Проверочный тест:
1. Представьте степень с рациональным показателем в виде корня:
а) ; б)5
; в)
; г)
;
2.Вычислите: ;
3.Найдите значение выражения а)
; б)
; в)
;
г) ; д)
;
4.Разложите на множители:
а) -
б) a-b; (a, b – положительные числа); в)
,(a, b – положительные числа).
5.Сократите дробь .
Ответы:
1.
а) ; б)
; в)
;г)
;
2.а)0,95. 3.а) 6; б)4;в) ; г) 10; д)24,5. 4.а)
; б)
в) ; 5.
.
Улучшите свои знания
1. Степенью положительного числа a с рациональным показателем , m – целое, n – натуральное
называется корень n- ой степени из числа a в степени m n, т.е.
.
Например, =
; 6
.
Вычислить значение степени с рациональным показателем можно, если степень с рациональным показателем заменить корнем.
Например, ;
.
3.Свойства степени с рациональным показателем и положительными основаниями:
А) при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели
складываются, т.е. .
Б) при делении степеней с одинаковыми основаниями из показателя степени делимого вычитается показатель степени делителя, т.е.
.
Например, .
В) при возведении степени в степень основание остается прежним, а
показатели перемножаются, т.е. .
Например, .
Г) при возведении в степень произведения в эту степень возводится каждый сомножитель, а результаты перемножаются, т.е.
.
Например, .
Д) при возведении в степень частного, в эту степень возводится, делимое и делитель и результаты делятся, т.е.
.
Например, .
Разложение на множители
При разложении на множители выражений с рациональными показателями используются те же методы, что и для многочленов:
А) Вынесение общего множителя за скобки (за скобки выносится множитель с наименьшим показателем)
|
Например, разложите на множители: .
.
Б) Применение формул сокращенного умножения.
Например, разложите на множители a-b(а и b положительные числа).
a-b =
В) Применение способа группировки.
Например, разложите на множители:
Г) Упрощение выражений с рациональными показателями.
При упрощении выражений, содержащих рациональные показатели
Выполняются общие правила и алгоритмы для упрощения дробно – рациональных выражений.
Например, сократите дробь:
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
!Проверь, не делаешь ли ты так!
1. , правильно будет:
.
2. , правильно будет:
3. , правильно будет:
4. , правильно будет
.
Контрольный тест
1.Найдите значение выражения:
.
2.Вычислите:
.
3.Выполните указанные действия:
.
Свойства степени с рациональным показателем в таблицах(16)
№ | Свойства | Применение | Примечания | Пример |
![]() ![]() | При выполнении перобразований, решении уравнений и неравенств | Если ![]() |
![]() | |
![]() ![]() ![]() | При выполнении перобразований, решении уравнений и неравенств. | Применятся и справа налево:
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() | |
![]() ![]() ![]() | При выполнении перобразований, решении уравнений и неравенств. | Применятся и справа налево:
![]() ![]() |
![]() ![]() | |
![]() ![]() ![]() | При выполнении перобразований, решении уравнений и неравенств. | Применятся и справа налево:
![]() | ![]() ![]() ![]() | |
![]() ![]() ![]() | При выполнении перобразований, решении уравнений и неравенств. | Применятся и справа налево: | ![]() | |
![]() ![]() | При выполнении перобразований, решении уравнений и неравенств | Применятся и справа налево:
![]() | ![]() |
|
Тестовые задания: свойства степени с дробным показателем (17)
Результат упрощения выражения ![]() | 1). a0,5 ; 2) a - 0,5 ; 3) - a0,5 ; 4) -a - 0,5 ; 5) - a. | ||
Результат упрощения выражения: ![]() | 1).a-b; 2) ![]() ![]() ![]() | ||
Если 4x + 4-x =3, то 64x + 64-x равно | 1)27;2)18;3)9;4)24; 5) 36. | ||
Результат упрощения выражения
![]() | 1) ![]() ![]() ![]() | ||
Результат упрощения выражения ![]() | 1)x-1; 2) ![]() | ||
Результат упрощения выражения: ![]() | 1).a-b; 2) ![]() ![]() | ||
Равенство ![]() | 1. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
Результат упрощения выражения
![]() | 1).3 5 y2 ; 2)0; 3)1/9; 4)y -4; 5) y 2 . | ||
Результат упрощения выражения
![]() | 1).a-0,5;
2) a+0,5;
3) ![]() | ||
10. | Вычислите ![]() | 1)7;2)4;3)5;4)9; 5)10. | |
Число, обратное значению выражения ![]() | 1)64/625;2)4/27;3)125/64;4)1/3; 5)16/125. | ||
Результат упрощения выражения ![]() | 1).a -3;
2) a +3;
3) ![]() | ||
Результат упрощения выражения ![]() | 1). a0,5 ; 2) a - 0,5 ; 3) - a0,5 ; 4) -a - 0,5 ; 5) - a. | ||
Результат упрощения выражения
![]() | 1). 4a0,5 ; 2)4a - 0,5 ; 3) - 4a0,5 ; 4) -a - 0,5 ; 5) 4a. | ||
Если 5 x -5 –x = 2, то значение выражения 125 x -125 – x равно | 1)17;2)4;3)10;4)9; 5)14. | ||
Упростите выражение и вычислите его значение при a=2,03 ![]() | 1)7;2)0,4;3)0;4)0,9; 5)1. | ||
Найдите значение выражения ![]() | 1)0;2)5;3)0,5;4)1; 5)0,1. | ||
Упростите выражение и вычислите его значение при x=1/11; y=3 ![]() | 1)0;2)4;3)0,5;4)1; 5)0,1. | ||
Упростите выражение и вычислите его значение при a= ![]() ![]() | 1)0;2)4;3)0,5;4)-0,5; 5)0,1. | ||
Упростите выражение
![]() | 1). xy0,5 ; 2)xy - 0,5 ; 3) – xy0,5 ; 4) x1/3 y; 5) xy 1/3. |
Свойства функции y = в таблице (18)
|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |
Область определения (D) | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Множество значений (E) | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Четность или нечетность функции | Нечетная | Четная | Нечетная | Четная | Нечетная | Не является четной, не является нечетной | Не является четной, не является нечетной |
Знаки функции | y>0, если ![]() | y≥0 на D | y>0, если ![]() | y≥0 на D | y>0, если ![]() | y≥0 на D | y≥0 на D |
Нули функции | - | x=0 | x=0 | - | - | x=0 | - |
Промежутки возрастания | - | ![]() | ![]() | ![]() | - | ||
Промежутки убывания | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
Наибольшее значение | - | - | - | - | - | - | - |
Наименьшее значение | - | - | - | - | - | ||
Графики | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Тестовые задания в таблицах: свойства степенной функции(19)
№ | Задание | Ответ |
Решите уравнение ![]() | 1)4/5;2) ![]() ![]() ![]() | |
Решите уравнение ![]() | 1)4/5;2) ![]() ![]() ![]() | |
Решите уравнение ![]() | 1)4/3;2) ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Решите уравнение ![]() | 1)-4/3;2) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Найдите область определения функции ![]() | 1) (- ∞; 1]; 2) (1; 3); 3) [3; + ∞); 4) [1; 3]; 5)(- ∞;1). | |
Найдите область определения функции ![]() | 1)(- ∞;1]; 2) (-∞;3); 3) (1; 3); 4) [1; 3]; 5)(- ∞;1) | |
Возрастающей на множестве всех положительных чисел является функция: ![]() | * ![]() | |
8. | Убывающей на множестве всех положительных чисел является функция: ![]() | ![]() |
9. | Найдите область определения функции ![]() | 1) (- ∞; 1]; 2) (1; 3);
3) [3; + ∞); 4) [1; 3];
5) (- ∞;1) ![]() |
Найдите область определения функции ![]() | 1) (- ∞;1]; 2) (-∞;3); 3) (1; 3); 4) [1; 3]; 5) (1;3) | |
Четной является функция: | ![]() | |
Нечетной является функция: | ![]() |