Задание2 Описать и выполнить по методике построение диаграммы «время –сечение»
Задание 3 Дать определение и указать физический смысл поправки Брикса.
Содержание отчета:
1. Тема и цель лабораторной работы.
2. Материальное обеспечение.
3. Отчет о проделанной работе.
Заключительный контроль:
1. Дать понятие о диаграмме Брикса.
2. Построение диаграммы Брикса.
3. Построение диаграммы «время-сечение».
4. Что представляет собой контурная продувка?
5. Особенности очистки цилиндров 2-хтактных двигателей по сравнению с 4-хтактным.
6. Коэффициент продувки.
7..Коэффициент остаточных газов.
8..Коэффициент наполнения.
9. Давление продувочного воздуха.
10. 1-ая фаза продувки.
11..2-ая фаза продувки.
12. 3-ая фаза продувки.
13. В чем заключается сущность продувки?
Литература
- Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Судовые дизельные энергетические установки и их эксплуатация», 2014г..
6. Захаров Г.В.Техническая эксплуатация судовых энергетических установок- изд.3 исп. и допол.- М.Трас Лит.2013.-320с.
Практическое занятие №12
Тема: Определение нормальных, радиальных и касательных усилий и моментов действующих в двигателе
Цель: Определение действия этих сил при работе двигателя
Материальное обеспечение: чертежные принадлежности, миллиметровая бумага, калькулятор.
Вводный контроль:
1. Понятие о силах давления газов.
2. Действие сил тяжести поступательно движущихся частей.
3. Силы трения.
4. Силы инерции.
Краткая теория
В судовых ДВС возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала при помощи кривошипно-шатунного механизма. Силы, действующие в этом механизме, можно разделить на четыре группы.
|
1. Силы от давления газов на днище поршня Рч, Н, мгновенное значение которых Рч = РчF (Рч – давление газа в цилиндре двигателя в данный момент времени, Па; F = πD2/4 – площадь поршня, м2; D – диаметр цилиндра, м).
2. Давление газов изменяется за цикл в широких пределах от Ра до Рz в зависимости от положения поршня и угла поворота кривошипа. Период изменения давлений для четырехтактных двигателей 720º ПКВ, а для двухтактных 360º.
3. Силы тяжести поступательно движущихся частей Рв. Считают, что у тронковых двигателей в поступательном движении участвуют поршень и 0,4 массы шатуна, а у крейцкопфных, кроме того, шток, крейцкопф и ползун. Сила тяжести подвижных частей тронковых высокооборотных двигателей мала по сравнению с другими силами, поэтому ее обычно не учитывают. Однако в крейцкопфных двигателях ею пренебрегать не следует. В любом случае сила тяжести постоянна по величине и направлена вниз. Ее определяют по опытным данным или по чертежам двигателя.
4. Силы трения, которые не поддаются точному теоретическому подсчету и включаются в механические потери двигателя.
5. Силы инерции подвижных частей Ри, Н, в общем случае Ри = -М*а, где М – масса поступательно движущихся частей, кг; а –ускорение движущихся частей, м/с2. знак «минус» указывает, что направление сил инерции всегда противоположно направлению ускорения.
Порядок выполнения работы:
Из технической механики известно, что для центрального кривошипно-шатунного механизма (у которого ось цилиндра пересекает ось коленчатого вала) ускорение поршня «а» определяется приближенным выражением а = Rω2(cosφ + λcos2φ),
|
где R – радиус кривошипа, м;
ω = πn/30 – угловая скорость, рад/с (n - расчетная частота вращения, об/мин);
λ – R/L (L – длина шатуна, м);
φ – угол поворота кривошипа, отсчитываемой от ВМТ.
В этом случае выражение для сил инерции поступательно движущихся частей примет окончательный вид:
Ри = - М Rω2(cosφ + λcos2φ) 1
Из этого уравнения следует, что силы инерции поступательно движущихся частей изменяются как по величине, так и по направлению в зависимости от угла φ, причем эти изменения будут периодическими.
Известно, что сила инерции достигает наибольшего значения там, где скорость становится равной нулю и меняет свой знак. Такими положениями для кривошипно-шатунного механизма должны быть мертвые точки.
В ВМТ при φ = 0º выражение (1) принимает вид:
Ри = - М Rω2(1 + λ)
в НМТ при φ = 180º Ри = - М Rω2(-1 + λ) = - М Rω2(1 - λ)
Как видно в ВМТ силы инерции подвижных частей имеют отрицательное и наибольшее абсолютное значение, а в НМТ они положительны и принимают несколько меньшее значение, если иметь в виду, что λ = 1/3,5 - 1/5.
Кроме поступательно движущихся частей в двигателе есть вращательно движущиеся части, к которым относится неуравновешенная часть кривошипа и вращающаяся часть шатуна (условно ~ 60% Gш). Массы этих частей считаются сосредоточенными на оси шейки кривошипа. Так как центростремительное ускорение в этой точке ац = Rω2, то сила инерции вращающихся частей Рц = -М Rω2, где Мц – масса вращающихся частей, кг. Знак «минус» указывает, что эта сила направлена от центра вращения по радиусу кривошипа.
|
Таким образом, в кривошипно-шатунном механизме работающего двигателя в любой промежуток времени действуют силы от давления газов, силы тяжести и силы инерции поступательно движущихся частей, алгебраическая сумма которых выразится равнодействующей Рg, называемой движущей силой.
Рg = ±Рч ± Рв ± Ри
Все эти силы, в том числе и движущая, считаются положительными (знак «+»), если они способствуют движению поршня и наоборот.
Движущая сила действует по оси цилиндра и приложена в центре головного соединения точке А (рис.16.1).
Разложим равнодействующую Рg по правилам механики на две составляющие: Рш, направленную на оси шатуна, и Рн, направленную перпендикулярно оси цилиндра. Условимся, что угол поворота кривошипа имеет некоторое мгновенное значение φ, а между осями цилиндра и шатуна образуется угол β. Сила Рн = Рц tgβ, которая называется нормально силой, прижимая поршень поочередно к противоположным стенкам цилиндра, вызывает износ цилиндропоршневой группы в этой плоскости (износ на эллипс).
В крейцкопфных двигателях сила Рн имеет большое значение и передается ползунам крейцкопфа на параллели, что облегчает условия работы цилиндропоршневой группы, именно этими обстоятельствами объясняется крейцкопфное исполнение малооборотных двухтактных двигателей.
Рис.1 Схема сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме
Сила, действующая по оси шатуна Рш = Рg/cosβ, стремится сжать стержень шатуна. Перенося эту силу на ось шейки кривошипа в точку В, разложим ее по двум направлениям – по радиусу кривошипа и по касательной к окружности, описываемой центром шейки вала. Радиальная сила Рр определяется выражением:
Рр = Рш cos (φ + β) = Pgcos(φ + β)/cosβ