(Сура» Аль-Ихлас», 1-4 аяты)
(5) Отличие Аллаха от всего созданного(ﺍﻟﻤﺨﺎﻠﻔﺔ ﻟﻠﺤﻮﺍﺪﺚ).
Объясняет, что Всевышний Аллах ни в чём не похож на свои творения, ни свойствами, ни деяниями. Также как не похож плотник на дерево, так же как кузнец не является разновидностью железа, а потому нет необходимости, чтобы Творец был разновидностью своих творений, абсурд считать что-либо или кого-либо хоть в чем-то подобным Аллаху, т.к. тогда Он не был бы Единственным, то есть Тому. Которому нет равных. Аллаху не присущи сыфаты созданных, т.к. они имеют начало и имеют конец своего существования, т.е. они не вечны.
Сказано в Куране:
وَلِلّه الْمَثَلُ الأَعْلَىَ
«Сыфаты Аллаха не подобны сыфатам созданных»
(Сура «Ан-Нахль», 60 аят).
Аллах не похож на Свои создания и ничто не подобно Ему. Аллах не похож на Свои создания, ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. Аллах не подобен созданным.Его Сущность не похожа на сущности созданных. Его Сыфаты не похожи на сыфаты созданных и Его Действия (дела) не похожи на действия созданных, так как Действия (дела) Аллаха вечны без начала и без конца, а результат действия создан. Сказали имамыАбу Ханифа и Аль-Бухарий, да смилуется над ними Аллах:
«Действия Аллака - это Его Вечный Сыфат, а результат действия - создан».
Имам Абу Ханифа сказал:
«Создатель не похож на своих созданных»
Ученые Ислама (имам Зуннун Аль-Мысрий и Имам Ахмад Ибн Ханбаль) сказали:
«На все, что ты можешь представить себе, Аллах не похож».
Поскольку все что, человек может себе представить он когда нибудь видел, а то что он видел, является созданным, Аллаху не приписывается тело или образ, т.к. тело или образ присуще созданным, а наш Создатель тот, которому не присуще подобие.
|
Имам Фахруддин Ар-Розий сказал:
«Человек который считает Аллаха телом, никогда не поклонялся Аллаху. Потому что, когда он поклоняется, думает что, Аллах - тело, на самом деле он не поклоняется Аллаху, т.к. Аллах не тело. Поэтому люди, которые думают, что Аллах тело, поклоняются идолу, который является телом. Пусть сохранит нас Аллах от таких заблуждений»
Сказано в Куране:
يْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌﻠ
«Нет ничего подобного Аллаху»
(Сура «Аш-Шура», 11 аят).
Имам Абу Джа'фар Ат-Тахауий Ас-Саляфийя сказал:
«Кто придает Аллаху хотя бы одно из человеческих свойств, тот отступает от веры (кяфир)».
Сыфаты Аллаха ни в чем и ни в какой степени не подобны нашим качествам, они никогда не могут быть присуще людям. Знание Аллаха, не подобно знанию, человека. Милость Аллаха не подобна милости людей, одинаковые по названию эти слова обозначают разные понятия.
(6) Аллах Существует Сам по Себе (ﺍﻟﻘﻴﺎﻡ ﺑﻨﻓﺴﻪ).
Аллах Существует Сам по Себе и Он не нуждается ни в ком и ни в чем из своих созданий.
Тот, кто нуждается, не может быть Богом. Т.к. нужда в чем-либо указывает на слабость, на неспособность существовать без возможности удовлетворения этих нужд, а слабость в отношении Аллаха - абсурд. А также, в отличие от созданных, Аллах не нуждается в том, кто дал бы Ему бытие, т.е. в «создателе». Его существование Вечное. И Он не нуждался до создания всего ни в чем и ни в ком, также и после создания всего, Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем. Аллах не нуждается ни в чем из созданного, в том числе: ни во времени, ни в образе, ни в месте для существования.
|
Сказано в Куране:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах [ни в чем] не нуждается, и Он — хвалимый»
(Сура «Фатыр», 15 аят).
Крупный ученый Ислама Имам Ар-Рифагий сказал: «Наибольшее, чего может достичь человек в своем знании об Аллахе, - это твердого убеждения без сомнения в том, что Аллах существует без образа и без места».
Сказал Имам Абу Ханифа:
«Аллах существовал вечно, и не было места. Аллах существовал до того, как создал что-либо. Он был, и не было «где» и не было «что». Он - Создатель всего, поэтому если кто-то говорит: «Я не знаю, «мой Господь на земле или на небе», тот неверующий». Поскольку человек, мыслящий таким образом, не знает и сомневается в своем Боге, и он определил одно из этих двух, как место для Аллаха. Поэтому такой человек не является мусульманином»
Сказал Имам Аль-Кушайрий:
«Если мушаббихит (т.е. человек, который уподобляет Аллаха созданному и придает Аллаху место) говорит нам:
- «Если вы говорите, что Аллах Существует без места, то вы отрицаете Его Существование».
|
То мы говорим:
- «Аллах ведь Существовал до того, как создал этот мир и место»
И они скажут: «Да, Он Существовал». Тогда мы говорим:
- «Значит, Аллах Существовал без места до того, как создал место, вы сами признали это. Он Существует и сейчас без места».
Сказал Имам Зайнул Абидин:
«О Аллах, Ты чист от всяких недостатков. О Аллах, нет божества, кроме Тебя и Тебе не присуще место». Передал Мухаммад Муртаза Аз-Забидий.
Сказал Али, да благословит его Аллах:
«Кто думает, что Наш Господь имеет границы, тот не знал Нашего Создателя, которому мы поклоняемся».
Тема № 21
Сойства Аллаха «субути»
1) Жизнь (ﺍﻟﺤﻴﺎﺓ). Аллах обладатель жизни, не имеющий начала и конца. Не обладая жизнью нельзя стать божеством, но Его Жизнь не похожа на жизнь созданных. Его жизнь вечная, без духа, плоти, крови. Свойство Хаййат, тесно связано со свойствами Аллаха - Ильм, Ирада и Калам. т.к. не являясь хозяином жизни нельзя стать хозяином знаний, воли и могущества. Противоположное слову хайат (жизнь), слово (смерть), а это для Аллаха невозможно. О том, что Аллах хозяин жизни говорится в 58 аяте суры «Фуркан» Священного Корана:
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْحَيِّ الَّذِي لَا يَمُوتُ وَسَبِّحْ بِحَمْدِهِ
«И полагайся на Живого, который не умирает, и прославляй Его хвалой и возглашай Его хвалу...»
2) Знание ( ﺍﻟﻌﻠﻡ ). Объясняет, что Аллах знает обо всём Знание Его Вечное, без начала и без конца. Аллах Знает все что было и будет, а также - о том, чего не будет, тайное и явное, и то что сокрыто в сердцах людей. Аллах знает все до того, как оно свершается. Аллах знает все о Себе и о Своих Сыфатах, и о том, что создает. Он знает все о Своих созданиях. И наши мысли и наши намерения Ему известны.
Только Творец обладающий знаниями может сотворить Вселенную и то, что в ней есть, в таком красивом и полезном виде, продолжать её существование. Нельзя думать об Аллахе, что Он незнающий, невнимательный или забывчивый. В знании Аллаха есть ключ, для предметов сокрытых от наших глаз, и никто не может знать об этом, кроме Него. Он знает обо всём, что на земле и в морях, и даже лист с дерева не упадёт, без Его ведома.
Сказал в Куране Аллах Всезнающий:
وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لاَ يَعْلَمُهَا إِلاَّ هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلاَّ يَعْلَمُهَا
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома».
(Сура «Аль-Ангам», 59 аят)
Его Знание не изменяется - не уменьшается и не пополняется. Абсурд - думать, что «Знание Аллаха обновляется», что «Аллах приобретает что-либо (к примеру, новое знание)». Поскольку если бы Аллаху был присущ созданный сыфат, т.е. имеющий начало, то это противоречило бы Его Вечности без начала.
3) Всеслышание (ﺍﻟﺴﻤﻊ).
Объясняет, что Аллах слышит всё, будь это звук далекий или близкий, скрытый или открытый. Слышание чего - то одного, не мешает слышатьчто - то другое.
4 ) Всевидение (ﺍﻠﺒﺼﺮ).
Объясняет, что Аллах видит всё, будь то вещи далекие или близкие, скрытые или открытые. Видение Аллахом чего - то одного, не мешает видеть одновременно, что - то другое.
Сказано в Куране:
يْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌﻠ
«Нет ничего подобного Ему, Он - Слышащий и Видящий»
(Сура «Аш-Шура», 11аят).
А также:
يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ وَاللَّهُ يَقْضِي بِالْحَقِّ وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ لَا يَقْضُونَ بِشَيْءٍ إِنَّ اللَّهَ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Ведомы [Аллаху] и лживые взоры, и то, что сокрыто в сердцах. Аллах решает по справедливости, а те, которым поклоняются вместо Него, не решают ничего. Воистину, Аллах — слышащий, видящий»
(Сура «Гафир», 19-20 аят)
Аллах Всевышний сказал о Себе, что Он не похож ни на кого, ни на что, и что Он - Слышащий и Видящий. Сначала, Аллах Всевышний дал нам понять то, что Он совершенно не похож на созданных. Затем Он сказал о Себе, что Он -Слышащий и Видящий. Это указывает на то, что Слышание Аллаха не похоже на слышание созданных. Слышание не похоже ни на что, не имеет ни начала, ни конца. Его Видение не похоже на видение созданных. Он видит абсолютно все. Его Видение Вечное, без начала и без конца. Также и другие Сыфаты Аллаха не похожи на сыфаты созданных. Аллах слышит все слышимое не нуждаясь в органах слуха и видит все существующее не нуждаясь в органах зрения и освещении. Т.к. органы это свойство созданных.
Если бы Аллаху не был присущ этот Сыфат «Видение», то Он был бы невидящим, а слепота - это недостаток, что является абсурдом по отношению к Аллаху. Если бы у Аллаха не было Сыфата «Всеслышащий», то Ему была бы присуща глухота, а это - недостаток. А недостаток для Аллаха - абсурд.
5) Воля (ﺍﻻﺀﺮﺍﺪﺓ).
В то время, когда Аллах пожелает что-нибудь сотворить, то желает этого своим Ирада (желанием) и этого будет достаточно, чтобы предмет желания появился. Аллах сотворил Вселенную и то, что в ней, используя своё желание (Ирада), у которого нет начала. То чего Аллах не желает, никакая другая сила сотворить неспособна. В 47 аяте суры «Али 'Имран» сказано: «Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: «Будь!»- и оно бывает». Всё, что происходит во Вселенной, происходит по воле Аллаха - Ирада. Поэтому верующий человек, в обстоятельствах которые происходят по воле Аллаха, вместо слов: «Хорошо, я сделаю», скажет: «Если Аллах пожелает, я сделаю». Об этом сказано в Коране в 29 аяте суры «Кахф»: «Не говори ни о чём: «Я это сделаю завтра» без того, что пожелает Аллах».
Все происходит по Воле Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний делает все, что Он хочет, по Своей Воле. Сыфат Аллаха «Воля» Вечен, не имеет начала и не имеет конца. Аллах по Своей Вечной Воле создал этот мир, определив всему бытие вместо небытия, того, что Аллаху присущ Сыфат «Воля»: Если бы у Аллаха не было бы такого Сыфата, то не существовало бы и этого мира, ведь мир мог появиться только по Воле Аллаха, потому, что Он этого хотел. Все, что происходит в мире, происходит по Вечной Воле Аллаха, Его Знанию, Его Творению и Предопределению, будь то: добро или зло, покорность Аллаху или грех, Вера или неверие, счастье или горе. Добро происходит по Воле Аллаха, Его любви и Его одобрению. Зло происходит по Его Воле, но не по Его любви и не одобряемо Им. Доказательство того, что все это - и добро, и зло, - происходит по Воле Аллаха: если бы что-либо во Владениях Аллаха происходило бы против Его Воли (т.е. происходило бы то, чего бы Он не хотел), то это указывало бы на слабость. А слабость в отношении Аллаха - абсурд, ведь Он превыше всех недостатков. Воля Аллаха - Вечная, не меняется (ведь изменение - это признак созданных). Все, что хотел Аллах, обязательно будет, в то время, в которое Он хотел существования этого. А если Аллах не хотел, чтобы что-нибудь было, - этого никогда не будет.
Аллах сказал в Хадисе-Кудсий, означающее: «О Мухаммад! То, что предопределено Мной, - неизменно»
Аллах наделил человека волей (возможностью выбора), но воля человека находится под Волей Аллаха. Все принадлежит Ему. Аллах Создатель всех наших дел, намерений и решений.
Сказано в Священном Куране:
وَمَا تَشَاؤُونَ إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
«Вы не сможете сделать что-либо, если на это не будет дозволения Аллаха Господа Миров»
(Сура «Ат-Таквир», 29 аят).
قُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاء وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاء وَتُعِزُّ مَن تَشَاء وَتُذِلُّ مَن تَشَاء
(Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь). (Сура Али Имран 26 аят).
Сказал Имам Ат-Тахауий:
т.е. «То, что хотел Аллах, будет. Воля рабов находится под Волей Всевышнего Аллаха «