Крия-хинаш чамуркхаш ча сарва-дхарма-виварджитах нирдаях сарва-бхутешу випраш чандалаучьяте 11 глава




 

Смрити трансцендентных преданных отличаются от смрити материалистов — карми и гьяни

Все, что делают преданные, предназначено для Криш­ны. Так как преданные не имеют материальных желаний,

в отличие от стоящих на более низкой ступени карми и гъяни, их деятельность совершенно не похожа на дея­тельность последних. Наставления смрити, предназна­ченные для управления материалистами, не касаются спи­ритуалистов. Это дает нам возможность говорить о различии между заповедями, предназначенными для не­преданных, и заповедями для преданных. Материалисты, желающие наслаждаться плодами своей кармы, и предан­ные, чьи материальные желания сожжены дотла, ни в коем случае не находятся на одном и том же уровне. Законы не­преданных предназначены для их собственного благопо­лучия, а законы преданных — для служения Кришне. Це­лью первых является исполнение собственных мирских желаний, целью вторых — служение надмирному Господу.

 

Вайгинавы принимают наставления «Харита-смрити» и Пуран

«Харита», входящая в число двадцати Дхарма-шастр, содержит правила, приемлемые для вайшнавов. Смарты принимают не только двадцать Дхарма-шастр, но также и правила, собранные в Пуранах. Вайшнавы также прини­мают необходимые предписания Пуран и Вед. В Индии и в других странах самые обычные смарты писали книги, посвященные смрити. Вайшнавы тоже, ради славы своих сампрадай, собрали и записали многочисленные свиде­тельства шастр — правила и предписания для вайшнавов.

 

«Шри Хари-бхакти-виласа», двадцать восемь принципов и другие смрити

По указанию Шримана Махапрабху и в полном соот­ветствии с признанными шастрами Шри Санатана Госва­ми составил для бенгальских вайшнавов «Шри Хари-бхак-ти-виласу». Законченный вид этому трактату придал Шри Гопала Бхатта Госвами. Лет пятьдесят спустя Шри Рагху-нандана Бхаттачарья из Бандьягхаты (Бенгалия) написал несколько работ, получивших название «Ашта-вимшати-таттва», которые должны были стать руководством для смарт в их мирских делах. Содержание этих работ расхо­дится с основами «Хари-бхакти-виласы». Вообще, в раз­личных частях Индии было написано немало книг - смри­ти, предназначавшихся для местного использования.

 

Хотя основы смрити не изменяются, выводимые из них заключения находятся в зависимости от стремления автора этих заключений либо служить Кришне, либо наслаждаться материей

Теперь в умах множества людей может возникнуть во­прос: если основа у всех смрити одна, то почему же выво­димые из нее правила настолько разнятся? Отвечая на не­го, скажем: авторы вайшнавских смрити — слуги Господа, а авторы смрити, предназначенных для любителей на­слаждения чувств, — сами любители наслаждений. У мате­риалистов нет ни веры в служение Господу, ни стремления служить. Поэтому ждать от них беспристрастных выводов не приходится.

 

Следуя системе смарта, невозможно стать ватиновом

Хотя индусские общины вынуждены следовать настав­лениям обыкновенных смарт, чистые преданные, также принадлежащие к индусскому обществу не обязаны сле­довать смрити материалистов. В обществе преданных не­возможно следовать одновременно и наставлениям вайш-навских смрити, и правилам мирских смарт. Это было бы признаком слабости и глупости. Когда под влиянием при­обретенного знания преданные-домохозяева смогут по­нять собственную, вайшнавскую, литературу и осознают величие своего положения, им больше не придется зави­сеть от других. Преданные должны жить в семье Кришны, руководствуясь вайшнавским смрити. Тогда безбожные смарты не смогут управлять ими.

 

Наставление вайшнавским общинам современности

Если преданные-вайшнавы будут строить свою жизнь согласно наставлениям духовного учителя, то в мире не будет места беспорядку. Порой обыкновенные смарты принимают преданное служение Вишну в штыки, доказы­вая тем самым собственную глупость. Подобная узость со­знания отнюдь не является признаком великодушия. На­ше время — эпоха Кали, поэтому чистое знание вайшнавов ставится в один ряд с бессмысленными аргу­ментами бездарных умников. Все это — лишь признак без­различия к Абсолютной Истине. Не подобает великим вай-шнавам склоняться перед смартами, лишенными духовного опыта и находящимися под влиянием мирских обычаев. Вайшнавы должны строго следовать вайшнав­ским смрити — в этом и состоит наша особая просьба («Саджана-тошани», т. 18, ч. 2).

 

 

ВАЙШНАВСКИЕ И НЕВАЙШНАВСКИЕ СМРИТИ

 

Две разновидности смрити — вайшнавские и невайшнавские. Соображения по поводу невайшнавских смрити

Смрити-шастра — это книга, содержащая различные правила и предписания, почерпнутые из религиозных трактатов (Дхарма-шастр), и предназначенная для регу­лирования повседневной деятельности живых существ. Существует две разновидности смрити-шастр: одни для преданных, а другие для непреданных. Не замечая духов­ной стороны дела, непреданные смарты собрали в своих смрити множество далеких от преданности правил и предписаний — для того только, чтобы защитить мир­ской общественный порядок, дав таким образом жизнь безбожному обществу. В этом безбожном обществе только люди, отличающиеся склонностью ко Всевышнему Госпо­ду, не следуют правилам и предписаниям смарт. Хотя ко­личественный перевес на стороне людей, отвратившихся от Господа, они все равно не могут подчинить себе тех, кто стремится к Богу. Обыкновенные смарты заявляют, что если человек просто следует безжизненным наставлениям шастр, не принимая преданного служения, он прославит­ся своим благочестием. Но преданные не могут согласить­ся с такими людьми.

 

Мнение смарты Рагхунанданы и «Шри Хари-бхакти-виласа»

В одной шастре может содержаться несколько ко­дексов поведения, каждый из которых предназначен для людей со вполне определенными склонностями. Шри Рагхунандана и другие смарты, опытные в мирских де­лах, во многих своих работах упоминают о том, что для вайшнавов существуют отдельные правила. А спиритуа-лпсты-смарты заключили, что далекие от преданности выводы смрити, упоминаемые в «Шри Хари-бхакти-ви-ласе», не предназначены для того, чтобы вайшнавы им следовали.

 

Популярность невайшнавских смрити можно объяснить только ненавистью к Господу

Так как безбожие весьма прочно укоренилось в обще­ственном мнении, вайшнавские смрити зачастую не встречают должного почтения. Только члены общества глупцов могут полагать, что раз вайшнавские смрити не получают повсеместной поддержки, то они бесполезны. Когда люди начинают считать себя непреданными и от­вращаются от Бога, им уже не вырваться из безбожного общества, потому что они боятся нападок со стороны не­преданных смарт. Получить посвящение у вайшнавского ачаръи и одновременно с этим лизать пятки смартам вро­де Рагхунанданы — это их семейная традиция. Но единст­венная причина их падения состоит в забвении собствен­ной сущности.

Вайшнавы, получившие посвящение, должны изучать вайшнавские смрити

Когда посвященный вайшнав увидит, что жизнь без­божного общества уводит его от духовной жизни, и почув­ствует необходимость просить непреданных повернуться к Кришне лицом, тогда он начнет изучать вайшнавские смрити. До тех пор, пока человек не встанет на духовный путь, он будет считать, что подчиняться мирским смри­ти — это и есть выполнять религиозные заповеди. Но если он решительно настроен следовать по стопам духовного учителя, то он научится чтить вайшнавские смрити и при­несет благо всему обществу.

 

Даже многие гаудия-вайшнавы не почитают «Шри Хари-бхакти-виласу»

Увы, как это ни прискорбно! Сегодня в обществе гау-дия-вайшнавов не найти почтения к вайшнавской смри­ти, автором которой был Шри Санатана, а вдохновите­лем — Шриман Махапрабху! Мы считаем себя слугами вайшнавов, однако, не уважая вайшнавские смрити, по­зорим собственную линию! А тех, кто пытается вернуть к жизни практику вайшнавских смрити, мы почитаем за врагов!

 

Классический труд Шри Гопалы Бхатты Госвами «Сат-крия-сара-дипика». Бхактивинода Тхакур проповедует

«Сат-крия-сара-дипику»

«Сат-крия-сара-дипика», книга Шрилы Гопалы Бхатты Госвами по ведическому методу, появилась в обществе гаудия-вайшнавов за сотни лет до смарты Рагхунанданы. Однако с тех пор и до нынешних времен из-за недостатка ачарий эта книга пылилась на полке и была неизвестна вайшнавам. Обществу гаудия-вайшнавов не хватит и ты­сячи лет, чтобы воздать должное Бхактивиноде Тхакуру за то, что он, по воле Шри Гаурасундары, проповедовал эту книгу среди преданных, удовлетворив тем самым их на­сущную потребность. Выполняя желание Шри Гаурасунда­ры, гаудия-вайшнавы с готовностью примут принципы этой вайшнавской смрити, чтобы сберечь свою чистоту.

 

Наставления преданным Шри Гауры и их последователям петь и повторять святые имена Бога, оставаясь в чистой варнашраме

Ко времени нисхождения в этот мир Шри Шри Гаура­сундары индусская община Бенгалии пребывала в весьма жалком состоянии. А поскольку Он проповедовал духов­ность и повторение святых имен Хари, безбожное общест­во не преминуло противостоять Ему. В наше время предан­ные Шри Гауранги и их последователи должны занимать подобающее место в варнашраме и продолжать петь и по­вторять святые имена Господа Хари.

 

Если безбожные смарты будут отвергнуты, то можно будет ввести в практику вайшнавские смрити

Если жизнь общества не связана с Хари, то живые су­щества, склонные из-за своих анартх отвергать Бога, погружаются в материю. Если же общество в любой сво­ей деятельности будет осуждать богоненавистничество и поощрять служение Господу, если чистая варнашрама-дхарма будет повсеместно восстановлена, то скоро, к на­шей радости, мы увидим и почитание вайшнавских смрити.

 

Человек, который внешне кажется преданным Хари, но внутренне является смартой,

никогда не станет чистым вайшнавом

Если мы будем считать себя преданными Хари, остава­ясь безбожниками во всех наших поступках и сердцем по­читая мирские смрити, нам никогда не удастся стать не­лицемерными слугами вайшнавов. До тех пор, пока мы не станем истинными вайшнавами, мы не получим милость Господа и не утвердим основы чистой варнашрамы. Прин­ципы непорочных, подобных лебедям вайшнавов, возвы­шающиеся над системой варнашрамы, не найдут себе ме­ста в варнашраме искаженной — вот о чем следует задуматься ученым людям.

 

Равно вести себя внутренне и внешне

«Быть внутренне сосредоточенным, внешне исполняя мирские обязанности». Не следует искажать истинное зна­чение этого утверждения ради оправдания внутренней ве­ры в принципы оскверненной варнашрамы. Для тех, кто с чистым сердцем нашел приют в преданном служении Господу, Шри Рупапада цитирует в «Бхакти-расамрита-синдху» следующий стих из «Нарада-панчаратры»:

лаукики ваидики вапи я крия криятемуне хари-севанукулаива са карья бхактим иччхата

«Люди, желающие построить свою жизнь таким образом, чтобы она способствовала развитию преданного служе­ния, должны совершать такие мирские и ведические по­ступки, которые благоприятствуют их служению Хари. Все, что они предпринимают в этом мире, не должно про­тиворечить внутренней вере вайшнавов».

 

Кастовые Госвами и их ученики не утвердились в принципах чистой варнашрамы, поэтому у них нет вайшнавских качеств

Если бы сегодня ачарьи и их последователи из общин га-удия-вайшнавов твердо следовали принципам чистой вар­нашрамы, благоприятным для преданного служения, то вну­тренняя вера преданных Господа не находилась бы под угрозой. Вайшнавы, внутренне утвердившиеся в истине, с большим беспокойством наблюдают за поведением безбож­ного общества и готовы публично разоблачить это возмути­тельное поведение. Не будь вайшнавы тверды в своих целях, они бы не следили так тщательно за тем, чтобы и обыденные дела, и служение Господу приносили благо обществу. Если сердце человека не утвердилось в вайшнавизме, если челове­ку не хватает решимости устремиться к стопам-лотосам Вишну или вайшнавов, то отвратительное внешнее мировоз­зрение не позволит ему быть твердым в сознании Кришны.

 

Из-за того, что так называемые ачарьи ложно истолковывают Писания, путь бхакти оказался усыпан шипами

Пользуясь словами Дурьодханы из «Махабхараты»: ят-ха ниджукто 'сми татха кароми — «Я буду исполнять все, чего бы ты ни пожелал...», — многие непреданные продол­жают грешить. Пользуясь стихом «Бхагавад-гиты»: апи чет су-дурачарах — «даже если человек совершает самые от­вратительные поступки...», — сотни так называемых вайш­навов, не разбирая дороги, катятся в ад. Забыв об истин­ном смысле стиха: яд яд ачарати шрештхас — «какие бы поступки ни совершал великий человек...», — многие так называемые ачарьи, вроде нас, усеивают путь преданного служения Господу колючками. Поскольку обыкновенные живые существа привыкли вести себя неподобающим об­разом, подобные ачарьи гордо и лицемерно объявляют се­бя внутренне утвержденными в истине, хотя на самом де­ле они совершают так много неблагоприятных поступков.

 

Потеря рассудка, прикрываемая названием рагануга-бхакти

Непонимание сути рагануга-бхакти стало обычным делом, и все отклоняющиеся сообщества страдают этим безумием, обнаруживая тем самым ту веру, которая им на самом деле присуща. Мы смиренно просим вайшнавов ос­торожно подходить к обсуждению рагануга-бхакти и сле­довать по пути преданного служения, соблюдая предписа­ния вайшнавских смрити.

Они ничего не выиграют, без толку нападая на нас. Лучше бы им повнимательнее отнестись к своему телу и уму и принять во внимание наши смиренные суждения («Саджана-тошани», т. 23, ч. 4).

 

 

ПОСВЯЩЕННЫЙ

 

Три разновидности рождения — шаукра, савитра и дайкша

Три разновидности рождения описаны в «Шри Бхарга-вия Ману-самхите» и в «Шримад-Бхагаватам». Они упоми­наются в различных ответвлениях ведической литерату­ры, и ведические Сандарбхи подтверждают их наличие.

Шаукра, савитра и дайкша — вот три разновидности рождения, описанные в Ведах. Рождение ребенка у закон­ных мужа и жены называется шаукра-джанма, или рожде­ние из семени; получение гаятри-мантры от ачаръи на­зывается савитра-джанма, или ведическое рождение через получение гаятри, а посвящение посредством ог­ненного жертвоприношения называется дайкша-джан-ма, или рождение через духовное посвящение. Рождение из семени идет первым, так что здесь и речи нет об очище­нии. Шудры, например, не проходят через очистительные ритуалы. Все, кроме шудр, очищаются обрядами в форме принятия гаятри-мантр от ачаръи и изучением Вед в гу-рукуле — это их савитра-джанма, или рождение в форме получения гаятри. Когда эти люди принимают духовное посвящение для того, чтобы стать компетентными в со­вершении жертвоприношений, они становятся трижды-рожденными. Люди, не являющиеся шудрами, становятся дваждырожденными в своем втором рождении и трижды-рожденными в своем третьем рождении. Для получения третьего рождения, или духовного посвящения, годны только достойные брахманы.

 

Определение времени для трех рождений; что такое вратъя?

Кшатрии и вайшьи не принимают третьего рождения. Человек, родившийся в семье брахмана, может стать дваж-дырожденным, но если он не проходит через очиститель­ный процесс получения гаятри-мантр до шестнадцати лет, то вместо дваждырожденного он становится вратъей. Если он проходит самскару второго рождения в возрасте двадцати лет, он становится кшатрием, а если он прохо­дит эту самскару в двадцать два года, он становится вайшь­ей. По прошествии двадцати двух лет он теряет возмож­ность стать дваждырожденным и превращается во вратъю.

 

Религиозные принципы убывают согласно влиянию юг; в эпоху Кали трем ведическим рождениям нет места

С течением времени от Сатья-юги до Двапара-юги власть Вед сходила на нет. С приходом Кали-юги три столпа религиозных принципов оказались повержены, а так как устойчивость четвертого находится под угрозой, ведичес­кие церемонии существуют в настоящее время только но­минально. По этой же причине в Двапара-югу были запре­щены жертвоприношения животных, а вместо них введено поклонение Божествам. С введением в Кали-югу жертво­приношения в форме повторения Святого Имени совер­шать жертвоприношения карма-канды и поклоняться Божествам должным образом уже невозможно. Хотя в эпо­ху Кали метод инициации людей в дваждырожденных по­средством внешних очистительных обрядов продолжает практиковаться, нет возможности для таких людей стать триждырожденными.

 

Жертвоприношение в форме повторения святых имен — необходимое

условие для совер­шения жертвоприношений в эпоху Кали

Люди, совершающие жертвоприношение в форме по­вторения святых имен, обретают необходимые для этого качества, получив посвящение. Маха-бхагаваты — самые достойные вершители хари-нама-ягъи. Каништха-адхи-кари, желая приобрести начальную квалификацию, что­бы тоже стать достойными совершать хари-нама-ягъю, принимают у маха-бхагаваты посвящение. Когда обус­ловленная душа принимает посвящение от маха-бхагава­ты, она начинает понимать свои вечные взаимоотноше­ния с Господом.

 

Освобожденная душа, посвященная в повторение

святых имен Господа, становится возвышенным брахманом

Освобожденный посвящается в повторение святых имен Господа. Это маха-бхагавата, стоящий над принци­пами варнашрамы, лучший из брахманов. Шри Харидас Тхакур — первейший, идеальный пример такой души. Ма­ха-бхагавата — лучший среди брахманов; он — вайшнав. Он способен давать посвящение другим. Вместе с тем про­стое повторение мантр не приведет каништха-адхикари к освобождению от материального существования. Но ес­ли, прекратив гордиться своей материально обусловлен­ной жизнью, он достигнет совершенства в повторении святых имен, он воистину станет достойным повторять святые имена Господа Хари, которым поклоняются осво­божденные души.

 

Ведические обряды не приводят в Кали-югу к успеху;

положение брахманов в Кали-югу

Ведические обряды не приводят в Кали-югу к полному успеху. В эту эпоху тотального осквернения люди, кото­рые гордятся своим положением брахманов, но действуют как шудры, опьяняются поклонением чему угодно, кроме Абсолютной Истины. Хотя предполагается, что все они — знатоки Верховного Брахмана, из-за дурных поступков, совершенных ими в прошлом, они, вместо поклонения Господу Вишну, занимаются поклонением пяти божест­вам. Они пренебрегают верховным положением Господа Вишну и считают Его равным другим богам. Вот почему подобные люди недостойны совершать ведические жерт­воприношения в форме поклонения Вишну, повелителя всех жертвоприношений.

 

Введение в вайшнавские смрити, или свод вайшнавских правил поведения;

повсеместное распространение вайшнавских смрити

Ведические обряды, описанные в вайшнавских тант­рах и находящиеся в соответствии с ведическим учением, известны как Панчаратры, или дополнения к Ведам. Это подтверждают мудрецы, идущие дорогой Вед. По указанию

Шри Гаурасундары Шри Санатана Госвами, ачарья гаудия-вайшнавов, составил вайшнавскую смрити под названи­ем «Шри Хари-бхакти-виласа». Шри Гопала Бхатта Госва­ми, один из шести Госвами Вриндаваны, знаток вайшнавского этикета, идеальный махапуруша, которого почитают все каништха-адхикари, написал «Сат-крия-са-ра-дипику» и отредактировал «Шри Хари-бхакти-виласу», следуя по стопам Шри Санатаны Госвами. Хотя ритуалы смрити гаудия-вайшнавов в разное время подвергались нападкам со стороны смарт, отвратившихся от Бога, ны­не настал день широкой проповеди вайшнавских обрядов.

 

Каждый человек имеет право на получение посвящения панчаратрика,

которое непременно приведет его к положению дваждырожденного

Из различных свидетельств шастр, приведенных в «Шри Хари-бхакти-виласе», мы узнаем, что все человече­ские существа, шудры или не-шудры, — пусть даже они не могут получить савитру, то есть ведическое посвяще­ние, — определенно достойны посвящения панчаратри­ка. Неважно, жил человек в гурукуле после получения веди­ческой инициации или нет, падал брахман с высоты соблюдения религиозных обетов или нет, родился человек в семье шудры или даже ниже — совершая благочестивые поступки, любой может стать достойным посвящения панчаратрика. Человек, получающий посвящение панча­ратрика, несомненно, становится дваждырожденным. Женщины, хотя и не проходят обряд получения священ­ного шнура, также становятся дваждырожденными, а по­сему достойными повторять святые имена и поклоняться

Божествам. Принято считать, что люди, не удостоенные священного шнура, по сути и не получали посвящения. Однако в положении парамахамсы нет даже намека на варну (священный шнур) либо ашрам (данда и шафрано­вые одежды). Они не поклоняются Божествам, в отличие от тех, кто находится в варнашраме. Писания говорят, что колокольная бронза, смешанная со ртутью определенным образом, превращается в золото — так и человек, прини­мающий посвящение панчаратрика от истинного духов­ного учителя, несомненно, становится дваждырожденным брахманом.

 

В век Кали потомственные брахманы падают на уровень шудр

Вопреки собственным брахманским принципам, мно­гие дваждырожденные Кали-юги поклоняются пяти боже­ствам и пренебрегают Господом Вишну. Так они падают с уровня брахманов и становятся шудрами или вовсе теря­ют касту. Тут нет и речи о третьем рождении, ибо они уве­ряют, что поведение шудр и внекастовых людей вполне соответствует брахманическим стандартам. В течение по­следних двух-трех сотен лет повадки шудр и людей, ли­шенных касты, стали считаться в среде гаудия-вайшнавов образом жизни парамахамс. В действительности же такие «брахманы» просто следовали материалистам-слшрга^л/ и давали посвящение в шудры, чем нанесли величайший вред ведической вайшнавской религии. Когда же эти лю­ди, не достигшие зрелости, принимают на себя роль ду­ховных учителей, они попросту еще больше привязыва­ются к собственным гениталиям и желудку. Не давая должным образом посвящения панчаратрика, они превращают своих учеников в обезьян вместо того, чтобы делать их подобными Шиве, отвращают их от Вишну вме­сто того, чтобы сделать из них вайшнавов, и позволяют им следовать принципам варнашрамы, которые основаны на мирском общении с женщинами.

 

В линии Расикананды Прабху нет места распространенным соображениям о потомственном происхождении

Давая ученику посвящение панчаратрика, истинный духовный учитель не позволял себе гордиться собствен­ным происхождением, ибо это было бы разрушительно для его духовной жизни. Становясь духовными учителями, такие люди не разрушали своей жизни. За этим тщательно следят в линии Расикананды Прабху, в которой отличи­тельные признаки чистой религии, заповеданной Шрима-ном Махапрабху и шестью Госвами, находятся под надеж­ной защитой.

 

Внутрикастовое посвящение брахманов не духовно — это семейный обряд, — а потому должно быть отвергнуто

Если к пище и воде посвященного относятся точно так же, как к пище и воде непосвященного (брахмана), то разум­ный человек, помыслив непредвзято, поймет, какая неспра­ведливость и какое беззаконие творились все это время во имя духовности. Наш вопрос заключается в следующем: ес­ли человек продолжает оставаться шудрой даже после то­го, как получил посвящение, то к какой варне тогда отно­сится его духовный учитель? Если он не был падшим, или не давал посвящения, или давал посвящение в шудры, то почему он должен называться духовным учителем? Поче­му такой гуру называется духовным учителем, а не пурохи-том, семейным священником? Охрана семейных тради­ций и должное управление обществом, которые ныне считаются религией, — действительно входят в обязанно­сти священника. Но они не предназначены для освобож­дения падших душ. Духовный человек должен отнестись к подобным гуру как к простым священникам и принять посвящение от вайшнавского гуру, чтобы стать вайшна-вом. Если при этом человек принимает семейных гуру за обычных священников и выделяет им средства на поддер­жание существования, его духовная жизнь будет прохо­дить без помех. Каждый гаудия-вайшнав должен тщатель­но следить за тем, чтобы профессиональные продавцы мантр, певцы, барабанщики, декламаторы «Бхагаватам» и жрецы не беспокоили общество гаудия-вайшнавов фи­нансовым давлением.

 

Если посвященный человек не проходил обряда вручения священного шнура,

он не может быть гуру — его следует отвергнуть

Если посвященный человек не проходил через обряд вручения священного шнура, то, согласно словам Брихас-пати, составителя «Дхарма-шастр», он нарушает религиоз­ные принципы. Писания утверждают, что после получения посвящения человек становится дваждырожденным. Если этого не происходит, значит, он просто не получил посвя­щения должным образом. Если человек должным образом посвящен, результат будет. О причине судят по ее следст­вию. Если человек претендует на звание вайшнавского гуру, а сам пренебрегает словами «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35): mam тенаива винирдишет — «должен быть от­несен к определенному классу согласно этим призна­кам», — то его следует отвергнуть. Таков смысл Писаний.

йо вьякти ньяя рахитам аньяена шриноти ях тавубхау наракам гхорам враджатах калам акшаям

гурор апй авалиптасья карьякарьям аджанатах утпатха-пратипаннасья паритьяго видхияте

«Человек, рядящийся в одежды ачаръи и занимающий со­ответствующее положение, при этом, отвергая учение «Шримад-Бхагаватам» и других Писаний или совершая киртану, не прославляющую должным образом Шри Кришну, несомненно, будет рождаться в аду несчетное число раз вместе со своими учениками и теми, кто слуша­ет его далекие от преданности речи и киртаны».

Согласно этим утверждениям шастр, человек должен отстраниться от этих замаскированных врагов. Если не отстраняться от подобных так называемых гуру, то вели­чие религии гаудия-вайшнавов будет запятнано, а путь по­клонения живых существ будет усеян шипами.

 

Непреданные не могут быть ни гуру, ни брахманами

Не следует принимать духовного учителя, не являю­щегося вайшнавом. Вот что говорят по этому поводу шастры:

махакула прасуто 'пи capea ягьешу дикшитах сахасрашакхадхьяйи ча на гурух сьяд аваишнавах

махабхагавата шрештхо брахмано ваи гурур нринам сарвешам эва локанам асау пуджйо ятха харих

«Не-вайшнав не может быть гуру, даже если он родился в самой благородной семье, совершил все жертвоприно­шения и прочитал тысячи ведических книг. Среди всех живых лишь брахман, являющийся маха-бхагаватой, то есть великим преданным, — наилучший и может быть гу­ру. Его следует почитать наравне с Господом Хари».

Поэтому непреданный не может стать брахманом или духовным учителем. Злонамеренного человека, с гордос­тью называющего себя духовным учителем вайшнавов, нельзя принимать в качестве духовного учителя. Человек, считающий себя брахманом и слугой вайшнавов, знает, что, не став прежде слугой вайшнавов, невозможно сде­латься брахманом; именно такой человек и есть настоя­щий брахман и истинный гуру. Ученик, счастливый тем, что он — слуга такого вайшнава, должен принять у него посвящение панчаратрика. Получив должным образом посвящение, этот ученик возвысится до положения брах­мана. Он будет тщательно соблюдать правила и предписа­ния (например, обряд вручения священного шнура) и благодаря этому станет благонравным и смиренным. Никак иначе сделаться слугой вайшнавов невозможно, да­же если стремиться к этому воплощение за воплощением.

 

Общество должно отвергнуть всех, кто не согласен с тем, что

«дваждырожденным чело­век становится, только принимая посвящение»

Вслед за Шри Гаурасундарой Шри Санатана Госвами го­ворит: грихита-вишну-дикшако вишну-пуджапаро нарах ваишнаво 'бхихито 'бхигья иритаро 'смад аваишнавах

«Человек, получивший посвящение в вайшнавскую.лш«га-ру и отдающий себя поклонению Господу Вишну, — вайш-нав. Не имеющий этих двух признаков — не вайшнав».

Тот, кого вайшнавы признали вайшнавом, должен полу­чить от духовного учителя посвящение в вишну-мантру. Силой полученного посвящения он может и должен прой­ти через очистительные обряды дваждырожденных. Став достойным брахманом, такой человек допускается к по­клонению Вишну. Тогда он может служить своему духовно­му учителю, являющемуся проявлением Вишну, предлагая ему воду и приготовленную на огне пишу. На этом этапе общество уже не может воспрепятствовать его продвиже­нию по духовному пути. Однако, если общество столь от­вратительно, что все же оказывается способным на такое, следует порвать с ним, считая его неблагоприятным. Каж­дый гаудия-вайшнав должен жить в том обществе, которое помогает ему преданно служить Хари. Тогда как в общест­ве, отрицательно относящемся к духовной жизни, жить нельзя. В «Шримад-Бхагаватам» утверждается (55.18):

 

гурур на са сьят сва-джано на са сьят пита на са сьядж джанани на са сьят даивам на тат сьян на патиш ча са сьян намочаедях самупета-мритьюм

«Кто не способен вызволить своих подопечных из круго­ворота рождения и смерти, тот не должен становиться ду­ховным учителем, отцом, мужем, матерью или принимаю­щим поклонение божеством».

После ухода Шримана Махапрабху вайшнав-ское общество попало под власть смарт

Каждый гаудия-вайшнав должен решить для себя, будет ли правильным расстаться с духовной жизнью из-за веры в какой-нибудь пустяк. Чувственное наслаждение и безбож­ные интересы продлятся максимум сто лет, а духовная жизнь, свободная от материальных желаний и наполнен­ная любовью к Хари, — вечна. После того, как ушли Шри Чайтаньядева и Его спутники — шестеро Госвами, вайшнав-ская религия оказалась извращена теми, кто не смог понять ее сути и предпочел лизать пятки смарт, прикрываясь име­нем гягудия-вайшнавизма. Для того, чтобы остановить про­грессирующее извращение, Шри Гаурасундара время от времени посылал в этот мир Своих личных спутников. По­чему же мы не следуем смартам-вайшнавам,махаджанам, сведущим в духовном знании, а предпочитаем, чтобы нас тащили в неверном направлении? Почему мы отворачива­емся от знания, содержащегося в Писаниях, и вовлекаемся в плутни себялюбивых непреданных, тем самым бросая свою драгоценную жизнь на помойку ненависти к Господу? Неужели безбожное общество будет торжествовать вечно? Неужели благие слова преданных, тонкий смысл шастр и беспристрастность их составителей будут вечно пребы­вать в небрежении? Доколе слава «Шри Хари-бхакти-вила-сы» будет томиться в темнице безбожных смарт?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: