В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, гл. 22) сказано:
асат-санга-тьяга - эи вайшшава-ачара 'стри-санги' — эка асадху 'кришнабхакта' ара
эта саба чхади' ара варнашрама-дхарма акинчана хана лая кришнаика-шарана
видхи-дхарма чхади' бхадже кришнера чарана нишиддха папачаре тара кабху нахемана
агьяне ва хая яди папа упастхита Кришна танре шуддха каре, на карая праяшчитта
гьна-ваирагьяди — бхактира кабху нахе анга ахимса-яма-ниямади буле кришна-бхакта-санга
«Вайшнав должен всеми силами избегать общения с обычными людьми. Большинство людей склонны к материальному, особенно к женщинам. Вайшнавы также должны избегать общества тех, кто не является преданными Господа Кришны.
Нужно без колебаний и с полной верой принять прибежище Господа Кришны, отвергнуть дурное общение и даже забыть о существовании предписаний для четырех варн и четырех ашрамов. Это означает, что человеку следует отвергнуть все материальные привязанности.
Хотя чистый преданный и не следует всем регулирующим принципам варнашрамы, но, поскольку он поклоняется стопам-лотосам Кришны, он естественным образом не имеет склонности ко греху.
Если возвышенный преданный все же случайно совершает греховный поступок, Кришна очищает его. Ему нет нужды проходить через ритуал покаяния.
Путь знания и отречения не важен для преданного служения. Добродетели, подобные ненасилию и обузданию ума и чувств, сами собой приходят к преданному Господа Кришны».
Первое, что может не позволить человеку стать вайш-навом, — это стри-санга, общение с женщинами. Общение с женщинами бывает двух видов. Первый вид — это общение, подчиненное правилам и основанное на следовании принципам варнашрамы. В «Шри Чайтанья-чари-тамрите» (Ади-лила, гл. 1) сказано:
|
кришна-бхактира бадхака — ята шубхашубха карма сеха эка дживера агъяна-тамо-дхарма
«Любое действие — является ли оно добродетельным или греховным, — мешающее исполнению запредельного любовного служения Господу Шри Кришне, есть действие в глубочайшем невежестве».
Шрила Тхакур Нароттама также сказал[5]:
пунья се сукхера дхама, тахара налаио нома папа пунья дуй парихара
«Не стремись и к добродетели, хотя она — источник материального счастья. Лучше откажись и от благочестия, и от греха».
Прекратить общаться с хари-джанами и чрезмерно привязаться к жене, которая от тебя зависит, есть признак дурного общения. Вместе с тем жизнь в грихастха ашраме ради того, чтобы увеличить семью Кришны, нельзя назвать стри-сангой. Второй тип стри-санги — это беспорядочное общение с женщинами, которое само по себе противно религии и создает беспокойства в обществе варнашрамы, поскольку любители подобного общения совершают либо греховные, либо вовсе отвратительные поступки, либо просто бездельничают, в результате чего отправляются в ад. Грешники, принадлежащие материальному миру, совершенно недостойны называться вайшна-вами. Но и благочестивые люди, строго следующие правилам и предписаниям варнашрамы, но равнодушные к служению Хари, тоже совершенно недостойны называться хари-джанами.
Когда низкородных пракрити-джан называют хариджанами, то те, кто так поступает, сами лишают себя возможности назваться хари-джанами.
Если жизнь человека направлена в основном на варна-шраму и другую корыстную деятельность, предписываемую шастрами, человек не может стать акинчаной, полностью зависимым от Господа; наоборот, подобная деятельность влечет за собой оскорбления святого имени в форме концепций «я» и «мое». Если человек, полностью преданный Кришне, вдруг начинает гордиться тем, что следует принципам варнашрамы, следует признать, что ему исключительно не повезло. Из-за общения с женщинами весь мир изо дня в день все более неприязненно относится к Хари. Никто уже не может понять положение вайшнавов.
|
Однако даже освободившись от материального существования, прекратив как нерегулируемое, так и регулируемое общение с женщинами, человек все еще не достигает полного освобождения. Он, тем не менее, может оставаться связанным далекими от преданности дхармой, артхой и комой, которые являются просто-напросто следующими тремя формами стри-санги. Мокша же, хотя сама по себе не является формой стри-санги, все же — достижение временное, так как означает всего лишь отсутствие материальных концепций. Поэтому все правила поведения вайш-навов сходятся на том, что главнейшим из всех средств уничтожения иллюзий непреданных является непрерывное и благоприятное развитие сознания Кришны. Те, кто просто жаждет освобождения — тоже непреданные. Такие люди отвергают принципы варнашрамы, занимаются самопоклонением и претенциозно называют себя парама-хамсами; поэтому они не могут быть вайшнавами. Если человек сознает надмирное положение хари-джан и служит им, он тоже может стать хари-джаной. Если же для того, чтобы понять процесс обретения преданного служения, он собирается использовать материальное знание, то все его старания окажутся лишь разновидностью кармы. А если он собирается использовать для этого размышления о безличном, это будет лишь разновидность гъяны. Усилия же того, кто просто хочет услаждать свои чувства, не задумываясь о хороших и плохих сторонах подобного поведения, суть разновидность чувственного удовлетворения. Этим трем видам людей никогда не удастся достичь преданного служения, которое для хари-джан является естественной склонностью. Термин «непреданные» относится как раз к этим трем видам людей; к числу непреданных, желающих обрести освобождение, но враждебным по отношению к Кришне, относятся Джарасандха, Камса, Шишупала и другие.
|
Карми, привязанные к религиозности, благосостоянию и чувственному наслаждению, считают просветление, обретаемое человеком на пути гъяны, высшим достижением. Но поскольку оно заслоняет прохладный свет луны преданного служения, чистые преданные, уже обретшие как знание, так и высшее благочестие, ценят его весьма невысоко. Когда непреданные, враждебно настроенные по отношению к преданному служению, видят, как псевдопреданные совершают запрещенные греховные поступки, они испытывают желание «полечить» их своими средствами. Но настоящие преданные, или хари-джа-ны, не подвержены подобным болезням. Если далекий от лицемерия, искренний хари-джана вдруг заражается одной из вышеупомянутых трех болезней, то Господь Кришна Сам защищает его.
«Шримад-Бхагаватам» (11.20.27-30) говорит:
джата-шраддхо мат-катхасу нирвиннах сарва-кармасу веда духкхатмакан каман паритьяге 'пй анишварах
шраддхалур дридха-нишчаях духкходаркамш ча гархаян
бхаджато масакрин мунех сарве майи хриди стхите
бхидъяте хридаяа-грантхиш чхидъянте сарва-самшаях кшиянте часья кармани майи дриште 'кхилатмани
«[Всевышний сказал:] Тот, кто развивает веру в Мои имена, качества и игры, кто оставил привязанность к мирским и ведическим поступкам, а также к их плодам, кто рассматривает материальное чувственное наслаждение как источник страданий, хотя все еще неспособен отказаться от него — такой исполненный веры преданный твердо убежден в том, что все его нужды будут удовлетворены просто исполнением преданного служения, поэтому хотя он и продолжает услаждать свои чувства, что, как ему известно, ведет к страданиям, но он проклинает это наслаждение и поклоняется Мне в чистой любви. Когда человек, занятый самоосознанием, непрерывно преданно служит Мне, как Я это описал, Я поселяюсь в его сердце и Сам уничтожаю осквернение похотью. Если человек впустит Меня в свое сердце, то недостатки уже не смогут оставаться в нем, узлы развяжутся, сомнения уйдут, а его стремление к корыстной деятельности прекратится».
Обусловленные души, привязанные к материальному чувственному удовлетворению и утратившие из-за этого разум, самонадеянно мнят себя вершителями дел и потому запутываются в густой сети кармы. И только когда им удается понять, что результаты их кармы не стоят того, чтобы на них обращать внимание, они могут, наконец, отказаться от попыток покорить материальную природу и развить веру в повествования о Всевышнем Господе. Когда человек развивает веру в повествования о Господе Хари, он перестает считать себя деятелем и освобождается от желания повелевать природой. Затем он понимает, что все формы материального чувственного наслаждения — лишь препятствия на пути к цели жизни. Но, даже поняв это, он не может пока оставить свою давнюю склонность к услаждению чувств из-за влияния дурных привычек и слабой веры.
Если человек, находящийся в столь незавидном положении, пожелает развить свою веру в повествования о Хари и будет ревностно служить Ему, он придет к глубокому убеждению, что попытки считать себя вершителем дел в этом мире могут привести лишь к страданиям, и это защитит его от материальных привязанностей.
Когда душа примет прибежище у стоп-лотосов духовного учителя и, вслед замахаджанами, займется служением Господу, отбросив все остальное, тогда запредельная Абсолютная Истина пленит его сердце, и все желания, не относящиеся к служению Кришне, будут уничтожены. Сердце, оскверненное вожделением, копившимся в течение многих жизней, очистится, все сомнения рассеются — иными словами, человек поймет, что путь преданного служения — самый возвышенный. Тогда же он осознает, насколько бессмысленно считать себя вершителем дел. А перестав считать себя самого деятелем, а своей целью — наслаждение чувств, он проявит признаки полной преданности, т.е. все его поступки будут совершаться ради удовольствия Всевышнего Господа, все его усилия будут направлены на удовлетворение Кришны, и он придет к выводу: «Кришна — мой единственный покровитель».
Дорогой сердцу парамахамс «Шримад-Бхагаватам» (10.2.33) говорит:
татха на темадхава таваках квачид бхрашьянти маргат твайи баддха-саухридах тваябхигупта вичаранти нирбхая винаяканикапа-мурдхасу прабхо
«Господь Брахма сказал: "О Мадхава, о Верховная Божественная Личность, о Повелитель богини удачи, хари-джаны, влюбленные в Тебя, не падают, как карми и относительно более возвышенные гъяни, преследующие иные цели. О мой Господь, хари-джаны находятся под Твоим покровительством и потому бесстрашно шествуют над головами предводителей воинств, творящих препятствия"».
В опасной ситуации преданные Господа не сидят, сложа руки, а продолжают служить Хари, рассматривая окружающее в свете духовного знания. Но если окажется, что им недостает духовного понимания, Господь даст им его, чтобы они могли осознавать себя хари-джанами. Нет нужды говорить о том, что люди, стремящиеся к стихийному чувственному удовлетворению, карми и гъяни желают физического и нефизического наслаждения, поэтому у них нет никакой возможности достичь благости. Но если они откажутся от своих материальных желаний, то смогут стать преданными, хари-джанами.
«Шримад-Бхагаватам» (5.18.12) утверждает:
ясъясти бхактир бхагавати акинчана сарваир гунаис татра самасате сурах харав абхактасъя куто махад-гуна маноратхенасати дхавато бахих
Преданному нет никакой нужды прилагать усилия к искусственной выработке благонравия, уподобляясь тем непреданным, что одержимы духами кармы и гъяны. В человеке, поднявшемся на уровень преданного служения, благонравие проявляется само собой. Шри Прахлада Махараджа сказал: «Те, у кого есть бескорыстная преданность Божественной Личности, неизменно обладают всеми добродетелями, и они тверды в этих добродетелях. А у того, кто не является хари-джаной, возвышенные качества не задерживаются надолго. Из-за того, что приверженцы импульсивных чувственных удовольствий, карми и гъяни желают всего, только не Всевышнего Господа, их ум увлекают изменчивые порождения иллюзии и внешние объекты чувственного удовлетворения, а их сосредоточенность на этих эфемерных объектах длится не дольше мгновения. Поэтому замечательные качества, присущие святым, не могут закрепиться в их сердцах на сколько-нибудь продолжительный срок». Нередко мы видим в чем-либо хорошие качества и считаем это совершенством, но такое совершенство не постоянно, поскольку в разные моменты времени разные наблюдатели рассматривают предмет с разных точек зрения. Хари-джаны, тем не менее, вечны, и деятельность их также вечна. Более того, на Вайкунтхе все существа — как сознающие, так и сознаваемые — украшены нездешними качествами: они вечны, безгрешны, неограниченны и притягательны.
Чистые бескорыстные преданные встречаются чрезвычайно редко. Людей, способных сказать: «Нужно непременно развить в себе такой идеальный вайшнавский характер», — тоже нечасто увидишь в этом мире. Поэтому единственное средство достигнуть высшей цели жизни — это слушать и рассказывать повествования о Хари и хариджанах. Если какой-либо человек — достойный ли, недостойный, вплоть до самого последнего грешника — хотя бы на мгновение сможет осознать, что святые хари-джаны суть высшие живые существа, как в пределах, так и за пределами четырнадцати миров, и что они как таковые заслуживают величайшего почтения, то какой бы духовной дисциплиной он ни занялся, мы будем бесконечно рады. В мире так ничтожно мало истинных преданных! Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы возвышенное идеальное положение хари-джан хоть в какой-то степени осознали сердцем все живые существа.
Закоренелых пракрити-джан отличает порочная тенденция полностью отвергать поклонение Хари. Это объясняется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, гл. 19) следующим образом:
тарамадхье стхавара, джангама' — дуй бхеда джангаме тирьяк-джала-стхалачара-вибхеда
тара мадхье манушья-джати ати алпатара тара мадхье млеччха, пулинда, бауддха, шабара
веда-ништха-мадхье ардхека веда мукхе мане веда-нишиддха папа каре, дхарма нахи гане
дхармачари-мадхье бахута карма-ништха коти-карма-ништтха-мадхье эка гьяни шрештха
коти-гьяни-мадхье хайа эка-джана мукта коти-мукта-мадхье дурлабха эка кришна-бхакта
кришна-бхакта — нишкама, атаэва шанта бхукти-мукти-сиддхи-ками — сакали ашанта
«Бесчисленных живых существ можно поделить на две разновидности — те, что могут двигаться, и те, что не могут. Среди движущихся живых существ встречаются птицы, обитатели вод и животные.
Хотя количество живых существ, известных под именем человека, незначительно, но и они делятся на подвиды, так как существует множество людей низкого уровня культуры, например млеччхи, пулинды, бауддхи и шабары.
Среди людей цивилизованными считаются те, кто следует ведическим заповедям. Из них практически половина следует им лишь на словах, а на деле совершает всевозможные греховные поступки, этим заповедям противоречащие. Таких людей заповеди не волнуют.
Среди следующих ведическому знанию большинство занимается регулируемой корыстной деятельностью, отличая порой хорошую работу от плохой. А среди множества таких искренних корыстных тружеников, возможно, найдется один, действительно мудрый.
Из миллионов таких мудрецов один, возможно, достигнет освобождения, а среди миллионов таких освобожденных очень редко можно встретить чистого преданного Господа Кришны.
Поскольку преданный Господа Кришны не обременен желаниями, он умиротворен. Корыстные труженики желают материального наслаждения, гьяни желают освобождения, а йоги — материальных достижений, поэтому все они одержимы вожделением и не знают умиротворения».
Сказано, что за все четыре юги — Сатья, Трета, Двапара и Кали — пришло всего двенадцать хари-джан. Означает ли это, что хари-джаны отвергли вайшнавизм для того, чтобы служить материалистичным пракрити-джанам? Таково ли заключение шастр? Каждое живое существо по природе своей является слугой Кришны, то есть хари-джаной. В соответствии с тем, насколько живое существо забыло о том, что является слугой Кришны, его сковывают цепи майи, и тогда оно объявляет себя смартой. Если же человек оказывается способен понять, что чистый хари-джана достоин поклонения трех миров и, будучи слугой
Хари, неотличен от Него Самого, он избавляется от большей части мирской глупости.
По Своей доброй воле Всевышний Господь часто посылает Своих представителей в материальный мир лечить обусловленные души. Такова одна из проверок, которые устраивает преданным Господь. Чтобы распространить Свою славу и показать, какую исключительную привязанность питают к преданному служению определенные хари-джа-ны, и чтобы привести остальных хари-джан в Свою обитель, Непостижимый Игрок посылает в материальный мир Своего спутника или спутников в качестве воплощений-преданных. Если таких людей причисляют к тем, кто достиг совершенства благодаря регулируемой практике, то это искажение фактов. Хари-джаны, являющиеся в этот мир как бхакта-аватары перед явлением Господа, во время Его пребывания здесь либо после Его ухода, не относятся к категории преданных садхана-сиддха. А вот те хариджаны, что являются последователями двенадцати совершенных преданных, суть садхана-сиддхи.
Изучая историю Шри Сампрадаи мы узнаем, что в разное время ради блага живых существ в этот мир пришли с Вайкунтхи двенадцать совершенных спутников Господа. Из авторитетных текстов Гаудия Сампрадаи, например «Шри Гаура-ганоддеша-дипики», мы также можем узнать, кем Господь и Его спутники с Голоки и Вайкунтхи приходят в гаура-лилу. Когда живое существо, поклоняясь Хари, достигает совершенства и осознает свой совершенный и неоскверненный статус слуги Кришны, оно открывает для себя свою подлинную духовную сущность, и Господь начинает являть ему Себя во всем. Люди, относящиеся к хари-джанам враждебно, никогда не смогут этого понять.
Поступки и качества вайшнавов находятся вне понимания людей, мыслящих материалистично. На протяжении четырех юг бесчисленное количество хари-джан честно поклонялось Всевышнему Господу, являя собой совершенный пример для подражания. Своими враждебными действиями смартам не удалось ни вызвать в хари-джанах разочарования, ни обескуражить их, ни заставить отречься от своего положения. Только несчастные и неразумные люди, скованные результатами своих прошлых благочестивых и греховных дел, отворачиваются от хари-джан.
«Вайшнава-манджуша» цитирует следующий отрывок из семьдесят четвертой главы «Прапаннамриты»:
кашара-бхута-махад-ахвая-бхактисарах шримач-чхатхари-кулашекхара-вишнучиттах бхактангхри-рену-муниваха-чатуш-кавиндрах
те дивья-сурая ити пратхита дашорвьям
года ятиндра-мишрабхьям двадашаитан видур будхах
вишриджья годам мадхура- кавина саха саттама кечид двадаша-санкхьятан ваданти вибудхоттамах
История этих спутников Господа, приходивших в Шри Сампрадае, описывается на санскрите в двух книгах: «Ди-вья-сури-чарита» и «Прапаннамрита»; на языке манипра-вала, являющимся смесью санскрита и тамильского — в книгах «Гуру-парамапарай-прабхава», «Прабандха-сара» и «Упадеша-ратна-малай»; на дравидийском тамильском языке — в книге «Пада-надай-вилаккам».
1) Кашара Муни, или Сара Йоги (Паяга-и Альвар); 2) Бхута Йоги (Пудатта Альвар), воплощение раковины Господа; 3) Бхранта Йоги, или Махад (Пэ Альвар); 4) Бхак-тисара (Тирумадисаиппиран Альвар), 5) Шатхари, также известный как Шатхакопа, Паранкуша и Бакулабхарана (Намма Альвар); 6) Кулашекхара (Кулашекхара Альвар), воплощение драгоценного камня Каустубха; 7) Вишну-читта (Пери-и Альвар), воплощение Гаруды; 8) Бхактанх-грирену (Тондарадиппади Альвар); 9) Муниваха, также известный как Йогиваха и Прананатха (Тируппани Альвар), воплощение Шриватсы; 10) Чатукави, или Паракал (Тиру-манга-и Альвар), воплощение лука Господа; 11) Года (Ан-даль), воплощение Нила Лакшми; 12) Рамануджа (Ямбару-манар, Уда-иявар, Илай Альвар), воплощение Лакшманы; 13) Мадхура Кави (Мадхура Кавигал Альвар).
Разумеется, не только преданные Южной Индии приходили с Вайкунтхи; если мы рассмотрим игры чистых преданных Бенгалии, мы поймем, что они тоже — вечные хари-джаны. Вот несколько примеров из «Гаура-ганодде-ши», «Рамануджа-чариты» и «Мадхва-чариты».
Достигшие совершенства в бхаджане познали свое изначальное положение. Но в наши дни в Гаудия Вайшнава Сампрадае появляются незрелые торговцы панчаратри-ка-мантрами, которые представляют воображаемые материальные имена и формы как цель жизни и путь к совершенству (сиддха-пранали); таким способом они услаждают умы своих учеников, а также обнаруживают собственную свою глупость и незнание вайшнавской литературы. Впрочем, речь не о них. Жившие в разных частях Индии в разное время ученики тех, кто познал свое изначальное положение силой истинного служения Хари (хари-бхаджаной), нередко описывали опыт своих наставников.
Довольно об этом. Все же истинно то, что почитаемые всею вселенной личности, например Шри Мадхвачарья, воплощение Ваю, Бхимы или Ханумана; Шри Рамануджа, воплощение Санкаршаны; гаудия-вайшнавы, такие как Прабхувара Шри Рупа Госвами, Прабхувара Шри Санатана Госвами, Прабхувара Шри Рагхунатха Госвами, Прабху Шри Нароттама Тхакур, Шри Шьямананда Прабху, Прабху Шри Нарахари Саракара Тхакур, Ишвари Шри Шримати Джахнава Деви и другие, а также Шрипада Вишванатха Ча-краварти Прабху, Шрипада Баладева Видьябхушана Прабху, различные шрипада-сиддха-бабаджи Прабху, Прабхувара Шри Шримад Бхактивинода Тхакур и Шрипада Парамахамса Шри Шри Вишнупада Шри Шри Гауракишо-ра дас Прабхувара никогда не совершали преданного служения в настроении смертных живых существ, упавших в колодец смарты. Утвердившиеся в преданном служении, все упомянутые личности сознавали свою индивидуальную духовную сущность и проявляли нездешнюю природу своей бхаджаны.
Простые смертные, не понимающие путей бхагаваты и панчаратрики, несовершенные, погрязшие в ложном эгоизме материального рождения и желающие занимать посты ачарий лишь ради денег, никогда не станут хариджанами. Все они — непреданные. Они работают семейными гуру точно также, как другие работают ткачами, горшечниками, кузнецами, сапожниками, лавочниками, чтецами, певцами и барабанщиками. Все это не имеет ничего общего с верой вайшнавов. Поскольку наше занятие — подносить обувь вайшнавам, мы полностью согласны с такой формулировкой.
Хари-джаны делятся на пять видов в зависимости от того, в какой из пяти первичных рас они нашли прибежище — шанте, дасъе, сакхъе, ватсалъе или мадхуръе.
Преданные могут следовать двумя путями: если человек занят регулируемым преданным служением, основой которого является преклонение перед величием Господа, как то предписывается шастрами или духовным учителем, то это — ваидха-марга; если человек, согласно своей предрасположенности, следует по стопам определенного жителя Враджи и считает преданное служение своим естественным занятием, это — рага-марга. Это объясняется в двадцать четвертой главе Мадхья-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты»:
видхи-бхакта, рага-бхакта, — дуи-видха нома
дуи-видха бхакта хайа чари чари пракара паришада, садхана-сиддха, садхака-гана ара
джата-аджата-рати-бхеде садхака дуй бхеда видхи-рага-марге чари чари — ашта бхеда
видхи-бхактье нитья-сиддха паришада — daca сакха гуру канта-гана, — чари-видха пракаша
садхана-сиддха — daca, сакха, гуру, канта-гана джата-рати садхака-бхакта — чари-видха джана
аджата-рати садхака-бхакта, — э чари пракара видхи-марге бхакте шодаша бхеда прачара
рага-марге аичхе бхакте шодаша вибхеда дуимарге атмарамера батриша вибхеда
«Существует два вида атмарам — одни заняты регулируемым преданным служением, а другие — спонтанным преданным служением.
Атмарамы, занятые регулируемым и спонтанным преданным служением, далее делятся на четыре группы. Есть вечные спутники; спутники, ставшие совершенными благодаря преданному служению; и те, кто занимается преданным служением, и те, кого называют садхаками.
Практикующие преданное служение могут быть зрелыми и незрелыми. Поэтому садхаки бывают двух видов. Поскольку преданные занимаются либо регулируемым преданным служением, либо спонтанным, и внутри этих групп есть четыре вида, то всего получается восемь разновидностей преданных.
Совершая регулируемое преданное служение, человек поднимается на уровень вечно совершенного спутника — слуги, друга, старшего родственника или возлюбленной. Таковы четыре разновидности.
Среди тех, кто достигли совершенства благодаря преданному служению, есть слуги, друзья, старшие и возлюбленные. Точно также есть и четыре разновидности зрелых преданных.
Среди тех, кто исполняет регулируемое преданное служение, есть также и незрелые преданные, и их тоже — четыре вида. Таким образом, в регулируемом преданном служении имеется шестнадцать разновидностей преданных.
На пути спонтанного преданного служения есть также шестнадцать категорий преданных. Таким образом, на вышеупомянутых двух путях есть тридцать два вида атмарам, любящих Бога».
Чистейшее преданное служение, дарованное гаудия-вайшнавам Шриманом Махапрабху, несравненно. Такого преданного служения не удостаивался никто в четырнадцати мирах. Преданные не служат никому и ничему даже в водах Вираджи, находящейся за пределами материальной вселенной и очищающей душу от трех гун материальной природы. Для тех, кто стоит на пути кармы, Вираджа есть высшее предназначение. На той стороне Вираджи расположена Брахмалока. И в Брахмалоке, где отсутствует какое бы то ни было разнообразие, также некому принимать служение преданных. Брахмалока — это высшее предназначение, обретаемое посредством имперсональ-ного знания. Выходя за пределы Брахмалоки, душа приходит в обитель Шри Вайкунтхи, где пребывает Господь Нараяна. Панчаратрики, стоящие на пути регулируемого преданного служения, поклоняются здесь своему Господу Нараяне, пребывая с Ним в двух с половиной расах— шан-те, дасъе и сакхъе, но в последней — с трепетом и почтением. Над Вайкунтхой расположена Голока Вриндавана, где Шри Кришначандра, совершенный объект всех пяти рас, принимает вечное поклонение Своих преданных, которые суть вместилища любви к Нему. Так вот, преданное служение предназначено лишь для Него одного. Поскольку Господь, предмет поклонения хари-джан, не пребывает в сфере четырнадцати материальных миров в виде материального объекта; не пребывает в водах Вираджи в виде равновесия материальных качеств; не пребывает в Брахмалоке как бесформенный Брахман — то к хари-джанам все эти места не имеют никакого отношения. Господь, которому поклоняются панчаратрика-вайшнавы, находится на Вайкунтхе, а Господь, которому поклоняются бхага-вата-вайшнавы, пребывает на Голоке. Следует поклоняться либо тому, либо другому.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 19-151-154) Шриман Махапрабху говорит следующее:
брахманда брахмите кона бхагьяван джива гуру-кришна-прасаде пайя бхакти-лата-биджа
моли хана каре сеи биджа аропана шравана-киртана-джале карае сечана
упаджия баделата брахманда бхеди'яя
вираджа брахма-лока бхеди' пара-вйома пая
табеяя тад-упари голока-вриндавана кришна-чарана-калпа-врикше каре арохана
«Душа скитается вверх-вниз, с одной планеты на другую, и ей очень повезет, если по милости духовного учителя и Самого Кришны она сможет получить семя преданного служения Кришне.
Когда человек получает семя преданного служения, он должен посеять его на поле своего сердца и заботиться о нем, как садовник. Если он постоянно поливает его шраваной и киртаной (слушанием и повторением), то семя прорастет.
Поливаемая таким образом, бхакти-лата-биджа прорастает и растет, пробивая стены вселенной и пересекая реку Вираджа, отделяющую духовный мир от материального. Так лиана преданности достигает Брахмалоки, сияния Брахмана и, пронзив и эту оболочку, достигает духовного неба и духовной планеты Голока Вриндавана.
Укоренившись в сердце, поливаемая шраваной и киртаной, лиана бхакти растет все выше и выше и наконец, словно вокруг древа желаний, обвивается вокруг лотосо-подобных стоп Кришны, вечно пребывающего на планете, называемой Голока Вриндавана, что на самом верху духовного неба».
Ничто материальное, каким бы значительным оно ни было, не в состоянии сравниться с абсолютно совершенными преданными Господа. Как несравнимо горчичное зерно с горой Меру, капля воды — с океаном, карлик — с высоким небом, так же и обычный мирской престиж несравним со славой хари-джан. Сейчас мы приведем примеры из Писаний и слова махаджан о тех трагических последствиях, которые настигают материально обусловленное живое существо, если оно прямо или косвенно критикует, ненавидит и оскорбляет хари-джан словом, делом и даже в мыслях. «Сканда-пурана» говорит:
йо хи бхагаватам локам упахасам нрипоттама кароти тасья нашьянти артха-дхарма-яшах-сутах
ниндам курванти йемудха ваишнаванам махатманам патанти питрибхих сардхам маха-раурава-самгьите
ханти ниндати ваи двешти ваишнаван набхинандати крудхьяте яти но харшам даршане патанани шат
«О лучший из царей, кто осмеивает возвышенного преданного, лишается результатов всех своих благочестивых дел, своего богатства, репутации и сыновей. Те глупцы, что поносят великих вайшнавов, падают вместе со своими предками в ад Махараурава. Кто убивает или ругает вайшнава, завидует вайшнаву или злится на него, не приветствует вайшнава и не чувствует радости при встрече с ним, тот неизбежно падет».
В «Амрита-сароддхаре» говорится:
джанма-прабхрити ят кинчит сукритам самупарджитам нашим аяти тат сарвам пидаед яди ваишнаван
«Кто причиняет вайшнаву боль, тот лишается всех результатов прошлых благочестивых деяний — будь то высокое рождение или высокая каста».
В «Дварака-махатмье» сказано:
кара-патраиш ча пхальянте су тивраир яма-шашанаих ниндам курванти йе папа ваишнаванам махатманам
пуджито бхагаван вишнур джанмантара-шатаир апи прасидати на вишватма ваишнаве чапаманите
«Грешнейших из грешников, тех, кто оскорбляет великих вайшнавов, Ямараджа наказывает жестоко — их распиливают на куски острыми пилами. Господь Хари, Сверхдуша вселенной, никогда не будет доволен негодяем, оскорбляющим вайшнава, даже если он поклонялся Вишну сотни жизней».