Крия-хинаш чамуркхаш ча сарва-дхарма-виварджитах нирдаях сарва-бхутешу випраш чандалаучьяте 3 глава




«Шримад-Бхагаватам» (9-2.19-22):

читрасено наришьянтад рикшас тасья суто 'бхават тасья мадхвамс татах пурна индрасенас ту тат-сутах

витихотрас те индрасенат тасья сатьяшрава абхут урушравах сутас тасья девадаттас тато 'бхават

тато 'гнивешйо бхагаван агних сваям абхут сутах канина ити викхьято джатукарнйо махан риших

тато брахма-кулам джатам агнивешьяянам нрипа.

«1) Наришьянта, 2) Читрасена, 3) Рикша, 4) Мидхван, 5) Пурна, 6) Индрасена, 7) Витихотра, 8) Сатьяшрава, 9) Урушрава, 10) Девадатта, 11) Агнивешья. В облике Агниве-шьи, сына Девадатты, лично явился бог огня Агни. Агниве­шья был прославленным мудрецом, носившим также име­на Канина и Джатукарнья. О царь, от Агнивешьи пошла брахманская династия Агнивешьяяна».

Джахну Муни родился у Хотры в династии Чандра. Его родословная приводится в «Шримад-Бхагаватам» (9.15.1-4):

аиласья чорваши-гарбхат шад асанн атмаджа нрипа аюх шрутаюх сатьяю райо 'тха виджайо джаях

шрутайор васуман путрах сатьяйош ча шрутанджаях раясья сута экаш ча джаясья танайо 'митах

бхимас ту виджаясьятха канчано хотракас татах тасья джанух суто гангам гандуши-критья йо 'пибат

джанос ту пурус тасьятха балакаш чатмаджо 'джаках татх кушах кушасьяпи кушамбус танайо васух кушанабхаш ча чатваро гадхир асит кушамбхуджах

«1) Чандра, 2) Будха, 3) Пурурава, 4) Аю, Шрутаю, Сатьяю, Рая, Виджая и Джая, 5) сын Виджаи Бхима, 6) Канчана, 7) Хотрака, 8) Джахну, 9) Пуру, 10) Балака, 11) Аджака, 12) Куша, 13) Кушамбху или Каушика, 14) Гадхи».

Кшатравриддха был сыном Аюраджи из династии Чан­дра. Сыном Аюраджи был Сухотра, а его сыном — Гритса-мада. От Гритсамады произошел Шунака, а от него — Шау­нака, великий мудрец, знавший «Риг-веду» лучше кого-ли­бо другого. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (9-17.3) следующим образом:

кашьях кушо гритсамада ити гритсамадад абхут шунаках шаунако ясья бахврича-праваро муних

«[У Сухотры было три сына:] Кашья, Куша и Гритсамада. От Гритсамады произошел Шунака, а от него — Шаунака, ве­ликий мудрец, лучший среди знающих «Риг-веду»». У Ма­хараджи Яяти из династии Чандра был сын Пуру, среди по­томков которого числится Канва Риши. Сына этого последнего звали Медхатитхи, и от него пошла брахман­ская династия Прасканна. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (920.1-7):

пурор вамшам правакшьями ятра джато 'си бхарата ятра раджаршайо вамшья брахма-вамшьяш ча джагьире

джанамеджайо хй абхут пурох прачинвамс тат-сутас татах правиро 'тхаманусьюр ваи тасмач чару nado 'бхават

тасья судьюр абхут путрас тасмад бахугавас татах самьятис тасьяхамьяти раудрашвас тат-сутах смритах

ритеюс тасья какшеюх стхандилеюх критеюках джалеюх саннатеюш ча дхарма-сатья-вратеявах

дашаите 'псарасах путра ванеюш чавамах смритах гхритачьям индриянива мукхьясья джагад-атманах

ритейо рантинаво 'бхут траяс тасьятмаджа нрипа суматир дхруво 'пратиратхах канво 'пратиратхатмаджах

тасья медхатитхис тасмат прасканнадья джвиджатаях путро 'бхут суматеребхир душмантас тат-суто матах

«О Махараджа Парикшит, потомок Махараджи Бхараты, сейчас я опишу династию Пуру из которой ты произо­шел, в которой явилось множество святых царей и от ко­торой пошло множество брахманских династий: 1) Пуру, 2) Джанамеджая, 3) Прачинван, 4) Правира, 5) Манусью, 6) Чарупада, 7) Судью, 8) Бахугава, 9) Самьяти, 10) Ахамь-яти, 11) Раудрашва, 12) Ритейю, 13) Рантинава, 14) Апра-тиратха, 15) Канва, 16) Медхатитхи, 17) Прасканна и дру­гие брахманы. Сын Рантинавы по имени Сумати был отцом Ребхи. Общеизвестно, что Махараджа Душманта является сыном Ребхи».

У Махараджи Бхараты, сына Душманты, не было потом­ства, поэтому Маруты принесли ему Бхарадваджу которо­го Бхарата усыновил. Бхарадваджа был внебрачным сы­ном Брихаспати от Маматы, жены Утатхьи. Впоследствии в качестве приемного сына Бхараты Бхарадваджа стал из­вестен под именем Витанвы. Сыном Бхарадваджи был Ма-нью, родивший Брихаткшатру, Джаю, Махавирью, Нару и Гаргу. Сыном Нары был Санкрити, а его сыновьями — Гу­ру и Рантидева. Сыном Гарги был Шини, у которого был сын по имени Гаргья.

Вот еще один пример того, как в семьях кшатриев рож­даются брахманы. В «Шримад-Бхагаватам» (9-21.19-21, 30, 31,33) это описано так:

гаргач чхинис тато гаргьях кшатрад брахма хи авартата дуритакшайо махавирьят тасья трайяруних кавих

пушкарарунир итй атра йе брахмана-гатим гатах брихаткшатрасья путро 'бхуд дхасти яд-дхастинапурам

аджамидхо двимидхаш ча пурумидхаш ча хастинах аджамидхасья вамшьях сьюх приямедхадайо двиджах

налиньям аджамидхасья нилах шантис ту тат-сутах

шантех сушантис тат-путрах пуруджо 'ркас тато 'бхават бхармьяшвас танаяс тасья панчасан мудгаладаях

мудгалад брахма-нирвриттам готраммаудгалья-самгьитам

«У Гарги родился сын Шини, а у того — Гаргья. Хотя Гаргья был кшатрием, от него произошли поколения брахманов. У Махавирьи родился сын Дуритакшая, сыновьями кото­рого стали Трайяруни, Кави и Пушкараруни. Хотя эти сы­новья Дуритакшаи родились в кшатрийской династии, они тоже стали брахманами. У Брихаткшатры был сын по имени Хасти, основавший город Хастинапур (современ­ный Нью-Дели). У царя Хасти было три сына: Аджамидха, Двимидха и Пурумидха. Все потомки Аджамидхи, во главе с Приямедхой, стали брахманами.

У Аджамидхи был сын Нила от жены Налини, а у Ни-лы — сын по имени Шанти. Сыном Шанти был Сушанти, сыном Сушанти — Пуруджа, а сыном Пуруджи — Арка. От Арки произошел Бхармьяшва, а у Бхармьяшвы родились пять сыновей, старшим из которых был Мудгала. От Мудга-лы произошла брахманическая династия Маудгалья».

У Махараджи Набхи, сына Приявраты, был сын Ришаб-ха. Ришабхадева зачал сто сыновей в лоне Своей жены, которая была дарована Ему царем небес Индрой. Бхарата и следующие за ним девять младших братьев стали царя­ми девяти варш. Девять сыновей, во главе с Кави и Хави, называемые Нава-йогендрами, стали вайшнавами. Ос­тальные сыновья (числом восемьдесят один) стали брах­манами.

Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (54.13) следующим образом: явиямса экашитир джаянтеях питур адеша-кара маха-шсалина маха-шротрия ягья-шилах карма-вишуддха брах­мана бабхувух

«Кроме вышеупомянутых девятнадцати, у Ришабхадевы и Джаянти были еще сыновья, числом восемьдесят один. Повинуясь отцу, они стали людьми высокой культуры, добронравными, чистыми в поступках, искушенными в ведическом знании и опытными в исполнении ведиче­ских обрядов. Словом, все они стали достойными брах­манами».

В «Хари-вамше» («Хари-вамша-парва», 11.9) объясняется:

 

набхагадишта-путрау двау ваишьяу брахманатам гатау

«Набхага и сын Дишты, хотя по рождению и были вайшья­ми, оба стали брахманами».

Согласно своим индивидуальным качествам, среди сы­новей Гритсамады были брахманы, во главе с Шаунакой, и были кшатрии, вайшьи и шудры. Это подтверждается следующими словами «Хари-вамши» («Хари-вамша-пар­ва» 29-7-8):

путро гритсамадасьяпи шунако ясья шаунаках брахманах кшатрияш чаива вайшьях шудрас татхаива ча

Комментируя этот стих, Нилакантха говорит: гритса-мада-сантатау шунакадайо брахмана анъе кшатрияда-яш ча шудрантах путра джатах — «Среди потомков Гритсамады одни, возглавляемые Шунакой, стали брахма­нами, другие — кшатриями, третьи — вайшьями, а четвер­тые — шудрами».

У Бали Махараджи кроме пяти сыновей-кшатриев бы­ли также сыновья, основавшие брахманские династии. Об этом говорится в «Хари-вамше» («Хари-вамша-парва», 31.33-35):

маха-йоги са ту балир абхута нрипатих пура путран утпадаям аса пача вамша-каран бхуви

ангах пратхамато джагье вангах сухмас татхаива ча пундрах калингаш ча татха балеям кшатрамучьяте

болея брахманаш чаива тасья вамша-кара бхуви

«Бали Махараджа был великим йогом, который в незапа­мятные времена стал царем. Чтобы увеличить население Земли, он родил пятерых сыновей.

Первого из этих пяти звали Анга, второго — Ванга, тре­тьего — Сухма, четвертого — Пундра, а пятого — Калинга. Эти сыновья стали известны как балея-кшатрии.

В династии Бали были также и балея-брахманы, рас­пространившие свой род по всей земле».

Сыновья великого мудреца Кашьяпы также делились на различные варны, согласно своей природе. В историче­ских источниках содержится масса подтверждений тому. Неправда, будто бы лишь рожденные в семье брахманов — брахманы, а те, кто стали достойными брахманского зва­ния, получив посвящение и воспитав себя соответствую­щим образом, брахманами не являются. Все свидетельст­ва, приведенные нами ранее, достаточно подтверждают нашу точку зрения. Даже если истина остается скрытой, в силу незнания шастр и исключительного себялюбия, рано или поздно она все равно выйдет наружу.

Сейчас, в эпоху Кали, правда не в чести среди людей, ослепленных себялюбием, зато недостойные увенчаны славой. Так или иначе, если приведенные нами свидетель­ства хоть немного укротили чье-то самолюбие, это уже принесет миру благо. Состряпанные обществом недостой­ных людей аргументы не могут стать серьезным препятст­вием на пути достойных брахманов.

Утверждение «Брахма-сутр» (1.3.28): ama ева ча нитй-атвам — «поэтому оно так же вечно» — используется как доказательство того, что слова Вед вечны, и ученическая преемственность брахманов, представляющих богов, так­же вечна. Хотя брахманы и являются «зримыми богами», они все же вечные слуги Господа Вишну. Вечным источни­ком знания для брахманов являются Веды. Изучая Веды, они приходят к пониманию того, что они вечны, и потому обращаются к вечному преданному служению Господу. Многие люди становятся брахманами несмотря на то, что не были рождены в семьях брахманов, посвятивших себя изучению Вед. Чтобы подтвердить эту мысль, Шрила Джа-ятиртхапада (в шестом поколении от Шримад Ананда-тиртхи Мадхвачарьи) ссылается на вришчика-тандули-нъяю, логику «скорпиона и риса». В своем комментарии «Шрута-пракашика» он пишет: брахманад ева брахмана ити ниямасъя квачид анъятхатвопапатте вришчика-тандулиякади-вад ити.

Когда семя одного скорпиона попадает во чрево друго­го, рождается скорпион — таков естественный закон при­роды. Все же иногда приходится быть свидетелями того, как скорпионы и другие насекомые рождаются из риса. Хотя в данном случае вложение семени не является оче­видным, причиной появления скорпиона становится не­постижимое могущество Абсолютной Истины, делающее невозможное возможным. Великие мудрецы, например

Вашиштха, Агастья, Ришаяшринга и Вьясадева, не были брахманами согласно общепринятым сейчас меркам. Но впоследствии их потомки, в совершенстве постигнув запредельное знание, были признаны познавшими себя брахманами и вайшнавами.

Многочисленные выражения почтения брахманам и описания их достоинств, которыми изобилуют Писа­ния, относятся в равной мере к потомственным брахма­нам и к тем, кто вошел в число брахманов благодаря по­священию. Подобные места Писаний, посвященных карме, гъяне и бхакти, относятся не только к потомствен­ным брахманам. Эти Писания ни в коем случае не прояв­ляют неуважения к брахманам, получившим брахманский статус в результате посвящения. Хотя по мнению некото­рых Писаний невозможно стать посвященным брахма­ном, не являясь при этом потомственным брахманом, по­добное ограничение вызвано лишь общественными предрассудками. Когда благодаря глубоким исследовани­ям и высокому образованию общества эти предрассудки будут отброшены, весь мир осветится славой вечной арий­ской культуры. Тогда мы все поймем, насколько жалки по­пытки лягушек наполнить вселенную звуками своего ква­канья.

 

 

Часть 2

Хари-джана-канда

 

О ПРЕДАННЫХ ХАРИ

В предыдущей главе мы обсудили воззрения мирян. В этой главе мы будем говорить о преданных Господа Ха­ри. В древние времена между хари-джанами и пракрити-джанами произошел один спор — из-за Аджамилы. По са­мой своей природе пракрити-джаны склонны считать, что хари-джаны ничем не отличаются от них самих. Но в тот раз, услышав слова своего повелителя, пракрити-джаны наконец поняли, что хари-джаны неподвластны законам кармы. Сейчас мы рассмотрим несколько ключе­вых моментов этой истории (изложенной в «Шримад-Бха-гаватам» (6.325-28)), которые позволят нам понять разли­чие между пракрити-джанами и хари-джанами.

прайена веда тад идам намахаджано 'ям девья вимохита-матир бата майаялам трайям джади-крита-матир мадху-пушпитаям ваитанике махати кармани юджьяманах

«Ягьявалкья, Джаимини и другие авторы религиозных трактатов не ведают о сокровенной религии двенадцати махаджан (или хари-джан), ибо введены в заблуждение иллюзорной энергией Господа. Они не понимают, какое великое духовное благо несет преданное служение и по­вторение мантры Харе Кришна. Их больше привлекают обряды «Яджур-веды», «Сама-веды» и «Риг-веды», и потому разум их притуплён. Они непрестанно заняты приготов­лениями к жертвоприношениям, которые помогут им воз­нестись на Сваргалоку или обрести другие бренные блага, и их не привлекает движение санкиртаны. Их влекут дхарма, артха, кома и мокша».

эвам вимришья судхийо бхагаватй ананте сарватмана видадхате кхалу бхава-йогам теме на дандам архантй атха ядй амишам сьят патакам тад апи ханти уругая-вадах

«Зная обо всем этом, разумные люди приходят к выводу, что избавиться от всех бед можно, преданно служа Вер­ховной Божественной Личности. Они начинают неус­танно повторять святое имя Господа, который пребыва­ет в сердце каждого и являет Собой кладезь всех добродетелей. Я не вправе осуждать таких людей: в це­лом они не совершают грехов. Даже если им и случится согрешить — по ошибке или по недоразумению,— они не понесут наказания, ибо с их уст не сходит мантра Ха­ре Кришна».

те дева-сиддха-паригита-павитра-гатха йе садхавах самадришо бхагават-прапаннах тан нопасидата харер гадаябхигуптан наишам ваям на ча ваях прабхавама данде

«О слуги мои, не смейте трогать таких преданных, ибо они нашли прибежище у лотосов-стоп Верховной Лич­ности Бога. Они беспристрастны, их воспевают боги и обитатели Сиддхалоки. Даже не приближайтесь к ним, ибо их неизменно защищает палица Всевышнего, и ни Господь Брахма, ни я, ни даже само время не властны на­казывать их».

тан анаядхавам acamo вимукхан мукунда-падаравинда-макаранда-расад аджасрам нишкинчанаих парамахамса-кулаир асангаир джуштад грихе нирая-вармани баддха-тришнан

«Парамахамсы — это возвышенные души, утратившие вся­кий интерес к материальным наслаждениям и пьющие мед с лотосов стоп Всевышнего. Слуги мои, ведите ко мне на суд только тех, кому претит вкус этого меда, кто сторо­нится парамахамс и кто привязан к семейной жизни и мирским наслаждениям, толкающим в ад». В «Шри-нрисимха-пуране» написано:

ахам амара-ганарчитена дхатра яма ити лока-хитахите ниюктах хар-гуру-вимукхан прашасми мартьян хари-чарана-пранатан намас кароми

«Ямараджа сказал: "Господь Брахма, которому поклоняют­ся боги, поставил меня судить добрые и злые дела людей. Я жестоко наказываю мирских корыстолюбцев, не прием­лющих духовного учителя и Господа Хари, и склоняюсь перед вайшнавами, которые предались лотосам стоп Гос­пода Хари".

Шримад Прабху Джива Госвами процитировал следу­ющий стих из «Сканда-пураны», приводимый в «Амрита-саре»:

на брахма на шивагниндра нахам нанье диваукасах шактас ту ниграхам картум ваишнаванам махатманам

«Ни господь Брахма, ни господь Шива, ни Агни, ни Индра, ни я сам (Ямараджа), ни остальные боги не имеют права наказывать великодушных вайшнавов».

Нет нужды говорить, что Ямараджа и другие боги могут наказать любое живое существо; вайшнавы же составляют исключение. (Тот, кто поставлен судить добрые и злые де­ла, выказывает вайшнавам уважение). «Падма-пурана» утверждает:

на карма-бандханам джанма вайшнаванам ча видьяте вишнур анучаратвам хи мокшам ахур манишинах

«Вайшнавов не связывают обыденные деяния, ничто не вынуждает их рождаться вновь, ибо, согласно недвусмыс­ленному выводу ученых, служение Господу Вишну само по себе является освобождением».

В «Брахма-вайварта-пуране» (Кришна-джанма-кханда, гл. 59) говорится:

вахни-сурья-брахманебхьяс теджиян ваишнава сада на вичаро на бхогаш ча вайшнаванам сва-карманам

ликхитам сомни каутхумьям куру прашнам брихаспатим

«Вайшнавы более могущественны, чем Агни, Сурья и брах­маны. Вайшнавам не приходится страдать от последствий мирской деятельности или утруждать себя размышления­ми о такой деятельности. Так говорится в разделе «Сама-веды», называемом «Каутхуми». Можешь спросить Брихас-пати, он подтвердит мои слова».

Преданные Всевышнего, вайшнавы, отличаются от обыкновенных людей, вынужденных пожинать плоды своей кармы, — этот факт часто упоминается в Писани­ях. Вайшнавы — это особый тип воплощения Всевышне­го Господа, и потому они не испытывают влияния кар­мы. Они являются в мир по желанию Господа и только ради блага людей; в этом они подобны воплощениям Всевышнего.

«Ади-пурана» говорит:

ахам эва двиджа-шрештха нитьям праччханна-виграхах бхагавад-бхакта-рупена локанракшами capeada

«О лучшие из брахманов, принимая облик преданного, Я покровительствую людям этого мира».

джагатам гураво бхакта бхактанам гураво ваям сарватра гураво бхакта ваям ча гураво ятха

«Шри Кришна сказал Арджуне:

— Вайшнавы — духовные учителя всего мира, а Я — ду­ховный учитель вайшнавов. И поскольку Я — духовный учитель всех и каждого, преданные также являются духов­ными учителями всех и каждого».

В целом мире не найти никого, более достойного по­клонения, чем вайшнавы. В конце концов, все Писания сходятся во мнении, что вайшнавы — это лучшие из луч­ших, они — соль земли.

«Сканда-пурана» (Уткала-кханда) говорит:

маха-прасаде говинде нама-брахмани ваишнаве свалпа-пуньяватамраджан вишвасо наива джаяте

«Люди, не возвысившиеся в делах благочестия, не могут поверить ни в остатки пищи (прасадам) Верховной Боже­ственной Личности, ни в Говинду, ни в святое имя Господа, ни в вайшнавов». В силу своего безбожного характера та­кие люди не способны даже распознать вайшнава.

Чтобы не стать жертвой обмана и получить желаемое, грубым материалистам, карми и гъяни, требуется особое везение, причем даже тогда, когда это желаемое находится у них перед носом. Они так перегружены разнообразны­ми правилами и предписаниями, что им некогда поднять голову, чтобы взглянуть на вышеупомянутые четыре духовные ценности. Связанные предрассудками, эти жал­кие души неспособны развиваться в преданном служении. Хотя они знают, сколь редки в этом мире преданные и пре­данное служение, они не делают ничего, чтобы достичь этого уровня. Вместо этого похваляются собственной де­градацией, оскорбляют стопы преданных, тем самым про­кладывая себе путь к дальнейшему падению. В «Падма-пуране» говорится:

арчье вишнау шила-дхир гурушу

нара-матир ваишнаве джати-буддхир вишнор ва ваишнаванам кали-мала-

матхане пада-тиртхе 'мбу-буддхих

шри-вишнор намнимантре сакала-

калуша-хе шабда-саманья-буддхир

вишнау сарвешвареше тад-итара-

сама-дхир ясья ва нараки сах

«Кто считает Божество в храме деревянным или камен­ным; кто видит в духовном учителе, принадлежащем уче­нической преемственности, обыкновенного человека; кто думает, что вайшнав из Ачьюта-готры относится к какой-то касте или вероисповеданию; кто считает воду Ганги или чаранамриту обыкновенной водой; кто полагает, что Ха­ре Кришна маха-мантра — это материальный звук, тот считается обитателем ада». Разница между преданными и непреданными научно и философски обозначена в при­веденных только что шести пунктах.

Непреданные, такие как карми, гъяни и просто нера­зумные люди, считают себя верными последователями смрити-шастр, однако при этом они ничего общего не имеют с преданными, чье сознание превосходит пределы этого мира. Те, кто занят преданным служением, очищают свое сознание, обретают положение вайшнавов и, благо­даря поклонению непостижимому Господу, перестают стремиться к материальному наслаждению. Домохозяева-материалисты, не являющиеся вайшнавами, движимы гордостью и желанием отправиться в ад, а потому как раз туда и направляются, поскольку в их природе нет предан­ности Господу, и, следовательно, они подлежат наказанию Ямараджи. Вот почему всегда существуют различия между преданными и непреданными.

Несчастные демонические люди, чье сознание затумане­но качествами материальной природы, забывают о своей духовной сущности и своих духовных обязанностях. Мате­риальная жадность овладевает ими и возводит на высоты мирской славы, и тогда они заявляют, что в мире нет предан­ности Хари, нет преданных, что за все четыре юги пришло лишь двенадцать преданных Хари — несть числа подобным глупейшим выдумкам, занимающим умы этих людей. Цар­ство материи становится их достижением и путем их блуж­даний. Когда так называемые аскеты и материалисты, следу­ющие по стопам Хираньякашипу, то есть привязанные к женщинам, золоту и дому, начинают обманывать всех во­круг, демонстрируя свою гордость и упиваясь славой, кото­рая мало чем отличается от свиного навоза, их материализм легко разбить словами Прахлады Махараджа. Ради блага ма­териалистов мы расскажем здесь о простом пути, которым шел и который прославил Прахлада Махараджа. Следуя этим путем, пракрити-джаны смогут стать хари-джанами. В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.30-32) сказано: матир на Кришне паратах свато ва митхо 'бхипадьета гриха-вратанам аданта-гобхир вишатам тамисрам пунах пунаш чарвита-чарвананам

«Неуправляемые чувства загоняют людей, чересчур привя­занных к материальной жизни, в ад, заставляя их снова и снова пережевывать жеваное. Ни наставления окружаю­щих, ни собственные усилия, ни то и другое вместе взятое не пробуждают в таких людях стремления к Кришне».

на те видух свартха-гатим хи вишнум дурашая йе бахир-артха-манинах андха ятхандхаир упанияманас те 'пиша-тантрьямуру-дамни баддхах

«Люди, по уши увязшие сознанием в наслаждении мате­риальной жизнью и избравшие вследствие этого своим вождем или гуру подобного им самим слепца, привязан­ного к внешним объектам чувств, не способны понять, что цель жизни заключается в том, чтобы вернуться до­мой, к Богу, и посвятить себя служению Господу Вишну. Как слепец, ведомый слепцом, сбивается с пути и падает в канаву, так и материалист, ведомый другим материалис­том, остается связанным по рукам и ногам прочнейшими веревками корыстного труда, и оба они продолжают вновь и вновь рождаться для обыденной жизни и тройст­венных страданий».

наишамматис тавад урукрамангхрим спришатй анартхапагами яд-артхах махиясам пада-раджо-'бхишеках нишкинчананам на вринита яват

«Не покрыв своего тела пылью со стоп вайшнавов, свобод­ных от осквернения материей, люди, склонные к мирской жизни, не почувствуют влечения к лотосам стоп Господа, прославляемого за Свои необычайные деяния. Только став сознающим Кришну и укрывшись под сенью стоп Господа, сможет человек избавиться от скверны материи».

Возвышенное понимание вайшнавов таково: мирские брахманы, называющие себя гуру, занимающиеся корыст­ной деятельностью и услаждением чувств, так расхвалива­ют деятельность, далекую от преданности Богу, называя ее духовной, что никогда не достигнут свободы от матери­ального мира — ни становясь учениками или учителями, ни развивая обрядовое мышление смарта, ни с помощью своих друзей-слшрга. Если же, однако, они устремятся к пыли со стоп возвышенного вайшнава-парамахамсы как к высшей цели, они смогут освободиться от пут кармы в форме мирского брахманизма и найти прибежище в преданном служении Господу Вишну, отрекшись от мате­риалистического пути, ведущего в ад. Подобные чистые вайшнавы способны выйти за пределы этого мира и до­стичь лотосов стоп Господа Хари.

«Шримад-Бхагаватам» (5.12.12) говорит:

рахуганаитат тапаса на яти на чеджьяя нирвапанад грихад ва на ччхандаса наива джалагни-сурьяир вина махат-пада-раджо- 'бхишекам

Когда царь Рахугана направлялся в поисках истины на встречу с Капилой Муни, а великий Бхарата нес его палан­кин, царь преклонился перед великим преданным Бхара-той, который в ответ объяснил, как живое существо может обрести высшее благо:

«О царь Рахугана, лишь тот способен постичь Абсолют­ную Истину, кому выпала удача осыпать свое тело пылью со стоп великих преданных. Чтобы познать Абсолютную Истину, недостаточно просто хранить целибат (брахма-чаръю), тщательно соблюдать правила и предписания се­мейной жизни, покинуть дом по обету ванапрастхи, при­нять саннъясу или же предаваться суровой аскезе, зимой погружаясь в воду, а летом сидя под палящим солнцем в окружении горящих костров. Познавать Абсолютную Истину можно и многими другими способами, но она рас­крывает себя лишь тем, кто удостоился милости великого преданного».

Это послание наполнено тем же смыслом, что и слова Прахлады Махараджи, обращенные к Хираньякашипу. На­ставления, которые смарта-гуру дают опутанным привя­занностями домохозяевам, людям, жаждущим материаль­ного процветания, неразумным, последователям смрити, тем, кто с закрытыми глазами размышляет о Кали, учени­кам, борцам, рыночным торговцам и услаждающим свои чувства, то есть всем тем, кто как раз подходит для подоб­ного рода наставлений, неприемлемы для свободных, ду­ховно развитых в£шш««вов-трансценденталистов. Те, кто в предыдущей жизни уже достигли высшей цели запове­дей смарты, рождаются вайшнавами в семьях хари-джан. Славить мирских ритуалистов перед лицом таких людей по меньшей мере самонадеянно и является проявлением невежества.

В материальном творении присутствует два вида душ — одни обусловлены тремя гунами материальной приро­ды, а другие поднялись над миром. Обусловленные души, отвратившиеся от Господа Хари, думают о себе: «Я слаб, несовершенен, подчинен похоти, жадности и так далее, вынужден принимать результаты как благочестивых, так и греховных поступков, я иду на поводу у трех гун мате­риальной природы, я могу превратиться в привидение, я отдан на откуп материи, живу в Деви-дхаме, горжусь своим материализмом, я служу богам и обусловлен мате­рией, поэтому я недостоин того, чтобы служить Господу Хари». Вот они и восхваляют основанную на смрити фи­лософию непреданности Богу, подходящую лишь глуп­цам. Однако хари-джаны, сознание которых способно выходить за пределы мира сего, знают своего Господа как всемилостивого, всемогущего и чрезвычайно любящего Своих преданных. Хотя сами они считают себя материа­листами, наделе они — вечные слуги Хари, недосягаемые для кармы и трех гун материальной природы, достойные войти в Голоку, свободные от материальных обозначе­ний, живущие вне Деви-дхамы, не принадлежащие этому миру, вечные, неподвластные богам, освобожденные, стоящие выше материального почета, оказываемого брахманам, одаренные чистыми брахманическими ка­чествами, сознающие, что даже солома — и та ценнее мирской славы, свободные от ложной гордости, абсо­лютно терпимые и готовые оказать уважение даже са­мым ничтожным людям. И они достигают экстатическо­го состояния, повторяя имена Кришны.

Господь Вишну и вайшнавы находятся за пределами материального творения. В их глазах иллюзорное мир­ское звание брахмана не особенно важно и даже неумест­но. Когда душа считает себя слугой Кришны, майя не мо­жет воздействовать на нее. Господь Сам говорит в «Бхагавад-гите» (7.14): даиви хй эша гуна-майи мама майя дуратъяя мам эва йе прападьянте майам этом таранти те

«Победить Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы, практически невозможно. Но предавшиеся Мне с легкостью выходят за ее пределы».

Пусть слуги правил и предписаний достигают заоблач­ных высот, и все же они не могут вырваться из царства майи одними лишь собственными усилиями. Только вай-шнавы силой своей преданности способны служить Гос­поду, находящемуся вне майи. Как утверждает «Шримад-Бхагаватам» (2.7.42):

йешам са эша бхагаван даяед анантах сарватманашрита-падо яди нирвьяликам те дустарам атитаранти ча дева-майам наишам мамахам ити дхих шва-шригала-бхакшье

«Каждый, кто получил особую милость Божественной Личности, Всевышнего Господа, безраздельно предавшись служению Ему, способен преодолеть непреодолимый оке­ан иллюзии и понять Бога. Но людям, привязанным к телу, которое рано или поздно станет пищей собак и шакалов, это не под силу». Двуличные люди, мыслящие понятиями «я» и «мое» в рамках материального тела, которое, в конце концов, пожрут собаки и шакалы, становятся вайшнавами лишь для виду, внутренне сохраняя стремление к матери­альному счастью. Великая удача преданного служения Господу минует таких людей, ибо они корыстны и пребы­вают в объятиях майи.

Стремящиеся к наслаждению мирские смарты обычно не способны понять возвышенное положение вайшнавов, черпающих удовольствие внутри себя.

«Шримад-Бхагаватам» (1.7.10) утверждает:

атмарамаш ча мунайо ниргрантха апй урукраме

курванти ахаитуким бхактим иттхам-бхута-гуно харих

«Атмарамы (то есть люди, черпающие наслаждение в ат-ме, или духовной сущности) всех типов, особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, жаждут ока­зывать чистое преданное служение Божественной Лично­сти, хотя и свободны от всех видов материальных уз. Это означает, что Господь обладает неземными достоинства­ми и потому привлекает всех, включая освобожденные ду­ши». Поэтому единственное богатство освобожденных душ — это преданное служение.

«Шримад-Бхагаватам» (4.24.29) также говорит:

сва-дхарма-ништхах шата-джанмабхих пуман

виринчатам эти татах парам химам

авьякритам бхагавато 'тха ваишнавам

падам ятхахам вибудхах калатьяе

«[Господь Шива сказал:] Человек, сто жизней добросовест­но исполнявший свои обязанности, становится достоин занять престол Брахмы, а возвысившись еще более в своих добродетелях, он приблизится к Господу Шиве. Человека же, преданного Самому Господу Кришне, или Вишну, бес­примесное служение немедленно возносит на духовные планеты. В то время как Господь Шива же и другие полубо­ги достигают этих планет только после разрушения мате­риального мира».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: