29 Соами Джи. Соами Шив Дайял Сингх(1818—1878) —великий Святой из Агры. Учитель Джаймал Сингха.
Так, в Пенджабе миссию Соами Джи перенял Баба Джаймал Сингх30, затем последовал Его знаменитый духовный сын и преемник Хазур Саван Сингх Джи31, чья Милость сейчас сияет во всем мире ярче, чем прежде, через «Рухани Сатсанг»32 с его центром в Дели (Индия) — общий форум, где время от времени встречаются религиозные деятели как Индии, так и зарубежья.
30 Баба Джаймал Сингх Джи. Также известен как Баба Джи (1839—1903) — Мастер Баба Саван Сингха.
31 Хазур Саван Сингх Джи (1858—1948). Родился в Пенджабе, инженер, ученик и преемник Баба Джаймал Сингха, жил в Беасе, учитель Сант Кирпал Сингха.
32 «Рухани Сатсанг». Рухани — встреча. Сатсанг — место, где говорит об Истине Сант-Сатгуру (прим. пер.).
Они стараются сцементировать человечество, детей Единого Бога, в единое братство народов, невзирая на их социально-религиозные различия и различия самих стран, в которых они живут.
Когда Святые покидают мир, их бесценный духовный опыт, приобретенный ими во время поисков Истины, собирается и добавляется к уже существующей священной литературе мира. В двадцатом веке нам посчастливилось читать Священные Писания давно минувших веков.
Мы знаем Зенд Авесту33, Веды34, Упанишады35, великие эпо-сы Рамаяну36 и Махабхарату37, Бхагавад Гиту38, Ветхий и Новый Заветы, Коран, Ади Грант Сахиб39 и много других произведений, как-то: Cap Бачан40 и Гурмат Сидхант41. Все эти писания излагают одну и ту же Истину, и хотя Истина Одна, однако пути, ведущие к ней, различны, поэтому терминология и способы выражения авторов также различны.
|
33 Авеста — Священные книги древних персов, поклонявшихся огню и Солнцу.
34 Веды — индийская религиозная литература.
35 Упанишады (дословно: тайное учение) — брахминские рукописи (примерно 700—800 лет до н.э.), толкование Вед.
36 «Рамаяна» — самая древняя из эпических поэм на санскрите, написанная мудрецом Валмики, повествует о скитаниях Бога Рамы (считается 7-м воплощением Бога Вишну) и о похищении его жены Ситы Раваной, демоническим правителем Цейлона.
37 «Махабхарата» — национальный эпос Индии. Содержит божественные и героические рассказы, в которых рассматриваются индийские религиозные учения. Составлена в форме диалогов. 400—500 лет до н.э.
38 Бхагавад Гита («Песня Обожаемого») — часть «Махабхараты», одна из священнейших книг Индии; религиозно-философский эпос в форме диалога между Кришной и Арджуной, его учеником; синтез многих религиозных систем; изложение доступных путей к освобождению; около 300 лет до н.э.
39 Ади Грант Сахиб (Гуру Грант Сахиб) — Священные Писания сикхов.
40 Писание Соами Джи.
41 Гурмат Сидхант. Сант Мат — Учение Гуру и Святых.
Следуя учению того или иного мудреца, мы, не обладая ни скрытым значением ключевых слов текста, ни полным пониманием языка и диалекта того времени, оказываемся не способны понять всю его глубину.
|
Пока не придет нам на помощь человек озарения, сам, на своем собственном опыте познавший истины, изложенные в Священных Писаниях, и не объяснит их доступным нам языком, мы не сможем понять смысла изложенной в них Мудрости. В руках подобного сведущего Мастера древние летописи оживают и затем служат ищущим душам источником вдохновения.
Поэтому говорится:
Инструменты в руках Мастера
Есть Священные Писания, и помогают они нам
Переплыть жизни океан.
Но понятными лишь тогда становятся,
Когда нам их объяснит Богочеловек.
Во время Посвящения ищущий Истину сознательно подсоединяется к Священному Слову, Силе Бога в форме Света и Звука, исходящих из вибрационного движения в глубине океана Любви, каким и является Бог.
Посвященному наглядно демонстрируются Сила и Дух Бога, и он начинает видеть Свет Бога и слышать Музыку Сфер, безостановочно вибрирующую везде и повсюду, в пространстве и вне пространства, ибо нет такого места, где бы она не существовала.
О Гуру Нанаке, полностью окрашенном цветом вездесущего Наама и погруженном в вечный экстаз, рассказывают, что однажды во время своих странствований, оказавшись в Мекке (Аравия)42, он лежал в Священном месте ногами в направлении Святой Каабы43.
|
42 Мекка — священный город мусульман в провинции Хиджаз (Саудовская Аравия). Место рождения Магомета, привлекающее ежегодно свыше 100 тысяч паломников; здесь, в большой мечети Эль-Харам, находится знаменитая Кааба со священным черным камнем.
43 Кааба — главная святыня мусульман: храм в Мекке, имеющий форму куба с ребром в 6 саженей. В одном из его углов замурован большой черный камень (Эсвад), оправленный в серебро (прим. пер.)
Служители храма не потерпели подобного, как им показалось, богохульства и, оскорбленные, гневно воскликнули: «Как смеешь ты лежать ногами к Дому Бога?!»
На что Гуру Нанак, видевший везде и повсюду вибрирующий Дух Бога, смиренно ответил: «Пожалуйста, укажите мне то место, где нет Бога, чтоб я смог повернуть свои ноги туда». Именно так видят мир упоенные Богом Святые, видят Бога везде и повсюду как вездесущий Принцип Жизни, пульсирующий во всем, что существует.
О том же в Алкоране сказал Пророк: «Царство Божие простирается с Востока на Запад, и верные найдут его в том направлении, в котором повернут лицо свое к Богу, и Бог встретит их, ибо не ограничен Он определенным пространством. Он вездесущ, и известно Ему сердце каждого».
Аль-нисай, мусульманский дервиш44, рассуждая на эту же тему, добавил: «Для меня весь мир есть Святыня и Божественный Храм для молитв. Мои последователи вольны молиться, где бы их ни застало время молитв».
44 Дервиш — мусульманский странствующий монах, аскет.
В деяниях Апостолов мы читаем: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет...» (Деяния 17:24).
Оливер Уэнделл Холмс45 придает особое значение преданности, ибо любвеобильная преданность освящает как место и время, так и метод молитвы. «Все свято там, где с преданностью преклонил свои колени человек», — говорит он.
45 Оливер Уэнделл Холмс (1809—1894) — американский писатель, профессор анатомии и физиологии (прим. пер.).
Сила и Дух Бога — вездесущи. Они присутствуют и вибрируют вечно и везде. Слушая Божественную Мелодию (Слово), душа, как в лифте, непроизвольно поднимается во все высшие и высшие сферы и будет продолжать подниматься, следуя мелодичной Музыке, постепенно делающейся все более и более возвышенной, пока не сольется с Источником, из которого произошла, — с Абсолютом Анами или Безымянным, Бессловесным.
Мы все ищем Бога в соответствии с нашим пониманием. Душа после длительного и утомительного внутреннего процесса самоорганизации и самоочищения в конце концов приводится Силой Бога к ногам живущего Мастера-Святого для ее возвращения обратно к Богу:
Никто не может прийти ко Мне,
если не привлечет его Отец, пославший Меня;
и Я воскрешу его в последний день.
От Иоанна 6:44
«Последний день» здесь означает день, в который душа покидает останки своего тела, что возможно сделать добровольно при жизни, поднявшись выше телесного сознания путем практического процесса самоанализа, либо принудительно в момент смерти, когда Ангел Смерти вытаскивает душу (сознание и жизнь) из тела. «Тот, кто послал тебя в мир, ныне зовет тебя обратно. Возвращайся легко и спокойно домой», — так говорит Гуру Арджан.
Изобретение радио и радара доказало — и в этом нет и тени сомнения, — что атмосфера вокруг нас наполнена вибрирующими звуками, которые возможно уловить и услышать на любом расстоянии при наличии правильно сконструированного и хорошо настроенного и отрегулированного аппарата. То же самое происходит во время посвящения, когда сведущий Мастер так настраивает душу [ученика], что она начинает слышать Музыку Сфер.
Внешняя земная музыка безусловно оказывает сильное влияние на человека. Боевые звуки горнов и труб взбадривают марширующих солдат. В своих клетчатых юбках жители горной Шотландии триумфально маршируют под звуки волынки. Под ритмичные выкрики ровно гребут веслами матросы, поднимают паруса и тянут канаты. Приглушенно бьют похоронный марш барабаны, и движется под звуки его за гробом траурная процессия. Танцовщики танцуют под аккомпанемент музыки и звон своих браслетов на руках и ногах. Даже животным нравится звон колокольцев, привязанных к их рогам. Из непроходимой чащи леса бой барабана способен выманить быстроногую антилопу, а музыкой вины заклинатель змей околдовывает ядовитых кобр. Внешняя музыка приводит душу к границе материальной сферы и пробуждает иначе недоступные слезам недосягаемые чувства.
Воистину, такова сила музыки.
Джон Драйден, знаменитый английский поэт, живший в XVII веке, красноречиво описал власть музыки:
Какие страсти возбудить
Не сможет музыка и утолить?
Когда по струнам ударял рукой Джубал,
Собратия его стояли, слушая, вокруг,
И изумлением наполнились сердца.
Боготворить хотелось им сей сладкий звук.
«Не меньший, чем сам Бог, — так думали они, —
Живет внутри сей скорлупы пустой»,
И голос трепетный и сладкозвучный
Был безусловно голосом Его.
Какие страсти возбудить
Не сможет музыка и утолить?
Если такова сила земной музыки, то можно себе представить, какова должна быть сила Музыки Божественной, небесной!
Сколь пьяняще и упоительно было бы подняться над телесным сознанием и вступить в контакт с Небесной Гармонией! Слово есть Сила Бога, пришедшая в действие. Бог в действии есть звучащая симфония Любви, бьющая ключом и переливающаяся через край. Бог является одновременно источником Любви, Света и Жизни.
Путь к Абсолюту лежит и вьется через многие «обители» (сферы и подсферы), начиная с физической сферы и кончая Домом Отца. Путешествие это далеко не безопасно. Пересечь же сферу разума без руководства сведущего Проводника, хорошо знакомого с поворотами и изгибами пути, вообще не представляется возможным. Отсюда делается совершенно ясной абсолютная необходимость подобного сведущего Проводника: Гуру или факелоносца, Совершенного Мастера — опытного, знакомого со всяческими опасностями и трудностями пути.
Только Он один, тот, кому знаком путь возвращения к Богу, может благополучно провести душу через скользкие зоны ослепительного Света и зоны приводящих в замешательство теней, сквозь обманчивые чары сирен и всяческие ужасы неведомого.
Нас так предупреждает Маулана Руми46:
Найди с Путем хорошо знакомого Проводника,
Ибо несказанными опасностями усеян твой Путь
И хитрыми западнями без счета.
46 Маулана Руми, Джалал-уд-Дин (1207—1273) — великий персидский суфийский Святой. Автор «Маснави», многими считающейся лучшей из когда-либо написанных духовных поэм. Его Мастером был Шамаз-и-Табриз. Как и все прочие великие суфисты, проповедовал Sultan-ul-Azkar, или йогу Звукового Потока
В устрашающем океане жизни нас с головой захлестывают мирские дела. Нашу беспомощность ярко и образно описывает Кабир. Путь к истинному счастью, говорит он, длинен и труден, а мы беспробудно храпим на уровне чувств. Кабир увещевает нас проснуться и начать мучительный подъем вверх по горе. Земная жизнь мертвой хваткой держит нас в своих стальных когтях, при этом мы еще несем на наших головах тяжкий груз иллюзий. Так называемые друзья наши и родственники — всего лишь кредиторы и должники (пришедшие из прошлых жизней), всяческими лживыми путями безжалостно разрывающие нас на части. И диву даешься, почему мы продолжаем любить их, цепляться за них, обнимать и прижимать их к нашей груди, не подозревая, что из-за них сами истекаем кровью. То, что мы считаем своим, своей собственностью, есть мираж, зачастую исчезающий в мгновение ока.
И опять в который раз бедная душа одна бредет пустынной тропой к месту Судного Дня (Dharam Raj, Божественная Сила Правосудия47).
47 Dharam Raj — Король Теней. Король-Судья. Божественный «счетовод», Держатель Равновесия, отправляющий правосудие над прибывшей душой; Его приговор зависит от дел, свершенных душой на Земле, и Он либо награждает, либо наказывает по Закону «что посеешь, то и пожнешь» или «око за око и зуб за зуб». Приговор Его абсолютно справедлив.
В изношенной лодке нашего тела, без руля и ветрил, подобные клочьям пены несемся мы по опасному потоку жизни добычей могучих ветров и бушующих волн. Как добраться нам до другого берега? За гроши мы играем в игру без выигрыша, а в конце ее, как затравленный зверь, умираем, не зная, куда мы идем. Ничего не ведая о жизни по ту сторону могилы, как можем мы спастись? Проблема эта выше нашего понимания, и мы, сбитые с толку, чувствуем себя беспомощными.
Мастер обещает никогда не покидать нас и всегда быть с нами как в мире этом, так и в мире последующем. Доказательством тому служит Лучезарная форма Мастера48, проявляемая Им внутри каждого посвященного. И недвусмысленно заверяет он нас:
...и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я
От Иоанна 14:3
Посвященному объясняется эзотерический метод восхождения к Царству Небесному, что лежит внутри него самого. Внутреннее Путешествие начинается с открытия «Единого Ока», или Shiv Netra. «Единое Око», или «Третий глаз», начинает функционировать после того, как внимание49 человека, покинув тело ниже глаз, полностью собирается в месте нахождения души, а именно в центре позади двух глаз, между бровей50.
48 Лучезарная форма Мастера. Guru Dev — самосветящаяся астральная форма Мастера, встречающая ученика, как только он поднимется над телесным сознанием. См. книгу Сант Кирпал Сингха «Богочеловек», глава «ГуруДэв» (Guru Dev).
49 Внимание — внешнее проявление души.
50 «Единое Око» — Гуру Рам Дас говорит о «Едином Оке» следующее: «Мысли ежесекундно блуждают во все стороны, ибо не вошли в Тил» («Единое Око»). Тулси Сахиб заверяет нас, что «Тайна познания Бога открывается только тому, кто проник за Тил» {прим. пер.).
Войдя в потусторонний мир, посвященный не только встречает своего Мастера, но и может поговорить с Ним и затем вернуться обратно, ясно помня все пережитое им в потустороннем мире. В Царстве Божием не существует бесконечной цепи причин и следствий, а также не существует времени и пространства, душа живет там в вечном настоящем моменте в созвучном ей своём собственном мире. Общение между душами происходит посредством эфирных волн (мыслей) или вибраций.
Все это и многое другое достигается путем продолжительной садхны, или ежедневных духовных, преданно-любвеобильных практических упражнений.
Таким образом посвященный достигает сознательного контакта с Мастером в потусторонних мирах, шаг за шагом постепенно полностью сливается с Ним и, как Апостол Павел, по праву тогда может воскликнуть:
Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня...
КГалатам 2:19—20
Мастер есть «Слово, ставшее плотию», Он постоянно находится в прямом общении с Божественным Словом внутри себя, Он фактически блаженствует в Нем, восклицая: «Я и Отец — одно» (От Иоанна 10:30) или, как мы читаем в Гурбани, «Я и Отец мой окрашены в единый цвет» и «Мы соработники с Отцом Моим» (совместно духовно управляющие миром). Можно сказать, что Мастер является сознательным соработником Божественного Плана51.
51 Сознательный соработник Божественного Плана — человек, который видит, что в Творении всё вершит Бог и что сам он всего лишь марионетка, пляшущая по Воле Его.
Зачастую Мастер берет своего посвящённого как бы под прикрытие и выводит его за пределы некоторых сфер, дабы сферы эти не околдовали его своими несказанными красотами, чтоб посвященный не запутался в них, не потерялся в засадах чудес на Пути.
Маулана Руми предупреждает нас:
Если в потусторонний мир желаешь ты
Свершить паломничество,
Возьми с собой паломника-товарища.
Значенья не имеет, индус ли он,
Араб ли он иль турок,
Но будь уверен точно в том,
Что он есть истинный паломник.
Таким паломником и является живущий Мастер. «Тип мудреца, парящего высоко и не блуждающего никогда, он Небесам родным и Дому безмерно предан навсегда». Пребывать возле живущего на Земле Мастера есть великое благословение. Он никогда не покинет и не оставит своего посвященного, и это, как истинно сказано в Евангелии (От Матфея 28:20), «до скончания века». Во время Посвящения Мастер в своей Светящейся, Лучезарной форме вступает в «Единое Око» ученика и с этих пор неизменно остается с ним до конца Путешествия в Сач-Кханд52, к Sat Naam или Sat Purush53, где Он вбирается в Sat Naam, вбирая в Себя душу ученика, и оба таким образом оказываются Едиными в Боге. И даже если когда-либо ученик собьется с пути или его собьют с пути, он снова будет возвращен на путь Истины — либо в этой жизни, либо в жизнях последующих.
52 Сач-Кханд — 5-я сфера Творения, сфера Истины, чисто духовная сфера. Местопребывание Позитивной Силы, первого и главного проявления Бога-Абсолюта. Цель достижения Святых и их учеников. Здесь достигаются полное освобождение от перевоплощений и вечная жизнь. Сач-Кханд неподвластен великому растворению Вселенной. Здесь заканчивается работа Гуру, и дальше (выше) душу ведет сам Бог.
53 Sat Punish — первое и главное проявление Бога-Абсолюта в Сач-Кханде; Ему подчинены как Сач-Кханд, так и все ниже находящиеся Вселенные; называется также Akal Purush и Sat Naam (Сат Наам).
Как Христос, так и другие Мастера со временем должны покидать Земную сферу Творения, однако они продолжают жить в форме Шабд (Слово) внутри, вне пространства и времени. Поскольку мы связаны с тем или другим из ушедших Мастеров, совершенно естественно, что каждый из нас хочет жить для Него и умереть ради Него. К сожалению, мы не имеем ни малейшего понятия, как установить с ним контакт внутри себя самого.
Такой контакт возможен и доступен, но только при условии, если мы встретим Учителя (Shabd Swarup), или олицетворенное Слово, способного соединить нас со Словом, нет, трансформировать нас в это Слово, в котором вечно живут все Мастера прошедших веков.
Мне вспоминается один случай, происшедший в 1955 году в Америке. Одна дама подошла ко мне и заявила, что она встречает внутри себя Христа, этим вполне удовлетворена и не имеет желания предпринимать какие-либо попытки для продвижения на духовном поприще. Однажды, при случае, я посоветовал ей спросить Христа и узнать от Него, что именно необходимо ей сделать, чтоб достичь дальнейшего духовного прогресса. И вот на другой день она вернулась и попросила, и довольно настойчиво, дать ей Посвящение, объяснив, что Христос сказал ей, что, если она хочет продвинуться дальше на духовном Пути, ей придется искать руководства у живущего на Земле Совершенного Мастера.
Внутренние Силы никогда не препятствуют ищущим Бога; и если кто-либо находится в связи с древним, давно ушедшим Мастером, то этот Мастер с радостью укажет своему последователю, какие именно следует предпринять шаги для дальнейшего духовного прогресса.
Немногих из своих посвященных Мастер поднимает в пятую сферу Творения, Сач-Кханд, и показывает им эту сферу невообразимого великолепия и красоты. Большинство же посвященных Мастера только продвигают постепенно вверх в направлении Сач-Кханда. Как уже было сказано ранее, в Творении существует восемь сфер; восьмая является конечной Целью и достигается только теми, кто добился полного совершенства.
Оставив позади Cam Лок [Сач-Кханд],
Душа познает Невыразимого [Алак],
Затем Непостижимого [Агам];
Но в сфере выше всех — Анами — живут Святые,
Смиренный Нанак отдыхает там.
В Откровении Святой Иоанн Богослов так описывает свой собственный внутренний опыт:
Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, первый и последний... Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною... и увидел подобного Сыну Человеческому... и очи Его — как пламень огненный... и голос Его — как шум вод многих; и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний... Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит... побеждающему дам вкушать от древа жизни... побеждающий не потерпит вреда от второй смерти... побеждающему дам вкушать сокровенную манну и дам ему белый камень, и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает... Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни... Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего... Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться... и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Откровение. Выборки из гл. 1, 2, 3
В главе 12 второго Послания к Коринфянам Апостол Павел, говоря о своих видениях и откровениях, рассказывает о «третьем небе»: «Знаю человека... который... в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба [Брахманд]... Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2-е Коринфянам 12:2—4). Никто из Мастеров не разглашает сокровенных и глубочайших тайн. Шамаз-и-Табриз говорит: «Когда хочу я поведать о моем Возлюбленном, дрожит мое перо и рвется страница». Маулана Руми также запрещает выдавать внутренние тайны: «Ты не должен рассказывать о своих видениях даже ни на йоту. Иначе вычеркнет Он из твоей памяти все, что ты видел, как будто бы этого никогда и не было». С чувством восклицает Кабир:
Я заклинаю тебя всей Силой,
Находящейся в моей власти:
Будь осторожен, все внутренние тайны
Тайнами должны и остаться.
Заключим незабываемыми словами великого Маулана Руми, автора знаменитой поэмы «Маснави»:
Мне не следует говорить тебе ничего больше,
Ибо не может вместить океана русло простого ручья.
Именно таким образом Мастера времен давным-давно прошедших скрывали Тайную Божественную Доктрину, скрывали как священную доверенность и только в редких случаях сообщали — да и то лишь немногое — проверенным и надежным ученикам (gurmukhs). Действительно, совершенно невозможно рассуждать на подобную тему простыми, обыденными словами, ибо, не попробовав пудинга, как можно рассказать о его вкусе? Предмет этот есть практический процесс самоанализа, исследования и обращения внимания внутрь; и кто милостью Совершенного Мастера получит этот доступ и сумеет глубоко проникнуть внутрь самого себя, безусловно найдет бесценную Жемчужину.
Прикосновение Реальности выносит человека за пределы относительности, и смертный человек в мгновение ока обращается бессмертным духом, рассекая гордиев узел54 инертной материи и живой души. Таким образом раскрывается тайна «Жизни» и «Смерти», ибо одна лишь жизнь существует среди скользящих и исчезающих теней преходящего, и жизнь победой поглощает смерть на каждом шагу. На последующих страницах предпринимается попытка кое-что рассказать о Тайной Доктрине на языке трехмерного мира, доступном всем, но совершенно недостаточном для описания Неописуемого.
54 Гордиев узел — узел, которым было привязано в древности дышло колесницы Гордия в храме Зевса на горе Гордиум (Галатия). Оракул предсказал, что тот, кто развяжет этот узел, будет владеть Малой Азией. Александр Македонский, дабы исполнить это пророчество, рассек узел мечом. Поэтому-то всякое запутанное дело называют гордиевым узлом. «Рассечь гордиев узел» означает одним решительным действием распутать дело.
И да помогут читателю Сила и Дух Божий достичь большего понимания этого предмета у ног сведущего Мастера, способного одарить нас духовными богатствами, — одарить здесь и сейчас, в этой жизни, ибо как знать, взойдет ли для нас после смерти свет Истины, как торжественно и серьезно нам обещают так называемые «учителя», переполняющие мир...