Тема 4.1. Транспортно-складская логистика
Нормативно – правовые акты и документы регулирующие воздушную перевозку грузов на воздушном транспорте РФ.
Перевозки грузов воздушным транспортом регулируются Воздушным кодексом РФ 1997 г. Воздушный Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
Наиболее крупными многосторонними соглашениями по общим вопросам гражданской авиации и осуществления международных воздушных сообщений являются «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок», подписанная в Варшаве в 1929г., дополненная в последующем протоколами в отношении перевозок грузов - Гаагским 1955года и Монреальским 1975года, и Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 07.12.1944г. Россия, как правопреемник СССР, является участником этих Конвенций.
Согласно Варшавской конвенции договор международной воздушной перевозки осуществляется на основе проездного билета (для пассажиров) и авиагрузовой накладной (для грузов). Форма перевозочных документов, применяемые многими авиакомпаниями мира, составлены применительно к типовым проформам, которые разработаны ИАТА.
Варшавская конвенция регламентирует права и обязанности участников договора, определяет порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, устанавливает основные требования к перевозочным документам, ответственность перевозчика.
Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации как основной закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.
|
Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.
Несомненно важный источник транспортного права – это Гражданский Кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в одной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.
Основным законодательным актом, регулирующим перевозку грузов на воздушном транспорте является Воздушный Кодекс Российской Федерации. Помимо регулирования перевозки грузов внутри страны Воздушный Кодекс РФ регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками грузов.
Источниками права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на три группы:
1) указы Президента РФ;
2) постановления и распоряжения Правительства РФ и 3) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Именно этими актами также осуществляется дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке грузов, а также почтовые перевозки.
В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиационных предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК). Авиационное предприятие - это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных работ на основании лицензии. Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов. Наконец, перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.
|
Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составляется отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, представленных перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов (ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.