А во всем том разнообразии, что Он сотворил для вас на земно, воистину,— знамение для тех, кто внимает назиданиям.
Он — тот, кто сделал покорным (вам) море, чтобы вы обколи для питания свежее мясо, чтобы вы добывали в нем украшения, которые носите. Ты видишь корабли, бороздящие (моря), дабы снискать Его милость,— быть может, вы возблагодарите
(Его).
Он воздвиг на земле горы (столь) прочными, чтобы они не «подвигались вместе с вами, (создал) реки и (провел) дороги, дабы вы могли пойти по прямому пути, а также (создал другие) приметы, (чтобы вам выбрать верный путь). А по звездам люди находят верную дорогу.
Разве тот, кто творит, равен тому, кто не творит? Неужели то вы не образумитесь?
Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете! Воистину, Аллах — прощающий, милосердный.
Аллах ведает и то, что вы таите, и то, что вы делаете и говорите открыто».
(Сура «Ан-Нахль», 10-19 аяты)
Человек любит того, кто делает ему добро. Коль это так, то самой той любви достоин Аллах, потому что добро, которое даровал нам Аллах очень велико. Человек, осознавший, что все, что у него есть, включая его жизнь, - это дар от Всевышнего Аллаха, начнет ощущать любовь любовь заключается не только в словах. Человек проявляет уважение к тому кого любит, и не делает того, что не нравится ему. Любовь Аллахуэто зикр, упоминание Имен Аллаха, выполнение с любовью всех его повелений и избегание того, что Он нам запретил.
Тема №23
Аяты Мухкамат и Муташабихат.
В Куране есть Аяты Мухкамат и Муташабихат. Сказано в Куране:
هُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ
|
«Аллах ниспослал Пророку Мухаммаду, мир Ему, Писание - Куран, которое содержит Аяты Мухкамат, они как мать Книги (то есть остальные Аяты связаны с этим по смыслу и не противоречат им) и Аяты Муташабихат»
(Сура «Али Имран», 7 аят)
Аяты Мухкамат - это Аяты. которые имеют однозначное значение, ясное по смыслу, как например:
ولم يكن له كفوا أحد
«Нет ничего подобного Ему»
Большинство Аятов Курана Мухкамат.
Аяты Муташабихат - Аяты, в которых есть слово омоним (т.е. слово, имеющее более чем. одно значение), и которые необходимо правильно толковать, исходя из значений Аятов Мухкамат.
При толковании Аятов Муташабихат нужно обращаться к Аятам Мухкамат. Это касается тех Аятов Муташабихат, которые доступны знаниям ученых. Есть Аяты. толкование которых знает только Аллах.
Об этом сказано в Куране:
وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلاَّ اللّهُ
«Никто не знает его толкования, кроме Аллаха»
(Сура «Али Имран», 7 аят).
Также передано от Пророка (С.Г.В)
«Придерживайтесь Аятов Мухкамат и верьте в Аяты Муташабихат».
Существуют два верных метода толкования Аятов Муташабихат:
1. Метод саляфов (верующие, которые жили в первые три века после переселения Пророка(С.Г.В). Они толкуют эти Аяты в целом и убеждены, что эти Аяты имеют значение, достойное Величия Аллаха и Его восхваления. Большинство из них не дают подробного толкования этим Аятам. При толковании этих Аятов они ссылались на Аяты Мухкамат.
|
Сказал Имам Аш-Шафиий, да благословит его Аллах:
«Я уверовал в то, что передано от Аллаха, как этого хотел Аллах, и верю в то, что передано от Посланника Аллаха как этого хотел Пророк (С.Г.В)».
Аяты Муташабихат следует правильно толковать, а не следовать иллюзиям, приписывая недостойное Аллаху. Некоторые предполагали, что саляфы совершенно не толковали подробности, но это неверно. Доказательство этого передано в книге «Толкование Курана», написанной Имамом Аль-Бухарий, где он объясняет 88-й Аят Суры «Аль-Касас»:
كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ
«Все исчезнет, кроме Его власти»,
т.е. Аллах властвует над всем и Им будут приняты лишь те деяния, которые совершены искренне ради Него.
Также передано подробное толкование аята 22 Суры «Аль-Фаджр» Имамом Ахмадом, который тоже был саляфитом
وَجَاء رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفّاً صَفّاً
«…и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами».
Пришло его Всемогущество, т.е. большие события, которые произойдут в День Суда. Аллах создает их и это результат Могущества Аллаха. И нельзя думать, что Аллах перемещается, потому что это качество созданных. Кто думает, что Аллах перемещается, совершает неверие, т.к. Аллахсоздал движение, покой и все свойства созданных.
|
2. Метод халяфов (т.е. ученые, которые пришли после саляфов). Халяфы подробно толкуют Аяты Муташабихат, дают конкретное значение слов в соответствии с арабским языком. Но они, так же как и саляфы. не объясняют эти Аяты буквально. Можно использовать этот метод, особенно в тех случаях, когда переживаем за убеждения, чтобы не попасть в вид неверия, называемый уподоблением.
Сказано в Куране:
أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ
(Cypa «Сад», 75 аят)
В этом Аяте речь идет об Иблисе. Аллах сказал Иблису: «Что помешало тебе стать ниц (приветствуя) перед тем, кого Я создал, сохраняя и давая почетность?». Слово ﺒﻴدﻲّ
здесь означает «сохраняя» и «давая почетность», но не означает руку или какой-либо другой орган.