Этот вид Воли объемлет все создания. Если этот вид Воли будет иметь отношение к какой-нибудь вещи, то она тотчас возникает. В Суре «Ан-Нахль» 40 аяте выделен именно этот вид Воли:
إِنَّمَا قَوْلُنَا لِشَيْءٍ إِذَا أَرَدْنَاهُ أَن نَّقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ
«Когда Мы хотим появления чего-либо, стоит Нам лишь сказать «Будь», и это тотчас осуществляется»
Воля законодательная (Ташрий ирада)
Это любовь и довольство Всевышнего Аллаха чем-либо, одобрение и принятие этого. Одобрение чего-либо этой Волей не делает необходимым появление этого. Пример этого вида Воли можно увидеть в Суре «Ан-Нахль» 90 аяте.
وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاء ذِي الْقُرْبَى إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ
«Поистине, Аллах повелевает (и одобряет) справедливость, благодеяние и преподношение даров близким».
Воля создания имеет отношение к добру и злу, покорности и неповиновению. Законодательная Воля же относиться лишь к добру и повиновению.
6) Всемогущество (ﺍﻠﻗﺪﺮﺓ).
Аллах Всемогущ надо всем. Во «все» входит то, бытие или небытие чего можно представить, т.е. все созданное, или иначе логически возможное, но Могущество Аллаха касается логически возможного и не касается абсурдного, то на вопрос атеистов, может ли Аллах создать подобного себе отвечаем:
|
«Этот вопрос абсурден, т.к. в нем Аллаху приписывается начало существования, а это противоречит логике т.к. только Аллах Вечен без начала, и если бы существовал, подобный Ему, то также был вечным без начала, а тот, кто вечен без начала, не является созданным».
Поэтому на этот абсурдный вопрос мы не отвечаем ни «Да, может», ни «Нет, не может», поскольку на абсурдный вопрос нельзя дать однозначного прямого ответа, подобно тому, как невозможно дать ответ на такой абсурдный вопрос, как
«Камень - знающий или не знающий?».
Аллах создает все по Своему Могуществу. И Он не нуждается ни в чьей помощи. Могуществу Аллаха не присущи ни недостатки, ни слабость. Он может создать все то, что хочет.
Аллаху присущ Сыфат «Всемогущество»: Если бы Аллах не был бы Всемогущ, то был бы слаб. А слабость по отношению к Аллаху - ложь и абсурд. И если бы Аллах был бы слабым, то не существовало бы Вселенной.
Аллаху подвластно всё. Об этом сказано в 28 аяте суры ««Лукман»»:
وَاحِدَةٍ مَّا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ إِلَّا كَنَفْسٍ
«Ваше творение и воскрешение таково же, как и единой души...»
Сказано в Священном Куране:
يُقَلِّبُ اللَّهُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِّأُوْلِي الْأَبْصَاروَاللَّهُ خَلَقَ كُلَّ دَابَّةٍ مِن مَّاء فَمِنْهُم مَّن يَمْشِي عَلَى بَطْنِهِ وَمِنْهُم مَّن يَمْشِي عَلَى رِجْلَيْنِ وَمِنْهُم مَّن يَمْشِي عَلَى أَرْبَعٍ يَخْلُقُ اللَّهُ مَا يَشَاء إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌِ
|
«Аллах чередует день и ночь. Воистину, в этом – назидание для обладающих зрением.
Аллах сотворил все живые существа из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырех. Аллах творит то, что пожелает. Воистину, Аллах способен на всякую вещь»
(Сура «Ан-Нур», 44-45 аят)
7) Речь (ﺍﻠﻜﻼﻡ).
Объясняет, что Аллах разговаривает, не нуждаясь в букве, языке и звуке.Это свойство также не имеет начала. Вахи (откровения) Аллаха пророкам, данные им страницы, книги, всё это свидетельствует о том, что Аллах обладает речью. Его слова это прежде всего: Священный Коран, Тора, Забур, Инджиль. Поэтому Священный Коран называют, словом Аллаха (Калямуллах).
Имам Абу Ханифа в своей книге «Аль-Фикх Аль-Абсат» писал:
|
«Аллах говорит, но не так как мы. Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки. Аллах говорит, однако Его Речь не похожа на нашу речь. Его Речь не имеет ни начала ни конца и не прерывается, потому что это не буквы и не звуки».
Сказано в Куране:
وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا
«И Аллах [без посредников] вел с Мусой беседу».
(Сура «Ан-Ниса», 164аят).
Речь Вечный сыфат присущий Аллаху. Речь Аллаха не является каким-либо языком. Речь Аллаха не похожа на речь созданных. Пророку Мусе (Моисею) Аллах даровал слышать Свою Вечную Речь, которой не присущи буквы и звуки. Кур'ан ниспосланный Пророку Мухаммаду, мир Ему, на арабском языке является выражением Вечного Сыфата Аллаха - Речь, но не является самим этим Сыфатом, поскольку ниспосланный текст Курана создан, он имеет начало и конец, существует на арабском языке, может быть записан, прочитан, услышан, а Речь Аллаха ни подобна ни чему, это есть Вечный Его сыфат, ни имеющим начала и конца.
Сказано в Куране:
قُل لَّوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَادًا لِّكَلِمَاتِ رَبِّي لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ أَن تَنفَدَ كَلِمَاتُ رَبِّي وَلَوْ جِئْنَا بِمِثْلِهِ مَدَدًا
«Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море».
(Сура «Аль-Кахф», 109 аят).
8) Творение (ﺍﻠﺘﻜﻮﻴﻦ).
Означает «создавать что-то из ничего, из небытия».Всевышний Аллах является Единственным Творцом и Создателем. Зная Своим вечным без начала Знанием, желая этого Своей Волей, Он создает это Своим безграничным Могуществом.
Во Вселенной нет ничего, что было бы создано не Им. Обладая и'У юм Создание, Аллах творит, придает форму, наделяет пищей, милостями и благами, дает и забирает жизнь, ниспосылает страдания. В Суре «Аль-Хашр», 24 аяте сказано:
هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ
«Он - Аллах, Творец, Создатель...»
Тема № 22
Поклонение
Значение слова «поклонение»в обычном и шариатском его смысле: Обычно под «поклонением» (служением) и «рабством» ('убудийа) подразумевается подчинение и покорность, что же касается «поклонения» как шариатского термина, то он подра-зумевает собой повиновение Аллаху, выражающееся в исполнении человеком своих религиозных обязанностей, а образованное от того же корня слово «та'аббуд» означает «набожность».
Два вида пребывания в рабстве у Аллаха.
Речь идёт о принудительном и добровольном рабстве. Рабом является тот, кого поработил Аллах, управляющий им независимо от того, признаёт или отрицает это сам раб. В этом смысле все люди, будь то верующиеили неверные, благочестивые и развратные, те, кому уготован рай, и те, кто окажется в аду, относятся к числу рабов Аллаха, поскольку только Аллах является Властелином всех их, и никто из них не может пойти против Его воли.
Аллах Всевышний сказал:
أَفَغَيْرَ دِينِ اللّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ
«Неужели жаждут они иной веры, нежели вера Аллаха?! Ведь Ему предались те, кто в небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены.»
(Сура «Али Имран», 83 аят)
Аллах Всевышний также сказал:
إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا
«Каждый из обитающих на небесах и на земле предстанет пред Милостивым только в качестве раба»
(Сура «Марьям», 93 аят)
Здесь имеется в виду поклоняющийся Аллаху, и признающий тот факт, что Аллах является его Творцом, его Царём и Тем, кто им управляет, и что только Он и никто иной достоин поклонения. Такой раб поклоняется Аллаху, испытывая к Нему любовь, почитая Его, надеясь на Него, боясь Его и испытывая по отношению к Нему целый ряд иных чувств, и он подчиняется велениям Аллаха и Его посланника.
Такое поклонение имеет отношение к признанию божественной природы Аллаха, и поэтому человек, исповедующий единобожие, заявляет об этом посредством произнесения слов свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, что и отличает его от тех, кто признаёт Аллаха Творцом, но не поклоняется Ему, или же наряду с Ним поклоняется кому-либо ещё.
Именно такое поклонение любит Аллах, такое поклонение угодно Ему, ради него Он создал всё сущее, ради этого направлял к людям Своих посланников и именно о поклонении говорил Он, когда упоминал о качествах, присущих избранным.
Один из исламских ученых, дает определение понятия «поклонение» как шариатского термина, которое отражает все его основные черты. Среди прочего шейх поясняет, что поклонение включает в себя всё то, что мы именуем религией, и говорит: «Поклонением называются все те слова, а также тайные и явные действия, которые любит Аллах и которые угодны Ему».
Основы, на которых зиждется поклонение.
Мы уже знаем, что в основе поклонения лежит подчинение и что поклонение Аллаху должно включать в себя не только полное подчинение Ему, но и совершенную любовь к Аллаху, а также страх перед Ним и надежду на Него. Таким образом, поклонение Аллаху зиждется на трёх основах, а именно: любви, страхе и надежде.
1) Любовь.
Любовь является важнейшей из всех трёх основ, так как одного лишь Аллаха Всевышнего следует любить уже только по той причине, что Он существует. Любовь верующих к их Господу только усилится после того, как они вступят в обитель блаженства, тогда как страх их исчезнет с исчезновением вызывающих его причин, ибо те, кто окажется в раю, не будут знать ни страха, ни печали.
О любви верующих к Аллаху говорил как Аллах Всевышний, так и Его посланник, (С.Г.В) Так, например, Аллах Всевышний сказал:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللّهِ أَندَاداً يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللّهِ وَالَّذِينَ آمَنُواْ أَشَدُّ حُبًّا لِّلّهِ ِ
«Среди людей есть такие, которые приравнивают других к Аллаху и любят их также, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал»
(Сура «Аль-Бакара», 165 аят)
В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, (С.Г.В) сказал:
«Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию, от которого спас его Аллах, так же, как не желает он, чтобы его ввергли в огонь».
Кроме того, Аллах Всевышний поведал, что и Он любит тех рабов Своих, которые покоряются Ему. Так, например,
Аллах Всевышний сказал:
يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ
«Он любит их и они любят Его...»
(Сура «Майда», 54 аят)
Аллах Всевышний также сказал:
وَأَحْسِنُوَاْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«Творите добро, ибо, поистине, Аллах любит творящих добро»
(Сура «Аль-Бакара», 195 аят)
Аллах Всевышний также сказал:
فَإِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ
«...ведь, поистине, Аллах любит богобоязненных»
(Сура «Али Имран», 76 аят)
Аллах Всевышний разъяснил, что любовь к Нему обязательно подразумевает собой следование посланнику Аллаха, (С.Г.В), а следование посланнику обязательно приводит к тому, что Аллах начинает любить раба Своего.
Истинная суть любви состоит в стремлении угодить возлюбленному, а это находит своё выражение в проявлениях любви к тому, что любит он, и проявлениях ненависти к тому, что он ненавидит.
Учёные шейхи часто предостерегали верующих об опасности общения с теми, кто говорил о своей любви к Богу, не испытывая перед Ним страха, ибо это свидетельствует о порочности, и именно такая порочность была характерной для представителей различных течений, которые при этом говорили много разных слов, пример чего приводится в Коране.
Аллах Всевышний сказал:
وَقَالَتِ الْيَهُودُ وَالنَّصَارَى نَحْنُ أَبْنَاء اللّهِ وَأَحِبَّاؤُهُ
«Иудеи и христиане утверждали: «Мы - сыны Аллаха и любимцы Его»»
(Сура «Маида», 18 аят)
Однако говоря это, они позволяли себе поступать наперекор Его закону.
2)Страх.
Аллах Всевышний вменил страх в обязанность каждому, ибо Он сказал:
فَلاَ تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!»
(Сура «Али Имран», 175 аят)
Аллах Всевышний также сказал:
فَلاَ تَخْشَوُاْ النَّاسَ وَاخْشَوْنِ
«Не бойтесь людей, а бойтесь Меня!»
(Сура «Маида», 44 аят)
Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто испытывает страх перед Ним, сказав:
«Поистине, те, которые страшатся Господа своего, пребывая в страхе, которые уверовали в знамения Господа своего, которые не признают наряду с Господом своим других богов, которые подают то, что положено, а сердца их страшатся того, что суждено им вернуться к своему Господу, — все они спешат творить добрые дела и стараются превзойти в этом других»
(Сура «Аль-Мукминун», 57-61 аяты)
Ат-Тирмизи и имам Ахмад приводят хадис, в котором сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Однажды я спросила: «О посланник Аллаха, указывают ли слова Аллаха: (...которые подают то, что положено, а сердца их страшатся...) -, на тех, кто прелюбодействует, пьёт вино и ворует?» Он ответил: «Нет, о дочь ас-Сиддика, здесь речь идёт о таких, кто постится, молится и подаёт неимущим, испытывая страх перед тем, что это не будет принято от него».
3) Надежда.
Аллах Всевышний сказал:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَالَّذِينَ هَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أُوْلَئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَتَ اللّهِ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Поистине, те, которые уверовали, переселились и проявили рвение, надеются на милость Аллаха, а Аллах - Прощающий, Милосердный»
(Сура «Аль-Бакара», 218 аят)
В «Сахихе» Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как за три дня до своей смерти посланник Аллаха, сказал:
«Пусть каждый из вас встретит свою смерть, не иначе как ожидая хорошего от Господа своего!»
В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, (С.Г.В), сказал:
«Аллах Всемогуший и Великий говорит: «Я буду таким, какого мнения обо Мне станет придерживаться раб Мой, пусть же думает обо Мне, что хочет!»
Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто испытывает страх и вместе с тем питает надежду, сказав:
أُولَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути при ближенйя к своему Господу, желая узнать, кто из них ближе. Они надеются на Его милость, страшатся Его кары, ибо нале стараться избежать кары Господа твоего!»
(Сура «Аль-Исра», 57 аят)
Аллах Всевышний также сказал:
تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا
«...оставляющие ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде...»
(Сура «Ас-Сажда», 16 аят)
Из всего сказаного следует, что мусульманин должен обладать и тем, и другим, иначе говоря, и испытывать страх, и питать надежду. Один из посвятивших себя служению Аллаху сказал:
«Страх и надежда подобны двум крылам птицы: если они будут равны друг другу, то птица сможет держаться ровно, и полёт её будет совершенным; если одно крыло окажется короче другого, она не сможет летать как положено, а если она лишится обоих крыльев, то окажется на грани гибели.
Страх обязательно приводит к появлению надежды, а если бы это было не так, то человек обязательно впал бы в отчаяние. Надежда также обязательно приводит к возникновению страха, ибо в противном случае человек ощутил бы себя в полной безопасности, однако и отчаяние, и ощущение полной безопасности в равной степени достойны порицания.»
Аллах Всевышний сказал:
وَلاَ تَيْأَسُواْ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِنَّهُ لاَ يَيْأَسُ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِلاَّ الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ
«…и не теряйте надежды на милосердие Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие.»
(Сура «Юсуф», 87 аят)
Аллах Всевышний также сказал:
قَالَ وَمَن يَقْنَطُ مِن رَّحْمَةِ رَبِّهِ إِلاَّ الضَّآلُّونَ
«Разве кто-нибудь, кроме заблудших, отчаивается в милости своего Господа?!»
(Сура «Аль-Хиджр», 56 аят)
Достойным похвалы является такой страх, который удерживает человека от совершения того, что запрещено Аллахом. Что же касается надежды, то достойны похвалы два её вида:
1. Надежда того, кто исполнял свои религиозные обязанности, руководствуясь светом Аллаха, и стал надеяться на награду Аллаха.
2. Надежда того, кто совершал грехи, но потом раскаялся в них перед Аллахом и стал надеяться на то, что Он простит его и окажет ему Своё благодеяние.
Такая надежда свидетельствует о том, что раб знает о щедрости и милости Аллаха и ожидает от Него проявления этого, а также о том, что он взирает на широту милосердия Аллаха.