б) Крияман — результат новых действий, совершаемых в текущей жизни.
в) Санчит — Кармы прошедших действий, еще не выплаченные и остающиеся в «хранилище»; их придется выплатить в будущих воплощениях.
Закон Кармы действует неумолимо и безжалостно, он не принимает во внимание смягчающих обстоятельств и не допускает исключений: «Каста и цвет тебе там не помогут; каждый получит вознаграждение в соответствии со своими делами» (Ади Грант. Аза МЗ). «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Притчи 21:2). В назначенный час, о котором никто не имеет ни малейшего представления, добрые ангелы (Рамганс) или злые ангелы (Ямганс) приходят за душой, насильственно вытягивают ее из тела, а затем сопровождают к Вечному Судии, где и отчитывается она во всех своих мыслях, словах и делах.
«Глупец, ты думаешь, что если нет Босуэлла101, чтоб записать твои слова, они поэтому все незаметно умерли и похоронены навечно, навсегда. Ничто не умирает в природе, ничто не может умереть; любое праздное тобою брошенное слово есть семя, брошенное времени, и в вечности оно взойдет» (Карлейль) (17). Иисус Христос ясно сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (От Матфея 12:36—37).
100 Карма — действие. Этот термин индийской духовной мысли означает веру в то, что каждое наше действие определяет наше будущее не только в текущей жизни, но и в жизни предстоящей. Нет случайностей, есть только Карма. Человек целиком зависит от закона Действия и Последствия. И хотя духовное спасение невозможно получить без Милости Свыше, однако, как говорит Гуру Нанак, «мы должны заслужить эту Милость путем Кармы или действий в этой или последующей жизни».
|
101 Босуэлл, Джеймс (1740—1795)—автор биографии Сэмюэла Джонсона (1709—1784), известного английского критика и историка литературы, составившего наиболее популярный в свое время словарь английского языка.
Все мысли, чувства и эмоции, все слова, произнесенные с умыслом или ненамеренно, все дела, свершенные с каким-то расчетом или же случайно, оставляют неизгладимый отпечаток (Samskaras или naqsh-i-amal) на плитке разума, и счет за них будет получен после смерти. Процесс этот суммарный, но справедливый, без всяких заранее принятых мер для логического умствования, споров, призывов к Высшим Силам о помощи, апелляций и без всякого намека на возможность помилования. Тот, кто всю свою жизнь предавался грешным делам, отправляется в ад (Narak или Dozakh), где и будет подвергаться наказанию в течение определенного времени, как того заслуживают его дела. Таким образом он избавляется от пагубных и злобных отпечатков (которые принес с собой) и начинает понимать закон, действующий в конечном счете ради его же блага.
|
Когда истечет назначенный срок, бывший грешник опять рождается на Земле, получая таким образом новую возможность вести преображенную жизнь, свободную от зла, теперь смытого, и начать жить по-новому, избегая ловушек и капканов прошлого. Тому, кто прожил жизнь праведную и честную, назначается место в раю (Swarg, Baikunth или Bahisht), где он и наслаждается плодами своих добросердечных дел, после чего также снова возвращается вниз, на Землю. Таким образом, все души, заключенные в кармическое колесо жизни и смерти, двигаются вверх и вниз согласно собственным своим бесконечным действиям.
С этого вечно вращающегося гигантского колеса нет возможности бежать, пока человек по мановению судьбы не встретит Сант-Сатгуру, который примет его и поможет найти путь к Богу. Духи, поднимающиеся из нижнего мира Плутона, постепенно продвигаются вверх: от минералов к растительному миру, затем достигают мира насекомых, рептилий и пернатого братства и продолжают подниматься, пока не достигнут царства четвероногих и, наконец, не станут человеком.
Пройдя через колесо восьмидесяти четырех102,
Наконец ты достиг вершины.
За Силу Бога теперь ухватись, о Нанак,
И стань навечно свободным.
Нанак
Ади Грант Сахиб, Shri Rag M5
102 Восемьдесят четыре — см. сноску 42 (прим. пер.).
|
Даже дивы и божества, различные боги и богини, царящие в сферах Блаженства, существуют там только благодаря своим в высшей степени достойным похвалы действиям в более низких сферах Творения. Но как только истечет время вознаграждения за заслуги, они также будут обязаны вернуться в физический мир. Обожаемый и благословенный Господь Кришна однажды объяснил своему преданному ученику Удхаву, как именно действует закон Кармы. Господь Кришна сказал: «О Удхав, это насекомое, которое ты видишь, много раз уже было Индрой, богом грома и дождя, и много раз уже ползало в грязи, как и сейчас ползет»103.
103 Эта выдержка взята из индийской мифологии, возникшей за многие века до нашей эры. Если человек ведет себя хуже животного — в процессе дальнейшей эволюции ему потребуется (в следующей жизни) форма животного, соответствующая его поведению. Законы эволюции и вырождения (дегенерации) – оба действуют в природе. Если человек провел свою жизнь достойно и благородно, как и полагается развитому человеку, то можно с абсолютной уверенностью сказать, что он никогда не вернется на уровень животного (Д-р Джулиан Джонсон. Путь Мастеров, с. 268.).
Даже аватары или воплощения, олицетворения сил Бога, не имеют защиты от неумолимого кармического колеса и призываются к суду. Они подобны солдату в армии, несущему ответственность за свои поступки по гражданским законам, а также и по законам военным, определяющим его профессию. Скажем, солдат выполняет свои обязанности по приказу высших начальников, что по воинским уставам является законом, однако, исполняя их, может навлечь на себя ответственность по гражданским законам. Он как бы несет двойную ответственность: с одной стороны, по законам военным, обязующим его беспрекословно выполнять приказы или подвергнуться суду трибунала, с другой стороны — по законам гражданского управления, рискуя предстать перед гражданским судом, если при выполнении воинских приказов окажутся нарушены гражданские законы.
Таким образом, боги, богини и воплощения различных Божественных сил включаются в эту категорию в границах действующего Закона Кармы. Несмотря на свое привилегированное положение, они, так же как и все множество ангелов, находятся под Законом, а не над ним. Поэтому и они тоже ищут человеческого рождения, ибо в нем скрыта возможность ускользнуть от тяжелых трудов и борьбы в сферу вечного покоя и жизни бесконечной. Даже великие риши со всеми их суровостями и воздержанностью, аскетизмом и покаяниями в момент приближающейся смерти желают вновь получить человеческое рождение, предпочитая его небесным обителям в раю, где могли бы жить светящимися Дивами и божествами. Они поступают так потому, что только в этом случае смогут при удаче встретить Сатгуру, получить от Него наставления и подняться над неумолимым законом Причинности или Действия и Последствия.
Даже такие герои, как Арджуна104 и братья Пандавас105, за исключением Юдхиштры, считавшегося воплощением dharam106, были сброшены в нижние подсферы за свое участие в войне, пусть и справедливой, по повелению самого благословенного Господа Кришны, ибо они не смогли, несмотря на все Его увещевания, избавиться от мысли, что действовали самостоятельно107.
И сам Господь Кришна, как говорит нам предание, встретил свою смерть от случайной стрелы, выпущенной бхилом108, таким образом оплатив свою прошлую Карму за свершенное века тому назад зло, когда, будучи Рамой, он убил выпущенной из-за дерева стрелой непобедимого лесного принца Бали. Здесь следует упомянуть, что оба, как Рама, так и Кришна, в разные времена были воплощениями бога Вишну109.
104Арджуна — один из пяти братьев Пандавас. Герой Махабхараты. Именно ему даровал Господь Кришна учение, называемое Бхагавад Гита.
105 Пандавас — пять братьев Пандавас были сыновьями Панду, брата слепого короля Дритараштры из Хастина-пуры, сыновья которого звались Кауравас. Между Кауравас и Пандавас возникла война из-за наследства, называемая Махабхарата.
106 Dharam (Дхарма) — см. сноски 60 и 71.
107 Если человек считает, что он действует сам, он ответствен за свой поступок и набирает Карму. Если же он видит действующую через него Высшую Силу и осознал себя всего лишь безвольной марионеткой во Власти этой Силы, он стал сознательным соработником Божественного Плана, не ответственным за свершенные через него действия, и потому не набирает Кармы.
108 Бхилы — первобытное племя, живущее в горах Виндхайа к северу от реки Нармада; известные стрелки из лука.
109 Вишну — второй бог индуистской Троицы. Поддерживатель и хранитель мира.
Про короля Дазрата, отца Рамы, рассказывают, что однажды ночью, во время охоты в лесу, он услышал неподалеку бульканье. Решив, что дикое животное лакает воду где-то среди камышей и тростников, Дазрат пустил стрелу на звук и поразил юношу Сарвана, пришедшего на берег реки, чтоб наполнить кувшин водой для своих слепых и мучимых жаждой родителей, оставленных им в лесу. Услышав жалобный и полный страдания вопль своей жертвы, король бросился к умирающему. Сарван поведал ему о своем горе и умолял отнести воду его родителям. Полный печали и раскаяния, король отправился к престарелой чете и рассказал о случившемся. Не в силах снести удара, старики умерли, оплакивая свою судьбу и желая подобной участи неизвестному им виновнику преступления. Спустя некоторое время та же судьба постигла Дазрата. Он умер от мучений и отчаяния, причиненных ему болью разлуки с сыном Рамой, изгнанным на четырнадцать лет из страны. Так Немезида110 настигает каждого и каждому воздает по делам его. Таким образом, каждый идет своею дорогой, приходя в этот мир и уходя в долину смерти, понуждаемый неодолимым законом Кармы.
110 Немезида — богиня мщения в древнегреческой мифологии.
Во вторую категорию попадают все те, кто встретил живущего Совершенного Мастера111, был принят им и посвящен в эзотерическую науку о душе, но по той или иной причине не сумел развить общения со Святым Словом хотя бы в какой-то малой степени, будь то потому, что предавался чувственным удовольствиям, просто по лени и нерадению или еще по какой-либо другой причине. Они занимают иное место, чем те, кто находится в первой категории. В момент их смерти, когда душа начинает покидать тело или даже несколько раньше, Сатгуру в своей Лучезарной Форме появляется внутри ученика и берет уходящую душу под свое покровительство и защиту. Лучезарная Форма Мастера настолько радует сердце ученика, что он поглощается Ею, и опадают с него, как осенние листья, все привязанности к миру. Бесстрашно и радостно он следует за Нею в «долину теней смерти». «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня». Так сказано в псалме Давида (Псалтирь 22:4). Такова Его правда: «Я пойду с тобой и укажу дорогу, в твоей наибольшей нужде я буду стоять с тобой». И еще сказано: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (К Евреям 13:5); «Я с вами во все дни до скончания века» (От Матфея 28:20).
111 Живущий Совершенный Мастер — Мастер, который живет на Земле в данное время в отличие от ушедших Мастеров.
Мастер непрерывно следит за действиями своего ученика. Он всегда с ним как в радости, так и в печали. «Он рядом с ним во время Судного Дня», — говорит Нанак. Нет суда над делами ученика дервиша, Мастер есть всё и во всем единственный судья и арбитр над свершенными учеником делами, честными или бесчестными, и поступает так, как находит лучшим. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (От Иоанна 5:26—27). Именно эта Его глубокая забота об ученике и заставила Гуру Нанака с чувством провозгласить:
Люби Совершенного Мастера всем сердцем своим
И заслужи богатства Истины.
Того, кто верит Ему до последнего дня,
Мастер спасает, и это — наверняка.
Как бродячие духи, вверх и вниз блуждают
Отягченные разумом,
Зверье в человеческой форме —
Насквозь и насквозь Света лишенные.
Ади Грант Сахиб, Malar War I
Расстояние не имеет значения для Мастера. Сила Его приходит в последний момент или несколько раньше, где бы ни находился ученик — далеко или поблизости. Она извещает его о наступающем неизбежном часе исхода из мира и затем приходит за ним. Светящаяся Форма Мастера лучезарна. Она сопровождает душу в высшие сферы и назначает ей соответствующее место, заслуженное духовными упражнениями во время жизни на Земле, а также дает ученику наставления, необходимые для дальнейшего и более полного его развития на духовном пути. «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: "Я иду приготовить место вам". И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (От Иоанна 14:2—3).
В случае, если ученик заслужил кару за свое нерадение. Мастер сам налагает необходимое наказание, но никогда не обрекает ученика мучениям и огню ада.
Божественный держатель равновесия (Король Теней)112, который судит каждого по делам его, не властен над учениками Мастера, ибо живут они «во Имя Господа, которое есть крепкая башня» (Притчи 18:10). Нет у Короля Теней власти ни судить их, ни осуждать, ни исполнять приговора. Во всех подобных случаях Мастер сам решает и действует так, как Он считает лучшим. «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Псалтирь 146:11). А поэтому сказано: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (К Евреям 12:6).
112 Король Теней — см. сноску 47.
Не одиноки те, кто любит Мастера,
И не ответственны ни перед кем.
Страданию и боли они не подвергаются.
Ади Грант Сахиб, Gujri War МЗ
Ученики, лишенные всякой привязанности и любви к миру, не возвращаются на Землю, разве что только в исключительных случаях и по исключительным причинам, если Мастер сочтет это необходимым. В таком случае вернувшаяся душа не опускается по шкале существования, но рождается в какой-нибудь богобоязненной и религиозной семье, где без всяких помех сможет опять встретить Мастера-Святого и продолжить свой путь в обитель Отца, начиная с самого раннего возраста, ибо посеянное Мастером семя Слова навечно остается в душе ученика и не может не взойти со временем, расцвести и принести плоды, политые Водою Жизни113, которую душа получит от живущего в то время на Земле Мастера. «Никто не в силах отобрать подарок Гуру; Тот, кто подарил Его, знает, как переправить душу» (Ади Грант. Маш Ml). «Раз Святым посеяно Семя, никто не в силах опалить его» (Соами Джи). Хафиз, персидский поэт и мистик, так говорит нам:
В Судный День будешь ты точно знать,
Что в стране дервишей подсчета нет делам.
Шамаз-и-Табриз говорит:
О смерть!
Ты на свободу выпустила душу из клетки,
Сломанной тобой.
А феникс114 неподвластен ей.
Он, умирая, возродится,
О, почему б и мне не улететь в далекий дом родной,
Зачем мне жить и прозябать в телесном прахе?
113 Вода Жизни — Слово. Свето-Звуковой Жизненный Поток. Шабд, или Наам.
114 Феникс — в египетской мифологии необычайной красоты птица, сгоравшая при приближении смерти и снова возрождавшаяся из своего пепла. Символ вечного обновления.
Дальше у него сказано:
Влюбленные знают, где и как умереть,
И смерть для них — дар Возлюбленного.
Славу Бога открытым Оком своим
Они видят везде и повсюду.
Всех остальных с глазами завязанными
Втолкнут на слепую тропу.
К Господу своему все влюбленные
Тем временем направляются.
Смертью страшной умирают те,
Кто прожил свою жизнь в невежестве;
Кто же бессонные ночи свои проводил
В глубоком страхе Господнем,
Утех нет сожалений, печали, надежд,
Они ищут здесь Его взгляда милости,
Ив блаженстве затем они идут
В Его Святом Присутствии.
Третья категория вмещает в себя всех тех, кто сумел извлечь максимальную пользу из наставлений, данных им Мастером, но не достиг еще совершенства, хотя и находится на пути к нему. Подобные души знают заранее как день, так и час своего отбытия. Ввиду того, что они знакомы в совершенстве с процессом смерти и [еще при жизни] умирают ежедневно, смерть их не страшит, ибо им известен ее призрачный характер. Наоборот, они охотно и спокойно поджидают назначенный час и добровольно сбрасывают с себя изношенную смертную мантию, точно также как надели ее в момент появления на Земле. Им известны некоторые высшие духовные сферы, которые они пересекают изо дня в день в обществе Силы Мастера, им точно известно то место, куда они попадут и где будут находиться и действовать после своей смерти, чтоб в дальнейшем подняться в еще более высокие сферы Творения. Они живут сознательно и непрерывно в любви Мастера, и Сила Мастера вечно пребывает в них. Он их опора и поддержка, они Его верноподданные и, кроме Мастера, никому и ничем не обязаны. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (К Галатам 5:18).
В четвертую категорию попадают совершенные души. Они еще во время своей земной жизни достигли полного освобождения (jivan mukats) и живут независимой жизнью духа. Прекрасно зная — причем задолго до назначенного срока, — когда именно они должны будут вернуться в Отчизну своего Отца, подобные совершенные души радостно ожидают назначенный час и приветствуют тот способ, которым предписано им оставить свое тело, — на кресте или на виселице, на раскаленных докрасна железных плитах или на плахе. Не имея своей собственной воли, они живут по Воле Бога и с радостью встречают смерть как способ Воссоединения с Возлюбленным; им безразлично, наступит ли она мгновенно или медленно, как то могут приказать религиозные фанатики или тиранические властители, ибо момент смерти есть для них момент величайшего ликования. Поэтому, доживая остаток своей жизни минуту за минутой, они не заботятся о том, будет ли с них содрана живьем кожа, разрубят ли их на куски, сожгут ли на костре, заставят выпить чашу цикуты115 или вместе с ворами распнут на кресте. Они приветствуют приближающуюся смерть, какую бы форму та ни приняла. Таков путь Гурмуков116, Святых и пророков.
О Гуру Амар Дасе117 рассказывают, что, когда наступил час его смерти, он созвал учеников и сказал им: «Я ухожу теперь обратно к Богу. Никто не должен плакать обо мне. Тот, кто ослушается моей воли, навлечет мое недовольство. После того как покину я свое тело, начинайте слушать тихую Музыку души».
115 Цикута — яд, который по приговору суда выпил греческий философ Сократ.
116 Гурмук (gurmukh) — в буквальном переводе: тот, чье лицо повернуто к Гуру; тот, кто полностью отдал себя Гуру; тот, кем управляет Гуру; высокоразвитая душа, сбросившая с себя все три покрывала (физическую, астральную и причинную обертки) и достигшая 4-й сферы Творения, или Пар-Брахманда. Также говорится, что только Святой есть истинный Гурмук. Противоположность Гурмука — Манмук (manmukh), в буквальном переводе: тот, чье лицо повернуто к разуму, тот,кто слушает приказы разума, поклонник разума и мирских путей, — материалист.
117 АмарДас — Гуру. Учил с 1553 по 1574 г. Третий Гуру сикхов, начиная с Гуру Нанака.
Шамаз-и-Табриз сказал: «В день смерти моей, когда катафалк мой будет медленно продвигаться вдоль улиц, ни на секунду не подумайте, что оставил я мир с сожалением. Увидев мой гроб, не скажите ни слова о разлуке, ибо тогда я буду уже в единении с Богом. Отвернув лицо свое от мира, я предстану перед вечной Реальностью». Хазур Бабй Джаймал Сингх Джи Махарадж предсказал свой конец задолго до того, как он наступил. Оканчивая свое мирское паломничество, он произнес такие слова: «Я возвращаюсь на свою родину, и никто не должен просить меня задержаться здесь. Моя миссия в этой жизни окончена. Я собрал несчетные духовные богатства. И счастлив я, что наконец иду в Обитель моего Отца».
Плакать и сокрушаться о смерти Святых — святотатство, ибо воистину возвращаются они в свой собственный Дом. Можно проливать обильные слезы в день смерти мирского человека — его насильно извлек из тела Принц Нижнего Мира.
О Кабир, зачем плакать о смерти Святого,
Он вернулся обратно в Обитель свою.
Плачь, коль хочешь, в день смерти мудреца земного,
Со знанием сегодня одним, а завтра другим.
После того как Святой выполнит свою миссию, Его отзывают, и, вернувшись обратно, Он занимает почетное место в Господнем Дворце.
Умереть подобной смертью есть редкая привилегия и великое благословение, которому могут позавидовать могущественные короли и императоры.
Глава V
ЧТО СЛУЧИТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ?
«И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет» (Бытие 1:3). И этот Свет есть истинный Свет, светящийся в каждом, кто приходит в мир. И Свет есть жизнь человека.
Подобными незабываемыми словами Священные Писания описывают бытие или сотворение Вселенной и всего того, что существует в ней. Лучи Света, вибрирующие совместно с Музыкой Жизни118, исходящие из не имеющего формы Абсолютного Бытия, породили Мироздание с его всевозможными красками и бесчисленными формами119.
118 Музыка Жизни — см. сноску 16.
119 «Наше Мироздание — всего лишь один творящий Луч Света, исходящий из Абсолютного Бытия; существуют другие творящие Лучи Света и, соответственно, иные Творения, о чем знают только Святые степени Парамсант-Сатгуру». (Из частной беседы Роберта Редиин с Санг Кирпал Сингхом в 1970 г. в городе Раджпуре, Индия.) (прим. пер.).
Как вверху, так и внизу Дух и Сила Бога, проявленные в Святом вибрирующем Свете, пронизывают все четыре Великих Подразделения Вселенной: Сач-Кханд — сферу Истины или Неизменное Пространство в Его первозданной чистоте, с материальной причиной (разумом), ещё скрытой и свернутой в Нём; Брахманд — второе Великое Подразделение Вселенной, вызванное к жизни вселенским разумом из первоначальной сути Волею Всевышнего Бога; затем следующее — Анда, третье Великое Подразделение, называемое астральным миром с веществом разума в неуловимом, неопределенном, утонченном состоянии; и, наконец, Пинда — физический мир, четвертое Великое Подразделение, создание грубого, тяжелого разума.
Во время нашего существования на Земле мы отрабатываем предопределенную нам с великой точностью и аккуратностью судьбу, созданную так называемой Пралабд Кармой120, которая в общих чертах набрасывает для каждого индивидуума план его жизни, её направление и продолжительность. Эта материальная сфера есть как бы ликвидационная контора или расчётная палата, в которой каждый расплачивается по своим векселям, собранным им в прошедшие века, сводит счета и, поступая так, невольно тут же открывает новые дебиторские счета, делает новые долги, которые ему придется оплатить в далеком будущем — и никто не знает, когда, где и каким именно способом. Таким образом, собирая посеянное в прошлом, мы подготавливаем почву для нового посева, в сезон или вне сезона, семенами хорошими ли, плохими или нейтральными, — и всё это делаем беспорядочно, бессистемно, поощряемые разумом и чувствами.
120 Пралабд Карма. Карма – этот термин индийской духовной мысли означает то, что каждое наше действие определяет наше будущее не только в текущей жизни, но и в жизни предстоящей. Пралабд — та порция Кармы, которая назначена на текущую жизнь и является ее причиной.
Мудрецы называют сферу Земли «karam khshetra», или полем действия, где посев и жатва идут автоматически и непрерывно во все времена под надзором, управлением и контролем Дхарам Раджа121, Короля Теней, взвешивающего, оценивающего и судящего каждую мысль и действие, как бы незначительны и неважны они ни казались. Он судит верно и добросовестно и выносит каждому человеку справедливый приговор в конце его жизни. Нанак называет сферу Земли «Dharam Khand», ибо именно здесь каждая приходящая в эту сферу паломница-душа должна будет полностью осознать, что существует справедливый Закон Возмездия и Воздаяния, который управляет всеми совершенно одинаково, беспристрастно и не ведает исключений. Каждый взвешивается весом его собственных дел и действий. Великий урок Брахмана122 преподносится здесь зачастую тяжелыми ударами, мощными толчками — чтобы запомнился и не был забыт. Брахман является Богом трех сфер: плотной, или физической; утонченной, или астральной; и, наконец, причинной, или инструментальной (Пинда, Анда и Брахманд). Все эти три сферы являются зонами всемирного разума с их бесчисленными сферами и подсферами, включая inter alia различные ады и рай с их промежуточными стадиями, созданными нашими чувствами, чувствительностью, способностями, а также тем, что нам нравится и не нравится, любовью и ненавистью, гордостью и предрассудками, порожденными всевозможными желаниями. Каждый из нас, таким образом, создает свою собственную обитель не только здесь, но и в мирах последующих — астральном и мире разума, — где он хранит впечатления, собранные им в различных своих воплощениях с самого начала времен. Все собранные впечатления оседают и остаются в душе, принимая форму скрытых индивидуальных способностей, и хранятся в складках кармического тела123. С наступлением времени перевоплощения часть из них подготавливает эфирное тело — еще до создания плотного тела. Таким образом, судьба человека отливается в форму еще до возникновения его физического тела. Так отрабатываются в жизни бывшие скрытыми причины.