Крия-хинаш чамуркхаш ча сарва-дхарма-виварджитах нирдаях сарва-бхутешу випраш чандалаучьяте 2 глава




 

В «Чхандогья-упанишаде», принадлежащей к «Сама-веде» (4-я прапат-хака, 4-я кханда) рассказывается следующая история:

 

саттъякамоха джабало джабалам матарам аман-трайям чакре брахмачаръям бхавати виватсъями. ким готро 'хам асмити. 2. са хаинам увача. нахам этад веда, mama яд готрас твам аси. бахвахам чаранти паричари-ни яуване твам алабхе. са ахам этан на веда, яд готрас твам аси. джабала ту намахам асми. сатъякамо нома твам аси. са сатъякамо эва джабало брувитха ити. 3- са ха харидруматам гаутамам этъя увача. брахмачаръям бхагавати ватсъямамй упреям бхагавантам ити. 4- там ховача ким готро ну саумъясити. са ховача. нахам этад веда бхо яд готро 'хам асми. априччхам матарам. сама пратъябравид бахв-ахам чаранти паричарини яуване твам алабхе. сахам этан на веда яд готрас твам аси. джабала ту нома ахам асми. сатъякамо нома твам аси-ти. со 'хам сатъякамах джабало 'сми бхо ити. 5- там хо­вача на этад абрахмано вивактум архати.самидхам сау-мъя ахара упайитва нешъе. на сатъяд ага ити.

«Как-то Сатьякама, сын Джабалы, обратился к своей матери:

— Я хочу стать брахмачари. К какому роду я принадлежу? В ответ Джабала сказала Сатьякаме:

— Сын мой, я не знаю, к какому роду ты принадлежишь. В молодости я была служанкой и жила во многих домах. В одном из них ты и был зачат. Поэтому я не знаю, к какой готре ты принадлежишь. Меня зовут Джабала, а тебя — Сатьякама. Поэтому ты скажи, что ты Сатьякама Джабала.

Сатьякама Джабала отправился к Харидрумате Гаутаме и сказал:

— Я хочу жить у тебя как брахмачари. Гаутама спросил:

— О благородный, скажи, к какой династии ты принад­лежишь?

Сатьякама ответил:

— Мне не известно, к какой династии я принадлежу. Я спросил свою мать, и она мне сказала: «Я родила тебя, ког­да в молодости скиталась и жила в услужении. Поэтому я не знаю, к какому роду ты принадлежишь. Меня зовут Джаба­ла, а тебя — Сатьякама». Поэтому я — Сатьякама Джабала.

Тогда Гаутама сказал ему

— Никто кроме брахмана не был бы способен сказать правду, которую ты только что произнес. Поэтому ты — брахман, и я принимаю тебя. О благородный, собери, по­жалуйста, дров для жертвенного огня.

Джабала ответил:

—Я сейчас же отправлюсь и принесу дров. Гаутама сказал:

—Никогда не уклоняйся от правды».

В «Махабхарате» (Шанти-парва, «Мокша-дхарма», гл. 188) содержится наше первое свидетельство:

бхарадваджа увача

джангаманам асанкхъеях стхаваранам ча джатаях тешам вивидха-варнанам куто варна-винишчаях

бхригур увача

на вишешо 'сти варнанам сарва-брахмам идам джагат брахмана пурва-шриштам хи кармабхир варнатам гатам

химсанрита-прия лубдхах сарва-кармопадживинах Кришнах шауча-парибхраштас те двиджах шудратам гатах

«Бхарадваджа сказал:

— Нет числа различным видам движущихся и неподвиж­ных живых существ. Как сможем мы определить их варны?

Бхригу ответил:

— По сути, различий между варнами нет. После того как Брахма сотворил вселенную, она была заселена одни­ми лишь брахманами. Позже, поступая различным обра­зом, люди опустились до уровня остальных варн.

Когда брахманы творят насилие, лгут, впадают в жад­ность, зарабатывают себе на жизнь чем придется, утрачи­вают чистоту из-за грехов — они опускаются до уровня шудр».

В Шанти-парве, гл.189, содержится наше второе свиде­тельство. Оно выглядит следующим образом:

бхарадваджа увача

брахманах кена бхавати кшатрийо ва двиджоттама вайшьях шудраш ча випрарше тад брухи вадатам вара

бхригур увача

джата-кармадибхир яс ту самскараих самскритах шучи ведадхьяяна-сампаннах шатсу кармасв авастхитах

шаучачара-стхитах самьяг вигхасаши гуру-приях нитья-врати сатья-парах са ваи брахманаучьяте

сатья-данам атхадроха анришамсьям трапа гхрина тапаш ча дришьяте ятра са брахмана ити смритах

сарва-бхакша-ратир нитьям сарва-дхарма-каро 'шучих тьякта-ведас те аначарах са ваи шудра ити смритах

шудре чаитад бхавел лакшьям двидже тач ча на видьяте на ваи шудро бхавеч чхудро брахмано брахмано на ча

«Бхарадваджа сказал:

— О лучший среди брахманов, о мудрец среди дважды-рожденных, о первейший среди красноречивых, расска­жи, как человек становится брахманом, кшатрием, вайшь­ей или шудрой.

Бхригу ответил:

— Прошедший через очистительные обряды, подобные джата-карме или церемонии наречения именем, чистый, посвятивший себя изучению Вед, искусный в шести видах деятельности, например в поклонении и обучении поклоне­нию, поступающий должным образом, вкушающий остатки трапезы своего духовного учителя и тот, кто дорог духовно­му учителю, постоянно принимающий обеты и исполняю­щий их, не сходящий с путей правды — такой человек дол­жен считаться брахманом. Человек правдивый, отзывчивый, застенчивый, не испытывающий ненависти, аскетичный, не склонный мстить и далекий от жестокости является брахма­ном. Тот же, кто ест что придется и делает что вздумается, не­чист, отклоняется от принципов ведической культуры и дур­но ведет себя, — шудра. Если шудра проявляет признаки брахмана, а брахман — признаки шудры, то первого не сле­дует называть шудрой, а второго — брахманом».

Наше третье свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 211, в следующем виде:

 

шудра-йонау хи джатасья сад-гунанупатиштхатах ваишьятвам лабхате брахман кшатриятвам татхаива ча

арджаве вартаманасья брахманьям абхиджаяте

«О брахман, человек, рожденный шудрой, но обладающий хорошими качествами, становится вайшьей или кшатри­ем. А если он прямодушен, то он — брахман».

Наше четвертое свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 215:

брахмано вьядхая

сампратам чаматоме 'си брахмано натра самшаях брахманах патаниешу вартамано викармасу

дамбхико душкритах прагьях шудрена садришо бхавет яс ту шудро даме сатье дарме ча сататоттхитах там брахманам ахамманье вриттена хи бхавед двиджах

«Брахман сказал благочестивому охотнику: "С моей точки зрения, ты все равно брахман. Это не подлежит сомнению. В конце концов, брахман, охваченный гордыней и совер­шающий греховные поступки, из-за которых он начинает опускаться, оскверняясь нечистой кармой, — все равно что шудра. Но я считаю, что шудра самообузданный, прав­дивый, с радостью исполняющий религиозный долг — это брахман. Единственное, что делает человека брахма­ном, — его возвышенные качества"».

Наше пятое свидетельство приводится в Шанти-парве, гл. 318, в следующем виде:

capee варна брахмана брахмаджаш ча брахмасьято брахманах сампрасутах бахубхьям ваи кшатриях сампрасутах набхьям вайшьях падаташ чапи шудрах capee варна наньятха ведитавьях

тат-стхо брахма тастхивамш чапаро яс тасмаи нитьяммокшам ахур нарендра

«Люди всех варн суть брахманы, так как они все произош­ли от Господа Брахмы. Брахманы рождены изо рта Брах­мы, кшатрии — из рук, вайшьи — из пупка, а шудры — из ног. Не следует рассматривать варны как-то иначе. Любой, утвердившийся в знании, — брахман. Поэтому, о царь, эта мокша-шастра была поведана ради блага тех брахманов и кшатриев, что обрели знание. Таково мнение древних ученых».

В своем комментарии к вышеприведенным стихам Шри Нилакантха говорит: тат-стхо гьяна-ништхо ях са ева брахма брахманах, апаро кшатриядир апи таст-хау тастхиван — «Люди, произошедшие от Брахмы и утвердившиеся в знании, называются брахманами. Ос­тальные касты, например кшатрии, тоже родились от Брахмы».

Наше шестое свидетельство находится в Вана-парве, гл. 180:

сарпа увача

брахманах ко бхавед раджан ведьям ким ча юдхиштхира бравихй ати-матим твам хи вакьяир анумимимахе

юдхиштхира увача

сатьям данам кшама-шилам анришамсьям mano гхрина дришьянте ятра нагендра са брахмана ити смритах

сарпа увача

шудрешв апи ча сатьям ча данам акродха эва ча анришамсьям ахимса ча гхрина чаива юдхиштхира

юдхиштхира увача

шудре ту яд бхавел лакшма двидже тач ча на видьяте на ваи шудро бхавеч чхудро брахмано на ча брахманах

ятраитал лакшъяте сарпа вриттам са брахманах смритах ятраитан на бхавет сарпа там шудрам ити нирдишет

«Змей спросил:

— О Махараджа Юдхиштхира, кто такой брахман и ка­кова цель познания? Ты очень разумен, просвети же меня своими речами.

Махараджа Юдхиштхира ответил:

— Кто правдив, доброжелателен, способен прощать, рассудителен, благороден, живет простой жизнью и не ис­пытывает ненависти, тот называется брахманом.

Змей сказал:

— У шудр тоже встречаются и правдивость, и доброже­лательность, и свобода от гнева, и ненасилие, и отсутствие зависти и ненависти.

Махараджа Юдхиштхира на это ответил:

— Если шудра обнаруживает подобные качества, его не следует называть шудрой, как и брахман не является брах­маном, если у него этих качеств нет.

О змей, только человек, одаренный брахманскими ка­чествами, может называться брахманом, в противном слу­чае он — шудра».

Шесть вышеприведенных независимых выдержек из «Махабхараты» неопровержимо доказывают, что, незави­симо от рождения, человека без колебаний следует при­знать савитрья или дайкшъя (ведическим или духовно по­священным) брахманом, если он прямодушен и обладает природой брахмана. Наследственным брахманам свойст­венна большая строгость в отношении принятия пищи и половых отношений. Но эти принципы не являются обу­зой и для савитрья брахманов. Мы увидим, что, исполняя свои брахманические обязанности, они делают это с лег­костью, не встречая на своем пути никаких трудностей. Все свидетельства шастр, опровергающие теорию наследст­венного брахманства, разумны и неоспоримы.Дхарма-ша-стры, поддерживающие наследственных брахманов, не противоречат Вьясадеве. Однако свидетельства «Махабха­раты» более существенны, нежели свидетельства Дхарма-шастр. Свидетельство Дхарма-шастр — всего лишь тео­рия, а свидетельство «Махабхараты» — практика. Те, кто попытается противоречить этому принципу, только дока­жут свою склонность к распространению зла в этом мире.

Подобно Ведам и «Махабхарате», которые утверждают, что человек, не являющийся брахманом по рождению, но обладающий качествами брахмана, должен быть принят как истинный брахман, «Шримад-Бхагаватам» — жемчужи­на Писаний, зрелый плод ведического древа, книга, пред­назначенная для совершенных людей, подобных лебе­дям, — смело и беспристрастно поддерживает эту доктрину.

В «Шримад-Бхагаватам» (7.11.21-24, 35) сказано:

шамо дамас тапах шаучам сантошах кшантир арджавам гьянам даячьютатматвам сатьям ча брахма-лакшанам

«Признаками брахмана являются: контроль ума, обузда­ние чувств, подвижничество и покаяние, чистота, удовле­творенность, способность прощать, прямодушие, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верхов­ной Божественной Личности».

шаурьям вирьям дхритис теджас тьягаш чатма-джаях кшама брахманьята прасадаш ча сатьям ча кшатра-лакшанам

«Определяющий исход битвы, непобедимый, терпеливый, дерзкий, щедрый, ограничивающий телесные потребности, милостивый, привязанный к брахманическим качествам, жизнерадостный и правдивый — таков кшатрий».

 

дева-гурв-ачьюте бхактис три-варга-парипошанам астикьямудьямо нитьям наипуньям вайшья-лакшанам

«Преданный богам, духовному учителю и Всевышнему Господу Вишну, стремящийся к соблюдению религиозных принципов, увеличению благосостояния и наслаждению чувств [дхарма, артха и кама], верящий в слова духовного учителя и Писаний, трудолюбиво и искусно зарабатываю­щий деньги — таков вайшья».

шудрасья саннатих шаучам сева сваминй амаяя амантра-ягьйо хй астеям сатьям го-випра-ракшанам

«Склоняющийся перед высшими слоями общества [брах­манами, кшатриями и вайшьями], всегда очень чистый, свободный от двуличности, служащий своему господину, приносящий жертвы без произнесения мантр, не краду­щий, говорящий правду и защищающий коров и брахма­нов — таков шудра».

ясья ял лакшанам проктам пумсо варнабхиввьянджакам яд аньятрапи дришьета тат тенаива винирдишет

«Если человек обнаруживает качества брахмана, кшат­рия, вайшьи или шудры согласно тому, как было описано выше, то, даже если он родился в другом сословии, его сле­дует относить к определенной варне по признакам, при­водимым здесь».

Хотя мы уже представили на ваш суд шесть различных свидетельств из «Махабхараты», доказывающих, что, ро­дившись в любой из варн, человек может стать достойным брахманом, а также привели стихи из «Шримад-Бхагава-там», подытоживающие их, все же, чтобы еще раз подтвер­дить правильность наших выводов, обратимся к беседе Умы и Махешвары из «Махабхараты» (Анушасана-парва, 163.5, 8, 26,46,48,51,59).

 

 

ОСОБОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

шри-ума увача

этанме самшаям дева вада бхута-пате 'нагха трайо варнах пракритьеха катхам брахманьям апнуюх

махешвара увача

стхито брахмана-дхармена брахманьямупадживати кшатрийо ватха вайшйо ва брахма-бхуях са гаччхати

эбхис ту кармабхир деви шубхаир ачаритаис татха шудро брахманатам яти вайшьях кшатриятам враджет

этаих карма-пхалаири деви ньюна-джати-кулодбхавах шудро 'пй агама-сампанно двиджо бхавати самскритах

кармабхих шучибхир деви шуддхатма виджитендриях шудро 'пи двиджа-ват севья ити брахмабравит сваям

свабхавах карма ча шубхам ятра шудро 'пи тиштхати вишиштах са двиджатер ваи вигьея йтиме матих

на йонир напи самскаро на шрутам на ча сантатих каранани двиджатвасья вриттам эва ту каранам

capeo 'ям брахманолоке вриттена ту видхияте вритте стхитас ту шудро 'пи брахманатвам нияччхати

этат те гухъям акхъятам ятха шудро бхавед джвиджах брахмано ва чьюто дхармад ятха шудратвам апнуят

«Ума сказала:

— О господин, о безгрешный повелитель живых су­ществ, я сомневаюсь в том, что, следуя своей природе, чле­ны трех каст — кшатрии, вайшьи и шудры — смогут возвы­ситься до уровня брахманов.

Махешвара ответил:

— Если кшатрии и вайшьи станут вести себя как брах­маны и полностью посвятят свою жизнь исполнению брахманических обязанностей, то смогут взойти на уро­вень брахманов.

О богиня, следуя этим путем, шудра может стать брах­маном, а вайшья может стать кшатрием.

Поступая так и следуя Писаниям агама, или, другими словами, получив посвящение в системе панчаратрика, низкородный шудра может стать брахманом.

О богиня, Господь Брахма лично провозгласил, что са­мообузданный, совершающий чистые поступки шудра до­стоин того, чтобы ему поклонялись как брахману. Я же ду­маю, что шудра, отличающийся благочестивыми делами и покладистым характером, даже лучше брахмана. Рожде­ние, очистительные ритуалы, изучение Вед и хорошая на­следственность не делают человека брахманом. Единст­венным мерилом здесь служит поведение.

Человек рождается в этом мире как брахман только вследствие своей природы. Шудра, утвердившийся в ис­полнении брахманических обязанностей, становится брахманом.

Итак, я раскрыл тебе тайну, как рожденный шудрой превращается в брахмана, а рожденный брахманом, отступив от исполнения своих предписанных обязаннос­тей, становится шудрой».

В «Брахма-сутрах» (1.3-37) говорится: тад-абхава-нирдхаране ча правриттех — «Принадлежит ли человек к иной варне, нежели та, в которой он родился, можно оп­ределить, рассмотрев его качества».

Пурнапрагья Анандатиртха (Шри Мадхвачарья), ком­ментируя историю Джабалы из «Чхандогья-упанишады», писал следующее:

нахам этад веда бхояд готро 'хам асмити сатья-вача-нена сатьякамасья шудратвабхава-нирдхаране харидру-матасья на этад абрахмано вивактум архатити тат-самскаре правриттеш ча

«Услышав правдивые слова Сатьякамы: Я не знаю, госпо­дин, к какой династии принадлежу, — Харидрумата понял, что Сатьякама — не шудра, и сказал: Не-брахман не смог бы говорить так. После этого он приступил к совершению над Сатьякамой очистительных ритуалов».

Хотя ничто не говорило о том, что Сатьякама был брах­маном по рождению, Гаутама Риши отнесся к нему, как к брахману, услышав его правдивые слова.

В своем комментарии к «Чхандогья-упанишаде» Мад­хвачарья приводит следующий стих из «Сама-самхиты»:

арджавам брахмане сакшат шудро 'нарджава-лакшанах гаутамас те ити вигьяя сатьякамамупанаят

«Брахман обладает качеством прямодушия, а шудра отли­чается изворотливостью. Зная об этом, Гаутама удостоил Сатьякаму посвящения шнуром и сделал его превосход­ным брахманом».

Еще пример: Трибандхана родился в семье кшатрия, царя Мандхаты. А сын его, Тришанку, хотя и был рожден кшатрием, превратился в чандалу. Вот как описывает это «Шримад-Бхагаватам» (9-7.5):

тасья сатьявратах путрас тришанкур ити вишрутах прапташ чандалатам шапад гурох каушика-теджаса

«Сыном Трибандханы был Сатьяврата, известный под именем Тришанку. Он похитил дочь брахмана с ее свадеб­ной церемонии, за что был проклят собственным отцом, пожелавшим, чтобы он превратился в чандалу, стал ниже шудры».

В рассказе о Паутраяне из «Чхандогья-упанишады» (4-я прапатхака, 2-я кханда) говорится о том, как он стал шудрой, хотя и не был рожден в этой варне.

«Брахма-сутры» (1.3.34) повествуют:

шуг асья тад-анадара-шраванат тад-адраванат сучьяте хи

«Когда он [Джанашрути Махараджа] услышал слова пори­цания в свой адрес, он ощутил горечь страдания и тут же решил отомстить». Шри Мадхвачарья, последователь фи­лософской школы Пурнапрагъя, так прокомментировал эту сутру «Веданты»:

насау паутраянах шудрах, шучад драванам эва хи шудратвам. камбара енам этат сайтам итй-анадара-шраванат. сахасам джихана эва кшаттарам увачети сучьяте хи

«Царь Паутраяна отнюдь не был шудрой. Но кто слишком предается печали, считается шудрой. Когда Паутраяна ус­лышал, что его обозвали пятнистым оленем, он тут же за­хотел отомстить и ответил возничему соответственно. Это говорит о том, что он был лишь подобен шудре».

В своем комментарии к «Чхандогья-упанишаде» Шри Анандатиртха Мадхвачарья писал:

шуча драванач чхудрах. раджа паутраянах шокач чхудретимунинодитах. прана-видъям авапъясмат парам дхармам аваптаван ити падме

«Тот, кто теряет голову от тоски, есть шудра. В «Падма-пу-ране» объясняется, что, хотя Паутраяна Махараджа и был кшатрием, он впал в тоску, и потому Раиква Муни назвал его шудрой. Впоследствии царь достиг цели жизни, обу­чившись у Раиквы Муни тайной медитации на прану». И так сказано в «Брахма-сутрах» (1.335):

кшатриятвавагатеш коттаратра чаитраратхена лишат

«Принимая во внимание слова, заключающие описание этого происшествия, а также использование слова чаит-раратха, мы приходим к выводу, что Джанашрути был кшатрием».

Комментируя эту сутру, Шри Мадхвачарья пишет:

аям ашватари-ратха ити читраратха-самбандхит-вена лишена паутраянасъя кшатриятвавагатеш ча. ратхас те ашватари-юкташ чатра итй абхидхията ити брахме. ятра ведо ратхас татра на ведо ятра но ратха ити ча брахма-ваиварте

«Как на то указывает «Брахма-пурана», колесница Махара­джи Паутраяны была запряжена мулами, что указывает на принадлежность его к кшатрийскому сословию. Колес­ница обозначена термином читраратха, так как она бы­ла запряжена мулами. Согласно «Брахма-вайварта-пура-не», где бы ни присутствовали Веды — там есть колесница, а где Вед нет — там колесница не появится». Поскольку чи­траратха наличествовала, Паутраяна Махараджа при­знается кшатрием. Из всех приведенных ведических ска­заний становится ясно, что варна человека определяется его качествами.

Пришадхра, сын Ману, был единственным кшатрием, превратившимся в шудру из-за того, что, сам того не ведая, убил корову. Об этом говорит «Шримад-Бхагаватам» (9-2.9):

на кшатра-бандхух шудрас твам кармана бхавитамуна эвам шаптас ту гуруна пратьягрихнат кританджалих

«"В следующей жизни ты не сможешь стать кшатрием. Вместо этого ты станешь шудрой, ибо ты убил корову".

Когда духовный учитель так проклял героя Пришадхру, последний принял проклятие со сложенными руками».

Дишта был сыном Ману. Дишта был кшатрием, а его сын, которого звали Набхага, стал вайшьей. Об этом также повествует «Шримад-Бхагаватам» (92.23):

набхаго дишта-путро 'ньях кармана ваишьятам гатах

«У Дишты был сын по имени Набхага. Этот Набхага, кото­рого не следует путать с Набхагой, о котором пойдет речь в дальнейшем, стал вайшьей из-за своих деяний».

Более того, его потомки постепенно опять стали кшат­риями. Как описано в «Хари-вамше» (10.30):

набхагоришта-путраш ча кшатрия ваишьятам гатах

«Набхага и сыновья Аришты были кшатриями, но стали вайшьями».

В настоящее время варна определяется по рождению. Но древнейшая, разумная и признанная шастрами систе­ма определения варны предписывает обращать внимание прежде всего на качества человека. Такой подход не явля­ется нововведением, основанным на воображении каких-то эгоцентриков.

В своем комментарии к «Махабхарате» (Вана-парва, 180.25, 26) Шри Нилакантха ясно говорит:

шудра-лакшма камадикам на брахмане 'сти. напи брахмана-лакшма шамадикам шудре 'сти. шудро 'пи ша-мадй-упето брахмана эва. брахмано 'пи камадй-упетах шудра эва.

«Качества шудры, такие как похоть, отсутствуют у брах­мана. Подобно этому, качества брахмана, такие как уми­ротворенность, отсутствуют у шудры. Шудра, обладающий качеством умиротворенности, несомненно — брахман, а брахман, отличающийся похотью, несомненно — шудра».

Комментируя «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35), Шрила Шридхара Свамипада прояснил вышеприведенное ут­верждение следующим образом:

шамадибхир эва брахманади-вьявахаро мукхйо на джати-матрад итй axa ясьети — яд яди аньятра вар-нантаре 'пи дришьета тад варнантарам тенаива лак-шана-нимитенаива варнена винирдишет на ту джати-нимитенетй артхах

«Брахман определяется, в первую очередь, качествами, на­пример умиротворенностью, а вовсе не рождением. Если подобными качествами обладает человек, рожденный не в брахманском роду, то его все равно следует считать брах­маном. Человека нельзя относить к той или иной касте лишь потому, что он родился в ней».

Многие из тех, кто не был рожден в брахманских семь­ях, стали брахманами, пройдя должное посвящение. Те, кто изучает историю Индии, знакомы с многочисленными примерами этого. После того, как эти выдающиеся люди становились посвященными брахманами, их потомки на­следовали титул брахмана просто по рождению. Сегодня вся Индия наполнена подобными потомками брахманов, чья единственная добродетель — высокое рождение. Даже если человек развивал в себе необходимые качества и про­ходил посвящение, его все равно могли счесть брахманом только на основании рождения, не принимая во внимание качества. Но так как современная социальная система де­градировала, очень редко можно найти действительно до­стойных, посвященных потомственных брахманов.

Рассказывают, что в Варанаси жил один весьма образо­ванный и не имевший себе равных саннъяси, имя которо­го произносили с почтением все ученые Индии. Он дал брахманское посвящение одному из своих учеников, в ком видел брахманические качества. Упоминая о своем гу-рудеве, этот ученик провозглашал, что удостоился священ­ного положения брахмана благодаря могуществу церемо­нии посвящения шнуром.

Сейчас мы представим вашему вниманию список лю­дей разума, родившихся в семьях статусом ниже брахман­ского, но тем не менее считавшихся в силу своих досто­инств брахманами и передавших брахманский титул своим потомкам.

Гадхи был сыном Кушики из династии Чандра. Он был царем Каньякубджи, а его сын, Вишвамитра, хотя и был рожден кшатрием, силой своего подвижничества превра­тился в брахмана.

В «Махабхарате» (Ади-парва, гл. 174) говорится:

кшатрийо 'хам бхаван випрас тапах-свадхьяя-садханах

сва-дхармам на прахасьями нешьями ча балена гам

дхиг балам кшатрия-балам брахма-теджо-балам балам балаболам винишчитья mana эва парам балам

татапа сарван диптауджах брахманатвам аваптаван

«Вишвамитра сказал Вашиштхе: "Ты — брахман, украшен­ный добродетелями воздержания и изучения Вед. Я — кшатрий, поэтому, следуя своей природе, я силой отберу у тебя корову Нандини".

Позже, потерпев поражение, Вишвамитра признал, что сила кшатриев уступает силе святости брахманов. Он ре­шил, что высшее могущество брахман обрел благодаря по­движничеству.

И тогда сиятельный Вишвамитра начал совершать раз­нообразные виды аскезы и так возвысился до брахманско­го уровня».

В «Махабхарате» (Анушасана-парва, гл. 30) приводится следующее описание того, как родившийся кшатрием Махараджа Витахавья стал брахманом:

эвам випратвам агамад витахавйо нарадхипах бхригох прасададраджендра кшатриях кшатрияршабха

тасья гритсамадах путро рупенендра ивапарах са брахмачари випраших шриман гритсамадо 'бхават

путро гритсамадасьяпи сучета абхавад двиджа варчах (сутеджасах) сучетасах путро/

вихавьяс тасья чатмаджах

вихавьясья ту путрас ту витатьяс тасья чатмаджах витатьясья сутах сатьях сайтах сатьясья чатмаджах

шравас тасья суташ чарших шравасаш чабхават томах тамасаш ча пракашо 'бхут танайо двиджа-саттамах

пракашасья ча вагиндро бабхува джаятам варах тасьятмаджаш ча прамиттир веда-веданга-парагах

гхритасьям тасья путрас ту руру-намодападьята прамадвараян ту рурох путра самудападьята

шунако нома випраршир ясья путро 'тха шаунаках

«Вот как Махараджа Витахавья возвысился до уровня брахмана. О лучший среди царей-кшатриев, хотя по рождению Витахавья был кшатрием, по милости Бхригу он стал брахманом. Его сын Гритсамада красотой был ра­вен Индре. Он стал брахмачари и мудрецом-брахманом. Сучета, сын Гритсамады, также стал брахманом. Сыном Сучеты был Варча, а его сыном — Вихавья. Сыном Виха-вьи был Витатья, а его сыном — Сатья. Сыном Сатьи был Санта, чьим сыном был Ришишрава. Сыном Ришишравы был Тама, а его сын, Пракаша, был лучшим среди брахма­нов. У Пракаши был сын Вагиндра, а его сын, Прамити, был сведущ в Ведах и дополнительных ведических писа­ниях. Прамити зачал Руру в лоне Гхритачи. У Руру и его жены Прамадвары родился сын по имени Шунака, став­ший випрарши. Сыном Шунаки был Шаунака Риши». Та­кова династия Гритсамады. Родословная Витахавьи при­водится в «Шримад-Бхагаватам» (9.13.1, 12-27) в следую­щем виде:

нимир икшваку-танайо васиштхам авритартвиджам

дехам мамантхух сма нимех кумарах самаджаята джанмана джанаках со 'бхуд ваидехас ту видеха-джах

тасмад удавасус тасья путро 'бхун нандивардханах татх сукетус тасьяпи деварато махи-пате

тасмад брихадратхас тасья махавирьях судхрит-пита судхритер дхриштакетур ваи харьяшво 'тха марус татах

марох пратипакас тасмадж джатах критаратхо ятах девамидхас тасья путро вишруто 'тха махадхритих

критиратас татас тасман махарома ча тат-сутах сварнарома сутас тасья храсварома вьяджаята

татах ширадхваджо джагье ягьяртхам каршатомахим

кушадхваджас тасья бхрата тато дхармадхваджо нрипах дхармадхваджасья двау путрау/

критадхваджа-митадхваджау

критадхваджат кешидхваджах/

кхандикьяс ту митадхваджат критадхваджа-сутораджанн атма-видья-вишарадах

бханумамс тасья путро 'бхуч чхатадьюмнас ту тат-сутах

шучис ту танаяс тасмат санадваджах суто 'бхават урджакетух санадваджад аджо 'тха пуруджит сутах

ариштанемис тасьяпи шрутаюс тат супаршваках таташ читраратхо ясья кшемадхир митхиладхипах

тасмат самаратхас тасья сутах сатьяратхас татах асидупагурус тасмад упагупто 'гни-самбхавах

васвананто 'тха тат-путро ююдхо ят субхашанах шрутас тато джаяс тасмад виджайо 'смадритах сутах

шунакас тат-суто джагье витахавйо дхритис татах бахулашво дхритес тасья критир асьямахаваши

эте ваимаитхилараджанн атма-видья-вишарадах йогешвара-прасадена двандваир мукта грихешв апи

 

РОДОСЛОВНАЯ ВИТАХАВЬИ

1) Брахма, 2) Ману, 3) Икшваку, 4) Ними, 5) Джанака, 6) Удавасу, 7) Нандивардхана, 8) Сукету, 9) Деварата, 10) Брхадратха, 11) Махавирья, 12) Судхрити, 13) Дхри-штакету, 14) Харьяшва, 15) Мару, 16) Пратипа, 17) Крита-ратха, 18) Девамидха, 19) Вишрута, 20) Махадхрити, 21) Критирата, 22) Махарома, 23) Сварнарома, 24) Храсваро-ма, 25) Ширадхваджа, 26) Кришадхваджа, 27) Дхармад-хваджа, 28) Критадхваджа, 29) Кешиджваджа, 30) Бхану-ман, 31) Шатадьюмна, 32) Шучи, 33) Санадваджа, 34) Урджакету, 35) Пуруджит, 36) Ариштанеми, 37) Шрутаю, 38) Супаршва, 39) Читраратха, 40) Кшимадхи, 41) Сама-ратха, 42) Сатьяратха, 43) Упагуру, 44) Упагупта, 45) Вас-вананта, 46) Ююрван, 47) Субхашана, 48) Шрута, 49) Джая, 50) Виджая, 51) Рита, 52) Шунака, 53) Витахавья, 54) Дхрити, 55) Бахулашва, 56) Крити. «Все эти цари из династии Митхила полностью сознавали свою духовную сущность. Так, по милости Всевышнего Повелителя Йоги, они, не покидая дома, были свободны от двойственности материального бытия».

Этот отрывок из «Шримад-Бхагаватам» описывает брахманскую династию Гритсамада от Витахавьи не сов­сем в том виде, как она приводится в «Махабхарате». В «Шримад-Бхагаватам» Витахавью называют также Шау-накой Риши.

Кшатрии Каруша пошли от Каруши, сына Ману, а от сына Ману по имени Дхришта пошла каста кшатриев Дхаршта, члены которой возвысились в этом мире до по­ложения брахманов. Это подтверждается в «Шримад-Бха­гаватам» (92.16-17):

карушан манавад асан карушах кшатра-джатаях

дхриштад дхарштам абхут кшатрам брахма-бхуям гатам кшитау

«От Каруши, другого сына Ману, произошла династия Ка­руша, кшатрийский род. От сына Ману Дхришты пошла кшатрийская каста Дхаршта, члены которой обрели поло­жение брахманов». Комментируя этот стих, Шридхара Свами писал, что слово брахма-бхуям означает «положе­ние брахманов».

Девадатта был в десятом поколении потомком Нари-шьянты, сына Ману. Сыном кшатрия Девадатты был Агни-вешьяяна, ставший махарши-брахманом и основателем брахманской династии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: