В «Чхандогья-упанишаде», принадлежащей к «Сама-веде» (4-я прапат-хака, 4-я кханда) рассказывается следующая история:
саттъякамоха джабало джабалам матарам аман-трайям чакре брахмачаръям бхавати виватсъями. ким готро 'хам асмити. 2. са хаинам увача. нахам этад веда, mama яд готрас твам аси. бахвахам чаранти паричари-ни яуване твам алабхе. са ахам этан на веда, яд готрас твам аси. джабала ту намахам асми. сатъякамо нома твам аси. са сатъякамо эва джабало брувитха ити. 3- са ха харидруматам гаутамам этъя увача. брахмачаръям бхагавати ватсъямамй упреям бхагавантам ити. 4- там ховача ким готро ну саумъясити. са ховача. нахам этад веда бхо яд готро 'хам асми. априччхам матарам. сама пратъябравид бахв-ахам чаранти паричарини яуване твам алабхе. сахам этан на веда яд готрас твам аси. джабала ту нома ахам асми. сатъякамо нома твам аси-ти. со 'хам сатъякамах джабало 'сми бхо ити. 5- там ховача на этад абрахмано вивактум архати.самидхам сау-мъя ахара упайитва нешъе. на сатъяд ага ити.
«Как-то Сатьякама, сын Джабалы, обратился к своей матери:
— Я хочу стать брахмачари. К какому роду я принадлежу? В ответ Джабала сказала Сатьякаме:
— Сын мой, я не знаю, к какому роду ты принадлежишь. В молодости я была служанкой и жила во многих домах. В одном из них ты и был зачат. Поэтому я не знаю, к какой готре ты принадлежишь. Меня зовут Джабала, а тебя — Сатьякама. Поэтому ты скажи, что ты Сатьякама Джабала.
Сатьякама Джабала отправился к Харидрумате Гаутаме и сказал:
— Я хочу жить у тебя как брахмачари. Гаутама спросил:
— О благородный, скажи, к какой династии ты принадлежишь?
Сатьякама ответил:
— Мне не известно, к какой династии я принадлежу. Я спросил свою мать, и она мне сказала: «Я родила тебя, когда в молодости скиталась и жила в услужении. Поэтому я не знаю, к какому роду ты принадлежишь. Меня зовут Джабала, а тебя — Сатьякама». Поэтому я — Сатьякама Джабала.
|
Тогда Гаутама сказал ему
— Никто кроме брахмана не был бы способен сказать правду, которую ты только что произнес. Поэтому ты — брахман, и я принимаю тебя. О благородный, собери, пожалуйста, дров для жертвенного огня.
Джабала ответил:
—Я сейчас же отправлюсь и принесу дров. Гаутама сказал:
—Никогда не уклоняйся от правды».
В «Махабхарате» (Шанти-парва, «Мокша-дхарма», гл. 188) содержится наше первое свидетельство:
бхарадваджа увача
джангаманам асанкхъеях стхаваранам ча джатаях тешам вивидха-варнанам куто варна-винишчаях
бхригур увача
на вишешо 'сти варнанам сарва-брахмам идам джагат брахмана пурва-шриштам хи кармабхир варнатам гатам
химсанрита-прия лубдхах сарва-кармопадживинах Кришнах шауча-парибхраштас те двиджах шудратам гатах
«Бхарадваджа сказал:
— Нет числа различным видам движущихся и неподвижных живых существ. Как сможем мы определить их варны?
Бхригу ответил:
— По сути, различий между варнами нет. После того как Брахма сотворил вселенную, она была заселена одними лишь брахманами. Позже, поступая различным образом, люди опустились до уровня остальных варн.
Когда брахманы творят насилие, лгут, впадают в жадность, зарабатывают себе на жизнь чем придется, утрачивают чистоту из-за грехов — они опускаются до уровня шудр».
В Шанти-парве, гл.189, содержится наше второе свидетельство. Оно выглядит следующим образом:
|
бхарадваджа увача
брахманах кена бхавати кшатрийо ва двиджоттама вайшьях шудраш ча випрарше тад брухи вадатам вара
бхригур увача
джата-кармадибхир яс ту самскараих самскритах шучи ведадхьяяна-сампаннах шатсу кармасв авастхитах
шаучачара-стхитах самьяг вигхасаши гуру-приях нитья-врати сатья-парах са ваи брахманаучьяте
сатья-данам атхадроха анришамсьям трапа гхрина тапаш ча дришьяте ятра са брахмана ити смритах
сарва-бхакша-ратир нитьям сарва-дхарма-каро 'шучих тьякта-ведас те аначарах са ваи шудра ити смритах
шудре чаитад бхавел лакшьям двидже тач ча на видьяте на ваи шудро бхавеч чхудро брахмано брахмано на ча
«Бхарадваджа сказал:
— О лучший среди брахманов, о мудрец среди дважды-рожденных, о первейший среди красноречивых, расскажи, как человек становится брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой.
Бхригу ответил:
— Прошедший через очистительные обряды, подобные джата-карме или церемонии наречения именем, чистый, посвятивший себя изучению Вед, искусный в шести видах деятельности, например в поклонении и обучении поклонению, поступающий должным образом, вкушающий остатки трапезы своего духовного учителя и тот, кто дорог духовному учителю, постоянно принимающий обеты и исполняющий их, не сходящий с путей правды — такой человек должен считаться брахманом. Человек правдивый, отзывчивый, застенчивый, не испытывающий ненависти, аскетичный, не склонный мстить и далекий от жестокости является брахманом. Тот же, кто ест что придется и делает что вздумается, нечист, отклоняется от принципов ведической культуры и дурно ведет себя, — шудра. Если шудра проявляет признаки брахмана, а брахман — признаки шудры, то первого не следует называть шудрой, а второго — брахманом».
|
Наше третье свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 211, в следующем виде:
шудра-йонау хи джатасья сад-гунанупатиштхатах ваишьятвам лабхате брахман кшатриятвам татхаива ча
арджаве вартаманасья брахманьям абхиджаяте
«О брахман, человек, рожденный шудрой, но обладающий хорошими качествами, становится вайшьей или кшатрием. А если он прямодушен, то он — брахман».
Наше четвертое свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 215:
брахмано вьядхая
сампратам чаматоме 'си брахмано натра самшаях брахманах патаниешу вартамано викармасу
дамбхико душкритах прагьях шудрена садришо бхавет яс ту шудро даме сатье дарме ча сататоттхитах там брахманам ахамманье вриттена хи бхавед двиджах
«Брахман сказал благочестивому охотнику: "С моей точки зрения, ты все равно брахман. Это не подлежит сомнению. В конце концов, брахман, охваченный гордыней и совершающий греховные поступки, из-за которых он начинает опускаться, оскверняясь нечистой кармой, — все равно что шудра. Но я считаю, что шудра самообузданный, правдивый, с радостью исполняющий религиозный долг — это брахман. Единственное, что делает человека брахманом, — его возвышенные качества"».
Наше пятое свидетельство приводится в Шанти-парве, гл. 318, в следующем виде:
capee варна брахмана брахмаджаш ча брахмасьято брахманах сампрасутах бахубхьям ваи кшатриях сампрасутах набхьям вайшьях падаташ чапи шудрах capee варна наньятха ведитавьях
тат-стхо брахма тастхивамш чапаро яс тасмаи нитьяммокшам ахур нарендра
«Люди всех варн суть брахманы, так как они все произошли от Господа Брахмы. Брахманы рождены изо рта Брахмы, кшатрии — из рук, вайшьи — из пупка, а шудры — из ног. Не следует рассматривать варны как-то иначе. Любой, утвердившийся в знании, — брахман. Поэтому, о царь, эта мокша-шастра была поведана ради блага тех брахманов и кшатриев, что обрели знание. Таково мнение древних ученых».
В своем комментарии к вышеприведенным стихам Шри Нилакантха говорит: тат-стхо гьяна-ништхо ях са ева брахма брахманах, апаро кшатриядир апи таст-хау тастхиван — «Люди, произошедшие от Брахмы и утвердившиеся в знании, называются брахманами. Остальные касты, например кшатрии, тоже родились от Брахмы».
Наше шестое свидетельство находится в Вана-парве, гл. 180:
сарпа увача
брахманах ко бхавед раджан ведьям ким ча юдхиштхира бравихй ати-матим твам хи вакьяир анумимимахе
юдхиштхира увача
сатьям данам кшама-шилам анришамсьям mano гхрина дришьянте ятра нагендра са брахмана ити смритах
сарпа увача
шудрешв апи ча сатьям ча данам акродха эва ча анришамсьям ахимса ча гхрина чаива юдхиштхира
юдхиштхира увача
шудре ту яд бхавел лакшма двидже тач ча на видьяте на ваи шудро бхавеч чхудро брахмано на ча брахманах
ятраитал лакшъяте сарпа вриттам са брахманах смритах ятраитан на бхавет сарпа там шудрам ити нирдишет
«Змей спросил:
— О Махараджа Юдхиштхира, кто такой брахман и какова цель познания? Ты очень разумен, просвети же меня своими речами.
Махараджа Юдхиштхира ответил:
— Кто правдив, доброжелателен, способен прощать, рассудителен, благороден, живет простой жизнью и не испытывает ненависти, тот называется брахманом.
Змей сказал:
— У шудр тоже встречаются и правдивость, и доброжелательность, и свобода от гнева, и ненасилие, и отсутствие зависти и ненависти.
Махараджа Юдхиштхира на это ответил:
— Если шудра обнаруживает подобные качества, его не следует называть шудрой, как и брахман не является брахманом, если у него этих качеств нет.
О змей, только человек, одаренный брахманскими качествами, может называться брахманом, в противном случае он — шудра».
Шесть вышеприведенных независимых выдержек из «Махабхараты» неопровержимо доказывают, что, независимо от рождения, человека без колебаний следует признать савитрья или дайкшъя (ведическим или духовно посвященным) брахманом, если он прямодушен и обладает природой брахмана. Наследственным брахманам свойственна большая строгость в отношении принятия пищи и половых отношений. Но эти принципы не являются обузой и для савитрья брахманов. Мы увидим, что, исполняя свои брахманические обязанности, они делают это с легкостью, не встречая на своем пути никаких трудностей. Все свидетельства шастр, опровергающие теорию наследственного брахманства, разумны и неоспоримы.Дхарма-ша-стры, поддерживающие наследственных брахманов, не противоречат Вьясадеве. Однако свидетельства «Махабхараты» более существенны, нежели свидетельства Дхарма-шастр. Свидетельство Дхарма-шастр — всего лишь теория, а свидетельство «Махабхараты» — практика. Те, кто попытается противоречить этому принципу, только докажут свою склонность к распространению зла в этом мире.
Подобно Ведам и «Махабхарате», которые утверждают, что человек, не являющийся брахманом по рождению, но обладающий качествами брахмана, должен быть принят как истинный брахман, «Шримад-Бхагаватам» — жемчужина Писаний, зрелый плод ведического древа, книга, предназначенная для совершенных людей, подобных лебедям, — смело и беспристрастно поддерживает эту доктрину.
В «Шримад-Бхагаватам» (7.11.21-24, 35) сказано:
шамо дамас тапах шаучам сантошах кшантир арджавам гьянам даячьютатматвам сатьям ча брахма-лакшанам
«Признаками брахмана являются: контроль ума, обуздание чувств, подвижничество и покаяние, чистота, удовлетворенность, способность прощать, прямодушие, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Божественной Личности».
шаурьям вирьям дхритис теджас тьягаш чатма-джаях кшама брахманьята прасадаш ча сатьям ча кшатра-лакшанам
«Определяющий исход битвы, непобедимый, терпеливый, дерзкий, щедрый, ограничивающий телесные потребности, милостивый, привязанный к брахманическим качествам, жизнерадостный и правдивый — таков кшатрий».
дева-гурв-ачьюте бхактис три-варга-парипошанам астикьямудьямо нитьям наипуньям вайшья-лакшанам
«Преданный богам, духовному учителю и Всевышнему Господу Вишну, стремящийся к соблюдению религиозных принципов, увеличению благосостояния и наслаждению чувств [дхарма, артха и кама], верящий в слова духовного учителя и Писаний, трудолюбиво и искусно зарабатывающий деньги — таков вайшья».
шудрасья саннатих шаучам сева сваминй амаяя амантра-ягьйо хй астеям сатьям го-випра-ракшанам
«Склоняющийся перед высшими слоями общества [брахманами, кшатриями и вайшьями], всегда очень чистый, свободный от двуличности, служащий своему господину, приносящий жертвы без произнесения мантр, не крадущий, говорящий правду и защищающий коров и брахманов — таков шудра».
ясья ял лакшанам проктам пумсо варнабхиввьянджакам яд аньятрапи дришьета тат тенаива винирдишет
«Если человек обнаруживает качества брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры согласно тому, как было описано выше, то, даже если он родился в другом сословии, его следует относить к определенной варне по признакам, приводимым здесь».
Хотя мы уже представили на ваш суд шесть различных свидетельств из «Махабхараты», доказывающих, что, родившись в любой из варн, человек может стать достойным брахманом, а также привели стихи из «Шримад-Бхагава-там», подытоживающие их, все же, чтобы еще раз подтвердить правильность наших выводов, обратимся к беседе Умы и Махешвары из «Махабхараты» (Анушасана-парва, 163.5, 8, 26,46,48,51,59).
ОСОБОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
шри-ума увача
этанме самшаям дева вада бхута-пате 'нагха трайо варнах пракритьеха катхам брахманьям апнуюх
махешвара увача
стхито брахмана-дхармена брахманьямупадживати кшатрийо ватха вайшйо ва брахма-бхуях са гаччхати
эбхис ту кармабхир деви шубхаир ачаритаис татха шудро брахманатам яти вайшьях кшатриятам враджет
этаих карма-пхалаири деви ньюна-джати-кулодбхавах шудро 'пй агама-сампанно двиджо бхавати самскритах
кармабхих шучибхир деви шуддхатма виджитендриях шудро 'пи двиджа-ват севья ити брахмабравит сваям
свабхавах карма ча шубхам ятра шудро 'пи тиштхати вишиштах са двиджатер ваи вигьея йтиме матих
на йонир напи самскаро на шрутам на ча сантатих каранани двиджатвасья вриттам эва ту каранам
capeo 'ям брахманолоке вриттена ту видхияте вритте стхитас ту шудро 'пи брахманатвам нияччхати
этат те гухъям акхъятам ятха шудро бхавед джвиджах брахмано ва чьюто дхармад ятха шудратвам апнуят
«Ума сказала:
— О господин, о безгрешный повелитель живых существ, я сомневаюсь в том, что, следуя своей природе, члены трех каст — кшатрии, вайшьи и шудры — смогут возвыситься до уровня брахманов.
Махешвара ответил:
— Если кшатрии и вайшьи станут вести себя как брахманы и полностью посвятят свою жизнь исполнению брахманических обязанностей, то смогут взойти на уровень брахманов.
О богиня, следуя этим путем, шудра может стать брахманом, а вайшья может стать кшатрием.
Поступая так и следуя Писаниям агама, или, другими словами, получив посвящение в системе панчаратрика, низкородный шудра может стать брахманом.
О богиня, Господь Брахма лично провозгласил, что самообузданный, совершающий чистые поступки шудра достоин того, чтобы ему поклонялись как брахману. Я же думаю, что шудра, отличающийся благочестивыми делами и покладистым характером, даже лучше брахмана. Рождение, очистительные ритуалы, изучение Вед и хорошая наследственность не делают человека брахманом. Единственным мерилом здесь служит поведение.
Человек рождается в этом мире как брахман только вследствие своей природы. Шудра, утвердившийся в исполнении брахманических обязанностей, становится брахманом.
Итак, я раскрыл тебе тайну, как рожденный шудрой превращается в брахмана, а рожденный брахманом, отступив от исполнения своих предписанных обязанностей, становится шудрой».
В «Брахма-сутрах» (1.3-37) говорится: тад-абхава-нирдхаране ча правриттех — «Принадлежит ли человек к иной варне, нежели та, в которой он родился, можно определить, рассмотрев его качества».
Пурнапрагья Анандатиртха (Шри Мадхвачарья), комментируя историю Джабалы из «Чхандогья-упанишады», писал следующее:
нахам этад веда бхояд готро 'хам асмити сатья-вача-нена сатьякамасья шудратвабхава-нирдхаране харидру-матасья на этад абрахмано вивактум архатити тат-самскаре правриттеш ча
«Услышав правдивые слова Сатьякамы: Я не знаю, господин, к какой династии принадлежу, — Харидрумата понял, что Сатьякама — не шудра, и сказал: Не-брахман не смог бы говорить так. После этого он приступил к совершению над Сатьякамой очистительных ритуалов».
Хотя ничто не говорило о том, что Сатьякама был брахманом по рождению, Гаутама Риши отнесся к нему, как к брахману, услышав его правдивые слова.
В своем комментарии к «Чхандогья-упанишаде» Мадхвачарья приводит следующий стих из «Сама-самхиты»:
арджавам брахмане сакшат шудро 'нарджава-лакшанах гаутамас те ити вигьяя сатьякамамупанаят
«Брахман обладает качеством прямодушия, а шудра отличается изворотливостью. Зная об этом, Гаутама удостоил Сатьякаму посвящения шнуром и сделал его превосходным брахманом».
Еще пример: Трибандхана родился в семье кшатрия, царя Мандхаты. А сын его, Тришанку, хотя и был рожден кшатрием, превратился в чандалу. Вот как описывает это «Шримад-Бхагаватам» (9-7.5):
тасья сатьявратах путрас тришанкур ити вишрутах прапташ чандалатам шапад гурох каушика-теджаса
«Сыном Трибандханы был Сатьяврата, известный под именем Тришанку. Он похитил дочь брахмана с ее свадебной церемонии, за что был проклят собственным отцом, пожелавшим, чтобы он превратился в чандалу, стал ниже шудры».
В рассказе о Паутраяне из «Чхандогья-упанишады» (4-я прапатхака, 2-я кханда) говорится о том, как он стал шудрой, хотя и не был рожден в этой варне.
«Брахма-сутры» (1.3.34) повествуют:
шуг асья тад-анадара-шраванат тад-адраванат сучьяте хи
«Когда он [Джанашрути Махараджа] услышал слова порицания в свой адрес, он ощутил горечь страдания и тут же решил отомстить». Шри Мадхвачарья, последователь философской школы Пурнапрагъя, так прокомментировал эту сутру «Веданты»:
насау паутраянах шудрах, шучад драванам эва хи шудратвам. камбара енам этат сайтам итй-анадара-шраванат. сахасам джихана эва кшаттарам увачети сучьяте хи
«Царь Паутраяна отнюдь не был шудрой. Но кто слишком предается печали, считается шудрой. Когда Паутраяна услышал, что его обозвали пятнистым оленем, он тут же захотел отомстить и ответил возничему соответственно. Это говорит о том, что он был лишь подобен шудре».
В своем комментарии к «Чхандогья-упанишаде» Шри Анандатиртха Мадхвачарья писал:
шуча драванач чхудрах. раджа паутраянах шокач чхудретимунинодитах. прана-видъям авапъясмат парам дхармам аваптаван ити падме
«Тот, кто теряет голову от тоски, есть шудра. В «Падма-пу-ране» объясняется, что, хотя Паутраяна Махараджа и был кшатрием, он впал в тоску, и потому Раиква Муни назвал его шудрой. Впоследствии царь достиг цели жизни, обучившись у Раиквы Муни тайной медитации на прану». И так сказано в «Брахма-сутрах» (1.335):
кшатриятвавагатеш коттаратра чаитраратхена лишат
«Принимая во внимание слова, заключающие описание этого происшествия, а также использование слова чаит-раратха, мы приходим к выводу, что Джанашрути был кшатрием».
Комментируя эту сутру, Шри Мадхвачарья пишет:
аям ашватари-ратха ити читраратха-самбандхит-вена лишена паутраянасъя кшатриятвавагатеш ча. ратхас те ашватари-юкташ чатра итй абхидхията ити брахме. ятра ведо ратхас татра на ведо ятра но ратха ити ча брахма-ваиварте
«Как на то указывает «Брахма-пурана», колесница Махараджи Паутраяны была запряжена мулами, что указывает на принадлежность его к кшатрийскому сословию. Колесница обозначена термином читраратха, так как она была запряжена мулами. Согласно «Брахма-вайварта-пура-не», где бы ни присутствовали Веды — там есть колесница, а где Вед нет — там колесница не появится». Поскольку читраратха наличествовала, Паутраяна Махараджа признается кшатрием. Из всех приведенных ведических сказаний становится ясно, что варна человека определяется его качествами.
Пришадхра, сын Ману, был единственным кшатрием, превратившимся в шудру из-за того, что, сам того не ведая, убил корову. Об этом говорит «Шримад-Бхагаватам» (9-2.9):
на кшатра-бандхух шудрас твам кармана бхавитамуна эвам шаптас ту гуруна пратьягрихнат кританджалих
«"В следующей жизни ты не сможешь стать кшатрием. Вместо этого ты станешь шудрой, ибо ты убил корову".
Когда духовный учитель так проклял героя Пришадхру, последний принял проклятие со сложенными руками».
Дишта был сыном Ману. Дишта был кшатрием, а его сын, которого звали Набхага, стал вайшьей. Об этом также повествует «Шримад-Бхагаватам» (92.23):
набхаго дишта-путро 'ньях кармана ваишьятам гатах
«У Дишты был сын по имени Набхага. Этот Набхага, которого не следует путать с Набхагой, о котором пойдет речь в дальнейшем, стал вайшьей из-за своих деяний».
Более того, его потомки постепенно опять стали кшатриями. Как описано в «Хари-вамше» (10.30):
набхагоришта-путраш ча кшатрия ваишьятам гатах
«Набхага и сыновья Аришты были кшатриями, но стали вайшьями».
В настоящее время варна определяется по рождению. Но древнейшая, разумная и признанная шастрами система определения варны предписывает обращать внимание прежде всего на качества человека. Такой подход не является нововведением, основанным на воображении каких-то эгоцентриков.
В своем комментарии к «Махабхарате» (Вана-парва, 180.25, 26) Шри Нилакантха ясно говорит:
шудра-лакшма камадикам на брахмане 'сти. напи брахмана-лакшма шамадикам шудре 'сти. шудро 'пи ша-мадй-упето брахмана эва. брахмано 'пи камадй-упетах шудра эва.
«Качества шудры, такие как похоть, отсутствуют у брахмана. Подобно этому, качества брахмана, такие как умиротворенность, отсутствуют у шудры. Шудра, обладающий качеством умиротворенности, несомненно — брахман, а брахман, отличающийся похотью, несомненно — шудра».
Комментируя «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35), Шрила Шридхара Свамипада прояснил вышеприведенное утверждение следующим образом:
шамадибхир эва брахманади-вьявахаро мукхйо на джати-матрад итй axa ясьети — яд яди аньятра вар-нантаре 'пи дришьета тад варнантарам тенаива лак-шана-нимитенаива варнена винирдишет на ту джати-нимитенетй артхах
«Брахман определяется, в первую очередь, качествами, например умиротворенностью, а вовсе не рождением. Если подобными качествами обладает человек, рожденный не в брахманском роду, то его все равно следует считать брахманом. Человека нельзя относить к той или иной касте лишь потому, что он родился в ней».
Многие из тех, кто не был рожден в брахманских семьях, стали брахманами, пройдя должное посвящение. Те, кто изучает историю Индии, знакомы с многочисленными примерами этого. После того, как эти выдающиеся люди становились посвященными брахманами, их потомки наследовали титул брахмана просто по рождению. Сегодня вся Индия наполнена подобными потомками брахманов, чья единственная добродетель — высокое рождение. Даже если человек развивал в себе необходимые качества и проходил посвящение, его все равно могли счесть брахманом только на основании рождения, не принимая во внимание качества. Но так как современная социальная система деградировала, очень редко можно найти действительно достойных, посвященных потомственных брахманов.
Рассказывают, что в Варанаси жил один весьма образованный и не имевший себе равных саннъяси, имя которого произносили с почтением все ученые Индии. Он дал брахманское посвящение одному из своих учеников, в ком видел брахманические качества. Упоминая о своем гу-рудеве, этот ученик провозглашал, что удостоился священного положения брахмана благодаря могуществу церемонии посвящения шнуром.
Сейчас мы представим вашему вниманию список людей разума, родившихся в семьях статусом ниже брахманского, но тем не менее считавшихся в силу своих достоинств брахманами и передавших брахманский титул своим потомкам.
Гадхи был сыном Кушики из династии Чандра. Он был царем Каньякубджи, а его сын, Вишвамитра, хотя и был рожден кшатрием, силой своего подвижничества превратился в брахмана.
В «Махабхарате» (Ади-парва, гл. 174) говорится:
кшатрийо 'хам бхаван випрас тапах-свадхьяя-садханах
сва-дхармам на прахасьями нешьями ча балена гам
дхиг балам кшатрия-балам брахма-теджо-балам балам балаболам винишчитья mana эва парам балам
татапа сарван диптауджах брахманатвам аваптаван
«Вишвамитра сказал Вашиштхе: "Ты — брахман, украшенный добродетелями воздержания и изучения Вед. Я — кшатрий, поэтому, следуя своей природе, я силой отберу у тебя корову Нандини".
Позже, потерпев поражение, Вишвамитра признал, что сила кшатриев уступает силе святости брахманов. Он решил, что высшее могущество брахман обрел благодаря подвижничеству.
И тогда сиятельный Вишвамитра начал совершать разнообразные виды аскезы и так возвысился до брахманского уровня».
В «Махабхарате» (Анушасана-парва, гл. 30) приводится следующее описание того, как родившийся кшатрием Махараджа Витахавья стал брахманом:
эвам випратвам агамад витахавйо нарадхипах бхригох прасададраджендра кшатриях кшатрияршабха
тасья гритсамадах путро рупенендра ивапарах са брахмачари випраших шриман гритсамадо 'бхават
путро гритсамадасьяпи сучета абхавад двиджа варчах (сутеджасах) сучетасах путро/
вихавьяс тасья чатмаджах
вихавьясья ту путрас ту витатьяс тасья чатмаджах витатьясья сутах сатьях сайтах сатьясья чатмаджах
шравас тасья суташ чарших шравасаш чабхават томах тамасаш ча пракашо 'бхут танайо двиджа-саттамах
пракашасья ча вагиндро бабхува джаятам варах тасьятмаджаш ча прамиттир веда-веданга-парагах
гхритасьям тасья путрас ту руру-намодападьята прамадвараян ту рурох путра самудападьята
шунако нома випраршир ясья путро 'тха шаунаках
«Вот как Махараджа Витахавья возвысился до уровня брахмана. О лучший среди царей-кшатриев, хотя по рождению Витахавья был кшатрием, по милости Бхригу он стал брахманом. Его сын Гритсамада красотой был равен Индре. Он стал брахмачари и мудрецом-брахманом. Сучета, сын Гритсамады, также стал брахманом. Сыном Сучеты был Варча, а его сыном — Вихавья. Сыном Виха-вьи был Витатья, а его сыном — Сатья. Сыном Сатьи был Санта, чьим сыном был Ришишрава. Сыном Ришишравы был Тама, а его сын, Пракаша, был лучшим среди брахманов. У Пракаши был сын Вагиндра, а его сын, Прамити, был сведущ в Ведах и дополнительных ведических писаниях. Прамити зачал Руру в лоне Гхритачи. У Руру и его жены Прамадвары родился сын по имени Шунака, ставший випрарши. Сыном Шунаки был Шаунака Риши». Такова династия Гритсамады. Родословная Витахавьи приводится в «Шримад-Бхагаватам» (9.13.1, 12-27) в следующем виде:
нимир икшваку-танайо васиштхам авритартвиджам
дехам мамантхух сма нимех кумарах самаджаята джанмана джанаках со 'бхуд ваидехас ту видеха-джах
тасмад удавасус тасья путро 'бхун нандивардханах татх сукетус тасьяпи деварато махи-пате
тасмад брихадратхас тасья махавирьях судхрит-пита судхритер дхриштакетур ваи харьяшво 'тха марус татах
марох пратипакас тасмадж джатах критаратхо ятах девамидхас тасья путро вишруто 'тха махадхритих
критиратас татас тасман махарома ча тат-сутах сварнарома сутас тасья храсварома вьяджаята
татах ширадхваджо джагье ягьяртхам каршатомахим
кушадхваджас тасья бхрата тато дхармадхваджо нрипах дхармадхваджасья двау путрау/
критадхваджа-митадхваджау
критадхваджат кешидхваджах/
кхандикьяс ту митадхваджат критадхваджа-сутораджанн атма-видья-вишарадах
бханумамс тасья путро 'бхуч чхатадьюмнас ту тат-сутах
шучис ту танаяс тасмат санадваджах суто 'бхават урджакетух санадваджад аджо 'тха пуруджит сутах
ариштанемис тасьяпи шрутаюс тат супаршваках таташ читраратхо ясья кшемадхир митхиладхипах
тасмат самаратхас тасья сутах сатьяратхас татах асидупагурус тасмад упагупто 'гни-самбхавах
васвананто 'тха тат-путро ююдхо ят субхашанах шрутас тато джаяс тасмад виджайо 'смадритах сутах
шунакас тат-суто джагье витахавйо дхритис татах бахулашво дхритес тасья критир асьямахаваши
эте ваимаитхилараджанн атма-видья-вишарадах йогешвара-прасадена двандваир мукта грихешв апи
РОДОСЛОВНАЯ ВИТАХАВЬИ
1) Брахма, 2) Ману, 3) Икшваку, 4) Ними, 5) Джанака, 6) Удавасу, 7) Нандивардхана, 8) Сукету, 9) Деварата, 10) Брхадратха, 11) Махавирья, 12) Судхрити, 13) Дхри-штакету, 14) Харьяшва, 15) Мару, 16) Пратипа, 17) Крита-ратха, 18) Девамидха, 19) Вишрута, 20) Махадхрити, 21) Критирата, 22) Махарома, 23) Сварнарома, 24) Храсваро-ма, 25) Ширадхваджа, 26) Кришадхваджа, 27) Дхармад-хваджа, 28) Критадхваджа, 29) Кешиджваджа, 30) Бхану-ман, 31) Шатадьюмна, 32) Шучи, 33) Санадваджа, 34) Урджакету, 35) Пуруджит, 36) Ариштанеми, 37) Шрутаю, 38) Супаршва, 39) Читраратха, 40) Кшимадхи, 41) Сама-ратха, 42) Сатьяратха, 43) Упагуру, 44) Упагупта, 45) Вас-вананта, 46) Ююрван, 47) Субхашана, 48) Шрута, 49) Джая, 50) Виджая, 51) Рита, 52) Шунака, 53) Витахавья, 54) Дхрити, 55) Бахулашва, 56) Крити. «Все эти цари из династии Митхила полностью сознавали свою духовную сущность. Так, по милости Всевышнего Повелителя Йоги, они, не покидая дома, были свободны от двойственности материального бытия».
Этот отрывок из «Шримад-Бхагаватам» описывает брахманскую династию Гритсамада от Витахавьи не совсем в том виде, как она приводится в «Махабхарате». В «Шримад-Бхагаватам» Витахавью называют также Шау-накой Риши.
Кшатрии Каруша пошли от Каруши, сына Ману, а от сына Ману по имени Дхришта пошла каста кшатриев Дхаршта, члены которой возвысились в этом мире до положения брахманов. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (92.16-17):
карушан манавад асан карушах кшатра-джатаях
дхриштад дхарштам абхут кшатрам брахма-бхуям гатам кшитау
«От Каруши, другого сына Ману, произошла династия Каруша, кшатрийский род. От сына Ману Дхришты пошла кшатрийская каста Дхаршта, члены которой обрели положение брахманов». Комментируя этот стих, Шридхара Свами писал, что слово брахма-бхуям означает «положение брахманов».
Девадатта был в десятом поколении потомком Нари-шьянты, сына Ману. Сыном кшатрия Девадатты был Агни-вешьяяна, ставший махарши-брахманом и основателем брахманской династии.