Производится в соответствии с требованиями отраслевого стандарта ОСТ-54-3-59-92 и связано с обеспечением безопасности полетов.
Мелкие грузы россыпью должны размещаться равномерно по отсеку или его части. Если в отсеке перевозится техника, надо обеспечить:
- выключение подрессоривания;
- исключение ослабления швартовки;
- исключение подтекания жидкости из топливных и гидросистем;
- исключение возможности короткого замыкания и искрения электросистем;
Тяжеловесные (более 80 кг) и длинномерные (более 1 м) грузы перевозят по особым правилам.
Установленная классификация грузовых отсеков ВС зависит от расположения отсеков и их оборудования.
Класс А - грузовой или багажный отсек, в котором:
- легко обнаруживается возникновение пожара членами экипажа с рабочих мест, с доступом в полете в любую часть отсека.
Класс В - грузовой или багажный отсек, к которому имеется свободный доступ в полете, позволяющий применять огнетушитель в любой части отсека;
- входы в отсек со стороны других помещений ВС не дают проникать в них опасного количества дыма, пламени;
- имеется стандартный сигнализатор пожара (дыма) для предупреждения экипажа
Класс С - грузовой или багажный отсек должны отвечать требованиям классов А и В, но:
- иметь отдельный стандартный сигнализатор:
- иметь средства предотвращения попадания дыма и пламени в другие помещенияВС;
- иметь средства контроля вентиляции и тяги в предельных отсека, чтобы можно было потушить пожар огнегасящим веществом.
Класс D - грузовой или багажный отсек, в котором:
- возникающий пожар будет полностью локализован, не создавая опасность для ВС;
- имеются средства против попадания дыма и пламени в другие помещения ВС;
|
- вентиляция и тяга контролируются в пределах отсека, чтобы не распространялось за безопасные пределы;
- учитывается воздействие прогрева на важные узлы ВС
Класс Е - отсек, предназначенный для перевозки грузов:
- имеет отдельный стандартный сигнализатор;
- имеет средства для прекращения подачи воздуха вентиляции, управляемые из пилотской кабины;
- имеет средства против попадания дыма, огня, газов в другие помещения ВС:
- штатные аварийные выходы для экипажа доступны при любых условиях загрузки отсека.
При размещении опасных грузов, необходимо придерживаться рекомендаций отраслевого стандарта:
Тип | Тип отсека | Номер отсека | Класс отсека |
Ил 62 | Багажно - грузовой | В | |
Ил 86 | Багажно-грузовой Грузовой Грузовой | С В В | |
Ту 154 | Багажно-грузовой Багажно-грузовой | В В | |
Ту 134 | Багажно-грузовой | В | |
Як42 | Багажно-грузовой Багажно-грузовой | С С | |
Ил 76 | Грузовая кабина | - | Е |
ан 12 | Грузовая кабина | - | Е |
ан 26 | Грузовая кабина | - | Е |
Як 40К | Грузовая кабина | - | Е |
Л 410 | Багажный | Передний | С |
ан 2 | Грузовая кабина | - | Е |
Для предохранения грузов от продольных и поперечных помещений, защиты загрузочных люков и перегородок применяются швартовочные защитные сетки, швартовочные ремни и тросы. Груз перевозят только в отсеках, а в виде исключения, в мягкой упаковке при неполной пассажирской загрузке - на свободных рядах кресел в специальном мягком контейнере для перевозки груза.
На ВС с отсеками ограниченных размеров груз перевозят на свободных креслах, закрытых рабочими чехлами. В любом из этих случаев нужно исключить возможность смещения груза в полете и не занимать кресла у аварийных выходов.
|
Общая масса груза брутто и его объем должны вписываться в грузовместимость и объем отсека.
Погрузка грузов с малой площадью опоры и сосредоточенной местной нагрузкой производится с разрешения эксплуатанта с применением распределителей загрузки (доски, щиты, поддоны), чтобы не превысить допустимые значения удельной загрузки на пол, значение которой можно определить по формуле:
Где, Р уд - удельное значение давления на единицу площади грузового или багажного отсека; кг/м. кв
G - масса груза брутто; кг;
S - площадь, занимаемая грузом в кв. м
Из формулы следует, что для уменьшения величины удельного давления на пол отсека, необходимо увеличивать площадь, занимаемую грузом (с целью рассредоточения нагрузки).
Рдоп - допустимая нагрузка на пол отсека для данного воздушного судна.
Всегда Рдоп должно быть меньше Руд. Рдоп < Руд
Значение Рдоп для различных ВС разное, ориентировочно для пассажирских ВС лежит в пределах 400 - 600 кг/кв. м, для грузовых - больше
Распределители нагрузки при необходимости, по требованию эксплуатанта, представляет отправитель. Порядок загрузки отсеков:
- пакетируемые грузы, техника - загружаются по схеме загрузки с обеспечением центровки воздушного судна;
- общий центр тяжести россыпного груза должен находиться в геометрическом центре отсека;
- при перевозке груза на пассажирских воздушных судах груз загружают в первую очередь, затем загружают почту и багаж, по пунктам назначения. Порядок швартовки грузов рекомендуется следующий:
|
- расположение швартовочных узлов на грузе должно иметь удобные подходы к этим узлам и быть симметричным по отношению к вертикальным и горизонтальным осям груза;
- поверхности касания швартовки должны иметь округления радиусом не менее 22 мм;
- швартовочные связи должны легко проходить в швартовочные узлы;
- допускаются использовать в качестве швартовочных узлов элементы конструкции груза;
- между грузом, стенками и потолком отсека должны быть предусмотрены зазоры. Рекомендован следующий порядок загрузки в отсеки воздушного судна:
- груз следует осторожно перемещать внутри отсека;
- не допускается кантовать, волочить, бросать грузы;
- необходимо учитывать особенности груза с учетом герметичности и температурного режима в грузовых отсеках;
- сосуды с жидкостью устанавливать пробкой вверх;
- соблюдать осторожность с хрупкими грузами;
- стеклянные и хрупкие грузы укладывать в один ряд, при укладке в несколько ярусов придерживаться указаний изготовители (например при перевозке в картонных коробках телевизора и радиоприемников).
Основные размеры и объемы грузовых ВС,
ан 124 «Руслан»: максимальная грузоподъемность 120 тонн.
Допустимые размеры груза: длинна 36, 06 м, исключая рампу; ширина 6, 4 м; высота 4, 4 м;
объем грузового отсека 900 куб. м.
Ил 76ТД: максимальная грузоподъемность 40 тонн.
Размеры грузового отсека: длина 20 м (включая рампу = 24, 5 м);
ширина 3, 45 м; высота 3, 4 м; объем грузового отсека 290 куб. м.
ан 12: максимальная грузоподъемность 15 тонн.
Размеры грузового отсека: 13, 5 м длинна (кроме рампы); 2, 7 м ширина; 2, 4 м высота;
объем грузового отсека 90 куб. м
Ту 154С: максимальная грузоподъемность 19 тонн.
Размеры двух грузовых отсеков:
1. 9,0 х 2,5 х 1,06 м.
2. 7,35 х 2,5 х 0,95 м.
Размеры грузовых люков 1,2 х 1,35 м; размеры задней двери 2,8 х 1,87 м; объем грузовых отсеков 135 куб. м.
ан 32: максимальная грузоподъемность 6, 7 тонн.
Размеры грузового отсека: 11, 0 х 2. 7 х 1, 8 м;
объем грузового отсека 54 куб. м.