуты Аллаха, как Прощение грехов, Снисходительность к Своим рабам, их сохранение и оберегание, не были бы проявлены и не стали бы очевидными. Наш Пророк (с.г.в.) лаконич­но высказался об этом следующим образом: «Если бы вы не совершали грехов, то тогда Аллах, непременно, устранив вас, создал бы людей, ко­торые, согрешив, просили бы у Него прощение своих грехов»(Муслим).

Если бы шайтан не был создан, то не было бы того, кто сбива­ет людей с пути служения и послушания Аллаху, а, значит, не было бы экзамена для человека. Ибо совершение молитв, послушание, добро и красота могут быть оценены по достоинству лишь в сравнении со злыми и мерзкими поступками людей, которым указывает путь шайтан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: