Крия-хинаш чамуркхаш ча сарва-дхарма-виварджитах нирдаях сарва-бхутешу випраш чандалаучьяте 10 глава




 

Два вида наставлений, содержащихся в Ведах

От своего ачаръи дваждырожденный ученик получает знание Вед и ведической литературы. Ведические книги дают два вида поучений. Первый описывает способы при­способиться к материальной природе, оставаясь в этом мире. Второй дает знание о вечных духовных предметах.

Если ачаръя придерживается преходящих религиоз­ных принципов, он будет учить своих подопечных мир­скому поклонению, например карме или гъяне. Но если ачаръя оказывается не смартой, а преданным, он будет преподавать ученикам самые сокровенные разделы Вед. Ученик, испытывающий склонность к материальным объектам и вследствие этого увлеченный материальным мировоззрением, будет, несмотря на получение от ачаръи ведического знания, считать целью человеческой жизни материальные обязанности домохозяина. Но если ачаръя — преданный, он учит бхагавата-дхарме, той части Вед, кото­рая называется «зрелым плодом древа познания» и помога­ет живым существам обрести вечную жизнь. Он учит разли­чию между вечной и временной жизнью. Влекомый унизительной жадностью или материальными удовольст­виями, ученик, завершив все формальности с ачаръей, воз­вращается домой, чтобы погрузиться в корыстную деятель­ность. Тот же, для кого материальные накопления бессмысленны, кто понимает, что они бесполезны для духа, — испытывает влечение к духовной жизни, и потому вместо возвращения домой принимает брихад-врату (целибат) или возвращается домой и получает духовное посвящение.

Посвящение и обязанности перед духовным учителем

Духовный ачаръя называется гуру. Давая посвящение, он дает живым существам третье рождение, вкладывая в них духовное знание. В третьем рождении человек раз­вивает духовность и освобождается от материального ми­ровоззрения. Мы уже упоминали о том, что вамша может расти не только через шаукра-джанму, или физическое рождение, но также и через савитра и дайкша джанму, то есть ведическое и духовное посвящения.

Отличия шаукра-джанмы от савитра и дайкша джанмы

Хотя жизнь с ачаръей или гу/гу-трансценденталистом отличается от простого продолжения рода, из-за подобия в преемственности все три линии называются вамшами, или династиями. В физическом рождении у сына развива­ется лишь ограниченное настроение служения своему от­цу, но среди получивших савитра или дайкша джанму, то есть ведическое или духовное посвящение, желание слу­жить ачаръе или духовному учителю, соответственно, сильнее. На пути преданного служения преемников оце­нивают по интенсивности их служения. Как сын врача не­обязательно наследует познания отца в медицине, и его знания в этой области скорее будут состоять лишь из соб­ственного опыта, точно так же и рождение в семье вайш-навского гуру само по себе не делает из человека ачаръи или духовного учителя. Ни в одной из шастр, ни в одной из духовных дисциплин нет принципа, согласно которо­му духовное лидерство должно передаваться на основе только шаукра-вамши, или кровного наследования. Лишь некоторые двуличные, себялюбивые, непреданные домо­хозяева поддерживают такую точку зрения.

Вамши тех гуру-саннъяси, что принадлежат к признан­ным сампрадаям, ограничены их ученической преемст­венностью. В «Падма-пуране» написано, что мантры, по­лученные из непризнанной ученической линии, не принесут никакой пользы.

 

Злые намерения мошеннических сампрадай

На свет появилось множество философий, задача кото­рых — обмануть глупцов, а обычные себялюбцы, обезумев­шие от материальной гордости, неспособны опровергнуть эти философии и восстановить истину. Псевдо-сампрадаи набрасывают на истину свой покров. Попадаясь в их ло­вушку, многие несчастные люди отклоняются от истины и вместо того, чтобы прогрессировать в духовной жизни, запутываются в сетях анартх. Если сын врача начинает лечить людей, не овладев медициной, если сын машинис­та начинает водить поезда, не зная принципа работы па­ровоза, если сын хорошего пловца, сам толком не умею­щий плавать, ведет на глубоководье людей, чтобы учить их плаванью — не трудно представить, к каким пагубным по­следствиям это приведет.

 

Заключение

Можно хвалиться рождением в потомственной динас­тии вайшнава, можно выставить на всеобщее обозрение бездыханный труп преданного служения, но пока мы не обретем твердой веры в служение Хари, мы будем лишь об­манывать себя и станем врагами общества. Ачъюта-готра не является шаукра-готрой, или телесной семьей, поэтому название вайшнава-вамша относится не только к кровным династиям. Духовные вайшнавы, принадлежащие кАчъю-та-готре, или семье Кришны, передают свой духовный ав­торитет только самым надежным ученикам. Недостойные потомки не смеют заявлять права на преемственность по­тому лишь, что они родились в определенной семье. И даже если им удастся захватить это положение, они не смогут от­стоять его. Это же справедливо и для династий Господа Вишну. Господь и Его преданные в определенные моменты времени являются в разных династиях материального ми­ра, и ничто не препятствует рождению в тех же самых ди­настиях демонов и непреданных. Сын Господа Вишну — не Господь Вишну, но вайшнав. Поэтому, начиная с третьего поколения, разница между потомком Вишну и потомком вайшнавов исчезает («Саджана-тошани», том 19, часть 7/8).

 

СМАРТА РАГХУНАНДАНА (Предисловие)

 

Рагхунандана — главный смарта Бенгалии

Многие дети, старики и женщины индусской арийской общины Бенгалии слышали имя Рагхунанданы. Но и те, кто не слышал, конечно же, заинтересуются его личнос­тью. Вкратце Рагхунандану можно охарактеризовать так: он — главный смарта Бенгалии.

 

Абсолютная Истина приходит свыше

Смарты — это те, кто знает смритщ поэтому естест­венно спросить, что такое смрити. Знание Высшей Исти­ны низошло от Повелителя Вайкунтхи в сердце Брахмы. Шри Нарада получил это знание от Господа Брахмы и пе­редал его Вьясадеве. Брахма описал Абсолютную Истину Нараде; Нарада описал ее Вьясадеве. Из рук в руки переда­валась Абсолютная Истина от Вьясы вниз по цепям учени­ческой преемственности истинных сампрадай.

 

Восходящий процесс потомственной преемственности мешает передаче Абсолютной Истины

От Брахмы пошли поколения мудрецов, основанные на кровном родстве. Их путь, питаемый материальным знанием, в отличие от пути преданных, на котором зна­ние передается сверху вниз через ученическую преем­ственность, превратился в восходящий процесс позна­ния. Эти мудрецы и три варны, подчиненные им, считают, что материальное знание приносит им благо, и поэтому на основе непосредственного восприятия выдвигают те или иные гипотезы, что препятствуют распространению нисходящего знания через ученичес­кую преемственность. Избравшие путь нисходящего знания достойны обрести Абсолютную Истину. Те же, кто поддерживает метод восходящего познания и при­няли как средство достижения неоспоримого предназ­начения этот внешний восходящий путь, всеми силами пытаются принизить славу Абсолютной Истины. В ре­зультате они, хотя и заявляют с гордостью о своей вере в Веды, на самом деле стремятся принизить их. Это со­вершенно очевидно.

 

Различие мнений присуще только восходящему процессу; в нисходящем процессе нет противо­речий, напротив — в нем проявляется полная гармония многообразия

Как только мудрецы начинают толковать Веды, иска­жая их истинный смысл, тут же в их заключениях возни­кают различия. На восходящем пути один мудрец вызы­вает на диспут другого и пытается убедить его в своей правоте. На нисходящем пути, однако, не увидишь по­добных побед и поражений. Все ощущаемое многообра­зие используется в служении недвойственной Божест­венной Личности; и никто не страдает ни гордостью, ни ненавистью к Хари.

Предсказание о тех, кто идет восходящим путем и не имеет веры в слова духовного учителя

Из уст истинного духовного учителя не услышишь ре­чей, независимых от шастры. Они вскормлены шастрой и полностью соответствуют ей. Благой восходящий путь, к которому иногда прибегают, чтобы понять Абсолютную Истину, подчинен нисходящему пути. Но когда нисходя­щим путем пренебрегают, адвая-гъяна, или знание не­двойственной субстанции, оказывается в большей или меньшей степени подавленным. Повсюду, где духовному учителю перестают оказывать должный почет, восходя­щий процесс в форме неповиновения духовному учителю немедленно создает извращенное мышление виварта-ва-да плпмайяваду — теорию иллюзии, исполненную гордо­сти и питаемую четырьмя недостатками, такими как со­вершение ошибок, заблуждение и так далее. Подобное болезненное состояние мышления неизбежно превраща­ется в источник распущенности.

 

Люди, пренебрегающие словами духовного учителя, не способны понять наставления Вед

Когда люди, пренебрегающие духовным учителем, предпринимают безумную попытку понять ведическую литературу самостоятельно, множество противоречивых мнений возникает в их созидании. Тем не менее, если эти умники перестанут гордиться своим благородным про­исхождением и утвердятся в истинном знании, последо­вав нисходящему процессу, они станут петь гимны «Са-ма-веды» точно так же, как они поют гимны «Риг-веды». Гордецы, погрязшие в телесных представлениях о жизни, недостойны слушать духовного учителя. Когда ученым удастся, наконец, смирить свою материальную гордость и они поселятся в гурукуле, чтобы изучать Веды, тогда они смогут, наконец, постичь смысл слушания и изучения Вед. Познание предмета на слух называется смрити, другими словами, познание предметов, преподаваемых в гурукуле устно посредством нисходящего процесса, и поступки, со­вершаемые на основе полученного в гурукуле знания, — это и есть исполнение смрити.

 

Смрити Рагхунанданы, следующего восходя­щим путем, наносят преданным вред

Правила и предписания, которые наш соотечественник Рагхунандана Бхаттачарья проповедовал как смрити, при­носящее благо тем, кто идет восходящим путем, оказыва­ются неприемлемыми для преданных. Мирские или обще­ственные смрити действительно могут принести людям какое-то благо, но тех, кто идет нисходящим путем, они уводят от цели и приводят к падению. Сведущие в литера­туре смрити смарты, следуя восходящим путем с его ко­дексом поведения, начинают создавать общины, которые лишь тормозят духовный прогресс. Преданные считают такие попытки препятствиями на пути духовной жизни.

 

Разница между смрити, направленными на материальное наслаждение, и смрити,

направленными на служение Богу

Смрити духовных людей и карми неодинаковы. Смар­ты и преданные рассматривают смрити, или учение Вед, на разных уровнях. Духовные люди говорят: лаукики ваидики вапи я крия криятемуне хари-севанукулаива са карья бхактим иччхата

Это означает, что все поступки бхакты предназначены для удовольствия Господа Хари. Любые виды обыденной деятельности, философствование и чувственное наслаж­дение, которыми поглощены сообщества людей, лишен­ных преданности Хари, являются лишь доказательством их стремления наслаждаться помимо Хари. Лишь те, кто жаждет вечно пребывать в царстве враждебности к Хари, не могут, несмотря на всю их искушенность в мирских предметах или в Ведах, понять важность служения Хари. Мнение таких смарт весьма отличается от мнения тех, кто следует путем бхакти. Между обыкновенными и ду­ховными смрити лежит пропасть.

 

Духовные смрити и мирские смрити никогда не сходятся во мнении; они различаются принципиально

С грубо-материальной точки зрения, может возник­нуть сильное желание найти между ними компромисс; но по зрелому размышлению разумный человек придет к выводу, что поиски такого компромисса лишь создают трудности в поклонении недвойственной Божественной Личности. Материальное знание обычно осквернено че­тырьмя недостатками обусловленной души — это несо­вершенные чувства, склонность обманывать, неизбеж­ность ошибки и обреченность впадать в заблуждение. Ведическая литература, однако, свободна от этих недо­статков. Предполагается, что смрити, соответствующие Ведам, тоже свободны от недостатков. Обыкновенное материалистическое мировоззрение не выходит за рам­ки корыстной деятельности живого существа и награж­дает своего обладателя соответствующими результатами. Но дела преданных вершатся не в сфере обыденной дея­тельности, предназначенной для усиления материально­го наслаждения. Поэтому ведическое знание или смысл Вед, услышанный из уст духовного учителя, не похож и на мирские смрити. Многие смарты, имеющие противопо­ложные точки зрения, были рождены в разные периоды времени и жили в разных местах. До тех пор, пока у души не проснется духовное восприятие, она все-таки будет считать смарт, следующих восходящему процессу, по­следователями ведической литературы, хотя и миряна­ми, или просто не желающими служить Хари; когда же она перерастает всегда неблагоприятную для преданно­го служения деятельность смарт, рожденных в разных местах в разное время, она становится приверженцем ду­ховных смрити в царстве преданного служения.

 

Современные так называемые вайшнавы, последователи Рагхунанданы, против гаудия-вайшнавов

Гениальный наш соотечественник Рагхунандана соста­вил несколько смрити и проповедовал их по всей Бенга-лии. Ныне образовалось даже общество отвергающих слу­жение Хари, основанное на принципах, почерпнутых из его проповеди. Более того, многие легкомысленные пре­данные следуют смрити Рагхунанданы, которые противо­речат вайшнавским принципам, и тем успешно искореня­ют в себе склонность к духовному. Эти люди хотят наслаждаться жизнью домохозяев и полагают, что учение смарты Рагхунанданы Бхаттачарьи — это особая часть поклонения Хари. Хотя члены этого духовного сообщест­ва называют себя гаудия-вайшнавами, они палец о палец не ударили, чтобы защитить честь «Хари-бхакти-виласы», написанной по благословению Шримана Махапрабху. Они не упускают любой возможности поступить соответ­ственно доктрине смарт, противоречащей учению Шри­мана Махапрабху. Так они накапливают вайшнава-апа-радхи, искореняют вечную истину и непрестанно возводят преграды на своем пути преданного служения Кришне.

 

Пагубное влияние Рагхунанданы на гаудия-вайшнавов

Среди индусского населения Бенгалии Рагхунандана занимает очень высокое положение, но в глазах предан­ных оно все равно основано на материализме. Вред, нане­сенный в разное время в различных частях Бенгалии Раг-хунанданой и его после дователямп-смартами, по сей день приносит свои плоды, четко проявленные в любом ритуальном обряде. Преданных, однако, не привлекают материальное уважение и престиж смарт — для них это было бы самоубийством.

 

Предупреждение гаудия-вайшнавам

Поэтому преданные смиренно доводят все вышеска­занное до сведения индусских сообществ Бенгалии, и осо­бенно до гаудия-вайшнавов. Сердца гаудия-вайшнавов не могут оставаться безучастными при виде того, как смар­ты терзают желанную цель их поклонения. Вайшнавы постепенно поймут, что ныне чистая вайшнавская дхар­ма, завещанная Шри Гаурасундарой, связана веревками смарты, тянущими человека прочь от Господа. О гаудия-вайшнавъй Не пренебрегайте духовной жизнью в надежде превзойти смарту Рагхунандану. Поймите его мотивы и забудьте его навсегда («Саджана-тошани», т. 24, ч. 5/6).

 

СМАРТА И ВАЙШНАВ

 

Преходящая природа житейских смрити и их результаты. Мирские смарты — люди,

стремящиеся к наслаждению чувств

Если душа считает себя материальным телом и умом и поэтому занимается разнообразной деятельностью, же­лая насладиться ее плодами, то это смарта. Правила и предписания смрити были составлены для того, чтобы держать в узде тех, кто не предан Господу или Его предан­ным и живет только ради удобств собственного тела. Стро­гие наставления смрити предназначены для того, чтобы свести к минимуму греховные склонности тех, кто посто­янно говорит неправду, мошенничает, ведет себя дурно, посягает на собственность других и прибегает к насилию ради достижения собственных целей. Поэтому требования смрити не являются вечными — они временны, или, иначе говоря, они предназначены для определенных целей. А вот духовная деятельность ради удовольствия Господа — вечна. В такой деятельности наслаждающимся является Всевыш­ний Господь, она исполняется ради Его удовлетворения, и так будет всегда. Среди двадцати восьми тем, описывае­мых смартой Рагхунанданой, такие предметы, как даябха-га (наследование), самскара (очистительные обряды), шуддхинирная (установление чистоты), праяшчитта (ис­купление грехов), шраддха (принесение прасада в качест­ве жертвы) и им подобные, предназначены для человечес­ких существ, желающих жить сто лет и при этом быть главными наслаждающимися. Здесь нет ни малейшего на­мека на науку самоосознания. По мнению самого Рагхунан-даны, поклонение Дурге, соблюдение экадаши и принесе­ние в жертву быков предназначены либо для материального удовлетворения, либо для достижения освобождения. Имен­но поэтому они и являются временными.

 

Преданные следуют изначальному правилу и изначальному запрету

Вайшнавы, полностью предавшиеся Господу, не зани­маются временной деятельностью. Они знают, что Все­вышний Господь — единственный, кто наслаждается всем сущим в мире, и потому, ради Его удовольствия, они пре­данно служат Ему. Им известно:

смартавъях сататам вишнур висмартавйо на джатучит capee видхи-нишедхах сьюр этайор эва кинкарах

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.113)

Следует постоянно помнить Господа Вишну — в этом со­стоит единственное правило; нельзя ни при каких обстоя­тельствах забывать о Нем — это единственный запрет. Все остальные правила и запреты основаны на этих изначаль­ных правиле и запрете. Постоянно помнить о Господе — это правило, никогда о Нем не забывать — это запрет (Из «Пад-ма-пураны»; цитировано по «Бхакти-расамрита-синдху»).

 

Вайшнавы служат Господу с любовью и преданностью

Вайшнавы — полностью предавшиеся Господу души, поэтому вся их деятельность предназначена для Его удов­летворения. Вайшнавы никому не завидуют, они реалис­ты, поскольку восстановили свои отношения с Господом. Они не стремятся иметь влияние в мире или подчинять се­бе других; они не жаждут славы, приобретаемой жертво­приношениями, медитацией, пением мантр, подвижни­чеством, похоронными обрядами, поклонением предкам, паломничествами или принесением в жертву Дурге жи­вотных; у них нет желания достичь райских планет. Более того, они не желают даже насладиться освобождением от оков рождения и смерти. Если у них есть возможность слу­жить Господу, они не будут возражать против того, чтобы рождаться миллионы раз или даже жить в аду. Именно об этом их единственная молитва. Доставлять радость Госпо­ду — цель их жизни.

 

Примеры отвратительного мировоззрения материалистов, введенных в заблуждение энергией иллюзии

В «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о том, как в древние времена поспорили из-за Аджамилы хари-джа-ны и пракрити-джаны. Тогда Ямараджа дал пракрити-джанам (ямадутам) такие наставления: «Что говорить о других, если даже такие великие личности, как Джайми-ни и Ману, имеющие мирское сознание, не могут правиль­но понять качества хари-джан. Разум людей одурманен цветистым языком Вед, а майя лишила их способности мыслить. Поэтому они прославляют сложные роскошные ритуалы, описанные в смрити». Поскольку они не отлича­ют себя от тела, то по логике камуках пашйанти камини-майам джагат, что значит «похотливому мужчине везде видятся женщины», они находят всевозможные недостатки даже в деятельности преданных вайшнавов; считают воду, омывшую стопы вайшнавов, обыкновенной водой. Они даже полагают, что если Господа Нараяны (шалаграмы) коснулся шудра, то Бога следует очистить пятью очищаю­щими веществами. Другими словами, они думают, что да­же Бог может быть осквернен, а затем очищен чем-нибудь вроде коровьего навоза. Они думают, что вайшнавы при­надлежат к какой-то касте, они считают маха-прасад обыкновенными рисом и долом, которые могут быть оск­вернены касанием, и верят, что утратят касту, если станут есть или предлагать Богу то, что было приготовлено их учениками. Они едят неотваренный рис amana, трижды в день принимают омовение; ходят, неестественно ставя ноги, чтобы не наступить на муравьев; носят шелковые дхоти; думают, что вайшнавы вынуждены пожинать пло­ды своей кармы; считают, что если человек не следует де­монической варнашраме, как заведено, ему придется за это поплатиться; считают, что религиозные принципы подчинены общественным условностям, и восхваляют свое безбожное общество. Более того, они считают все это преданным служением Господу.

 

Предавшаяся душа освобождается от греховных реакций; поступки, совершаемые из желания доставить удовольствие Господу, помогают прийти к чистому преданному служению

Господь лично сказал в «Шри Бхагавад-гите» (18. 66), которая есть жемчужина всех умозаключений:

сарва-дхарман паритьяджья мам эком шаранам враджа

ахам твам capea папебхйо мокшайишьями ма шучах

«Забудь о разнообразии варн и ашрамов и приди ко Мне. Я спасу тебя от всех последствий грехов, которые ты со­вершишь, не поступая так, как предписано варнам и аш­рамам».

Он также говорит и в Третьей Главе (313):

ягья-шишташинах санто мучьянте сарва-килбишаих бхунджате те те агхам папа е пачантй атма-каранат

«Преданные, вкушающие остатки пищи, предложенной Господу, освобождаются от последствий грехов, порожда­емых разнообразной мирской деятельностью, например пятью видами ягъи (панча-суна). А те, кто объявляют на­слаждающимися себя и усердствуют ради собственного наслаждения, воистину, вкушают лишь грех». Далее Он говорит в «Шри Гите» следующее:

ягьяртхат кармано 'ньятра локо 'ям карма-бандханах

«Поступки следует совершать ради Ягьи, или Всевышнего Господа Вишну, иначе они явятся причиной закабаления». Поступки, совершаемые ради Вишну, — и есть преданное служение. Постепенно они могут превратиться в чистое преданное служение.

Вот что сказано в «Нарада-панчаратре»:

сурарше вихита шастре харимуддишья я крия саива бхактир ити прокта тая бхактих пара бхавет

«О мудрец среди богов, Нарада, поступки, предписанные бо-гооткровенными Писаниями для удовлетворения Верхов­ной Божественной Личности, Господа Хари, называются заповедями бхакти (садхана-бхакти), соблюдая которые человек может прийти к высочайшей бхакти (преме)».

лаукики ваидики ваши я крия криятемуне хари-севанукулаива са карья бхактим иччхата

«Человек должен совершать только те поступки — неважно, предписаны ли они Ведами или являются мирскими, — ко­торые благоприятны для развития сознания Кришны». По­этому все поступки, совершаемые преданными ради удов­летворения Господа, не приносят греховных реакций и помогают человеку достичь чистого преданного служе­ния. А деятельность непреданных смарт предназначена лишь для их личного наслаждения, так что они просто грешники. Даже та деятельность, которую смарты счита­ют благочестивой, не свободна от греха. Например, вегета­рианство — благочестиво. Но когда корыстные труженики едят растительную пишу, они все равно совершают наси­лие по отношению к живым существам. Поскольку плоды и корнеплоды тоже живые, то собирающий и выкапываю­щий их совершает грех убийства. В то же время если пре­данный с любовью, согласно указаниям шастр предлагает плоды, коренья или воду Господу Хари, Господь с радостью их принимает. И когда преданные вкушают божественные остатки Его трапезы, никакой грех не может коснуться их.

 

Без поклонения Господу даже последователи варнашрамы не могут освободиться от греховных реакций

Утверждения одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» в переводе Шрилы Кавираджи Госвами Прабху приводятся в «Чайтанья-чаритамрите» в следующем виде (Мадхья, 22.26): чари варнашрами яди Кришна нахи бхадже свакарма карите се рауаве пади'мадже

«Последователи системы варнашрамы руководствуются сводом законов для четырех слоев общества (брахманов, кшатриев, вайший и шудр) и четырех духовных укладов (брахмачаръи, грихастхи, ванапрастхи и саннъясы). Од­нако, если человек исполняет законы этих укладов, но не совершает духовного служения Кришне, он падает в ад­ские условия материальной жизни». Причина этого в том, что любая деятельность, не являющаяся преданным слу­жением, предназначена для материального наслаждения и потому греховна. Только преданное служение Господу полностью свободно от грехов.

 

В служении Богу даже нерелигиозное становится религиозным

Всевышний Господь сказал:

ман нимиттам Критом папам апи дхармая калпате мам анадритья дхармо 'пи папам сьянмат прабхаватах

«Совершение грехов ради Меня также благочестиво. Но ес­ли человек занимается религиозной деятельностью, пре­небрегая Мной, Я превращаю его поступки в грехи». (Этот стих из «Падма-пураны» приводится в «Бхакти-сандарб-хе».) Здесь мы приведем в пример поведение великой лич­ности, предшествующего ачаръи в Рамануджа-сампрадае. Об этом пишет в своем комментарии к «Шримад-Бхагава­там» Шрила Джива Госвами. Давным-давно в Южной Ин­дии жил преданный Вишну по имени Тирумангай. С само­го своего детства он путешествовал по святым местам, чтобы служить Богу. Во время одного из таких паломни­честв его учениками стали четыре человека, обладавших мистическими совершенствами. Первого ученика звали Тарка-чудамани («Непревзойденный логик»), второго — Двара-унмочака («Отворяющий двери»), третьего — Чхая-граха, что означало, что любой, на кого падала его тень, те­рял возможность двигаться, а его четвертого ученика зва­ли Джалопаричара, что означало, что он может ходить по воде. Путешествуя со своими четырьмя учениками, Тиру-мангай как-то пришел в храм Шри Ранганатхи. Он увидел, что здание храма так обветшало, что вот-вот развалится, а крошечный дворик заставлен кожаной обувью. Храм скрывали густые заросли кустарника. Боясь тигров и ша­калов, служители приходили поклоняться Ранганатхе все­го лишь раз в день. Увидев это, Тирумангай Альвар одно­временно опечалился и разгневался. Он начал размышлять: «Материалисты, окруженные женщинами, ублажают свою похоть в роскошных дворцах, а Господь вселенной, царь царей, средоточие жизни каждого, вы­нужден жить в полуразвалившемся храме, презираемый всеми. Демоны грабят богатство Кришны». Но и у самого Тирумангая в кармане не было ни гроша, так что он не знал, что предпринять.

Тирумангай вместе с учениками стал ходить по домам богачей и просить подаяния. Но богачи, ослепленные сво­им богатством, вместо того, чтобы давать ему пожертвова­ния, называли его вором и гнали прочь. Некоторые насме­хались над ним, говоря: «Ну зачем садху деньги?!» Однако Тирумангай не отступал. Когда он увидел, что богачи кра­дут достояние Бога и наслаждаются им, он решил силой отобрать его у богатых воров и отдать на служение Господу.

Так, в конце концов, Тирумангай и его ученики стали разбойниками. Его первый ученик, Тарка-чудамани, опу­тывал материалистов сетями спора, его второй ученик, Двара-унмочака, открывал двери сокровищницы, его тре­тий ученик, Чхаяграха, лишал всех способности двигать­ся, а его четвертый ученик, Джалопаричара, входил во дворцы, окруженные рвами, и забирал сокровища.

Когда денег накопилось достаточно, Тирумангай со­брал лучших мастеров со всех концов страны и построил величественный семиэтажный храм. Однако сам Тиру­мангай готовил пишу раз в день и, предложив ее Господу, вкушал остатки. Он был совершенным преданным и слу­жил Богу всей душой. Так он занял своих учеников в служе­нии Всевышнему. Он был настоящий владеющий собой Госвами.

 

Настоящие примеры служения духовному учителю, служения Господу и исключительного смирения согласно представлениям преданных, или хари-джан

В глазах моралистов-сдшрга, вышеописанные поступ­ки Тирумангая Альвара — просто грабеж. Тирумангай стал главарем воров и учеников своих вдохновлял воровать ра­ди служения Господу. Но он занимался этим не ради собст­венного наслаждения или славы. Он понимал, что все бо­гатство принадлежит Нараяне, супругу Лакшми. Только благодаря иллюзии богачи наслаждаются роскошью, предназначенной для служения Богу, и воры — именно они. Поэтому, если сокровища не возвращаются Господу приемлемыми путями, их приходится возвращать любы­ми доступными средствами. По мнению хари-джан, преданных, воровство Тирумангая — проявление предан­ного служения и истинного смирения. Точно также и под­жог Ланки Хануманом — это преданное служение, служе­ние духовному учителю и проявление истинного смирения. Ведь во всех этих поступках нет и следа матери­ального наслаждения или стремления к освобождению. Деятельность, направленная на материальное наслажде­ние и освобождение, хотя и считается благочестивой, на самом деле таковой не является, ибо наслаждение Господа не является единственной ее причиной. Поэтому «Шри-мад-Бхагаватам» (32356) дает следующее наставление:

неха ят карма дхармая на вирагая калпате на тиртха-пада-севаяи дживанн апи мрито хи сох

«Тот, чья деятельность не способна возвысить его до рели­гиозной жизни; тот, чьи религиозные ритуалы не возвы­шают его до отречения от мира; тот, чья отрешенность не приводит его к преданному служению Верховной Божест­венной Личности, должен считаться мертвецом, хотя он и дышит» (Еженедельник «Гаудия», т. 2).

 

 

ВАЙШНАВА СМРИТИ

И корми, и гьяни — материалисты, а преданные — спиритуалисты

Шастры, руководствуясь которыми индийские арьяны ведут свои повседневные дела, обычно называют смрити-шастрами. Мирские труженики полагают, что если они следуют определенным правилам и предписаниям, то их религиозность в безопасности. Однако мыслители, жажду­щие освобождения, не принимают этих правил и предпи­саний. Напротив, гьяни, в соответствии со своими склонно­стями, испытывают безразличие к материальным наслаждениям, которое приводит их на путь отречения, и тогда они считают единственно подходящими для себя правила этого пути. Именно поэтому искушенные корыст­ные труженики называют себя материалистами, а отре­шенные имперсоналисты считают себя спиритуалистами. Но, зная о желании гьяни наслаждаться плодами своих по­ступков, преданные считают их такими же материалиста­ми, как и карми, а спиритуалистами называют только шан-та-вайшнавов. Любые поступки, совершаемые с желанием насладиться их результатом, в том числе и освобождением, попадают в категорию корыстной деятельности. Поэтому они представляют собой всего лишь мирские усилия лю­дей, преследующих только собственные интересы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: