Вероотступничество (Ридда).




 

Лексическое значение: «отступать, вернуться». Как термины «иртидад» и «ридда» означают «отступать, отходить от мусульманской веры или принять какую-либо другую веру». Отступившего же от веры человека называют вероотступником (муртадом). Хотя с точки зрения пребывания в неверии, неверующий и вероотступник имеют сходство, предписания

 

Лицемерие (Нифак).

 

Слово «нифак» означает «не приняв сердцем Аллаха, Его Пророка и все то, что он (с.г.в.) сообщил людям, внешне производить впечатление человека, исповедующего Ислам. Как уже упо­миналось ранее - это разновидность неверия. Людей, не принявших веру сердцем, но создающих видимость уверовавших, называют «мунафиками» - лицемерами. Поскольку в жизни о человеке составляется мнение по его внешнему виду, то к такому лжемусульманину-лицемеру относятся, как к мусульманину. Так как эти люди в действительности являются неверующими, то в будущей вечной жизни они заслуживают вечных мук.

 

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ

 

«И среди людей есть такие, которые утверждают (языком, но не сердцем): «Мы уверовали в Аллаха и в Судный день». Но они не ве­руют».

(Сура «Аль-Бакара», 8 аят)

 

ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ آمَنُوا ثُمَّ كَفَرُوا فَطُبِعَ عَلَى قُلُوبِهِمْ فَهُمْ لَا يَفْقَهُونَ

 

«Это потому, что они сначала уверовали, а потом стали неверу­ющими. Положена на их сердца печать, и они уже не поймут».

(Сура «Аль-Мунафикун», 3 аят).

 

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا

 

«Несомненно, лицемеры будут на самом нижнем слое Ада, и они не найдут там заступника».

(Сура «Ан-Ниса», 145 аят).

 

Лицемерие бывают двух видов:

Большое лицемерие

Таковым является лицемерие, имеющее отношение к убежде­ниям, иначе говоря, выказывание приверженности к исламу и сокрытие неверия. Виновные в подобном грехе окажутся на са­мом дне ада, ниже прочих неверных, о чём поведал Аллах Всевышний:

Малое лицемерие

Его называют ещё и «практическим лицемерием», а это зна­чит, что проявления его многообразны. Так, например, сооб­щается, что пророк, (с.г.в.), сказал:

«Лицемера отличают собой три признака: если он расска­зывает о чём-либо, то лжёт, если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания, а если ему доверяются в чём-то, то он предаёт». (Бухари и Муслим)

Сообщается также, что пророк, сказал:

«Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а отличающийся хотя бы одним из них не из­бавится от своего лицемерия, пока не избавится от этого ка­чества. Четырьмя, о которых идёт речь, отличается тот, кто пре­даёт, если ему доверяются, лжёт, если рассказывает о чём-либо, поступает вероломно, если заключает договор с кем-либо, и преступает границы закона, если враждует с кем-нибудь». (Бухари и Муслим)

 

 

Большие грехи (кабаир) - это тяжкие проступки, об опасности кото­рых предупреждают аяты и хадисы. Они являются причиной для наказа­ния в земной и последующей вечной жизни тех, кто их совершил. Также к большим грехам относятся и другие, неупомянутые в хадисах и аятах Священного Корана поступки и деяния, которые по своей тяжести по­добны большим грехам, упомянутым в хадисах и аятах. Самые большие грехи, которые не прощаются Аллахом, - это неверие и многобожие. Ибо Всевышний Аллах - Единственный Бог и нет другого Бога, кроме Него.

Количество больших грехов оспаривалось. Причина этому - различ­ные передачи хадисов. В одном из своих хадисов наш Пророк (с.г.в.) сказал следующее: «Хотите, я сообщу вам о том, какие грехи являются наиболее тяжкими?... Это многобожие, непочти-тельное отношение к родителям и лжесвидетельство».

В другом же хадисе говорится: «Остерегайтесь семи страшных, гу­бительных грехов: придание сотоварища Аллаху, колдовство, убийство невинного человека, неправомерное использование имущества сирот, занятие ростовщичеством, дезертирство с поля боя, обвинение целому­дренной мусульманки в прелюбодеянии».

Таким образом, было определено семь величайших грехов. Со­гласно передаче Абу Дауда количество больших грехов достигает девяти. К упомянутым выше семи грехам было добавлено еще два: непослушание родителей и совершение какого-либо запрещенного действия в главной Мечети Аль-Харам.


Вопросы.

1. Что такое Ислам, Иман, Ихсан?

2. Что такое Таухид?

3. Перечислите и раскройте условия слов свидетельства (шахады).

4. Что такое поклонение? Какие виды поклонения вы знаете?

5. Аяты Муташабихат и Мухкамат. В чем их отличие?

6. Перечислите качества «Субути».

7. Перечислите качества «Салби».

8. Сколько видов Веры?

9. Что такое Многобожие (Ширк)?

10. Что такое Неверие (Куфр)?


Тема № 28

Вера в Ангелов

 

Суннитские Богословы тему «Вера в Ангелов» обычно рассматривали среди вопросов, посвященных пророчеству. Ибо именно Пророк (с.г.в.) сообщил нам о существовании ангелов.

Эта тема занимает важное место среди столпов веры. В Священном Коране есть аяты, свидетельствующие о том, что верить в ангелов явля­ется обязательным для мусульманина.

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ

 

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его Ангелов, Его Писания, Его Посланников...»

(Сура «Аль-Бакара», 285 аят)

وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّين

«...Это те, которые правдивы, и те, которые богобоязненны».

(Сура «Аль-Бакара», 177 аят)

 

Человек, не верящий в существование ангелов, является неверу­ющим (кяфиром), ибо он отрицает истинность приведенного выше Свя­щенного аята.

Всевышний Аллах в Суре «Аль-Бакара» 98аяте сказал следующее:

 

مَن كَانَ عَدُوًّا لِّلّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللّهَ عَدُوٌّ لِّلْكَافِرِينَ

 

«Если кто является врагом (веры в) Аллаха и Его Ангелов, По­сланников, Джибриля, Микаиля, [то пусть знает], что сам Аллах - враг таким неверующим».

 

وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا

 

«Тот, кто не верует в Аллаха, Его Ангелов, Его Писания, Его По­сланников и в Судный день, впал в глубокое заблуждение».

(Сура «Ан-Ниса» 136 аят)

 

Неверие в ангелов содержит в себе непризнание Божественного Откровения, Пророка, принесенной Пророком Книги и точности оповеще­ния о предписаниях религии. Ибо религиозные предписания были доне­сены до Пророков посредством ангелов.

Ангелы - это невидимые глазом, не воспринимаемые органами чувств, тонкие духовные (метафизические) создания, сотворенные из света.

Муслим в своем сахихе а также имам Ахмад в своем муснаде приводят хадис со слов Аиши (р.г.) что посланник Аллаха сказал: «Ангелы были созданы из света, джинны – из пылающего огня, а Адам – из того, о чем вам было сказано».

Поэтому, о них мы можем узнать лишь из Божественных Откровений, аятов и достовер­ных хадисов. Мы должны без сомнения довольствоваться этими знаниями.

То, что ангелы являются нематериальными, невидимыми и не ощу­щаемыми созданиями не означает то, что мы должны отрицать их су­ществование. Естественные науки не могут выдвинуть точных доказа­тельств или опровержений существования ангелов. Ангелы - создания метафизические, которые находятся за пределами объектов изучения естественных наук, опирающихся на наблюдения и эксперименты.

Однако человек, обладающий здравым рассудком, не может при­знать невозможным существование ангелов, более того, его разум под­сказывает, что это реально и возможно. Что же касается нас, то мы верим в ангелов, и признаем их существование, ибо нам известно о них из Свя­щенных аятов и хадисов.

Из аятов Священного Корана, мы понимаем, что ангелы были соз­даны раньше людей: Всевышний Аллах сообщил ангелам о том, что Он создаст человека и сделает его наместником (халифом) на земле.

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاء وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ

«И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле намест­ника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и превозносим Твое совершенство?» Аллах ответил: «Воистину, Я подаю О ТОМ, ЧТО вам неведомо».

(Сура «Аль-Бакара» 30 аят)

 

Свойства ангелов.

 

Свойства, отличающие ангелов от других созданий таковы:

1. Ангелы, будучи сотворенными из света, являются светлыми духов­ными (метафизическими) созданиями. Им не присущи такие характерные дня людей качества, как сон, потребность в еде, питье, усталость, пресы­щение, скука, молодость, старость. Они не принадлежат ни к женскому, ни к мужскому полу, и не сочетаются браком. В Священном Коране говорится:

وَمَنْ عِندَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ

 

«Те, кто находится у Него (ангелы), не пренебрегают поклонени­ем, и это им не в тягость. Они славят [Аллаха] и днем и ночью без устали».

(Сура «Аль-Анбийя», 19-20 аят).

 

 

فَاسْتَفْتِهِمْ أَلِرَبِّكَ الْبَنَاتُ وَلَهُمُ الْبَنُونَ أَمْ خَلَقْنَا الْمَلَائِكَةَ إِنَاثًا وَهُمْ شَاهِدُونَ أَلَا إِنَّهُم مِّنْ إِفْكِهِمْ لَيَقُولُونَ وَلَدَ اللَّهُ وَإِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

 

«[О, Мухаммад!] спроси их, почему это у твоего Господа только дочери, а у них - сыновья. Разве Мы сотворили ангелов женщина­ми? И разве они были свидетелями этому? Нет же! Они утверждают это по своей лживости: «Аллах породил». Ведь они просто лгут».

(Сура «Ас-Саффат», 149-152 аят).

 

2. Ангелы всегда повинуются Аллаху и безропотно выполняют обя­занности, для исполнения которых были созданы. Они заняты служением Аллаху и постоянно прославляют Его. В Коране в связи с этим сказано:

 

يَخَافُونَ رَبَّهُم مِّن فَوْقِهِمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ

«Они боятся своего Господа, который (властвует) над ними, и со­вершают то, ЧТО им ведено».

(Сура «Ан-Нахль», 50 аят).

 

وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَنُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَلْ عِبَادٌ مُّكْرَمُونَ لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُم بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ

 

وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَى وَهُم مِّنْ خَشْيَتِهِ مُشْفِقُونَ

 

«Да ведь они - почитаемые рабы. Они не говорят ни единого слова До того, как скажет Он, и действуют целиком по Его указаниям. Он ведает о том, что случилось до них и что будет после них. Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах, и сами они со­дрогаются от страха перед Ним».

(Сура «Аль-Анбийя», 26-28 аят)

 

3. Ангелы обладают крыльями. Они стремительны в своих дей­ствиях. Это сильные и могучие существа, способные в мгновение ока с небес достичь земли. В Священном Коране о них сказано:

الْحَمْدُ لِلَّهِ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَاعِلِ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا أُولِي أَجْنِحَةٍ مَّثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ يَزِيدُ فِي الْخَلْقِ مَا

 

يَشَاء إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

 

«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему послан­цами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он увеличивает в (Своем) творении то, что хочет. Воистину, Аллах - Всемогущий над всем».

(Сура «Фатыр», 1 аят)

Мы верим в то, что у ангелов есть крылья, но не станем говорить об их сути ничего. Крылья ангелов - не подобны крыльям птиц, самолетов ими каких-либо других летательных аппаратов. Сущность их ведома лишь Аплаху и Пророкам, которым довелось увидеть ангелов в их подлинном миле. Количество крыльев демонстрирует их степень значения перед Аллахом. Большое их количество необходимо для скорейшего выполнения приказаний Аллаха и оповещения о том, что они - посланники Аллаха. В одном из славных аятов, повествующих о Судном дне, сказано:

 

وَالْمَلَكُ عَلَى أَرْجَائِهَا وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَة

ٌ

«Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут трон Господа твоего над собой».

(Сура «Аль-Хакка», 17аят)

 

Одним из атрибутов, присущих ангелам, являются крылья.

Что же касается посланника Аллаха, то он сообщил, что видел Джибрила в том виде, в каком его создал Аллах, и было у него шестьсот крыльев.

По велению Аллаха Всевышнего, ангел может принимать че­ловеческий облик, ибо Джибрил, мир ему, предстал перед Марям в образе приятного на вид человека, что же касается посланни­ка Аллаха, (с.г.в.) то к нему он явился в виде человека в ослепительно белых одеждах, волосы которого были иссиня чёрными. Человеческий облик принимали и те ангелы, которых Аллах посылал к «Ибрахим»у и Луту, мир им обоим.

Вот что сказал Аллах Всевышний относительно их поклоне­ния, полного подчинения и покорности:

«Трон» (Аль-Арш) – это самое большое тело, сотворенное Аллахом. То, что он будет находиться на плечах этих ангелов, говорит о том, чк) они являются созданиями, в высшей степени сильными и могучими.

Ангелы за короткое время могут преодолевать очень большие расстояния. Но их действия не похожи на действия людей. Аллах, по Воле которого молния в мгновение ока достигает земли, может позволить анге-лам обойти все небеса и земли, так быстро, как только Он этого захочет. в одном из аятов говорится о том, какой скоростью они обладают:

 

تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ

 

«Ангелы и Дух (т.е. Джибриль) подымаются к месту получения повелений за день, равный по земным меркам пятидесяти тысячам лет».

(Сура «Аль-Мааридж», 4 аят).

 

4. Ангелы могут принимать разные обличия и форму по указанию и с разрешения Аллаха. К примеру, Джабраиль (алейхис салям) иногда представал перед нашим Пророком (с.г.в.) в облике сахаба Дыхья, а однажды, в облике неизвестного никому человека. также, как рассказывается в аяте, он показался в облике человека перед благочестивой Марьям.

 

 

وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ مَرْيَمَ إِذِ انتَبَذَتْ مِنْ أَهْلِهَا مَكَانًا شَرْقِيًّا فَاتَّخَذَتْ مِن دُونِهِمْ حِجَابًا فَأَرْسَلْنَا إِلَيْهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ

 

لَهَا بَشَرًا سَوِيًّا

 

«(О, Мухаммад!) Вспомни и расскажи то, что сказано в Коране о Марьям, о том, как она ушла от своих родных в восточном направле­нии (от дома) и укрылась от них за завесой. Мы послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он воплотился пред ней в пригожего человека».

(Сура «Марьям», 16-17 аят).

 

Группа ангелов, принесших Пророку «Ибрахим»у (алейхис салям) весть о том, что у него родится сын, предстала перед ним в облике лю­дей. Он же, подумав, что это гости, приготовил для них пищу:

وَلَقَدْ جَاءتْ رُسُلُنَا إِبْرَاهِيمَ بِالْبُشْرَى قَالُواْ سَلاَمًا قَالَ سَلاَمٌ فَمَا لَبِثَ أَن جَاء بِعِجْلٍ حَنِيذٍ فَلَمَّا رَأَى أَيْدِيَهُمْ لاَ

 

تَصِلُ إِلَيْهِ نَكِرَهُمْ وَأَوْجَسَ مِنْهُمْ خِيفَةً قَالُواْ لاَ تَخَفْ إِنَّا أُرْسِلْنَا إِلَى قَوْمِ لُوطٍ

 

 

«Наши посланцы (т.е. ангелы) пришли к «Ибрахим»у с радостной вестью, сказали: «Мир!» Он ответил: «Мир!» - и, не мешкая, принес жареного ягненка. Увидев, что они не тронули еды, он догадался, что они - не гости, и ему стало боязно перед ними. Посланцы ска­зали: «Не бойся, воистину, мы посланы к народу Лута».

(Сура «Худ», 69-70 аят)

Этот аят дает нам еще и сведение о том, что ангелы ничего не едят и не пьют.

 

5. Ангелы невидимы для глаз. Но это не говорит о том, что ангелы не существуют: наши глаза созданы так, что мы не можем их видеть. Если бы Всевышний Аллах, изменив Свои законы природы, существующие сейчас, создал бы человеку глаза, способные видеть ангелов, то тогда бы мы увидели их.

Пророки могут видеть ангелов в их подлинном виде. Через Ангела Джабраиля (алейхис салям) им ниспосылались откровения от Аллаха. Коран именно таким образом был передан Пророку Мухаммаду (саллал-лаху алейхи ва саллям).

Их могут увидеть и другие люди, когда ангелы, сменив свой вид, при­нимают другой материальный облик, например, человека. В хадисе, из­вестном под названием «Хадис Джибриля», в котором рассказывается о столпах веры, Исламе и ихсане, Джибриль (алейхис салям) предстал в облике обычного человека.

Наша неспособность видеть ангелов, не может являться причиной отрицания их существования. Ибо мы принимаем такие вещи, как душа, ум, интеллект, радость, печаль, хотя и не видим их глазами. И ангелы также невидимы для глаз, как наши души и разум.

 

6. О сокровенных знаниях ведает только Всевышний Аллах, ангелам они неизвестны. Они знают ровно столько, сколько им сообщил Всевышний. В Священном Коране в связи с этим сказано следующее:

 

وَعَلَّمَ آدَمَ الأَسْمَاء كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلاَئِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاء هَؤُلاء إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ قَالُواْ سُبْحَانَكَ لاَ

 

عِلْمَ لَنَا إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَا إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ قَالَ يَا آدَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّا أَنبَأَهُمْ بِأَسْمَآئِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي

 

أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ

 

«И Аллах научил Адама всем именам, затем спросил о них анге-пов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искрен­ии». Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - Всеведущий, Мудрый». Аллах сказал: «О, Адам! Разъясни им [суть] имен». Когда Адам разъяснил ангелам [суть.| имен, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю со­кровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы ушиваете?»

(Сура «Аль-Бакара», 31-33 аят).

 

Кроме того:

قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الْغَيْبَ إِلَّا اللَّهُ

 

«Скажи: «Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное».

(Сура «Ан-Намль», 65 аят)

 

Из этих аятов становится понятно, что ангелам неведомы знания о сокровенном.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: