THEMA 1. BEKANNTSCHAFT. LEBENSLAUF. FAMILIE




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

«Тольяттинский государственный университет»

Кафедра «Теория и практика перевода»

 

Г.Ф.Шугурова

„HÖRVERSTEHEN: DEUTSCH“

Teil 1.

«ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ:

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»

Часть 1.

ПРАКТИКУМ

Тольятти 2015

УДК 81.1=112

ББК 81.2 Нем

Ш 952

Рецензенты:

кандидат филологических наук, доцент,

профессор кафедры «Романо-германская филология»

Волжского университета имени В.Н. Татищева

Стариннова Татьяна Борисовна,

кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой «Теория и практика перевода»

Тольяттинского государственного университета

Вопияшина Светлана Михайловна

 

Ш 952 Шугурова, Г.Ф. Hörverstehen: Deutsch. Teil 1 / Обучение аудированию: немецкий язык. Часть 1.: практикум / Г.Ф. Шугурова. – Тольятти: ТГУ, 2015. – с.

 

 

Практикум «Обучение аудированию: немецкий язык. Часть 1» по дисциплине «Практический курс второго иностранного языка» направлено на обучение аудированию текстов социально-бытовой тематики на немецком языке. В учебном издании представлены аутентичные аудиоматериалы. Упражнения к аудиотекстам имеют целью формирование навыков аудирования по изучаемым лексическим темам, а также мотивирование студента к устному и письменному высказыванию на немецком языке.

Учебное издание адресуется студентам, обучающимся по направлению подготовки бакалавра 035700.62 ЛИНГВИСТИКА.

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Гуманитарно-педагогического института ТГУ.

ВВЕДЕНИЕ

Практикум «Обучение аудированию: немецкий язык. Часть 1.» по дисциплине «Практический курс второго иностранного языка» предназначено для подготовки бакалавров в сфере лингвистики, изучающих немецкий язык как второй иностранный.

Дисциплина «Практический курс второго иностранного языка» имеет целью формирование у студентов навыков межкультурной коммуникации.

Достижению указанной цели служит реализация следующих задач обучения:

§ стимулирование интеллектуального и эмоциональ­ного развития личности учащегося;

§ развитие индивидуальных психологических особенностей;

§ развитие у учащихся способностей к социальному взаимодей­ствию;

§ овладение им определенными когнитивными приемами, позволяющими совершать познавательную и коммуникативную деятельность;

§ развитие общей, лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций.

 

Для реализации указанных целей студент должен

Получить знания

§ о фонологических, лексических, грамматических явлениях и закономерностях изучаемого языка как системы;

§ о литературной норме изучаемого языка;

Приобрести умения

§ применять в коммуникативной и профес­сиональной деятельностиосновные речевые формы высказывания и дискурсивные способы выражения фактуальной информации в иноязычном тексте;

§ принимать во внимание в коммуникативной и профессиональной деятельности страноведческие реалии, национальные традиции, ритуалы, обычаи, принятые образцы общения, формулы вежливости; прагматические параметры высказывания (адаптация предмету ситуации, тип адресата, условиям ситуации, интенции автора языковых единиц); языковую организацию функционально-стилевых разновид­ностей текста;

выработать навыки говорения, аудирования, чтения и письма во всех видах речевой деятельности.

 

Современная методическая наука видит основной целью обучения иностранным языкам формирование навыков коммуникации. Обучение вербальной коммуникации включает в себя обучение четырем видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Обучение аудированию тесно связано с другими видами речевой деятельности. С чтением их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности. Самым тесным образом связано аудирование с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет. Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи.

Аудирование позволяет стимулировать интеллектуальное развитие личности учащегося, развивает аналитические способности студента, его память, умение логически мыслить, умение предвосхищать смысловое содержание высказывания. При развитии навыков аудирования студент учится отделять важную информацию от второстепенной, развивает гибкость и подвижность ума, способность широко использовать уже имеющийся языковой опыт, применяя его в новом контексте. Аудирование способствует развитию эмоциональной культуры обучаемого через содержательную сторону аудиотекстов, через необходимость понимания недискурсивных форм высказывания, например, понимание подтекста высказывания, через использование таких приемов эмоционального стимулирования как юмор. Совместная работа студентов по драматизации и обсуждению аудиотекстов на послетекстовом этапе развивает их способность к социальному взаимодействию.

Обучение аудированию служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование усваивается лексический состав языка и его грамматическая структура. В процессе обучения аудированию закрепляются и углубляются знания о фонологических, лексических, грамматических явлениях и закономерностях изучаемого языка. Аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Послетекстовая работа с аудиотекстом формирует навыки использования таких речевых форм высказывания как устная аффективная речь и устная диалогическая речь.

Аудиотексты знакомят студента со страноведческими реалиями, национальными традициями, принятыми образцами общения, формулами вежливости. В процессе обучения аудированию у студента формируются знания прагматических параметров высказывания (адаптация предмету ситуации, тип адресата, условиям ситуации, интенции автора языковых единиц), представления о культурном релятивизме, сформированные как через содержательную сторону аудиотекстов, так и через понимание поведенческих образцов в различных жизненных ситуациях. Все это знания и умения, которые впоследствии позволят студенту осуществлять успешную коммуникацию в ситуациях бытового и профессионального общения.

 

Обучение аудированию предполагает обучение

§ аудированию с выборочным извлечением информации;

§ ознакомительному аудированию, подразумевающему извлечение из аудиотекста основной информации;

§ детальному аудированию, предусматривающему максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации.

При работе с аудиотекстом упражнения делятся на предтекстовые, текстовые и послетекстовые. Упражнения, выполняемые перед началом прослушивания, как правило, направлены на снятие языковых (лексических, грамматических и фонетических) трудностей, а также трудностей, касающихся страноведческой информации. К заданиям, выполняемым во время прослушивания, относятся упражнения для развития фонематического слуха, визуальный диктант, ориентация по плану, определение верных высказываний, извлечение запрашиваемой информации и др. Послетекстовые задания выполняют, как правило, контролирующую функцию.

В данном учебном издании навыки аудирования развиваются на основе аутеничных аудиотекстов из «евроучебников» и материалов подкаста www.audio-lingua, пополняемом носителями языка небольшими сообщениями социально-бытовой проблематики. Аудиоматериалы подкаста обеспечивают чрезвычайную актуальность лексики и тематики аудиосообщений, их живую непринужденность. То, что сообщения сделаны в естественной атмосфере носителями языка, позволит студенту освоить систему фонетических редукций, характерную для устной речи. Это, совместно с формированием произносительных навыков при обучении фонетике немецкого языка, позволит «уберечь» студента от традиционного «фонетического» шока, который студент испытывает, услышав впервые не искусственно созданный учебный аудиотекст, а живую речь носителя языка в непосредственном общении с ним.

Каждый раздел практикума состоит из двух или более частей. Первая часть раздела содержит аудиотексты со значительным варьированием содержания. Вторая часть содержит тексты с незначительными отличиями в содержании, которые позволят сформировать у студента навык аудирования лексических единиц и речевых клише по данной лексической теме, а также их употребления в устной форме высказывания. Работа над аудиоктекстами может являться как частью аудиторной работы, так и важной составляющей самостоятельной работы студента над формированием коммуникативных навыков по определенной лексической теме. Особенно аудиотексты второй части раздела хорошо подходят как языковой материал для самостоятельной работы студента и позволяют соблюсти принцип индивидуального подхода в обучении. Рекомендуется вести работу по двум частям раздела параллельно.

 

Пособие содержит следующие маркеры упражнений:

X ознакомьтесь с комментариями к лексике аудиотекста (во многих случаях, когда род существительного можно определить по грамматической форме или значению слова, артикль намеренно опущен. См.: Род имени существительного в немецком языке)

t ознакомьтесь с комментариями к грамматическим особенностям аудиотекста

² прослушайте аудиотекст

& прочитайте текст аудиотекста или текст по данной лексической теме

# заполните пропуски в тексте

? впишите информацию в текст, таблицу (этот маркер употребляется, если запрашиваемая информация больше одного слова)

Q отметьте, кому принадлежит высказывание, какое высказывание верно или неверно касательно содержания текста

D сопоставьте части высказывания

G восстановите верную последовательность высказываний аудиотекста

q ответьте на вопросы по содержанию текста

® драматизируйте диалог или монолог

Ê выполните послетекстовые задания с использованием языкового материала аудиоктекста, а также дополнительного лингвистического или эстралингвистического материала

m расскажите о …

. составьте список речевых клише, примеров языкового явления

свяжите текст со своей личностью или жизнью

J выскажите основную идею аудиотекста и займите позицию по отношении к данной проблеме

K проведите дискуссию в группе по данной проблеме

THEMA 1. BEKANNTSCHAFT. LEBENSLAUF. FAMILIE



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: