Крия-хинаш чамуркхаш ча сарва-дхарма-виварджитах нирдаях сарва-бхутешу випраш чандалаучьяте 6 глава




Объясняя «пять объектов» поклонения (артха-панча-ка), Шри Джива Госвами Прабхупада сказал: упасъях шри бхагаван, тат паромам падам, тад-дравъям, тан-мант-ро, дживатма чети панча-таттва-гъятритвам артха-панча-кавитвам — «Обладать знанием артха-панчаки оз­начает знать почитаемого Всевышнего Господа, Его высшую обитель — Вайкунтху Его богатство или тадию — чистых преданных, Его мантры и знать живые существа».

Куреша, ученик Шри Рамануджи, имел сына по имени Парашара Бхатта. Учеником Парашары был Веданти, а его учеником — Намбур Варадараджа. Учеником Намбура Ва-радараджи был Пиллай Локачарья, написавший трактат под названием «Артха-панчака». Пять предметов, описан­ных в этом труде, отличаются от пяти предметов, указан­ных Шри Дживападой. Локачарья объяснял, что есть пять джива-сваруп (основных характеристик живого сущест­ва) — нитъя (вечное), мукта (освобожденное), баддха (обусловленное), кевала (вошедшее в Брахман) и мумук-шу (желающее освобождения); пять ишвара-сваруп (ос­новных характеристик Всевышнего Господа) — пара (Кришна, изначальная форма), въюха (четырехчастное проявление), вибхава (формы, проявляемые в играх), ан-таръями (Сверхдуша) и арчанаватара (воплощение Бо­жества); пять пурушартха-сваруп (целей жизни челове­ческого существа) — дхарма (религиозность), артха (благосостояние), кома (чувственное удовлетворение), атманубхава (познание себя) и бхагавад-анубхава (по­знание Бога); пять упая-сваруп (средств достижения це­ли) — карма (корыстная деятельность), гъяна (развитие знания), бхакти (преданное служение), прапатти (при­нятие убежища) и ачаръяабхимана (принятие на себя ро­ли духовного учителя); пять виродхи-сваруп (препятст­вий) — сварупа-виродхи (препятствия в самоосознании), парататтва-виродхи (препятствия в осознании Бога), пурушартха-виродхи (препятствия в достижении цели жизни),упая-виродхи (препятствия в средствах достиже­ния цели) и прапъя-виродхи (препятствия в достижении желаемых результатов). Так он описал двадцать пять раз­личных предметов.

Принципы вайшнавской панчаратрики средневеко­вой Южной Индии были до некоторой степени воспри­няты Гаудия-вайшнавами. Потомки ачаръев из гаудия-вайшнава-сампрадаи оказались в той или иной степени приверженными пути арчаны, подобно последователям Панчаратр, они проповедуют подчинение Шриману Махапрабху — иногда в чистой форме, но чаще всего в искаженной. Подобно ачаръям-домохозяевам израма-нуджа-сампрадаи, которых называют «Свами», ачаръи-домохозяева из гаудия-сампрадайи стали называться «Госвами». Проповедуя чистый путь бхавы, описанный в «Шримад-Бхагаватам», Шриман Махапрабху проводил различие между ним и мирскими формальностями, но с течением времени Его учение все более искажалось, превращаясь в придаток системы панчаратрики. По­нятно, не это было целью чистой проповеди Шримана Махапрабху.

Хотя последователи Рамануджи и Мадхвы держались на расстоянии от шанкара-сампрадайи, чьи последовате­ли известны как панчопасаки, или поклоняющиеся пяти богам, гаудия-сампрадая Северной Индии не смогла ос­таться в стороне от влияния панчопасак и стала прибе­гать к услугам подобных людей, отрицательно настроен­ных по отношению к вайшнавам. По сути, арчана на пути бхавы не вполне согласуется с арчаной системы панчара-трика. Каништха-адхикари бхава-марги, описанной в «Шримад-Бхагаватам», практически равны маха-бхага-ватам панчаратрика-арчана-марги, хотя есть некоторые отличия. Когда каништхи развиваются, они становятся мадхъяма-адхикари. Мадхъяма-адхикари, развиваясь, до­стигают уровня маха-бхагават, или парамахамс.

Шри Лжива Госвамипада приводил следующие восемь стихов из «Шримад-Бхагаватам» (11.2.48-55), объясняю­щих положение маха-бхагават:

грихитвапиндрияир артхан йо на двешти на хришьяти вишнормайам идам пашйан са ваи бхагаватоттамах

«В отличие от материалиста каништхи, занимающего свои чувства наслаждением объектами этого мира, чело­век, видящий окружающее его разнообразие как творение энергии иллюзии Господа Вишну, не чувствует ни удоволь­ствия, ни отвращения, когда его чувства заняты соответст­вующими объектами. Такой человек — в самом деле вели­чайший преданный». Это определение касается как умственного, так и физического состояния.

дехендрия-прана-мано-дхиям йо джанмапъяя-кшуд-бхая-тарша-криччхраих самсара-дхармаир авимухьяманах смритья харер бхагавата-прадханах

«Тот, кто благодаря памятованию о стопах-лотосах Госпо­да Хари более не привязан к пяти вещам: телу, чувствам, жизненному воздуху, уму и разуму, — кто таким образом не скован более страданиями рождения, смерти, голода, страха и жажды, считается маха-бхагаватой, величай­шим среди преданных Господа».

на кама-карма-биджанам ясья четаси самбхавах васудеваика-нилаях са ваи бхагаватоттамах

«Семя похотливых желаний не может принести плод в сердце того, кто утвердился в служении Всевышнему Гос­поду и обрел полное умиротворение, укрывшись у стоп­лотосов Господа. Такой человек считается прадхана вайш-навом, или лучшим среди преданных Господа».

на ясья джанма-кармабхьям на варнашрама-джатибхих саджджате 'смин ахам-бхаво дехе ваи са харех приях

«Человек, не гордящийся своим материальным телом из кожи и плоти, несмотря на высокое аристократическое рождение в семье брахмана, а также своими благочести­выми поступками — раздачей и принятием милостыни и престижным положением в обществе варнашрамы — считается самым дорогим слугой Верховной Божествен­ной Личности».

на ясья свах пара ити виттешв атмани ва бхида сарва-бхута-самах шантах са ваи бхагаватоттамах

«Кто не делит тело и богатство на «свое» и «чужое», кто рав­но относится ко всем живым существам, кто умиротво­рен — тот считается маха-бхагаватой».

три-бхувана-вибхава-хетаве 'пи акунтха-

смритир аджитатма-сурадибхир вимригьят

на чалати бхагават-падаравиндал лава-нимишардхам апи ях са ваишнавагрьях

«Тот, чей ум не отвлекается от стоп-лотосов Кришны ни на мгновение, даже если он получает возможность править все­ленной и наслаждаться ее богатствами, к чему стремятся по­лубоги, чьи сердца посвящены Господу Аджите, должен счи­таться вайшнава-прадханой, лучшим среди вайшнавов».

бхагавата уру-викрамангхри-шакха-накха-мани-чандрикая нираста-тапе хриди катхам упасидатам пунах са прабхавати чандра иводите рка-тапах

«Прохладные лучи луны не причиняют боли человеку, по­страдавшему от палящего солнца. Так как же может огонь материальных страданий вновь обжечь сердце человека, уже охлажденное лучами, исходящими от подобных дра­гоценным камням ногтей непобедимых стоп-лотосов Все­вышнего? Такой человек — маха-бхагавата».

висриджати хридаям на ясья сакшад дхарир авашабхихито 'пи агхаугха-нашах праная-расаная дхритангхри-падмах са бхавати бхагавата-прадхана уктах

«Если человек даже ненамеренно произнесет имена Гос­пода Хари, все его греховные реакции будут уничтожены. Всевышний Господь Хари никогда не покидает сердца то­го, кто связал лотосы Его стоп своей любовью. Этот чело­век — маха-бхагавата, самый возвышенный преданный Господа».

Классификация вайшнавов, приводимая в «Брахма-вайварта-пуране» (Кришна-джанма-кханда, гл. 84), не по­хожа на классификацию, принятую в системе панчарат-рика.

«Брахма-вайварта-пурана» так описывает признаки возвышенных преданных:

трина-шаяя-рато бхакто ман-нама-гуна-киртишу мано нивешает тьяктва самсара-сукха-каранам

дхьяяте мат-падабджам ча пуджаед бхакти-бхаватах сарва-сиддхам на ванчанти те 'нимадикам ипситам

брахматвам амаратвам ва суратвам сукха-каранам дасьям вина на хиччханти салокъяди-чатуштаям

наива нирвана-муктим ча судха-панам абхипситам ванчати нишчалам бхактим мадиям атулам апи

стри-пум-вибхедо настй эвам сарва-дживешв абхинната кшут-пипасадикам нидрам лобха-мохадикамрипум

тьяктва дива-нишам мам ча дхьяяте ча диг-амбарах

«Мои преданные отказываются от источников материально­го удовольствия, спят на соломенных подстилках, занимают свой ум прославлением Моих имен и качеств и в сердце сво­ем с преданностью поклоняются Моим стопам-лотосам. Они не жаждут мистических совершенств, подобных аниме. Они не желают счастья небожителей или даже Господа Брахмы. Они откажутся и от возможности жить со Мною на одной планете, если там у них не будет возможности служить Мне. Не хотят они ни освобождения нирваны, ни нектара. Мои преданные молятся только о несравненном и непрестанном преданном служении Моим стопам. Они не делают разли­чий между мужчинами и женщинами, они равно относятся ко всем живым существам. Освобождаясь от врагов, во главе которых стоят голод, жажда, сон, жадность и заблуждение, они не носят одежд и размышляют обо Мне день и ночь. Та­ковы признаки уттама-вайшнавов». Признаки среднего вайшнава:

насактах кармасу грихи пурва-практанатах шучих кароти сататам чаива пурва-карма-никринтанам

на кароти апарам ятнат санкалпа-рахиташ ча сох сарвам кришнасья ят кинчин нахам карта ча карманах

кармана манаса вача сататам чинтаед итй

«Мадхъяма-адхикари уже очищен своими благочестивы­ми деяниями в предыдущей жизни и, хотя живет дома, ос­тается отрешенным. Вся его деятельность лишь помогает свести на нет последствия его былых деяний. Он лишен материальных желаний и тщательно избегает накопления новых кармических реакций. В мыслях его, словах и делах проявляется убежденность в том, что "все принадлежит Кришне, и деятель — не я"».

Признаки новообращенного вайшнава:

ньюна-бхакташ ча тан-ньюнах са ча пракритиках шрутау ямам ва яма-дутом ва свапне са ча на пашьяти

пурушанам сахасрам ча пурва-бхактах самуддхарет пумсам шатам мадхьямам ча тач чатуртхам ча пракритах

«Каништха-адхикари ниже, чем мадхъяма-адхикари. Да­же слушая рассказы о Господе Хари, он не свободен от ма­териалистических предрассудков, но к нему, однако, уже не являются во снах ни Ямараджа, ни его слуги. Уттама-адхикари способен освободить тысячу поколений своих предков, мадхъяма-адхикари способен освободить сотню поколений, а каништха-адхикари — только четыре».

Хотя у панчаратрика-вайшнавов встречается иногда подобие косвенного преданного служения, они тоже по­степенно придут на уровень уттама-адхикари. С точки зрения «Шримад-Бхагаватам», приемлемо только такое преданное служение, которое чисто, беспримесно и не осквернено материальными желаниями. Хотя последова­тели Панчаратр тоже используют слово «беспримес­ный» — акантика — для описания своего преданного слу­жения, но из-за того, что в своем поклонении они прибега­ют к помощи кармы и гъяны, их метод нельзя сравнить с чистым преданным служением, проповедуемым Шри Чайтаньячандрой.

Шримад Баладева Видьябхушана Прабху, известный как ведантачаръя гаудия-вайшнавов, комментируя «Татт-ва-сандарбху» Шри Дживы Госвами, указал на четыре осо­бенности, которыми отличаются южноиндийские после­дователи Мадхвачарьи:

бхактанам випранам эва мокшах, девах бхактешу мукхъях, виринчасъяива саюджъям, лакшмъя джива-котитвам итй эвам мата-вишешах дакшинади-дешети тена гауде 'пимадхавендрадаяс тадупашишъях катичид бабхувур итй артхах

Шри Видьябхушана Прабху обнаружил в философии Мадхвачарьи четыре утверждения, которые для гаудия-вайшнавов совершенно неприемлемы: 1) только предан-нът-брахман достоин освобождения; 2) боги — лучшие среди преданных; 3) Господь Брахма обретает саюджъя мукти (растворение в Брахмане); 4) Лакшми Деви отно­сится к категории джив. Все же Шри Мадхавендра Пури и несколько других бенгальцев стали последователями учения Мадхвачарьи о према-бхакти.

Шри Джива Госвамипада упоминает имена Шри Вид-жайадхваджи и Вьяса Тиртхи, бывших в числе южноин­дийских учеников Шри Мадхвачарьи в школе таттвава-да. Он говорит, что все гаудия-вайшнавы — от Шрипады Джаятиртхи до Шри Мадхавендры Пурипады — стояли в линии према-бхакти. В середине пятнадцатого века яви­лись Видьядхираджа, ученик Шрипады Джаятиртхи,

Раджендра Тиртха, ученик Видьядхираджи, и его ученик, Виджаядхваджа. Ученик Виджаядхваджи, Пурушоттама, имел ученика по имени Субрахманья, чьим учеником был Вьяса Тиртха. Вьяса Тиртха жил с 1548 по 1598 год и был, следовательно, современником Шри Лживы Госвами.

Таттвавада, или система панчаратрика, по мнению Шримана Махапрабху, неприемлема. Он учил пути бхага-вата-марги. Когда Шри Гаурасундара, Повелитель Голоки, которому поклоняются во всех четырнадцати мирах, в 1511 году посетил главную матху в деревне Удупи в рай­оне Мангалора, руководителем этой матхи был Шри Раг-хуварья Тиртха. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, гл. 9) приводится описание этого визита:

таттвавади ачарья — саба шастрете правина танре прашна кайла прабху хана ена дина

«Главный ачарья общины таттвавада был сведущ в Пи­саниях. Шри Чайтанья Махапрабху смиренно обратился к нему с вопросом.

садхья-садхана ами на джани бхала-мате садхья-садхана-шрештха джанаха амате

«Чайтанья Махапрабху сказал: "Я не знаю ни цели жизни, ни того, как достичь ее. Пожалуйста, поведай мне о выс­ших человеческих идеалах и о том, как достичь их"».

ачарья кахе, — «варнашрама-дхарма, Кришне самарпана» эихайа кришна-бхактера шрештха «садхана»

«Ачарья ответил: "Когда все деяния четырех каст и четырех ашрамов посвящены Кришне, они являются лучшим сред­ством для достижения высшей цели жизни"».

панча-видха мукти пана ваикунтхе гамана садхья-шрештха хайа, — эи шастра-нирупана

«Человек, исполняющий обязанности, налагаемые варна-шрама-дхармой, ради Кришны, достоин пяти видов осво­бождения. Так он переносится в духовный мир, на Вай-кунтху. Такова высшая цель жизни и утверждение всех богооткровенных Писаний».

прабху кахе, — шастре кахе шравана-киртана кришна-према-сева-пхалера парама-садхана

«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Но шастры утверж­дают, что метод слушания и повторения — наилучшее средство достижения любовного служения Кришне"».

шраван-киртана ха-ите Кришне хайа према сеи панчама пурушартха — пурушартхера сима

«Когда, исполняя девять видов практики, начиная со слу­шания и повторения, человек возвышается до любовного служения Господу Кришне, он достигает пятого уровня ус­пеха и конечного смысла человеческой жизни».

карма-нинда, карма-тьяга, сарва-шастре кахе карма хайте према-бхакти Кришне кабху нахе

«Любое боговдохновенное Писание порицает корыстную деятельность. Повсюду находим мы совет отказаться от корыстных поступков: ведь, совершая их, никто не дости­гает высшей цели жизни — любви к Богу».

паннча-видха мукти тьяга каре бхакта-гана пхалгу кари'мукти декхе наракера сама

«Чистые преданные отвергают пять видов освобождения. На самом деле в их глазах освобождение вообще не имеет никакой ценности — для них оно подобно аду».

мукти, карма — дуй васту тьядже бхакта-гана сеи дуй стхапа' туми садхья, садхана

«Преданные отказываются как от освобождения, так и от деятельности ради ее плодов. Ты же утверждаешь, что эти вещи являются целью жизни и методом ее достиже­ния».

прабху кахе, — карми, гьни, — дуй бхакти-хина томара сампрадайе декхи сеи дуй чихна

«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "И корыстный труже­ник, и мыслитель-философ считаются непреданными. А мы видим в твоей сампрадае и тех, и других"».

Далее, в Антья-лиле, в пятой главе (83— 87) говорится:

ара эка свабхава гаурера шуна, бхакта-гана аишварья-свабхава гудха каре пракатана

«Вот еще одно качество Господа Шри Чайтаньи Махапраб­ху. О преданные, слушайте внимательно, как Господь про­являет Свои достояние и нрав, хотя они исключительно глубоки».

санньяси пандита-ганера карите гарва наша нича-шудра-двара карена дхармера пракаша

«Чтобы уничтожить ложную гордость так называемых от­шельников и ученых, Он распространяет истинные осно­вы религии даже при помощи шудры, низкорожденного человека из четвертого сословия».

бхакти, према, таттва кахе райе кари' вакта апани прадьюмна-мишра-саха хайа шрота

«Шри Чайтанья Махапрабху проповедует преданное слу­жение, экстатическую любовь и абсолютную истину уста­ми Рамананды Рая, низкородного грихастхи. Сам Шри Чайтанья Махапрабху, возвышенный брахман-саннъяси, и Прадьюмна Мишра, брахман, прошедший очищение, ста­новятся слушателями Рамананды Рая».

харидаса-двара нама-махатмья-пракаша санатана-двара бхакти-сиддханта-виласа

«Шри Чайтанья Махапрабху явил славу святого имени Гос­пода через Харидаса Тхакура, магометанина по рожде­нию. Он передал суть преданного служения через Саната-ну Госвами, который был практически обращен в мусульманство».

шри-рупа-двара враджера према-раса-лила ке буджхите паре гамбхира чаитаньера кхела?

«Господь также полностью проявил восторженную лю­бовь и неземные игры Вриндаваны через Шрилу Рупу Гос­вами. Кто может постичь глубину замысла Господа Шри Чайтаньи Махапрабху?»

Не только сампрадая-ачаръи ошибаются, уравнивая принципы карма-канды, вроде варнашрамы, с принципа­ми преданного служения, такими как слушание и повторе­ние, — существуют сампрадаи непреданных, противопос­тавляющих себя преданному служению, которые, однако, считают собственные заблуждения и разные ухищрения, привязывающие их к материальному существованию, вай-шнавской практикой. Хотя такие люди и называют себя вайшнавами, настоящие вайшнавы, свободные от матери­альных обозначений, знают об их глубокой привязаннос­ти к материальным обозначениям. В «Бхакти-сандарбхе» Шри Лжива Госвами Прабхупада процитировал несколько источников, чтобы описать некоторые категории подоб­ных «вайшнавов».

сканде —

дхармартхам дживитам йешам сантанартхам чамаитхунам пачанам випра-мукхьяртхам гьеяс те ваишнава нарах

вишну пуране —

на чалати ниджа-варна-дхармато ях сама-матир атма-сухрит-випакша-пакше

на харати на ча ханти кинчидуччаих стхита-манасам там авехи вишну-бхактам

падме —

дживитам ясья дхармартхе дхармо харй-артха эва ча ахо-ратрани пуньяртхам тамманье ваишнавам джанам

 

брихан-нарадие —

шиве ча парамешане вишнау ча параматмани сама-буддхья правартанте те ваи бхагаватоттамах

«В «Сканда-пуране» говорится: "По мнению корыстных тружеников, вайшнавы — это те, кто посвятил свою жизнь следованию религиозным заповедям, кто вступает в поло­вые отношения только для зачатия детей и кто готовит пи­щу только для того, чтобы удовлетворить лучших из брах­манов".

В «Вишну-пуране» говорится: иВайшнав — это тот, кто считает, что его поступки являются исполнением приказа Господа Вишну. Тот, кто не отклоняется от принципов сво­их варны и ашрама, кто равно относится к друзьям и вра­гам, кто ничего не разрушает и никогда не ворует — такой рассудительный человек является преданным Вишну".

В «Падма-пуране» описывается, как можно стать вайш-навом, предлагая плоды своей кармы Господу "Тот, чья жизнь посвящена следованию религиозным принципам, а религиозные принципы посвящены удовольствию Все­вышнего Господа, тот, кто день и ночь накапливает благие дела, известен как вайшнав".

Признакиуттама-адхикари, как их представляют себе шиваиты, приводятся в «Брихан-нарадия-пуране»: "Те, кто считают Господа Шиву, предводителя богов, равным Госпо­ду Вишну, Сверхдуше, считаются маха-бхагаватами"».

Другие утверждения, подобные этим, в изобилии рассы­паны по множеству трактатов, предназначенных для псев­допреданных и тех преданных, которым неизвестно, как применять принципы преданного служения в жизни. По су­ти, все, что не является беспримесным преданным служени­ем, любая деятельность в этом материальном мире, попада­ет в разряд либо нечистого преданного служения, либо корыстной деятельности, совершаемой из желания насла­диться ее результатом. Все разновидности такой деятельно­сти подвержены переменам, временны и достойны презре­ния. Все попытки карми, гъяни и любителей наслаждения объявить превосходными ими же придуманные качества вайшнавов и преданного служения на самом деле просто ненаучны, необоснованны, являются результатом невеже­ства и весьма далеки от чистого преданного служения.

В этой связи естественно вспомнить утверждения, сде­ланные Верховной Личностью, Богом, очищающим весь мир, Шри Махапрабху, во время беседы об истинной сущ­ности Шри Вишнупады Прабхувары Шримад Рагхунатха даса Госвами, который был сокровищем сердца Махапраб­ху и вместилищем неземных достоинств. Эти утверждения приводятся в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, гл. 6,197-199):

томара бапа-джьетха — вишая-виштха-гартера кида сукха кари'мане вишая-вишерамаха-пида

ядьяди брахманья каре брахманера сахая шуддха-ваишнава нахе, хайе ваишнавера прая

татхапи вишаера свабхава — каре маха-андха сеи карма-карая, яте хайа бхава-бандха

«Мой дорогой Рагхунатха дас, твой отец и его старший брат похожи на навозных червей в канаве материального наслаждения, поскольку болезнь, вызванную ядом мате­риального существования, они считают счастьем. Хотя твой отец и твой дядя дают милостыню брахманам и вся­чески помогают им, они все же не являются чистыми вай-шнавами. Однако они почти подобны вайшнавам. Люди, привязанные к материалистическому образу жизни и сле­пые в духовном отношении, вынуждены действовать так, что вследствие своих поступков и их результатов оказыва­ются в оковах повторяющихся рождений и смертей».

Пытаясь разобраться в том, кто есть вайшнав, многие люди часто принимают за вайшнава того, кто им почти стал. Материалисты и карми не входят в число чистых вай­шнавов. Видя их мирские устремления, великие люди, све­дущие в Писаниях преданности, называют их вайшнава-прая, то есть «почти вайшнавами», не совершая ошибки и не считая их настоящими вайшнавами. Поскольку мы предполагаем обсудить поведение и взаимоотношения вайшнавов в отдельной главе, сейчас на этом останавли­ваться не будем.

Рассмотрев вайшнавов различного уровня, мы можем теперь различить степени вайшнавизма. Когда человек расстается с образом мысли материалиста, отрекается от концепций неограниченного чувственного удовлетворе­ния, кармы и гъяны, и развивает в себе влечение к Кришне, это называется чистым преданным служением. Человек, в чьем сердце прочно укоренился этот принцип, является чистым преданным. Мы уже прославили подобных чистых преданных стихами «Шримад-Бхагаватам». Заключение, которое сформулировал в «Шри Упадешамрите» самый до­рогой слуга Шри Махапрабху, Шри Шри Вишнупада Шри­мад Рупа Госвами Прабхупада, чье сердце неотлично от сердца Шри Махапрабху, должно быть принято как руко­водство к действию всеми чистыми вайшнавами:

кришнетиясья гири там манасадриета дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам шушрушая бхаджана-вигьям ананьям анья-ниндади-шунья-хридам ипсита-санга-лабдхья

«Преданному, повторяющему святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение в уме; следует почтительно кланяться тому, кто получил духовное посвящение (дик-шу) и занят поклонением Божеству; следует верно служить чистому, искусному в строгом преданном служении пре­данному, чье сердце полностью свободно от склонности порицать других, и общаться с ним».

Приводя в «Бхакти-сандарбхе» свидетельство Панчара-тра-агам, Шри Джива Госвами Прабху писал:

дивьям гьянам ято дадьят курьят папасья санкшаям тасмад дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих

«Дикша — это процесс, пробуждающий запредельное зна­ние и уничтожающий все последствия греховной деятель­ности. Ученые люди, сведущие в науке богоданных Писа­ний, утверждают, что этот процесс называется дикшей».

Настоящий духовный учитель — это тот, кто дает ман­тру, кто вместо того, чтобы расширять материальные зна­ния ученика, развивает его духовно; кто способен разру­шить порочную склонность ученика к совершению греховных поступков. Ищущие прибежища у такого ду­ховного учителя получают у него посвящение. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 3.240-241) приводятся на­ставления, данные царем преданных, Намачарьей Шри Тхакуром Харидасой явившейся к нему Майядеви:

 

санкхья-нама-санкиртана — эи маха-ягья манье тахате дикшита ами ха-и прати-дине

яват киртана самапта нахе, на кари анья кома киртана самапта хайле, хайа дикшара вишрама

«Я принял посвящение и дал обет ежедневно совершать великое жертвоприношение, произнося святое имя опре­деленное количество раз. Пока обет повторения остается неисполненным, мне не хочется ничего другого. Когда я закончу повторение имен, тогда у меня будет возмож­ность делать все, что угодно».

Пока человек не станет настоящим жрецом в жертво­приношении повторения святых имен, имя Кришны не проявит себя. Хотя Тхакур Харидас Прабху не был потом­ственным, т.е. ведическим брахманом, он обрел положе­ние достойного посвященного брахмана:

коти-нама-грахана-ягья кари эка-масе эи дикша кариячхи, хайла аси' шеше

«Я принял обет произносить ежемесячно десять миллио­нов имен. Сейчас он близок к завершению».

Мадхъяма-адхикари должен в уме выражать почтение каништха-адхикари, получившему должное посвящение и занятому повторением святых имен Кришны. Тот, кто преодолел стадию каништха-адхикары посредством по­вторения святых имен и поклоняется Всевышнему Госпо­ду, обладая духовным сознанием, называется мадхъяма-адхикари, и ему должно почтительно кланяться и следовать его наставлениям. Тот, кто, пребывая в транс­цендентном духовном сознании, непрерывно служит Кришне, не противится Хари ни в чем и не порицает при этом даже тех, кто завидует Хари, — маха-бхагавата, и ему следует служить с глубоким убеждением, что его общество является наиболее желаемым.

У вайшнава, чья жизнь складывается успешно благода­ря посвящению, отсутствует ложное эго. В этой связи Шри Джива Госвами Прабху цитирует следующие стихи из «Падма-пураны»:

аханкритир ма-карах сьян на-карас тан нишедхаках тасмат ту намаса кшетри- сватантрьям пратишидхьяте

бхагават-паратантро 'cay тадаятатма-дживанах тасмат сва-самартхья-видхим тьяджет сарвам ашешатах

ишварасья ту самардхьят налабхьям тасья видьяте

тасмин ньяста-бхарах шете тат-камаива самачарет

«Святые имена Господа являются Самим Богом, Верховной Личностью. Когда к именам Господа добавляется слово «на-мах», это означает подчинение себя Господу, и такое слово­сочетание называется мантрой. Слог «ма» обозначает ма­териальное эго, а слог «на» — его отрицание. Итак, слово «намах» используется для выражения отвержения своего ложного эго из почтения к Господу. Живое существо, владе­ющее «полем» материального тела и являющееся поэтому «владельцем поля», называется дживой. Когда живое суще­ство произносит слово «намах», его независимость, вы­званная погруженностью в материю, сходит на нет.

Вайшнав, преданный Господа, полностью подчинен Ему, то есть вся его жизнь посвящена Богу. Поэтому вайш-наву лучше расстаться со своими независимыми устрем­лениями и выдуманными формальностями.

По безграничному могуществу Бога для Его преданных не существует ничего недостижимого. Преданным следует во всем полагаться на Бога и должным образом служить Ему».

Шастры обязывают нас принимать посвящение у до­стойного трансценденталиста, повторением мантр сде­лавшего свою жизнь совершенной. Невозможно получить запредельное знание от недостойного человека, связанно­го ложным эго в силу высокого рождения и жадности к деньгам. Поэтому те, кто желает себе добра, должны от­вергнуть корыстных и гордых так называемых гуру и по­добающим образом получить посвящение у гуру-вайшна-ва. Человек, ложное эго которого раздуто, а представления о жизни материальны, неизбежно будет завидовать возвы­шенным вайшнавам. Так называемого гуру, завидующего вайшнавам, надо отвергнуть, понимая, что он — непредан­ный. Если человек этого не сделает, он возьмет на себя грех и сойдет с пути преданности. Шри Лжива Госвами Прабху так учил преданных Господа развивать практику их преданного служения:

ваишнава-видвеши чет паритъяджъя эва, гурор апй авалиптасъе ти смаранат. тасья ваишнава-бхава-рахитъенаваишнаватая аваишнавопадиштена ити вачана-вишаятвач ча. ятхокта-лакшанасъя шри-гурор авидъяманатаям ту тасъяива маха-бхагаватасъяикасъя нитъя-севанам паромам шреях

«Если так называемый гуру завидует вайшнавам, то его следует отвергнуть, вспомнив стих гурор апй авалип-тасйа [3]

Подобный «гуру» не имеет достоинств вайшнава, он непреданный, поэтому его нельзя принимать духовнымучителем. Преданные, желающие духовного благополучия, должны распрощаться с подобными так называемыми гу­ру, понимая, что именно о них говорит стих аваишнавопа-диштена [4] При отсутствии истинного гуру-вайшнава, ко­торый бы соответствовал описанию, данному выше, нужно ради собственного блага постоянно служить маха-бхагавате».

Поносящие вайшнавов никогда не обретут преданнос­ти Господу Хари. Люди, не преданные Кришне, из-за сво­их греховных поступков не могут стать вишну-джанами. Вайшнавы должны общаться с теми, кто разделяет их взгляды, и проводить время в беседах о Господе и Его пре­данных. Иначе дурное общение заставит их позабыть свое истинное положение вишну-джан и возгордиться тем, что они богаты, образованны, родились брахманами и так далее.

Наставляя Шри Санатану, Шриман Махапрабху само­лично назвал и объяснил две причины, по которым вайш-нав может утратить свое положение. Совершив любое из двух действий, упомянутых Махапрабху, невозможно ос­таваться хари-джаной. Когда человек прекращает корыст­ную деятельность, мирская гордость оставляет его в покое. Однако как брахман, не ведущий себя подобающим обра­зом и лишенный необходимых брахманских качеств, ста­новится шудрой или вообще теряет место в кастовой сис­теме, так и хари-джана, прерывающий свое преданное служение и попадающий под влияние женщин из-за склонности к материальному, падает со своего уровня, ут­рачивает положение вайшнава и начинает думать, что важнее всего следовать принципам варнашрамы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: