Крия-хинаш чамуркхаш ча сарва-дхарма-виварджитах нирдаях сарва-бхутешу випраш чандалаучьяте 8 глава




В «Сканда-пуране» также сказано:

пурвам критва ту самманам авагьям куруте ту ях ваишнаванам махи-пала санвайо яти санкшаям

«О повелитель мира, тот, кто вначале выказывает уваже­ние вайшнаву, а позже оскорбляет его, будет уничтожен вместе со всей своей семьей».

В «Брахма-вайварта-пуране», Кришна-джанма-кханде, говорится:

йе ниндати хришикешам тад-бхактам пунья-рупинам шата-джанмарджитам пуньям тешам нашьяти нишчитам

те пачьянте маха-гхоре кумбхипаке бхаянаке бхакшитах кита-сангхена явач чандра-дивакарау

тасья даршана-матрена пуньям нашьяти нишчитам гангам снатваравим дришта тада видван вишуддхьяти

«Те, кто поносит Господа Хришикешу или вайшнавов, пре­бывающих под Его всеблагим покровительством, теряют все накопленное за сотни рождений благочестие. Такие грешники гниют в аду Кумбхипака, где их пожирают не­сметные полчища червей, и будут гнить там, покуда све­тят солнце и луна. Кто смотрит на человека, порицающе­го Господа Вишну и Его преданных, тот теряет результаты всех своих благочестивых деяний. Когда об­разованным людям случается взглянуть на подобных не-вайшнавов, они очищают себя, омываясь в Ганге и глядя на солнце».

Шри Рамануджачарья говорит:

шримад бхагаватарчанам

бхагаватах пуджа-видхер уттамам шри-вишнор авамананад гуру-тарам

шри-ваишнаволлангханам тиртхад ачьюта-пададжад гуру-тарам

тиртхам тадиянгхри-джам

пуджанад вишну-бхактанам пурушартхо 'сти нетарах тешу тад-двешатах кинчит насти нашанам атманах

шри-ваишнаваир маха-бхагаих саллапам карает сада тадия-душака-джанан на пашьет пурушадхаман

шри-ваишнаванам чихнани дхритвапи вишаятураих maux сардхам ванчака-джанаих саха-васам на карает

«Поклонение вайшнавам выше поклонения Всевышнему Господу. Оскорбление вайшнавов тяжелее оскорбления Господа Вишну. Вода, омывшая стопы преданных, чище воды, омывшей стопы Кришны. Нет более высокого дости­жения, чем поклонение вайшнаву. Нет более тяжкого ос­корбления, чем завидовать вайшнаву, — оскорбитель будет полностью уничтожен. Следует постоянно беседо­вать с маха-бхагавата вайшнавами, и нельзя даже смот­реть на тех ничтожнейших людей, что оскорбляют вайш­навов. Не следует жить с двуличным человеком, привязанным к чувственному удовлетворению, но укра­шающим себя знаками вайшнава».

В «Шри Чайтанья-бхагавате» (Мадхья, 5.145 и 10.102) сказано:

ята папа хайа праджа джанере химсиле

тара шата-гуна хайа ваишнаве ниндиле

«Грех зависти к другим живым существам стократно уве­личивается, если оскорбление нанесено вайшнаву».

йе папиштха ваишнавера джати-буддхи каре джанма джанма адхама-йоните дуби'маре

«Грешник, считающий вайшнава принадлежащим к опре­деленной касте, будет непрерывно, рождение за рождени­ем воплощаться в самых отвратительных формах жизни».

В семнадцатой главе Ади-лилы «Шри Чайтанья-чарита-мриты» рассказывается:

бхавани-пуджара саба самагрилана ратре шривасера дваре стхана лепана

«Он положил принадлежности для поклонения богине Дурге на пороге дома Шривасы Тхакура».

мадья-бханда-паше дхари' ниджа-гхаре гела

«Рядом с ними он поставил кувшин с вином».

табе саба шишта-лока каре хахакара аичхе карма хетха кайла кон дурачара

хадике ания саба дура караила

«Собравшиеся люди восклицали: "Что это?! Что это такое?! Кто мог так низко поступить? Кто этот грешник?" Они поз­вали дворника с метлой [хади], который собрал принад­лежности для поклонения и выбросил их».

тина динарахи' сеи гопала-чапала сарванге ха-ила куштха вахеракта-дхара

сарванга бедила ките, кате нирантара

«Три дня спустя Гопала Чапала заболел проказой, и кровь стала сочиться изо всех пор его кожи. Он весь был покрыт насекомыми, которые нещадно кусали и жалили его».

аре папи, бхакта-двеши, торе на уддхариму коти-джанма эимате кидая кхаояиму

«О грешник, завидующий чистым преданным, Я не стану спасать тебя. Вместо того Я сделаю так, что эти насекомые будут мучить тебя многие миллионы лет».

А в третьей главе Антья-лилы Господь говорит:

коти джанма хабе тора раураве патана

гхата-патия муркха туни бхакти канха джана?

харидаса-тхакуре туни кайли апамана! сарва-наша хабе тора, на хабе кальяна

«Ты поселишься в аду на десять миллионов рождений. Глу­пый логик, что можешь ты знать о преданном служении

Господу?! Ты оскорбил Харидасу Тхакура и тем поставил себя в очень опасное положение. Теперь не жди ничего хо­рошего».

кришна-свабхава, — бхакта-нинда сахите на паре

«Кришна таков, что не станет терпеть оскорбления Своих преданных».

Шри Джива Госвами писал в «Бхакти-сандарбхе»:

ваишнава-нинда шраване 'пи дошауктах

ниндам бхагаватах шринвамс тат-парасья джанасья ва тато напаити ях со 'пи ятй адхах сукритач чьютах тато 'пагамаш часамартхасья эва. самартхена ту ниндака-

джихва чхеттавья. татрапй асмартхена сва-прана-паритьяго 'пи картавьях. ятхоктам девья —

карнау пидхая нираяд яд акалпа ише дхармавитарй асринибхир нрибхир асьямане

чхиндьят прасахья рушатим асатам прабхуш чедж джихвам асун апи тато висриджет са дхармах

«Виновны не только критикующие вайшнава, но и слуша­ющие эту критику также совершают оскорбление. Это го­ворится в Писаниях, например в «Шримад-Бхагаватам» (10.74.40): «Любой, кто не покинул места, где оскорбляют Всевышнего Господа и Его верных преданных, неизбежно падет, лишенный всех заслуг благочестия».

Покинуть место оскорбления должны лишь те, кто не может сделать ничего, кроме этого. Если человек способен отрезать язык того, кто поносит вайшнава, он должен сделать это. Если человек не может так поступить, он дол­жен покончить с собой.

В «Шримад-Бхагаватам» (44.17) Сати, дочь Дакши, го­ворит следующее: «Когда слышишь, как безответственный человек поносит господина и властителя религии или вайшнавов, нужно закрыть уши и уйти, если не можешь наказать оскорбителя. Но если можешь — отрежь язык не­честивцу, произносящему грязные слова, или расстанься с жизнью — таков религиозный принцип».

 

 

Часть 3

Вьявахара-канда

 

О ПОВЕДЕНИИ

 

Предыдущие две главы познакомили читателя с мир­скими и духовными людьми. В этой главе мы обсудим раз­личия в их поведении.

Согласно мирским представлениям, для того, чтобы за­ниматься тем или иным видом деятельности, надо полу­чить соответствующую квалификацию. Иначе, приняв­шись за работу, можно столкнуться со множеством трудностей. Ради блага обычных людей, ученые в разные времена разработали множество методов. Одни из этих ме­тодов полезны для настоящей жизни, другие — для следую­щей. Обычный человек способен понять, что полезно для данной жизни, но с бытием жизни следующей он не сопри­касается и потому пускается в догадки, приводящие его к совершенно ложным заключениям. Заключения эти раз­нятся в зависимости от склонностей, поведения и опыта тех, кто пытается обсуждать вопросы будущего. За каждым из таких «мыслителей» обычно следуют люди сходных на­клонностей и, питая пристрастие к определенной точке зрения, отвергают все остальные. В целом, люди, находя­щиеся под влиянием гуны благости, по всем вопросам име­ют точку зрения иную, чем те, кто находится под влиянием гун страсти и невежества. Поступки личности, утвердив­шейся в чистой благости и обнаруживающей равнодушие к мирским вопросам, будут полностью отличаться от по­ступков просто добродетельного человека, а те, в свою оче­редь, будут противоположны поведению людей в страсти и невежестве. Размышляя о следующей жизни, мыслители, принадлежащие к четырем вышеупомянутым разновид­ностям людей, придут к четырем различным выводам. Мнения людей, стремящихся к ничем не сдерживаемому наслаждению, корыстных тружеников, философов и пре­данных будут, несомненно, отличаться друг от друга. Че­тыре этих типа мышления передаются от учителя к учени­ку с незапамятных времен. Люди следуют тому, что находят для себя удобным, в чем и проявляется их личный набор качеств.

Если человек рассматривает только свою собствен­ную квалификацию, не учитывая квалификации других, то это не принесет блага его оппонентам, а приведет лишь к бесконечным непрекращающимся спорам. Дово­ды, рассчитанные на определенные качества собеседни­ка, дают лучший результат. Узнав о спорах между двумя сторонами, мы начинаем поддерживать одну из них и та­ким образом проявляем собственную позицию. Это при­страстность. Так что, получив высшее, благородное зна­ние, следует делать все возможное, чтобы сохранить нейтралитет.

Познаваемая только в аспекте самвит, Абсолютная Ис­тина лишена вечного блаженства и предстает как Брах­ман; познаваемая в аспектах самвит и сандхини, Абсолют­ная Истина все еще лишена хладини, духовного блаженства, и предстает как Параматма; когда же аспекты сач-чид-ананда проявляются одновременно, Абсолютная Истина называется Бхагаваном. Хотя Абсолютная Истина одна, изучающие Ее познают эту адвая-гъяну, недвойст­венное высшее сознание, в трех разных видах. Отсутствие у Абсолютной Истины хладини — вечного блаженства — противоречило бы адвая-гъяне.

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11) говорится:

ваданти тат таттва-видас таттвам ядж гьнанам адваям брахмети параматмети бхагаван ити шабдьяте

Двойственное сознание называется майей в аспекте знания, вийогой в аспектах знания и вечности и абхакти (непреданностью) в аспектах вечности, знания и блажен­ства. Образованные трансценденталисты, познавшие на­уку Абсолютной Истины, называют недвойственное со­знание «недвойственной реальностью» (адвая-таттва). Эту единую сущность они описывают тремя именами: Брахман, Параматма и Бхагаван. Что же касается майава-ды, то в ней Брахман и Параматма полагаются отличными от Бхагавана.

Одни ученые относятся к брахманам, другие — к йо­гам, а третьи — к бхагаватам. Ни одна из этих категорий теоретически не одобряет удовлетворения материальных желаний. На практике же видно следующее: когда любой из вышеупомянутых трансценденталистов забывает о своем изначальном состоянии, причиной чего является двойственное сознание, происходящее, в свою очередь, из погруженности в материальное, и когда из-за много­численных материальных желаний трансценденталист начинает считать себя в определенной степени вершите­лем дел на поле корыстной деятельности, он сейчас же начинает находить отличия между тремя разновидностя­ми трансценденталистов. И тут его немедленно поглоща­ют концепции превосходства и неполноценности, кото­рые суть порождение материального мира. Когда же он осознает свое истинное положение, его корыстное мыш­ление слабеет, и он приобретает способность равно взирать на все. Тут мы не желаем более вдаваться в слож­ности Писаний и скажем лишь следующее: для человека, обладающего определенным вкусом к материальному, та­кая склонность представляется наилучшей. Вера живых существ определяется тем, как они сами себя обозначают. Поэтому ради беспристрастного анализа мы должны от­вергнуть искаженное мышление людей, подобных карми. Наши беспристрастные утверждения никогда не будут со­ответствовать утверждениям карми. Поэтому, пока карми не поднимутся на более высокий уровень, они не смогут понять наших беспристрастных утверждений; они будут ошибочно считать нас такими же себялюбцами, как они сами, и с предубеждением относиться к нам, без толку тратя свое время.

Мы уже говорили о праве выбора и убеждении. То, что приемлемо для одного человека, может казаться стран­ным другому, но когда этот другой достигнет того же со­стояния, то бывшее странным станет ему приятно. Суще­ствуют различные точки зрения. Твердость в своих убеждениях называют благочестием, а ее противополож­ность — отсутствием оного. Человек, имеющий опреде­ленные убеждения, может видеть промахи других, но при равном статусе исчезает сама возможность делать такие различия. Если брахманы, йоги и преданные не примут право каждого на свободу выбора, то это непременно при­ведет к спорам между ними и трудностям в утверждении их позиций по отношению друг к другу. Только человек, способный беспристрастно и точно оценить убеждения и право выбора субъекта, сможет разрешить любые про­тиворечия; в противном случае он просто впадет в беспо­койство и ничего не достигнет.

Люди, чье поведение мы сейчас сравниваем, имеют различные цели. Следовательно, различия в поведении неизбежны. Пракрити-джана наслаждается временным удовлетворением чувств. Термин пракрити-атита-джа-на, то есть «запредельный материальной природе», обо­значает отрешенного человека, а термин хари-джана обо­значает тех, кто утратил склонность к наслаждению и отречению и интересуется лишь вечным служением Ха­ри. Тот факт, что пракрити-джаны недовольны поведени­ем пракрити-атита-джан или хари-джан, совершенно не значит, что поведение хари-джан недостойно уважения. Хотя в миру хари-джаны кажутся похожими на пракрити-джан, это не означает, что их поведение не отличается от поведения последних. Живя бок о бок с пракрити-джа-нами, пракрити-атита-джаны одобряют их поведение, и, так как они отрицают свое собственное освобожденное положение, они не склонны вести себя иначе, чем обыч­ные миряне. Но в поведении хари-джан и пракрити-джан неизбежно будут проступать различия, обусловлен­ные противоположностью умонастроений и разностью в осознании духовности, — хари-джаны сосредоточены на своем вечном положении, а пракрити-джаны — на ма­териальном мире.

Три ипостаси недвойственной Абсолютной Истины обладают соответствующими энергиями. Бхагаван — выс­ший управляющий всеми энергиями иллюзии и духовны­ми энергиями; Параматма, как пребывающая внутри всего Сверхдуша, повелевает большинством энергий иллюзии и частью духовных энергий; Брахман — это чистое созна­ние, отделенное от всех качеств, известных как энергии Верховного Господа. Как предмет ощущается различно различными чувствами, так и Абсолютная Истина, буду­чи единой, предстает в трех формах. Однако не следует думать, что они не являют собой единое целое. Уже было сказано, что Обладателя материальных и духовных энер­гий нельзя познать просто через имперсональное зна­ние. Хотя размышление о Господе в аспектах cam и чит дает возможность познать Его владычество над энергией иллюзии и разнообразием Вайкунтхи, эти аспекты не позволяют увидеть игры между энергиями и их Источни­ком во всей полноте. Всевышний Господь полностью проявляется только в единстве аспектов cam, чит и анан-да. Итак, беспристрастные брахманы, познавшие Брах­ман, йоги, познавшие Сверхдушу, и преданные Всевыш­него — все заняты служением Абсолютной Истине, адвая-гъяне. И карми, полные материальных желаний, и гъяни, отрекшиеся от материальных желаний, и пре­данные, развившие веру в повествования о Господе Хари — все они йоги. Различие между ними состоит в том, что одни — карма-йоги, другие — гъяна-йоги, а третьи — бхакти-йоги. Эти три типа людей считают своим единст­венным богатством Абсолютную Истину, адвая-гъяну. Преданные Господа полностью познали Кришну, йоги полностью познали повелителя Вайкунтхи, Сверхдушу, пребывающую в сердце каждого, а брахманы — полно­стью познали имперсональный Брахман, лишенный раз­нообразных, надмирных, блаженных игр. Ради одних лишь философских споров никто не должен утверждать, что преданные не знают Кришну, йоги не знают Сверхду­шу, а брахманы не знают Брахман. И те, и другие, и третьи поклоняются Истине адвая-гъяна согласно своим спо­собностям.

Если брахманы, познавшие Брахман, пожелают за­няться йогой, они могут ею заняться; если они пожелают служить Кришне, они могут Ему служить. Если преданные Кришны отвернутся от служения Кришне, другими слова­ми, если они падут с пути преданного служения, они мо­гут стать карма-йогами или гъяна-йогами; если они утра­тят знание о Кришне или о Сверхдуше, они могут стать брахманами на уровне имперсонального знания. Выше всех стоят преданные Господа; под ними — йоги, а под йо­гами — брахманы, познавшие Брахман. Йоги, познавшие Сверхдушу, могут подняться на уровень преданных или опуститься до уровня бр«хдш«ов-имперсоналистов. Ког­да брахманы принимают доктрину корыстной деятельно­сти в материальном мире, они сами подпадают под влия­ние материальных качеств. Оказавшись в таком состоянии, брахманы лишаются своего имперсонального знания, которое погружается в спящее состояние. Когда же они освободятся от материальных качеств с помощью имперсонального знания, они смогут снова стать транс­цендентными брахманами.

Если гуна добродетели смешивается с гуной страсти, брахман превращается в кшатрия. Если к страсти приме­шивается невежество, человек превращается в вайшью. Ес­ли же на первый план выступает гуна невежества, человек расстается с гуной добродетели и положением дваждырож-денного и превращается в шудру. Поскольку брахманы-ма-териалисты обусловлены материальной гуной добродете­ли, они принимают различные варны в материальном обществе. Когда же они восходят в нематериальное царст­во, свободное от материальных качеств, они становятся ду­ховными брахманами-пмперсоналпстамп — знатоками исключительного, чистого сознания. Находясь в немате­риальном царстве, свободном от материальных качеств, и зная как материю, так и дух, они становятся йогами в форме смешанных гъяни. Обретаясь в запредельном, сво­бодном от материальных качеств царстве, йоги, познав­шие Брахман, исполненный всех духовных качеств, стано­вятся преданными Враджендра-нанданы, олицетворения духовных игр. Поэтому все живые существа — прежде все­го вечные слуги Кришны. Забывая о своих вечных склон­ностях, такие слуги Кришны становятся йогами, брахма­нами, членами четырех материально обусловленных варн, животными, птицами, насекомыми, мухами, червя­ми, растениями и так далее.

Всевышний Господь вечно наслаждается играми в та­ких Своих формах, как сваям-рупа, пракаша, тад-экат-ма, свамша и вибхиннамша. Вибхиннамши известны как «отделенные части», так как между ними и другими фор­мами, например свамшами, существует количественное различие. Однако в духовных качествах они не различа­ются. Так как в количественном отношении духовные ка­чества вибхиннамши незначительны, она склонна подпа­дать под контроль майи, энергии иллюзии, которая принадлежит чисто духовной свамше. Впрочем, под кон­тролем внешней материальной энергии она пребывает не вечно. Безличный Брахман — это неполное проявле­ние Всевышнего Господа. Когда Всевышний Господь про­является полностью, та же самая неделимая Истина вы­ступает как Параматма или Сверхдуша. Когда это проявление Всевышнего Господа берет на себя функции надзора за живыми существами, оно называется Пара-матмой.

Бесчисленные энергии Всевышнего Господа делятся на три разновидности. Внутренняя энергия проявляет Его вечно привлекательные качества в форме Его духовных игр. Внешняя энергия создает в рамках конечного време­ни нежелательные условия высшего и низшего порядка и временную природу вещей. Когда живые существа — от­деленная пограничная энергия Бога — обусловливаются, они сами наслаждаются внешней энергией, но, освобо­дившись, они входят в вечное служение Господу, Высшему Наслаждающемуся. Когда бесконечно малые души разви­вают в себе склонность служить неделимому высшему со­знанию, внешняя энергия больше не управляет ими. Все­могущий Вишну, источник всех энергий, находящийся в сердце каждого как Сверхдуша, Своей внешней энергией обеспечивает жизнь целой вселенной. Всевышний Гос­подь как антаръями, внутренний свидетель, пребывает в высшей обители Голоки, в духовном небе Маха-Вайкунт-хи, в трех океанах [каранодака, гарбходака и кширодака], в живых существах-вибхиннамшах и в царстве Дурги. На Голоке и на Вайкунтхах Он вечно пребывает в Своей изначальной сущности как сваям-рупа и сваям-пракаша. Время от времени Он нисходит в царство Дурги для опре­деленных целей. Хотя полностью независимый Господь является повелителем майи, Он нисходит в ее царство. Его вечные спутники, вайшнавы, способны приходить и при­ходят в материальный мир в своих вечных духовных фор­мах. Живые существа-вибхиннамши, попадая под власть майи, отказываются от служения Хари и наслаждаются плодами своих поступков посредством своих склонных к наслаждению ума и тела. Но когда такие живые существа, благодаря процессу садхана-бхакти, освобождаются от покровов кармы и гьяны и от материальных желаний, они начинают с любовью служить Господу Кришне. Изба­вившись от оков майи, они утверждаются в царстве бхавы и премы, т.е. экстаза и любви, и обретают славу преданных садхана-сиддха.

Поскольку души, отвратившиеся от Хари, занимают пограничное положение, они усваивают природу сме­шанного сознания. То есть, как только живое существо — пограничная энергия — вступает в контакт с внешней энергией, оно начинает считать себя наслаждающимся и входит в материальный мир. Живое существо приходит в материальный мир и отвергает Кришну, поскольку не­правильно использует свою свободную волю. Когда не­приятие Кришны достигает определенного уровня, душа, желая наслаждения временным материальным миром, принимает материальные ум и тело, а потому попадает в зависимость от результатов своих поступков. Когда же силой благочестивых деяний она выходит за пределы принципов варнашрамы, проводящей различие между возвышенным и низменным поведением, она, достигнув совершенства благодаря садхане, обретает положение па-рамахамсы. Ставшие парамахамсами и есть хари-джаны. Те же, что пали с уровня парамахамс, взаимодействуя с ма­терией, погружаются в корыстную деятельность и вновь попадают на уровень варнашрамы. Обусловленные души, стоящие на уровне варнашрамы, считают, что вайшнавы-парамахамсы также находятся на уровне варнашрамы. Но, осознавая, что хари-джаны и вправду отличаются от пракрити-джан, они развивают в себе благоприятную склонность к Кришне. Когда обусловленные души, отбро­сив лицемерие, принимают покровительство лотосостоп­ных вайшнавов, они забывают о своем имперсонализме и о своей корыстной деятельности. Живые существа мате­риального мира, подлежащие суду Ямараджи, считают ха-ри-джан, которым Ямараджа кланяется, обыкновенными пракрити-джанами. Смирения ради подобные лебедям хари-джаны следуют принципам варнашрамы и этим вводят пракрити-джан в заблуждение. На самом деле пра-крити-джаны и хари-джаны по своей природе так же противоположны друг другу, как иллюзия и реальность.

Живые существа, пребывающие в материальном мире, склонны поклоняться одному из двух различных объек­тов. Один из них — это Брахман, безличный, лишенный разнообразия и качеств. Поскольку Брахман вечно одно­образен, то глазам живых существ, движимых энергией иллюзии, он не предстает подходящим объектом наслаж­дения. Именно поэтому приверженцы имперсонализма воображают, будто поклоняться надо пяти или семи бо­гам, хотя на самом деле они поклоняются лишь различ­ным материальным вещам. Другой объект поклонения — это духовное многообразие. Объект поклонения таких людей обладает вечным именем, вечным обликом, вечны­ми качествами, вечными спутниками и вечными играми. Имперсоналисты, однако, полагают, что в освобожденном состоянии не существует ни разнообразия, ни духовных игр — подобное мирское, самодовольное объяснение ис­ходит от тех, кто не предан Вишну. Некоторые из них даже отрицают существование духовного мира и становятся безбожниками.

Живые существа придерживаются одного из трех мне­ний — либо полностью отрицают существование духовно­го мира, либо полностью принимают его существование, либо сомневаются и в том, и в другом. Среди отвергающих существование духовного мира одни считают, что духов­ный мир вообще не существует, другие ставят его сущест­вование под сомнение, а третьи утверждают, что доказать его существование или несуществование невозможно. Те, кто полностью принимает существование духовного ми­ра, познают надмирную Божественную Личность в двух разных проявлениях: как аишваръю и как мадхуръю, то есть как величие и сладость. Те, кто и принимает, и отвер­гает существование духовного мира, считают, что духов­ное вечное бытие живых существ либо проходит в полном знании, либо лишено знания. А те, кто не верит в сущест­вование духовного мира, из-за отсутствия веры стремятся, живя в миру, к материальному наслаждению. В духе неза­висимости, которую они исповедуют, они не служат нико­му, кроме самих себя. Следуя по их стопам, те, кто заявляет, будто признает существование духовного мира, принима­ют высшей целью безличный Брахман, попутно выдумы­вая себе разнообразные объекты поклонения.

Существуют две концепции имперсональной филосо­фии — отрицание духовных склонностей и отрицание духовной деятельности — обе эти разновидности далеки от вечного поклонения. Полагание целью жизни отсутст­вия функции сознания ведет к шунъяваде, то есть филосо­фии пустоты. А когда люди считают, что сознание лише­но деятельности, их философия называется майявада, или духовность без разнообразия. В своей повседневной жизни приверженцы философии пустоты придержива­ются нити-шастр, или определенных общественных правил и норм. Майявади, принимающие покрытое неве­жеством сознание за Всевышнего Господа, создают себе пять идолов и обращаются к совокупности невежества как ко Всевышнему. Из-за отсутствия недвойственного знания так называемые освобожденные майявади счита­ют себя временными поклоняющимися и потому почита­ют пять богов. Видя полное отсутствие в них склонности к преданному служению, Шри Вьясадева написал в «Пад-ма-пуране»:

двау бхута-саргау локе смин даива асура эва ча вишну-бхактах смрито даива асурас тад-випарьяях

«В мире есть два типа сотворенных существ — божест­венные и демонические. Посвятившие себя преданному служению Вишну — божественны, а противостоящие пре­данному служению — демоничны».

Другими словами, варнашрама-дхарма может быть двух видов. Имеющая в своей основе преданное служение Господу Вишну называется дайвой, а ее противополож­ность, то есть такая варнашрама, в которой нет места ис­ключительной преданности Всевышнему Господу, кото­рая отрицает Его вечные игры, имя, форму, качества и которая считает духовные объекты иллюзорными и по­тому рекомендует поклонение пяти богам, называется ис­полненной материального наслаждения адайвой.

Шри Кришна-двайпаяна в «Шримад-Бхагаватам» (11.53) объясняет этот стих более подробно:

я эшам пурушам сакшад

атма-прабхавам ишварам на бхаджантй аваджананти

стханад бхраштах патантй адхах

«Если любой из членов четырех варн {брахманов, кшат­риев, вайший и шудр) и четырех ашрамов (брахмачари, грихастх, ванапрастх и саннъяси) не оказывает почтения или намеренно отказывается выражать почтение Божест­венной Личности, источнику всего творения, он падает со своего положения, другими словами, он падает из дайва-варнашрамы в прямо противоположное состояние демо­нической варнашрамы».

Варнашрама, которой следуют атеисты или почитате­ли пяти богов, не имеет ничего общего с дайва-варнаш-рамой, практикуемой преданными Вишну. В «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35) говорится:

ясья ял лакшанам проктам аумсо варнабхивьянджакам яд аньятрапи дришьета тат тенаива винирдишет

«Обладающий отличительными признаками брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры согласно тому, как было опи­сано выше, должен быть отнесен к определенному классу согласно этим признакам, даже если он родился в другом классе». Кто отвергает этот метод, тот совершает грех. Прежде чем установить принадлежность человека к опре­деленному классу, следует дать ему возможность очистить­ся с помощью десяти очистительных процессов, заняться изучением Вед и шестью видами деятельности, начиная с поклонения и обучения поклонению, научиться пра­вильно вести себя, вкушать остатки пищи духовного учи­теля, привязаться к духовному учителю, соблюдать обеты и быть правдивым. Но если у брахмана, прошедшего все десять очистительных процессов, проявляются признаки вайшьи или шудры, он должен либо перестать называться очищенным, либо заняться работой вайший — это будет честно. Не поступать таким образом — значит быть себя­любцем и бессильным в исполнении Писаний.

Нилакантха в своем комментарии к «Махабхарате» (Шанти-парва, 189-2) приводит следующую фразу из смрити:

ясьяите 'шта-чатваримшат самскарах са брахманах «Совершивший сорок восемь самскар — брахман». [6]

Шри Ямуначарья утверждает в «Агама-праманье»:

яд апйуктам гарбхадханади-даханта-самскарантара-севанад бхагаватанам абрахманъям ити, татрапй-агъя-нам эвапарадхъяти, на пунар аюшмато дошах; йад эте вамша-парампарая ваджасанея-шакхам адхиянах катъяя-нади-грихйокта-маргена гарбхадханади-самскаран курва-те; в пунах савитрй-анувачана-прабхрити-трайи-дхар-ма-тъягена экаяна-шрути-вихитан эва чатваримшат самскаран курвате 'пи сва-шакха-грихйоктам артхамят-ха-вад анутиштхаманах на шакхантария-кармануштха-над брахманъят прачъяванте анъешам апи пара-шакха-вихита-кармануштхана-нимиттабрахманъя-прасангат

«Те, кто говорят, будто бхагаваты лишились брахманского достоинства, поскольку они отвергают ведические самска-ры, от гарбхадхана-самскары до погребальной церемонии, и принимают иную систему очистительных ритуалов, — невежественные оскорбители. Все же говорящие так — да живут они долго — не совсем ошибаются, поскольку бхага­ваты, изучив раздел Вед «Ваджасанея», принадлежащий к их семейной традиции, совершают гарбхадхану и другие самскары, пользуясь методами, предписанными в «Грихья-сутрах» Катьяяны и других. Более того, бхагаваты, отверг­шие ведические обряды, например савитри-анувачану (пе­ние ведических мантр, делающих человека носителем жертвенного шнура), и вместо этого совершающие сорок самскар, предписанных в Экаяна-шрути, поступают со­гласно принципам Грихъя-сутр своего ответвления, и по­этому они не падают с положения брахманов из-за того, что не исполняют ритуалов, относящихся к другому ответвле­нию. В конце концов, если брахман, принадлежащий к од­ному из ответвлений Вед, должен считаться падшим из-за того, что не соблюдает обрядов всех ответвлений, то тогда приверженцы остальных ответвлений также должны счи­таться падшими, ведь и они тоже не исполняют ритуалов остальных ответвлений».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: