!Проверь, не делаешь ли ты так!
1. , правильно будет: .
2. при a <0, правильно будет: .
3. при a<0 и b<0, правильно будет:
4. , правильно будет .
Контрольный тест
1.Решите уравнение:
а) б) в)x4 =7; г) x5 =5.
2.Упростите выражение:
.
3.Сравните значения выражений:
и .
Свойства корня n- ой степени в таблицах(10)
№ | Свойство | Применение | Примечание | Пример |
, n- натуральное, большее единицы. | Вычисление значений выражений, решениe иррациональных уравнений | Если n – нечетное, больше 1, то a может принимать отрицательные значения. | ||
, m и к, целые, к >0, n- натуральное, большее единицы. | В тождественных преобразованиях, при вычислении значений выражений. | Если m и n нечетные, то может произойти сужение области определения выражений при переходе от левой части равенства к правой. | ||
a ≥0; b≥0. | В тождественных преобразованиях, при вычислении значений выражений. | При a<0 и b<0, справедливо ,где n- натуральное число. | ||
a ≥0; b>0. | В тождественных преобразованиях, при вычислении значениий выражений. | При a<0 и b<0, справедливо ,где n- натуральное число | ||
для любых натуральных m и к, неотрицательного числа a. | В тождественных преобразованиях, при вычислении значениий выражений. | Для нечетных показателей степени и корня число a может быть отрицательным | ||
, для любых натуральных n и к, неотрицательного числа a. | В тождественных преобразованиях, при вычислении значениий выражений. | Показатели корня могу быть только натуральными числами | Ø | |
Для любого действительного числа a и для n – четного верно равенство: | В тождественных преобразованиях, при решении уравнений и неравенств. | Если показатель степени – нечетное число, то верно равенство . | ||
Для любого неотрицательного числа a и натурального n верно равенство: | В тождественных преобразованиях, при решении уравнений и неравенств. | Если показатель степени – нечетное число, то верно равенство , при любом действительном a. | , | |
В тождественных преобразованиях, при решении уравнений и неравенств | Целесообразно применять, если a2 –b есть полный квадрат |
|
Тестовые задания: свойства корня n- ой степени(11)
№ | Задания | Ответы |
Вычислите значение выражения | а) 4; б) 8; в) 1; г) 2. | |
Вычислите значение выражения | а) 5; б) ; в) 25; г) | |
Упростите выражение | а) 5a5; б) 2|a|5 + 3a 5 ; в) 2|a|5 - 3a 5 ; г) a 5 . | |
Результат упрощения выражения: | а) ; б) 4; в)1; г)2; | |
а))8; б) 4; в)1; г) 0,5; | ||
Результат упрощения выражения | ; б) ; в) 1; г) 2 . | |
Результат упрощения выражения равен | а) + ; б) + ; в) 2; г) 2 . | |
Равенство верно при: | а) x = 2; б) x = 0; в) x = -3; г) x = 3,5 | |
Равенство верно при: а) х = -111; б) х = -1; в) х = 0; г) х = 25. | а) х = -111; б) х = -1; в) х = 0; г) х = 25. | |
Равенство верно при: | а) x = -2; б) x = 5,2; в) x = 0, 2; г) x = 1,44; | |
Если , то значение выражения равно: | а) 0,4; б) 5,2; в) - 4; г) 2,5 | |
Значение выражения равно | ||
Значение выражения равно | 1) ;2)0 2) 1; 3) 6; 5) | |
Если a >2, то результат упрощения выражения равен | 1) | |
Вычислите | 1)4 ; 2)22; 3)-22; 4) -4 ; 5)0. | |
Результат упрощения выражения | 1)4с-2 d8; 2) 4d8; 3) с-2 d8; 4) с-2 d8; 5) с2 d 4;. | |
Значение числового выражения равно | 1)8 -20; 2)20; 3)-40; 4) -4 ; 5)0. | |
Значение выражения равно | 1) ;2)0; 3) ; 4)2 ; 5)- | |
Значение выражения равно | 1) ;2)0; 3) ; 4)2 ; 5) | |
Значение выражения равно | 1) ;2)0; 3) ; 4)- ; 5) | |
Если , то значение выражения равно | 1)1/3;2)2/3; 3)-2/3; 4)1/6; 5)5/6. | |
Результат упрощения выражения равен | 1) ;2)0; 3) ; 4) ; 5) | |
Результат упрощения выражения равен | 1) ;2)0; 3) ; 4)3 ; 5) | |
Если 1≤x≤2, то значение выражения равно | 1) ;2)0; 3) ; 4)5 ; 5)2. | |
Результат упрощения выражения равен | 1)4 ; 2)14; 3)4; 4) -4; 5)0. | |
Результат упрощения выражения равен | 1) ;2)0; 3) ; 4) +5; 5) +5 | |
Результат упрощения выражения равен | 1)4 ; 2)14; 3)4; 4) ; 5)0. | |
Результат упрощения выражения равен: | 1) ; 2) ; 3) 2,125; 4) 2; 5. | |
Результат упрощения выражения равен | 1) ; 2) ; 3) 2; 4) ; 5.1. | |
Результат упрощения выражения равен | 1) ; 2) ; 3) 2; 4) ;5. . | |
Результат упрощения выражения равен | 1) ; 2) ; 3) 2 ; 4) ;5. . | |
Результат упрощения выражения равен | 1) ; 2) ; 3) 2 ; 4) ;5.3+ . | |
Упростите выражение при b > a/2 | 1)2b; 2) ; 3) ab 4)2b+a;5. b . | |
Упростите выражение при b>0 | 1)2b; 2) ; 3) ab 4)2b+a;5. b . | |
Упростите выражение | 1) ; 2) ; 3) 2; 4) ; 5. . | |
Упростите выражение | 1) ; 2)3; 3) 2; 4) ; 5. . | |
Результат упрощения выражения | 1)2b; 2) ; 3) ab; 4)2ax; 5. . | |
Результат упрощения выражения равен | 1)2b; 2) ; 3) ab; 4)2ax; 5. . | |
Результат упрощения выражения равен | 1. 2. ; 3. ab; 4.2ax; 5. . | |
Результат упрощения выражения равен | 1. 2. ; 3. ; 4.3; 5. . |
|
|
Свойства функции (12)
Функции Свойства функции | , n – четное | , n – нечетное |
Область определения (D) | [0; +∞) | (-∞; +∞) |
Множество значений(E) | [0; +∞) | (-∞; +∞) |
Четность или нечетность функции | Нечетная | |
Знаки функции | Функция неотрицательна на всей области определения | >0, если ; <0, если |
Нули функции | x= 0 | x=0. |
Промежутки возрастания | Функция возрастает на всей области определения | Функция возрастает на всей области определения |
Промежутки убывания | - | - |
Наибольшее значение | Не существует | Не существует |
Наименьшее значение | y = 0 при x =0 | Не существует |
Графики |
Тестовые задания: свойства функции (13)
№ | Задание | Ответ |
Графику функции y = принадлежит точка: | a)(9; 3); b) (16;4) c) (9; -3); d) (16;-4). | |
Значение функции y = при значении аргумента x = - 4 +9 равно: | a) - 2 +3; b) 2 - 3; c) - 2; d) 2 - ; | |
Множество значений функции y = 2 +5 равно: | a) (0; + ∞); b) [0; + ∞); c) [5; + ∞); d) (0; 5); e) (5; + ∞); | |
В облаcть определения функции y = входят значения аргумента, равные: | а) ; b) ; c) ; d) e) | |
Множество значений функции y = - 2 +5 равно: | а) (- ∞; 5]; b) (-∞;0); c) [5; + ∞); d) (-5; 0); e)(- ∞;5); | |
Возрастающей на множестве всех действительных чисел является функция: | ||
Убывающей на множестве всех действительных чисел является функция: | ||
Верным для всех действительных значений переменной x является неравенство: | ||
Верным для всех действительных значений переменной x является неравенство: | ||
Верным для всех значений x из области определения функции f(x) является неравенство f(x+3)>f(x), если: | ||
В облаcть определения функции y = входят значения аргумента, равные: | а) ; b) ; c) ; d)arcsin(-1/3); e) cos(-2). | |
Найдите область определения функции | а) (- ∞; -5]; b) (-∞;0); c) [-5; + ∞); d) (-5; -3); e)[-5; -3]; | |
Верным является неравенство: | ||
Найдите область определения функции | а) (- ∞; -5]; b) (-∞;-3); c) [-5; + ∞); d) (-5; -3); e)[(∞; -3]; | |
Найдите область определения функции | а) (- ∞; -5] ; b) (-∞;-3); c) [-5; + ∞); d) (-5; -3); e)(-∞; -3] ; | |
Функция является возрастающей на области определения: | a);d) | |
Найдите область определения функции | а) (- ∞; 0) ; b) (-∞;-3); c) [0;5) (5; + ∞); d) (-5; -3); e) (-∞; -3] ; | |
Найдите область определения функции | а) (- ∞; -5]; b) (-∞;-3); c) [-5; + ∞); d) [3; 5]; e)(-∞; -3]; | |
Найдите область определения функции | а) (- ∞; -5]; b) (-∞;-3); c) [-5; + ∞); d) [3; 5]; e)[-3;1]; | |
Найдите множество значений функции | а)(0;4]; b) (1;2); c) [1; 2); d) [0; 2]; e) [0;1]; |
Решение иррациональных уравнений и неравенств в таблицах (14)
№ | Вид уравнения (неравенста) | Метод решения | Применение | Примечение |
Если a≥0, то x =a2n; если a < 0, то решений нет. | ||||
x= a2n+1 | ||||
Уравнение вида равносильно системе . | Уравнение этого вида можно решить, возводя обе части уравнения в степень 2n и последующей проверкой корней подстановкой в данное уравнение 5-x2 = (1-x)2 . Проверка: x=-1, равенство верное, значит x=2 – корень данного уравнения. x=2, равенство неверное, значит x=2 – не корень данного уравнения. | |||
Уравнение вида равносильно системе . | Уравнение этого вида можно решить, возводя обе части уравнения в степень 2n и последующей проверкой корней подстановкой в данное уравнение | |||
Уравнение вида Равносильно совокупности | x=1 | Можно использовать условие равенства нулю произведения нескольких мноожителей | ||
1.Можно возвести обе части уравнения в квадрат дважды с последующей проверкой. 2.Можно обе части уравнения умножить на выражение, сопряженное левой части. | 1. . Проверка: , значит, x = 4 не корень данного уравнения. , значит, x = 284 корень данного уравнения. 2. | Можно применить свойства функций. Пример: Решить уравнение . , функция y = - возрастает на области определения, а функция y= 4+ убывает на области определения. Следовательно, если данное уравнение имеет корень, то только один. Легко угадывается корень x= 3. | ||
Можно возвести обе части уравнения в квадрат дважды с последующей проверкой найденых корней | 2 Проверка: Значит, значение x =7 является корнем уравнения. | Можно использовать свойства функций: заметим, что функция y =2 возрастает на всей области определения, поэтому, если данное уравнение имеет корень, то только один. Найдем его среди целых чисел, не больших 7. Как раз 7 – подходит, по теореме о единственности корня – 7 – единственный корень данного уравнения. | ||
Если f(x) + g(x)=m, то можно сделать замену: | Если f(x) и g(x), одномонотонные, то уравнение имеет только один корень, который можно подобрать. Например, . Функция y= возрастает на множестве всех действительных чисел, следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Легко определяется,что x= 6 | |||
При a>0 неравенство равносильно неравенству 0≤x<a2n | Неравенство со знаком «больше» справедливо при всех a<0. При a≥0 решениями будут x≥a 2n | |||
Неравенство вида равносильно следующей совокупности неравенств: | x (-∞; 1) | Неравенства такого вида можно решать графически, . Для этого построим графики функций f(x) = , и g(x) = x. Решениями неравенства будут те значения x, для которых первый график расположен выше второго, т.е. x . | ||
Неравенство вида равносильно системе неравенств | Неравенство можно решить с помощью графиков функций и y=x. | |||
Если a≥0, то | При a≤0, неравенство справедливо для всех x из области определения функции f(x) | |||
Можно использовать замену данного выражения на знакосовпадающее с ним | ||||
Если a≥0, то | При a<0, неравенство не имеет решения | |||
Можно использовать замену данного выражения на знакосовпадающее с ним. | ||||
Можно решить методом интервалов. | >4. Найдем нули функции y = , т.е. решим уравнение =4. Получим x =3. Эта точка разбивает область определения функции y = , на два промежутка, определим знак функции в каждом из них, получим ответ (3; +∞) | Если f(x) и g(x), одномонотонные, то можно использовать свойства функций: заметим, что функция y = возрастает на всей области определения, а при x=3 принимает значение, равное 4, следовательно, для x>3 неравенство будет верным. | ||
Можно решить методом интервалов. | < 4, найдем нули функции y = , т.е. решим уравнение = 4 Получим x =12. Эта точка разбивает область определения функции y = , на два промежутка. Определим знак функции в каждом из них, получим ответ [11; 12) | Если f(x) и g(x), одномонотонные, то можно использовать свойства функций: заметим, что функция y = возрастает на всей области определения, а при x=12 принимает значение, равное 4, следовательно, для 11≤x<12 неравенство будет верным. | ||
Используются неравенства о средних: 1.Неравенство между средним арифметическим и средним квадратичным двух положительных чисел: a > 0, b>0. | Решите неравенство Заметим, что x = 2 – решение данного неравенства. Заменим левую часть неравенства на большее выражения при x > 2. По неравенству между средним арифметическим и средним квадратичным будем иметь: . Последнее неравенство справедливо только при x =2,поскольку это неравенство является следствием данного, то данное неравенство других решений не имеет. | Решите неравенство Равенство достигается при условии равенства слагаемых, т.е. 17-x = 15+x, откуда x =1. | ||
Использование геометрических моделей | длина отрезка AB, где A(x;y), B(a;b) | Наименьшее(x+y), где (x;y) решение неравенства 5 ≤ .Геометрическая модель: AB+OB≤ OA. Равенство возможно, если точка A(x;y) принадлежит лучу OA. Наименьшее(x+y) = 4+3 = 7 | ||
Использовать свойства монотонности функции y= | Если функции f(x) - g(x) одномонотонны на общей области их определения, то неравенство будет верным для всех значений переменной, из области определения функции, больших (в случае возрастания функций) и ли меньших (в случае убывания функций), корня уравнения | >5 Заметим, что число x = 9- корень соответствующего уравнения. Расмотрим функцию f(x) = (2) На всей области определения [0; +∞) функция возрастает. Значит x=9 – единственный корень уравнения, а решение данного неравенства промежуток (9;+∞) |
Тестовые задания: иррациональные уравннеия и неравенства(15)