Объясняя «пять объектов» поклонения (артха-панча-ка), Шри Джива Госвами Прабхупада сказал: упасъях шри бхагаван, тат паромам падам, тад-дравъям, тан-мант-ро, дживатма чети панча-таттва-гъятритвам артха-панча-кавитвам — «Обладать знанием артха-панчаки означает знать почитаемого Всевышнего Господа, Его высшую обитель — Вайкунтху Его богатство или тадию — чистых преданных, Его мантры и знать живые существа».
Куреша, ученик Шри Рамануджи, имел сына по имени Парашара Бхатта. Учеником Парашары был Веданти, а его учеником — Намбур Варадараджа. Учеником Намбура Ва-радараджи был Пиллай Локачарья, написавший трактат под названием «Артха-панчака». Пять предметов, описанных в этом труде, отличаются от пяти предметов, указанных Шри Дживападой. Локачарья объяснял, что есть пять джива-сваруп (основных характеристик живого существа) — нитъя (вечное), мукта (освобожденное), баддха (обусловленное), кевала (вошедшее в Брахман) и мумук-шу (желающее освобождения); пять ишвара-сваруп (основных характеристик Всевышнего Господа) — пара (Кришна, изначальная форма), въюха (четырехчастное проявление), вибхава (формы, проявляемые в играх), ан-таръями (Сверхдуша) и арчанаватара (воплощение Божества); пять пурушартха-сваруп (целей жизни человеческого существа) — дхарма (религиозность), артха (благосостояние), кома (чувственное удовлетворение), атманубхава (познание себя) и бхагавад-анубхава (познание Бога); пять упая-сваруп (средств достижения цели) — карма (корыстная деятельность), гъяна (развитие знания), бхакти (преданное служение), прапатти (принятие убежища) и ачаръяабхимана (принятие на себя роли духовного учителя); пять виродхи-сваруп (препятствий) — сварупа-виродхи (препятствия в самоосознании), парататтва-виродхи (препятствия в осознании Бога), пурушартха-виродхи (препятствия в достижении цели жизни),упая-виродхи (препятствия в средствах достижения цели) и прапъя-виродхи (препятствия в достижении желаемых результатов). Так он описал двадцать пять различных предметов.
|
Принципы вайшнавской панчаратрики средневековой Южной Индии были до некоторой степени восприняты Гаудия-вайшнавами. Потомки ачаръев из гаудия-вайшнава-сампрадаи оказались в той или иной степени приверженными пути арчаны, подобно последователям Панчаратр, они проповедуют подчинение Шриману Махапрабху — иногда в чистой форме, но чаще всего в искаженной. Подобно ачаръям-домохозяевам израма-нуджа-сампрадаи, которых называют «Свами», ачаръи-домохозяева из гаудия-сампрадайи стали называться «Госвами». Проповедуя чистый путь бхавы, описанный в «Шримад-Бхагаватам», Шриман Махапрабху проводил различие между ним и мирскими формальностями, но с течением времени Его учение все более искажалось, превращаясь в придаток системы панчаратрики. Понятно, не это было целью чистой проповеди Шримана Махапрабху.
Хотя последователи Рамануджи и Мадхвы держались на расстоянии от шанкара-сампрадайи, чьи последователи известны как панчопасаки, или поклоняющиеся пяти богам, гаудия-сампрадая Северной Индии не смогла остаться в стороне от влияния панчопасак и стала прибегать к услугам подобных людей, отрицательно настроенных по отношению к вайшнавам. По сути, арчана на пути бхавы не вполне согласуется с арчаной системы панчара-трика. Каништха-адхикари бхава-марги, описанной в «Шримад-Бхагаватам», практически равны маха-бхага-ватам панчаратрика-арчана-марги, хотя есть некоторые отличия. Когда каништхи развиваются, они становятся мадхъяма-адхикари. Мадхъяма-адхикари, развиваясь, достигают уровня маха-бхагават, или парамахамс.
|
Шри Лжива Госвамипада приводил следующие восемь стихов из «Шримад-Бхагаватам» (11.2.48-55), объясняющих положение маха-бхагават:
грихитвапиндрияир артхан йо на двешти на хришьяти вишнормайам идам пашйан са ваи бхагаватоттамах
«В отличие от материалиста каништхи, занимающего свои чувства наслаждением объектами этого мира, человек, видящий окружающее его разнообразие как творение энергии иллюзии Господа Вишну, не чувствует ни удовольствия, ни отвращения, когда его чувства заняты соответствующими объектами. Такой человек — в самом деле величайший преданный». Это определение касается как умственного, так и физического состояния.
дехендрия-прана-мано-дхиям йо джанмапъяя-кшуд-бхая-тарша-криччхраих самсара-дхармаир авимухьяманах смритья харер бхагавата-прадханах
«Тот, кто благодаря памятованию о стопах-лотосах Господа Хари более не привязан к пяти вещам: телу, чувствам, жизненному воздуху, уму и разуму, — кто таким образом не скован более страданиями рождения, смерти, голода, страха и жажды, считается маха-бхагаватой, величайшим среди преданных Господа».
на кама-карма-биджанам ясья четаси самбхавах васудеваика-нилаях са ваи бхагаватоттамах
«Семя похотливых желаний не может принести плод в сердце того, кто утвердился в служении Всевышнему Господу и обрел полное умиротворение, укрывшись у стоплотосов Господа. Такой человек считается прадхана вайш-навом, или лучшим среди преданных Господа».
|
на ясья джанма-кармабхьям на варнашрама-джатибхих саджджате 'смин ахам-бхаво дехе ваи са харех приях
«Человек, не гордящийся своим материальным телом из кожи и плоти, несмотря на высокое аристократическое рождение в семье брахмана, а также своими благочестивыми поступками — раздачей и принятием милостыни и престижным положением в обществе варнашрамы — считается самым дорогим слугой Верховной Божественной Личности».
на ясья свах пара ити виттешв атмани ва бхида сарва-бхута-самах шантах са ваи бхагаватоттамах
«Кто не делит тело и богатство на «свое» и «чужое», кто равно относится ко всем живым существам, кто умиротворен — тот считается маха-бхагаватой».
три-бхувана-вибхава-хетаве 'пи акунтха-
смритир аджитатма-сурадибхир вимригьят
на чалати бхагават-падаравиндал лава-нимишардхам апи ях са ваишнавагрьях
«Тот, чей ум не отвлекается от стоп-лотосов Кришны ни на мгновение, даже если он получает возможность править вселенной и наслаждаться ее богатствами, к чему стремятся полубоги, чьи сердца посвящены Господу Аджите, должен считаться вайшнава-прадханой, лучшим среди вайшнавов».
бхагавата уру-викрамангхри-шакха-накха-мани-чандрикая нираста-тапе хриди катхам упасидатам пунах са прабхавати чандра иводите рка-тапах
«Прохладные лучи луны не причиняют боли человеку, пострадавшему от палящего солнца. Так как же может огонь материальных страданий вновь обжечь сердце человека, уже охлажденное лучами, исходящими от подобных драгоценным камням ногтей непобедимых стоп-лотосов Всевышнего? Такой человек — маха-бхагавата».
висриджати хридаям на ясья сакшад дхарир авашабхихито 'пи агхаугха-нашах праная-расаная дхритангхри-падмах са бхавати бхагавата-прадхана уктах
«Если человек даже ненамеренно произнесет имена Господа Хари, все его греховные реакции будут уничтожены. Всевышний Господь Хари никогда не покидает сердца того, кто связал лотосы Его стоп своей любовью. Этот человек — маха-бхагавата, самый возвышенный преданный Господа».
Классификация вайшнавов, приводимая в «Брахма-вайварта-пуране» (Кришна-джанма-кханда, гл. 84), не похожа на классификацию, принятую в системе панчарат-рика.
«Брахма-вайварта-пурана» так описывает признаки возвышенных преданных:
трина-шаяя-рато бхакто ман-нама-гуна-киртишу мано нивешает тьяктва самсара-сукха-каранам
дхьяяте мат-падабджам ча пуджаед бхакти-бхаватах сарва-сиддхам на ванчанти те 'нимадикам ипситам
брахматвам амаратвам ва суратвам сукха-каранам дасьям вина на хиччханти салокъяди-чатуштаям
наива нирвана-муктим ча судха-панам абхипситам ванчати нишчалам бхактим мадиям атулам апи
стри-пум-вибхедо настй эвам сарва-дживешв абхинната кшут-пипасадикам нидрам лобха-мохадикамрипум
тьяктва дива-нишам мам ча дхьяяте ча диг-амбарах
«Мои преданные отказываются от источников материального удовольствия, спят на соломенных подстилках, занимают свой ум прославлением Моих имен и качеств и в сердце своем с преданностью поклоняются Моим стопам-лотосам. Они не жаждут мистических совершенств, подобных аниме. Они не желают счастья небожителей или даже Господа Брахмы. Они откажутся и от возможности жить со Мною на одной планете, если там у них не будет возможности служить Мне. Не хотят они ни освобождения нирваны, ни нектара. Мои преданные молятся только о несравненном и непрестанном преданном служении Моим стопам. Они не делают различий между мужчинами и женщинами, они равно относятся ко всем живым существам. Освобождаясь от врагов, во главе которых стоят голод, жажда, сон, жадность и заблуждение, они не носят одежд и размышляют обо Мне день и ночь. Таковы признаки уттама-вайшнавов». Признаки среднего вайшнава:
насактах кармасу грихи пурва-практанатах шучих кароти сататам чаива пурва-карма-никринтанам
на кароти апарам ятнат санкалпа-рахиташ ча сох сарвам кришнасья ят кинчин нахам карта ча карманах
кармана манаса вача сататам чинтаед итй
«Мадхъяма-адхикари уже очищен своими благочестивыми деяниями в предыдущей жизни и, хотя живет дома, остается отрешенным. Вся его деятельность лишь помогает свести на нет последствия его былых деяний. Он лишен материальных желаний и тщательно избегает накопления новых кармических реакций. В мыслях его, словах и делах проявляется убежденность в том, что "все принадлежит Кришне, и деятель — не я"».
Признаки новообращенного вайшнава:
ньюна-бхакташ ча тан-ньюнах са ча пракритиках шрутау ямам ва яма-дутом ва свапне са ча на пашьяти
пурушанам сахасрам ча пурва-бхактах самуддхарет пумсам шатам мадхьямам ча тач чатуртхам ча пракритах
«Каништха-адхикари ниже, чем мадхъяма-адхикари. Даже слушая рассказы о Господе Хари, он не свободен от материалистических предрассудков, но к нему, однако, уже не являются во снах ни Ямараджа, ни его слуги. Уттама-адхикари способен освободить тысячу поколений своих предков, мадхъяма-адхикари способен освободить сотню поколений, а каништха-адхикари — только четыре».
Хотя у панчаратрика-вайшнавов встречается иногда подобие косвенного преданного служения, они тоже постепенно придут на уровень уттама-адхикари. С точки зрения «Шримад-Бхагаватам», приемлемо только такое преданное служение, которое чисто, беспримесно и не осквернено материальными желаниями. Хотя последователи Панчаратр тоже используют слово «беспримесный» — акантика — для описания своего преданного служения, но из-за того, что в своем поклонении они прибегают к помощи кармы и гъяны, их метод нельзя сравнить с чистым преданным служением, проповедуемым Шри Чайтаньячандрой.
Шримад Баладева Видьябхушана Прабху, известный как ведантачаръя гаудия-вайшнавов, комментируя «Татт-ва-сандарбху» Шри Дживы Госвами, указал на четыре особенности, которыми отличаются южноиндийские последователи Мадхвачарьи:
бхактанам випранам эва мокшах, девах бхактешу мукхъях, виринчасъяива саюджъям, лакшмъя джива-котитвам итй эвам мата-вишешах дакшинади-дешети тена гауде 'пимадхавендрадаяс тадупашишъях катичид бабхувур итй артхах
Шри Видьябхушана Прабху обнаружил в философии Мадхвачарьи четыре утверждения, которые для гаудия-вайшнавов совершенно неприемлемы: 1) только предан-нът-брахман достоин освобождения; 2) боги — лучшие среди преданных; 3) Господь Брахма обретает саюджъя мукти (растворение в Брахмане); 4) Лакшми Деви относится к категории джив. Все же Шри Мадхавендра Пури и несколько других бенгальцев стали последователями учения Мадхвачарьи о према-бхакти.
Шри Джива Госвамипада упоминает имена Шри Вид-жайадхваджи и Вьяса Тиртхи, бывших в числе южноиндийских учеников Шри Мадхвачарьи в школе таттвава-да. Он говорит, что все гаудия-вайшнавы — от Шрипады Джаятиртхи до Шри Мадхавендры Пурипады — стояли в линии према-бхакти. В середине пятнадцатого века явились Видьядхираджа, ученик Шрипады Джаятиртхи,
Раджендра Тиртха, ученик Видьядхираджи, и его ученик, Виджаядхваджа. Ученик Виджаядхваджи, Пурушоттама, имел ученика по имени Субрахманья, чьим учеником был Вьяса Тиртха. Вьяса Тиртха жил с 1548 по 1598 год и был, следовательно, современником Шри Лживы Госвами.
Таттвавада, или система панчаратрика, по мнению Шримана Махапрабху, неприемлема. Он учил пути бхага-вата-марги. Когда Шри Гаурасундара, Повелитель Голоки, которому поклоняются во всех четырнадцати мирах, в 1511 году посетил главную матху в деревне Удупи в районе Мангалора, руководителем этой матхи был Шри Раг-хуварья Тиртха. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, гл. 9) приводится описание этого визита:
таттвавади ачарья — саба шастрете правина танре прашна кайла прабху хана ена дина
«Главный ачарья общины таттвавада был сведущ в Писаниях. Шри Чайтанья Махапрабху смиренно обратился к нему с вопросом.
садхья-садхана ами на джани бхала-мате садхья-садхана-шрештха джанаха амате
«Чайтанья Махапрабху сказал: "Я не знаю ни цели жизни, ни того, как достичь ее. Пожалуйста, поведай мне о высших человеческих идеалах и о том, как достичь их"».
ачарья кахе, — «варнашрама-дхарма, Кришне самарпана» эихайа кришна-бхактера шрештха «садхана»
«Ачарья ответил: "Когда все деяния четырех каст и четырех ашрамов посвящены Кришне, они являются лучшим средством для достижения высшей цели жизни"».
панча-видха мукти пана ваикунтхе гамана садхья-шрештха хайа, — эи шастра-нирупана
«Человек, исполняющий обязанности, налагаемые варна-шрама-дхармой, ради Кришны, достоин пяти видов освобождения. Так он переносится в духовный мир, на Вай-кунтху. Такова высшая цель жизни и утверждение всех богооткровенных Писаний».
прабху кахе, — шастре кахе шравана-киртана кришна-према-сева-пхалера парама-садхана
«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Но шастры утверждают, что метод слушания и повторения — наилучшее средство достижения любовного служения Кришне"».
шраван-киртана ха-ите Кришне хайа према сеи панчама пурушартха — пурушартхера сима
«Когда, исполняя девять видов практики, начиная со слушания и повторения, человек возвышается до любовного служения Господу Кришне, он достигает пятого уровня успеха и конечного смысла человеческой жизни».
карма-нинда, карма-тьяга, сарва-шастре кахе карма хайте према-бхакти Кришне кабху нахе
«Любое боговдохновенное Писание порицает корыстную деятельность. Повсюду находим мы совет отказаться от корыстных поступков: ведь, совершая их, никто не достигает высшей цели жизни — любви к Богу».
паннча-видха мукти тьяга каре бхакта-гана пхалгу кари'мукти декхе наракера сама
«Чистые преданные отвергают пять видов освобождения. На самом деле в их глазах освобождение вообще не имеет никакой ценности — для них оно подобно аду».
мукти, карма — дуй васту тьядже бхакта-гана сеи дуй стхапа' туми садхья, садхана
«Преданные отказываются как от освобождения, так и от деятельности ради ее плодов. Ты же утверждаешь, что эти вещи являются целью жизни и методом ее достижения».
прабху кахе, — карми, гьни, — дуй бхакти-хина томара сампрадайе декхи сеи дуй чихна
«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "И корыстный труженик, и мыслитель-философ считаются непреданными. А мы видим в твоей сампрадае и тех, и других"».
Далее, в Антья-лиле, в пятой главе (83— 87) говорится:
ара эка свабхава гаурера шуна, бхакта-гана аишварья-свабхава гудха каре пракатана
«Вот еще одно качество Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. О преданные, слушайте внимательно, как Господь проявляет Свои достояние и нрав, хотя они исключительно глубоки».
санньяси пандита-ганера карите гарва наша нича-шудра-двара карена дхармера пракаша
«Чтобы уничтожить ложную гордость так называемых отшельников и ученых, Он распространяет истинные основы религии даже при помощи шудры, низкорожденного человека из четвертого сословия».
бхакти, према, таттва кахе райе кари' вакта апани прадьюмна-мишра-саха хайа шрота
«Шри Чайтанья Махапрабху проповедует преданное служение, экстатическую любовь и абсолютную истину устами Рамананды Рая, низкородного грихастхи. Сам Шри Чайтанья Махапрабху, возвышенный брахман-саннъяси, и Прадьюмна Мишра, брахман, прошедший очищение, становятся слушателями Рамананды Рая».
харидаса-двара нама-махатмья-пракаша санатана-двара бхакти-сиддханта-виласа
«Шри Чайтанья Махапрабху явил славу святого имени Господа через Харидаса Тхакура, магометанина по рождению. Он передал суть преданного служения через Саната-ну Госвами, который был практически обращен в мусульманство».
шри-рупа-двара враджера према-раса-лила ке буджхите паре гамбхира чаитаньера кхела?
«Господь также полностью проявил восторженную любовь и неземные игры Вриндаваны через Шрилу Рупу Госвами. Кто может постичь глубину замысла Господа Шри Чайтаньи Махапрабху?»
Не только сампрадая-ачаръи ошибаются, уравнивая принципы карма-канды, вроде варнашрамы, с принципами преданного служения, такими как слушание и повторение, — существуют сампрадаи непреданных, противопоставляющих себя преданному служению, которые, однако, считают собственные заблуждения и разные ухищрения, привязывающие их к материальному существованию, вай-шнавской практикой. Хотя такие люди и называют себя вайшнавами, настоящие вайшнавы, свободные от материальных обозначений, знают об их глубокой привязанности к материальным обозначениям. В «Бхакти-сандарбхе» Шри Лжива Госвами Прабхупада процитировал несколько источников, чтобы описать некоторые категории подобных «вайшнавов».
сканде —
дхармартхам дживитам йешам сантанартхам чамаитхунам пачанам випра-мукхьяртхам гьеяс те ваишнава нарах
вишну пуране —
на чалати ниджа-варна-дхармато ях сама-матир атма-сухрит-випакша-пакше
на харати на ча ханти кинчидуччаих стхита-манасам там авехи вишну-бхактам
падме —
дживитам ясья дхармартхе дхармо харй-артха эва ча ахо-ратрани пуньяртхам тамманье ваишнавам джанам
брихан-нарадие —
шиве ча парамешане вишнау ча параматмани сама-буддхья правартанте те ваи бхагаватоттамах
«В «Сканда-пуране» говорится: "По мнению корыстных тружеников, вайшнавы — это те, кто посвятил свою жизнь следованию религиозным заповедям, кто вступает в половые отношения только для зачатия детей и кто готовит пищу только для того, чтобы удовлетворить лучших из брахманов".
В «Вишну-пуране» говорится: иВайшнав — это тот, кто считает, что его поступки являются исполнением приказа Господа Вишну. Тот, кто не отклоняется от принципов своих варны и ашрама, кто равно относится к друзьям и врагам, кто ничего не разрушает и никогда не ворует — такой рассудительный человек является преданным Вишну".
В «Падма-пуране» описывается, как можно стать вайш-навом, предлагая плоды своей кармы Господу "Тот, чья жизнь посвящена следованию религиозным принципам, а религиозные принципы посвящены удовольствию Всевышнего Господа, тот, кто день и ночь накапливает благие дела, известен как вайшнав".
Признакиуттама-адхикари, как их представляют себе шиваиты, приводятся в «Брихан-нарадия-пуране»: "Те, кто считают Господа Шиву, предводителя богов, равным Господу Вишну, Сверхдуше, считаются маха-бхагаватами"».
Другие утверждения, подобные этим, в изобилии рассыпаны по множеству трактатов, предназначенных для псевдопреданных и тех преданных, которым неизвестно, как применять принципы преданного служения в жизни. По сути, все, что не является беспримесным преданным служением, любая деятельность в этом материальном мире, попадает в разряд либо нечистого преданного служения, либо корыстной деятельности, совершаемой из желания насладиться ее результатом. Все разновидности такой деятельности подвержены переменам, временны и достойны презрения. Все попытки карми, гъяни и любителей наслаждения объявить превосходными ими же придуманные качества вайшнавов и преданного служения на самом деле просто ненаучны, необоснованны, являются результатом невежества и весьма далеки от чистого преданного служения.
В этой связи естественно вспомнить утверждения, сделанные Верховной Личностью, Богом, очищающим весь мир, Шри Махапрабху, во время беседы об истинной сущности Шри Вишнупады Прабхувары Шримад Рагхунатха даса Госвами, который был сокровищем сердца Махапрабху и вместилищем неземных достоинств. Эти утверждения приводятся в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, гл. 6,197-199):
томара бапа-джьетха — вишая-виштха-гартера кида сукха кари'мане вишая-вишерамаха-пида
ядьяди брахманья каре брахманера сахая шуддха-ваишнава нахе, хайе ваишнавера прая
татхапи вишаера свабхава — каре маха-андха сеи карма-карая, яте хайа бхава-бандха
«Мой дорогой Рагхунатха дас, твой отец и его старший брат похожи на навозных червей в канаве материального наслаждения, поскольку болезнь, вызванную ядом материального существования, они считают счастьем. Хотя твой отец и твой дядя дают милостыню брахманам и всячески помогают им, они все же не являются чистыми вай-шнавами. Однако они почти подобны вайшнавам. Люди, привязанные к материалистическому образу жизни и слепые в духовном отношении, вынуждены действовать так, что вследствие своих поступков и их результатов оказываются в оковах повторяющихся рождений и смертей».
Пытаясь разобраться в том, кто есть вайшнав, многие люди часто принимают за вайшнава того, кто им почти стал. Материалисты и карми не входят в число чистых вайшнавов. Видя их мирские устремления, великие люди, сведущие в Писаниях преданности, называют их вайшнава-прая, то есть «почти вайшнавами», не совершая ошибки и не считая их настоящими вайшнавами. Поскольку мы предполагаем обсудить поведение и взаимоотношения вайшнавов в отдельной главе, сейчас на этом останавливаться не будем.
Рассмотрев вайшнавов различного уровня, мы можем теперь различить степени вайшнавизма. Когда человек расстается с образом мысли материалиста, отрекается от концепций неограниченного чувственного удовлетворения, кармы и гъяны, и развивает в себе влечение к Кришне, это называется чистым преданным служением. Человек, в чьем сердце прочно укоренился этот принцип, является чистым преданным. Мы уже прославили подобных чистых преданных стихами «Шримад-Бхагаватам». Заключение, которое сформулировал в «Шри Упадешамрите» самый дорогой слуга Шри Махапрабху, Шри Шри Вишнупада Шримад Рупа Госвами Прабхупада, чье сердце неотлично от сердца Шри Махапрабху, должно быть принято как руководство к действию всеми чистыми вайшнавами:
кришнетиясья гири там манасадриета дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам шушрушая бхаджана-вигьям ананьям анья-ниндади-шунья-хридам ипсита-санга-лабдхья
«Преданному, повторяющему святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение в уме; следует почтительно кланяться тому, кто получил духовное посвящение (дик-шу) и занят поклонением Божеству; следует верно служить чистому, искусному в строгом преданном служении преданному, чье сердце полностью свободно от склонности порицать других, и общаться с ним».
Приводя в «Бхакти-сандарбхе» свидетельство Панчара-тра-агам, Шри Джива Госвами Прабху писал:
дивьям гьянам ято дадьят курьят папасья санкшаям тасмад дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих
«Дикша — это процесс, пробуждающий запредельное знание и уничтожающий все последствия греховной деятельности. Ученые люди, сведущие в науке богоданных Писаний, утверждают, что этот процесс называется дикшей».
Настоящий духовный учитель — это тот, кто дает мантру, кто вместо того, чтобы расширять материальные знания ученика, развивает его духовно; кто способен разрушить порочную склонность ученика к совершению греховных поступков. Ищущие прибежища у такого духовного учителя получают у него посвящение. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 3.240-241) приводятся наставления, данные царем преданных, Намачарьей Шри Тхакуром Харидасой явившейся к нему Майядеви:
санкхья-нама-санкиртана — эи маха-ягья манье тахате дикшита ами ха-и прати-дине
яват киртана самапта нахе, на кари анья кома киртана самапта хайле, хайа дикшара вишрама
«Я принял посвящение и дал обет ежедневно совершать великое жертвоприношение, произнося святое имя определенное количество раз. Пока обет повторения остается неисполненным, мне не хочется ничего другого. Когда я закончу повторение имен, тогда у меня будет возможность делать все, что угодно».
Пока человек не станет настоящим жрецом в жертвоприношении повторения святых имен, имя Кришны не проявит себя. Хотя Тхакур Харидас Прабху не был потомственным, т.е. ведическим брахманом, он обрел положение достойного посвященного брахмана:
коти-нама-грахана-ягья кари эка-масе эи дикша кариячхи, хайла аси' шеше
«Я принял обет произносить ежемесячно десять миллионов имен. Сейчас он близок к завершению».
Мадхъяма-адхикари должен в уме выражать почтение каништха-адхикари, получившему должное посвящение и занятому повторением святых имен Кришны. Тот, кто преодолел стадию каништха-адхикары посредством повторения святых имен и поклоняется Всевышнему Господу, обладая духовным сознанием, называется мадхъяма-адхикари, и ему должно почтительно кланяться и следовать его наставлениям. Тот, кто, пребывая в трансцендентном духовном сознании, непрерывно служит Кришне, не противится Хари ни в чем и не порицает при этом даже тех, кто завидует Хари, — маха-бхагавата, и ему следует служить с глубоким убеждением, что его общество является наиболее желаемым.
У вайшнава, чья жизнь складывается успешно благодаря посвящению, отсутствует ложное эго. В этой связи Шри Джива Госвами Прабху цитирует следующие стихи из «Падма-пураны»:
аханкритир ма-карах сьян на-карас тан нишедхаках тасмат ту намаса кшетри- сватантрьям пратишидхьяте
бхагават-паратантро 'cay тадаятатма-дживанах тасмат сва-самартхья-видхим тьяджет сарвам ашешатах
ишварасья ту самардхьят налабхьям тасья видьяте
тасмин ньяста-бхарах шете тат-камаива самачарет
«Святые имена Господа являются Самим Богом, Верховной Личностью. Когда к именам Господа добавляется слово «на-мах», это означает подчинение себя Господу, и такое словосочетание называется мантрой. Слог «ма» обозначает материальное эго, а слог «на» — его отрицание. Итак, слово «намах» используется для выражения отвержения своего ложного эго из почтения к Господу. Живое существо, владеющее «полем» материального тела и являющееся поэтому «владельцем поля», называется дживой. Когда живое существо произносит слово «намах», его независимость, вызванная погруженностью в материю, сходит на нет.
Вайшнав, преданный Господа, полностью подчинен Ему, то есть вся его жизнь посвящена Богу. Поэтому вайш-наву лучше расстаться со своими независимыми устремлениями и выдуманными формальностями.
По безграничному могуществу Бога для Его преданных не существует ничего недостижимого. Преданным следует во всем полагаться на Бога и должным образом служить Ему».
Шастры обязывают нас принимать посвящение у достойного трансценденталиста, повторением мантр сделавшего свою жизнь совершенной. Невозможно получить запредельное знание от недостойного человека, связанного ложным эго в силу высокого рождения и жадности к деньгам. Поэтому те, кто желает себе добра, должны отвергнуть корыстных и гордых так называемых гуру и подобающим образом получить посвящение у гуру-вайшна-ва. Человек, ложное эго которого раздуто, а представления о жизни материальны, неизбежно будет завидовать возвышенным вайшнавам. Так называемого гуру, завидующего вайшнавам, надо отвергнуть, понимая, что он — непреданный. Если человек этого не сделает, он возьмет на себя грех и сойдет с пути преданности. Шри Лжива Госвами Прабху так учил преданных Господа развивать практику их преданного служения:
ваишнава-видвеши чет паритъяджъя эва, гурор апй авалиптасъе ти смаранат. тасья ваишнава-бхава-рахитъенаваишнаватая аваишнавопадиштена ити вачана-вишаятвач ча. ятхокта-лакшанасъя шри-гурор авидъяманатаям ту тасъяива маха-бхагаватасъяикасъя нитъя-севанам паромам шреях
«Если так называемый гуру завидует вайшнавам, то его следует отвергнуть, вспомнив стих гурор апй авалип-тасйа [3]
Подобный «гуру» не имеет достоинств вайшнава, он непреданный, поэтому его нельзя принимать духовнымучителем. Преданные, желающие духовного благополучия, должны распрощаться с подобными так называемыми гуру, понимая, что именно о них говорит стих аваишнавопа-диштена [4] При отсутствии истинного гуру-вайшнава, который бы соответствовал описанию, данному выше, нужно ради собственного блага постоянно служить маха-бхагавате».
Поносящие вайшнавов никогда не обретут преданности Господу Хари. Люди, не преданные Кришне, из-за своих греховных поступков не могут стать вишну-джанами. Вайшнавы должны общаться с теми, кто разделяет их взгляды, и проводить время в беседах о Господе и Его преданных. Иначе дурное общение заставит их позабыть свое истинное положение вишну-джан и возгордиться тем, что они богаты, образованны, родились брахманами и так далее.
Наставляя Шри Санатану, Шриман Махапрабху самолично назвал и объяснил две причины, по которым вайш-нав может утратить свое положение. Совершив любое из двух действий, упомянутых Махапрабху, невозможно оставаться хари-джаной. Когда человек прекращает корыстную деятельность, мирская гордость оставляет его в покое. Однако как брахман, не ведущий себя подобающим образом и лишенный необходимых брахманских качеств, становится шудрой или вообще теряет место в кастовой системе, так и хари-джана, прерывающий свое преданное служение и попадающий под влияние женщин из-за склонности к материальному, падает со своего уровня, утрачивает положение вайшнава и начинает думать, что важнее всего следовать принципам варнашрамы.